Рабочая программа ОПК 4 класс (автор учебника А.Кураев)
рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему

Рабочая программа  составлена к учебному курсу А.Кураева  (в соответствии с тербованиями ФГОС НОО).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приложение к ООП НОО № __________

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ГАТЧИНСКАЯ ГИМНАЗИЯ им. К.Д. УШИНСКОГО»

«Рекомендовано»

Руководитель МО

___________        /Быстрых Н.А./

Протокол №____

от «____» _________________ 2014 г.

«Согласовано»

   Заместитель директора по УВР

___________        /Шарова Е.Н./

 «____» __________________ 2014 г.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

По  основам православной культуры

Составлена методическим объединением учителей начальных классов

Год составления: 2014

Класс: 4 класс

Общее количество часов по плану: 4 классы – 34 ч.

Количество часов в неделю: 4 класс – 1 ч.

Учебник:

Кураев А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электронном носителе  – М.: Просвещение, 2012.

Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования второго поколения, с учетом примерной образовательной программы общеобразовательных учреждений (Начальная школа, изд. Просвещение, 2010) и рабочей программой ФГОС (Данилюк А.Я. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений. 4-5 классы. – М.: Просвещение, 2012)

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Сведения о рабочей программе по курсу “Основы религиозных культур и светской этики” (модуль: “Основы православной культуры”)

Данная рабочая программа составлена для учащихся 4 класса МБОУ “Гатчинская гимназия им.К.Д.Ушинского”  на 2014/2015 учебный год.

Нормативные правовые документы, на основе которых разработана рабочая программа по курсу “Основы религиозных культур и светской этики” (модуль: “Основы православной культуры”)

Учебный курс “Основы религиозных культур и светской этики” введен в учебный процесс общеобразовательных школ на основе поручения Президента России от 2 августа 2009 г., Распоряжения Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. и нормативных правовых документов:

Закон “Об образовании в Российской Федерации” (2012)/

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (2010).

Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования (2010).

Планируемые результаты начального общего образования (2010).

Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа (2010).

Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Программа общеобразовательных учреждений. 4-5 класс. (2010)

Цели и задачи рабочей программы.

Учебный курс “Основы религиозных культур и светской этики” направлен на решение основных задач реализации содержания обязательной предметной области учебного плана ФГОС — “Основы духовно-нравственной культуры народов России”:

  • воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию;
  • формирование первоначальных представлений о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России.

Цель: формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачи:

  • знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
  • развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
  • обобщение знаний и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
  • развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА

Предмет, раскрывающий основы религиозных культур и светской этики, изучается на переходной стадии от начальной к основной ступени общеобразовательной школы. И по месту в учебном плане, и по содержанию он служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников. С одной стороны, учебный предмет дополняет обществоведческие, нравственные аспекты предметов “Окружающий мир”, “Литературное чтение”, с которым знакомятся учащиеся начальной школы. С другой — этот курс предваряет начинающееся в 5 классе изучение предметов “История”, “Литература”. Таким образом, ознакомление с нравственными идеалами и ценностями религиозных и светских духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего.

Введение комплексного учебного курса “Основы религиозных культур и светской этики” в образовательный процесс государственных и муниципальных школ определяется необходимостью существенного усиления воспитательных функций общеобразовательных учреждений во взаимодействии с семьей, общественными и традиционными религиозными организациями, учреждениями дополнительного образования.

В современных условиях содержание воспитательного процесса основывается на отечественных духовных традициях, нравственных приоритетах и идеалах, моральных нормах, хранимых в религиозных и культурных традициях многонационального народа России. Учебно-воспитательный процесс обоснован пятью важнейшими национальными духовными традициями: православием, исламом, буддизмом, иудаизмом, светской этикой. Обучающиеся могут изучать их отдельно или обзорно в рамках модуля “История мировых религий”.

Учебно-воспитательный процесс в рамках комплексного курса направлен на знакомство учащихся с духовными традициями многоконфессионального народа России, с историей и культурой крупнейших религиозных объединений нашей страны, а также с основами светской этики. Все это должно преследовать общую цель: нравственное воспитание российских школьников на основе традиционных идеалов и ценностей, развитие их интереса к окружающему миру, формирование уважительного отношения к представителям различных конфессий, укрепление толерантных отношений между участниками образовательного процесса, оздоровление морально-нравственной атмосферы в школе и семье.

Введение комплексного учебного курса “Основы религиозных культур и светской этики” призвано содействовать более тесному взаимодействию семьи и школы в вопросах воспитания обучающихся, оказания им необходимой, своевременной и квалифицированной поддержки в непростых ситуациях нравственного выбора и общественного самоопределения.

Комплексная организация курса и возможность выбора для изучения одного из шести модулей обеспечивает удовлетворение культурно-образовательной потребности родителей (законных представителей) в более тесном приобщении ребенка к духовным традициям его семьи — религиозным или светским.

Образование в границах комплексного учебного курса направлено на развитие у школьников 10—11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

Основные культурологические понятия учебного курса — “культурная традиция”, “мировоззрение”, “духовность (душевность)”, “нравственность” — являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основное содержание всех модулей курса

В соответствие с Законом “Об образовании” (ст. 9, п. 6) основные образовательные программы общего образования должны обеспечивать духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся. Новый учебный курс призван актуализировать в содержании общего образования задачи духовно-нравственного совершенствования личности ребенка. Он является педагогически организованным компонентом целостного учебно-воспитательного процесса начальной и основной школы и представляет собой образовательную систему, основной педагогической задачей которой является поддержка процессов духовно-нравственного развития младшего подростка.

Основной принцип, заложенный в содержании курса — общность в многообразии, “многоединство”, “поликультурность” — отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность как нашей страны, так и современного мира.

Общая духовная основа многонационального народа России — формируется исторически и основывается на ряде факторов:

  • общая историческая судьба народов России, исповедующих разные религии;
  • единое пространство современной общественной жизни, включающее общность государства, языка, образования, культуры, экономики, права, менталитета, развитую систему межличностных отношений, а также общность социально-политического пространства.

Образовательный процесс в границах учебного курса и сопутствующей ему системы межпредметных связей формирует у обучающихся начальное представление о религиозных культурах и светской этике посредством:

  • ориентации содержания всех модулей учебного курса на общую педагогическую цель, определенную Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего и основного общего образования, а также Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России — воспитание высоконравственного, творческого, ответственного гражданина России, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России;
  • педагогического согласования системы базовых национальных ценностей, лежащей в основе содержания всех модулей учебного курса;
  • системы связей, устанавливаемых между модулями учебного курса, а также между ними и другими учебными предметами (окружающий мир, русский язык, история, литература и др.);
  • ориентации учебного содержания на совместное осмысление педагогами, обучающимися и их родителями актуальных проблем развития личностной ценностно-смысловой сферы младших подростков;
  • единых требований к результатам освоения содержания учебного курса.

Учебно-воспитательный процесс в границах учебного предмета и системы межпредметных связей педагогически моделирует, содержательно раскрывает основы религиозных и светских культурных традиций России.

Освоение школьниками учебного содержания каждого из модулей, входящих в учебный курс, должно обеспечить:

  • понимание значения нравственности, морально-ответственного поведения в жизни человека и общества;
  • формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики;
  • формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям;
  • знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, доброта, отзывчивость, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;
  • укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития духовных и культурных традиций.

  1. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

На изучение курса “Основы религиозных культур и светской этики”  в 4 классе начальной школы отводится 1 ч в неделю. Программа рассчитана на 34 ч (34 учебные недели).

  1. ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Образовательный процесс в рамках учебного курса “Основы религиозных культур и светской этики” и в системе межпредметных связей призван обобщить, систематизировать процессы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в начальной школе, заложить основы их дальнейшего духовно-нравственного развития на ступенях основного и среднего (полного) общего образования; способствует концентрации содержания образования вокруг базовых национальных ценностей:

- патриотизм;

- социальная солидарность;

- гражданственность;

- семья;

- труд и творчество;

- наука;

- традиционные российские религии;

- искусство и литература;

- природа;

- человечество.

Таким образом, ценностными ориентирами содержания данного учебного курса являются: нравственный выбор, жизнь и смысл жизни, справедливость, милосердие, честь, достоинство, уважение к родителям, уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга, забота и помощь, мораль, честность, щедрость,  забота о старших и младших, свобода совести и вероисповедания, толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.

  1. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА

Личностные результаты:

  1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину.

С этой целью каждый учебник содержит общие для всех 6 модулей уроки: урок 1 “Россия — наша Родина” и урок 30 “Любовь и уважение к Отчеству”. Тема Родины, России, любви и уважения к Отчеству, единства разнообразных культурных и духовных традиций народов нашей страны лежит в начале учебной программы каждого предмета и ею же завершается. Также и в содержании каждого учебника эта тема системно представлена: иллюстративным материалом в полной мере отражающим особенности российских культурных и религиозных традиций, учебное содержание раскрывается на материале отечественной истории.

  1. Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов.

Достигается за счет того, что в основе содержания всех модулей лежат концептуальные понятия “мы — российский народ”, “мы разные и мы вместе”. Содержание религиозных и светских традиций в каждом учебнике раскрыто как содержание традиций российских народов. Таким образом, у обучающихся складывается целостный образ культурно-исторического мира России.

  1. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний.

Содержание всех учебников имеет культурологический, этический и личностно ориентированный характер и обеспечивает возможность понимания обучающимся основных правил поведения в обществе на основе традиционных духовных идеалов и нравственных норм.

  1. Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения.

Содержание каждого урока в каждого из 6 учебников раскрывает определенные ценности, или направляет обучающихся на их дополнительное осмысление (уроки 16—17).

  1. Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

  1. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

В содержании всех учебников особое место занимает тема семьи, старших и младших.

  1.  Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Тема труда, образования, природы проходит через содержание всех учебников. Задача формирования бережного, уважительного, сознательного отношения к духовным ценностям — важнейшая задача всех моделей комплексного курса, решаемая по ходу всего учебно-воспитательного процесса.

 Метапредметные результаты:

  1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства ее осуществления.

Осознание общей цели учебной деятельности, формирование мотивации к изучению избранного модуля в рамках курс “Основы религиозных культур и светской этики” происходит уже на первом уроке “Россия — наша Родина”. Здесь обучающие получают представление о том, зачем им лично нужен этот учебный предмет. Общая цель учебной деятельности — приобщение к определенной духовной, культурной традиции конкретизируется на каждом уроке посредством формулировки задач урока. Например, в рубрике “Вы узнаете” на первом уроке формулируются вопросы: “Что такое духовный мир человека?”, “Что такое культурные традиции и для чего они существуют?”. Способность принимать и сохранять задачи учебной деятельности и находить средства ее реализации развивается также в системе заданий, предусмотренных в каждом уроке. Так, после первого урока обучающиеся получают следующие домашние задания: “Посоветуйтесь с родителями, взрослыми и назовите несколько традиций, принятых в вашей семье”, “Какие ценности лежат в основе традиций вашей семьи?”. Эти задания школьники выполняют самостоятельно и при участии родителей и других значимых взрослых. Такая дидактическая структура: общая цель — ее конкретизация перед началом каждого урока — реализация поставленных задач в содержании урока — творческие домашние задания, характерна для всех уроков.

  1. Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учетом характера ошибок; понимать причины успеха или неуспеха учебной деятельности.

Содержание и методический аппарат каждого учебника дополняет электронное приложение. В нем для каждого урока разработана система, позволяющая учащемуся самостоятельно получать дополнительную информацию, комбинировать ее определенным образом, усваивать ее в игровой форме, самостоятельно контролировать и оценивать собственные учебные действия и уровень усвоения материала.

  1. Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий.

В дополнении к поурочным учебным заданиям в конце 2 четверти 4 класса (уроки 16—17) предусмотрены самостоятельные творческие работы учащихся. Особенность их выполнения в том, что поиск новых знаний осуществляется учащимися не только в книгах и Интернете, но, главным образом, посредством актуализации жизненного, нравственного, социального опыта родителей и других значимых взрослых. Умение осуществлять информационный поиск развивается в диалоге, коммуникации старших и младших, сверстников между собой. Получаемая обучающимися информация, и сам способ ее получения имеют выраженное антропологическое, нравственно-ориентированное измерение.

  1. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации.

Целостное педагогическое пространство учебников складывается из текстов, различных по стилю и языку: научных, художественных, религиозных, исторических и др. Овладения навыками смыслового чтения осуществляется в процессе диалога разных текстов, их смысловой “переклички”, перевода одного текста на язык другого.

  1. Готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь собственную; излагать мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Все учебники содержат развернутую систему творческих заданий по каждому уроку, а также уроки 16—17 “Творческие работы учащихся”. Система вопросов и творческих работ предполагает активный поиск обучающимися новой информации, а также содержательный диалог с родителями и другими взрослыми. Программой комплексного курса предусмотрено проведение (урок 31—33) презентаций творческих работ учащихся, изучавших определенный модуль, перед своими одноклассниками, изучавшими другие модули, что позволит ознакомить школьников со всеми духовными и культурными традициями.

  1. Определение общей цели и путей ее достижения, умение договорится о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Решение этих задач обеспечиваются следующими методическими формами и приемами:

  • разные учебники имеют общие 1 и 30 уроки, в которых выражена задача каждого модуля — приобщение к традициям многонационального народа России;
  • большая система творческих заданий, обеспечивающая деятельностный, развивающий характер обучения, коллективную работу обучающихся, старших и младших;
  • организация школьно-семейного праздника “Диалог культур во имя гражданского мира и согласия”, завершающего изучение комплексного курса.

Предметные результаты:

  1. Знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России.
  2. Знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе.
  3. Формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России.
  4. Осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

Достижение этих результатов обеспечивается всем содержанием учебников, их методической структурой, единством учебной и внеучебной деятельности.

  1.  СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 ч.)

Единство многонационального российского народа. Многообразие культурных, духовных, религиозных традиций в российском обществе. Начальные представления о том, что такое “духовность”, “традиция”, “нравственные ценности” и о их значении в жизни человека, семьи, общества. Ведущая идея – народы России при их явном различии взглядов на мир, едины в своих общих гражданских ценностях и нормах, которые закреплены в Конституции России. Общая история, общее государство, сходные нравственные основы народов России. Возможности взаимопонимания и сотрудничества людей в обществе вне зависимости от их отношения к религии и религиозной принадлежности.

Основы православной культуры (28 ч.)

Особенности восточного христианства. Культура и религия. Во что верят православные христиане.

Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности.

Основные особенности этого раздела:

  • Продолжается раздельное преподавание в соответствии с выбором семьи школьника.
  • Продолжается знакомство учащихся с основами православной культуры.
  • Акцентируются культурно-исторические особенности нашей страны и конкретного региона, где проживает семья.
  • Большое место занимают нравственные ценности, семья, ценности семейной жизни.
  • Тема Родины, патриотизма, гражданственности, любви к родной земле, служения Отечеству определяет направленность большинства тем этого раздела как в историческом, так и в современном контексте.

Проект по теме: “Свет Рождества”

Экскурсии (краеведческие) с целью ознакомления с уникальными образцами духовной культуры и традиции.

Духовные традиции многонационального народа России (5 ч.)

Подготовка и презентация творческих проектов на основе изученного материала.

Творческий проект: “Диалог культур во имя гражданского мира и согласия” (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.)

Описание системы оценки достижения планируемых результатов

В условиях современной школы большое внимание уделяется диагностике знаний и умений, контролю достижения уровня обязательных результатов обучения. Уроки по курсу ОРКСЭ – уроки безотметочные, но это не означает, что нет необходимости в контроле усвоения знаний. Процесс усвоения знаний индивидуален, поэтому необходимы формы контроля, позволяющие предусмотреть проверку, во-первых, достижения каждым учеником уровня обязательной подготовки по предмету, во-вторых, глубины сформированности учебных умений. Оценка должна решать, как минимум, две основные задачи:

  • Подведение итогов работы.
  • Сравнение (с самим собой и другими).

Методологический инструментарий мониторинга воспитания и социализации учащихся предусматривает использование следующих методов:

  • Тестирование (метод тестов).

Возможные варианты тестовых заданий:

  1. Задания альтернативных ответов.
  2. Задания множественного выбора.
  3. Задания на восстановление соответствия.

  • Опрос.

Виды опроса:

  1. Анкетирование.
  2. Интервью.
  3. Беседа.
  • Портфолио ученика (портфолио творческих работ).
  • Самооценка, взаимооценка и внешняя оценка (итоговое мероприятие)

  1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Наименование

разделов (тем)

Всего часов

В том числе на:

Основные виды

учебной деятельности обучающихся

Экскурсии

Проекты

4 класс (34 ч.)

1

Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества.

1

-

-

Знакомство с историей возникновения и распространения православной культуры: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом.

Выполнение заданий творческого и поискового характера.

Сотрудничество со взрослыми: подготовка творческой беседы с членами семьи.

2

Основы православной культуры.

28

2

1

Изучение основы духовной традиции православия: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом.

Определение основных понятий православной культуры, знание основных терминов.

Анализ взаимосвязи между религиозной (православной) культурой и поведения людей.

Изучение основных содержательных составляющих священных книг, сооружений, религиозных праздников и святынь православной культуры.

Выполнение заданий творческого и поискового характера.

Сотрудничество со взрослыми: подготовка творческой беседы с членами семьи.

Сбор информации и систематизация знаний; разработка плана работы над проектом, определение содержания проектной работы по теме, презентация проекта.

Работа в паре и группе: поиск и исправление неверных высказываний, изложение и аргументирование своей точки зрения, оценивание точки зрения одноклассника, обсуждение высказанных мнений.

3

Духовные традиции многонационального народа России.

5

-

1

Выполнение заданий творческого и поискового характера.

Сбор информации и систематизация знаний; разработка плана работы над проектом, определение содержания проектной работы по теме, презентация проекта.

Работа в паре и группе: поиск и исправление неверных высказываний, изложение и аргументирование своей точки зрения, оценивание точки зрения одноклассника, обсуждение высказанных мнений.

Итого:

34

2

2

  1. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ЛИТЕРАТУРА:

Для учащихся:

Кураев А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электронном носителе  – М.: Просвещение, 2012.

Для учителя:

Данилюк А.Я. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений. 4-5 классы. – М.: Просвещение, 2012.

Обернихина Г.А. Поурочные разработки к учебнику “Основы православной культуры. 4-5 классы” автора А.В.Кураева – М.: Просвещение, 2012.

Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы: справ. материалы для общеобразоват.учреждений. – М.: Просвещение, 2012.

В помощь начинающему педагогу ОРКСЭ. Методические раздаточные материалы к Рабочей тетради учителя. – Санкт-Петербург, “Спасо-Преображенский Валаамский Ставропигиальный мужской монастырь”, 2011.

Интернет-ресурсы:

http://kuraev.ru

http://www.pravolimp.ru

http://svetoch-opk.ru/

Единая коллекция образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/

Российский общеобразовательный портал http://www.school.edu.ru/default.asp

ОБОРУДОВАНИЕ и ПРИБОРЫ:

Основы православной культуры: электронное приложение к учебнику А.В.Кураева (CD).

Компьютерная техника, экспозиционный экран, аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа 4 класс к учебнику Верещагиной

Рабочая программа 4 класс к учебнику Верещагиной...

рабочая программа 6 класс автор ладыженская

Рабочая программа 6 класс автор ладыженская...

Рабочая программа по математике, автор учебника М.И. Моро 2 кл

Рабочая программа по математике УМК "Школа России" 2 класс...

Рабочая программа по технологии, автор учебника Е.А. Лутцева 2 кл

Рабочая программа по технологии УМК "Школа России" 2 класс...

Рабочая программа по музыке, автор учебника Е.Д. Критская 2 кл

Рабочая программа по музыке УМК "Школа России" 2 класс...

Рабочая программа 2 класс по учебнику английского языка О.В. Афанасьевой "Rainbow"

В данную рабочую программу входит пояснительная записка и календарно-тематический план для 2 класса...

Рабочая программа 2 класса по учебнику "English" Верещагиной И. Н., Притыкиной Т. А.

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по учебнику "English" Верещагиной И. Н., Притыкиной Т. А. для учащихся 2 класса....