Урок по Основам православной культуры "Наука побеждать"
методическая разработка по орксэ на тему

Федотова Татьяна Михайловна

Урок из раздела "Защита Отечества" о А. В. Суворове

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель  года. Урок «А.В. Суворов»

Класс разбит на группы. Название урока не озвучивается.

- Здравствуйте, ребята. Я рада сегодня с вами сотрудничать. Думаю, нам будет интересно вместе.

          Хочу рассказать вам о взятии одной вражеской крепости. Расположение ее было в стратегически важном и выгодном месте. Вокруг высоченный крутой вал, а также широкий и глубокий до 11 м ров. В крепости было 11 бастионов с 260 орудиями, а численность гарнизона составляла 35 тысяч человек. Разумеется, русское командование прекрасно понимало всю важность взятия этого объекта, и все - таки не удалось это генералам Репину Н.В., Гудовичу И.В., Потемкину П.С.  Сам комендант крепости говорил: «Скорее Дунай остановится в своем течении, и небо упадет на землю, чем мы сдадимся». Тогда ставка направляет туда еще одного из своих генералов.

        Для начала генерал велит неподалеку соорудить макеты высоких стен, даже вырыть подобный ров. День и ночь тренирует своих солдат, проводит «генеральные репетиции» штурма. До последней мелочи каждый боец отрабатывает свои действия, детали атаки, преодоление препятствий, взаимодействие воинских подразделений. Тренировки идут даже ночью, в полной темноте. Стены неприступной крепости пали за 2,5 часа. Эта победа положила конец господству турок на Черном море.

- О каком генерале идет речь в этом тексте?

( Если не знают) – Хотелось бы вам узнать, кто это?

-Александр Васильевич Суворов. Удивительный человек, яркая личность. И сейчас я попрошу вас достать лист с надписью «Я знаю» и, работая в группе, записать кратко все, что вы слышали или знаете об этом полководце. (3мин.)

По окончании времени, записи кратко зачитываются. Давать такую возможность всем группам?

- Ну что ж, как выяснилось, знаем не так уж мало.

- А сейчас я попрошу вас достать следующий лист с надписью «Хочу узнать» и сформулировать свои сомнения или вопросы, касающиеся личности этого выдающегося полководца. То, что интересно было бы о нем послушать. Регламент тот же-3 мин. Зачитывать ли детям вопросы вслух?

-А сейчас я попрошу вас посмотреть на экран. Это картина. И, я думаю, вы без труда назовете автора и ее название. В. Суриков «Переход армии Суворова через Альпы»

- Совершенно верно. Скажите мне, пожалуйста, какой изображена на картине природа? Холодные отвесные скалы. Высокие горы. Туман. Снежный перевал. 

-Ему, никогда не воевавшему в горах, оставшемуся из-за неудачных действий союзников без продовольствия, ранее обещанных мулов, точных карт местности, замерзавших в рваной одежде солдат, довелось совершить этот невиданный для того времени переход в таких тяжелых природных условиях.

-Но давайте посмотрим на Суворова. Каким изображает его художник? У самого края отвеса – полководец. Он не прячется за спинами, не ищет себе специальных условий, удобств. Плечом к плечу с рядовыми воинами. И как все, одинаково, в грозных условиях Альп рискует жизнью. Еле сдерживая коня на краю пропасти, он шуткой подбадривает воинов. Сколько энергии в его фигуре, сколько живости в его лице!

-Как реагируют на него солдаты? Несколько солдат заразительно смеются в ответ, идущие за ними – повернув головы, вслушиваются в разговор. Солдаты на переднем плане картины заняты спуском – им уже не до шуток.

- Послушайте, что он сам писал об этом переходе императрице: « … на каждом шаге в этом царстве ужаса зияющие пропасти представляли отверстые и поглотить готовые гробы смерти. Дремучие, мрачные ночи, непрерывно ударяющие громы, льющиеся дожди и густой туман облаков, при шумных водопадах, с каменьями с вершин низвергающимися, увеличивали трепет. Всякое выражение недостаточно к изображению этой картины во всем ее ужасе...» Кто знает, чем закончился этот переход? В конечном счете покорился Суворову и перевал Сен-Готард, и Чертов мост, и дравшиеся жестоко французы.

- Ребята, а ведь Александру Васильевичу было тогда уже 70 лет. После это он тяжело заболел и прожил совсем недолго. Давайте вместе попробуем дать оценку его поступку и охарактеризовать его личные качества. Только беззаветная любовь к Отечеству, верность солдатскому долгу могли заставить его предпринять подобное. Перед нами он раскрылся как человек преданный своей стране, выносливый, смелый, уверенный в себе и солдатах, храбрый, решительный.

-А человек уже таким рождается? Нет. Эти качества приобретаются в течение всей жизни. 

-Давайте подумаем, а каким он был мальчиком? А мальчиком он был тщедушным, болезненным и, как считал его отец (крестник Петра I,а впоследствии генерал-аншеф русской армии) совершенно непригодным к строевой службе. Но маленький Саша, подрастая, начинает работать над собой. Закаляется всеми возможными способами, учится верховой езде, утруждает себя длительными физическими нагрузками. К тому же самостоятельно постигает основы военных наук, изучает иностранные языки. В итоге, в двенадцать лет его зачисляют мушкетером (рядовым) в Семеновский полк. Начинает службу, как простой солдат: чистит амуницию, ходит в караулы, часто бывает в солдатских казармах. Тогда-то будущий князь, граф и генералиссимус испытал на себе, что значит быть простым солдатом.

- Ребята, что помогло маленькому Саше добиться своей цели? Упорство, терпение, старание, усердие, упрямство, трудолюбие.

- Недавно мы говорили о его качествах опытного полководца, вот, оказывается, при помощи каких добродетелей они формируются. А были у вас или ваших знакомых случаи в жизни, когда в сложной ситуации, усилием воли, трудом и терпением вы добивались цели?...

-Александр Васильевич утверждал, что именно так и формируется характер. Прожил он 71 год, участвовал в семи войнах, провел 60 баталий и никем не был побежден.

После себя он оставил труд по обучению войск, воспитанию настоящих солдат – всемирно известную книгу «Наука побеждать».  Я прошу вас достать из конверта лист с выдержками из книги. У вас, ребята, следующая задача. Прочитать наставления. Крестиком отметить то, что вам уже хорошо знакомо. Вопросительным знаком новое, что вы узнаете о Суворове. Восклицательным – что вас особенно впечатлит или удивит. Знаком минус то, с чем вы не согласны.  (Ответы зачитываются)

-Да, ребята, широко известны его высказывания, ставшие теперь уже пословицами. И мало кто знает, что принадлежат они перу русского полководца. Школьные учебники умалчивают и о том, что Александр Васильевич был до глубины души православным христианином. И если некоторые генералы возили за собой в походы целые подводы, груженые мягкими перинами, коврами, серебряной посудой, мехами и другой утварью, то Суворов никогда не расставался со складной походной церковью. И на подводе за ним всегда во всех обстоятельствах следовали иконы и палатка-церковь. Перед началом любого сражения служился молебен. Ни одно выступление не начиналось без молитвы. Как христианин проявился полководец в отношении к подчиненным. Постоянно среди солдат, особенно во времена трудные, он делил с ними и тяготу, и опасности, и горькие минуты безвременья. Без всякого над собою насилия, которое не скрылось бы от солдатского чутья, он вел жизнь одинаковую с последним рядовым, довольствовался одною с ним пищею и более стойко и равнодушно переносил всякие крайности и лишения.  Любовь к Отечеству – это, прежде всего, любовь к народу. И эту любовь Суворов пронес через всю свою жизнь.

 Нельзя не упомянуть об одном забавном, если можно так сказать, случае. Как-то фельдмаршал Румянцев поручил Александру Васильевичу провести разведку обороны крепости Туртукай. С небольшим отрядом стремительно ворвавшись во вражеские укрепления, он захватил их. Главнокомандующий был разгневан. Захватывать крепость ему никто не приказывал. За самовольные действия доблестного «захватчика» арестовали и предали суду. Военная коллегия приговорила героя к смертной казни. Но, так как он был тогда уже в чине генерал-поручика, приказ должна была подписать сама императрица. Екатерина II, узнав в чем дело, собственноручно начертала на приговоре «Победителей не судят» и отменила его. 

- Ребята, мы сегодня говорили об Александре Васильевиче, как о полководце, попытались понять его, как незаурядную личность. Я хочу попросить вас написать на чистом листе не более 5 качеств, которые особенно привлекли вас в этом человеке. (Вывешиваются на доску)

Храбрость, трудолюбие, решительность, отвага,  преданность своему Отечеству, терпение, выдержка, находчивость, твердость духа, мудрость.

- Как вы думаете, есть ли среди них такие, которых не достает современным людям?  ????        

-Ребята, давайте подумаем, какое наставление Суворов мог бы дать современным подросткам? Попытайтесь в группах сформулировать его несколькими предложениями. (Зачитывают)

- Ну и вернемся к листикам, с которых мы начали наш урок «Хочу узнать». Просмотрите их еще раз. Есть ли среди вопросов такие, на которые вы получили ответы во время урока? (Говорят). Что же делать с теми, которые остались без ответа? Поискать информацию в интернете, библиотеке, спросить у учителя истории и т.д…

- Наш урок был посвящен Суворову, а какое вы бы дали ему название?

-Большое спасибо вам за урок. Мне очень приятно было общаться с вами. А напоследок я прочитаю вам действительное послание потомкам, написанное собственноручно великим полководцем. Послание нам с вами через века.

Потомство мое, прошу брать пример: всякое дело начинать с благословением Божиим, до издыхания быть верным Государю и Отечеству; убегать роскоши, праздности, корыстолюбия. Искать славы через истину и добродетель.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Основы Православной культуры" Урок 1 "Основы Православной Культуры

На уроке даются понятия "Культура", "Православная культура", "Религия", "Религиозная культура", "Веротерпимость"....

Урок по основам православной культуры на тему "Православное учение о человеке"

Цель: формирование духовно-нравственных качеств личности учеников, знакомство  учащихся с христианским представлением о душе человека.Задачи:1.Познакомить учащихся с христианским пониманием взаим...

Урок по Основе православной культуры в 4 классе по теме: «Православный храм»

Урок по Основе православной культурыв 4 классе по теме: «Православный храм»...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОСНОВАМ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ, 4 КЛАСС. ПРАВОСЛАВНЫЕ ПРАЗДНИКИ

Уважаемые гости! Дорогие ребята. 21 сентября, по новому стилю, торжественно празднуют один из великих православных праздников – РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ. Этот праздник считается в церковно...

Разработка урока по основам православной культуры в 4 классе на тему: «Православный храм».

Разработка урока  по основам православной культуры в 4 классе на тему: «Православный храм»....

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОСНОВАМ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ (МОДУЛЬ ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ) тема МОНАСТЫРЬ

Цель урока:  раскрыть понятие монастырь, дать представление  о монахах, послушании, монашеских обетах, постриге монаха; развивать умение самостоятельное формулирование темы и цели урока...