Конспект урока по ОРКСЭ "История религий в России"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Гладких Елена Анатольевна

Материал поможет учителям 4 класса при подготовке к факультативу по ОРКСЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon История религий в России1.27 МБ

Предварительный просмотр:

Крылова Елена Алексеевна, Гладких Елена Анатольевна, МОУ Вахромеевская СОШ Камешковский район

Конспект урока по ОРКСЭ «История религий в России»(18-19 урок)


Цель урока:  создать условия для формирования у обучающихся представлений о роли христианства в истории России,  об основных этапах возникновения и развития  других религий в России.

 

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

  • формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций народов России

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

  • овладеть навыками смыслового чтения текстов,  строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации;
  • развивать готовность слушать собеседника, признавать возможность существования различных точек зрения

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

  • сформировать представления о нравственности веры, о традиционных религиях народов России.

Тип урока: урок применения предметных умений.
Методы обучения (продуктивные): проблемный, частично-поисковый и исследовательский, игровой.

Организационные формы обучения:

  • фронтальная (беседа, ответы на вопросы учителя);
  • групповая (группы постоянного состава): самостоятельная работа в группах с учебными пособиями и раздаточным материалом по выполнению учебных заданий;
  • коллективная: выступления по результатам работы в группах, самооценка и взаимооценка, игра.
  • индивидуальная: выполнение домашнего задания.

Организационный момент:

  • тема изучается в течение двух уроков;
  • класс делится на 5 групп постоянного состава;
  • класс рассаживается по группам.

Оборудование урока:

  1. Раздаточный материал для групп:
  • набор иллюстративного материала по мировым религиям для изготовления коллажа;
  • задания группам.
  1. Презентация к уроку.

Ход урока

Технологическая карта изучения темы (2 урока)

Этапы занятия и цели каждого из них.

Действия учителя

Действия обучающихся

Формируемые УУД

Первый урок

1.Организационный этап 

  • класс делится на 5 групп постоянного состава;
  • группам выдается раздаточный материал.

Класс рассаживается по группам.

Личностные УУД

- мотивация учения

2.Мотивация учебной деятельности обучающихся по теме урока

Вступительное слово учителя и вводная беседа по актуализации знаний:

  • Как называется наше государство?
  • Что означает понятие «федерация»?
  • Что характеризует разнообразие народов нашей страны?
  • Какие религии исповедуют народы России?

Задание 1: используя раздаточный иллюстративный материал, распределить его по группам и  составить коллаж «Мировые религии»

Оценка выполнения задания группами и продолжение беседы:

  • А знаете ли вы как эти религии пришли в нашу страну?
  • Сформулируйте тему урока.

Обобщение ответов обучающихся и объявление темы урока. Мы с вами должны ответить на вопросы:

  • Какова история религий народов России?
  • какую роль эти религии сыграли в истории нашей страны в прежние эпохи и какую роль выполняют в настоящее время?

Фронтальная работа.
Участие в беседе.
Работа с картой России.

Работа в группе: составление коллажа. Представление результатов работы классу.
Самооценка.
Взаимооценка

Фронтальная работа. 
Участие в беседе.

Личностные УУД

- мотивация учения

Коммуникативные УУД.

- формирование умения вступать в диалог.

- Работать в статических и мигрирующих группах.

Познавательные УУД.

- строить логическую цепь размышлений.

-классифицировать объекты по определенному признаку

Регулятивные УУД.

- постановка учащимися цели на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что не известно.

- оценивание своей работы и работы других

3.Погружение в деятельность.Самостоятельная работа в группах 

Организация выполнения заданий по группам, консультирование.

Задания: Самостоятельно работая в группе с источником информации, рассмотреть историю мировой религии в России по плану:

  1. Когда изучаемая вами религия появилась в России?
  2. Какие события с этим связаны?
  3. Назовите имена людей, способствовавших появлению и распространению данной религии в России.
  4. Приведите примеры достойного служения Отечеству представителей данной религии в России.
  5. Какую роль данная религия играет в современной России?

Группа №1: знакомится с историей православия в России
Группа №2: знакомится с историей католицизма в России
Группа №3: знакомится с историей ислама в России.
Группа №4: знакомится с историей иудаизма в России.
Группа №5: знакомится с историей буддизма в России.

В качестве источника информации группам предлагается материал ЭУП А.Я. Данилюка «Основы мировых религиозных культур», уроки 18-19.

Работа в 5-х группах по выполнению учебных заданий, подготовка выступления по результатам исследования.

Коммуникативные УУД.

- формирование умения вступать в диалог.

- работать в статических и мигрирующих группах.

- доказывать свою точку зрения, опираясь на имеющиеся знания;

- выслушивать и принимать чужую позицию.

Познавательные УУД.

-строить логическую цепь размышлений.

-классифицировать объекты по определенному признаку

-Работа с информацией: обработка, вычленение необходимой информации.

4.Осуществление деятельности Представление группами результатов выполнения заданий 

Обобщение и корректировка ответов обучающихся.

Представление группами результатов выполнения заданий.

Самооценка.

Взаимооценка.

Личностные УУД

-умение высказывать свое мнение

Регулятивные УУД.

- постановка учащимися цели на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что не известно.

- оценивание своей работы и работы других

Коммуникативные УУД.

- умение вступать в диалог;

- доказывать свою точку зрения, опираясь на имеющиеся знания;

- выслушивать и принимать чужую позицию.

5. Подведение итогов работы групп 

Подведение итогов работы групп, оценка работы групп.

Участие в беседе, отметка на индивидуальной оценочной странице в тетради результатов работы на уроке.

Регулятивные УУД.

- оценивание своей работы и работы других;

- сравнение работы с образцом и соотнесение ее с выбранными критериями.

6. Домашнее задание. Рефлексия 

Объяснение домашнего задания.

Содержание домашнего задания: продолжить работу в группе. Разработать любую интеллектуальную игру по теме урока (викторину, кроссворд, интеллектуальное лото и т.д.)

Запись домашнего задания.

Координация работы группы по выполнению домашнего задания.

Второй урок

1. Интеллектуальная игра 

Организация игровой деятельности обучающихся. Обобщение и корректировка ответов обучающихся.

Обучающиеся  представляют свои творческие разработки игры и организуют игровой процесс.

Личностные УУД

- мотивация учения 

-умение высказывать свое мнение

Коммуникативные УУД.

- умение вступать в диалог;

- доказывать свою точку зрения, опираясь на имеющиеся знания;

- выслушивать и принимать чужую позицию.

2. Подведение итогов игры 

Подведение итогов игры.

Подведение итогов игры.

Самооценка.

Взаимооценка.

Регулятивные УУД.

- оценивание своей работы и ее результата.

3. Обобщение по теме уроков

Обобщение по теме уроков о роли представителей различных религиозных конфессий в истории России и современной России.

-Какую роль эти религии сыграли в истории нашей страны в прежние эпохи и какую роль выполняют в настоящее время?

Выполнение теста.

Закрепление изученного материала.

Коммуникативные УУД.

- умение вступать в диалог;

- доказывать свою точку зрения, опираясь на имеющиеся знания;

- выслушивать и принимать чужую позицию.

4. Домашнее задание. Рефлексия 

Домашнее задание: написать эссе (сочинение-размышление) на тему: «Что объединяет все мировые  религии?» или «Какую пользу приносят религии нашей стране?»

Запись домашнего задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Культура и религия" модуля "Основы православной культуры"

   Методическая разработка урока учебной дисциплины ОРКСЭ модуля "Православная культура по теме "Культура и религия"...

Конспект урока "Священные книги религий мира"

Конспект урока по предмету "Основы мировых религиозных культур" с обоснованием УУД....

Конспект урока ОРКиСЭ "Возникновение религии"

Тема урока: Возникновение религий.Цель:  Изучение возникновения Иудейской религии.Задачи: 1) формировать умения поиска информации, умения  выделять основное;2) формировать умения работать в ...

Конспект урока "Моря, озера и реки России" (4 класс, УМК "Школа России")

Конспект урока окружающего мира "Моря, озера и реки России" + презентация к уроку...

Конспект урока "Священные книги религий мира"

Конспект урока ОРКСЭ. Основы мировых религиозных культур для 4 класса по теме "Священные книги религий мира" (первое занятие). На уроке учащиеся знакомятся с понятием «священная книга...

Конспект урока по ОРКСЭ «Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира»

Тема урока: «Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира»Цель: сформировать представление учащихся о нравственных заповедях ведущих религий мира.Задачи урока:- учебные:- ...