Добро и зло
план-конспект занятия по орксэ (4 класс) на тему

Даниленко Маргарита Анатольевна

Разработка урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_orkse_modulj.doc176.5 КБ
Microsoft Office document icon povtorenie_materiala.doc29 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по ОРКСЭ модуль «Основы светской этики»

Тема: Добро и Зло

Цель урока: продолжить формирование представлений о добре и зле как категориях светской этики.

Задачи:

Обучающие:

Закрепить понятия о добре и зле как нравственных категориях; научить  различать    проявления добра и зла в повседневной человеческой жизни; дать знания о том, как менялись представления о добре и зле в ходе истории;

Развивающие:

Способствовать развитию у детей словесно-логического мышления,  наблюдательности, памяти;  умение рассуждать, анализировать; развивать устную речь.

Воспитательные:

Воспитывать стремление к добру и неприятие зла как сознательную жизненную позицию.

Формирование УУД:

Личностные:

  • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей.
  • Формировать навыки  доброжелательности, уважения к другому человеку, адекватной самооценки, доверия, внимательности, добропорядочности, неравнодушного отношения к окружающему миру.

Регулятивные:

  • Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
  • Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу.
  • Составлять план решения задачи совместно с учителем.
  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
  • В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех.

Познавательные:

  • Понимать причины успеха и неуспеха учебной деятельностью
  • Уметь осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий.
  • Владеть логическими действиями: сравнения, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Коммуникативные:

  • Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
  • Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
  • Учиться уважительно относиться к позиции другого.

Основные термины и понятия:  добро, зло, жертвоприношение, рабство, крепостное право.

Тип урока: комбинированный урок.

Форма обучения: беседа.

Формы работы с учащимися:

Фронтальная работа, работа в парах, коллективная работа.

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа по карточкам.

Оборудование: мультимедийный проектор; презентация, фонограмма песни «Дорогою добра»,  карточки с заданиями, листы с тестовыми заданиями подарки в виде солнца.

                           Ход урока.

1. Организационный момент

Друг на друга посмотрели,

Улыбнулись,

Тихо сели.

 (Звучит аудиозапись «Дорогою добра…»)(Слайд 1)

Начало урока сегодня необычное. Вы прослушали фрагмент хорошо знакомой песни.

-О чём песня?

Как вы думаете, как называется тема нашего сегодняшнего урока? (Слайд 2)

Планирование деятельности:

Ребята, давайте составим план нашей работы.

  1. Повторение пройденного материала
  2. Изучение новой темы.
  3. Закрепление изученного материала
  4. Рефлексия.

2. Повторение изученного материала

- На прошлом уроке мы начали разговор о добре и зле.

- Давайте вспомним эти понятия.

- Откройте тетради и зачитайте…….(Слайд 3)

- Игра «Доскажи словечко» (фронтальная работа; ответы хором, вслух) (Слайд 4)

Рефлексия:

- Легко ли вам было отвечать на вопросы?

- Запомнили ли вы, определения понятий?

Сегодня на уроке мы будем продолжать поиск ответа на вопрос: Что есть добро, а что есть зло.

И как они влияют на окружающий нас мир и общество.

Всегда ли представления о добре и зле были одинаковыми?

А что говорит об этом история?

3.Изучение нового материала

Работа с текстом учебника. Слайды 5-11

Обратимся к страницам учебника стр.14 (читают часть текста)

- Что удивило, может быть поразило вас при чтении текста?

(читают текст до конца)

- Изменилось ли представление о добре и зле в наши дни?

Рефлексия

- Ребята, что из изученного вам запомнилось больше всего?

 Физминутка с бурундуками (Слайд 12)

4.Закрепление изученного материала

-  Работа по картинкам (Слайд 13 - 14)

- Ребята, опишите картинки. Добрые или злые поступки совершают их герои?

- Приведите примеры проявления добра и зла в нашей жизни.

- Работа в парах

- Выбери правильный ответ (Приложение 1) (Слайд15)

- Вставь пропущенное слово (Приложение 2) (Слайд 16)

- Распределите слова на две группы, в первую поместите слова, относящиеся к понятию "добро", во вторую - к понятию "зло. (Приложение 3)

7. Рефлексия (Слайд 17)

- Сегодня я узнал, что…

- Самым трудным для меня было…

- Теперь я буду…

8. Притча «Всё в твоих руках» (Слайд 18)

9.Итог

- Ребята, всё в ваших руках! Будьте добрыми, дарите своим близким, друзьям и знакомым свою доброту. Совершайте добрые поступки! А сейчас подарите эти солнышки доброты своим одноклассникам или нашим гостям!

- Урок закончен. Всего доброго! Спасибо за внимание!

Приложение 1

Выбери правильный ответ:

•        Что считается добрым поступком?

а) решить за друга задачу;

б) опоздать на неинтересную встречу;

в) помочь соседу разобрать задачу;

г) забыть о неприятной просьбе.

•        Как творят добрые дела?

а) чтобы избежать наказания;

б) в надежде на вознаграждение;

в) в надежде на похвалу;

г) бескорыстно и сознательно.

•        Укажи поступки, которые одобряет общество:

а) взаимопомощь;

б) насилие;

в) унижение;

г) обман.

•        Что является последствием злых дел?

а)   вражда;

б) радость;

в) мирное сосуществование;

г) дружба.

Приложение 2

Вставь пропущенное слово

 - это образец поступков людей и     отношений между ними.

                                                                                                                                                     - противоположность добра, это то, что стремится устранить и исправить мораль.

Действия людей

по задабриванию Богов…

Нахождение одних людей

в собственности у других…

Приложение 3

Распредели слова на две группы, при помощи стрелок.

Обман,

насилие,

взаимовыручка,

помощь,

умение говорить правду,

хвастовство,

ложь,

трудолюбие,

мужество,

честь,

хвастливость,

жестокость,

скромность,

милосердие,

совесть

трусость,

зависть,

жадность,

честность,

тактичность,

болтливость,

правдивость,

хитрость



Предварительный просмотр:

Повторение пройденного материала

Изучение новой темы

Закрепление изученного материала

Рефлексия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Добрые дела, добрые поступки в произведениях В.А. Осеевой

Цели урока:продолжить знакомить с творчеством В.А.Осеевой;развивать умение анализировать текст и делать выводы;развивать навыки правильного и осознанного чтения; образного мышления;развивать реч...

Классный час на тему "Делай добро и жди добра"

Доброта. Какое старое слово! Не века уже, а тысячелетия люди спорят о том, нужна она или нет, полезна она или вредна. Споры идут, а люди страдают оттого, что доброты в их жизни не хватает. Оглян...

урок благотворительности "За добро добром!"

Урок" За добро – добром!"Цель:продолжать формировать представления о доброте, учить делать правильный моральный выбор, уважать людей, которые творят добро, воспитывать у детей желание быть милосердным...

В.Осеева "Добрые дела, добрые поступки" часть 2

Презентация к уроку литературного чтения по теме: "Добрые дела, добрые поступки" в рассказах В. Осеевой...

Презентация "Дорогою добра" к классному часу "Дорогою добра"

Презентация "Дорогою добра" к классному часу "Дорогою добра" в начальной школе...

Методическая разработка "Интеграция духовно-нравственного образования и воспитания учащихся начальной школы через реализацию проекта "Добро - это ты! Добро - это я! Добро это общая наша земля!""

Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны понима...