Технологическая карта урока окружающего мира «Вода. Свойства воды» (УМК «Школа России», 3 класс)
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Долгушева Анна Владимировна

Тип урока: открытие нового знания

Цель урока: формирование у обучающихся представления воде и её свойствах.

Задачи урока

Дидактические:

1. Формировать и дополнять знания о свойствах воды;

2. Формировать представления учащихся о применении свойств воды в жизни человека.

Развивающие:

1.Развивитие познавательных интересов;

2.Развивать навыки практической деятельности (опыты), наблюдательности, внимания, аккуратности, любознательности.

Воспитательные:

1.Воспитание адекватное понимание причины успеха/неуспеха в учебной деятельности;

2.Формирование уважительное отношение к природе, пробудить интерес и расширить общий кругозор к познанию окружающего мира.

УМК: ««Школа России», учебник Окружающий мир: 3 кл.: Учебник: в 2ч./М.И.Моро. - М.: Просвещение, 2020.- Ч.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Дата: 13.10.2023

Школа: МАОУ «МЛ № 148»

Класс: 3 «Кад»

Урок: 1

Время: 8:00-8:40 Кабинет: 104

Студент: Долгушева Анна Владимировна

Группа: 45

Учитель: Милых Наталья Витальевна

Методист: Горячева Светлана Леонидовна

Тема урока «Вода. Свойства воды»

Тип урока: открытие нового знания

Цель урока: формирование у обучающихся представления воде и её свойствах.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1. Формировать и дополнять знания о свойствах воды;

2. Формировать представления учащихся о применении свойств воды в жизни человека.

Предметные:

1. Узнать о значении воды для всего живого, физические свойства и химическое свойство воды, необходимость бережного использования воды;

2. Определять с помощью наблюдений и опытов свойства воды.

Развивающие:

1.Развивитие познавательных интересов;

2.Развивать навыки практической деятельности (опыты), наблюдательности, внимания, аккуратности, любознательности.

Личностные:

1.Проявлять интереса к чтению планов и их практическому использованию;

2. Формировать интерес к предметно-исследовательской   деятельности

3.Организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и одноклассниками.

Воспитательные:

1.Воспитание адекватное понимание причины успеха/неуспеха в учебной деятельности;

2.Формирование уважительное отношение к природе, пробудить интерес и расширить общий кругозор к познанию окружающего мира.

УМК: ««Школа России», учебник Окружающий мир: 3 кл.: Учебник: в 2ч./М.И.Моро. - М.: Просвещение, 2020.- Ч.

Этап

Образова-тельная цель этапа урока

1Формы организации учебной деятельности, 2методы и 3приемы, 4 формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося

Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности

(1 – 2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Ф

Словесный: беседа.

Приёмы: организация учебного общения.

1. Проверяет готовность обучающихся к уроку.

2. Создание эмоционального настроя. Налаживание контакта с классом.

-  Здравия желаю товарищи кадеты. Меня зовут Анна Владимировна, сегодня я проведу у вас урок окружающего мира.

- Сейчас мы поиграем в игру «Нужные качества». Посмотрите на слайд, скажите какие качества нам сегодня понадобятся, а какие лишние.

- Отлично, молодцы!

Показывают свою готовность к уроку. Ответное приветствие учителя.

Понадобятся: внимание, старание, память, умение слушать, хорошо себя вести

Лишние:

УУРД: выработать учебную мотивацию.

УУКД: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса.

Актуализация знаний и мотивация

(4 – 5 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Ф, П

Словесный: опрос, беседа.

Приёмы: организация учебного общения.

Взаимоконтроль с образцом на доске.

1. Повторение пройденного материала.

-Прежде чем, мы перейдём к теме нашего урока, мне хотелось бы узнать, как вы усвоили тему прошлого урока.

- Сейчас вы получите карточки с заданием. Вы должны будете ответить на вопросы теста. У вас есть 5 минут.

ВАРИАНТ 1

1. Что такое воздух? Обведи нужную букву.

а) воздух – это жидкое вещество;

б) воздух – это твердое вещество;

в) воздух – это газообразное вещество.

2. Какие вещества входят в состав воздуха? Обведи кружком все буквы правильных ответов.

а) кислород;      б) водород;        в) азот;      г) углекислый газ.

3. Какими свойствами обладает воздух? Вычеркни лишнее.

Прозрачен, синий, проводит звуки, не имеет запаха, плохо проводит тепло, при охлаждении сжимается, при нагревании расширяется, бесцветен.

4. Растения, зимующие под снегом, не замерзают. Какое свойство воздуха используется? Обведи нужную букву.

а) при охлаждении воздух сжимается;       б) воздух плохо проводит тепло;

в) при нагревании воздух расширяется.

5. По каким причинам происходит загрязнение воздуха? Обведи кружком буквы правильных ответов.

а) дыхание животных;      б) курение;        в) выхлопные газы машин;

г) выбросы отработанных газов заводов;      д) пожары и горящие костры.

ВАРИАНТ 2

1. Что такое воздух? Обведи нужную букву.

а) воздух – это смесь газов;       б) воздух – это смесь жидкостей;

в) воздух – это смесь твердых веществ.

 2. Какие вещества входят в состав воздуха? Обведи кружком все буквы правильных ответов.

а) азот;       б) пропан;       в) углекислый газ;        г) кислород.

3. Какими свойствами обладает воздух? Вычеркни лишнее.

Упругий, без запаха, прозрачен, имеет форму шара, бесцветен, при нагревании расширяется, плохо проводит тепло, при охлаждении сжимается.

4.  В окнах устанавливаются двойные рамы на зиму. Какое свойство воздуха используется? Обведи нужную букву.

а) при нагревании воздух расширяется;         б) при охлаждении воздух сжимается;

в) воздух плохо проводит тепло.

5. По каким причинам происходит загрязнение воздуха? Обведи кружком буквы правильных ответов.

а) пожары и горящие костры;     б) подвижные игры;        в) выхлопные газы машин;

г) чтение книг;             д) выбросы отработанных газов заводов и фабрик.

- Время истекло. Поменяйтесь карточками с соседом и сверьте ответы на карточке с верными ответами на экране.

- Если всё правильно – поставьте «5», если есть 1-2 – поставьте «4», если 3-5 ошибок – «3».

- Обменяйтесь карточками обратно.

- Встаньте те, у кого нет ошибок.

- Молодцы!

- Сейчас посмотрите на экран и ещё раз посмотрите на правильные ответы.

Отвечают на вопросы, поставленные учителем.

Обучающиеся выполняют тест.

Взаимопроверка заданий теста.

УУРД:

признавать своё право на ошибку и такое же право другого.

УУПД:

использовать вопросы как исследовательский инструмент познания.

УУКД: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.

Учебная презентация:

слайд №1 (карточки с заданием)

Постановка учебной задачи

(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф

Словесный: опрос, беседа.

Наглядный: изображение местности на слайде.

Приёмы: организация учебного общения.

Самоконтроль

1. Подведение к формулировке темы и целей урока.

- Про воздух и его мы с вами уже поговорили, теперь для того, чтобы узнать тему нашего урока, вы должны отгадать загадки. О каком веществе в них говорится?

  • Серебристая Морковка
    Прицепилась к крыше ловко.
    Уцепилась за карниз
    И растёт зимою вниз.
  • С неба падают крупинки,
    Это маленькие льдинки. 
    Им вообще никто не рад,  
    Потому что это ....
  • Зимой греет,
    Весной тлеет,
    Летом умирает,
    Осенью оживает.
  • Сквозь густую пелену
    Ничего я не пойму.
    Дом, деревья, водоем
    Серый гость накрыл плащом.

- Какое вещество «спряталось» в загадках?

- Отлично!

2. Определяет тему урока, совместно с детьми ставить цель и план урока.

-Как вы думаете, какая у нас сегодня тема урока?

- Молодцы. Тема нашего урока «Вода и её свойства».

- Какую поставим цель для нашего урока?

Сегодня мы будем говорить о воде и проведем практическую работу, чтобы лучше узнать свойства воды.

- А для того, чтобы  добиться цель,  что мы должны  составить? На слайде изображены слова-опоры, предположите план на урок.

ПЛАН

  1. Узнаем…
  2. Выясним…
  3. Выполним…

- Все верно!

Отвечают на вопросы, поставленные учителем.

(Сосулька)

(Град)

(Снег)

(Туман)

(Вода).

Вода

Познакомиться со свойствами воды

1. Узнаем о значении воды для всего живого, физические свойства и химическое свойство воды, необходимость бережного использования воды.

2. Выясним сколько свойств у воды

3. Выполним опыты и наблюдения.

УУРД:

составлять план действий; принимать себя и других не осуждая.

УУПД:

работать по предложенному плану, выдвигать свой план.

УУКД: воспринимать и формулировать цели и задачи

деятельности на уроке.

Учебная

презентация:

слайд № 2,3, 4,5,6 (Загадки)

Учебная презентация:

слайд №7,8,9 (Тема и цели урока)

"Открытие" детьми нового знания

(7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Ф, Г

Словесный:

беседа.

Практический: выполнение задания на карточках.

Наглядный: 

Приёмы: наблюдение, анализ информации.

Устный взаимоконтроль

 1. Открытие для детей новых сведений.

-  А сейчас мы с вами прослушаем песенку из одного старого кинофильма. Вы внимательно прослушайте и ответьте на вопрос. Можем ли мы прожить без воды?

- Правильно ребята!

Пьют собаки и коты,     

И деревья, и цветы,

Даже мухи без воды

И ни туды, и ни сюды!

Нет, товарищи, не зря

Есть и реки, и моря,

Потому что без воды

И ни туды, и ни сюды!

- Вода имеет огромное значение в природе и в жизни человека.

Как вы думаете, много ли воды на Земле? Посмотрите на глобус. Такой видят космонавты землю из космоса. Голубым цветом изображены моря и океаны нашей планеты. Вода занимает три четверти поверхности земного шара, она повсюду. Толстый слой воздуха окутывает сплошной оболочкой весь земной шар. И в воздухе находится вода. Она есть и под землей. Огромные скопления льда находятся у северного и южного полюсов. Лед там и на суше, и в океане. Вода входит в состав любого живого организма. Вода содержится во всех частях растений. Вспомните, как много соков в плодах арбуза, апельсина, лимона. Этот сок - вода с растворенными в ней различными веществами. В теле животных вода обычно составляет больше половины массы. Много воды и в теле человека. Наше тело почти на две трети состоит из воды. Она входит в состав крови, который разносит по всему организму питательные вещества. Испаряясь из поверхности нашей кожи, вода регулирует температуру нашего тела. Она необходима организму для удаления вредных веществ.  Живой организм постоянно расходует воду и нуждается в ее пополнении. Например, человеку в сутки требуется два литра воды. Часть ее он выпивает, а часть содержится в пище. Воду пьют поля и леса, без нее не могут жить ни звери, ни птицы, ни люди. Но вода не только поет, но еще и кормит. По морям и океанам днем и ночью плывут тысячи рыболовных судов. Вода добывает электрический ток, работая на электростанциях. Вода моет всех людей, города, машины, дороги. А еще вода- это самая большая и удобная дорога. По ней плавают корабли, которые везут разные грузы и пассажиров. Без воды не замесить тесто для хлеба, не приготовить бетон для стройки, не сделать ни бумагу, ни ткань для одежды, ни резину, ни конфеты, ни лекарства – ничего не сделать без воды. Вот она какая вода. Но это все стало доступно человеку только после того, как он хорошо изучил свойства этого вещества.

Нет, не можем, потому что…

Да

УУРД:

осознанно относиться к другому человеку, его мнению.

УУПД:

выявление причинно- следственных связей.

УУКД: принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению; ответственно выполнять свою часть работы; выполнять поручения.

Учебная презентация:

слайд №10

Учебная презентация:

слайд №11

Первичное закрепление

(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Ф, П, Г

Словесный:

беседа.

Наглядный: изображение чемодана на слайде.

 

1. Закрепление с детьми полученных знаний на уроке.

- Давайте окунемся с вами в практическую работу.

- Мы с вами проделаем опыты, в результате которых узнаем о свойствах воды.

Опыт №1. В стакан с водой я опущу ложку. Видна ли она?

- О чем это говорит?

Да, это говорит о том, что вода прозрачная.

Опыт №2. Возьмем в руки цветные полоски бумаги, приложим и сравним цвет воды и цвет каждой полоски. Как мы видим, цвет воды не совпадает ни с одной из полосок.

- О чём говорит этот опыт?

- И это говорит о том, что вода бесцветная.

Опыт №3. Когда мама печет пироги, аппетитный запах можно почувствовать даже за пределами квартиры. Тонкий аромат издают духи, цветы. А чем пахнет чистая вода? Понюхав, мы заметим, что вода не имеет запаха.

Опыт №4. Насыплем в один стакан с водой соли или сахара, а в другой столько же измельченного мела. Помешаем воду. Вода растворила кристаллы соли и сахара, а часть мела осела на дно.

- О чём говорит этот опыт?

Это говорит о том, что вода является растворителем. Вода - универсальный растворитель, растворяет почти все, даже металлы, например, серебро. Свойства воды растворять используются в быту в различных ситуациях.

А можно ли очистить мутную меловую воду или с примесями песка и глины?

Опыт №5. Приготовьте стакан с мутной водой, чистый стакан, воронку, стеклянную палочку и фильтр. Фильтр- это приспособление для очистки воды. Наш фильтр сделан из специальной бумаги. Поместите воронку в пустой стакан и положите фильтр по стеклянной палочке. Вливайте в воронку мутную воду. Теперь понаблюдаем за водой, которая вытекает из воронки, проверим ее на прозрачность. Нерастворенные вещества остались на фильтре. Такая очистка называется фильтрованием. В быту для очистки воды применяются более совершенные фильтры, чем наш.

Опыт № 6. А что происходит с водой при нагревании и охлаждении? Если колбу с трубкой, заполненную подкрашенной водой, опустим в горячую воду. Мы увидим, что вода в трубке поднимается.

Опыт № 7. А если ту же колбу поставим в тарелку со льдом. Вода в трубке опускается.

Обсуждение путешествия в паре

Да, видна

О том, что вода прозрачная

У воды нет цвета

У воды нет запаха

Вода растворяет некоторые вещества.

Получается, нерастворенные вещества остаются на фильтре, а вода проходит через него.

Это говорит о том, что вода при нагревании расширяется, при охлаждении- сжимается.

УУРД:

осознанно относиться к другому человеку, его мнению.

УУПД:

устанавливать существенный признак сравнения, критерии проводимого анализа.

УУКД: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с  целями и условиями общения.

Физминутка (1 мин)

Самостоятельная работа с самопроверкой

(4 – 5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха.

И,П

Практический: самостоятельная работа в рабочей тетради.

Приёмы: организация учебного общения, анализ информации.

Взаимоконтроль

1. Организовывает самостоятельную деятельность по освоению новых знаний.

- Ребята, сейчас я раздам вам карточки с заданиями, вам нужно обвести в кружок номера тех предложений, в которых правильно указаны свойства воды.

Вариант 1

Вода:

1. Имеет цвет.

2. Не имеет цвета.

3. Имеет запах.

4. Не имеет запаха.

5. Не обладает текучестью.

6. Обладает текучестью.

7. При охлаждении сжимается, при нагревании расширяется.

8. Имеет форму.

9. Не имеет формы.

Вариант 2

Вода:

1. Не имеет вкуса.

2. Имеет вкус.

3. Непрозрачна.

4. Прозрачная

5. Растворяет песок и мел.

6. Растворяет соль и сахар.

7. При нагревании сжимается, при охлаждении расширяется.

8. Имеет форму.

9. Не имеет формы.

- Давайте проверим, поменяйтесь карточками с соседом по парте, возьмите карандаш красного цвета и рядом с правильными ответами поставьте «плюс».

- Если всё правильно – поставьте «5», если есть 1 ошибка – поставьте «4», если 2-3 ошибки – «3».

Выполняют задание в карточках и обмениваются ими для взаимопроверки.

 

УУРД:

владеть способами самоконтроля, самомотивации; признавать своё право на ошибку и такое же право другого.

УУПД:

Выявлять причинно- следственные связи.

УУРД:

владеть способами самоконтроля.

УУПД:

Выявлять причинно- следственные связи.

УУКД: выражать свою точку зрения в устных текстах.

Карточки с заданием

Учебная презентация:

слайд №

Включение в систему знаний, повторение

(7 – 8 мин)

Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Ф, П

Словесный:

беседа.

Наглядный: изображение местности на слайде.

Практический:

Измерение по плану местности.

Приёмы: рассматривания, измерения, организация домашней работы.

1. Организует повторение и закрепление ранее изученного на уроке.

1. Какую роль играет вода в жизни организмов?


2. Как мы изучали свойства воды?


3. О каких свойствах воды ты теперь знаешь?

  1. Как можно очистить загрязнённую воду?

Вода в природе существует в трех состояниях: жидком, твердом, газообразном. Различные состояния воды зависят от температуры. Туман, лед, ручей - это все вода. Лед - это вода в твердом состоянии.

Нам известно, что вода при охлаждении сжимается, однако, превращаясь в лед, вода, наоборот, расширяется. Из- за этого даже зимой лопаются водопроводные трубы. Вода в них замерзает и, расширяясь, так сильно давит на трубы, что они разрываются.

Где же мы можем увидеть воду в газообразном состоянии? Как вы знаете, это пар и туман. Если вы потрете мокрой тряпкой классную доску, через несколько минут доска снова станет сухой. Вода с нее испарится, то есть превратится в пар, прозрачный, бесцветный газ. Водяной пар- это вода в газообразном состоянии. Круговорот воды происходит и в природе. Солнечные лучи нагревают поверхность нашей планеты.

При этом испаряется огромное количество влаги. Водяные пары поднимаются в воздух с поверхностей морей, океанов, озер, рек. Из почвы воду испаряют все растения. Вода превращается в пар в любое время года, даже зимой. Воздушные течения разносят поры воды и облака над землей. Накопившаяся в них влага выпадает в виде дождя или снега.

Наши мамы в летнее время сушат белье, вывешивая его на улице. Получается, в жару белье высыхает, так как вода испаряется. То же самое мамы делают и зимой, помещая только что постиранное белье на улицу или на балкон.

Давайте узнаем, как вода из одного состояния переходит в другое. Состояние воды при испарении мы называем газообразным. Вода испаряется, поднимается высоко в небо и в виде облаков проходит по нему. Воду, которая испарилась, мы считаем теплым воздухом. Когда холодный ветер встречается с теплым высоко над землей, газообразные частицы воды начинают притягиваться друг к другу, превращаясь в капли. Этот процесс перехода из

газообразного состояния в жидкое называется конденсацией. Эти капли, не удерживаясь высоко над землей, начинают падать вниз в виде осадков.

Получается таким образом, вода совершает круговорот. Этот круговорот происходит в природе непрерывно. Где- то вода испаряется, где- то выпадает в виде осадков. Чтобы сохранить воду чистой, государство создает заповедники, заказники, на предприятиях используют очистительные сооружения. Мы с вами тоже можем повлиять на сохранение воды в чистоте. Для этого надо знать, что нельзя бросать в нее мусор, мыть технику в водоемах и что такой важный ресурс нужно экономить. Кто- то скажет, что воды на свете много, и он будет прав, так как ее много в океанах и морях. Однако морская вода соленая и потому непригодна для питья, а также для многих технических производств и сельского хозяйства. Пресной

воды существенно меньше, и треть населения земли испытывает в ней острый недостаток. Основные запасы пресной воды сосредоточены в

полярных льдах. Ограниченные запасы пресной воды еще больше сокращаются из- за загрязнения.

Не расходуйте воду напрасно, берегите ее. Знайте, что вода - главный источник жизни на

земле.

2. Объясняет сущность домашнего задания. Побуждает к поиску новых знаний вне урока, с учетом собственных возможностей, интересами учащихся.

Читают информацию в учебнике.

Без неё невозможно существование живых организмов. Ведь она входит в состав любого живого организма, а для некоторых является ещё и домом.

Мы изучали её свойства с помощью опытов.
Я знаю такие свойства, как прозрачность, бесцветность, отсутствие запаха, способность расширяться при нагревании и сжиматься при охлаждении, растворять другие вещества.
Её можно очистить с помощью специальных фильтров.

Пар и туман

УУРД:

осознанно относиться к другому человеку, его мнению; признавать своё право на ошибку и такое же право другого.

УУРД:

выявление причинно- следственных связей.

УУКД: спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать своё.

Рефлексия деятельности

(2 – 3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф

Словесный:

беседа, опрос.

Приёмы: организация учебного общения.

1. Организует подведение итога урока, рефлексию, оценку   результатов деятельности обучающихся.

- Ребята, вспомните, какая тема урока была и какую цель мы ставили в начале занятия? Мы ее достигли?

-Какие пункты плана нашего урока мы решили?

- Какую информацию вы считаете для себя полезной?

- Закончите некоторые предложения.

  • Сегодня на уроке я   …
  • Больше всего мне понравилось   …
  • Самым интересным сегодня на уроке было  ...
  • Самым сложным для меня сегодня было  ….
  • Сегодня на уроке я почувствовал   ...
  • Сегодня я понял  ...
  • Сегодня я научился ...

Оценивают эффективность своей деятельности на уроке, анализируют возникшие трудности и способы их преодоления.

Вода

Познакомиться со свойствами воды

Да

1. Узнаем о значении воды для всего живого, физические свойства и химическое свойство воды, необходимость бережного использования воды.

2. Выясним сколько свойств у воды

3. Выполним опыты и наблюдения.

Заканчивают предложения

УУРД:

признавать своё право на ошибку и такое же право другого.

УУПД:

использовать вопросы как исследовательский инструмент познания.

УУКД: выражать свою точку  зрения.

Учебная презентация:

слайд №13,14,15 (Тема, цели урока)

Вариант 1

Вариант 2

Не имеет цвета

Не имеет запаха

Обладает текучестью

При охлаждении сжимается

Не имеет формы

Не имеет вкуса

Прозрачная

Растворяет соль и сахар

Не имеет формы

Вариант 1

Вариант2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы к уроку окружающего мира на тему "Вода. Свойства воды. Значение воды для живых организмов".

В папку помещены: конспект урока, инструкции к опытам, презентация для наблюдения опытов с водой....

Технологическая карта урока окружающего мира «Тела, вещества, частицы» (УМК «Школа России», 3 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования знаний у учащихся о телах, веществах, частицах, а также познакомить с разнообразием веществ.Задачи уро...

Технологическая карта урока окружающего мира «Что такое хвоинки?» (УМК «Школа России», 1 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование умений различать хвойные и лиственные деревья, знакомство с хвойными деревьями, с отличительными признаками сосны и ели.Задачи у...

Технологическая карта урока окружающего мира "Каким бывает транспорт" (УМК "Школа России", 2 класс, А.А. Плешаков)

Тип урока: «открытия» нового знания.Цель урока: формирование знаний обучающихся о различных видах транспорта.Задачи урока:Дидактические:Научить различать различные виды транспорта.Научить ...

Технологическая карта урока окружающего мира "Какие бывают растения" (УМК "Школа России"); 2 класс

Тип урока: открытие нового знанияЦель урока: создать условия для формирования у учащихся представления о многообразии растений, умение группировать их (деревья, кустарники, травы), познакомить с некот...

Технологическая карта урока окружающего мира "Лес и человек" (УМК "Школа России", 4 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: ознакомление учащихся с ролью леса в жизни человека, с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине людей, с охранной деятельност...