Окружающий мир
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Елена Рамиловна Гафанова

Конспект урока по окружающему миру во 2 классе "Домашние опасности"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока окружающего мира во 2 классе

Тема: Домашние опасности.

Цель: формирование основ безопасного поведения учащихся в быту.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Учащиеся осознают  необходимость  соблюдения правил  безопасного поведения в быту;
  • Научатся объяснять потенциальную опасность  бытовых приборов;
  • Делать выводы из изученного материала.

Метапредметные:

Личностные УУД. Учебно-познавательный интерес к предмету, к новому учебному материалу; способность к самооценке.

Регулятивные УУД. Принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, одноклассников; выполнять учебные действия.

Познавательные УУД. Использовать модели и схемы; осуществлять анализ объектов; проводить сравнения, классификацию по заданным критериям; обобщать.

Коммуникативные УУД. Допускать возможность различных точек зрения; формулировать собственное мнение.

УМК : «Школа России»

Методы обучения: 

  • словесные: беседа, наглядные: просмотр презентации, просмотр видео, рассматривание сюжетных картинок;
  • практические: парная и групповая работа учащихся;  
  • репродуктивные: знания из личного опыта учащихся.

Тип урока: изучение  нового материала.

Ход урока.

I.Организационный момент. Эмоциональный настрой.

Пусть сегодня для нас всех,

На урок  придёт успех!

Поприветствуем гостей,

С ними нам вдвойне теплей,

Пожелайте нам удачи,

И успешности в придачу!

- Ребята, как вы считаете, ответы на трудные вопросы интереснее искать одному или с друзьями? (с друзьями)

- Я с вами полностью согласна. Вместе с веселой песней и с друзьями мы сегодня отправляемся в путь за знаниями. Возьмитесь за руки с соседом.

(Звучит 1 куплет песни В. Шаинского «Когда мои друзья со мной»)

- Вместе, конечно здорово, но очень важно, чтобы наш путь был безопасным. А для этого надо  

повторять, что уже знаешь  (вешаю табличку под красный сигнал  светофора),   

всегда узнавать, что то новое  (табличку под желтый сигнал), а

узнал сам –  расскажи  другому (табличку под зеленый сигнал).

- Вот такой безопасный путь пусть будет у нас. На что он немножко похож?

На доске:___________________________________________________________

- Правильно, на светофор (помещаю на доску светофор).

- Проверим, как вы знаете сигналы светофора (раздаю кружки по сигналам светофора).

 - Покажите мне круг нужного цвета.

- Этот цвет нам говорит:         «Стой! Опасно! Путь закрыт!»

- Этот цвет открыл дорогу.    Переходить ребята могут.        

- Этот цвет, когда горит –      «Приготовься» -  говорит.                                                                                           

-  Молодцы. Отложите их в сторону. Они нам ещё пригодятся.

2. Актуализация знаний, введение их в контекст нового знания.

- Предлагаю рассмотреть ситуацию. Прослушайте отрывок из  рассказа   «Ты – пешеход».  Найдите ошибки в поведения Незнайки, как пассажира.

       «Однажды Незнайка отправился в гости к Буратино (вывешиваю портреты  Незнайки и Буратино).  Он долго стоял на остановке, ожидая свой автобус, поэтому не выдержал, и стал бегать взад-вперед по бордюру, отделяющему тротуар, oт проезжей части. Когда приехал автобус, он занял место у самого окна, опередив  при этом  старушку. Путешествие было настолько интересным, что Незнайка даже высунул голову в окно и рассматривал дома, которые проезжал».

- Какие ошибки в поведении Незнайки  вы заметили? Обсудите это в парах? (обсуждение ситуации)        

3. Постановка проблемы

-  Ребята, узнав,  сколько опасностей на дорогах, Незнайка решил сидеть дома, никуда не выходить, в доме ведь безопасно.

- А вы как считаете, в доме безопасно? (предположения детей.)

- Как вы думаете, какую тему мы будем сегодня рассматривать? («Домашние опасности»)

- Какие учебные  задачи  поставим  перед собой?

 (1. Узнать основные правила безопасного поведения  дома.

2. Учиться предвидеть опасную ситуацию и не допускать ее.)

- Прочитайте задачи урока в учебнике на стр.16 (открывают учебники).

- Ребята,  что вы  уже  знаете о домашних опасностях? (высказывания детей)

- Итак, сегодня на уроке мы пополним ваши знания и чтобы уберечь и себя и друзей от ошибок,  составим  правила безопасного поведения дома.

4.Решение проблемы, открытие новых знаний.

- Ребята, объединитесь, пожалуйста, в группы. Каждая группа получает конверт.  Достаньте из конвертов  картинки и распределите их на 4  группы.

- Назовите группы.

  • Электроприборы;
  • Острые  колющие  и  режущие предметы;
  • Домашняя аптечка;
  • Окно/балкон.

- Итак, нам нужно разобраться, какую опасность несут предметы каждой группы,   и сформулировать правила, которые нужно соблюдать при обращении с данными предметами.

- 1 группа, вы будете изучать правила безопасности в обращении с электроприборами (учитель ставит  карточку с названием группы «Электроприборы» (и т. д.)

 ● 1 группа – электроприборы

 ● 2 группа – острые предметы

 ● 3 группа – лекарства, уксус

 ● 4 группа – открытое окно, балкон.

- Оставьте на столах те картинки, которые относятся к вашей группе.

- Сейчас вы будете работать с учебником. Откройте  страницу 17. Прочитайте текст «Давайте пройдем по квартире», обсудите с товарищами и составьте рассказ по плану. Для подготовки у вас 5 минут.

 (Слайд 4  – План работы)  

 (используем текст учебника стр. 17-18)

  1. Назовите, какие предметы нарисованы?
  2. Для чего используются?
  3. Чем могут быть опасны?  

(учитель напоминает, когда одна группа отвечает, другие внимательно слушают.

- Начнем с электроприборов.

- Что вы можете сказать об этой группе предметов, по плану? (ответы детей по плану)

- Чтобы пополнить ваши знания, я предлагаю посмотреть Урок безопасности с Крокой.

См. видео ( время 0.27-2.22)

- Какие правила безопасности при работе с электроприборами вы запомнили? (ответы детей + слайд с правилами).

- Сделаем вывод.

- Итак, идем дальше. Следующая группа  2, «Острые предметы»

(Ножницы, используют для работы, можно пораниться. Ножи используют для резания, можно пораниться.)

- Сделаем вывод.

- 3 группа « Лекарства. Аптечка» (Лекарства используются для лечения больных, можно отравиться, применяя самостоятельно)

- Вывод.

- 4 группа «Открытое окно, балкон» (Открытое окно, балкон используют для проветривания помещений, нельзя выглядывать из открытых помещений)

- Вывод: Каждый предмет полезен, но в тоже время… (опасен). Необходимо правильно пользоваться предметами быта, чтобы не причинить себе вред.

- А сейчас  поиграем.                                                                                                    

Если согласны с высказыванием – встаем, не согласны – хлопните в ладоши один раз.

1. Нельзя играть с острыми предметами.                                                    

2. Во время пользования режущими  предметами  размахивай руками.                                                                                                                  

3. Передавать ножницы и нож нужно ручкой вперёд.              

        4. Если ты поранился, надо заплакать.                                                        

        5. Во время работы с острыми предметами будь внимателен, не разговаривай, не отвлекайся.

        6. Если во время шитья иголка упала на пол, обязательно подними её.

- Ребята, вы хорошо поработали в группах, но мне хотелось бы еще обратить ваше внимание на некоторые опасности. Отгадайте загадку:

Четыре синих солнца    

У бабушки на кухне,  

Четыре синих солнца        

Горели и потухли.

Поспели щи, шипят блины,      

До завтра солнца не нужны. (Газовая плита)                                            

- Назовите  опасность?  (газ)                                 

- Чем  полезен   газ?  

- С помощью  чего  зажигают   газовую   плиту?

- Как вы думаете, где должны  храниться спички?  

- В чем опасность газа?    (Ответы детей). 

(Слайды)

 

- Итак,  ребята,  делаем вывод. Каждый предмет полезен, но в тоже время… (опасен). Но чтобы не причинить себе вред, надо уметь  правильно пользоваться предметами быта.

5. Закрепление изученного

- Ребята, мне сегодня 1 класс передали для вас письмо, но что в этом письме, я не знаю. Давайте мы его откроем вместе и прочитаем.

 

- Ребята, надо помочь первоклассникам, и рассказать им все, что узнали сами. А так как они уже умеют читать, я предлагаю составить памятку по теме «Домашние опасности».

- Работать будем опять в группах. Объединитесь в группы.  

- Вот это – основа памятки. Как вы думаете, почему она красного цвета?

- Красный цвет – сигнал опасности. Поэтому эти памятки будут предупреждать первоклассников об опасности.  

- Сейчас каждая группа получит  основу памятки картинки с правилами поведения. Ваша задача приклеить картинки, которые подходят к правилам.

- Работать нужно быстро и дружно. Распределите обязанности: кто-то приклеивает картинки, а кто-то в это время подбирает карточки с правилами.

 (Работа в группах.)

Проверка.

- Итак, давайте узнаем,  какие советы первоклассникам  дали ребята.

(Желающие у доски)

- Ваши полезные советы я передам первоклассникам, чтобы они могли их использовать.

- Но и вы не забывайте придерживаться этих советов, и я вам дарю памятку.

- Иногда, совершив поступок, люди сожалеют, что не подумали о других возможностях поведения. Поэтому, прежде чем что-то сделать, надо подумать.

- Давайте еще раз проверим, хорошо ли вы усвоили  правила безопасности.

Если вы согласны с моим утверждением, похлопайте, если не согласны – потопайте.

1) Если ты поработал ножом или ножницами, то убери их на место.

2) Если тебе плохо, а никого нет дома, то прими лекарство сам.

3) Если тебе надо снять кухонные горячие приспособления с плиты, нужно воспользоваться полотенцем или специальной рукавичкой.

4) Если хочешь выключить телевизор – то дёрни за шнур.

5) Витамины - полезны, а все полезное надо принимать в большом количестве.          

6) Если тебе жарко, открой окно и сядь на подоконник.

6. Подведение итога урока

 - Вот и прошли мы всю дорожку. Давайте вспомним, какую цель мы  ставили в начале урока?  Достигли ли мы своей  цели?

- В  конце любого дела принято оценивать свою работу. Посмотрите на свои сигналы светофора и поставьте себе оценку за урок.

Зеленый – «5», «4»

Желтый -  «3»

Красный – «2»

7. Домашнее задание.

1 уровень - прочитать текст учебника на стр.18-21, ответить на вопросы.

2 уровень - творческий: составить кроссворд на тему: «Домашние опасности» или придумать и нарисовать знаки для домашних опасностей.

8.  Рефлексия

- Ребята, наше путешествие по безопасной дороге подошло к концу.

У вас у каждого есть смайлики, выберете тот смайлик, который соответствует вашему настроению в данный момент, и прикрепите свой смайлик в конце нашего пути.  

- И у меня, ребята, сегодня прекрасное настроение от того, что я повстречала вас - таких замечательны детей. Вы – одна команда, одна семья. И сейчас все вместе, дружно  под веселую музыку отправитесь на перемену. Урок окончен.  

(Звучит 2  куплет песни В. Шаинского «Когда мои друзья со мной»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЧЕЛОВЕКА С ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ. ВЛИЯНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ЧЕЛОВЕКА. Урок ОБЖ во 2 классе

Задачиурока:1.      Показать, какиеопасностимогутвозникнутьвповседневнойжизни(проблемызагрязненияокружающейсреды, деревоводворе, дорога, окно, лестница, розеткаит. д.)2....

тест по окружающему миру по окружающему миру I четверть 2 класс

тест по темам "Из чего состоят все предметы.Календарь и компас. Земля имеет форму шара. Глобус- модель Земли. Земля в космосе" по программе "Школа 2100"...

Задания для олимпиады по окружающему миру "Мы и окружающий мир" для 3 класса

Олимпиадные задания по окружающему миру для 3 класса....

Презентация по окружающему миру для 2 класса "Реки Земли. Части реки" Составлена на основе учебника "Окружающий мир" для 2 класса .Автор О.Т.Поглазова

Презентация  по окружающему миру разработан  на основе учебника "Окружающий мир" для 2 класса . Автор О.Т. Поглазова . Тема урока "Реки Земли. Части реки"  Программа "Гармония"...

Упражнений по формированию исследовательских умений и навыков в рамках предмета «Окружающий мир» к УМК «Мы и окружающий мир» (2 класс) Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казакова (Дидактическое пособие)

Данное дидактическое пособие было создано  с учетом календарно-тематического планирования к УМК «Мы и окружающий мир» Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казакова.Также,  прописаны методические реком...