Технологическая карта по ОРКЭС
план-конспект урока по орксэ (4 класс) по теме

Филиппова Ольга Васильевна

Технологическая карта по ОРКСЭ на тему "Православные храмы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekhnologicheskaya_karta_po_kursu_orkse.docx785.4 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенно общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 73»

Миасского городского округа

Технологическая карта по курсу ОРКСЭ

(модуль «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»)

под редакцией Т.А.Костюкова, О.В. Воскресенского

Выполнила: учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

Филиппова Ольга Васильевна

Миасс 2014



Тема:
Православный  храм.

Цель: Дать представление о назначении православного храма и его устройстве.

Задачи:

       -Познакомить с понятием «Православный храм»и его назначением, формировать представление о его цен -  ности, как святыни для православных людей.

  • Развивать интерес к знаниям о храмах, обогащать историко-культурный словарь учащихся.
  • Воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.

Обеспечение: Основы религиозных культур народов России: учебное пособие для 4 класса общеобразовательных учреждений учебник Т.А.Костюкова, О.В. Воскресенского, «Дрофа» 2012; презентация для иллюстрации и поддержки материала.

Тема

Тема и главная мысль текста

Педагогические цели

Создать условия для развития умения определять тему и главную мысльурока, развития речи; способствовать ознакомлению с церковью, храмом, собором

Тип урока

Решение учебной задачи

Планируемые
результаты
(предметные)

Проявляют позитивное отношение к общей культуры и гражданской позиции человека

Личностные
результаты

Демонстрируют целостный социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий

Универсальные
учебные действия
(метапредметные)

Регулятивные: оценивают уровень владения тем или иным учебным действием, отвечают на вопрос:
что я не знаю и не умею?

Познавательные: общеучебные – умеют работать в материальной и информационной среде начального
общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета ОРКСЭ;
логические – анализируют, определяют основную мысль текста; постановка и решение
проблемы
 – самостоятельно находят способы решения проблемы.

Коммуникативные: активно используют речевые средства и средства для решения коммуникативных
и познавательных задач

Основное содержание
темы, понятия
и термины

Божий Храм, часовня, шедевр, канон

Образовательные
ресурсы

Схема «Строение храма»

Сценарий урока

Этапы урока

Формы, методы,

методические

приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Приемы

контроля

осуществляемые

действия

формируемые

умения

Мотивирование к учебной
деятельности(Организационный момент)

Фронтальный Словесный.

Слово учителя

Приветствие учащихся.

– Все ли правильно сидят?

   Все ль внимательно глядят?

   Все ль готовы слушать?

   Начинаем наш урок.

– Проверим готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

 Проверка
домашнего
задания.

Фронтальная. Словесный.

Беседа

Слушает, дополняет ответы (при надобности)

– Рассказ о колоколах Свято – Данилова монастыря,

- Рассказ о царь - колоколе

– Слушают, дополняют ответы одноклассников

Беседа по вопросам

Актуализация знаний.

Фронтальная. Словесный.

Беседа

Учитель читает стихотворение

Храм Божий на горе мелькнул
И детски чистым чувством веры
Внезапно на душу пахнул…
Нет отрицанья, нет сомненья,
И шепчет голос неземной:
Войди с открытой головой!
Войди! Христос наложит руки
И снимет волею своей
С души оковы, с сердца муки
И язвы с совести больной…
Н.А.Некрасов

Отвечают на вопросы

Развитие эмоционально- нравственной отзывчивости, доброжелательности.

Беседа по вопросам

Постановка учебной задачи

(учебник, с.26)

Фронтальная. Словесный.

Сообщение
учителя, беседа, чтение

– Прочитайте тему, которая вызвал интерес у Почемучки.

– Цель нашего урока состоит
в том, чтобы узнать как можно больше по данной теме.

– Что такое тема?

Слушают учителя

Принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем

 Усвоение
новых знаний
и способов
действий.

1.Работа по учебнику с.26

Групповая работа

2. Работа по тетради

Фронтальная. Словесный,
творческий,
практический.

Чтение, беседа,

Фронтальная. Словесный.

Сообщение
учителя, беседа, чтение

письмо

Предлагает вопросы по теме

  1. Вспомните и скажите о том какую роль в церковной жизни играют колокола?
  2. Колокола неотъемлемая часть храма или церкви?
  3. Знаете ли вы, что такое храм?
  4. Бывали ли вы в храме? Если да, то в каком?
  5. Каким образом храм отличается от всех остальных зданий?
  6. Как вы думаете, что по своей форме напоминает купол?

Давайте совершим экскурсию по храму. Православные храмы строятся алтарем на восток в сторону света, где восходит солнце. Каждый храм посвящен какому-либо святому или знаменательному событию в истории нашей страны. Так мемориальными или храмами памятниками являются:

  • Храм Христа Спасителя – Москва. Построен  в память о победе русского народа в Отечественной Войне 1812 года.
  • Храм Великомученика Георгия Победоносца на Поклонной горе
  • Знаменско-Петропавловский храм в селе Амосовка на месте Курской битвы.
  • Петропавловская церковь-памятник в Прохоровке (Белгородская область)
  • Церковь Всех Святых на Мамаевом кургане(Волгоград) и многие другие

 Самыми большими храмами нашей страны являются:

  • Храм Христа Спасителя – г. Москва
  • Исаакиевский собор – г. Санкт-Петербург
  • Крестовоздвиженский собор Николаевского мужского монастыря – г. Верхотурье Свердловской области

Может быть, кто-то назовёт, из каких частей состоит храм?

     Мы поднимаемся по ступенькам и останавливаемся на площадке, которая называется папертью.  

     

Православный храм делится на три части:

  • притвор
  • собственно храм (средняя часть)
  • алтарь.

     В притворе раньше стояли те, кто готовился к крещению и кающиеся, временно отлученные от причастия. Притворы в монастырских храмах часто использовались также в качестве трапезных. В настоящее время притвор сравнительно небольшой. Здесь продаются свечи, можно написать записки о здравии и об упокоении. 

     Вот мы в самом храме. Вторая самая большая часть -  место для прихожан, собравшихся на церковное богослужение. В центре стоит аналой с иконой праздника. Здесь и у других икон мы можем поставить свечи о здравии наших близких и родных. С левой же стороны стоит панихидный столик,  здесь обычно ставятся свечи за упокой, служатся панихиды, т. е. заупокойные  богослужения. В самом храме мы видим: иконы, свечи, к своду подвешено паникадило (большая люстра)

     Главнейшая часть храма — это алтарь, место святое, поэтому в него не позволяется входить непосвященным.  Алтарь означает небо, где обитает Бог, а храм — землю. 

 Алтарь отделяется от храма иконостасом - перегородкой, на которой в несколько рядов располагаются иконы, обращенные ликами к молящимся верующим. Первой иконой справа от иконы Спасителя (не считая южной двери) должна быть всегда храмовая икона, т.е. изображение того праздника или того святого, в честь которого освящен храм.

В иконостасе есть 3 двери, главные из которых средние (Царские врата). Через них невидимо выходит Сам Христос — Царь Славы в Святых Дарах. Когда Царские врата открыты, то вы можете увидеть, что находится внутри алтаря.

    Самое важное место в алтаре — престол - особо освященный четырехугольный стол, украшенный двумя материями: нижней - белою из полотна и верхней - из парчи. Считается, что на престоле невидимо присутствует сам Христос и потому касаться его могут только священники.

Давайте снова поработаем в рабочих листах. (рабочий лист в приложении)

Запишите определение «Что такое храм, церковь»

Выполняют задания

Ответы на вопросы учителя:

Читают текст с.26-27

Отвечают на вопросы, слушают учителя, просматривают иллюстрации в учебнике и на экране.

- выслушиваем предположения детей

Записывают в тетрадь

Осмысленно читают текст, определяют
главную мысль.

Устанавливают причинно-следственные связи.

Письменно
выражают мысль

Работа в группах

5. Словарно-орфографическая работа. Шедевр, архитектура, канон (словарь с.175)

Фронтальная, индивидуальная.

Словесный,
практический Чтение,

– Прочитайте слова, что они означают?

Читают слово, отвечают на вопрос, записывают. Запоминают

Усваивают написание непроверяемого слова, объясняют значение слова

Беседа по вопросам,

VII. Закрепление знаний
и способов
действий. (Показ презентации «Храм села Сыростан»

Фронтальная, индивидуальная.

Словесный,
практический творческий.

Чтение, беседа, рассказ

Рассказ о храме «Крестовоздвижения» в нашем селе Сыростан

Дополняют, показывают фотографии и картинки храма, просматривают презентацию

Беседа по вопросам,
рассказ

VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

Фронтальная. Словесный.

Беседа

Какие чувства возникают у вас прослушивании стихотворения?

Прихожане в Божий храм
Ходят рано по утрам,
Пообщаться с Богом в нице,
Прислониться к плащанице.
Просят жизнь добрее стать,
Вам здоровья пожелать,
Свечи ставят на канон,
Свечи ставят у икон.
На помин чужой души
В Божьем храме помолчи,
Со слезою на глазах
Душа кается в грехах.
Приходите в Божий храм,
Очищайте душу там!

- выслушиваем детей.

Часто ли вы бываете в храме?

     Знаете ли вы, что в храме существуют особые правила поведения, называющиеся церковный этикет?

     Сейчас вы услышите стихотворения, которые помогут вывести правила для мальчиков и девочек, посещающих храм:

Памятка мальчику:

       Прежде чем зайти в собор,

       Головной сними убор,

       Злые мысли отгони:

       Не нужны тебе они...

Памятка девочке:

        Скромную надень одежду,

        В брюках в храм идёт невежда,

        Голову платком покрой

        И тихонько в храме стой.

Мальчику и девочке:

         Никого не осуждай,

         Помощь нищему подай,

         Поставь свечку и потом

         Осени себя крестом.

         Богомыслие храни,

         Лень подальше прогони,

         Душой с Богом примирись,

         И со всеми ты молись.

         Богомольцев не толкай,

         К чину в храме привыкай.

         Не гляди по сторонам —

         Неполезно это нам...

         Хоть старушка, хоть девица

         Не посматривай на лица,

         Глазки в землю опусти,

         О грехах своих грусти.

  Учитель:        

         И скажу я от души:

         Выйти с храма не спеши,

         Стой на службе до конца,

         Слушай проповедь отца.

        Приложись потом к кресту,

        Обещание дай Христу,

        Что исправиться намерен,

        Слову своему будь верен.

        Даром время не губи,

        Службу Божию полюби.

        Воскресенья подожди,

        На молитву приходи.

О чём необходимо помнить мальчику, заходя в храм?

Как должны выглядеть девочки, приходящие на службу в церковь?

Как мы заходим в храм?

Как мы стоим во время богослужения?

Как оканчивается божественная литургия?

Скажите, почему православные христиане с такой любовью и заботой относятся к храмам?

Как называется храм, находящийся в нашем селе?

    Любите , дети, старину

    С ее былинными веками,

     С ее старинными церквами,

     К величию ведшие страну…

     Любите. Дети, старину!.. (С.С.Бехтеев)                                

Отвечают на вопросы учителя

Ответы детей

(Учащиеся читают стихотворение по ролям)

Ответы детей

Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке

Беседа по вопросам. Саморе-
гуляция

IX. Домашнее

задание.

Фронтальная. Словесный. Объяснение
учителя

Общее:

- рассказать родителям о том, что запомнил на уроке

Индивидуальное:

-  нарисовать или изготовить макет храма вашей мечты

-  подобрать  и выучить стихотворение о храме.

- самостоятельно или с помощью родителей приготовить презентацию об одном из известных храмов нашей страны или области.

Принимают учебное
задание в соответствии с уровнем своего развития


Приложение

Рабочий лист к уроку по теме «Православный храм»

Задание №1 Дайте определение понятиям:

Храм________________________________________________________________

Церковь_____________________________________________________________

Задание № 2 Под рисунками подпишите отличительные признаки храма от других зданий.

C:\Documents and Settings\Директор\Рабочий стол\Православие\картины\sofijskijsobor.jpg

C:\Documents and Settings\Директор\Рабочий стол\Православие\картины\138521500.jpg

C:\Documents and Settings\Директор\Рабочий стол\Православие\Челябинск. Свято-Симеоновский храм\7012n.jpeg

C:\Documents and Settings\Директор\Рабочий стол\Православие\картины\0_1e751_b0b7945d_XL.jpg

C:\Documents and Settings\Директор\Рабочий стол\Православие\Ц. святителя василия великого.JPG

C:\Documents and Settings\Директор\Рабочий стол\Православие\cb1ba0ec3202.jpg

C:\Documents and Settings\Директор\Рабочий стол\Православие\картины\картины 1\image002.jpg

C:\Documents and Settings\Директор\Рабочий стол\Православие\картины\picture84.jpg

Задание № 3 Укажите архитектурные  формы православного храма.

http://prav-uroki.narod2.ru/konspekt_uroka_o_hramah/Risunok12.gif?rand=34796104282741

       

     ____________      ______________    __________________    _______________

Задание № 4 Внимательно посмотрите на рисунки и укажите черты сходства и различия храмов?

  C:\Documents and Settings\Директор\Рабочий стол\Православие\картины\18216.jpg              Сходство                      C:\Documents and Settings\Директор\Рабочий стол\Православие\картины\39e314acc480t.jpg
         Различие                    ______________                    Различие

_____________________                                      ______________________

Задание № 5  Какой обряд, совершаемый в храме, изображен на рисунке?

C:\Documents and Settings\Директор\Рабочий стол\Православие\картины\0_930a9_b3397f6_XL.jpg_____________________________________________

Задание № 6 Соедините стрелками название и  рисунок храмов памятников.

Храм Христа Спасителя – Москва. Построен  в память о победе русского народа в Отечественной Войне 1812 года.

C:\Documents and Settings\Директор\Рабочий стол\Православие\Знаменско-Петропавловский храм в селе Амосовка Курской области\0_af7a8_5db7103e_XL.jpg

Знаменско-Петропавловский храм в селе Амосовка на месте Курской битвы

C:\Documents and Settings\Директор\Рабочий стол\Православие\церковь всех святых на мамаевом кургане\Tsentralniy_hram_vseh_svyatyh_090_20111.jpg

Петропавловская церковь-памятник в Прохоровке (Белгородская область)

C:\Documents and Settings\Директор\Рабочий стол\Православие\12393.jpg

Церковь Всех Святых на Мамаевом кургане(Волгоград)

C:\Documents and Settings\Директор\Рабочий стол\Православие\Петропавловская церковь-памятник в Прохоровке (Белгородская область)\0_5a8d8_d33e4a3c_XL.jpeg

Задание  № 7  Запишите правила поведения в храме.

В храме разрешается        В храме воспрещается

 _______________________                                             ____________________________     C:\Documents and Settings\Директор\Рабочий стол\Православие\картины\original.jpg

____________________        ________________________

____________________         ________________________

____________________        ________________________

.___________________        ________________________

____________________        ________________________

Спасибо за работу!

Список литературы

  1. Учебник «Основы православной культуры» 4 класс Т.А.Костюкова, О. В. Воскресенский, К.В.Савченко, Т.Д.Шапошников 4 класс, М.;»ДРОФА» 2012
  2. Библия
  3. В.С.Колесников «Русь православная. Праздники и обряды» М., 2005
  4. А.Н.Сахаров, К.А.Кочегаров «Основы религиозных культур народов России» М., 2012
  5. Детский молитвослов. Екатеринбург 2004

Интернет- ресурсы

  1. http://nsportal.ru
  2. http://moi-mummi.ru 
  3. http://festival.1september.ru/articles/637747/
  4. http://www.hrampokrov.ru/temple/projects/mosaic/?yclid=5799003065447613269


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1 класс. Технологическая карта раздела « Числа от 1 до 5». Технологическая карта урока «Число и цифра 1».

Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действи...

Выступление с практической направленность по теме "Технологическая карта урока как индикатор готовности учителя работать по новому образовательному стандарту.Требования к проектированию технологической карты".

Статья содержит теоретические обоснования и практические рекомендации по применению технологической карты урока. Материал предназначен для учителей начальных классов, реализующих ФГОС НОО....

Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс

по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...

Методический семинар. «Технологическая карта урока. Оптимизация технологической карты урока».

Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».Век XXI – век открытий,Век инноваций, новизны,Но  от учителя зависит,Какими д...

Технологическая карта коррекционно-развивающего занятия на тему: Правописание буквосочетания жи-ши в 1 классе Технологическая карта занятия

1.Познакомить с правилами правописания жи-ши,закрепить умение использовать правило жи-ши при письме;2.Развивать память,логическое мышление,орфографическую зоркость;3.Воспитывать трудолюбие,аккуратност...

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: "Карта полушарий". Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: Карта полушарий. Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"...