Экологическое равновесие
творческая работа учащихся по окружающему миру (4 класс)

Черкашина Светлана Александровна

Экологическое равновесие  - это важно или нет?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekolog_ravnovesie_4kl.docx31.15 КБ

Предварительный просмотр:

            Экологическое равновесие   - 4класс

Цель: воспитание  экологического сознания на основе знаний о взаимосвязях между живой и неживой природой.

Задачи:

  1. сформировать представление об экологическом равновесии, основанном на взаимосвязях живой и неживой природы, ее живых существ;
  2. развивать умения самостоятельно искать информацию, анализировать, делать выводы; устанавливать причинно-следственные связи;
  3. подвести учащихся к выводу о том, что взаимоотношения с природой необходимо строить на основе экологических знаний.

Технологии: исследовательская деятельность учащихся, ИКТ-технологии, здоровье-сберегающие технологии

Оборудование: у каждого ученика текст Л.Семаго «Как убивали речку», презентация к уроку,  рефераты учащихся по теме, рисунки на тему «Экологическое равновесие»

Подготовительная работа: 

Организация исследовательской деятельности учащихся.

Актуальность этой проблемы состоит в том, что экологическое равновесие в окружающем нас мире – это очень важно, потому что в природе все взаимосвязано. Не могут жить сами по себе ни растения, ни животные, ни человек.

Учащиеся самостоятельно исследуют проблему нарушения природного равновесия и определяют пути ее решения.

Работа  направлена на сбор информации о взаимосвязи растений и животных, роли растений в жизни человека, роли животных в жизни человека, ее систематизацию, определение связи между живой и неживой природой..

 Проводилась лексическая  работа.

Активизация деятельности

…В некотором царстве в некотором государстве жила – была одна мудрая матушка. Звали её Землёй. Было у неё много детей. И чем больше у неё их становилось, тем сильнее она радовалась.  Трудно ей было за всеми уследить.

И сказала она одним: «Вы будете жить всегда на одном месте там, где родились, а двигаться будете только вглубь, ввысь и вширь».

- Как вы думаете, кому она это сказала?

(Растениям)

А другим сказала: «А вам даю крылья, лапы, плавники, чтобы вы могли бегать, плавать, прыгать, ползать.

 - Кому так говорила матушка Земля?

(Животным)

 - А вы будете самые мудрые, будете делать всё разумно, и по-доброму относится ко всем жителям природы.

- К кому она обратилась с такими словами?

(К человеку)

- Но не зря назвали матушку Землю мудрой. Придумала она всем детям работу, каждому -  свою и сказала: «Живите все дружной семьёй и помогайте друг другу».

 -  В чём смысл сказанных слов?

(Растения, животные, человек взаимосвязаны и связь эту нарушать нельзя)

 - Как называется та связь, которую нельзя нарушать в природе?

(Экологическое равновесие)

Представление исследовательских работ учащихся 

Экологическое равновесие – это важно или нет (слайд)

 - Эту проблему вы исследовали самостоятельно, искали информацию, изучали её,  делали  выводы. Давайте теперь вместе поговорим о ней  и придём к общему выводу.

1) «Нужны ли лесу грибы»

 - Начнём с пословицы  «Леса нет и гриб не водится» Почему так говорят?

 - «Нужны ли лесу грибы» - так звучит тема исследования Маши. Какое значение имеют для леса грибы?

Грибы для леса имеют большое значение:

  • Они питают деревья

Грибы образуют дружбу с деревьями - микоризу! Гриб дереву воду, а дерево грибу органические вещества. Так и дружат друг с другом. Вот тому пример:

В одном из степных районов сажали лес. Но деревья росли плохо. И учёные заметили- нет в молодом лесу ни одного гриба. Привезли из старого леса почву с грибницей. На новом месте тоже появились грибы. И произошло чудо- деревья пошли в рост, стали быстро набирать силу, лес словно ожил. Действительно, нити грибницы срастаются с корнями деревьев и помогают им всасывать из почвы воду с растворёнными в ней солями. И вот что интересно- один из самых лучших помощников гриб мухомор.

В экологическом союзе «лес - грибы» грибам  принадлежит весьма важная роль.  

  • Грибы – санитары леса
  • Служат кормом и лекарством для животных
  • В грибах живут мелкие насекомые.
  • Мелкие животные и птицы пьют воду, которая собирается в шляпках грибов.

Лесу нужны любые грибы, даже мухоморы и поганки. Сохранить экологическое равновесие между лесом и грибами очень важно.

 2) Экологическая задачка (слайд)

 - «Однажды в лесу я увидел странное зрелище: по муравейнику прыгал дрозд. Он разгребал верх муравьиной кучи, но не клевал муравьев. Дрозд вытянул крылья и так сидел минут 10. Позже на это место прилетела сойка, потом скворец, потом трясогузка. Почему едва ли не половина всех местных птиц прилетает на муравейник?»

 

 -  Верно, птицы таким образом освобождаются от паразитов, можно сказать принимают баню.

3) «Роль болот в природе и жизни человека»

Экологическая задача  «Осушаем мы болото – гибнет лес из-за чего-то…»

 - Над темой «Роль болот в природе и жизни человека» поработала Ирина. К какому заключению она пришла?

Во-первых, болота, сохраняя в себе огромные запасы влаги, поддерживают уровень воды многих рек.

Во-вторых, остатки погибших растений, разлагаясь на дне без доступа воздуха, превращаются в торф. А торф очень ценен. Его сжигают в топках тепловых электростанций, используют как удобрение на полях и как сырье на химических заводах, применяют в строительстве.

Так что, с одной стороны, болота— беда, а с другой — кладезь добра. Там, где болота полностью осушили, — обмелели речки, усохли дубравы, появились сыпучие пески, исчезли многие виды зверей и птиц. Ведь в природе все взаимосвязано. Поэтому нужно сохранить в естественном состоянии, как заповедники, значительные площади болот и заболоченных лесов.

 - Так почему при осушении болот гибнет лес?

 - Уровень подземных грунтовых вод в лесу опускается и становится таким же, как уровень вод на осушаемых участках болот, - действует закон сообщающихся сосудов. Это ведет к осушению леса. Деревья ослабевают, начинают болеть, лес может даже погибнуть.

4) «Зачем нужны комары» (слайд)

 - Летом вы многие бываете на даче, там красивая природа, чистый воздух. Единственное, что портит отдых это …(комары).

 - Собирая информацию по теме, я задумалась, а для чего на свете существуют эти надоедливые кровососы?  Как будто и так мало паразитов, которые пьют кровь, мешают спать по ночам и вызывают аллергию! Наверное, самым простым ответом на этот  вопрос будет: комары нужны, чтобы жизнь медом не казалась. Однако, может  стоит копнуть чуть глубже? Я приступила к исследованию, и вот что узнала. Исчезни  комариные стаи, человечество очень пожалело бы. 

 - Почему?  

 Во-первых, личинками этих кровососущих питаются северные птицы во время гнездовья в Арктике, и это важная составляющая их корма. Комарами не прочь поживиться лягушки, рыбы и прочая мелкая живность. Пропади эти насекомые, и десятки обитателей лесов, болот и рек останутся без ужина.

Во-вторых, как ни странно, но полчища комаров выносит из болота не только ужасные болезни, но и тонны химических элементов, без которых не обойтись в природе. Это углерод, фосфор, железо, кальций, азот, бор, молибден, марганец – всего и не перечислишь. Зачастую насекомые являются единственным транспортом микроэлементов, без которых природная растительность погибнет, и человек останется на пустынной земле.

Ну и, в-третьих, комары все же оказали маленькую услугу людям: изучая их слюну, которая не позволяет крови свернуться, ученые создали аналогичный препарат, но только в полезных целях. Правда, в научных опытах, кроме комаров, поучаствовали другие кровососы – пиявки.

 - Представьте себе, что найдено средство для полного уничтожения комаров. Правильно поступит человек, если им воспользуется?

 -  Комары занимают определенное место в сообщество организмов. Взрослыми особями питаются птицы, личинками и куколками – водные животные. Даже погибшие комары приносят пользу – обогащают почву микроэлементами.

5) «Почему нельзя убирать и сжигать опавшие листья»  (слайд)

 - Скажите. что делают осенью с опавшей листвой?

 - Опавшую листву как мусор, сгребают и жгут. А вот ребята поисковой группы пришли к выводу, что человек поступает неправильно. Почему?

Природе - деревьям и кустарникам - наносится непоправимый ущерб. Ведь подстилка из листвы и мелких отмерших побегов - важнейший элемент природных экосистем. Через подстилку осуществляется сложнейший обмен веществ.

Подстилка - это и одеяло, надежно предохраняющее почву в зимние месяцы от промерзания. Кроме того, подстилка из листьев и опавших побегов — отличное органическое удобрение, ведь деревья и кустарники, как правило, никто не удобряет. Поэтому каждый горожанин, прежде чем решить для себя вопрос, сжигать листву или не сжигать, должен помнить, что это не мусор, а единственное для деревьев и кустарников удобрение.

Массовое сжигание листвы приводит к такому загрязнению атмосферы, которое сравнимо с мощными промышленными выбросами.

Уборка листьев нарушает экологическое равновесие: исчезают зимующие под листвой насекомые, а вслед за ними и птицы, замерзают без покрова корни деревьев.

Следовательно, убирая и сжигая опавшие листья мы нарушаем экологическое равновесие.

6) «Зачем нужны божьи коровки»   (слайд)

-  К сожалению, мало кто знает, что в опавшей листве зимуют  божьи коровки. Когда люди сгребают в кучи осенние листья и траву и сжигают их, они губят большое количество  этих насекомых.

 - Почему важно сохранить этих симпатичных жучков?

Основа ее пищи - садовые тли,  личинки колорадского жука и прочие садово-огородные вредители. Тли нападают на листья фруктовых деревьев и овощей, на цветы. Они не только высасывают из растений питательные соки, но и залепляют густым зеленым молочком устьица - микроскопические окошки, с помощью которых лист дышит. В результате листья перестают развиваться и погибают. Приземлившись на листе, пораженном тлей, божья коровка подминает под себя первого попавшегося вредителя и впивается в него, навалившись всем телом. Через мгновение от тли не остается ничего, кроме зеленой шкурки, которую коровка брезгливо отбрасывает. Процесс "лущения семечек" продолжается до тех пор, пока жучок не насытится. За свою жизнь одна божья коровка поедает несколько тысяч тлей. Нетрудно представить себе, какую неоценимую помощь садоводам может принести это полезное насекомое.

Вот так это маленькое безобидное существо приносит такую большую пользу. Если бы не было божьих коровок, тля погубила бы множество деревьев, овощей и цветов.

Возможно, в будущем, человек откажется от ядохимикатов и обратит внимание на крошечных и незаменимых помощников в борьбе с вредителями. И в первом ряду защитников садов и полей достойно займёт своё место маленький красно-оранжевый жучок с черными точками – божья коровка.

Экологическая задача

 - Если взять божью коровку на ладонь руки, она измажет ее желтой дурно пахнущей жидкостью. Пестрой окраской природа написала на жучке длинную историю его обороны от насекомоядных птиц. Поясните это выражение.

 -  У нее предупреждающая окраска. Всем своим видом жучок как бы говорит: «Не тронь меня, я ядовит». Птицы, попробовав такого жучка, навсегда запоминают его окраску и больше не трогают.

Физкультминутка

 - Музыкальная пауза. Следите за ребятами и выполняйте движения

Установление причинно-следственных связей.

 - Вспомните, кого матушка Земля назвала мудрым. А всегда ли человек поступает мудро?

- Прочитаем  научную статью кандидата биологических наук Л.Семаго «Как убивали речку» .

На каких фактах строится научная статья? (на научных фактах, отличается достоверностью, точностью)

У тихой лесной речушки были бездонные, задумчивые плёсы, но не было пляжей. Их стали делать кто во что горазд. В одном месте насыпали пляж привозным песком, свалив несколько самосвалов в реку, чтобы и дно было удобным… При этом толщей песка завалили родниковый ольшаник, обречённый теперь на медленную гибель. В другом- разрушили бульдозерами береговой обрыв, столкнули в реку несколько тысяч тонн песка и засыпали сразу несколько родников. Родники не смогли больше поить реку, а их вода разлилась по лесным низинам обширными полуозёрами-полуболотами, погубив прекрасные сенокосные поляны и тысячи деревьев вокруг. В прежние годы даже самые суровые морозы были бессильны против родникового тепла, и вольно жилось тут бобрам, не задыхалась под сплошным льдом рыба. Впрочем, теперь и летом в Усмани рыбы почти нет; голодной стала река…

Плёс  - глубокий участок русла реки

Ольшаник – заросли ольхи

Крутой обрыв – высокий крутой берег

 - Кто нарушил равновесие в природе?(Человек)

 - К чему привели необдуманные действия людей?

Давайте составим схему как было нарушено экологическое равновесие

Действия людей                              Последствия действий людей

А сейчас послушайте сказку:

…В некотором царстве в некотором государстве жила – была одна мудрая матушка. Звали её Землёй. Было у неё много детей. И чем больше у неё их становилась, тем сильнее она радовалась.  Трудно ей было за всеми уследить.

И сказала она одним: «Вы будете жить всегда на одном месте там, где родились, а двигаться будете только вглубь, ввысь и вширь».

-    Как вы думаете, кому она это сказала?  (Растениям)

А другим сказала: «А вам даю крылья, лапы, плавники, чтобы вы могли бегать, плавать, прыгать, ползать».

 -    Кому так говорила матушка Земля?  (Животным)

«А вы будете самые мудрые, будете делать всё разумно, и по-доброму относится ко всем жителям природы».

-    К кому она обратилась с такими словами?  (Человеку)

-  Но не зря назвали матушку Землю мудрой. Придумала она всем детям работу, каждому -  свою и сказала: «Живите все дружной семьёй и помогайте друг другу».

- Как вы думаете, нужна ли природе помощь человека? (Ответы детей)

IV. Работа над новой темой.

Серьёзные проблемы сегодня будем мы решать –

Наблюдать, анализировать, рассуждать.

На такой вопрос нам предстоит найти ответ:

«Экологическое равновесие -  это важно или нет?»

- Кто понял, какова тема сегодняшнего урока?

- На какие вопросы вы бы хотели получить ответы по данной теме?

(Что такое экология?   Что изучает экология?  Что такое равновесие?

Какую роль в экологическом равновесии играет человек?)

1. Экологическое равновесие между живой природой и неживой.

- Чтобы ответить на эти вопросы, я предлагаю вам поработать в группах. У каждой группы на столах лежат словари.

1 группа: Найти, что означает слово «экология» и что она изучает.

2 группа: Найти, что означает слово «равновесие».

Проверка коллективной работы.

Экология – это наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой. Экология изучает: как растения и животные связаны с воздухом, водой, землёй; с другими растениями и животными,  с человеком.  Как человек зависит от природы и, как влияет на неё своими действиями.

 Равновесие – это устойчивое соотношение между чем-нибудь.

- Сегодня мы будем соотносить связи живых существ и окружающую их среду, связь природы и человека.

Рассмотрим это на примерах.

Как называется наша река? Кто знает, почему она так называется? (Ответы детей)

Раньше наша речка была полноводной и широкой, вдоль ее берегов красовались высокие крепкие деревья. Местами глубина достигала более трех метров. Богат и разнообразен был животный мир нашей реки. Сейчас  сильно обмелела.

   - Почему это было так? (Река отдавала влагу деревьям, а деревья тоже давали реке воду).

   То есть происходил обмен: река питала растения, а растения - реку. И вот пришли люди и стали вырубать деревья. Что произошло с рекой? (Не получая питания, река обмелела и может совсем высохнуть).

Вывод: Это значит, что между ними нарушится связь или, говоря другими словами, нарушится экологическое равновесие.

- Посмотрите, как все просто и как все сложно. Просто, когда мы не задумываемся над своими действиями, и сложно, когда мы начинаем взвешивать свои поступки”.

2. Беседа “Экологическая пирамида”.

- То же, самое, происходит в цепях питания. Вспомним экологическую пирамиду.

- Чтобы прокормить себя сове нужно множество мышей, одной мышке – много жёлудей.

Сова- хищник. Значит, хищников должно быть меньше. А мышей меньше, чем желудей. И если что-нибудь изменится, то нарушится экологическое равновесие.

Значит, хищников должно быть меньше, чем растениеядных животных.

А растениеядных животных - меньше, чем растений, которыми они питаются. Что может произойти, если нарушить хотя бы одно звено этой цепочки? (Нарушится экологическое равновесие.  Если уничтожить сову, разведется много мышей)

- А что произойдет, если сов будет много? (Они съедят всех мышей, а желуди все прорастут, превратятся в деревья, и им будет мало места для роста)

Вывод: Если в этой цепочке нарушить, хотя бы одно звено - нарушится экологическое равновесие.

V. Физкультминутка.

Утром бабочка проснулась,
Потянулась, улыбнулась. 
Раз - росой она умылась, 
Два - изящно покружилась, 
Три - нагнулась и присела, 
На четыре - улетела.

VI. Закрепление нового материала.

1. Работа с учебником.

-  Сейчас людям известно много примеров опасного нарушения экологического равновесия.

- Что произошло в Австралии?

- Что сказали бы о произошедшем в Австралии ученые-экологи?

 (В Австралии было нарушено экологическое равновесие между хищниками и травоядными животными.)

- Так какой ответ вы дадите на вопрос об экологическом равновесии?

Экологическое равновесие в окружающем нас мире - это очень важно, так как в природе все взаимосвязано. Не могут жить сами по себе ни растения, ни животные, ни человек.

2.  Работа в группах.

Составьте цепь питания:

1 группа – зоны лесов

2 группа – зоны степей

3 группа – зоны пустынь

Учащиеся составляют цепи питания из лежащих на столах карточек.

ВЫВОД: Человеку необходимо знать природные связи и благодаря этому предвидеть последствия своих поступков, чтобы не допускать нежелательных последствий.

Есть у русского народа пословица "Как аукнется, так и откликнется".

Она очень подходит к нашему сегодняшнему уроку. Если по вине людей нарушается экологическое равновесие, это оборачивается против самих людей. Ведь природа и люди неразрывно связаны между собой.

3. Сообщение  о В.И.Вернадском.

  Сегодня на уроке мы не можем не вспомнить великого ученого Владимира Ивановича Вернадского. В 2013 году во всем мире будет широко отмечаться    его 150-летний юбилей. Родился он (12.03.1863– 06.01.1945) в С.-Петербурге.       Ученый был тесно связан с Тамбовской губернией своей жизнью и творчеством на протяжении почти 30 лет. На Тамбовских благодатных черноземных землях есть немало мест, связанных с жизнью В.И.Вернадского, его семьи и друзей. Это и его родовое имение Вернадовка, г.Моршанск, где он работал в уездном земстве, г.Тамбов, где он был уездным гласным от Моршанского уезда. Здесь зарождались и оформлялись идеи будущего учения о биосфере, о живом веществе, о едином человечестве. Он много ездил по губернии, изучая ее природные условия и климатические особенности. В.И.Вернадский был первым среди тех, кто заметил ухудшение экологического положения губернии, его пагубное влияние на экономику и жизненный уровень тамбовского крестьянства и искал объяснение этим процессам. Долгие годы Владимир Иванович отдавал много времени, сил и средств Тамбовщине, развитию этого прекрасного уголка Российской провинции, образованию и здоровью его людей.

4. Ролевая игра

Раздаются сигналы SOS.

ЗемляЯ – Земля, я слышу вас всегда, но и вы прислушайтесь ко мне. Я в беде! Я не в силах исправить все зло, которое творит человек. Я не в силах спасти гибнущих зверей и птиц, очистить от дыма и гари воздух…Я не могу уничтожить столько мусора, сколько разбросал на Земле человек…Скоро я не смогу спасти и вас, дети…Сил моих все меньше и меньше…

Человек: Земля, неужели ты можешь погибнуть?

Земля: У вас есть немного времени, чтобы спасти меня и себя. Только вы можете разгадать причины моих бед и найти дорогу к спасению. Я верю в ваши силы, ум и добрые сердца…

Ведущий: Земля, скажи, что мы должны сделать? (Пауза)… Молчит! Может быть, у нее уже не осталось сил, чтобы говорить с нами? Надо действовать самим.

VII. Применение новых знаний.

Прислушайтесь, что сказала нам Земля, проложите дорогу к спасению.… Где же эта дорога?

Класс делится на группы, каждая из которых получает задания:

Задание. Показать на динамической схеме, что произойдет, если:

Группа 1: человек срубит все деревья в лесу?

Группа 2: люди будут мыть автомобили в реке?

Группа 3: люди осушат болота?

Проверка работы.

VIII. Итог урока.

- А сейчас подведём итог нашей работы.

- Кто нарушает экологическое равновесие?

- Так нужна природе помощь человека? Прочитайте эпиграф.

В руках человека красота и богатство родной земли.

- Как вы его понимаете?

IX. Домашнее задание.

 Все на уроке хорошо потрудились.

И все же, чтобы успех пришел к каждому из вас, необходимо еще потрудиться дома.

Выберите один из вопросов и подготовьте развернутое сообщение.

  • Какое отношение людей к лесу ты наблюдал? Оцени эти отношения.
  • Почему в природе многие растения и животные, насекомые и рыбы становятся редкими.

X. Рефлексия.

Какую задачу ставили?

-Удалось ли решить поставленную задачу?

-Что нужно сделать ещё?

-Как оцениваете свою работу? А работу класса в целом?

Работа с сигнальными карточками.

Если было интересно, легко на уроке, во всем разобрались  - зелёный кружок.

Если иногда были трудности, сомнения, не совсем понравилась работа  - синий кружок.

Если не разобрались в теме, было не очень интересно- красный кружок

Учитель. Сегодня на уроке будем решать экологическую проблему. Давайте вспомним, что означает слово «экология».

Ученики. Экология– наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой.

Учитель. А что изучает эта наука?

Ученики. Экология изучает, как растения и животные связаны с воздухом, водой, землей, другими растениями и животными, с человеком; как человек зависит от природы и как влияет на нее своими действиями.

Учитель. Сегодня на уроке мы должны выяснить, что такое «экологическое равновесие».

Запись на доске и в тетрадях  темы – «Экологическое равновесие».

Учитель. Что значит «равновесие»?

Ученики. Это значит «равное по весу».

Учитель. Равновесие – устойчивое отношение между чем-нибудь.

Значит, экологическое равновесие – это устойчивые отношения в растительном и животном мире и т. д.

Учитель предлагает прочитать экологическую сказку «Там, где нет песен, – желудей не бывает» и установить, какую роль выполняет экологическое равновесие.

Там, где нет песен, – желудей не бывает

В укромном лесном уголке бил из-под земли Родничок. Вода чистая, прозрачная, как воздух… Днем и ночью бормотала вода: «Подходите, пейте на здоровье! Всем хватит, всем достанется!»

Усталый путник хлебнет водицы – усталость как рукой снимет. Зверь жажду утолит – сила появится. У птицы после нескольких глоточков голос чистым и звонким становится… Но не всем в лесу нравилось птичье пение. Оно мешало спать Очень Дикой Свинье. Наелась Свинья желудей под Развесистым Дубом, разлеглась в тени и никак заснуть не может: птицы на ветвях своими песнями мешают спать. И что же она сделала? Прибежала к Родничку и завалила его камнями, землей, гнилыми сучьями и ушла. А через год пришла она к Дубу. Ищет желуди, а найти ни одного не может.

– Дуб, где же твои желуди? – хрюкнула Очень Дикая Свинья.

– У речки спроси.

– А при чем тут речка?

– Она пересыхает, и моим корням нечего пить.

– А при чем тут корни?

– Они качают воду по всем ветвям, а на ветвях желуди растут.

Прибежала Очень Дикая Свинья к Речке.

– Эй, речка! Ты чего это пересыхаешь?

– Кто-то Родничок завалил.

– А при чем тут Родничок?

– Я из него вытекаю.

И поняла тогда Свинья: там, где нет песен, там и желудей не бывает.

Учитель. Чему учит нас эта экологическая сказка?

Ученики. Тот, кто обижает и губит природу, – губит и обижает прежде всего себя. Так случилось и с Очень Дикой Свиньей. В природе все связано между собой: родничок питал речку, которая давала влагу дубу, а дуб кормил желудями свинью и других животных. Когда погиб родничок, то многие животные остались без пищи – любимых желудей.

Учитель. Это значит, что между ними нарушилась связь, или, говоря другими словами, нарушилось экологическое равновесие. Посмотрите, как все просто и как все сложно. Просто, когда мы не задумываемся над своими действиями, и сложно, когда мы начинаем взвешивать свои поступки.

Учитель предлагает показать на схеме экологические связи, о которых говорится в сказке.

Учащиеся составляют схему:  родничок  река  дуб  свинья.

Учитель. В природе все взаимосвязано: неживая и живая природа, растения и животные, травоядные и хищные животные. Одно зависит от другого. Поэтому и говорят, что в природе существует экологическое равновесие.

Учитель предлагает рассмотреть экологическую пирамиду.

Ученики. Чтобы прокормить себя, сове нужно множество мышей. Одной мышке – множество желудей. Сова – это хищник. Хищников должно быть меньше, чем растительноядных животных. А растительноядных животных должно быть меньше, чем растений, которыми они питаются.

Учитель. Что может произойти, если нарушить хотя бы одно звено этой цепи?

Ученики. Будет нарушено экологическое равновесие. Если уничтожить сову, то разведется много мышей. А если будет много сов, то они съедят всех мышей, а желуди все прорастут, превратятся в деревья, но им будет мало места для роста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Роль насекомых в экологическом равновесии."

Экологическое равновесие в природе. Роль насекомых в экологическом равновесии.               Экологическое равновесие в окружающем нас мире – это очень важно,...

"Экологическое равновесие"

экологическое равновесие...

Экологическое равновесие

УМК "Школа России"...

Внеклассное занятие "Экологическое равновесие - это важно или нет"

Актуальность этой проблемы состоит в том, что экологическое равновесие в окружающем нас мире – это очень важно, потому что в природе все взаимосвязано. Не могут жить сами по себе ни растения, ни живот...

Открытый урок по окружающему миру Тема: «Экологическое равновесие» 4 класс ( Школа России)

Тема: Экологическое равновесие.Цели и задачи урока:1.Создать условия для формирования  понятий: «Экологическое равновесие». Сформировать у учащихся представление об экологическом рав­новеси...

Игра "Экологическое равновесие"

Данный классный час можно провести в рамках экологической недели в 4 классе. В игровой форме раскрываются экологические проблемы и само понятие экологического равновесия....

Конспект урока по окружающему миру "Экологическое равновесие"

Цель урока: Сформировать у учащихся представление об экологическом рав­новесии.Задачи урока:1. Совершенствовать умение использовать в работе ранее получен­ные знания и делать выводы, опираясь на ...