Конспект урока по окружающему миру на тему «Растения и животные болота»
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Цель: познакомить учащихся с понятием “болото”, особенностями его растительного и животного мира.

Задачи:

- образовательные: раскрыть связь человека с окружающим миром природы; обобщить знания о водоёмах; формировать познавательные потребности младших школьников;

- развивающие: расширить представление об окружающем мире; развивать мышление, умения выделять главное, обобщать и сравнивать, развивать наблюдательность;

- воспитательные: воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира 2 класс

Тема: «Растения и животные болота»

Цель: познакомить учащихся с понятием “болото”, особенностями его растительного и животного мира.

Задачи:

- образовательные: раскрыть связь человека с окружающим миром природы; обобщить знания о водоёмах; формировать познавательные потребности младших школьников;

- развивающие: расширить представление об окружающем мире; развивать мышление, умения выделять главное, обобщать и сравнивать, развивать наблюдательность;

- воспитательные: воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.

Оборудование: телевизор, ноутбук, картинки с  изображением болот, животных и растений  болот.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Начинается урок,

Он пойдёт вам, детки, впрок.

Постарайтесь всё понять,

Интересное узнать.

2. Актуализация знаний.

(Несколько учеников работают по индивидуальным карточкам)

Карточка

1. Перечисли, в каком состоянии может находиться вода.

 2. Закончи предложения.

Начало реки называется ...

     Место, где река впадает в море, озеро или другую реку, называется…

 Фронтальный опрос.

- Какой раздел изучаем? (Водоёмы).

-  Что такое водоём? ( Большое природное углубление, заполненное водой.)

 -  Какое значение в природе имеют водоёмы? ( Дают воду для питья и полива, служат водными дорогами, кормят нас рыбой, дают нам электроэнергию, лекарства, являются местом отдыха.)

- Какие водоемы изучили? (Океан, море, река, озеро, пруд).

3. Сообщение темы урока.

- С каким водоёмом мы познакомимся сегодня, вы узнаете, отгадав загадку.

Все обходят это место:
Здесь земля – как будто тесто,
Здесь осока, кочки, мхи,
Нет опоры для ноги. (Болото).

- Как вы догадались?

- Кто может сформулировать тему урока?

- Сегодня мы побываем  на болоте, узнаем, как образуются болота, познакомимся с особенностями его растительного и животного мира.

4. Знакомство с новым материалом

- Не море, не земля – корабли не плавают, и ходить нельзя. Что это? (Болото).

- Как догадались?

- На земном шаре очень много болот. Чаще всего они образуются в низинах со стоячими водами. Представьте себе озеро, которое не имеет стока. В глубину земли вода просочиться не может – препятствует водонепроницаемый слой глины. Вода в таком озере застаивается и постепенно зарастает водорослями, ряской, камышом, осокой, мхами. Каждую зиму зелёные части этих растений погибают, а летом вырастают новые. Так на поверхности озера образуется толстый слой, ходить по которому опасно. Впадающие в озеро ручьи и речки наносят песок и глину. И вот перед нами уже не озеро, а болото. Образуются болота и там, где необдуманно вырубают леса.

- Мы уже говорили о том, что вода всегда течет вниз. Поэтому на плоских и пониженных участках равнин часто образуются болота – участки суши, в которых скапливается и застаивается вода.

Болота – замечательные природные хранилища пресной воды, в них берут начало многие реки. К тому же болото, словно огромные фильтры, очищают воду. Проходя через густые заросли мхов и трав, через толстый слой торфа, вода в болтах освобождается от пыли, вредных веществ,  болезнетворных микробов. В реки из болот поступает чистейшая вода.

Болота – это место жизни многих видов растений и животных.

- Какое открытие сделали? (Образуются болота на местах зарастающих водоёмов или в пониженных местах, где скапливается вода, и местность заболачивается.)

- Как вы думаете, какую роль выполняют растения в водоёме? (Являются пищей и домом для животных, вырабатывают кислород.)

-  Есть ли растительный мир на болоте? (Да.)

- Деревья – хилые, чахлые, низкорослые, мало видов: ольха, береза. Растут деревья и кустарники очень медленно. Корни - стелющиеся по верху, вглубь

не идут. Почему? (На глубине много воды и дышать трудно.)

- Послушайте стихотворение П. Бровка.

О, сколько бусинок багряных

Рассыпано - не сосчитать!

Мхи на болотистых полянах

Коврами кажутся опять.

- О какой ягоде идёт речь? (Клюква)

- Кто ел эти ягоды?

- Ягоды клюквы очень вкусные и целебные, но их остаётся на болотах все меньше и меньше.

- Об этих ягодах в народе даже поговорку сложили: “В доме, в котором едят эти ягоды врачу делать нечего”.

- Как вы понимаете эту поговорку?

- Но не только ягоды растут на болотах – есть и другие травянистые растения.

    -  Послушайте отрывок из произведения В. Бианки  «Страшное растение», в котором описывается растение – багульник.  «Комарик сел на листочек, опустил нос в капельку, а капелька липкая, клейкая. Влип комариный нос. Вдруг реснички зашевелились, как щупальца, схватили комарика. А когда раскрылись, упала на землю пустая комариная шкурка».

- Как вы думаете, почему В.Бианки так назвал свой рассказ?

- Багульник – вечнозеленый кустарник, выделяет в воздух пахучие вещества, от которых может заболеть голова. Багульник растение ядовитое. Животные обычно его не трогают.

Сообщение о багульнике, о росянке.

- Найдите общие черты у всех  болотных растений. (Рост - небольшой, так как неустойчивая опора. Корни – стелющиеся, так как на глубине много воды и дышать им трудно. Листья особой формы, чаще узкие, жёсткие.)

-  На болоте можно увидеть еще удивительное растение мох - сфагнум. О нём вы прочитаете в учебнике.

- Назовите главные особенности этого растения.

- Чем мхи отличаются от другой болотной растительности? (Стебли травянистые, корни неглубокие, растут в воде, размножаются мелкими спорами - особыми видами пыльцы, которые разносятся ветром.)

- Во многих местах на болотах есть озерца воды, в которых растут водные растения: ряска, стрелолист. Хорошо растут на болотах камыш, тростник, рогоз. Рассмотрите рисунок в учебнике. Опишите одно из растений.

5. Физминутка

6. Животный мир болот.

- Какие виды животных знаете? (Звери, птицы, рыбы, насекомые.)

- Где в природе много бывает животных? (Там, где много пищи.)

- Как вы думаете, много ли подходящей пищи для зверей на болотах? (Нет).

- Хотя на болотах много травянистых растений, они грубые, невкусные, да и ходить по болоту трудно, поэтому зверей на болотах мало. Сюда изредка заходят лоси, с их длинными ногами болото не очень страшно. Лось любит водоросли, даже ныряет в воду за ними. Животный мир не так богат, как животный мир лесов. Здесь очень много насекомых.

- Стрекоз и водомерок здесь рой – они хищники, питаются другими насекомыми – мошками и комарами. А вы знаете, что стрекоза имеет большие заслуги в авиации. С изобретением реактивных скоростных самолётов учёные столкнулись с трудной задачей. Когда самолёт набирал скорость, равную скорости распространения звука в воздухе, самолет начинало трясти, как в лихорадке. Явление это учёные назвали флаттер. Флаттер погубил много самолётов. Авиаконструкторы обратились к природе. Стали изучать крылья птиц и насекомых. Самым необычным было крыло у стрекозы. Самолету дали крылья, похожие в сечении на крыло стрекозы. Флаттер исчез. Сейчас самолёты летают в 2 – 3 раза быстрее звука. Вы, наверное, видели, как легко и изящно скользит по воде водомерка. Все тело и лапы покрыто волосками, смоченными жиром. Волоски не намокают. Вот почему водомерка не тонет и легко бежит по воде. Насекомыми питаются ужи, лягушки, земноводные животные.

- Какие птицы обитают на болоте? (Аист, журавль, цапля, кулик.)

- Что общего во внешнем виде этих птиц? (Длинные ноги, так как удобнее ходить по болоту, длинные клювы помогают доставать пищу из воды. Все они летают, а дикие утки ещё и плавают.)

-  На болоте можно встретить птиц – хищников. Это болотный лунь и болотная сова.

7. Значение болот и их охрана.

Болота издавна пугали людей, особенно по ночам, когда на болоте появляются огни, которые перебегают с места на место, пропадают, вновь появляются. Это связывали с нечистой силой. А суть в том, что растения, отмирая, при гниении в сырой почве и воде выделяют газ порциями. Выходит газ пузырьками – вспыхивает и гаснет, создавая впечатление, что он перебегает.

Люди считали болото ненужной и даже вредной частью природы. Когда научились осушать болота, они стали это делать, не задумываясь о последствиях. Люди думали, что, осушая болота, они улучшают природу.

- Скажите, а вы как думаете, вред или пользу приносят болота?

- Хотя болота неприглядны, но они имеют огромное значение для природы и для человека. Болота, словно огромные фильтры, очищают воду. Болота – хранилища и регуляторы пресной воды рек. Здесь берут начало ручьи и реки. На болотах добывают ценное полезное ископаемое – торф, собирают много полезных и вкусных ягод. На болотах гнездятся птицы.

– В засушливые годы, когда болота сильно мелеют, особенно надо быть осторожным с огнем. Страшны пожары на болотах – горит травянистая растительность на поверхности. Горит торф под землей – кругом застилает все дым и гарь, горит сама земля. Пожары могут продолжаться неделями, месяцами.

- Надо ли задумываться о том, как себя вести на болоте?

- Как вы думаете, надо ли охранять болота?  

8. Итог урока

-  Какое значение имеют болота в природе? (Хранилище пресной воды; очищает воду; место жительство многих видов растений и животных; место образования торфа.)

9. Рефлексия

- Что интересного вы сегодня узнали?

- Какие открытия вы для себя сделали?

- Что вас поразило?

 - Кому захотелось еще что-нибудь узнать о жизни болот?

10. Домашнее задание.

-  Подготовить сообщение о любом представителе растительного или

   животного мира болот.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока + презентация по окружающему миру по теме "Растения и животные леса"; 4 класс

Урок окружающего мира по теме "Растения и животные леса" предназначен для детей 4 класса. Может быть использован при работе по любому УМК. Материал урока помогает детям в игровой форме углубить их зна...

Урок окружающего мира по теме: "Растения и животные".

Урок окружающего мира для 1 класса по программе "Школа 2100".Цель: дать представление о роли растений в жизни животных....

Конспект урока по окружающему миру по теме "Растения, которые мы едим"

Цель урока: расширить знания учащихся о растениях, которые мы едим....

Конспект урока по окружающему миру по теме: "Разнообразие растений, животных, грибов. Обобщение "

Обобщение по теме Разнообразие растений, животных, грибов. Обобщение...

Конспект урока по окружающему миру на тему "Как защищаются животные?", 2 класс, УМК "ПНШ"

Тема: «Как защищаются животные?»Цели деятельности учителя: знакомство со способами защиты животных от своих врагов; закрепление знаний учащихся о различных группах животных. Планируем...

Конспект урока по окружающему миру на тему "Как живут животные?"

Урок по окружающему миру на тему "Как живут животные?" с использование ЦОР.Тема: «Как живут животные?»Класс: 1Тип урока: открытие нового знания.УМК : "Школа России"...

Конспект урока по окружающему миру на тему "Как защищаются животные?", 2 класс, УМК "ПНШ"

Цели деятельности учителя: знакомство со способами защиты животных от своих врагов; закрепление знаний учащихся о различных группах животных. Планируемые результатыПредметные:...