Технологическая карта урока по окружающему миру "Где зимуют птицы", 1 класс
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Таскужанова Гульсара Галимуратовна

Материал урока поможет детям научиться различать зимующих и перелетных птиц; групировать их по  определенным признакам; объяснять причины отлета птиц в теплые края; приводить примеры зимующих и перелетных птиц. Используя представленную информацию для получения новых знаний, смогут научиться выдвигать предположения и доказывать их.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx35.92 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по окружающему миру (1 класс) УМК «Школа России»

Тема: Где зимуют птицы. 

Тип учебного занятия: урок открытия новых знаний

Форма проведения урока: интерактивная

Время проведения: 45 мин

Участники: ученики 1 класса

Цель: создание образовательного пространства для расширения и закрепления знаний учащихся о перелетных и зимующих птицах нашего края.

Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД: обучающиеся научатся находить взаимосвязи в природе; поймут, что птицы зимуют по-разному; будут учиться строить сообщения, выводы в устной форме.

Личностные: ученики будут развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения; развивать доверие и внимательность к окружающему, готовность к сотрудничеству и дружбе.

Познавательные: ученики научатся формировать умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания; использовать знаково-символические средства; создавать и преобразовывать модели, устанавливать причинно-следственные связи, выполнять сбор информации.

Регулятивные: учащиеся будут формировать умения слушать собеседника, принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и способу действия.

Коммуникативные: учащиеся будут учиться адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.

Основные понятия: зимующие птицы, перелётные птицы

Оборудование: учебник «Окружающий мир» 1 класс 2 часть, А.А.Плешаков, М. «Просвещение» 2021 г., компьютер, экран, презентация «Где зимуют птицы?», карточки с изображением птиц, кормушки, семена подсолнечника, ягоды рябины, смайлики.

Технологическая карта урока

Этап урока

Деятельность   учителя

Планируемые результаты

Психологический настрой на урок (1 – 2 мин)

Мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством упражнения психологического тренинга

-Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке у нас гости. Поприветствуем учителей и друг друга улыбкой. Настроение у всех отличное, а значит и урок окружающего мира у нас будет радостным, добрым и, надеюсь, очень интересным.

Создание благоприятного для обучения климата. Воспитательный момент.

Поднятие жизненного тонуса. (Л)

Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания.

- На прошлом уроке мы вместе с Муравьишкой Вопросиком и Мудрой Черепахой совершили интересное путешествие.

-В каких районах земного шара мы побывали на прошлом уроке? (В самых жарких районах мира.)

-Как называются эти места? (Саванна, тропические леса)

- С кем мы познакомились? Что вы можете рассказать про этих животных? (слоны, бывают африканские и индийские слоны)

-Какие ещё животные живут в саванне и тропических лесах? (зебры, жирафы, крокодилы, носороги…)

Формирование умения принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. (Р).

Проблемный вопрос, выход на тему урока(П)

Ученики научатся формировать умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания (П)

Постановка учебной проблемы.

Самоопределение к деятельности.

 

Воробьи, стрижи, пингвины,                    

 Снегири, грачи, павлины,                    

      Попугаи и синицы:

Одним словом это - ... (птицы)

 - О ком же пойдет разговор на уроке? (О птицах)

- К нам на урок снова пришли Муравьишка и Мудрая Черепаха, которые помогут нам узнать, где зимуют птицы? Почему некоторые птицы улетают зимовать в теплые края, а некоторые остаются зимовать в наших краях, и как об этом узнали учёные.

Физминутка

Воробьишко потянулся

Распрямился, встрепенулся

Головой кивнул три раза

Подмигнул нам черным глазом,

Лапки в стороны развел

И по жердочке пошел.        

Прогулялся и присел,

Свою песенку запел:

Чик -чирик -чирик – чирик!

Освоение роли ученика.(Л)

Открытие новых знаний.

-Давайте вспомним, кто такие птицы? (Животные, тело покрыто перьями)

- А кто из вас знает, как называют птиц, которые никуда не улетают, а круглый год живут у нас? (Зимующие.)

 - Сейчас мы послушаем голоса птиц и отгадаем какая же птица так красиво поет?

- Дети, а кто догадался, что у этих птиц общее?

(Остаются зимовать)

- Птиц, которые остаются в родных краях, называют зимующими, у них с осени образуется толстый слой подкожного жира, поэтому они не боятся морозов, а еду ухитряются добывать даже в очень снежные зимы.

Умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
(П)

Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение (К)

Самостоятельное создание способов решения проблем (П)

Умение участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях(К)

Закрепление пройденного. Работа в группах.

1 группа – собирают пазлы с изображением зимующих птиц

2 группа – работа по карточкам

Учащиеся будут формировать умения принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и способу действия (Р)

Учащиеся будут учиться адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь (Р)

Физминутка

Стая птиц летит на юг,

Небо синее вокруг.

Чтоб скорее прилетать,

Надо крыльями махать.

В небе ясном солнце светит,
Космонавт летит в ракете.

А внизу леса, поля –

Расстилается земля.

Птички начали спускаться,

На поляне все садятся.

Предстоит им долгий путь,

Надо птичкам отдохнуть.

И опять пора в дорогу,

Пролететь нам надо много.

Вот и юг! Ура! Ура!

Приземляться нам пора.

Освоение роли ученика (Л)

- Ребята, а кто из вас знает, как называют птиц, которые летом живут у нас, вьют гнёзда, выводят птенцов, а с наступлением холодов улетают на всю зиму в жаркие страны, чтобы весной вернуться в родные места? (Перелётные).

- Сейчас мы с ними познакомимся, отгадав загадки:

- Взад-вперед по пашне вскачь.

А зовется птица …

Во дворе стоит дворец,

Там живёт один певец.

Очень ловкий молодец

И зовут его…

Быстро над землёй порхает,

Мошек на лету хватает

И мелькает в высоте

С чёрной стрелкой на хвосте.

Домик у неё из глины,

Вроде маленькой корзины.

В небе осенью курлычут,

За собою в небо кличут.

Долго манят нас вдали...

Кто скажите? ...

 

- Дети, а кто догадался, что у этих птиц общее? (Они перелетные)

- Перелётные птицы – те, которые ежегодно совершают перелёты от родных мест к местам зимовок и обратно.

Ученики научатся формировать умения использовать знаково-символические средства; устанавливать причинно-следственные связи (П)

 Учащиеся будут формировать умения слушать собеседника, принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем, осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и способу действия (Р)

Проблемно-поисковая работа.

-У: Ребята, рассмотрите рисунки. И подумайте, почему многие птицы улетают на зиму в теплые края? (Птицам холодно, и им не хватает еды, насекомые с наступлением холодов изчезли. Нет трав и растений, лягушки ушли в спячку, вода замерзла)

-У: Правильно. Улетают птицы не из-за холодов, а из-за нехватки пищи, так как осенью исчезают насекомые, становится меньше ягод и семян растений.

Но что самое интересное, места зимовок и маршрут пути большинства птиц постоянные и с годами не меняются. Весной птицы возвращаются в те же места, где вывелись или гнездились   в прошлом году.

 

Создание способов решения проблем(П)

Развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается (Л)

Построение логической цепи рассуждений

Постановка проблемного вопроса

Открытие новых знаний

- Ребята, есть ученые, которые изучают птиц, их называют орнитологами. Как же узнали ученые, что перелетные птицы улетают в одно и то же место?

Ученые узнали об этом, надевая на лапки птицам кольца. Как эти кольца могли помочь ученым?

- Сейчас посмотрим видео. И ответим на этот вопрос. (Просмотр видео)

- У: На каждом кольце свой номер и адрес  места, где птица была окольцована. Если кто-то встречал окольцованную птицу, то он сообщал об этом. Так ученым удалось узнать, где зимуют птицы.

Формулирование проблемы (П)

Взаимодействие со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности, готовность к преодолению трудностей(Р)

Поиск информации, работа с различными источниками(П)

Закрепление знаний и способов действий

- Легко ли птицам зимой?  (Нет,тяжело)

- Почему тяжело? (Птицам холодно и голодно)

- Как мы можем помочь птицам? (Птицам нужно готовить кормушки  и подкармливать их)

- В рамках акции «Помоги птицам зимой» вы с родителями смастерили кормушки. Спасибо, ребята!

- А чем подкармливать знаете? Ведь не все птицы любят хлеб, семена подсолнечника, тыква, шишек? Открою вам секрет, что снегири и синицы любят ягоды рябины, а воробьи и дятлы – сырые семена подсолнечника.

Ученики будут развивать доверие и внимательность к окружающему, готовность к сотрудничеству и дружбе (Л)

Ученики научатся устанавливать причинно-следственные связи, выполнять сбор информации.

Учащиеся будут формировать проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве(Р)

Учащиеся будут учиться адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.

Практическая часть.

Индивидуальная  работа

- Ребята, сейчас мы с вами покормим птиц, но сначала нам надо перебрать корм, потому что не все птицы любят ягоды и семечки.

- Давайте вспомним, какая птичка что любит? (Снегирь и синица – ягоды, дятел и воробей – сырые семечки)

- Отделите ягоды рябины и сырые семечки (работа  детей)

– А теперь, давайте накормим птиц (дети насыпают корм в кормушки)

- И в продолжении акции вы возьмете еду для птиц и свои кормушки, у себя во дворе вместе с родителями покормите птичек.

Рефлексия деятельности.

Игра на внимание.

- Наш урок подходит к концу.

- А сейчас ребята мы проверим, как вы запомнили, какие птицы зимующие, а какие перелетные?

Давайте проверим. Встаньте из-за парт. Если     я   называю зимующую птичку, вы садитесь, как будто вам холодно, а когда перелетную, встаньте на цыпочки и поднимите руки  вверх, как будто собрались улетать.

Ласточка (полетели), поползень (присели), жаворонок (полетели), дятел (присели), зяблик (полетели), соловей (полетели), воробей (присели), синица (присели), скворец (полетели), галка (присели), сова(присели), журавль(полетели).

Самостоятельное создание способов решения поставленной проблемы (П)

Способность преодолевать трудности, понимать перспективы дальнейшей  работы. (Р)

Анализ с целью выделения существенных и несущественных признаков.

Подведение итогов урока.

- Наш урок подошел к концу.   Сегодня  мы  узнали много нового и интересного.  И я хочу попросить вас оценить свою   работу.

Если вам было интересно, всё понятно, и у вас все получалось  ОТЛИЧНО поднимите желтый смайлик.

Если все было ХОРОШО, многое получалось, поднимите зеленый смайлик.

 Если были какие-то сложности, то поднимите  красный смайлик.

Спасибо за урок! Вы большие МОЛОДЦЫ!

Способность преодолевать трудности, понимать перспективы дальнейшей  работы. (Р)

Умение выделить нравственный аспект поведения. Объективная оценка результатов деятельности.(Л)

Самоанализ

урока Окружающий мир в 1 классе.

Тема урока: Где зимуют птицы?

Цель: расширить знания о птицах, зимующих в наших краях, познакомить  с перелётными птицами, выяснить где они зимуют.

Задачи:

Образовательные:  Расширить представление о птицах; познакомить ребят с отличительными признаками перелётных птиц от зимующих птиц;  познакомить детей с птицами, показать их разнообразие и красоту;  учить выделять существенные признаки природных объектов; продолжить обучение практическому исследованию предметов природы.

Способствовать развитию экологической грамотности, памяти, вниманию.

Воспитывать: бережного отношения к природе.

В процессе обучения формирую следующие блоки УУД.

Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; самоанализ и самоконтроль результата; способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Регулятивные контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; формирование начальных форм рефлексии.

Коммуникативные: формирование умения выстраивать речевые высказывания; формирование умений работать в группах и парах, учитывая позицию собеседника; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации;

-применение методов информационного поиска;

- способность и умение учащихся производить простые логические действия ( анализ, сравнение).

формирование умений отличать птиц перелётных от зимующих

Оборудование: 

Плешаков А.А «Окружающий мир», учебник

Плешаков А.А «Окружающий мир», рабочая тетрадь

Презентация «Где зимуют птицы»

Картинки с птицами, тексты на карточках, перья, слова на карточках.

Алгоритм самооценки

Тип урока: урок – исследование

Свой урок я строила в соответствии с ФГОС, используя информационно-коммуникативную и  исследовательскую   технологию. Данный урок представлен по ходу изучения раздела «Где и  Когда?».

На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержание урока я включила элементы обучения школьников универсальным учебным действиям: цели урока определяли сами ученики, исходя из соответствующей проблемной ситуации.

   На уроке использовались информационные компьютерные средства для активизации познавательной активности, повышения качества образования обучающихся. Были применены следующие формы познавательной деятельности: фронтальная,  групповая, работа в паре, которые в ходе урока сменяли друг друга.

Урок начинается с организационного момента, задача которого – подготовить обучающихся к работе на уроке. Этот этап, хотя и был непродолжительным, позволил быстро включить обучающихся в деловой ритм урока. На этом же этапе задаётся проблемный вопрос  о том, почему вслед за ласточкой не улетают другие птицы: воробьи, голуби, синицы. Этот этап помог детям  осознать тему и цели урока.

При актуализации знаний, цель которой – актуализация  опыта обучающихся была организована  работа в группе по разгадыванию загадок о птицах. (сборка пазлов).  

На основном этапе  при изучении нового материала,  для восприятия, осмысления и запоминания постаралась разнообразить виды деятельности. Организовала работу в группах, просмотр презентации «Где зимуют птицы». Знакомство с новым понятием как учёный- орнитолог, показ фотографий из архива школьного музея. Представленная на этих этапах информация была привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке.  Материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учеников первого класса.  Ученики сопоставляли информацию учителя с уже имеющимися знаниями и опытом, анализировали признаки и описания птиц.

Рефлексия урока носила учебную направленность и показала осознанность приобретённых знаний. Самостоятельность обучающихся в подведении итогов урока позволяет сделать вывод о раскрытии темы урока.

 Урок имеет логическое завершение – эмоциональное чтение стихотворения - призыва «Покормите птиц зимой!». Продолжением темы урока является наблюдение  за птицами во внеурочное время.  Покорить птиц  и понаблюдать за их поведением. Это будет началом проектной работы  «Покормите птиц зимой».

 Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению. При постановке вопросов и определении заданий на уроке я учитывала индивидуальные особенности учеников, давала только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке.

На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера, детям надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им действия.

Важным моментом на уроке было соблюдение здоровьесберегающего режима: 2 физминутки (2,5 мин.), смена статической позы, смена видов деятельности. Минимальное использование информационно-коммуникационные технологии -ИКТ обусловлено нормами СанПин.

Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учеников первого класса. Учебная информация была привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке.

Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Урок прошёл на достаточно высоком эмоциональном и интеллектуальном уровне. Считаю поставленные задачи решенными, достигнутыми.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по окружающему миру во 2 классе

Новое построение урока с понятийной гроздью....

Технологическая карта урока по окружающему миру во 2 классе на тему "Красная книга России"

Технологическая карта урока по окружающему миру во 2 классе на тему "Красная книга России". УМК "Перспективная начальная школа"...

Технологическая карта урока по окружающему миру во 2 классе "Вода - растворитель"

технологическая карта урока с применением интерактивной доски...

Технологическая карта урока по окружающему миру в 1 классе «УМК «Школа России».Тема: Когда изобрели велосипед? (История и применение велосипеда)

Технологическая карта урока поможет учителю провести урок в 1 классе по теме: "Когда изобрели велосипед?  (История и применение велосипеда)" в соответствии с требованиями ФГОС....

Технологическая карта урока по окружающему миру в 3 классе " Память о прошлом"

В технологической катре подробно представлены и расписаны все этапы урока, виды УУД, расписаны виды работ учащихся, деятельность уителя на уроке и учеников...

Технологическая карта урока по окружающему миру во 2 классе. Тема урока "Домание опасности. Пожар"

Это материал поможет учителям начальных классов составлять технологические карты к урокам....

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: "Карта полушарий". Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: Карта полушарий. Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"...