Работа с текстом на уроках ОРКСЭ
презентация к уроку по орксэ на тему

Секисова  Наталья Геннадьевна

Использование активных форм  и методов  работы с текстом на уроках ОРКСЭ. Выступление на районном семинаре учителей ОРКСЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл работа с текстом98.87 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Работа с текстом на уроках ОРКСЭ Составила учитель начальных классов МБОУ гимназия г. Советский Секисова Н.Г.

Слайд 2

Цели и задачи работы с текстом на уроках ОРКСЭ адекватное использование речевых средств и средств информационно- коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач; умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации; готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества.

Слайд 3

Коммуникативные умения Виды чтения с лушание ч тение говорение о знакомительное р ефлексивное и зучающее поисковое

Слайд 4

Формы, методы и приёмы работы с текстом: Составить характеристику героя; Составить вопросы по тексту; Продумать концовку (незаконченный текст) Выписать существенные качества; Нарисовать иллюстрацию к тексту; Вставить пропущенные слова; Сформулировать основную мысль, проблему; Высказать свое мнение по поводу прочитанного; Преобразовать текстовый материал в графический; Составить план, конспект; Словарная работа (поиск нужных или непонятных слов)

Слайд 5

«Постановка вопросов не редко отражает активность мысли ученика, глубину и правильность понимания, стремление к большей ясности и чёткости знания. Ставя вопросы, ученик анализирует материал, выделяет главное, нащупывает новые связи, не всегда для него ясные, находит у себя слабые места, тёмные пятна и пробелы, стремясь их заполнить». (П.Н.Груздев)

Слайд 6

Приёмы работы с текстом Приём "Ромашка" Приём ТАСК ( тезис-анализ-синтез-ключ ) Простые вопросы Уточняющие вопросы Интерпретационные (объясняющие) вопросы Творческие вопросы Оценочные вопросы Практические вопро сы Может помочь детям научиться независимо размышлять об отдельных моментах текста. Метод представляет собой 10 последовательно заданных вопросов, над которыми в ходе чтения текста предстоит размышлять учащимся.

Слайд 7

Приём «Толстые и тонкие вопросы» ? кто... что... когда... может... будет... мог ли... как звали... было ли... согласны ли вы... верно... ? дайте объяснение, почему... почему вы думаете... почему вы считаете... в чем разница... предположите, что будет, если... что, если...

Слайд 8

Работа по вопросам ведется в несколько этапов. 1 этап – учащиеся учатся по таблице задавать вопросы, записывая в таблице продолжение каждого вопроса. Сначала ребята сами придумывают "тонкие" вопросы, потом "толстые". 2 этап – учащиеся учатся записывать уже вопросы по тексту: сначала –"тонкие", а потом "толстые". 3 этап – при работе с текстом дети к каждой части записывают в каждую колонку таблицы по одному вопросу, которые после чтения задают своим товарищам. Для того чтобы дети успевали записывать вопросы, необходимо при чтении учителю останавливаться.

Слайд 9

«Двойные дневники » Чтобы сделать двойной дневник, учащиеся должны, проведя вертикальную линию, разделить чистую страницу пополам. Слева они записывают, какая часть теста произвела на них наибольшее впечатление. Быть может, она вызвала какие-то воспоминания или ассоциации с эпизодами из их собственной жизни или просто озадачила, или вызвала в их душе резкий протест. Справой стороны они должны дать комментарий: что заставило их записать именно эту цитату? Какие мысли она у них вызвала? Какой вопрос возник в связи с ней? Итак, читая текст, учащиеся должны время от времени останавливаться и делать подобные пометки в своём двойном дневнике.

Слайд 10

«З-Х-У» (Знаем/Хотим узнать/Узнали ) Этот приём называется З-Х-У (Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Что мы узнали?) и применим для чтения на протяжении одного урока. Разделим доску или большой лист бумаги на три широкие колонки, озаглавленные соответственно: «Знаем», «Хотим узнать», «Узнали». Учащимся предлагается воспроизвести в тетрадях такую же таблицу.

Слайд 11

Приём Инсерт При чтении текста учащиеся на полях расставляют пометки: v - если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете; – если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали, или думали, что знали; + если то, что вы читаете, является для вас новым; ? если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.

Слайд 12

Прием «Составление кластера» Кластер ( анг . гроздь) – прием систематизации материала в виде схемы (рисунка), когда выделяются смысловые единицы текста. Правила построения кластера очень простые. Рисуем модель Солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре располагается звезда – это наша тема. Вокруг нее планеты – крупные смысловые единицы. Соединяем их прямой линией со звездой. У каждой планеты свои спутники, у спутников свои.

Слайд 13

« Синквейн » Слово синквейн происходит от французского, означающего пять. Таким образом, синквейн – это стихотворение , состоящее из пяти строк . Правила написания синквейна : В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным). Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными). Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами. Четвёртая строчка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме. Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Слайд 14

Приём Речетворчество Приём Корзина идей, понятий, имен А) Можно предложить ученикам продолжить предложение «Что было бы, если бы …» Б)Прием свободных ассоциаций В ) Прием «Брошенный камень. Ученик произносит какое-то слово, связанное каким-то образом с темой и пытается записать следующие, которые у него возникают. Г ) Фантастический банан. Ученик произносит два любых слова и пытается их соединить. Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.

Слайд 15

Приём Мимическая гимнастика Приём "Встреча с героем." Для актуализации субъектного опыта на уроках литературы, ОРКСЭ. Детям предлагается продемонстрировать свое эмоциональное отношение к герою, ситуации с помощью мимики или жеста, т.е. выразить эмоциональное состояние без слов. Представьте , что вам предстоит встретиться с героем изучаемого произведения. У вас всего два вопроса, чтобы что-то узнать про него, про вас самих. Что вы спросите? Что, как вы думаете, ответит герой?

Слайд 16

Приём "Вершина". Приём “Добавь следующее” На доске или у каждого в тетради нарисована скала с извилистой горной дорогой, ведущей от глубокой пропасти («плохой человек») к вершине («идеальный человек»). Точкой нужно отметить то место горы, на которой находится герой рассматриваемого произведения. Можно расположить на скале целую систему персонажей романа. Хорошая игра для развития речи и памяти младших школьников. Ученик называет предмет и предает эстафетную палочку соседу, тот придумывает второе слово, относящееся к этой же группе предметов, и называет уже два слова по порядку. Следующий ученик называет два слова и добавляет свое и т. д.

Слайд 17

Приём "Ассоциативный ряд" Приём "Рядом с художником " К теме или конкретному понятию урока нужно выписать в столбик слова-ассоциации. Выход будет следующим: •если ряд получился сравнительно правильным и достаточным, дать задание составить определение, используя записанные слова; затем выслушать, сравнить со словарным вариантом, можно добавить новые слова в ассоциативный ряд; • оставить запись на доске, объяснить новую тему, в конце урока вернуться, что-либо добавить или стереть. Произнесите монологи от имени: • главного героя, его мамы, старшей сестры, младшего брата (Ф. П. Решетников "Опять двойка"); • мальчика (В.А.Серов "Дети"); • мальчика (В.Е. Маковский "Свидание"); • девочки (К.С. Петров-Водкин "Тревога "). Выполняющий должен войти в образ и сыграть персонаж. Составьте биографию по портретам.

Слайд 18

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы для развития навыка работы с текстом на уроках окружающего мира, ОРКСЭ и чтения..

Подобные тесты помогут ребятам научиться работать с текстами....

Образец работы с текстом в курсе ОРКСЭ.

Образец работы с текстом в курсе ОРКСЭ....

статья "Приемы работы с текстом на уроках литературного чтения. Формирование умения работать с текстом как шаг к успешному выполнению комплексных работ".

     На современном этапе в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта учащиеся начальной школы должны не только научиться читать вслух ...

Работа с текстами на уроках ОРКСЭ в начальной школе

В поурочном планировании не дается рекомендаций по использованию того или иного вида чтения на определенном этапе урока, т.к. выбор вида чтения зависит  от  конкретных  условий:  у...

Нестандартные формы и приёмы работы с текстом на уроках ОРКСЭ

В своей статье я описала нестандартные формы и приемы работы с текстом на уроках ОРКСЭ. Данные формы и приемы способствуют глубокому пониманию и усвоению материала. Игровой материал сделает урок ярким...

Доклад на тему "Работа с текстом. Приемы работы с текстом на уроках окружающего мира."

В докладе рассказывается  о приёмах работы с текстом на уроках окружающего мира....

Приемы работы с текстом на уроках литературного чтения. Формирование умения работать с текстом как шаг к успешному выполнению комплексных работ

На современном этапе в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта учащиеся начальной школы должны не только научиться читать вслух и молча, но и пользоваться ...