Урок окружающего мира, в рамках проведения стажировочной площадки по астрономии.Планеты Солнечной системы
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Место урока в учебном плане: урок окружающего мира в 4 классе входит в раздел «Земля и человечество», 1 четверть, по программе А.А.Плешакова «Окружающий мир» УМК «Школа России»

Тема урока: Планеты Солнечной системы

Цели урока:

1. Формировать представление о планетах Солнечной системы.

2.Развивать аналитическое, абстрактное мышление, умение применять знания на практике, умение сравнивать, сопоставлять, делать выводы. Развивать коммуникативные умения учащихся.

3.Воспитывать внимательное отношение к явлениям, происходящим вокруг нас, воспитывать любознательность, организованность, самостоятельность, умение использовать накопленные ранее знания, умение работать в группе, в коллективе.

Задачи:

  • познакомить с планетами Солнечной системы и их отличительными особенностями;
  • выявить отличительные особенности планет;
  • развивать познавательный интерес учащихся, умение сравнивать, анализировать;
  • расширять кругозор, учить работать с информацией, полученной из разных источников;
  • воспитывать коммуникативные навыки, умение работать в команде.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Технология: Технология развития критического мышления

Оборудование: персональный компьютер, мультимедийный проектор, акустическая система (колонки), экран, презентация, картины, таблицы, раздаточный материал, цветные карандаши, альбомные листы

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: 

формирование у обучающихся целостной картины мира.

формирование представления о Солнечной системе, о форме и размерах планет, вращении их вокруг Солнца.

Метапредметные: 

Формируемые УУД:

Познавательные

 использовать наблюдения для получения информации, устанавливать основания для сравнения; формулировать выводы по его результатам; определять существенный признак для классификации; классифицировать несложные объекты.

умение работать с информацией

выбирать источник для получения информации (учебник, словарь, Интернет);

анализировать текстовую, изобразительную, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;

использовать таблицы для представления информации;

регулятивные

 понимать учебную задачу, сохранять ее в процессе учебной деятельности;

 планировать способы решения учебной задачи, намечать операции, с помощью которых можно получить результат; выстраивать последовательность выбранных операций;

контролировать и оценивать результаты и процесс деятельности;

 коммуникативные

 осуществлять смысловое чтение участвовать в диалоге, соблюдать правила ведения диалога

осознанно строить в соответствии с поставленной задачей речевое высказывание.

 умение участвовать в совместной деятельности:

 понимать и принимать цель совместной деятельности; обсуждать и согласовывать способы достижения общего результата; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, оценивать свой вклад в общее дело;

 Личностные: 

способности к проявлению взаимопомощи, конструктивному общению, к совместной деятельности со взрослыми и сверстниками; понимания важности научных знаний для жизни человека и развития общества; познавательных интересов, позитивного опыта познавательной деятельности, умения самостоятельно организовывать самостоятельное познание окружающего мира (формирование первоначальных представлений о научной картине мира)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира, в рамках проведения стажировочной площадки по астрономии.

Учитель: Безрядина Ирина Анатольевна, учитель начальных классов (высшая квалификационная категория)

Место урока в учебном плане: урок окружающего мира в 4 классе входит в раздел «Земля и человечество», 1 четверть, по программе А.А.Плешакова «Окружающий мир» УМК «Школа России»

Тема урока: Планеты Солнечной системы

Цели урока:

1. Формировать представление о планетах Солнечной системы.

2.Развивать аналитическое, абстрактное мышление, умение применять знания на практике, умение сравнивать, сопоставлять, делать выводы. Развивать коммуникативные умения учащихся.

3.Воспитывать внимательное отношение к явлениям, происходящим вокруг нас, воспитывать любознательность, организованность, самостоятельность, умение использовать накопленные ранее знания, умение работать в группе, в коллективе.

Задачи:

  • познакомить с планетами Солнечной системы и их отличительными особенностями;
  • выявить отличительные особенности планет;
  • развивать познавательный интерес учащихся, умение сравнивать, анализировать;
  • расширять кругозор, учить работать с информацией, полученной из разных источников;
  • воспитывать коммуникативные навыки, умение работать в команде.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Технология: Технология развития критического мышления

Оборудование: персональный компьютер, мультимедийный проектор, акустическая система (колонки), экран, презентация, картины, таблицы, раздаточный материал, цветные карандаши, альбомные листы

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: 

формирование у обучающихся целостной картины мира.

формирование представления о Солнечной системе, о форме и размерах планет, вращении их вокруг Солнца.

Метапредметные: 

Формируемые УУД:

Познавательные

 использовать наблюдения для получения информации, устанавливать основания для сравнения; формулировать выводы по его результатам; определять существенный признак для классификации; классифицировать несложные объекты.

умение работать с информацией

выбирать источник для получения информации (учебник, словарь, Интернет);

анализировать текстовую, изобразительную, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;

использовать таблицы для представления информации;

регулятивные

 понимать учебную задачу, сохранять ее в процессе учебной деятельности;

 планировать способы решения учебной задачи, намечать операции, с помощью которых можно получить результат; выстраивать последовательность выбранных операций;

контролировать и оценивать результаты и процесс деятельности;

 коммуникативные

 осуществлять смысловое чтение участвовать в диалоге, соблюдать правила ведения диалога

осознанно строить в соответствии с поставленной задачей речевое высказывание.

 умение участвовать в совместной деятельности:

 понимать и принимать цель совместной деятельности; обсуждать и согласовывать способы достижения общего результата; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, оценивать свой вклад в общее дело;

 Личностные: 

способности к проявлению взаимопомощи, конструктивному общению, к совместной деятельности со взрослыми и сверстниками; понимания важности научных знаний для жизни человека и развития общества; познавательных интересов, позитивного опыта познавательной деятельности, умения самостоятельно организовывать самостоятельное познание окружающего мира (формирование первоначальных представлений о научной картине мира)

Ход урока

(На доске записаны слова.)

 Метеорит, Земля, Марс, Венера, Меркурий.

Как вы думаете, какое слово лишнее и почему? (Метеорит, так как это не планета.)

Продолжите ряд названий планет. (Ученики говорят названия планет.)

-А что такое планета?

Давайте обратимся к словарю.

Планета

 небесное тело, вращающееся вокруг солнца и получающее от него свет и тепло.

О чем же пойдет речь на уроке? ( о планетах.) 

-Совершенно верно, сегодня мы поговорим о планетах Солнечной системы.

-А что же такое система? (определенный порядок)

Система

Определённый порядок, обусловленный правильным, закономерным расположением частей. 

Система - порядок, значит, космические тела движутся вокруг Солнца в определенном порядке.

-Как вы думаете, почему систему планет называют Солнечной?

(потому что все планеты вращаются вокруг Солнца)

Солнце и движущиеся вокруг него небесные тела составляют Солнечную систему.

– Вот она – Солнечная система. Посмотрите на планеты, которые вращаются вокруг Солнца. Сколько их? Чем они похожи, чем отличаются?

– Планет изображено 8. У каждой из них своя ось вращения. Все они имеют форму шара. Отличаются размерами, цветом, удалённостью от Солнца.

Итак, Солнечная система- это Солнце, восемь планет с их спутниками (всего 62 космических тела) и миллионы астероидов и комет, которые движутся по орбитам вокруг Солнца.

Вызов.

Наша с вами задача создать макет Солнечной системы.

На ваших столах лежат модели планет. Работаем в парах.

Приступаем к работе.

C:\Users\Ира\Desktop\урок\8a8befb9fbb883217787cb2ec6711320.jpg C:\Users\Ира\Desktop\орбиты.jpg

Можем выполнить задание? Не можем. А почему?

Что мы для этого должны знать?

Какие учебные задачи мы перед собой поставим?

-Установить соотношение размеров планет и определить где какая планета.

-Узнать какого планеты цвета

-Узнать в какой последовательности находятся планеты от Солнца

Для того чтобы ничего не потерять всю информацию по планетам мы будем записывать в карточку-помощницу.

Планеты

Размер

Цвет

Удаленность от Солнца

Меркурий

Венера

Земля

Марс

Юпитер

Сатурн

Уран

Нептун

Осмысление

1.Рассмотрите, пожалуйста таблицу характеристик планет Солнечной системы.

Планеты

Масса

1024 кг

Радиус

 км

Расстояние от Солнца

106 км

Меркурий

0,33

2400

58 

Венера

4,9

6100

108 

Земля

6,0

6400

149,5

Марс

0,6

3400

228 

Юпитер

1900

72000

778 

Сатурн

570

60000

1 426 

Уран

87

26000

4 496 

Нептун

103

25000

5 929 

Что мы будем сравнивать массу или радиус?

(Мнения разделяются)

Демонстрирую пример двух тел с одинаковым радиусом, но разной массой (пластмассовый шарик и металлический)

Мы пришли к выводу, что надо сравнивать радиусы.

Ищем планету с самым маленьким радиусом. Это Меркурий. Подписываем. Второй по величине Марс и т.д.

Первую учебную задачу решили.

2. Какого же цвета планеты? Где мы можем найти информацию об этом?  (Справочники, энциклопедии, Интернет)

Правильно ребята. Мы воспользуемся энциклопедией.

У каждого из вас на парте лежат карточки с описанием планет Солнечной системы. Эти сведения я взяла из этой энциклопедии.

Найдите в описании какого цвета планета и раскрасьте её в соответствии с этим описанием.

Меркурий –Эта планета названа в честь древнеримского бога торговли. Это самая быстрая планета в Солнечной системе и ближайшая к Солнцу Планета. Атмосфера отсутствует. Перепады температуры на дневной стороне +400градусов, на ночной -100 градусов. Цвет серый. Минимальное наличие атмосферы и скалистая поверхность с весьма крупными кратерами.


Венера – По своим размерам она похожа на Землю. Она окружена толстым слоем облаков. Долгое время считали, что она пригодна для жизни. Но лишь

недавно учёные установили, что под облачным покровом стоит

невыносимая жара. Атмосфера плотная, состоит из углекислого газа, температура + 500 градусов. Цвет желто-белый. Цвет обеспечен плотным слоем облаков из серной кислоты.


Земля – Она третья от Солнца. У неё есть воздушная оболочка. На ней растут растения, живут Люди и животные. Большая часть поверхности покрыта водой, а остальная часть занята материками. У Земли есть один спутник – Луна. Цвет светло-голубой. Океаны и атмосфера придают нашей планете характерный оттенок. Однако, если смотреть на континенты, то вы увидите коричневые, желтые и зеленые цвета. Если же говорить о том, как выглядит наша планета на удаление - это будет исключительно нежно-голубого цвета шарик.

Марс – ещё известен под именем «Красной планеты». Он назван по имени древнеримского бога войны - за красный цвет. Его поверхность содержит большое количество железа, которое со временем окисляется – отсюда красный цвет. Атмосфера также состоит из углекислого газа, температура -70 градусов. Вода отсутствует. Цвет красно-оранжевый. Планета богата оксидами железа за счет чего почва окрашена в характерный цвет.

Юпитер – это настоящий гигант среди планет Солнечной системы Это самая большая планета Солнечной системы. Она носит имя могущественного древнеримского бога. Поверхность планеты состоит из гелия и водорода. В его атмосфере бушуют мощные ураганы.

 Поэтому, неудивительно, что на этой планете отсутствует жизнь – нет воды и твёрдой поверхности. Зато у Юпитера имеется большое число спутников: на данный момент известно 67.

Цвет оранжевый с белыми элементами. Оранжевый обусловлен облаками из гидросульфида аммония, белые элементы – облаками аммиака. Твердой поверхности нет.

 

Сатурн – Вторая по величине планета Солнечной системы. Названа в честь

древнеримского бога земледелия. Она окружена множеством ярких колец,

состоящих из льда и камней. Цвет светло-желтый. Красные облака планеты покрыты тонкой дымкой белых облаков аммиака, что создает иллюзию светло-желтого цвета. Твердой поверхности нет.

Уран – самая лёгкая планета среди внешних. Его атмосфера – самая холодная во всей системе (минус 224 градуса), имеется магнитосфера и 27 спутников. Уран состоит из водорода и гелия, также отмечено присутствие аммиачного льда и метана. Из-за того, что Уран имеет большую наклонность оси, создаётся впечатление, что планета катится, а не вращается.

Цвет бледно-голубой. Метановые облака имеют характерный оттенок. Твердой поверхности нет.

Нептун – Планета носит имя древнегреческого бога морей. Эта планета мерцает голубоватым светом, напоминающим цвет воды. На поверхности

бушуют ураганы, а температура составляет – 200 градусов. На этой планете были зафиксированы самые сильные ветра в Солнечной системе. У Нептуна 14 спутников, один из которых – Тритон – единственный вращающийся в обратную сторону. Цвет голубой, почти синий. Как и Уран покрыт метановыми облаками, однако, удаленность от Солнца создает видимость более темной планеты. Твердой поверхности нет.

Вторая учебная задача решена.

3. Что теперь мы должны узнать?

Последовательность планет при отдалении от Солнца.

Возвращаемся к нашей таблице

Планеты

Масса

1024 кг

Радиус км

Расстояние от Солнца

106 км

Меркурий

0,33

2400

58 

Венера

4,9

6100

108 

Земля

6,0

6400

149,5

Марс

0,6

3400

228 

Юпитер

1900

72000

778 

Сатурн

570

60000

1 426 

Уран

87

26000

4 496 

Нептун

103

25000

5 929 

Ближе всех к Солнцу находится Меркурий, затем Венера, Земля и Марс. Эти планеты по размерам не больше Земли, называются планетами земной группы. Их называют каменистыми планетами. Они имеют твердую поверхность.

Совсем другие планеты-гиганты. Пятым располагается Юпитер, затем Сатурн, Уран, Нептун. Это настоящие великаны по сравнению с Землей, далекие холодные газовые шары. Они не имеют твердой поверхности, а состоят из газа и на них нельзя приземлиться. Поэтому их можно назвать газовыми планетами.

Чтобы легче было запомнить расположение планет, существует МНЕМОФРАЗА.

Мнемофраза – это предложение или фраза, которая позволяет быстрее запомнить правило или последовательность чего-либо.

Медведь Выходит За Малиной — Юннат Сумел Удрать Низиной.

 (По первым буквам данной фразы можно узнать названия планет, расположенных в порядке их удаления от Солнца.)

Теперь мы готовы создать макет Солнечной системы.

В центре располагаю Солнце. Далее планеты, каждый на своей орбите и т.д.

Вывод

Теперь обобщаем всё что мы узнали о планетах Солнечной системы.

В Солнечную систему входят ……….. планет.

Все они имеют   …………. форму.

Каждая вращается по своей ………

Самая маленькая планета ………..

Самая большая планета………

Земля ………..по счёту планета.

В Земную группу входят 4 планеты:  …, …, …, ….

Планеты-великаны это - …, …, …, ….

Прохождение итогового теста.

https://testedu.ru/test/okruzhayushhij-mir/4-klass/mir-glazami-astronoma.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира в 4 классе по теме "Россия при Петре I" (система развивающего обучения Л.В.Занкова)

Урок новых знаний. Материалы урока направлены на знакомство с личностью Петра I и преобразованиями, связанными с эпохой его правления .  Групповая работа способствует реализации системно-деятельн...

«Формирование проектно-исследовательской культуры младшего школьника на уроках окружающего мира в рамках УМК «Гармония»

На современного ученика обрушивается лавина информации, которую необходимо уметь анализировать, интерпретировать и принимать решение о том, как ее использовать. И здесь безусловное первенство за инфор...

Место исследовательской работы на уроках окружающего мира в рамках реализации ФГОС НОО

В статье рассмотрены вопросы исследовательской работы на уроках окружающего мира в рамках реализации ФГОС НОО...

Доклад "Патриотическая работа на уроках окружающего мира в рамках ФГОС"

В соответствии с ФГОС начального общего образования  программ духовно-нравственного воспитания и развития опирается на следующие ценности: патриотические чувства гражданина России; гражданская ид...

Урок окружающего мира в рамках реализации ФГОС НОО

Материалы были подобраны мною к подготовке пед.совета. Очень полезный материал. Рекомендую....

Выступление Практические работы на уроках окружающего мира в рамках УМК ПНШ

Выступление Практические работы на уроках окружающего мира в рамках УМК ПНШ...