Урок по предмету ОРКСЭ
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Урок по предмету ОРКСЭ  "Священные сооружения".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_teme_orkse.odt11.73 КБ

Предварительный просмотр:


         

               Урок по предмету ОРКСЭ  ( «Основы мировых религий») по теме:

«Священные сооружения»

Автор: учитель начальных классов Кабенкова М.В.

Курс ОРКСЭ введен в школьную программу с целью обеспечения духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, становления их гражданской идентичности, сохранения и развития культурного разнообразия, овладения духовными ценностями и культурой народов России.

Знакомство с основами религиозных культур и светской этики способствует достижению этих целей. Задача, которая стоит перед данным курсом, заключается в формировании общества, основанного на согласии и понимании, умении уважать ценности представителей всех культур.

          Вид занятия:  урок-экскурсия (второй урок по теме: «Священные сооружения»)

 Тип урока: комбинированный (ОРКСЭ с элементами ИЗО).

  Цель урока:-  познакомить обущающихся с внешним видом, интерьером, предназначением религиозных сооружений в разных религиях.

Задачи урока:

- формирование понимания учащимися духовности, нравственности;

-  формирование уважительного отношения к традиционным религиям и их представителям;

-  формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции, как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России;

- укрепление духовной преемственности поколений.

Интегративные задачи:

- развивать умения учащихся приобщать общечеловеческий опыт к личном опыту;

- воспитать потребности обучающихся в непрерывном образовании, заинтересовать и таким образом сформировать потребность к получению новых знаний, показать,  что исторический опыт своего народа важен и помогает при решении современных задач;

 - формировать представление учеников о культуре как о целом, то есть о взаимовлиянии и взаимозависимости образов, символов, объектов в историческом аспекте;

- развивать интерес к внутреннему миру человека, освоение религиозных традиций народов своей страны.

 Оборудование урока:

а) Для учителя: внутреннее убранство храма Преподобгых Зосимы и Савватия;

б) Для учащихся: альбомы, карандаши, гуашь.

План-конспект урока:

1. Организационный момент: постановка проблемы, формулировка темы, целей и задач урока-экскурсии.

Учитель:На предыдущем уроке мы совершили виртуальную экскурсию в буддийский храм и в мечеть. А сегодня проведем экскурсию в храме преподобных Зосимы и Савватия. Посмотрите вокруг себя. Что привлекает ваше внимание? Многие из вас бывали в этом храме или в других. А сегодня мы вместе посетим храм и  поговорим о том, как он устроен, из чего состоит.

2. Сообщение нового материала: рассказ с элементами беседы об интерьере храма.

Вы уже знаете, что внешняя архитектура храмов разнообразна. Но у всех храмов есть общая деталь, которая отличает православный храм от всех других религиозных сооружений. Какая это деталь?

В любой стране мира, где есть православные храмы, мы безошибочно узнаем родные очертания куполов. Купола украшали первые христианские храмы Руси.  Купола нашего храма имеют луковичную форму, что символизирует пламя свечи. Купол всегда увенчан крестом.

Внутреннее устройство.

Но как бы разнообразны не были храмы снаружи, внутри они все устроены одинаково. Посмотрите вокруг: на сколько частей вы могли бы разделить храм? Конечно, на 3 части. Они называются: алтарь, собственно храм и притвор.Входя в храм человек, прежде всего, оказывается в притворе. В первые века христианства здесь молились те, кто еще готовился стать христианином, а так же кающиеся в своих прегрешениях, отлучивших их от Церкви.

Средняя часть церкви отделяется от алтаря иконостасом. Алтарь – это прообраз рая, главная часть, сердце всего сооружения, и входят в него только священнослужители. В алтарь вносят мальчика после крещения, девочек  же подносят к царским вратам, расположенным в самом центре иконостаса. Это связано с тем, что мальчик может стать священником.

 Посмотрите, чем покрыты стены храма? В современных храмах, как и в древних сооружениях, стены покрыты настенными росписями  и фресками. Человек смотрит на стены храма снизу вверх, из жизни реальной, земной, в мир небесный. Об этом ему напоминает весь внутренний декор храма. На стенах притвора изображения пророков. Они  встречают и провожают людей, входящих и выходящих из церкви, здесь жн мы видим изображения ангелов и архангелов. На западной стене притвора, напротив алтаря, помещается изображение Страшного Суда, чтобы выходящие из церкви помнили о нем, покидая стены храма.

А чьи изображения мы видим на столбах и колоннах внутри храма? Это изображаются христианские святые; герои, мученики, те, кто проповедовал и утверждал христианство.

На всех стенах храма мы также видим иконы.В каждом православноя храме есть иконостас. Как он устроен? Иконостас состоит из нескольких рядов икон, расположенных в определенном порядке.В центре иконостаса находятся Царские врата, ведущие в алтарь. А что обязательно есть в каждом храме?

В каждом храме, в любой церкви есть Большой крест – образ распятия.

Посреди храма висит большой подсвечник с множеством свечей или огромная люстра – паникадило. Оно зажигается в торжественные моменты богослужения.

3.Постановка творческой задачи. А теперь давайте вспомним, как выглядит храм снаружи и внутри. Сейчас мы будем рисовать храм. Вы резделитесь на группы и сначала обсудите, как будет выглядеть ваш храм: из каких элементов он будет состоять, каким цветом вы будете раскрашивать эти злементы. А потом мы составим общую картину.

  Дети разделяются на группы и обсуждают предстоящую работу.

4. Практическая работа. Одна из групп делает фон будущей картины на листе ватмана. Остальные рисуют храмы. Затем каждый храм вырезается и в виде аппликации собирается общая картина на заготовленный фон.

5. Демонстрация и обсуждение работ учащихся, рефлексия. Учитель предлагает учащимся рассказать о своих работах. Выполняется анализ работы.

6. Завершающий этап. Что нового узнали вы сегодня на уроке? Что вам запомнилось больше всего? Почему?

Педагогические технологии, внедряемые в процесс обучения:

- межпредметность связей интегрированного урока;

- применение эвристического метода;

- совместная деятельность учителя и ученика на творческой основе.

Анализ урока:

1) Поставленные задачи достигнуты.

2) Повышение учебной активности учащихся.

3) Активизация творческого потенциала учащихся.

4) Достижение развивающего и образовательного результатов.

5) Сотрудничество учащихся и учителей.

Педагогическая рефлексия:

Проведение данного урока позволяет школьникам с помощью  экскурсии в храм прикоснуться к своей истории, традициям и религиозным обычаям христианства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка и презентация урока по предмету ОРКСЭ на тему: " Добродетель и порок ". Модуль Основы Светской этики.

Мы живем в мире, среди множества людей, и каждый день нам приходится принимать решения, совершать поступки и действия, которые важны не только для нас, но и для многих людей вокруг.Изучая тему «...

Конспект урока по предмету ОРКСЭ ( модуль" Основы мировых религиозных культур") на тему:« Священные книги религий мира» 4 класс

Урок по предмету ОРКСЭ в 4 классе  на тему"Священные книги религий мира" напрвлен на выполнение  обобщения знаний учащихся о священных книгах буддизма, христианства, ислама и содержащихся в ...

Конспект урока по предмету ОРКСЭ в 4 классе

Урок 8. Тема: «Пасха» Цели урока: расширить знания учащихся об истоках  истории и традиций христианского праздника  Пасхи,  познакомить учащихся  с историей воскреш...

План урока по предмету ОРКСЭ , по курсу "Основы православной культуры" ,в 4-ом классе,по теме "Отношение христианина к природе".

Урок направлен на выявление главной причины бережного отношения христианина к природе,ответственного ,обдуманного использования природных богатств - творения Бога.Устанавливается  взаимосвязь ...

Методическая разработка урока по предмету ОРКСЭ "Россия - наша Родина"

Цель урока: Формировать  первоначальные знания и представления о культурных традициях; Познакомить с понятием «мировое дерево»;Задачи: Способствовать воспитанию у обучающихся чувства патриотизма,...

Методическая разработка урока по предмету ОРКСЭ "Духовные ценности человечества. Культура. Религии"

Цель: Формирование у обучающихся уважения  к  мировым  религиям,  как  к  ценностям  культуры человечества.Задачи: Узнать, чем связаны культура и религия; сформирова...

Конспект урока по предмету ОРКСЭ Тема урока: Милосердие

Цель: формировать осмысление понятия “милосердие и сострадание” как основу человеческих отношений, облагораживающих жизнь человека...