Модуль «Основы православной культуры» Тема урока: «Почитание родителей»
методическая разработка по орксэ (4 класс) по теме

Андреева Ирина Борисовна

Цель урока: формирование у учащихся почтительного отношения к родителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_orkse.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                Государственное бюджетное  общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №96

города Санкт-Петербурга»

Курс  ОРКСЭ

Модуль « Основы православной  культуры »

Тема урока:  «Почитание родителей»

Составитель:

учитель начальных классов

                                                                                                                                                Андреева Ирина Борисовна

2014г.

                                                                   

Тема: Почитание родителей.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель: Формирование у учащихся почтительного отношения к родителям.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения.

Создать условия для осознания  школьниками  ценности  взаимоотношений с родителями на личностно-значимом уровне.

Продолжить формирование ориентации на понимание причин успеха в учебной деятельности в процессе групповой работы.

Учить выстраивать эти отношения в формате общечеловеческих нравственных ценностей.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

Продолжить работу по развитию у учащихся следующих универсальных учебных действий:

  1. Регулятивные: действия оценивания, прогнозирования, саморегуляции.
  2. Коммуникативные: построение речевых высказываний, постановка вопросов.
  3. Познавательные: действия постановки и решения проблемы, анализ, исключение.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

  1. Раскрыть  понятия «почитание», «уважение».
  2. Закреплять знания детей о Священных книгах разных религий.

Технологическая карта урока:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1 этап. Организационный момент. + Эмоциональный настрой на урок.

-Здравствуйте. Мы начинаем наш урок. Давайте поприветствуем улыбкой гостей и друг друга.  

Сегодня наш урок  я предлагаю начать с песни «Родители как крылья ангела»

Дети приветствуют друг друга улыбкой.

Дети слушают музыку, смотрят видеоряд ( создание  положительной эмоциональной атмосферы в связи с определенной тематикой ).

Регулятивные УУД (волевая саморегуляция)

Личностные УУД:Эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживания им.

Формулировка темы урока.

- О чем мы будем сегодня говорить на уроке? 

-Я предлагаю вам прочитать пословицы и объяснить их смысл:

Учебник. С. 124, слайд на доске:

Птица радуется весне, а младенец – матери.

При солнышке тепло, при матери добро.

Нет лучше дружка чем родная матушка.

Мать кормит детей – сохнет, а они по ней и не охнут.

-Какую пословицу можно назвать лишней? Почему?

-Исходя из заданий, предложенных вам в начале урока, попробуйте определить тему нашего урока, о чем мы с Вами сегодня будем говорить?

Объяснение учащимися смысла пословиц.

Дети определяют как лишнюю 4 пословицу , т.к. она, в отличие от всех остальных, несет негативную смысловую нагрузку.

Дети определяют ключевые понятия урока: ДЕТИ, РОДИТЕЛИ. Запись на доске или слайд презентации.

Коммуникативные УУД (построение речевых высказываний)

Личностные УУД ( формирование ценностно – смысловых установок: положительное отношение к родителям).

Познавательные УУД: Анализ, исключение по существенному признаку.

Регулятивные действия: прогнозирование.

2 этап. Постановка проблемы.

- Мы с вами сформулировали основные понятия нашего урока: ДЕТИ, РОДИТЕЛИ.

-Какого связующего слова не хватает в этой схеме?

-Попробуйте задать вопрос , исходя из этой схемы.

-Это и будет главный вопрос (проблема) нашего урока.

-Слово «Отношения».

- Примерный ответ: «На чем строится отношение детей к родителям? (Возможны более простые варианты ответа, важно довести детей до смысла вопроса, уточнить формулировку может учитель).

Познавательные УУД ( действия постановки проблемы .

Коммуникативные УУД: постановка вопросов.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

3 этап. Актуализация знаний.

-Чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю вам выполнить маленькое творческое задание.

Возьмите листики и  напишите на них своё отношение к  вашим близким, что вы хотели бы  исправить в себе или  пообещать самому себе, никогда не совершать в жизни по отношению к родителям. Начать можете со слов: обещаю, постараюсь, я хочу, буду…

                Кто желает прочитать, что он написал? Не повторяться.

Ученики выполняют творческое задание.

Представляют результаты своей работы.

Письменные результаты выносятся на доску.

Регулятивные УУД : действие адекватной оценки процесса работы.

Личностные УУД: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности.

Коммуникативные: построение речевых высказываний.

4 этап. Поиск решения проблемы.

-Посмотрите, как непросты эти отношения: дети – родители.  Любовь с одной стороны и конфликты с другой.  Давайте вместе разберемся, как же правильно их строить?

Работа с текстом.

- Прочитайте текст учебника на с. 119 – 121 (чтение вслух).

- Почему Вам предлагаются именно эти тексты.

- Я попрошу вас прочитать эти тексты еще раз про себя и найти 1 слово, которое определяет отношение детей  к родителям. Подскажу, оно встречается в 3 из 4 текстов.

- А что же такое почитание?

Групповая работа.

- Попробуйте сформулировать в группах, что такое «почитание», а одна группа поработает со словарем.

-Мы вышли на другое слово «Уважение».  Я просила группу найти и его определение.

- Какой возникает вопрос?

- Продолжим работать в группах. Каждая группа поработает с 1 из 4 текстов и попытается «расшифровать», что каждая религия вкладывает в понятие «почитать родителей». Оцените эти высказывания. Согласны  вы с ними или нет? Почему?

- Обобщение: какие еще слова оказались «включены» в понятие «почитание»? Запись на доске или слайд.

Взаимооценка. Я прошу вас назвать тех участников работы, кому вы хотите сказать «Спасибо» и объяснить, за что.

- Эти тексты из Священных книг разных религий, они говорят об отношении к родителям.

 - Это слово «Почитание».

Дети в группах в ходе обсуждения формулируют свое понимание этого слова.

Обсуждение полученных результатов.

Обращение к словарю.

«Почита́ть, почти́ть кого, чтить, уважать, иметь почтенье, уваженье. Почитай старших и достойных. Меня, его почтили приглашеньем, удостоили, приложили честь. Он почтен общею доверенностью. Я почитаю и уважаю всякого делателя по призванью. Выпили заздравную и вас почтили! Почтенный человек, уважаемый. Он в почтенных летах, в средних, ближе к старости.»(Даль)

«УВАЖА́ТЬ, ува́жить кого, ува́дить арх. почитать, чтить, душевно признавать чьи-либо достоинства; ценить высоко».

-Действительно ли «почитание» и « «уважение» слова-синонимы?

Дети озвучивают :

Ислам: «Так вернись к своим родителям и обращайся с ними хорошо».

Христианство: «…воздаяние должного родителям, повиновение, забота».

Буддизм: « поддержка, исполнение своих обязанностей по отношению к ним, сохранение семейного уклада и традиций, поведение,  хранить добрую память о родителях после их смерти.»

Иудаизм: «Не злословь на отца своего и мать свою, почитай их, как повелел тебе Господь».

- Забота, поддержка, помощь, ….

Дети по желанию оценивают лучших участников групповой работы.

Общеучебные УУД (владение терминологией).

Личностные УУД ( умение взаимодействовать с другими в группе.

Коммуникативные УУД (построение речевых высказываний).

Познавательные УУД: обобщение.

Регулятивные: действия оценивания.

Работа с рассказом Л. Н. Толстой “Старый дед и внучек”.

-Обсуждение.

- О чем это произведение? Каков смысл рассказа? (об отношении родителей и детей; отношения переходят из поколение в поколение. . Как ты относился к своим родителям, так и к тебе будут относится дети)

Попробуем вместе поразмышлять над произведением:

- почему сын и невестка перестали сажать деда за стол?

- почему невестка решила давать старику еду в лоханке?

- кому обычно дают еду в лохани?

- как вы думаете, правы или нет были сын и невестка?

- как вы охарактеризуете отношение сына к своему старому отцу?

- можно ли считать это проявлением хамства?

- что заставило сына и невестку одуматься, понять всю недопустимость такого отношения к отцу?

А возникли ли у вас вопросы к писателю? У меня возник такой: для кого все-таки больше написан этот рассказ – для родителей или для детей? Если для родителей, тогда зачем вы, дети, должны его читать? Чтобы проверить правильность вашего ответа, попробуйте спросить совета у родителей.

Коммуникативные УУД (построение речевых высказываний).

Общеучебные УУД (умение работать с текстом)

5 этап. Выражение решения проблемы.

- Давайте вспомним наш вопрос – проблему урока « На чем строится отношение детей к родителям?»

Еще один важный вопрос  «Почему мы должны так поступать?»

 -Я предлагаю вам посмотреть видеоролик – притчу «Воробей».

(я бы остановила ролик в середине, дав небольшой комментарий по поводу состояния отца, т.к. дети в силу возраста могут не понять этот момент).

Я повторю свой вопрос: «Почему?»

Ученики приходят к примерной формулировке: « На почитании, которое означает …….»

Дети выдвигают свои версии.

Выслушиваются ответы детей, ключевые слова «любовь, терпение».

Коммуникативные УУД (построение речевых высказываний)

Личностные УУД (действия нравственно-этического оценивания).

Личностные УУД:Эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживания им.

Личностные УУД (действия нравственно-этического оценивания и самооценивания)

6 этап. Применение нового знания.

Творческая индивидуальная работа.

- На с. 123 учебника вашему вниманию предлагается картина В.Максимова «Все в прошлом».

Попробуйте написать маленький рассказ о жизни этих женщин. Слова-подсказки прилагаются в учебнике.

Желающие озвучивают свои работы, возможно обсуждение.

Общеучебные УУД  (построение речевых высказываний в соответствии с поставленной задачей)

Рефлексия.

И в завершении нашего урока попробуйте составить синквейн со словом «родители».

Чтение работ.

Личностные УУД:ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих.

Домашнее задание.

Найти в литературных произведениях примеры, подтверждающие, что непочтительное отношение к родителям влечет наказание, а почтительное – поощрение.

Познавательные УУД: умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики» Тема урока: «Добро и зло»

Цель урока:создание  условий  для понимания  значения  понятий добра и зла.Основные термины и понятия:  добро и зло как  основные  этические понятия....

Ознакомление родителей с модулем "Основы мировых религиозных культур" федерального компонента ОРКСЭ

Презентация подготовлена для родительского собрания с целью ознакомить родителей с основными целями, принципами и задачами модульного курса "Основы мировых религиозных культур" федерального компонента...

«Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики» Тема урока: «Добро и зло»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА КУРСА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» МОДУЛЬ «СВЕТСКАЯ ЭТИКА» ПО ТЕМЕ «ДОБРО И ЗЛО»  В.И.Манзебур, учитель начальных классовМБОУ «Гимназия №1», г. Ноя...

Курс: Основы религиозных культур и светской этики Модуль: Основы светской этики Тема урока "Этикет"

Урок по теме «Этикет» разработан в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы светской этики») для учащихся 5 класса. Дата проведения: 19.11.2011 г. (вторым уроком). Те...

Презентация к уроку "Почитание родителей"

Презентация к уроку "Почитание родителей"...

Методическая разработка по Основам религиозных культур и светской этики. Модуль: "Основы православия". Тема: "Благовещение Пресвятой Богородицы".

Тема занятия: «Благовещение Пресвятой Богородицы» Тип занятия: интегрированное  Образовательная цель: знакомство с понятием «Благовещение».Познакомить ...

Конспект собрания для родителей на тему: «Введение модуля «Основы православной культуры»

Материалы помогут учителю познакомить родителей обучающихся 3-х классов с содержанием модуля «Основы православной культуры» на примере образовательной игры "Мир иконы"....