Конспект урока ОРКСЭ по теме "Добро и зло".
методическая разработка по орксэ (4 класс) на тему

Савватеева Ольга Сергеевна

Ознакомить с понятием  добро и что входит в понятие добра; с понятием зло и какие есть наиболее распространенные его проявления; углубить сущность известных понятий, пополнить словарный запас учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orkse.docx23.89 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по ОРКСЭ 

Модуль "Основы светской этики"

автор Савватеева О.С., ГБОУ СОШ № 1825, ЮЗАО

Тема "Добро и зло".

Цель: формирование этических и культурных ценностей  у школьника, научить детей делать добро, отвечать на зло - добром.

Задачи: 

  • Предметные:
  • формировать знания о понятиях добро и зло как об основополагающих в этике;
  • формировать умение рассуждать на тему морали и этики с привлечением личного опыта;
  • Развивающие: 
  • развивать познавательный интерес к предмету;
  • развивать  коммуникативные навыки и культуру выражения мысли;
  • развивать логическое мышление, воображение, эмоциональную сферу;
  • развивать творческие способности;
  • Воспитательные:
  • формировать положительное отношение к нравственным поступкам;
  • формировать навыки  доброжелательности, уважения к другому Человеку, адекватной самооценки;
  • воспитывать добропорядочность, неравнодушное отношение к окружающему миру.

Ход урока

  1. Орг. момент

Здравствуйте!  Прежде, чем мы начнём урок,  давайте поиграем.
– Я прочту стихотворение, а ваша задача – досказать подходящее по смыслу слово.

И каждый становится добрым, доверчивым,
И доброе утро продлится до вечера.
Зазеленеет старый пень,
Когда услышит: ...
 («добрый день!») 

Растает ледяная глыба
От слова доброго ...
 («спасибо!») 

 Когда бранят за шалости,
 Мы говорим: ...
 («прости, пожалуйста!») 

Если больше есть не в силах,
Скажем маме мы: ...
(«спасибо!»)

Какие это слова?  (вежливые, добрые) Как вы думаете,  кто говорит такие слова? (Вежливый, добрый человек) Молодцы!

  1. Создание проблемной ситуации.

Ребята, давайте послушаем стихотворение Ю. Новикова.  

Пока я буду читать, подумайте, о чём  стихотворение?

Какова его тема? Основная мысль?

Как часто мы спорим, не зная значения слов.

А суть их поймёшь — и ответ очевидный готов.

Вот так же с вопросом важнейшим о зле и добре.

Все спорят, а смысл исчезает, как в чёрной дыре.

Но этот вопрос  нам нельзя отложить на потом.

Иначе неясно, зачем на Земле мы живём.

Источник добра — совершенный и вечный Творец,

А зла — Разрушитель, кого ждёт бесславный конец.

Добро — гармоничный, живой, многокрасочный мир.

А зло — разрушенье, болезнь, паразит и вампир.

И ясно, что злу равноправным с добром не бывать.

И сущность свою злу приходится вечно скрывать.

Избытка добра не бывает нигде, никогда.

И лучше для всех, чтобы сгинуло зло навсегда.

И зло «нужно» миру, как людям — несчастья, беда,

Болезни, пороки, преступность, война и вражда.

И цель нашей  жизни — гармонию мира крепить,

От зла отказаться, не дать ему мир погубить.

Но снова твердят о медали и двух сторонах,

О двух порождающих жизнь силовых полюсах…

Возможно, хотят утвердить своё право на зло,

Мечтают, чтоб зло им хоть в чём-нибудь, да помогло.

Но жизнь дал Творец, отвечать нам придётся пред ним.

А мы здесь всё спорим и правды признать не хотим…

(Ответы учащихся.)

Правильно. В стихотворение идёт спор о добре и зле.

Стихотворение Ю. Новикова так и называется «Споры о добре и зле».

  1. Тема, цель, задачи урока.

Друзья, как вы думаете, о чем будем говорить на уроке? (о добре и зле)

Давайте определим задачи урока.

Что мы должны сегодня узнать, чему научиться?

Для чего?

Добро и зло. Это особые слова. Что такое добро?   И что такое Зло?
Над этими вопросами люди размышляют на протяжении всей истории.

 В нашем мире добро и зло всегда идут рядом. Какие качества им присущи? Это мы с вами и выясним.

ДОБРО                                ЗЛО 

  1. Подготовка к изучению нового.

Какие у вас возникают ассоциации, когда вы слышите слово «добро»? «зло»?

Большинство живущих на земле людей не задается мыслью, что  есть  «добро».

В чем оно «добро»? Кому добро? От кого добро?

Как бы вы смогли ответить на эти вопросы? (ответы детей)

Перед вами 2 листа бумаги.  На одном нарисуйте, то, как вы представляете «добро», а на другом -  «зло». ( дети рисуют)

А теперь прикрепите  свои рисунки на  доске  под понятиями «добро» и «зло». (обсуждение рисунков)

Почему нужно стремиться к добру и избегать зла?

Что я могу сделать, чтобы наш мир стал добрее?

Ответы на эти вопросы мы будем искать не только сегодня на уроке, но и всю жизнь.  

Добро и зло являются основными этическими понятиями. Именно знанием о добре и зле руководствуются люди, совершая хорошие и дурные поступки. С точки зрения добра и зла человек оценивает как свои поступки, так и поступки других людей. Благодаря тому, что люди выработали понимание добра и зла, они могут поддерживать добрые отношения друг с другом, запрещать и предотвращать ссоры, насилие, жестокость.

Где чаще всего мы сталкиваемся с понятиями добра и зла?

Правильно, в сказках. Приведите примеры.

Уже в древние времена считалось, что отступление от нравственности, неумение различать добро и зло ведут к разрушению человеческой личности.

Как существует добро, так  есть и зло, которое всегда желает помешать добру, уничтожить его. В сказках всегда добро побеждает зло. Через сказки воспитывается душа человека, пробуждаются самые лучшие чувства. Когда мы читаем сказки, смотрим, слушаем, то мы всегда переживаем за наших героев, радуемся за них, когда у них все получается, все исполняется. В сказках все получается, а вот в жизни не так. Недаром говорится, что скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. И сказки даются нам для того, чтобы мы учились жить, учились добру, любви, красоте, радости. Мне бы хотелось, чтобы на сегодняшнем уроке каждый для себя выработал уникальный критерий для добра и зла.

«Добро (доброта)- это все положительное, хорошее, полезное» говорится в толковом словаре С. Ожегова.

  1. Закрепление изученного.

Ребята, а мир враждебен? Или он несёт человеку благо?

“…Давным-давно жил великий шах. Он приказал построить прекрасный дворец. Там было много чудесного. Среди прочих диковин во дворце была зала, где все стены, потолок, двери и даже пол были зеркальными. Кроме того, стены этой залы были устроены так, чтобы создавать эхо. Спросишь: “Кто ты?” - и услышишь с разных сторон в ответ: “Кто ты? Кто ты? Кто ты?..”

Однажды в залу забежала собака и в изумлении застыла посередине - целая свора собак окружила её со всех сторон, сверху и снизу. Собака испуганно оскалила зубы - и все отражения ответили ей тем же самым.
Перепугавшись и ощетинившись, собака зарычала - тысячи собак зарычали на неё. Собака залаяла - эхо не отставало. Собака металась туда и сюда, в попытках укусить злых собак, но… лишь кусала воздух. А её отражения тоже носились вокруг, щёлкая зубами.
На утро слуги нашли несчастную собаку бездыханной в окружении сотен отражений издохших собак. В зале не было никого, кто мог бы причинить ей хоть какой-то вред. Собака погибла….
А наследующий день во дворец забежал ребёнок...и со всех сторон его окружили улыбки и радость…»

Подумайте, ребята, и скажите где в этой притче зло, где добро?

Отчего умерла собака? А что произошло с ребенком? Сравните?


Мир сам по себе не несет ни добра, ни зла. Он нейтрален.
Всё происходящее вокруг нас есть всего лишь отражение наших собственных мыслей, чувств и желаний. Мир - это большое зеркало.
А благодаря всем нам это «зеркало» отражает добро и зло, любовь и ненависть, взаимопомощь и равнодушие, радость и страдание…
Мир именно таков, каким мы его делаем…

 6.Итог урока.

Ребята, сегодня на уроке мы с вами много говорили о доброте, добрых поступках и о том, что Добро обычно ассоциируют со  светом, светлым, белым. А зло —  с тьмой, тёмным, чёрным.

Дорога к добру нелегка, поэтому важно осознавать свои действия и их результаты.
Напишите на сердечках, которые лежат у вас на партах, ваши добрые дела и прикрепите их на «Дерево добра».

Я надеюсь, что до следующего урока, вы прочитаете «добрые дела», и мы с вами решим все ли дела добрые.

7.Домашнее задание. Сочините сказку о «Добре и Зле»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока ОРКСЭ по теме "Образцы нравственности в культуре России" Урок № 26

Конспект урока по предмету "Основы религиозной культуры и светской этики" (Модуль "Светская этика"" Урок № 26 Тема урока: "Образцы нравственности в культуре России"...

конспект урока ОРКСЭ

Тема урока  "Добро и зло" (1-й из 2-х)....

Конспект урока ОРКСЭ "Золотое правило нравственности"

Конспект урока "Основ религиозных культур и светской этики", модуль "Светская этика", тема урока "Золотое правило нравственности", к конспекту прилогается презентация...

Конспект урока ОРКСЭ. Модуль Основы мировых религиозных культур. Тема урока "Возникновение религий. Древние верования славян"

В данной работе представлен конспект урока ОРКСЭ. Модуль Основы мировых религиозных культур. Тема урока "Возникновение религий. Древние верования славян"...

План-конспект урока ОРКСЭ. 4 КЛАСС. Тема урока:"Добро и зло"

Тема урока «Зачем творить добро. Добро и зло. Совесть и раскаяние»Цель урока: сформировать представление учащихся о добре и зле, что долг и совесть – важнейшие морально-этические регуляторы поведения ...

КОНСПЕКТ УРОКА ОРКСЭ Тема урока: «Дружба и порядочность»

КОНСПЕКТ УРОКА ОРКСЭ Тема урока: «Дружба и порядочность» Дата:  9 октября, 2018 г.Школа: № 148Класс: 4 «д»Урок: 3Кабинет: 224 Учитель: Кейзер.А.ВСтуде...

Конспект урока ОРКСЭ "Жизнь протекает среди людей", 4 класс + презентация к уроку

Цели деятельности учителя: формирование понятий  душа, дух, духовность человека и духовно-нравственных качеств, системы духовных ценностей.Планируемые результаты:Предметные:знать: -определение по...