Конспект урока "Совесть и раскаяние"
план-конспект урока по орксэ на тему

Чекалева Ольга Николаевна

Конспект урока

Скачать:


Предварительный просмотр:

Совесть и раскаяние

Цель урока: сформировать понятие значения совести и раскаяния для человека.

Задачи урока:

  • Образовательная

Осмыслить понятия добро и зло; понять,  зачем человеку нужна совесть;

показать, что зло без раскаяния делает человека хуже.

  • Развивающая

Развивать умения четко и грамотно излагать свои мысли, умение работать с учебником, навыки сравнительного анализа.

  • Воспитательные

Воспитывать внимательное отношение к своему внутреннему миру; умение видеть, признавать и исправлять свои ошибки, стремление к хорошим поступкам.

Оборудование:  компьютер, видеоролик, записи на доске, эпиграф к уроку, Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова  (Москва, 2005),  учебник «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры» (4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений) (Кураев А.В., Москва, Просвещение, 2010).

Ключевые понятия: добро, зло, грех, совесть, раскаяние.

Ход урока

  1. Организационный момент

Добрый день, дети. На столе карточки разного цвета (синий, красный, желтый и зеленый). Выберите себе цветную карточку и сядьте за столы ). Сегодня мы с вами будем работать в группах.

2. Рефлексия

Вначале нашего занятия я бы хотела знать ваше настроение. Давайте улыбнемся друг другу. Я рада, что у вас у всех хорошее настроение.

3. Мотивационная установка на успех

Повторяйте за мной:

Я хороший добрый человек,

 Всем детям в классе я желаю здоровья, радости.

У меня есть еще одно пожелание, оно напечатано на отдельных карточках. Соберите слова по смыслу. Прочитает дружно та команда, которая быстрее всех соберет. (Жить в ладу со своей совестью.)

Учитель. Молодцы!

4. Сообщение темы и цели урока

Кто из вас догадался, какова  тема нашего урока?

А теперь вместе подумаем, с какой целью мы будем об этом  говорить. А помогут вам сформулировать свой ответ слова –подсказки:

– я узнаю…

– будем учиться развивать в себе и помогать …

-воспитывать …

Сегодня мы будем говорить об очень серьезном и важном нравственном личностном качестве человека, как СОВЕСТЬ и узнаем, какие правила помогут детям жить в ладу со своей совестью.

Давайте посмотрим ролик «Осколки сердца»

 Кто главный герой этого фильма?

 Что не давало покоя ему 50 лет?

 Жил ли мужчина в ладу со своей совестью?

Какие чувства противоречат голосу совести?

Какие чувства помогают человеку восстановить мирное состояние души?

Что испытывает душа, когда ее покидает зло, обида, гнев?

Что является лекарством, исцеляющим душу?

 А что же по вашему означает слово «совесть» . Продолжите мою фразу: «Совесть – это…»

Работа с дополнительным источником.

А как толкуют значение этого слова авторы словарей.

(Предлагаю группам поискать  определение  слова «совесть»в разных словарях )

1 группа. БСЭ. Совесть, категория этики, характеризующая способность личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков; одно из выражений нравственного самосознания личности.

2 группа. Совесть (по Далю) – нравственное сознание. Нравственное чутье или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и к добру, отвращающее от  лжи и от зла; невольная любовь к добру и к истине; прирожденная правда, в различной степени развитая.

3 группа. Совесть (по Ушакову) - Внутренняя оценка, внутреннее сознание моральности своих поступков, чувство нравственной ответственности за свое поведение.

Скажите, наши предположения о том, что такое «совесть» оказались верными?

   Совесть человека помогает ему отличать добро от зла. С самого раннего возраста вам знакомы эти понятия. Как вы понимаете смысл слова «добро»  

  В Толковом словаре Ожегова написано: «Добро – нечто положительное, хорошее, полезное».

   Назовите антоним слова «добро». (Зло).    

  Какой  смысл вы вкладываете в это слово? (нечто дурное, вредное)

   Да! Вы правы! В толковом словаре Ожегова так и написано: « Зло - нечто дурное, вредное».                                                                      

   В православии у этого слова есть синоним. Как вы думаете, какой? (грех)

5. Работа с учебником

Давайте узнаем, как в православии объясняют толкование этих слов.

Откройте учебник на с.36

   Какой же сделаем вывод? Что значит «добро» в православии?

На доске.

•    это то, что способствует росту души,

•    помогает людям,

•    радует бога.

   А зло наоборот:

•    это то, что удаляет от этих добрых целей.

  Грех – это недоброе чувство, мысль или дело.

   Ребята, посмотрите на портрет апостола Петра.  Какое выражение лица у него? (мученическое, так как он совершил грех).

   Что же послужило причиной его грусти, муки?

    Ребята, какая самая главная книга у православных?

   Прочитайте самостоятельно на с 36-37 учебника то, что рассказывает Евангелие об апостоле Петре.                                            

   - Кто такой апостол?

   - Какой грех он совершил?

   - Что творилось с его душой?

   - Какое внутреннее состояние толкало апостола Петра на мучения?

  Про совесть говорят, как про живое существо: «Совесть без зубов, а грызёт». Совесть может разговаривать с человеком. Как вы думаете, о чём?

   Что же происходит с человеком, когда его мучает совесть? (Он не может заснуть, всё думает о плохом поступке; вздыхает; ходит с поникшей головой).

   Ребята, а как работает совесть?

Прочитайте учебник на  с. 37

Как же работает совесть?

 Какие важные дела  совершает совесть?

1) Перед выбором совесть подсказывает, как должен поступить человек.

2) « После ошибки совесть срабатывает, как тревога: «Так нельзя! Исправься!».

   Какой можно сделать вывод из нашего разговора? Что самое главное в жизни человека? (быть в ладу со своей совестью)

   Что это значит?

•    Поступать так, как подсказывает совесть.

•    Если совершил ошибку, постараться её исправить.

   Для чего нам нужна совесть?

    Можем ли мы назвать совесть нашим помощником?

   В чём же она нам помогает?  

   Ребята, чаще прислушивайтесь к вашей совести. В православии совесть – это голос Божий, звучащий в каждом.

 Знакомство со словом «раскаяние».

   Ребята, а если человек не успел прислушаться к совести до времени принятия ошибочного решения. Совесть болит и не дает покоя. Это хорошо. Но ведь с болью жить трудно. Неужели, человеку с этой болью надо будет остаться на всю жизнь? Как же ему исправить ошибку?

   Так что же такое раскаяние?

    Ребята, прочитайте об этом в учебнике на стр. 38

   - В раскаянии существуют 3 шага, найдите их и прочитайте.

           1 шаг - согласие человека с протестующим криком своей совести;

           2 шаг – переворот своих стремлений;

           3 шаг – покаянные молитвы к Богу.

Давайте вернемся к нашему видеофильму. Скажите, что заставило пожилого человека вернуться к старцу?

Скажите, ребята, когда раскаяние действительно придёт? Найдите ответ в учебнике на стр. 39.

6. Итог

   - Ответьте, ребята, что такое совесть?

   - Связаны ли между собой два выражения: бессовестный человек и бездушный?

   - Что такое раскаяние?

   - Меняет ли человека раскаяние?

7. Рефлексия.                    

   Наш урок подходит к концу. Какое открытие вы сделали для себя, мы узнаем с помощью предложений, начало которых вы видите на экране. Вам нужно их закончить.

•    Теперь я знаю …

•    Теперь я умею …

Вот вы узнали, какое значение имеют совесть и раскаяние для человека. А какое значение имеют эти понятия для вас лично?

Завершить сегодняшний урок я хочу пословицей:  «Живи так, чтобы ни от бога – греха, ни от людей – стыда.»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния". Конспект урока (методическая разработка) по курсу ОРКСЭ в 4-м классе по модулю ОМРК.

Методическая разработка (план-конспект) урока по курсу ОРКСЭ в 4-м классе по модулю "Основы мировых религиозных культур". Тема "Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздания". Урок-беседа....

конспект урока по курсу ОРКСЭ "Совесть и раскаяние"

 на уроке даётся  представление о роли покаяния в духовной жизни человека. Возникает потребность детей узнать о значение и связь слов «грех», «совесть», «раскаяние» в русской православной культуре; уз...

Конспект урока по теме "Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния".

Основные виды деятельности на уроке - беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка твор...

Конспект урока по теме "Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния" (продолжение темы)

Основные термины и понятия урока - грех, грехопадение, покаяние, добро, зло.  Виды деятельности - беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источ...

Конспект урока по предмету ОМРиСЭ "Добро и зло.Понятие греха,раскаяния,воздаяния."

Урок формирует знания о понятиях "добро", "зло", "раскаяние", "воздаяние" как об основополагающих в общечеловеческих ценностях, а также в православной и исламской культурах;  воспитывает положите...

Конспект урока по ОПК тема: " Совесть и раскаяние"

На данном уроке формируется представление о добре и зле, о совести и раскаяние, которые проявляются в человеке через его поступки....

Конспект урока ОПК "Совесть и раскаяние" 4 класс.

Конспект урока ОПК "Совесть и раскаяние" 4 класс....