Духовно-нравственное воспитание школьников. Модуль -Основы светской этики.
статья по орксэ на тему

Соловьева Ирина Валентиновна

Обзор работы на уроках по модулю Светская этика .Выступление  на конференции Западного учебного округа в рамках подготовки к ХХIII Международным Рождественским образовательным чтениям" Духовно-нравственное воспитание в современной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx18.85 КБ

Предварительный просмотр:

  Духовно-нравственное  воспитание  школьников. ( модуль – '' Светская этика.'')

Слайд 1.

Говоря словами великого учёного Альберта Эйнштейна:

Этическое поведение человека должно основываться на сочувствии, образовании и общественных связях. Никакой религиозной основы для этого не требуется. Было бы очень скверно для людей. Если бы их можно было удерживать лишь силой страха и кары и надеждой на воздаяние по заслугам после смерти.

 Альберт Эйнштейн.

Слайд 2 .

Знать правила в обществе нужно с малых лет. В настоящее время огромное значение приобретает духовно-нравственное воспитание школьников.

Под духовно-нравственным воспитанием подразумевает формирование таких качеств как :

  • Толерантность
  • Коммуникативность
  • Духовность
  • Самовоспитание
  • Ответственность
  • Сострадание

Слайд 3 .

Чтобы этого достичь на выходе 4 класса, мы в конце третьего класса выявили, через опрос и анкетирование родителей, чьи дети будут обучаться по этому модулю.

Для того чтобы этот модуль успешно преподавался в нашей школе, нужна была подготовка кадров.

Так как этот модуль мне ближе всего по духу, то я и прошла курсовую переподготовку при: Московском институте открытого образования.

 О чем свидетельствует полученный сертификат об окончании данного модуля по теме: ''Научно-методические основы преподавания предмета. Основы светской этики. ''

Слайд 4 .

Благодаря тому, что мною была пройдена курсовая переподготовка,  я смогла составить рабочую программу и подобрать учебно-методические пособия.

Задача модуля светской этики это освоение учащимися общепринятых норм светской или гражданской этики.

 Одна из важных целей модуля – это дать детям систему правил и норм поведения выработанных  и охраняемых обществом.

Этот предмет насыщен информацией наглядностью, но надо учитывать и возрастные и психологические особенности детей. Им нелегко работать с предложенными текстами в учебнике, так как он бывает труден и сложен для восприятия. Ученик должен почувствовать многомерность и сложность материала, с которым он соприкоснется, значимость тех или иных светских явлений, которые образуют базис современной культуры и помогают ребенку в сложном процессе его духовного самоопределения.

Поэтому ,я считаю, что на преподавателях лежит очень большая ответственность, так как мы должны научить понимать и чувствовать сострадание к другим, быть отзывчивым принимать правильное, с точки зрения морали, решения.

Данные качества отрабатываться через такие темы, как:

‘’Добро и зло’’

‘’ Добродетели и пороки ’’

‘’ Справедливость’’

Наиболее легче дать оценку поступку учащимся, через сказки, с помощью сказочных героев , из таких как

«12 месяцев»,

 ''Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях''  А. Пушкин

 ''Конек – горбунок'’  Ершова

 и многих других. Слайд 5 .

На таких уроках как :

Род и семья

 Этикет

 Семейные праздники

 Я использовала художественную литературу ,такие как:

В. Драгунского '' Денискины рассказы  ». Один из рассказов–«Тайное становится явным. ''            

  В. Осеевой ''Волшебное слово . ''

Л. Толстого  » Старый дед и внучек .»

Слайд 7 .

На таких уроках, мы не просто читали или смотрели отрывки из произведений, но и могли смоделировать сами жизненные ситуации .   Использовали ролевые игры. Ребята высказывали и аргументировали свою точку зрения, дискутировали, рассуждали. Все это помогало развивать критическое мышление детей : требовательное отношение к себе, умению дружить.

Так как ранее я говорила, что детям сложно воспринимать материал учебника, хочу выделить работу с толковым словарем, так как мы встречаем много новых и не совсем понятных слов для детей

Так же работу с иллюстрациями, которые помогают лучше понять смысл прочитанного, полнее раскрыть авторский замысел, ярче увидеть события, что способствует формированию и развитию речи учащихся и эстетического вкуса.

На уроках использовала такие приемы как  '' Ассоциативная ромашка .''

Дается задание:

- Подбери слова, которые  помогут нам представить настоящего друга.

Какими качествами с твоей точки зрения он должен обладать?

Почему ты выбрал именно эти качества для своего друга?

Дети прикрепляют лепестки.

(На которых самостоятельно пишут : добрый, честный, отзывчивый, смелый, веселый, преданный и т. д.)

 Параллельно может проходить работа над пословицами.

Слайд 8 .

На многих уроках использовала притчи и метод незаконченного предложения. Например: всем известная притча о мудреце и бабочке или о старце и семье.

Рассказывается притча, а затем предлагается порассуждать:

Я считаю, что все в моих руках, потому что…

Я  … ,что не все в …

 или Старец написал так, потому что …

Слайд 9 .

На уроках можно проводить викторины. Кроссворды которые составляют сами дети. Что позволяет лучше усваивать учебный материал.

Но все- таки , на  мой взгляд, изучение модуля будет неполноценным и недостаточно эффективным без взаимодействия с семьей. Без поддержки со стороны родителей. Такие виды деятельности, например как исследовательские работы учащихся по темам: «Семейные праздники»,  »Род и семья-исток нравственных отношений ’’Ребята изучали и собирали данные о своих родственниках, записывая биографию бабушек и дедушек. Создавая древо семьи, рассказывали о своих предках и другие.

Слайд 10

Такую работу учебник не сможет выполнять без поддержки и помощи со стороны семьи.

Включение родителей и членов семьи в школьную жизнь позволило создать по темам: Любовь и уважение к отечеству

 Такие работы и презентации на тему:

Бородинское сражение (Война 1812 г.)

Битва под Прохоровкой (Война 1945 г.)

Хатынь

Мой отец герой. ( Участник боевых действий.)

Моя бабушка

Слайды 11 12 13

Такие уроки дают детям и взрослым положительные эмоции. Формируют общечеловеческие ценности: гражданственность , уважение к старшим, милосердие.

В прошлом учебном году 2013-2014 мы участвовали во второй общероссийской олимпиаде школьников по светской этике. Где ученица Чекшина Анастасия была награждена дипломом Iстепени.

 Принимали участие в '' Покровских играх '' на Поклонной горе.

Слайд 14

Были организованны экскурсии в городской центр Толерантности по темам: '' Традиции и праздники народов мира ‘’ и   ‘’ Игры народов мира  ‘’.

Здесь понадобились навыки групповой работы.

Слайд 15

По предмету учащиеся не получают оценок, поэтому безотметочная система не сковывает детей. Они много рассуждают, доказывают. Меня радует, когда на уроках возникает дискуссия. Ребята с нетерпением ждали урока, с удовольствием готовились к нему. Домашнее задание давалось творческого плана ( посещение библиотеки, музея, выполняли рисунки, подбирали примеры, сочиняли рассказы. )

В заключении хочу отметить, что отношение между всех четвертых классов стало равнее и доброжелательней. Полученные результаты свидетельствуют о значимости данного курса.

Слайд 16


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики» Тема урока: «Добро и зло»

Цель урока:создание  условий  для понимания  значения  понятий добра и зла.Основные термины и понятия:  добро и зло как  основные  этические понятия....

Т. Д. Шапошникова К. В. Савченко Основы духовно-нравственной культуры народов России Основы светской этики Основы мировых религиозных культур Основы православной культуры Основы исламской культуры Основы иудейской культуры Основы буддийской куль

Т. Д. ШапошниковаК. В. СавченкоОсновы духовно-нравственной культурынародов России Основы светской этикиОсновы мировых религиозных культурОсновы православной культурыОсновы исламской культурыОснов...

Программа внеурочной деятельности «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики». 5 класс

Предлагаемый материал нацелен на формирование у учущихся представления о культурном наследии народов нашей страны, о общечеловеческих ценностях предшествующих поколений (религиозное верование, фолькле...

Рабочая программа по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России» Образовательная область «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики» для 4 класса

Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников представлений о нравственных идеалах  и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание ...

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модули «Основы светской этики» , "Основы исламской культуры"

Рабочая программа по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" разработана для обучающихся 4 класса. Используемый УМК : учебник Н.Ф.Виноградовой "Основы религиозных культур и ...

Формирование духовно-нравственной культуры на уроках ОРКСЭ по модулю "Основы светской этики"

Статья и конспект урока "Жизнь человека - высшая нравственная ценность" по ОРКСЭ, 4 класс....