Технологическая карта урока "Золотое правило нравственности"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Конспект урока по ОРКСЭ (модуль ОСЭ).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekhnologicheskaya_karta_uroka.docx24.52 КБ
Package icon zolotoe_pravilo_nravstvennosti.zip245.27 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока.

Предметная область:  ОРКСЭ (модуль ОСЭ)

Класс: 4

Тема урока: Золотое правило нравственности.

Цель: Формирование  образовательных компетенций у учащихся 4 класса  в предметной области «ОРКСЭ» (модуль ОСЭ) по теме «Золотое правило нравственности».

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

-Сформировать представление о золотом правиле нравственности, как условие оценивания собственного поведения, как необходимом условии выстраивании межличностных отношений

Учебные задачи,  направленные на достижение  метапредметных  результатов обучения:

-формирование умения работать с новой информацией (отбирать, выделять, выстраивать в логике, обобщать, делать выводы);

-формирование умения слушать и слышать, выстраивать речевые высказывания;

-формировать умение работать в группе;

-формировать начальные формы рефлексии.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

-освоение знаний по теме: «Золотое правило нравственности»

Ключевые вопросы для детей:

-Почему появилось золотое правило нравственности?

-Как формулируется золотое правило нравственности?

-Как применять золотое правило нравственности?

                                                                          План взаимодействия педагога и учителя.

Этапы урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Формирование УУД

1

2

3

4

ВЫЗОВ

Актуализация знаний, выход на тему, цель, учебные задачи в сотворчестве с детьми.

Осмысление содержания

Использует приём чтения с остановками)

РЕФЛЕКСИЯ

Подведение итогов урока.

Домашнее задание.

1.Читает рассказ (Приложение №1)Л.Н.Толстого «Камень». Учитель не дочитывает последнее предложение.

2.Задаёт вопросы:

-Как вы думаете, как заканчивается эта история?

- Как бы вы поступили на месте этого человека?

Учитель: «Человеку очень часто приходится решать как поступить в той или иной ситуации, какое принять решение. Иногда сделать выбор в конкретной ситуации бывает трудно. Человечество всегда искало и продолжает искать правило выбора и обоснования поступка. Одним из таких способов является золотое правило нравственности».

-Как вы думаете, какая тема нашего урока?

-Как вы думаете, что мы сегодня узнаем?

-Чему будем учиться?

(слайд №1 и2)

- Что такое нравственность?

-Вспомните и назовите те правила, которые вы уже знаете.

-Объясните, как вы понимаете, почему правило названо золотым?

-Знаете ли вы это правило?

-Узнать насколько мы правы нам поможет сказка

«Полезное колдовство». (Приложение №2)

Первая остановка.

  • Почему во дворе Витю не любили?
  • Что наколдовал старик?
  • Как вы думаете, что будет проходить с Витей после колдовства?

Вторая остановка.

  • Почему Вите стало страшно?
  • Что он почувствовал в этих ситуациях?
  • Что же делать мальчику?
  • Какой совет ты дал бы Вите?

Третья остановка.

  • Почему Витя перестал плохо относиться к людям?
  • Что он смог почувствовать на собственном опыте?
  • Почему Витя вспомнил старичка добрым словом и не сердился на него?

Многие люди размышляли над тем, как надо поступать в той или иной ситуации.

Организует просмотр слайдов

Слайды №3.4,5

-Чему учат эти высказывания?

-Что говорится в золотом правиле нравственности?

Слайд №6

Организует работу в группах

Как применять это правило в жизни?

Слайды №8,9,10

Возвращает учащихся к рассказу Толстого «Камень»

Читает рассказ и не дочитывает последнее предложение.

-Как бы ты закончил рассказ?

Учитель дочитывает текст до конца.

Выдаёт листы самооценки.                                                                                                                       

                                      Я

                         

 ВСПОМНИЛ       УЗНАЛ      НАУЧИЛСЯ                                                                               

Организует диалог по самооценке.

Обращается к теме урока, целям и задачам. Благодарит за работу учащихся, мотивируя их на дальнейшее самостоятельное получение знаний. Даёт домашнее задание.

Слайд №12

Слушают чтение учителя.

Строят предположения о том, как заканчивается рассказ.

Формулируют тему, цель и задачи урока, отвечая на вопросы, вступая в диалог с учителем.

Ученики вспоминают, что им известно

Читают текст по частям, отвечают на вопросы учителя.

Просматривают слайды, обсуждают ответы, участвуют в диалоге.

Работают в группах

Читают учебник (стр.43), находят ответ на этот вопрос.

Обмениваются мнениями друг с другом, объясняют свою точку зрения

Заполняют листы самооценки.

Вступают в диалог с учителем.

Выбирают по желанию домашнее задание.

Коммуникативные и регулятивные ууд

Познавательные, коммуникативные ууд.

Познавательные, коммуникативные ууд.

Личностные, регулятивные, коммуникативные ууд

Коммуникативные, регулятивные, личностные ууд

Приложение №1 Л.Н.Толстого «Камень»

    «Один бедный пришел к богатому и стал просить милостыню. Богатый не дал ничего и сказал: «Поди вон!» Но бедный не уходил. Тогда богатый рассердился, поднял камень и бросил им в бедного. Бедный поднял камень, положил за пазуху и сказал: «До тех пор буду носить этот камень, пока не придется и мне бросить в него». И пришло это время. Богатый сделал дурное дело; у него отняли всё, что у него было, и повезли в тюрьму. Когда его везли в тюрьму, бедный подошел к нему, вынул из-за пазухи камень и….»    («…замахнулся; потом пораздумался, бросил камень наземь и сказал: «Напрасно я так долго носил этот камень: когда он был богат и силен, я боялся его; а теперь мне жаль его»)

  Приложение № 2 «  Полезное колдовство»

1 часть

 Во дворе Витю многие дети считали не очень хорошим и даже немножечко противным. Как и все, он очень любил получать хорошее от других, а вот делать хорошее другим совсем не стремился. Ему даже чуточку нравилось обижать, что-то отнимать, ломать, вредить или мешать. А иногда, делая плохо, он веселился, думая в этот момент о том, какой он умный, хитрый, ловкий и сильный.

И вот в самый обыкновенный день во двор вошел старый уставший человек с палочкой и присел отдохнуть на скамейке рядом с детьми. Увидев, как Витя мешает другим и бросает камни в построенный из песка город, старичок подозвал его к себе и сказал:

– Ай-ай-ай, Витя, некрасиво ты поступаешь по отношению к другим. Сам-то, небось, не захотел бы, чтобы кто-то стал разрушать твой город из песка.

– И откуда этот незнакомый старик знает мое имя, – удивленно подумал Витя, но тут, заметив, что старичок ходит с палочкой и очень старенький, он осмелел и грубо ответил:

– Нечего меня учить. В школе учат, дома все учат, да еще и во дворе хотят учить, сейчас как приведу свою собаку из дому, она у меня большая и очень страшно рычит.

– Ну что ж, Витя, если тебя слова не могут научить, то пусть тебя сама жизнь научит.

Старичок вдруг закрыл глаза и стал еле слышно бормотать какие-то непонятные слова:

абра мубра ракадуга,

веке креке куру бе,

все, что хочешь для другого,

нехорошего, плохого,

пусть воротится к тебе.

При этом старичок перевернул свою палку и, три раза стукнув ею о землю, встал и медленно ушел.

2 часть.

– Ага, все-таки испугался, – подумал Витя, глядя ему вслед. – А то бы ему здорово досталось от моей собаки.

И только он об этом подумал, как вдруг две собаки во дворе зарычали, залаяли и кинулись на него. Еле успел Витя на дерево залезть и только сидя наверху понял, в чем тут дело:

– Наверное, этот старик колдовать может и сделал так, что если что-нибудь плохое ему пожелаешь или сделаешь, то это сразу же к тебе вернется. Надо просто об этом старике не думать ничего плохого, а еще лучше о нем совсем забыть.

Перестал Витя думать о старике, и собаки сразу же разбежались. С дерева Витя увидел Юрку, катающегося на своем новеньком велосипеде, и вспомнил про вчерашний день, когда Юрка не дал ему прокатиться.

– Ух, вредина и жадина, – подумал про Юрку Витя. – Сейчас ты у меня свалишься.

Только Витя попытался сломать ветку дерева, чтобы потом кинуть ее в колесо велосипеда, как вдруг ветка под ним обломилась, и он сам упал на землю.

Сидит Витя на земле, трет место ударенное, а сам размышляет:

– Что же это такое получается? Неужели всю жизнь все плохое будет ко мне возвращаться? А может быть, это все случайно вышло? Ну-ка я лучше еще раз проверю.

Витя отошел от деревьев, поднял над головой куртку и захотел, чтобы Юрке с дерева яблоко на голову упало. Пять минут стоял Витя посреди двора, закрываясь курткой, и ждал, когда с неба яблоко упадет. Но на голову ему совсем ничего не падало.

– Ага, значит, не колдовство это все было, а так, случайность. На всякий случай Витя еще раз захотел проверить и стал желать, чтобы Юра в дерево на своем велосипеде врезался или прямо в лужу грохнулся. И опять ничего с ним не произошло.

– Ура, – закричал от радости Витя и стал прыгая повторять: – Колдовство не действует, колдовство не действует.

– Что это ты тут раскричался про какое-то колдовство? – спросил Юра, подъехавший к Вите.

– Да так просто, – ответил Витя. – Лучше бы дал на своем велике проехать, а то вчера жадничал, как самая последняя жадина.

Дал Юра свой велосипед, и Витя помчался. За поворотом он врезался в яблоню, свалился в лужу, да еще и свалившимся яблоком по голове получил.

Только теперь Вите стало по-настоящему страшно. Колдовство старика оказалось самым настоящим. Что же теперь будет с ним, если все его плохие мысли и пожелания будут к нему возвращаться.

3 часть.

Только оттер Витя со своей мокрой куртки грязь, как увидел Аню. У нее был сегодня день рождения, и она вышла во двор с большой красивой коробкой вкусных конфет.

– Вот глупая, – подумал Витя. – Я бы такие конфеты все сам съел , а она других угощает. Только Витя додумал свою жадную мысль, опять подействовало колдовство, хотела Аня конфету дать Вите, да вдруг передумала и сама ее съела. Обиделся Витя и говорит:

– Подумаешь, ну и подави... – тут Витя запнулся на полуслове, замотал головой и решил не договаривать свое плохое желание. Ведь оно рано или поздно обязательно к нему самому вернется.

Теперь догадайтесь, кто стал во дворе самым доброжелательным и у кого появилось больше всех друзей? Конечно, у Вити. Сначала ему было трудно желать и делать другим одно только хорошее, но потом он к этому привык, это даже ему понравилось, потому что все вокруг стали относиться к нему намного лучше и добрее.

А на того старичка, который заколдовал его на всю жизнь, Витя ни капельки не сердится, а наоборот, каждый раз добрым словом вспоминает.

Приложение №3

Слайд № 3

 Будда: «Не делай другим того, что сам   считаешь злом».                                                                

 Конфуций: «Только добро ведёт к  счастью».      

 Ману: «Не делай другим того, что   причинило бы боль тебе»

 Моисей: «Не делай никому того, что ты не   хочешь, чтобы было сделано тебе».

Слайд №4                                                                                                                                                                                                                                                                                 -Тот, кто собирается взять заостренную палочку и проткнуть ею птенца, должен для начала попробовать это на себе, дабы почувствовать, насколько это больно.

                                         Африканские традиционные религии. Пословица народа йоруба (Нигерия)

Слайд №5

Вот так в разных местах земли разные люди в разное время говорили об одних и тех же важных для человека правилах, которые мы можем объединить в одно: «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе».

Это и есть «золотое правило» нравственности, а следовательно, и этики.

Слайд № 6

«Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе»

«Не поступай по отношению к другим так, как ты не хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе»

Слайды №8,9,10

Оценить последствия поступка в мыслях и чувствах.

Попытаться встать на место того, на кого направлено действие.

Ответить на вопрос: «Хотел бы я, чтобы со мной так поступили?»

Слайд №12

Расспроси  своих  близких о том, каким принципом они руководствуются в жизни. Обсуди с ними, близко ли их жизненное правило «золотому правилу» нравственности.

Подумай,  что  могло тебя обидеть и чего бы ты не хотел получить по отношению к себе.



Подписи к слайдам:

Золотое правило нравственности.
Вы узнаете
Почему появилось золотое правило нравственности.Как формулируется золотое правило нравственности.Как применять золотое правило нравственности в жизни.

Будда: «Не делай другим того, что сам считаешь злом». Конфуций: «Только добро ведёт к счастью». Ману: «Не делай другим того, что причинило бы боль тебе» Моисей: «Не делай никому того, что ты не хочешь, чтобы было сделано тебе».
Тот, кто собирается взять заостренную палочку и проткнуть ею птенца, должен для начала попробовать это на себе, дабы почувствовать, насколько это больно. Африканские традиционные религии. Пословица народа йоруба (Нигерия)
Вот так в разных местах земли разные люди в разное время говорили об одних и тех же важных для человека правилах, которые мы можем объединить в одно:«Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе».Это и есть «золотое правило» нравственности, а следовательно, и этики.
Золотое правило нравственности
«Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе»«Не поступай по отношению к другим так, как ты не хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе»
Как применять золотое правило в жизни?
Как применять золотое правило в жизни?
Оценить последствия поступка в мыслях и чувствах.
Как применять золотое правило в жизни?
Оценить последствия поступка в мыслях и чувствах.Попытаться встать на место того, на кого направлено действие.
Как применять золотое правило в жизни?
Оценить последствия поступка в мыслях и чувствах.Попытаться встать на место того, на кого направлено действие.Ответить на вопрос: «Хотел бы я, чтобы со мной так поступили?»
  Твори добро, чтобы любя,   Добро тебя нашло.    Зла не верши, чтоб и тебя    Не погубило зло.                                             Джами
Домашнее задание
Расспроси своих близких о том, каким принципом они руководствуются в жизни. Обсуди с ними, близко ли их жизненное правило «золотому правилу» нравственности.Подумай, что могло тебя обидеть и чего бы ты не хотел получить по отношению к себе.  Найти в художественных произведениях отражение темы урока.                   

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта занятия внеурочной деятельности нравственно-эстетического направления во 2 классе театра "Улыбка"

В результате занятия дети будут вовлечены в творческо-игровую деятельность, освоят новые развивающие упражнения на внимание, воображение, мелкую моторику....

Технологическая карта урока ОРКСЭ "Нравственный образец богатыря", конспект урока, презентация

Это конспект урока, направленного на формирование понятия о нравственных идеалах. Конспект урока по ОРКСЭ в 4 классе модуль «Основы светской этики» на тему «Богатырь и рыцарь как нравственные и...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОРКСЭ "НРАВСТВЕННЫЙ ПОСТУПОК"

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОРКСЭ "НРАВСТВЕННЫЙ ПОСТУПОК"...

технологическая карта урока "Правила вежливости"

Материал соответствует требованиям ФГОС. Урок провится во 2 классе, УМК "Школа России"...

Технологическая карта "ПДД - правила дорожного занятия" (2 класс)

Клубный кружок "ПДД - правила дорожного движения"...

Технологическая карта урока «Золотое правило нравственности»

Конспект урока по основам светской этики в 4 классе по ОС "2100" на тему "Золотое правило нравственности"....

Технологическая карта урока ОРКСЭ "Нравственные идеалы" ("Основы религиозных культур и светской этики", 4 класс)

Цель деятельности учителя: формирование знаний обучающихся о нравственных идеалах на примере исторических персонажей и современных людей, мотивация к осознанному нравственному поведению.Задачи ур...