Разработка урока по ОРКСЭ "Красота этикета"
методическая разработка по орксэ (4 класс) на тему

Кузнецова Елена Александровна


Данный материал был использован на уроке ОРКСЭ (модуль" Светская этика") в 4 кдассе. На уроке учащиеся познакомились с основными правилами сервировки стола, правилами поведения в гостях ит за столом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krasota_etiketa.docx129.61 КБ

Предварительный просмотр:

«Красота этикета»

Цели и задачи урока:

  1. Познакомить с основными правилами необходимыми для сервировки стола; с порядком подачи блюд; с правилами поведения за столом и этикетом.
  2. Научить правильно пользоваться столовыми приборами, уважительно общаться с соседями по столу.
  3. Развивать эстетический вкус и подбирать оригинальные сервировки стола для разных случаев жизни.

Тип занятия: изучение нового материала.

Понятия урока: сервировка стола

Межпредметные связи: литературное чтение, окружающий мир.

Учебно-методический комплекс: посуда и приборы; скатерти и салфетки; предметы для сценки (тарелка, фрукты, салат, стаканы, стол, стулья)

Ход урока.

.

Этапы урока и время, затраченное на них

Содержание урока

Приемы обучения и познавательная деятельность обучающихся.

  1. Оргмомент

(проверка дз, актуализация ранее изученного материала) – до 7 мин

Сегодня мы  уроке продолжим путешествие по стране Этикета.

 Давайте сейчас напомним, что это за страна такая, что обозначает слово этикет?  Этикет - это внешнее оформление поведение человека в обществе, ситуациях. Это нормы и правила поведения человека в разных жизненных ситуациях.

 Сейчас я буду читать ситуацию, а вы подумайте, как  бы вы поступили в этой ситуации:

  1. К остановке подъезжает автобус, Дима, ученик 4 класса, растолкав других пассажиров, влетает в автобус и занимает единственное свободное место.
  2. В магазине очередь. Заходят  две подружки – Маша и Таня. Не обращая внимание на других людей, подбегают к прилавку и просят продавца подать им две жвачки.
  3. Мальчик Миша торопился домой смотреть его любимые мультфильмы. Пнул дверь ногой, а за дверью стояла маленькая девочка. «Что путаешься под ногами?» и побежал дальше.

Беседа. Активизация ранее изученного материала.

  1. Изучение нового материала. – до 10 мин

  1. Постановка проблемной ситуации

  1. Актуализация нового материала.

Ну, что продолжим знакомиться со страной Этикета. Сегодня мы постараемся разглядеть красоту этикета. А в чем ее красота вы подумайте, а конце урока мне ответите.

- Поднимите, пожалуйста, руку, кого из вас друзья приглашаю к себе на день рождения?

 - Нужно ли знать правила этикета и применять их находясь в гостях?

Ваши одноклассники подготовили вам небольшую сценку. Давайте её посмотрим и обсудим.

 Сценка:

Автор: У Лены день рождения. Лена пригласила гостей к шести часам. Саша никак не мог дождаться положенного времени и поэтому пришел на час раньше. Лена открыла дверь, увидев Сашу небрежно сказала:

Лена: "Ну, ты даешь, пришел так рано, еще не готово ничего. Ладно, подожди.»

Саша прошел к столу и сел на стул. И начал перебирать и есть приготовленные к  праздничному столу  фрукты.

Автор: Когда праздничный стол был готов пришли остальные гости. (2 человека). (стук в дверь)

Лена: Здравствуйте Маша и Даша, очень рада вас видеть!

Маша и Даша: Привет! (и пробегают за стол)

Автор: И тут началось самое интересное! Друзья, набив полный рот кусками еды, откидываясь на спинку стула, начали рассказывать смешные истории и громко смеяться. Когда смешные истории закончились, Саша положил голову на стол и громко сказал «Вот это я объелся!».

Даша взяла вилку и начала перебирать салат со словами «А я лук не ем!»

А Маша потянулась через весь стол за самым большим куском торта и опрокинула стакан с соком.

Лена смотрела на своих гостей и не понимала, что творится в её доме.

Ребята давайте поможем Лене разобраться с данной ситуацией.

  1.  Раньше времени приходить неприлично. Но если уж гость пришел, проводи его в комнату, предложи посмотреть книги, альбомы.
  2. Когда пришли Маша и Даша, они даже не поздравили Лену, а сели сразу же за стол. Нужно было поздравить именинницу, помыть руки и с приглашением Лены сесть за стол.
  3. За  столом сиди прямо, локти на стол не ставь (на столе могут находиться только кисти рук), при разговоре с соседом поворачивай голову, а не всё туловище. Рот не набивай. Когда жуёшь, старайся, чтоб соседи по столу этого не слышали: есть и пить нужно бесшумно, умеренно и спокойно.
  4. Не перебирай еду, а ешь все подряд. В общем блюде не копайся, выбирая лучший кусок, а бери тот, что ближе к тебе. Ни в коем случае не нюхай еду и не критикуй ее, так ты смертельно обидишь хозяйку. Отказываться от какого-либо блюда нужно без объяснения причины, а не объяснять, что оно тебе не нравится или вредно.
  5. Если блюдо, которое ты хочешь попробовать, находится далеко, не тянись к нему через весь стол: попроси сидящего поблизости человека передать его тебе. Кстати, по законам этикета ты должен ухаживать за соседкой, которая сидит справа от тебя.
  6. Встав из-за стола, не стоит сразу же спешить уйти; если тебя действительно ждут неотложные дела, предупреди о своём скором уходе заранее.

Дети разыгрывают сценку.

Обсуждение и обобщение поступков героев сценки.

  1. Физминутка – до 3 минут

  1. Практическая часть – до 10 мин

Это правила для гостей, ну а вы, когда приглашаете гостей, должны правильно сервировать стол.

  • Салфетки кладут слева от тарелки или на ее дно. Если салфетка из ткани, ее можно сложить веером или конусом, это придаст сервировке праздничности.
  • Скатерть подбирайте в соответствии с размерами стола. Допустимо использовать скатерть любого цвета, но именно белый подчеркнет торжественность.
  • Для сервировки старайтесь использовать одинаковую посуду. Тарелки располагайте напротив каждого стула. От края стола до тарелки не должно быть больше 2 см. Старайтесь выдерживать одинаковое расстояние между приборами и тарелками.
  • Вся посуда должна стоять по прямой линии. Всё должно быть под рукой. То, что должно быть раньше должно стоять дальше от тарелки, так удобнее брать.
  • Нож для мяса должен лежать справа от основной тарелки, лезвием к ней, за ним рыбный нож и закусочный. Слева в таком же порядке вилки.

Приход Святого Георгия Победоносца Как правильно сервировать праздничный стол в домашних условиях Завтрак для семьи.

Изучение нового материала,  с применением на практике.

  1. Рефлексия. Подведение итогов.

Вопросы для размышления:

  1. Почему важно соблюдать правила этикета за столом?
  2. Что ты уже знал и какие правила этикета применял в своей жизни?
  3. Какие правила, с которыми ты познакомился для тебя новые?        
  4. Почему тема урока звучит «Красота этикета»?        

Беседа. Обобщение полученных на уроке знаний.

  1. Домашнее задание.

Записать в тетрадь те правила этикета за столом, которые мы не рассмотрели на уроке. Накрыть стол для своей семьи по правилам этикета.  

Литература и интернет ресурсы:

  1.  И.В. Персидская, Г.А. Фонова и др. «Классные часы в 1-4 классах» Волгоград, 2007 г.
  2. А.И. Шемшурина «Основы светской этики» 4 класс Москва «Просвещение» 2013 г.
  3. festival.1september.ru
  4. http://www.mama.kharkov.ua
  5. http://www.alegri.ru/deti/vs-dlja-devochek-i-malchikov/pravila-povedenija-za-stolom-dlja-shkolnikov
  6. http://ped-kopilka.ru/vs-ob-yetikete/pravila-povedenija-za-stolom-dlja-shkolnikov.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по русскому языку для 2 класса по теме" Речевой этикет. Слова благодарности" к учебнику Т.Г.Рамзаевой УМК "Классическая начальная школа"

Разработка урока по русскому языку по теме "Речевой этикет. Слова благодарности" по учебнику Т.Г.Рамзаевой УМК "Классическая начальная школа" урок-игра...

Разработка урока по русскому языку на тему « Речевой этикет: Использование слов при обращении. Имена собственные

Цель урока:  создать условие для формирование навыков культурного поведения.Задачи урока:- Образовательные: актуализировать знания о вежливых словах, их употреблении в разговоре,  закр...

Курс "Учимся договариваться"- комбинированные уроки риторики и этикета

Уроки риторики и этикета в начальной школе. 1-4 класс. Планирование.цели и задачи преподавания.Логика построения материала.Структура уроков....

Конспект открытого урока по теме" Этикет и мы". Курс "Светская этика".4класс

Урок посвящён истории возникновения правил этикета и отношению к этим правилам, необходимости их выполнения....

Конспект урока по теме "Этикет"

ЭтикетЦель урока:формирование у учащихся ценностного отношения к нормамэтикетаЗадачи урока:-познакомить учащихся с ключевыми понятиями урока;-создать условия для формирования у учащихся ценностн...

Открытый урок по орксэ " Этикет. Красота этикета."

Конспект открытого урока по орксэ "Этикет Красота этикета." ( районное методобъединение учителей   орксэ)...

Методическая разработка "Путешествие в страну "Этикет" (для учащихся 3-4 классов)

Внурочное занятие для детей начальной школы по этикету...