Конспект занятия по теме «Путешествие по заповедным местам Нижегородской области».
учебно-методический материал по окружающему миру (4 класс)

Бердникова Татьяна Васильевна

Ребята познакомятся с заповедниками, водными ресурсами, охраняемыми видами растений и животных Нижегородской области. 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                            Раздел 2. «Я и мой край».

 Конспект занятия № 10.

Тема «Путешествие по заповедным местам Нижегородской области».  

Цель: познакомить с заповедниками, водными ресурсами, охраняемыми видами растений и животных Нижегородской области.  

Задачи:

1. обобщить знания детей о растительном и животном мире родного края;                                         2. формировать у детей желание беречь и охранять природу;                                                                                                3. развивать интерес к изучению родного края;                

4.воспитывать чувство гордости, любви, ответственности за родную природу, бережное отношение к ней.

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация «Керженский заповедник», картон, ножницы, клей, цветные карандаши, фломастеры, альбомные листы.

Ход занятия.

1. 1 часть Организационный момент. (слайд 1) Тренинг «Мы - друзья природы»

Воспитатель: Ребята, у каждого человека есть своя Родина. Какое интересное и красивое слово я произнесла – Родина. А как вы думаете, что такое Родина? (Ответы детей) 

Воспитатель:  У каждого жителя Земли есть своя Родина – это место где он родился и живёт. Как называется наша Родина? (дети называют страну, область, район)

Да, мы с вами живём в Нижегородском крае, для нас он родной.

Воспитатель:

Слышишь песенку Ручья?

Это Родина твоя.

Слышишь голос соловья?

Это Родина твоя.

Звон дождей и шум ветвей,

И в саду смородина – Это тоже Родина.

(М. Пляцковский)

2. Мотивационно-ориентировочный момент. Путешествие по родному краю

Воспитатель: А теперь я предлагаю вам отправиться в путешествие по нашей Нижегородской области, а путешествовать мы с вами будем по заповедным местам нашего края. Давайте вспомним:

 1) Что же такое заповедник? (Это островок спасения природы от человека, это наше богатство, богатство нашей Родины, которым мы должны гордиться).

2) Какие заповедные места находятся на территории нашей области? (Керженский заповедник, Пижемский заказник, Мухлотовский заказник, Пустынский заказник и др.).

3) А вы знаете, что такое флора и фауна? (Флора – это совокупность растений, растущих в данной области. Фауна – это совокупность видов животных, обитающих в данной области).

Воспитатель: Я сейчас я буду загадывать вам загадки, а вы должны скорее их отгадать. 

1. На проталинке в лесу

Первым встретил я весну

Я мороза не боюсь,

Первым из земли пробьюсь. (Подснежник).

2. Важно я хожу по бору,

Съесть могу и мухоморы.

Не боюсь в лесу врага —

Есть копыта и рога! (Лось)

 

3. На зелёном шнурочке

Белые звоночки

Знают даже малыши

То лесные... (Ландыши).

 

4. Есть на речке лесорубы

В серебристо-бурых шубах.

Из деревьев, веток, глины

Строят прочные плотины. (Бобр)

5. Как зовут меня, скажи

Часто прячусь я во ржи

Скромный полевой цветок

Синеглазый. .. (Василёк).

6.Из берлоги слышен храп —

Спит хозяин, косолап.

Всю округу замело,

Но ему во сне тепло. (Медведь)

 

7. Разбежались по лужайке

Беззаботной лёгкой стайкой

Словно девочки-подростки

Белоствольные. .. (Берёзки).

Воспитатель: Наша белоствольная красавица – берёзка нравится всем. Это дерево - символ нашей Родины.

Воспитатель: Ребята, вы, наверное, уже догадались, что загадки были подобраны неслучайно. Это животные и растения, исчезающие с нашей земли. Они находятся под охраной нашего государства. К ним относится еще и выхухоль, выдра, цапля, кувшинка, лиственница. Все они занесены в Красную книгу Нижегородской области.

 Мы отправляемся в природу, а значит должны быть аккуратны и внимательны. Продолжить путешествие мне хотелось бы с небольшого рассказа, который вам нужно внимательно послушать и ответить на вопросы.

(слайд 2) Чтение рассказа Н. Сладкова «Друг или враг»

Вошел человек в лес. Тихо в лесу, пусто вокруг. И кажется человеку, что он наедине с собой. Но со всех сторон невидимо следят за ним настороженные глаза: кто это пришел в лес — друг или враг? «Ружья нет! — решает рябчик.— Но, может, он петли хочет поставить? Лучше не покажусь».
«На охотника не похож,— думает белка. — Да вон палка в руке. Кто его знает? Лучше затаюсь». «Покажись ему, а он еще, по незнанию, меня, безногую ящерицу-веретеницу, за ядовитую змею примет! Убьет ни за что».
«Ну я-то с ногами, всем видно, что я просто ящерица. А вдруг ему захочется проверить, как ящерицы хвост отбрасывают? Отбросишь хвост, а потом отращивай целый год!» «Пусть себе идет — я и глазом не моргну! Будто меня и нет. А то для людей так: раз нос крючком, раз когти на лапах — значит, ты вредный ястреб. Пристукнет за вредность, доказывай потом, что ты полезная сова. За людьми надо глядеть в оба!» «Нужен глаз да глаз! Чуть зазеваешься — сейчас тебя палкой, камнем или ногой. А за что? А так, чтобы не прыгал или на глаза не попадался. Вот и не покажусь. И не квакну».

Идет человек удивляется, почему никого не видно? Идет и обижается: чего они меня боятся, чего от меня прячутся – ведь я им ничего плохого не делаю!
И верно не делает. Но и хорошего тоже. А откуда лесным жителям знать, что он друг? На лбу у него не написано. Лесные жители верят только делам. Плохие дела – значит, враг. Хорошие дела – друг. А чему же им еще верить? Не словам же…

Вопросы по рассказу.

Воспитатель: Ребята, по каким делам узнают друзей леса? (не шумит, не мусорит, не разжигает костры, не разоряет муравейники)
- А по каким делам узнают врагов леса? (разрушает грибницы, ломает деревья и ветки, разоряет гнёзда, шумит)
Растения и животные всегда были для человека щедрым источником пищи, лекарств, строительного материала. Природа отдавала человеку всё, а человек в ответ вырубал леса, загрязнял окружающую среду.
- Мы с вами знаем, как прекрасна и богата природа нашей страны. Но даже такое богатство при плохом отношении людей может когда-то закончиться. Уже сегодня в России есть очень редкие, исчезающие виды птиц, животных и растений. 
- Ребята, как вы думаете, что значит исчезающие? (Исчезающие – это такие виды, которых осталось очень мало, и они могут исчезнуть совсем, если не позаботиться об их сохранении).
- Для этого в нашей стране созданы заповедники. 

- Кто-нибудь из вас знает, как называется профессия людей, которые работают в заповедниках? (Охотовед).
- А чем именно он занимается? (Охраняет, ведёт учёт численности, борется с браконьерами, подкармливает животных и птиц)
Заповедники охраняются государством. В них звери, птицы, насекомые и рыбы, травы и могучие деревья живут рядом и спокойно растут.

Игра «Запрещается-разрешается»

Воспитатель: А теперь давайте с вами поиграем в игру «Запрещается-разрешается», с помощью которого мы вспомним правила поведения в природе. Я буду задавать вопросы, а вы будете отвечать «запрещается» или «разрешается».
• В лесу шуметь (запрещается)
• Оставлять мусор в лесу (запрещается)
• Беречь лес от пожара (разрешается)
• Собрать муссов в яму и закопать (разрешается)
• Рвать букеты цветов (запрещается)
• Ходить только по тропинкам (разрешается)
• Ломать деревья и ветки (запрещается)
• Ходить и топтать на лугах траву и цветы (запрещается)
• Разжигать костры в лесу (запрещается)
• Сажать деревья (разрешается)
• Беречь лес от пожара (разрешается)
• Кричать и включать громкую музыку в лесу (запрещается)
• Разорять птичьи гнёзда (запрещается)
• Ловить бабочек и насекомых (запрещается)
• Разорять муравейники (запрещается)
• Разрушать грибницы (запрещается)

Итог: Ребята, вы молодцы! Я думаю, что все обитатели леса примут вас за своих друзей!

Воспитатель:  (слайд 3) Как вы понимаете  пословицу?

«ТОТ СВОЙ КРАЙ НЕ ЛЮБИТ, КТО ЕГО ПРИРОДУ ГУБИТ».

Воспитатель: Среди многообразия заповедников Нижегородской области мы с вами познакомимся сегодня с одним из них. Это Керженский заповедник.

(слайды 4,5) 

Воспитатель: А сейчас мы просмотрим видео «Керженский заповедник» (6 слайд)

Воспитатель: - Ребята, а как называется книга, в которую внесены исчезающие виды? (Красная книга – это книга, в которую занесены редкие и исчезающие виды птиц, животных и растений. Она является предупреждением для всех людей, что эти животные и растения могут исчезнуть, а красный цвет книги бьет тревогу и напоминает людям об опасности). (слайд 7)

(слайд 8) 2 часть. Творческая работа. Изготовление Красной книги Нижегородской области «Раздел: исчезающие виды растений и животных Нижегородской области».

Воспитатель:  (слайд 9) Действительно природа нашего края красива и многообразна, но она беззащитна перед человеком.

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок

Если вместе я и ты

Если все сорвут цветы,

То останутся пусты

Все деревья и кусты

И не будет красоты!

Дети говорят хором «НАШ ДЕВИЗ – ЛЮБИТЬ И ОХРАНЯТЬ ПРИРОДУ НАШЕГО КРАЯ».

Рефлексия. Ребята, что нового вы узнали на нашем занятии?

Какие правила поведения в природе вы запомнили?

Что такое заповедник?

С каким заповедником вы сегодня познакомились?

Что такое Красная книга?

Какие растения и животные вы поместили в Красную книгу Нижегородской области?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина: По заповедным местам Астраханской области.

викторина оформлена в виде презентации, по заповедным местам астраханской области...

Конспект занятия на тему: "Путешествие в страну Правознайкино"

ЦЕЛЬ занятия: формирование у детей знаний о правах человека.Задачи: 1.Учить детей видеть и слышать, пытливо вглядываться в мир, наблюдать этот мир и действовать в соответствии с законами жизни.2....

Конспект занятия на тему: "Путешествие в осенний лес".

Конспект может использоваться в работе с тотально слепыми детьми а также с детьми у которых имеются разные нарушения зрения.  Главной задачей является расширить представления детей о характерных ...

Конспект занятия на тему «Путешествие в мир камней»

Цели:- продолжать знакомство с телами неживой природы (камни);-экспериментировать (классифицировать камни по разным признакам), выявлять их свойства и особенности;- развивать у детей представления о с...

Путешествие по заповедным местам России

Знакомство учащихся с заповедными местами России. В работе это раскрыто на примере богатого культурного наследия и уникальной природы Алтая....

Конспект урока по окружающему миру «Заповедные места Курганской области» (УМК "Перспектива" , 4 класс)

Цели деятельности учителя:   формирование  представлений у учащихся понятие о заповедных местах родного края, формирование о растениях и животных охраняемых в заповедных местах Курганск...

Конспект ОС по ОО "Познавательное развитие" «Путешествие в заповедные места (Лес на Ворскле)»

Конспект ОС по ОО "Познавательное развитие" для детей средней группы...