Наш дом - Россия
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Димкова Наталья Анатольевна

Поскольку это разработка урока по вводной теме, то она подходит ко всем модулям изучаемого курса. Урок построен в виде увлекательного путешествия по нашей Родине.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учебно-методические разработки

по вводной теме

«Наш – дом Россия»

в рамках учебного комплексного курса

«Основы религиозных культур  и светской этики»

модуль «Светская этика»

                                                                                                                             Автор:

                                                                      Учитель начальных классов I категории

                                                                                                               МБОУ СОШ №5

                                                                                      Димкова Наталья Анатольевна

2012г.

п. Ахтырский

Тема урока №1 «Наш дом – Россия»

Цели:                   гражданско-патриотическое воспитание  подрастающего 

                              поколения, обладающего духовно-моральными качествами и

                               ценностями в условиях современного мира;

Задачи:

обучающие:        ознакомление с понятиями: духовный мир человека, культурные  

                             традиции;

развивающие:     развитие творческих способностей учащихся;

воспитательные:   воспитание у детей чувства гордости за свою страну, патриотизма,  формирование гражданской позиции;

Методы обучения:  объяснительно-иллюстративный метод, проблемный метод;

Формы обучения:    творческий проект с элементами игры; групповая форма деятельности;

Оборудование:       географическая  карта России, компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийная  презентация, ватман, карандаши, карточки с географическими названиями, символы России.

Ход урока.

I.Организационный момент.

II.Введение в тему урока.

 1.Знакомство с содержанием курса, который предстоит изучать в 4 классе. Совершим путешествие по страницам нашего нового учебника «Полистаем, посмотрим, познакомимся» Что вы можете сказать о новом предмете? О новом учебнике?  Этот учебник будет вашим путеводителем не только сегодня, а в течении всего года. (Слайд 1)

2.Учитель:  (читает стихотворение «Россия» Петра Синявского) [2]

(Слайд 2)

Здесь тёплое поле наполнено рожью,

Здесь плещутся зори в ладонях лугов.

Сюда златокрылые ангелы Божьи

По лучикам света сошли с облаков.

И землю водою святой оросили,

И синий простор осенили крестом.

И нет у нас Родины, кроме России –

Здесь мама, здесь храм,

Здесь отеческий дом.  

(на экране высвечивается карта России)  (Слайд 3)

Учитель:   Ребята, вы любите путешествовать? Я предлагаю вам отправиться в путешествие. А для путешественника – первая вещь – это карта.

У каждого из вас на столе лежит карта. Ваша задача – научиться ориентироваться по ней (на столах учащихся – карточки с географическими названиями). Вначале выйдут дети, у которых на карточках названия городов. Они выходят и прикрепляют на  большую карту с помощью магнитов свои карточки. Затем на карте появляются названия гор, морей, озёр, рек.

Города:   Владивосток, Екатеринбург, Краснодар, Москва, Рязань, Смоленск, Тула,  Новороссийск, Архангельск.

Горы:  Кавказ, Саяны, Уральские горы.

Моря:  Азовское море, Аральское море, Балтийское море, Каспийское море,  Охотское море, Чёрное море.

Озёра:  Байкал, Онежское озеро, Ладожское озеро.

Реки:  Ангара, Волга, Енисей, Иртыш, Кама, Лена. [4]

Учитель: Какое понятие объединяет все эти географические названия? Родина. Определение темы урока «Наш дом – Россия» Как вы понимаете тему урока? (ответы детей)  (Слайд 4)

III.Актуализация знаний по теме урока.

 Работа над проектом «Дом, в котором я живу» (Слайд 5)

(Учащиеся делятся на 4 группы, каждая группа получает определённое задание)

1 группа – «Русь в представлении славян»  

Приложение 1.    Задание:  внимательно прочитайте текст, какие слова названы родственными слову Русь? Нарисовать предметы, называемые этими словами. Закрепить рисунки на листке ватмана.

2 группа «Символы России»  (Слайд 6)

Задание: выбрать из предложенного набора символов государственные символы России. Почему среди этих изображений есть рисунки берёзы, матрёшки? Прикрепить символы к листу ватмана.

Учитель:  В какой стране мы живём? (В России)

А какой город является столицей нашей  Родины? (Москва. Это  самый  большой город в стране и один из самых красивейших в мире)

А кто возглавляет нашу страну? (Главой нашего государства является президент В.В. Путин)

Работа со словарём.

Учитель:   Что такое герб? Где можно увидеть герб? (Герб – это эмблема. Его можно увидеть на флагах, монетах печатях и официальных документах). Главный символ любого государства – его герб. В нём изображена государственность страны. Что на нём изображено? Что вы знаете об истории современного герба России?(ответы детей) [3]  (Слайд 7)

Учитель:   Что такое флаг? (Флаг – это прикреплённое к древку полотнище определённого цвета или нескольких цветов)

- Где можно увидеть флаги? Вспомните, какие цвета присутствуют на флаге России? Что обозначает каждый цвет? (ответы детей)   (Слайд 8) 

-Послушайте Государственный гимн России. (Учащиеся слушают гимн стоя)

-Какая это музыка по характеру? (Торжественная музыка, красивые слова. Когда мы слушаем гимн в наших сердцах появляется гордость)

-Что такое гимн? (торжественное музыкальное произведение)

С 1 января 2001 года Государственным Гимном стало произведение с изменённым, современным текстом С.В.Михалкова на музыку А.В. Александрова. Текст гимна утверждён Государственной думой  и президентом. [3]

3 группа «Путешествие в слово»  Портрет слова Родина.

Задание:  подберите синонимы к слову Родина (Отечество, Отчизна);

подберите  однокоренные слова к слову Родина (Родители, род, родной, родненький и другие)  (Слайд 9)

4 группа «Национальный состав»

Задание:  выбрать из списка национальности проживающие в России; добавить другие известные вам национальности, проживающие в России и записать их на фигурках. Прикрепить фигурки к бумажной полосе.  (Слайд 10)

Учитель: Россия единое многонациональное демократическое государство. Её населяют более 180 национальностей, народностей и этнических групп.

  Много народов живёт в нашей стране. И все они составляют единую дружную семью.  Русские, татары, мордовы, чеченцы, башкиры, чуваши и другие народы создавали свои республики. В состав России входит 89 субъектов: 21 республика, 6 краев, 49 областей и города федерального значения – Москва и Санкт-Петербург.

Все они объединились в одно большое государство – Россию, или Российскую Федерацию. Каждый народ имеет свой язык, свои обычаи и свою культуру.

Велика численность населения в России. И все люди в нашей стране равноправны: женщины и мужчины, молодёжь и старики, люди любой национальности и вероисповедания. Вот как об этом записано в Конституции Российской Федерации: «…государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям» [3]

(Заранее подготовленные дети читают наизусть стихотворение «Что мы Родиной зовём» [2])

1-й ученик:

 Что мы Родиной зовём…

 Дом, где мы с тобой  растём,

И берёзки, и дороги,

По которым мы идём.

2-й ученик:

Что мы Родиной зовём…

Солнце в небе  голубом

И душистый, золотистый

Хлеб за праздничным столом.

3-й ученик:

Что мы Родиной зовём…

Край, где мы с тобой живём

И рубиновые звёзды  -

Флаг России  над Кремлём.

Учитель:   А как называется наш край, в котором мы живём? (Краснодарский край, Кубань) . Покажите его на  карте.

 А какие национальности проживают у нас на Кубани? (армяне, грузины, украинцы, азербайджанцы и другие)   (Слайды 11-12)

Кубань всегда была дружной многонациональной семьёй. Испокон веков кубанская земля считается одной из самых многонациональных в нашей стране.

На её территории проживают представители 124 народов. И все они любят свою Родину, Отчизну!  На протяжении всей истории многонациональность Кубани была её богатством. Закончите пословицу «В чужой монастырь… (со своим уставом не лезь) Как вы понимаете её смысл? Сделайте вывод. (Значит, другому народу не надо диктовать, как ему жить, а необходимо уважать его образ жизни, традиции). [3]

IV.Физминутка.

Учитель:  путешествуя мы с вами,  очень много узнали, предлагаю отдохнуть, устроим привал.   (Слайд 13)

«Я, ты, он, она вместе целая страна,

 Я, ты, он, она вместе дружная семья»[6]

V. Работа по учебнику.

Учитель:  Ребята, давайте опять обратимся к нашему путеводителю, учебнику.

Чтение абзацами, выделение главного, основного, обсуждение прочитанного.

Беседа. Наша Родина – большая и могучая страна. А что находится вокруг неё? (ответы детей) А внутри её? (ответы детей). Всё, что вы назвали, образует целый мир. А что ещё можно отнести к понятию мир?

Проблемное задание.  Приложение 2.

Учитель: У вас на столах лежат карточки со словами. Разделите их на 2 группы. (Добро, машина, нежность, забота, земля, пальто, любовь)

Почему вы так разделили? (1 группа: машина, земля, пальто, мы можем увидеть, потрогать, узнать из какого материала это сделано – это материальный мир;

2 группа: добро, нежность, забота, любовь – мы можем это почувствовать, ощутить в душе – это духовный мир).[5]

Вопросы:  Что такое духовный мир? Что такое внутренний мир человека? Что такое культурные традиции? (культурные традиции – это богатство нашей многонациональной страны, это ценности, идеалы, жизненный опыт, передаваемый от одного поколения к другому;  (Слайды 14-16)

Учитель:  А у вас в семье какие приняты традиции? (ответы детей).

Обсуждение за ужином событий прошедшего дня, летние путешествия на машине на море, обсуждение планов, отпечатки ножки малыша в один год, детские рисунки, чтение малышам книг на ночь, День рождения семьи, сбор грибов и многое другое – это всё семейные традиции. Большинство семейных традиций похожи, только каждая семья соблюдает их по-своему и это не важно. Главное, что они приносят радость всей семье, сплачивают и объединяют её членов. (Слайды 17-19)

VI. Закрепление.

Учитель: Наше путешествие подходит к концу и чтобы мы благополучно вернулись домой  мы должны выполнить ещё  задания.  (Работа в тетради)  Приложение 3

VII. Рефлексия.

- Какие чувства ты испытал сегодня на уроке?

- Что ты расскажешь членам своей семьи о нашей стране после сегодняшнего урока?

- Как ты объяснишь слова Отечество, Родина, материальный мир, духовный мир?

- Так что же мы называем Родиной?  (Слайд 20)

VIII. Итог урока.

(заранее подготовленный ученик читает стихотворение «Родное» С.Орлова)[3]

Я узнал, что у меня есть огромная страна.

И тропинка, и лесок, в поле каждый колосок,

Речка, небо голубое – это всё моё родное!

Это Родина моя, всех люблю на свете я!  (Слайд 21)

IХ. Творческое домашнее задание.

- Побеседуйте со своими родителями, какие традиции приняты в вашей семье?

- Какие ценности лежат в основе традиций вашей семьи? (Слайд 22)

Список используемой литературы.

1. Внеклассные мероприятия:1 класс, Жиренко О.Е., Яровая Л.Н., и др.,- Москва:  ВАКО, 2006г.

2 .Внеклассные мероприятия: 4 класс, Жиренко О.Е., Яровая Л.Н. и др.,- Москва: ВАКО, 2008 г.

3. Внеклассные мероприятия в начальной школе. Лободина  Н.В., Савинова С.В. и др., Волгоград: Учитель, 2007 г.

4. Этическая грамматика. Этические диалоги с детьми 1-4 классов.

 Шемшурина А.И.,- Москва: Лика, 2006 г.

5. Технология подготовки урока в современной информационной образовательной среде. Чернобай Е.В., - Москва «Просвещение»,2012 г.

6.Интернет ресурсы («Википедия» и др.)

Приложение 1.

Задание: внимательно прочитайте текст, какие слова названы родственными слову Русь? Нарисовать предметы, называемые этими словами. Закрепить рисунки на листке ватмана.

«Русь в представлении славян»

Русь. Русские. Россия. Россияне.

Может быть, слова эти родственны словам:

Русло, то есть ложе реки, по которому она течёт.

Русалка – сказочная обитательница рек и озёр с прекрасным лицом и рыбьим хвостом.

Роса и производное от него росяница – обильная роса, лежащая по утру на травах или деревьях.

Иными словами Русь – это страна, где много рек и озёр, а русский – это человек живущий у воды.

Есть у слова «Русь» ещё одно значение, которое я не вычитал в книгах, а услышал из первых уст от живого человека. На севере, за лесами,  за болотами встречаются деревни, где старые люди говорят по- старинному… Тихо – смирно я жил в такой деревне и ловил старинные слова.

Моя хозяйка Анна Ивановна как-то внесла горшок с красным цветком. Говорит, а у самой голос подрагивает от радости:

- Цветочек-то погибал. Я его вынесла на Русь – он и зацвёл!

- На Русь? – ахнул я.

- На Русь, - подтвердила хозяйка…

- Русью светлое место зовём. Где солнышко. Да всё светлое, почитай, так зовём. Русый парень. Русая девушка. Русая рожь – спелая. Убирать пора. Не слыхал, что ли никогда?

Русь – светлое место! Русь – страна света…

Приложение 2.

Карточки со словами. Разделите их на 2 группы

МАШИНА

ДОБРО

ЗАБОТА

ЗЕМЛЯ

ЛЮБОВЬ

ПАЛЬТО

НЕЖНОСТЬ

 Приложение 3.

Урок 1. Россия – наш дом»

Задание 1. Заполни пропуски в предложениях.

Мы живём в замечательной стране, имя которой –  ___________________________________ .

Мы с любовью называем нашу страну ______________________ , потому что родились и живём в ней.

Основной закон нашего государства – _________________________ .

Столица России – город __________________________ .

Глава нашего государства – ______________________ , в настоящее время этот пост занимает ___________________________________________________.  

Государственные символы России – это ________________, ______________, _____________.

Задание 2. Ответь на вопросы о государственных символах России.

Герб  России

Назови элементы государственного герба Российской Федерации:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Флаг  России

Что, по твоему, символизируют цвета российского флага?

белый цвет — _________________________________

синий цвет — _________________________________

красный цвет — _______________________________

Задание 3. В нашей стране проживают люди более ста национальностей. У каждого народа свой язык и культура. Это большая ценность. Люди, каких национальностей живут в твоём крае? Запиши ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ot5

Задание 4. Совместно с родителями назови те традиции, которые существуют в твоей семье, и запиши некоторые из них _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Узнай, какие ценности лежат в основе этих традиций, запиши ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« РОССИЯ –НАШ ДОМ»

Слайд 2

Выразительное чтение стихотворения о родине Петра Синявского «Россия» Здесь теплое поле наполнено рожью, Здесь плещутся зори в ладонях лугов. Сюда златокрылые ангелы Божьи По лучикам света сошли с облаков. И землю водою святой оросили, И синий простор осенили крестом. И нет у нас Родины, кроме России – Здесь мама, здесь храм, Здесь отеческий дом.

Слайд 3

Россия - наша Родина Россия - наша Родина

Слайд 4

Россия - наш дом

Слайд 5

2 группа «Символы России» 3 группа «Портрет слова Родина» 1 группа «Русь в представлении славян» 4 группа «Национальный состав»

Слайд 6

Выбрать из предложенного набора символов государственные символы России. Ответить на вопрос: «Почему среди этих изображений есть рисунки березы, матрешки, медведя?» Прикрепить символы к листу ватмана .

Слайд 7

05.04.2015 ГЕРБ ФЛАГ ГИМН Государственные символы

Слайд 8

Значение цветов флага России : белый цвет означает мир, чистоту, совершенство; синий – цвет веры и верности, постоянства; красный цвет символизирует энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество. По этому флагу и стали повсеместно узнавать мощное Российское государство.

Слайд 9

Откуда произошло слово «родина» Род род ители род ня род ословная РОД ИНА

Слайд 10

Дружный хоровод народов России 1. Выбрать из списка национальности проживающие в России. 2. Добавить другие известные вам национальности, проживающие в России, и записать их на фигурках. 3. Прикрепить фигурки к бумажной полосе.

Слайд 11

-Кубань всегда была дружной многонациональной семьей. Испокон веков кубанская земля считается одной из самых многонациональных в нашей стране. На ее территории проживают представители 124 народов. И все они любят свою Родину, Отчизну! - На протяжении всей истории многонациональность Кубани была ее богатством. Закончите пословицу «В чужой монастырь …(со своим уставом не лезь). Как вы понимаете ее смысл? Сделайте вывод. Значит, другому народу не надо диктовать, как ему жить, а необходимо уважать его образ жизни, традиции.

Слайд 12

КУБАНЬ – наш многонациональный дом…

Слайд 14

Главное, что делает людей нашей страны не просто соседями на этой земле, а единой семьей – это духовные традиции ценности и

Слайд 15

Духовные традиции - это традиции, связанные с религией. Молитва перед занятиями Хождение в храм каждое воскресенье Конкурс звонарей Сбор подарков к Рождеству для детского дома Какие еще духовные традиции вам известны? Например, православные традиц ии: ……………………………

Слайд 16

Духовные традиции

Слайд 17

Я Я Я Я Я Я Я Т Р А Д И Ц И И семь Я

Слайд 18

А какие традиции есть в вашей семье? Большинство семейных традиций похожи, только каждая семья соблюдает их по-своему и это не важно. Главное, что они приносят радость всей семье, сплачивают и объединяют ее членов .

Слайд 19

Рефлексия: *Какие чувства ты испытал сегодня на уроке? * Что ты расскажешь членам своей семьи о нашей стране после сегодняшнего урока? *Как ты объяснишь слова Отечество, Родина, материальный мир, духовный мир ? *Так что же мы называем Родиной?

Слайд 20

Стихотворение С.Орлова « Родное» Я узнал, что у меня есть огромная страна И тропинка, и лесок, в поле каждый колосок, Речка, небо голубое – это всё моё родное! Это Родина моя, всех люблю на свете я!

Слайд 21

Творческое домашнее задание. * Побеседуйте со своими родителями, какие традиции приняты в вашей семье? * Какие ценности лежат в основе традиций вашей семьи?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Леса России" в 4 классе, УМК "Школа России"

Красочная презентация по теме урока  делает  изучение темы "Леса России" из раздела "Природные зоны" интересным и занимательным. Материал может быть использован для проведения внеклассного м...

Урок гражданственности по теме: "Россия – родина моя. Я – гражданин России."

Классный час расширяющий знания о  Государственной символике Российской федерации для 2 класса. Содержит познавательную информацию, конкурсы, творческое задание....

Окружающий мир 3 класс (1-4) по программе «Школа России» "Золотое кольцо России"

Тема урока: «Золотое кольцо России»Тип урока:   Урок путешествиеЦели урока:Познакомить детей с древними городами России, показать красоту и изысканность русских городов.Прививать любовь к родному краю...

Сценарий «Россия - всё, чем я живу» (геральдика России)

Цель: создание условий для осознания учащимися государственной символики России, воспитание чувства патриотизма, гордости за свою страну....

Россия в 18 веке. Петр Ι - царь преобразователь. Новая столица России- Петербург. Провозглашение России империей

Цели  урока: 1.Познакомить  учащихся  со  значением  личности  Петра 1 в истории...

«Россия – священная наша держава!» Сценарий игры-путешествия ко Дню России "«Я - Гражданин России!»

                                           Предназначена для работы с учащимися 9-1...

Технологическая карта урока окружающего мира «Россия на карте. Проект «Города России» ( УМК " Школа России" ,2 класс)

Тема урока «Россия на карте. Проект «Города России» Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: формирование условий для ознакомления обучающихся с понятием «Геогр...