Человек и Бог в православии
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема: Человек и Бог в православии
Проектирование занятия
Организационный блок | |
1.Место темы в учебном плане. | Урок открывает большую тему: «Во что верят православные».Тема урока 3 перекликается с темой урока 9 – «Православное учение о человеке». Там главные вопросы звучат так: «Чем Бог одарил человека?», «Что такое образ Божий в человеке?». Значит, на уроке 3 мы даём лишь первоначальное представление о дарах Творца человеку – то есть о том, что сотворённый Богом мир предназначался во владение человеку, создавался для него. На уроке 3 мы должны, прежде всего, уяснить себе, в каких отношениях, с точки зрения православной культуры и веры, находятся Бог и человек, человек и Бог. |
2. Определение целей и задач | Образовательная: познакомить учащихся с представлениями православных христиан о Боге как о Творце мира, об Его роли в жизни верующего человека, научить учащихся объяснять связь человеческих представлений о Боге с законами и правилами жизни. Воспитывающая:формировать уважительное отношение к мировоззрению верующих людей, вызвать интерес узнать о законах добра и гармонии в мире, помочь приобрести целостное мировосприятие на основе религиозного и научного представлений. Развивающая: развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, сопереживание; развивать чувства прекрасного, восхищение красотой природы и понимание своей ответственности по отношению к природе как Божьему творению. Требования к уровню освоения личностные результаты предметные метапредметные |
Ключевые понятия |
|
Словарик к уроку | Творец–слово творец означает совершителя, созидателя каких-то определённых (творческих) дел. Поэт (греч) – творец Творение– сам процесс созидания. Наша вселенная — это творение Бога, созидателя вселенной. Он создал, сотворил бытие на Земле. Человека, Своё создание, Он также наделил способностью творить и создавать свой мир — мир человеческой, материальной культуры. |
Межпредметные связи | Орфография русского языка: Бог (боги), спасибо, богатства, богатырь (см. рубрика «Это интересно»), литературное чтение, изобразительное искусство |
Содержательный блок | |
Основные вопросы урока: |
|
План построения учебного материала |
|
Выбор эпиграфа | Сделай все возможное с твоей стороны. Все невозможное сделает Бог. |
Технологический блок | |
Определение формы урока Применение технологий, методов и приемов | Комбинированный урок Методы и приемы:
|
Контрольно-оценочный блок | |
Лист личных достижений |
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
| ||
| Вариант 1. Учитель предлагает прослушать аудиоурок Вариант 2.Учитель демонстрирует картину – природный пейзаж и предлагает ответить на вопросы: Что вы видите на картине? Как появилась эта картина? Что вы можете сказать о художнике? Подводим к понятию «творец». Художник создал картину, картина его произведение, творение, а каким еще словам можно назвать художника? (Творец). | 1. Прослушивание аудиозаписи 2.Фронтальная беседа Предполагаемые ответы: |
| Вариант 1. После прослушивания аудиоурока, вопросы: Предположите, какая тема нашего урока? (О Боге, Творение мира и др.). Учитель обращает внимание на ключевые понятий или через план и просит сформулировать цели и задачи урока Вариант 2. Задание тоже, но опора на иллюстративный ряд и ключевые понятия. | на уроке -я должен узнать … (о творении мира, о Боге); -должен понять … -выяснить… -уточнить … |
Связь с предыдущим уроков | Обращает внимание на абзац на с.6, что такое религия. Просит учеников прочитать. | Чтение фрагмента на с. 6: «Религия говорит, что рядом с человеком и даже выше него есть невидимы разумный и духовный мир: Бог, ангелы…Для многих людей вера в Бога становится на столько глубокой, что определяет их поведение и их культуру» Можно использовать прием «От слова к предложению» Слова: религия, вера, Бог, Творец |
4. Объяснение нового материала 4.1. Творение мира | Верующие люди называют Бога Творцом. Что такое творчество? Творчество – это создание чего-то нового, чего раньше не было. Учитель предлагает детям вопрос: а как возник столь разнообразный, прекрасный и загадочный мир? Выслушиваются все точки зрения и предположения и дети сами (обязательно!) произносят фразу: «Этот мир сотворил Бог». Знакомство с новым материалом Варианты: 1. Чтение эпизода о сотворении мира из книги Бытия в детском изложении 2.Просмотр слайдовой презентации с комментарием. 3. Просмотр мультфильма. | Дети делают визуальную карту творения мира (можно использовать заготовки, попросить вырезать или нарисовать элементы визуальной карты: небо, ангел, океан, рыбы, растения, животные, человек); в центре карточка с надписью «БОГ-ТВОРЕЦ», вокруг – дни творения |
Презентация слайды 2,3,4 | Связь науки и религии (эпизод) –для формирования целостного мировосприятия | Просмотр слайдов и чтение высказываний выдающихся ученых (М.В. Ломоносов, Луи Пастер) |
4.2. Человек – высшее и разумное творение Бога Презентация, слайд 5 | Основная мысль: Человек создан по Образу Божьему. Образ Божий раскрывается в способности человека быть свободным, любить, быть разумным, творить. Предлагает прочитать притчу «Мастер сделал карандаш» | Заполняют таблицу: Дары, которые Бог дал человеку (см. ниже в конспекте): Разум Душа Свобода Совесть Любовь Способность творить Чтение высказывания Г.Х. Андерсена |
4.3. Отношение Бога к человеку и человека к Богу. | Постановка вопроса: если Бог наделил человека такими дарами, то о каком отношении Бога к человеку мы можем говорить? | При затруднении ответить на вопрос учитель подводит к ответу своимкомментарием и предлагает прием «Яркое слово» среди предложенных на доске слов выделяется по размеру, цвету одно – ЛЮБОВЬ Бог любит человека. |
Комментарий: Из книги Бытия мы видим, что Бог сотворил мир для людей. Место для жизни человека Бог готовил особенно тщательно и заботливо, – это Райский сад. В нём есть всё, что нужно – и пища, и тепло, и общение, и возможность приложить и развить свои таланты. | ||
Предположите, а что требуется от человека? Как вы думаете, как должны верующие люди относиться к Богу? Комментарий: От человека же требуется хранить дар Творца и – преумножать его. Заботиться о нём. Для этого человеку и дано такое множество талантов, способностей, с помощью которых он будет править миром и беречь его. | Варианты ответов: Человек должен беречь созданный Богом мир – природу, добрые отношения между людьми, относиться к Творцу с благодарностью, уважительно, почтительно, с любовью… | |
Работа с лексикой урока | Прочитайте на с. 10 учебника сообщение в рубрике «Это интересно». Какая существует связь между словом «Бог» и словом «дары»? | Чтение рубрики «Это интересно» с. 10-11 учебника |
Презентация (слайд 6, 7) | Работа с текстом учебника и выход на 3 содержательную линию: Что дает вера человеку? И что значит верить? | Варианты: 1. Работа с текстом учебника с.8-9. 2. Просмотр видеосюжета о вере (из цикла Вера святых) |
Как вера в Бога может влиять на поступки людей? | Возможный ответ:Верующий человек, православный, всегда помнит, что над ним есть Бог, и старается не совершать зла. | |
5. Рефлексивный | Составление ПОПС-формулы | Вариант: П – позиция «Я считаю (убежден), что Бог любит человека » О – обоснование «Потому что Он наделил его богатыми дарами» П–пример «Я могу подтвердить это тем, что очень много есть талантливых, добрых людей» С– следствие «В этой связи я делаю вывод, что человек должен помнить о своем высоком предназначении – быть образом Божиим» |
| Заполняют листок личных достижений (самооценка) |
Задание к 4.1. Чтение книги Бытия о сотворении мира и просмотр слайдовой презентации.
Отрывки из книги Бытия можно привести в максимально сокращённом варианте, чтобы успеть прочитать их за один урок.
Например, день3-й: «И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так.
И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо.
И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву сеющую семя, дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так.
И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду ее, и дерево, приносящее плод, в котором семя его по роду его. И увидел Бог, что это хорошо.
И был вечер, и было утро: день третий».
Можно сократить цитаты из книги Бытия:
«И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так.
И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо.
И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву сеющую семя, дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так».
Комментарий к 4.2
- В Библии о человеке говориться: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему; и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле» (Быт. 1, 26). Согласно христианскому вероучению Господь создает человека особенно: по образу и подобию Своему, венцом творения и, в отличие от всех других Своих творений, наделяет его свободой. Кроме того, Господь создавая человека наделяет его бессмертной душой: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Быт. 2, 7).
Задание к 4.2
Заполните таблицу. Выберите из столбца характеристики и вставьте в таблицу, а также допишите в 3 столбике свои предположения, зачем даны такие дары человеку.
Нам даны: | Что это? | Зачем? |
Свобода | Возможность выбирать | Выбирая добро – мы приближаемся к Богу |
Разум | Ум, знание, понимание | Знать, из чего выбираешь |
Совесть | Внутренний голос в человеке | Чтобы отличать добро от зла |
Доброта | Хорошее отношение к другим | Чтобы дарить радость другим |
Любовь | Служение, самопожертвование | Чтобы быть счастливым |
- Внутренний голос в человеке
- Возможность выбирать
- Служение, самопожертвование
- Ум, знание, понимание
- Хорошее отношение к другим
Комментарий к 4.3.
Сегодня мы узнали, что христиане верят в Бога-Творца. Бог для христианина – Тот, Кто сотворил мир, природу, всё живое и самого человека. И весь этот мир Создатель отдал в дар Своему любимому творению – человеку.
Как вы думаете, как же должны верующие люди относиться к Богу? (Ответы детей: с благодарностью, уважительно, почтительно, с любовью…)
Действительно, в православной культуре есть даже такое специальное слово, которое выражает отношение человека к Творцу, - «благоговение». То есть необычайно почтительное, трепетное отношение. Отношение любящего, может быть, даже восхищённого, сына (или дочери) к безгранично уважаемому им Отцу.
А поскольку Бог – Творец и, конечно, видит Своё творение – Его называют в православии Всевидящим – то верующий человек старается жить так, чтобы ему не за что было стыдиться перед Богом. В Ветхом Завете (а это часть Библии, к которой принадлежит и книга Бытия) есть выражение «ходить пред Богом». То есть люди старались никогда не забывать, что на них смотрит Бог, и никогда не совершать таких поступков, которые огорчили бы или прогневали Творца.
Это отношение выразилось даже в том, как православные христиане пишут слово «Бог». Прочтите сообщение из рубрики «Это интересно» на с. 11 учебника.
Задание к 4.4.
Ребята, прочитайте на с. 8 небольшой рассказ о мальчике Ване и обратите внимание на фотографию Вани на с. 9.
Как вы думаете, Ваня – какой-то необыкновенный мальчик или обычный? (Обыкновенный мальчик, только верующий).
Что помогло мальчику преодолеть страх и броситься спасать котёнка? (Вера в Бога. Ваня сказал: «С Богом бояться не надо». Вера делает человека бесстрашным.)
Как Ваня объяснил свои чувства по отношению к Богу? Смог ли он объяснить, Кто это? (При мысли о Боге Ване хорошо, как бывает, когда он рядом с мамой или с папой.Он чувствует себя защищено, тепло, спокойно.)
К рефлексивному этапу:
Составление мини-сообщений
(ПОПС-формула)
Составление мини-сообщений (ПОПС-формула) – это алгоритм изучения конкретной проблемы. Дается проблема или вопрос, составляется сообщение из 3–4 предложений по следующей формуле:
П – позиция «Я считаю, что ...»
О – обоснование «Потому что ...»
П–пример «Я могу подтвердить это тем ...»
С – следствие «В этой связи я делаю вывод ...»
Рубрика «Подумайте»
Как Вы думаете, с точки зрения христианской нравственности позволительна
ли привычка при мелких неурядицах (упавшая на пол вещь, «сбежавшее»
молоко) восклицать «О! Господи», «Боже мой!»?
Ответ
Подобная привычка недопустима, она нарушает заповедь Бога – «Не произноси имени Господа Бога твоего в пустую». Человек употребляет Имя Божие, не вкладывая в него смысла, а просто в качестве междометия.
Домашнее задание: Устно ответьте на вопросы с. 11 учебника:
1) Почему Бога называют Творцом?
2) Как вы думаете, почему люди сравнивают любовь Бога к человеку с любовью отца к своим детям? Объясните.
3)Расскажите родителям, другим взрослым о православии. Вместе подумайте над вопросом: «Что значит быть православным человеком?»
Поэтическая страничка
О, БОЖЕ МОЙ
Пускай мученья мне грозят -
Благодарю за этот миг,
За все, что сердцем я постиг,
О чем мне звезды говорят.
О, Боже мой, благодарю
За то, что дал моим очам
Ты видеть мир - Твой вечный храм -
И землю, небо и зарю...
Везде я чувствую, везде
Тебя, Господь, в ночной тиши,
И в отдаленнейшей звезде,
И в глубине моей души.
Д. С. Мережковский
СПАСИБО
Певучий, живой, благодатный,
Загадочный русский язык.
В просторах родных, необъятных
Ты благословенно возник.
В великом смешенье народов,
Как пали гордыни мечты,
Великому русскому роду
Ниспослан по промыслу ты.
Из множества слов твоих звучных,
Мне в душу запало одно:
Спасибо - и нет его лучше!
Как зов ко спасенью оно!
Забылись легенды и даты,
Но воздух напоен Руси
Звучаньем, как вздох, благодатным:
Спасибо. Спаси Бог. Спаси.
А. Горбовский
Дополнительный материал
Притча
Мастер сделал карандаш и остался доволен своей работой. Карандаш был как бравый солдат: стройный, подтянутый, готовый встать в строй. Мастер сказал ему: Есть пять вещей, которые ты должен делать всегда.
Первое: ты волен делать всё, что захочешь. Но помни, что сможешь творить только тогда, когда ты позволишь держать себя в чьей-то руке.
Второе: тебя будут болезненно обтачивать, но ты поймёшь, что это необходимо: тебе надо мно-гому научиться, и, претерпев всё, ты станешь лучше.
Третье: то, что в тебе важнее всего, будет у тебя внутри. Услышав свой внутренний голос, ты сможешь исправлять свои ошибки.
Четвёртое: ты должен помогать другим и всегда оставлять свой добрый след.
Пятое: ты создан, чтобы служить другим; ты истратишь себя на пользу им, но в этом ты найдёшь своё счастье.
Ты запомнил это? Тогда пойдём. Нас ждёт много дел.
Но карандаш молчал, и бездействовал. Мастер понял, что он говорил о себе.
Приёмы работы с текстом:
1. Прочитайте текст.
2. Озаглавьте его.
3. Разделите текст на смысловые части.
4. Выделите в каждой смысловой части текста основную мысль.
5. Определите одним словом понятие, заключённое в каждом наставлении Мастера.
6. Запишите это понятие в первую колонку таблицы.
7. Заполните другие части таблицы и сделайте по ней выводы.
8. Контроль усвоения материала. Выводы урока.
1. Дайте своё определение понятия "человек".
Таким образом, учащиеся приходят к выводам о том, что: человек – уникальное существо, наделённое душой, даром мышления, речи, высокими нравст-венными качествами – совестливостью, милосердием, ответственностью, чувством долга и т.д.; в словах родного языка заключена великая мудрость, но в них есть и своя тайна – забытый ныне смысл, который мы должны вернуть из небытия; мы обязаны беречь родной язык, сохранить его для потомков.
9. Рефлексивный этап урока: синквейн "человек".
Человек.
Мыслящий. Творческий.
Действует. Трудится. Созидает. "Человек – это звучит гордо!" (Максим Горький). Гражданин.
10. Домашнее задание: подобрать пословицы о человеке, слове, культур речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Человек и Бог в православии
презентация...
"Человек и Бог в православии. Священное Писание"
Урок по ОРКСЭ в 4 классе...
Человек и Бог в православии
Презентация к уроку ОРКСЭ (ОПК) "Человек и Бог в православии"...
Конспект урока на тему "Человек и Бог в православии"
Конспект урока на тему "Человек и Бог в православии"...
Человек и Бог в православии
Конспект урока по ОРКСЭ...
Человек и Бог в православии
p { margin-bottom: 0.21cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 10); line-height: 120%; text-align: left; }p.western { font-family: "Times New Roman",serif; font-size: 12pt; }p.cjk { font-family: "Ver...
Презентация к уроку ОРКСЭ но теме "Человек и природа в православии" 4 класс
Презентация к уроку ОРКСЭ но теме "Человек и природа в православии" 4 класс. По учебнику А.В. Кураева...