урок. Тема: Этикет - форма для содержания этики 4 класс
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Васильева E.Б.

урок предназначен на учащихся 4 класса по программе "2100.."

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vasileva_eb_konspekt_svetskaya_etika.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель: Васильева Е.Б.

ГБОУ лицей №179

4 «А» класс

Тема: Этикет - форма для содержания этики.

Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с понятиями «этикет», «этика».
  2. Вызвать у учащихся желание больше узнать об этикете, следовать ему.
  3. Закрепить и расширить знания учащихся о правилах вежливости, привлечь внимание учащихся к этим правилам.

Познавательные УУД

  1. Извлекать информацию из разных источников (текст, серия рисунков).
  2. Строить речевое высказывание в устной форме.
  3. Читать художественные и познавательные тексты, выделять существенную информацию из текстов разных видов.
  4. Устанавливать причинно- следственные связи.

Регулятивные УУД

  1. Определять цель деятельности на уроке.
  2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
  3. Принимать и сохранять учебную задачу.
  4. Планировать свои действия.
  5. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД

  1. Слушать и понимать других.
  2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
  3. Оформлять свои мысли в устной форме.
  4. Договариваться о правилах общения и поведения.
  5. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологические высказывания, владеть диалогической формой речи.

Личностные результаты

  1. Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.
  2. Ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих т чужих поступков.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Здоровьесберегающий аспект

Примечание

1. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята!

Сегодня у нас очень интересный урок, посвящённый правилам поведения, выработанными и охраняемыми обществом.

Положительный настрой на урок.

2 мин

2. Вспоминаем то, что знаем.

- Объясните, что общего в значении слов: мораль, этика, нравственность.

Почему они могут употребляться как синонимы?

Дети работают со словарём в конце учебника, отвечают на поставленный вопрос.

3 мин

3. Определяем проблему урока.

- Сравните мнения Антошки и Игоря о значении формы одежды и обращений в отношениях между людьми в школе.

- Какой вопрос возникает в такой ситуации?

- Предложи свой вариант, а потом сравни его с вариантом авторов (см. стр. 75)

Использование комп презентации.

Дети «цепочкой» вслух читают  статью в учебнике.

- Зачем нужна форма в школе?

ИКТ повышает интерес к учёбе.

5 мин

4.

Реша-ем пробле-му, открываем новые знания.

1. Слова – форма для выражения мыслей.

- Правила этикета вырабатывались с давних пор, более пяти тысяч лет назад, и всегда главным в них было радушное и доброе отношение к людям. Само слово этикет появилось во Франции более 300 лет назад, во время правления Людовика (14). На одном из пышных приёмов гостям вручили этикетки (карточки) с указанием правил поведения. Вот от этой этикетки и произошло слово этикет. Со временем оно вошло в языки многих народов. Этикет включает в себя учтивое (почтительное) обращение с женщиной, почтительное отношение к старшим, формы приветствия, правила ведения разговора, рассказывает о поведении за столом и многое другое. Обязательным условием общения людей является деликатность. Она никогда не бывает излишней.

Комбинированное чтение (дети + учитель), с комментированием непонятных слов.

7 мин

2. Действия – форма для поступков.

- Каждый человек знает, что такое хорошо и что такое плохо. Вот такие жизненные установки, нормы поведения и исследует этика. Это учение объясняет, что такое добро и зло, как надо правильно поступать с незнакомыми и близкими людьми, на улице, в школе и дома. Этика помогает оценить хорошие и плохие поступки человека, сформировать такие качества личности, как доброта, любовь, забота о самых родных людях.

- Сделайте вывод, в чём похожи в чём различаются слова этика и этикет.

Статью в учебнике дети читают «про себя».

Работа в парах, ответить на вопрос «Зачем нужно соблюдать форму в отношениях между людьми в школе»?

7 мин

5. Приме-

няем новые знания.

- Объясните значения следующих высказываний:

  • «Все правила достойного поведения давным – давно известны, остановка за малым – за умением ими пользоваться» (Блез Паскаль)
  • «Человек без твёрдых правил почти всегда лишён характера: будь у него характер, он почувствовал бы, как необходимы ему правила» (Никола Шамфор)

- Дети, прочитайте ещё раз название учебника. Как теперь вы можете точнее объяснить его смысл?

- Дети, назовите ещё несколько правил поведения в гостях.

- Каков поздний срок возможного звонка к другу? Почему?

- Кто первый заканчивает

телефонный разговор?

- Итак, телефон- ваш друг и помощник, но только ваш, а общий. Поэтому говорить по телефону надо: кратко, вежливо, по делу.

Дети заранее готовят инсценировки.

  1. Правила этикета: как вести себя в гостях.

Инсценировка отрывка из сказки С.Я.Маршака «Кошкин дом».

Кошка: Мой дом для всех всегда открыт!

Здесь у меня столовая,

Вся мебель в ней дубовая.

Вот это стул –

На нём сидят.

Вот это стол –

За ним едят.

Свинья:

 Вот это стол –

На нём сидят.

Коза:

Вот это стул –

Его едят.

Кошка:

Вы ошибаетесь, друзья,

Совсем не то сказала я,

Зачем вам стулья наши есть?

На них вы можете присесть.

Хоть мебель не съедобна,

Сидеть на ней удобно.

Коза:

Сказать по правде, мы с козлом

Есть не привыкли за столом.

Мы любим на свободе

Обедать в огороде.

Свинья:

А посади свинью за стол,-

Я ноги положу на стол.

  1. Правила этикета: беседа по телефону.

-Самая распространённая ошибка, когда люди звонят друг другу от нечего делать, решают задачи по телефону, диктуют упражнения, пересказывают фильм.

Ведь в это время, может, кто-то пытается дозвониться к вам по важному неотложному делу,  но тщетно – телефон занят.

2 ученика читают стихотворение Н.Пескова наизусть.

Звенящий в доме телефон-

Явление типичное.

«Алло, алло!» со всех сторон

Летит словцо привычное.

По телефону там и тут

Встречаются, прощаются,

Советы разные дают,

Грустят и улыбаются.

-Алло! Привет! Ну, как живёшь?

Какое настроеньице?

Ты что жуёшь? Пирог жуёшь?

А я грызу печеньице.

- Алло! Ну, как дела идут?

Давай сыграем в шахматы.

Получишь мат за пять минут

И не успеешь ахнуть ты.

- Алло! Мне крупно повезло

Достал вчера новиночку,

Ты слышишь музыку? Алло!

Станцуем под пластиночку?

- Алло! Я сел на мель опять,

Спасай меня, как водится,

Скорей задачку дай списать,

Опять ответ не сходится!

3.Решаем жизненную задачу.

«Неожиданный телефонный звонок» (смотри учебник с. 69).

 Творческий характер образовательного процесса – крайне необходимое условие здоровьесбережения.

16 мин

6. Домаш-

нее задание.

7. Итог урока.

8.Рефлек-сия.

- Готовим проекты (творческое дело) по желанию по теме «Этикет – форма для содержания этики».

  • Сообщение «Неразлучная пара: правило этики и норма этикета».
  • Мини-спектакль «Правила этикета: вчера, сегодня, завтра».
  • Или придумай свой.

- Что изучает этика?

- Что такое этикет? Зачем он нужен людям?

  • Я научилась…
  • Мне стало ясно…
  • Я поняла…Я узнала…
  • Теперь я знаю…
  • Я буду стараться…

3 мин

2 мин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме "Неопределённая форма глагола" в 4 классе

На уроке проводится работа в группах, исользуются разноуровневые задания для диффиринцированной работы с учащимися....

Сценарий открытого урока по теме: “Этикет – форма содержания этики”

Сценарий открытого урока по теме: “Этикет – форма содержания этики”...

Конспект урока. Тема: "Этикет".

Цели урока:способствовать воспитанию у учащихся хороших манер, доброжелательности; взаимопонимания с одноклассниками; познакомить школьников с правилами хорошего тона, принятыми у нас в обществе и в д...

Тема: «Знак: форма и содержание.»

Тема: «Знак: форма и содержание.»...