Урок "Дружба"ОРКСЭ Модуль "Основы светской этики"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Пугина Татьяна Валентиновна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_orkse_druzhba.docx42.6 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение  Богородская средняя общеобразовательная школа Сергачского района

Методическая разработка урока по теме: «Дружба»

по модулю учебного курса ОРКСЭ: «Основы светской этики».

        Пугина Т.В.

учитель начальных классов

                               

                                         

2012-2013 уч.

   Пугина Т.В.

учитель начальных классов

МБОУ Богородская СОШ

Сергачский  район

Основы религиозных культур и светской этики

Модуль: «Основы светской этики»

Тема урока: «Дружба»

№ урока:14

Цель урока: формирование представлений об этическом чувстве « дружба», как важнейшей жизненной ценности.

Задачи:

Образовательная:

  • Раскрыть значение терминов «добродетельные отношения», «дружба», опираясь на иллюстративный материал и личный опыт.
  • Расширить знания о дружбе, о взаимоотношениях людей.
  • мотивировать учащихся на поиск решения проблемы.

Развивающая:

  •  развивать навыки сотрудничества со сверстниками в группе.
  • Развивать умение работать с информацией в процессе чтения.
  • Развивать умение анализировать ситуации.
  • Развивать умение аргументировано отвечать на поставленный вопрос.
  • Развитие кругозора учащихся, обогащение словарного запаса.

Воспитательная:

  • Воспитание доброжелательности, взаимопонимания, умения дружить, беречь дружбу.

Планируемый результат: 

Обучающиеся смогут сформулировать понятия «друг», «дружба»,  понимание ценности дружбы и дружеских отношений; развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей  

Предварительная подготовка

Учащиеся:

Фотографии  на тему: «Я и мои друзья»

Чтение пословиц и поговорок о дружбе.

Оборудование урока:

  • Интерактивное оборудование.
  • Презентация к уроку.
  • Записи песен «Дружба» В.Шаинского, «Настоящий друг» музыка Е.Крылатова, слова М. Пляцковского.
  • Учебник    А.Я. Данилюк   «ОСЭ»

  • Оформление доски:

Выставка детских фотографий «Я и мои друзья».

Толковые словари.

План урока

1 Орг. момент.                                                              1  мин

2. Подготовка к восприятию нового материала.             2 мин

3.Работа над новым материалом.                                35 мин

4. Рефлексия.                                                                 4 мин

5. Домашнее задание.                                                   1 мин

 6. Итог урока.                                                               2 мин

Ход урока

1.Организационный момент. 

– Я рада видеть вас. И думаю, что сегодняшняя встреча принесет нам всем радость общения друг с другом.

2.Подготовка к восприятию нового материала.

Учитель: Послушайте песню и скажите о чем она?

(Звучит песня «Настоящий друг» музыка Е. Крылатова, слова М. Пляцковского)

Учитель: Ребята, как вы думаете, о чем сегодня мы будем говорить?

(Дети высказывают своё мнение)

3. Работа над новым материалом.

Учитель: Ребята!  Сегодня  мы поговорим с вами о дружбе, доброте, отзывчивости – о тех  человеческих качествах, которые помогают каждому из нас обрести друзей.

 – Сегодня мы с вами мы выясним:

  • Что такое дружба?
  • Настоящий друг – кто он?
  • Какими качествами должен обладать настоящий друг?
  • Почему важно дружелюбно относиться друг к другу?
  • Какие отношения существуют между людьми?
  • Чем дружеские отношения отличаются от других отношений?

Что такое дружба?  Каждый знает.

Может быть, и спрашивать смешно.

Ну а всё же, что обозначает

Это слово? Значит что оно?

(Отрывок из стихотворения Л. Измайлова «Монолог о дружбе»)

Учитель:  Что же  такое «дружба» и зачем она нужна людям?  

Работа со словарями С.И. Ожегова.

Учитель: От какого слова оно произошло? Определите значение слова, воспользовавшись толковым словарем.

 Обратимся к толковому словарю С. И. Ожегова. Найдите в словаре слово «дружба» и узнайте его значение.

(Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов).

(Друг – это кто тот, связан с кем-нибудь взаимным доверием, преданностью, любовью).

Учитель:  Владимир Иванович Даль в своём знаменитом «Толковом словаре» приводит такое определение дружбы: «Дружба – …это бескорыстная приязнь».

Ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что-нибудь хорошее сделал, не потому, что это выгодно. Ты дружишь с человеком потому, что он близок тебе, близки его интересы, взгляды. Людей связанных между собой дружбой называют друзьями. Настоящим верным другом можно считать только такого человека, который не бросит тебя в беде, поддержит в трудной ситуации.

 Учитель: Давайте выделим основные признаки дружбы.

(слайд)

  • Избирательность
  • Доверительность
  • Бескорыстность
  • Взаимная симпатия и общность интересов

Знакомство с притчей. Обсуждение прочитанного.

 Учитель: Сейчас я вам прочитаю  притчу. 

Вам необходимо внимательно слушать и ответить на вопросы после прочтения.

Высунув  голову из гнезда, орленок увидел множество птиц, летающих внизу среди скал.

- Мама, что это за птицы? – спросил он.

- Наши друзья, - ответила орлица сыну. – Орел живет в одиночестве – такова его роль. Но и он порою нуждается в окружении. Иначе, какой же он царь птиц? Все, кого ты видишь внизу, - наши верные друзья.  

Удовлетворенный маминым разъяснением, орленок продолжал с интересом наблюдать за полетом птиц, считая их отныне своими верными друзьями. Вдруг он закричал:

- Ай- ай, они украли у нас еду!

- Успокойся, сынок! Они ничего у нас  не украли. Я сама их угостила. Запомни раз и навсегда, что я сейчас тебе скажу! Как бы орел ни был голоден, он непременно должен поделиться частью своей добычи с птицами, живущими по соседству. На такой высоте они не в силах найти себе пропитание, и им следует помогать.

Всяк, кто желает иметь верных друзей, должен быть добрым и терпимым, проявляя внимание к чужим нуждам. Почет и уважение добываются не силой, а великодушием и готовностью поделиться с нуждающимся последним куском.

Учитель:  О чем спросил сын мать-орлицу?

- Что ответила мама на вопрос сына?

- Каким должен быть тот, кто желает иметь верных друзей?

- Чем добываются почет и уважение?

Вывод:

Друзья делятся друг с другом всем лучшим, что у него есть.

Дружба – главное чудо всегда,

 Сто открытий для всех настоящее,

 И любая беда – не беда,

 Если рядом друзья настоящие.

Учитель: А какими качествами обладают ваши друзья?  

Составление коллективного кластера «Какой должен быть друг»

Учитель: Перечислите, какими качествами должен обладать настоящий друг.

На слайде  слова:  (Смелый, надёжный, чуткий, безразличный, добрый, невнимательный, доверчивый, верный, справедливый, решительный, трусливый, душевный,  умный, лживый, вредный, задиристый, хвастливый, ответственный)

(Дети подходят по одному к доске подбирают правильный ответ и соединяют стрелкой со словом друг).

Учитель: А нужно ли вам самим обладать такими же нравственными качествами как и ваш друг? Почему?

Вывод: Действительно, народная мудрость гласит: «Найти хорошего друга – это только половина дела: нужно еще самому быть таким».

Учитель: Ребята,  как вы думаете, легко ли быть хорошим другом? Давайте проверим и проведем мониторинг.

  Мониторинг   «А какой я друг?»

( За  ответ «да» один балл.)

  1. Замечаешь ли ты, когда твоему однокласснику плохо?
  2. Всегда  ли ты  называешь  одноклассников по имени?
  3. Во время ссоры ты стараешься обидеть одноклассника?
  4. Если кого-то из  ребят незаслуженно в чём-то  обвинил учитель, ты заступишься за одноклассника?

5.Если одноклассник попросил в чём-то помочь ему, ты согласишься?

Сосчитайте количество баллов:

4-5 баллов - ты хороший друг.

3 балла – ещё немного присмотрись к себе, у тебя всё получится.

1-2 балла – всё зависит только от тебя, хочешь быть лучше – измени себя сам.

Учитель: Подумайте, что в своём характере, привычках тебе надо поменять чтобы стать хорошим другом.

Работа по учебнику        ( стр. 32-33)

Учитель:  Сейчас мы с вами должны понять, чем же дружеские отношения  отличает от других отношений.

- Как называются отношения между родственниками, учителем и учеником, одноклассниками, соседями?

Работа с иллюстрацией на стр. 32

- Что вы можете рассказать по этой иллюстрации?

- «Шагни» сам в иллюстрацию. Что ты слышишь?

- Представь себя героем сюжета. Что ощущаешь?

- А теперь посмотрите на картинку на стр.33.

-  С кем дружит мальчик?

- Как вы догадались что они друзья?

Учитель: Животные тоже могут быть верными и надежными друзьями. Расскажите о своих друзьях меньших.

- Кого видим на иллюстрации справа? Что вы можете рассказать о детях? Можно ли назвать их друзьями? Почему?

Работа с мудрыми мыслями стр.33

- Давайте обратимся к рублике «Мудрые мысли».

- Что же говорил народ о дружбе и о друзьях?

  • Смысл истинной дружбы в том, что радость она удваивает, а страдание делит пополам. Д. Аддисон
  • Дружба кончается там, где начинается недоверие.              Л.А. Сенека Мл.

Анализ ситуаций

(Дети работают в группах)

1 ситуация.

«Друзья».

Однажды Саша принёс в школу электронную игру «Футбол». К нему тут же подбежал Максим и закричал: «Мы  же с тобой друзья, давай вместе играть!».

-Давай!- согласился Саша.

Подошли и другие ребята, но Максим заслонил от них игру.

-Я – Сашин друг! – гордо сказал он.- Я буду с ним играть.

На другой день Денис принес в класс трансформеров. И опять первым возле него очутился Максим.

-Я твой друг! – опять произнёс он. – Будем вместе играть. Но тут подошел Саша.

- И меня примите.

-Нет,  не примем, - сказал Максим.

-Почему? – удивился Саша.- Ты же мой друг, сам вчера говорил.

-то вчера, - объяснил Максим. – Вчера у тебя игра была, а сегодня у него роботы. Сегодня я с Денисом дружу!

Считаете ли вы Максима настоящим другом? Почему?

Можно ли назвать отношения этих ребят дружбой?

2 ситуация

«Одинаковые».

Жили две неразлучные подружки – первоклассницы. Обе они маленькие. Розовощекие, светловолосые, они очень походили друг на друга. Обеих мамы одевали в одинаковые платья, обе учились только на пятерки.

-Мы во всем, во всем одинаковые! – с гордостью говорили девочки.

Но однажды Соня, так звали одну из девочек, прибежала домой и похвалилась маме:

- Я получила по математике пять, а Вера – только тройку. Мы стали уже не одинаковые…

Мама посмотрела на дочку. Потом сказала грустно:

- Да, ты стала хуже…

- Я? – удивилась Соня. – Но ведь тройку – то получила не я!

- Тройку получила Вера, но она получила ее, потому что на днях болела…

А ты обрадовалась – и это значительно хуже.

За что мама осудила Соню?

Что бы вы сказали Соне?

Работа с пословицами «Закончи пословицу»

(Дети в парах составляют пословицы о дружбе)

Старый друг  лучше новых …

Не имей сто рублей, а имей … …

Друг познается в …

Кто друга в беде покидает, тот сам в беду …

Дерево живет корнями, а человек – …

Друга – ищи , а нашел –…

Друг за друга держаться – ничего  не …

Нет друга – ищи, а нашел - береги.

(Выступление групп)

Составление памятки «Правила дружбы»

Учитель: Давайте с вами попробуем открыть секреты дружбы. Поработайте в группах и создайте памятку «Правила дружбы», для тех, кто стремится стать настоящим другом.

 (Ребята в группах на отдельных листах записывают по 4 правила, потом обмениваются мнениями).

Учитель: Что же у нас получилось?

Не оставляй друга в опасности.

Умей прощать.

Будь бескорыстен.

Приди другу на помощь.

Умей хранить секреты.

Не бояться просить прощения, если обидел друга.

Уступай другу.

Береги дружбу.

Учитель: Ребята, я хочу  вас познакомить с правилами, которые составил великий педагог В.А.Сухомлинский  ( слайд)

  • Не оставляй друга в беде.
  • Тебе не безразлично, какой твой друг.
  • Дружба испытывается в беде и опасности.
  • Дружба – это, прежде всего, вера в человека, требовательность к нему.
  1. Рефлексия

Учитель: Ребята, у кого есть настоящий друг, которому можно доверять?

- Кто в нашем классе может быть настоящим другом?

- Могут ли взрослые  быть вашими друзьями?

-Улыбнитесь друг другу.

(Детям раздаются сердечки с надписями, они должны закончить предложения)

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я понял, что…

Я почувствовал, что…

Я приобрел…

Я научился…

Я попробую…

Меня удивило…

Урок  дал мне для жизни…

Мне захотелось…

  1. Домашнее задание

Привести примеры ситуаций на тему: «Протяни руку дружбы».

Написать сочинение на тему: «Мой друг».        

7. Итог урока

Учитель: Ребята, итогом нашего урока будет «Хоровод дружбы».

 За руки возьмемся, встанем в круг.

 Каждый человек человеку - друг!

 За руки возьмемся, пусть пойдет

 По земле огромный хоровод!

(Дети образуют круг).

-Я начну  предложение, вы его должны закончить. (Дети по очереди дают определение слову друг)

Друг – это тот кто…

Учитель: Я начну с себя: Друг – это тот кто всегда тебя выслушает.

Учитель: Наш урок я закончу  стихотворением  Е. Каробель «Никогда не меняйте друзей»

Никогда не меняйте друзей.

 Их нельзя разменять как монету.

 Вы поймёте это поздней —

 Ближе друга на свете нету.

Никогда не теряйте друзей,

 Ту потерю ничем не измеришь.

 Старый друг не вернётся к тебе,

 Новым другом его не заменишь.

И не стоит друзей обижать —

 Станет раной на сердце обида,

 Хоть друзья и умеют прощать,

 Дверь в их душу будет закрыта.

Нужно дружбу беречь всегда.

 Это чувство длиннее века.

 Лучший друг не предаст никогда,

 Просто преданней нет человека!        

(Звучит песня В. Шаинского «Дружба», дети подпевают)

        Литература:

  1. Учебно-методическое пособие: Реализация комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в начальной общеобразовательной школе. Автор – составитель С. С. Пичугин Уфа: РИО РУНМЦ МО РБ, 2012 г.
  2. А. Я. Данилюк. «Основы светской этики». Изд-во Москва  «Просвещение», 2012 г.
  3.       Ожегов С.И.Толковый словарь русского языка. – М. Русский язык, 1985 г.
  4. Н.А.Смирнов.  Пособие для учителей и учащихся начальной школы

«Этика и этикет младших школьников». Москва «Школьная пресса», 2002 г.

      5.О.С. Богданова. «Содержание и методика этических бесед с младшими        школьниками». Москва, «Просвещение», 1982г.

     6. Н.А. Горбунова Классные часы. Волгоград, «Учитель АСТ», 2004г.

      7. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. Москва,  1991г.

     8. Крашенинникова Е.А. Шаг навстречу. - М.: Просвещение, 1988 г.

      9. О дружбе. /Колокольчик, № 8.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

курс ОРКСЭ "Основы светской этики" тема урока "Добро и зло"

Конспект и презентация разработаны для курса ОРКСЭ "Основы светской этики" для урока по теме "Добро и зло". Материал можно использовать на классных часах, диспутах, внеклассных мероприятиях...

ОРКСЭ Основы светской этики 14 урок Дружба

Урок курса поможет формированию представления о дружбе как о важнейшей нравственной ценности. Учащиеся узнают, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг,  научатся рассуждать и аргумент...

Методическая разработка урока"Свобода и ответственность" курса ОРКСЭ, модуль "Светская этика"

В материале содержится подробное поэтапное описание урока по заданной теме, использованных приёмов и методов...

Презентация открытого урока по курсу ОРКСЭ модуль "Светская этика".

Данная презентация представляет собой фото материалы про проведённомуоткрытому уроку для родителей по курсу ОРКСЭ, модуль "Светская зтика".Тема урока: "Духовные традиции многонационального народа Росс...

Урок в 4 классах по ОРКСЭ модуль "Светская этика". Тема "Фестиваль проектов. История развития этики".

На уроке использовалась проектная деятельность, технология интегрированного обучения.В разработку урока входят;- план урока- приложение (карточки группам)- технологическая карта урока- презентация к у...

ОРКСЭ. Модуль «Светская этика». Урок №2 «Знакомство с учебником «Основы светской этики»

ОРКСЭ. Модуль «Светская этика». Урок №2 «Знакомство с учебником «Основы светской этики»...