Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс "Светская этика" Студеникин М.Т.
рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему

Грушина Наталья Евгеньевна

Рабочая программа по ОРКСЭ для 4 класса составлена в соответствии с нормативными документами и расчитана на 34 ч в неделю. Программа имеет пояснительную записку, общую характеристику учебного курса, описано содержание учебного предмета, разработано тематическое планирование. Данна рабочая программа прошла рецензирование в 2015 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovy_svetskoy_etiki_2014-15_-_studenikin_m.t.docx62.58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 28»

   Рассмотрено и принято                               Согласовано                                                   УТВЕРЖДЕНО

   на заседании МО                                         на заседании НМС                                          приказ от  30.08.2013 №  75-о

   учителей начальных классов

   протокол от 29.08.2013  № 1                     протокол от 29.08.2013 №  1                         Директор МБОУ СОШ № 28

   руководитель МО                                       зам. директора по НМР                                  ______________ А.А. Фаизов

     ____________Н.Е. Аверина                      _____________ О.А.Пронина

Рабочая программа

по основам религиозных культур и светской этики,

4  класс, базовый  уровень,

на 2014-2015 учебный год

Грушина Н.Е., учитель начальных классов,

высшая  квалификационная категория

город Ульяновск

2014

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по ОРКСЭ для 4 класса составлена в соответствии с нормативными документами:

- Федеральный  Закон «Об образовании РФ» №273 от 29.12.2012 г.

- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программой начального общего образования по математике с учетом авторской программы Башмакова М.И., Нефедовой М.Г.

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/15 учебный год» от 31 марта 2014 года № 253.

-  авторской учебной программы  М.Т. Студеникина к учебнику «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы  светской этики».  4 класс.  Москва «Русское слово»,  2012.

Нормативно-правовой основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» является Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632) и Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632).

Для реализации программного содержания используются следующие учебники и учебные пособия:

- Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики: учебник М.Т. Студеникина для 4 класса. – 4-е изд. – Москва: ООО «Русское слово», 2014. (Начальная инновационная школа)

-  М.Т. Студеникин. Рабочая тетрадь к учебнику «Основы светской этики» 4 класс. - 2-е изд. – Москва: ООО «Русское слово», 2014. (Начальная инновационная школа)

Цель и задачи обучения в начальной школе:

Курс «Основы светской этики» предполагает изучение духовно - нравственной культуры и призван ознакомить учеников с основными нормами нравственности, дать первичные представления о морали. Поставлена задача нравственного развития младших школьников, воспитания культуры поведения с опорой на представления о положительных поступках людей. В процессе учебной деятельности предстоит дать детям новые нравственные ориентиры и упорядочить уже имеющиеся у них.

Его изучение направлено на достижение следующих целей:

развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; осознание ценности человеческой жизни;

воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести

Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всём мире и в нашей стране в частности. Вполне очевидно, что воспитательную составляющую наряду с научными знаниями, информацией об обществе, его интересах и законах, культуре и искусстве невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования, становления личности.

Вопросы, связанные с введением в школьную программу информации об основах религиозных культур, рассматриваемых в рамках культурологического подхода, имеют сегодня важное значение, поскольку характер светской школы определяется в том числе и её отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Запрос на современное образование, решающее, помимо прочего, задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, достаточно высок, чтобы остаться без ответа.

В то же время преподавание основ религиозной и нерелигиозной культуры в общеобразовательной школе приводит к необходимости решения труднейших культурологических, этических, правовых, психологических, дидактических и воспитательных проблем.

В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.

В качестве наиболее важных механизмов, способствующих освоению содержания курса, могут быть выделены следующие методы:

Метод моральных дилемм и дискуссий – создание доступной для понимания школьников проблемной ситуации, имеющей отношение к реальной жизни, включающей два или более вопросов. Предлагается на основе анализа и доказательств правомерности поведения «героя» выбрать различные варианты ответов. Метод дает возможность школьникам сделать впоследствии самостоятельный выбор в реальных жизненных ситуациях.

Эвристические методы – методы и приемы познания, используемые для решения творческих задач в процессе открытия нового. Позволяют развивать способности человека, вырабатывать новые продуктивные идеи или их сочетания, получать оригинальные и целенаправленные результаты в соответствующей области.

Исследовательский метод – организация обучения, при которой учащиеся ставятся в положение исследователя: самостоятельно выделяют гипотезу, подтверждают или опровергают ее, исходя из известных данных, делают выводы и обобщения, постигают ведущие понятия и идеи, а не получают их в готовом виде.

Проектирование – особый вид деятельности, сочетающий индивидуальную самостоятельную работу с групповыми занятиями, в результате которого школьники создают конечный продукт их собственного творчества, учатся анализировать ситуацию, выделять проблему, формулировать ожидаемые результаты, ставить задачи, находить оптимальный способ решения проблемы, составлять план действий, учитывать потенциальные ресурсы и превращать их в реальные, проводить исследования, оценивать и анализировать свою работу, соотносить полученные результаты с ожидаемыми.

Нетрадиционные формы проведения:

эвристические беседы;
различные виды дискуссий;
учебные и социальные проекты;
уроки-экскурсии;
деловые и ролевые игры;
практикумы;
различные викторины и другие конкурсные события;
творческие мастерские.

Сроки реализации рабочей программы: 1 год, 34 часа в год.

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА

На уроках этики учащимся предстоит выяснить, что такое добро и зло, дружба и порядочность, честность и искренность, честь и достоинство, доверие и доверчивость, сострадание и милосердие, мужество, терпение и терпимость, правда, истина и ложь, равнодушие и жестокость, и многое другое. При изучении основных категорий светской этики ученики убеждаются в ценности самого дорогого, что есть у человека, — его жизни.

Изучая основы светской этики, следует воспользоваться благоприятными возможностями для знакомства детей с основами этикета.  Они узнают много полезного о правилах поведения за столом и общении с гостями, о поведении в общественном транспорте и на улице, о культуре внешнего вида и многом другом. Этикет не обременяет основной курс, а делает его более интересным и полезным для учащихся, особенно если сложится стиль взаимоотношения учителя с учениками, основанный на нормах этики и этикета.

Ученикам интересно будет познакомиться с историей возникновения и развития этикета, его особенностями в разные эпохи у разных народов, узнать о происхождении тех или иных правил поведения, уяснить смысл, казалось бы, хорошо знакомых всем терминов и понятий. Тем самым курс готовит младших школьников к восприятию отечественной истории и культуры в основной школе.

Следует иметь в виду, что изучение норм нравственности и культуры поведения особенно ценно в детском возрасте, когда происходит активная социализация ребенка. Учащиеся получают знания о социальных нормах поведения, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе. Содержание курса дает детям возможность на «физиологическом уровне» легко и прочно усвоить ценные знания поведенческого характера, которые могут и должны стать стержнем их позитивного поведения в последующей жизни. У учеников формируется положительное, доброжелательное отношение к окружающим людям и обществу в целом, к духовным и культурным ценностям. У них возникает потребность выполнять в повседневной жизни социальные нормы и правила поведения.

В связи с этим важен деятельностный подход в обучении, проявление активности и самостоятельности учащихся в получении новых знаний. Необходимо соблюсти баланс между теоретическим материалом и материалом для эмпирического и творческого освоения содержания курса. Реализовать эту задачу помогут вопросы и задания, разработанные на трех уровнях сложности — воспроизводящем, преобразующем и творческо-поисковом. Выполняя эти задания, ученики пользуются словарями и справочниками, с разрешения родителей прибегают к ресурсам Интернета.

В ходе изучения светской этики и этикета у учеников вырабатываются социально коммуникативные умения: говорить и слушать, участвовать в беседе, дискутировать, аргументированно обосновывать свою точку зрения.

Курс «Основы светской этики» призван формировать семейные ценности и традиции, рассказывать о значении взаимопомощи в семье, уважительном отношении к родителям, родственникам, старшим. На уроках этики происходит формирование у детей первичных представлений о культуре семейных отношений. Наиболее благоприятны для этого темы «Обычаи и обряды русского народа», «Семья», «Семейные традиции», «Сердце матери». Ученики знакомятся с образом жизни людей прошлого и настоящего, узнают об обычаях и традициях, семейных ценностях россиян. Наиболее подготовленным учащимся предлагается написать эссе на тему «Моя семья», «Моя родословная», к родительскому собранию подготовить фотогазету «Традиции моей семьи».

На уроке «Терпение и труд» развивается мотивация детей к труду, они учатся бережно относиться к материальным и духовным ценностям. В ходе урока ученики рассказывают о своих поручениях в классе и дома, о поддержании порядка и чистоты, о рациональном сочетании труда умственного и физического. На этом уроке важно раскрыть роль и значение повседневного труда подростка, его посильной помощи взрослым. При этом следует обратить внимание, что основной труд школьника — это его ответственная и добросовестная учеба.

Особое внимание обращается на формирование спаянного и дружного коллектива класса, умение избегать конфликтов, находить выход из спорных ситуаций, относиться с пониманием к детям иной национальности, цвета кожи, иных культурных ценностей. На уроках этики осуществляется развитие у детей терпимого отношения к другим народам, понимание особенностей их культуры, ведь культура каждого народа ценна сама по себе и к ней следует относиться уважительно. Курс этики вносит также вклад в формирование у детей коммуникативной и социальной компетентности, социокультурной идентичности.

Задача школы — воспитать будущее поколение россиян, которые должны обеспечить устойчивость, консолидацию, целостность нашего общества и государства.

Для этого необходимо воспитывать патриотизм, любовь и уважение к нашей Родине — России, готовить юных граждан к службе в армии, к выполнению священного долга по защите Отечества. Этим проблемам посвящены темы: «Россия — Родина моя», «Защитники Отечества». В теме «Защитники Отечества» следует остановиться на Дне защитника Отечества, рассказать о составе Вооруженных сил, об истории ратных подвигов наших далеких предков. При изучении этих тем продолжается формирование гражданских качеств личности подростка, происходит усвоение опыта положительного общественного действия. У детей возникает чувство гордости за свою Родину и свой народ.

На уроках светской этики учитель устанавливает и реализует межпредметные связи с русским языком, литературой, историей, изобразительным искусством, предметом «Окружающий мир».

Межпредметные связи присутствуют как в основных и дополнительных текстах, так в вопросах и заданиях к ним.

Курс этики считается светским, однако он небезразличен к религиозным ценностям верующих людей. В ознакомительном порядке учащиеся узнают об основных религиях россиян, о религии, распространенной на той территории, где находится школа. Они знакомятся с обрядами, узнают подробности о религиозных праздниках и традициях верующих.

Структура учебного предмета «Основы светской этики»

4 класс

 № п/п

Наименование раздела, блока

Количество часов

1.

Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества

1

2.

Основы религиозных культур и светской этики.

30

3

Духовные традиции многонационального народа России

3

Итого:

34

На уроке 1 блока учащиеся узнают о единстве многонационального российского народа, о многообразии его духовных традиций. На уроке проводится мысль, что при явном различии наших взглядов на мир, мы – народ России – едины. У нас общий язык, культура, история, территория, государство, и главное – сходные нравственные основы.

В ходе изучения 2 блока учащиеся должны получить знания о светской этике. Изучение второго блока завершается подведением итогов по пройденному материалу и несложными творческими работами.

 3 блок итоговый, обобщающий и оценочный. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. В ходе презентации проектов все учащиеся класса получают возможность ознакомиться с основным содержание всех 6 модулей, узнать о других духовных и культурных традициях России от своих одноклассников. Подготовка и презентация проекта позволяют оценить в целом работу учащегося.

  1. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

Программа рассчитана на 34  часа в год.

  1. Личностные, предметные, метапредметные результаты освоения конкретного учебного предмета.

Личностные результаты

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
  • Формирование семейных ценностей;
  • Становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
  • формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Предметные результаты

  •  Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
  •  понимание значения нравственности в жизни человека и общества;
  •  формирование первоначальных представлений о народных традициях, их роли в культуре истории и современности России;
  •  первоначальные представления об исторической роли этики в Российской культуре;
  •  становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести, воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
  •  осознание ценности человеческой жизни.

Метапредметные результаты

  • Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность
  • признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий;
  • овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

5. Содержание учебного предмета.

Тема

Кол-во

час.

Содержание

Требования к уровню

подготовки учащихся

1

1

Введение в предмет. Народы России, их духовно-нравственная культура. Учебник «Основы светской этики», его структура. Истоки вежливых слов. Значение вежливости.

Иметь представление о понятиях: этика, этикет, светский.

Уметь: проявлять дружелюбие, культуру своего поведения; формулировать вопросы к тексту и отвечать на них

2

2

Россия – Родина моя Понятие Родины. Древняя Русь. Происхождение названий Русь, русские. Наша Родина – Россия, ее географическое положение, природа, население. Радушие и доброжелательность россиян. Россия – многонациональное государство. Национальность и раса. Древние города России, их памятники культуры

Иметь представление о понятиях: Родина, Россия, национальность, раса; кто такие славяне.

Уметь: показывать границы РФ на карте, объяснять значение однокоренных слов, происхождение названия Русь; пересказывать прочитанное, составлять рассказ с введением в него новых фактов 

3

2

Этика и этикет. Понятия этика, мораль (нравственность). Назначение этики, ее категории. Понятие этикет, его происхождение и назначение. Нормы этикета, их развитие и совершенствование. Современные правила поведения, манеры поведения человека, их характеристики

Иметь представление о понятиях: этика, этикет, манеры, нравственность (мораль).

Уметь: следовать правилам хорошего тона; объяснять практические ситуации проявления этики и этикета в повседневной жизни; проявлять стремление к добрым поступкам  

4

2

Вежливость. Понятия вежливость, уважение. Происхождение слов здравствуйте, спасибо, пожалуйста, их значения. Обычай рукопожатия, обычай снимать головной убор. Этикет приветствия в школе и дома, на улице. Отношение к недостаткам и слабостям людей. Обида словом, извинение. Этикет разговорной речи.

 

 

Умение слушать друг друга. Иметь представление о понятиях: вежливость, уважение, тактичность, скромность.

Уметь: осознанно использовать слова вежливости в разных жизненных ситуациях; соблюдать правила вежливости и этикета на улице, в школе и дома; уметь подобрать к термину новое значение; говорить и слушать, участвовать в беседе, дискутировать, аргументированно обосновывать свою точку зрения

5

2

Добро и зло Понятия добро и зло. Слова с корнем добро. Добра и зло в русских народных сказках, былинах. Правила разговорной речи: громкость голоса, интонация, мимика, жесты. Язык жестов. Значение слов. Влияние слова на взаимоотношения людей. Проявление тактичности и сдержанности в споре. Необдуманные поступки и их последствия. Умение прощать – начало доброго отношения к людям. Благожелательность. Забота о родных и близких. Бескорыстная помощь нуждающимся в ней людям. Повседневные проявления доброты

Иметь представление о понятиях: добро, доброта, забота, щедрость, жадность, зло, тактичность, сдержанность, благожелательность, бездушие.

Уметь: выявлять элементы общечеловеческих ценностей; объяснять смысл пословиц и поговорок; определять значения слов; соотносить понятия с определениями; соотносить текст с рисунком; применять правила разговорной речи; проявлять заботу о родных и близких, нуждающихся в помощи людях

6

2

Дружба и порядочность. Понятие и проявление дружбы. Роль доверия в укреплении дружбы. Качества настоящего друга и их проявление в повседневных отношениях.

Честность, доброта, порядочность, трудолюбие, понимание, бескорыстие, справедливость. Взаимопонимание, требовательность и ответственность. Проявление дружбы в сказках, произведениях детской литературы. Понятия-синонимы друг, приятель, товарищ. Правила дружбы. Отношения в классном коллективе

Иметь представление о понятиях: дружба, бескорыстие, порядочность, доверие, честность, трудолюбие, бескорыстие, справедливость, ответственность.

Уметь: выявлять общечеловеческие ценности; соблюдать правила дружбы; дружески общаться в коллективе; проявлять доброжелательность в классном коллективе, уважение друг к другу; избегать конфликтов, находить выход из спорных ситуаций, относиться с пониманием к детям иной национальности, цвета кожи, иных культурных ценностей; объяснять смысл пословиц и поговорок

7

2

Честность и искренность. Понятия честность и искренность. Из истории традиций по выявлению честности и лжи. Значение выражений о честности («честное слово», «честно исполнять свой долг», «жить по совести, честно» и др.). Что значит быть честным с самим собой, с окружающими. Честность, правдивость и тактичность. Позитивные качества честности. Искренность –составная часть честности. Честность по выполнению правил поведения в школе и дома, соблюдению законов

Иметь представление о понятиях: честность, искренность, правдивость, тактичность, репутация, закон.

Уметь: сравнивать и сопоставлять; критически осмысливать свои поступки; оценивать позитивные качества честности; проявлять честность по выполнению правил поведения в школе и дома, соблюдению законов; решать практические задачи и рассмотреть часто возникающие ситуации; соотносить иллюстрацию с текстом

8

2

Гордость и гордыня. Понятия гордость и гордыня. Чувство собственного достоинства человека, самоуважения. Порядочность и скромность. Зазнайство и гордыня, зависть. Воспитание положительных качеств личности, тренинги. Гордость за хорошие дела и поступки героев России

Иметь представление о понятиях: гордость, гордыня, самоуважение, человечность, скромность, тщеславие.

Уметь: проявлять порядочность и скромность, гордость за поступки героев России; раскрывать авторский замысел художественного произведения

9

2

Обычаи и обряды русского народа.

Что такое обычай и обряд. Из истории обряда бракосочетания на Руси. Решение вопросов женитьбы и замужества. Сваты. Помолвка. Венчание. Обычай встречи молодых хлебом - солью. Этикет царского обеда. Особенности бракосочетания в современной России

Иметь представление о понятиях: обычай, обряд, помолвка, венчание, бракосочетание.

Уметь: подобрать нужные пословицы и поговорки; соотносить рисунок с текстом; пользоваться словарем в конце учебника; составлять план для сообщения; работать с разнообразными источниками информации

10

2

Терпение и труд. Значения слова терпение. Что такое труд. Трудовые дела в школе и дома, их последовательность и систематичность. Постоянные домашние поручения и их выполнение. Значение труда в жизни человека и общества. Свободный и посильный труд. Повседневные дела и техника безопасности в работе. Твои любимые дела. Потребность в труде. Сочетание труда умственного и физического. Учеба – важнейший труд школьника

Иметь представление о понятиях: терпение, труд, прилежание, старание, профессия, отдых, лень.

Уметь: заниматься самообслуживающим трудом; выполнять порученное дело, практические задания; бережно относиться к материальным и духовным ценностям; давать определения понятий; отгадывать ребусы, решать кроссворды

11

2

Семья. Семья – объединение людей разного возраста, основанное на кровнородственных связях. Из истории семьи. Семья на Руси. Имя и фамилия. Фамилия – наследственное семейное имя. Происхождение фамилии. Роль родителей в современной семье. Крепость и стабильность семьи. Родословная семьи

Иметь представление о понятиях: род, родословие, семья, фамилия, христианство, христиане.

Уметь: проявлять взаимопомощь, стремиться совершать добрые дела; соизмерять свои потребности с потребностями членов семьи; изготовить аппликацию; ответить на вопросы анкеты; написать эссе; подготовить фотогазету

12

2

Семейные традиции.

Традиция – передача из поколения в поколение правил поведения в семье, семейных обычаев и обрядов. Разнообразие традиций, собственные традиции семьи, их создание

 

Иметь представление о понятиях: традиция, семья, семейная этика, любовь, забота.

Уметь: поддерживать дружеские взаимоотношения в семье; обосновать свой ответ, сформулировать собственные выводы; выявить различия понятий, дать их определение; соотнести части пословиц; написать мини-сочинение

13

2

Сердце матери. Роль матери в семье. День матери в России. Традиция празднования Дня матери у народов мира. Материнская любовь. Мать и счастье – нераздельные понятия. Мать – творец человека. Подарить радость маме. Ответственность мамы за своих детей, помощь детей своим родителям. Бережное отношение детей к родителям, родным и близким. Подарочный этикет

Иметь представление о понятиях: семья, любовь, счастье, забота, терпение

Уметь: проявлять внимательное и уважительное отношение к своим близким, к маме; анализировать рассказы для детей; участвовать в классных играх; структурировать учебный материал по предложенному плану

14

2

Правила твоей жизни. Сознательная дисциплина учащихся в школе. Правила приема пищи в школе. Этикет школьного праздника. Самообслуживание учащихся. Поддержание порядка и чистоты в школе и дома, во дворе дома и на улице. Помощь детей родителям. Распорядок дня ученика. Культура общения сверстников. Особенности общения детей между собой и с посторонними взрослыми людьми, соблюдение правил личной безопасности. Внимательное отношение к маленьким детям, престарелым и инвалидам, помощь им.

Иметь представление о понятиях: правила, дисциплина, честность, равнодушие, сочувствие, вежливость

Уметь: выполнять требования соблюдения дисциплины; заниматься самообслуживанием; поддерживать чистоту в школе и дома; соблюдать распорядок дня; выполнять правила личной безопасности; определить свое поведение или свою позицию, обосновать поступок

15

2

Праздники народов России.

 Христианские праздники. Происхождение Масленицы. Семь дней Масленицы. Великий пост. Старинные праздники: Пасха, Рождество Христово, святки, Крещенский сочельник, Крещение. Праздничный застольный этикет. Курбан-байрам, день Сангхи, обряды народов, свобода совести

Иметь представление о понятиях: праздник, религия, христианство, мусульманство, буддизм, крещение, свобода совести

Уметь: выполнять правила поведения на праздниках; проявлять уважение, терпимое отношение к людям, к их религии; соблюдать праздничный застольный этикет; пользоваться справочниками и словарями оформлять и представлять результаты труда, оценивать свою деятельность

16

2

Защитники Отечества. 23 февраля – День защитника Отечества. Состав Вооруженных сил РФ. Страницы боевой славы Родины с ХIII до ХХ в.: Невская битва, сражение на Чудском озере, Куликовская битва, борьба с поляками в ХVII в., подвиги полководца А.В. Суворова, Отечественная война 1812 г., Великая Отечественная война 1941–1945 гг. Охрана сухопутных, воздушных и водных границ страны. Защита Родины – долг каждого гражданина РФ, служба в Вооруженных силах РФ – почетная обязанность каждого мужчины.

Иметь представление о понятиях: Отечество, защитник, патриот, воин.

Уметь: уважительно относиться к защитникам Отечества, ветеранам Великой Отечественной войны 1945–1945 гг.; подготовить сообщение о патриотах России; определять значение красных дат календаря; планировать и контролировать учебные действия,

17

3

Итоговое повторение. Основные знания и умения по этике и этикету

 

Знать основное содержание учебника. Иметь представление о важнейших понятиях;

Уметь: ответить на вопросы, соотнеся определения с понятиями, пословицы с изученными темами; выполнить тестовые задания

6. Тематическое планирование

4 класс   (34 часа)

№ урока

Тема урока

Кол-во час.

Тип и форма урока

планируемые результаты (задачи)

основные понятия

Вид и форма контроля

Дата урока по плану

Дата урока

факт

предметные  результаты

(образовательный аспект ТДЦ)

метапредметные (развивающий аспект ТДЦ)

личностные

(воспитатель-ный аспект ТДЦ)

1.

Введение в предмет.

1

УИПЗЗ

Готовность к нравственному самосовершенствованию, духов-

ному саморазвитию

готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность

признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий;

становление гуманистических и демократических ценностных

ориентаций

Этика, этикет, светский

Учебный диалог, решение проблемной ситуации, поиск информации,

2-3.

Россия – Родина моя.

2

УКИЗ

Формирование первоначальных представлений о происхождении Руси, ее географическом населении, природе, культуре.

Познавательные:

Умение осуществлять «анализ» текста с выделением существенных и несущественных признаков;

осуществлять логическое действие «синтез», «сравнение», «обобщение»; устанавливать аналогии;

строить простые рассуждения, давать характеристики поступкам;

давать определение понятиям: этика,  мораль, добро, зло, от-ветственность, долг, справед-ливость, эгоизм, нравственность, честь, идеалы, этикет, дружба, честь и др.;

выполнять творческие, поисковые задания;

устанавливать причинно- следственные связи в изучаемом тексте;

находить существенные межпредметные связи (с чтением, ИЗО, музыкой);

обобщить текстовую информацию и отнести её содержание к известным понятиям.

Воспитание доброжелательности, нравственности на основе духовных традиций народов России.

родина,

Россия,

патриот,

столица, президент, государственные символы.

 беседа,

чтение,

работа

с картой,

пересказ

по опорным

словам.

4-5

Этика и этикет.

2

УКИЗ

Формирование первоначальных пред-ставлений о светской этике современной России. Умение применять правила этикета в условиях различных жизненных ситуаций

Формирование уважительного отношения к окружающим, умение выбирать форму поведения в соответствии с ситуацией

Этика,

Мораль,

этикет, образец, правила этикета

Учебный диалог, решение проблемной ситуации, поиск ин-формации, работа в группах

6-7

Вежливость

2

УИПЗЗ

Раскрыть понятия вежливость, уважение. Умение применять правила этикета в разговорной речи

Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения

вежливость уважение

Ролевые игры,

Проект «Правила поведения в классе, мага-зине и т.д. (групповая работа)

8-9

Добро и зло.

2

УИПЗЗ

Понимание значения нравственности в жизни человека и общества

Личностные:

умение  различать основные нравственно-этические понятия; идеен-тифицировать себя с принадлеж-ностью к народу, стране, государству;

проявлять понимание и уважение к ценностям культур других народов;

проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны;

соотносить поступок с моральной нормой; оценивать свои и чужие поступки (стыдно, честно, виноват, поступил правильно и др.);

Умение анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства;

оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики;

мотивировать свои действия; выражать готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения;

проявлять доброжелательность, доверие, внимательность, помощь при выполнение заданий; умение выражать положительное отношение к процессу познания; оценивать собственную учебную деятельность;

проявлять правила делового сотрудничества;

Умение проявлять терпение и доброжелательность в споре.

Коммуникативные умения:

сознательно строить речевое высказывание в соответствии учебной задачей;

формулировать точку зрения;

определить общую цель и пути её достижения;

аргументировать свою точку зрения;

ориентироваться на точку зрения других людей, отличную от своей собственной, в учебной коммуникации;

договариваться о распределении функций и ролей в различных видах совместной деятельности (чтение по ролям, совместная подготовка дополнит. материала, создание презентаций);

адекватно оценить поведение окружающих, героев произведений;

умение вести диалог, работать в группе.

Регулятивные умения:

сохранять учебную цель, заданную учителем, в ходе выполнения учебной задачи;

определять наиболее эффективные способы достижения результата;

планировать последовательность учебных действий в соответствии поставленной задачей;

самостоятельно осуществлять контроль учебной деятельности;

оценивать учебные действия, применяя различные критерии оценки;

осознавать способы действий, приведших к успеху или неуспеху;

удерживать цель деятельности до получения ее результата;

корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учётом возникших трудностей и ошибок; наме-чать способы их устранения;

анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности

Воспитание потребности в добрых делах, проявление заботы о родных и близких, нуждающихся в помощи людях

Добро, зло, забота, щедрость души, бездушие

Чтение и обсуждение русских сказок, былин, рассказов, подбор пословиц

Инсценировка

Исполнение песен

10-11

Дружба и по-рядочность

2

УКИЗ

познакомить с истинным толкованием слова "дружба", "друг", "приятель", "товарищ";

Воспитание доброжелательности, справедливости, уважение друг к другу

Дружба, бескорыстие, симпатия

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, песни о дружбе

12-13

Честность и искренность

2

УИПЗЗ

Раскрыть понятия честность и искренность

Соблюдение правил поведения в школе и дома, законов коллективной жизни

Честность искренность правдивость тактичность

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему

14-15

Гордость и гордыня

2

УИПЗЗ

создать условия для осознания учащимися  ответственности за человеческую жизнь;

развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах

Гордость  гордыня

чтение и обсуждение русских сказок, притч,

диалог по предложен-ной проблеме

16-17

Обряды и обычаи русского народа

2

УИПЗЗ

Сформировать у учащихся представления о морали гражданина

Воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа

Гражданин, права, обязанности, патриот, Конституция

Работа с ис-точниками, решение познавательных задач, диалог по предложенной проблеме

18-19

Терпение и труд

2

УИПЗЗ

Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию.

Воспитывать стремление к добрым поступкам

Мораль, нравствен-ность, справедли-вость

Составление плана, групповая работа

20-21

Семья

2

УИПЗЗ

Расширять

представления детей о семье, роде, семейных

традициях,

реликвиях.

 

Воспитывать  ценностное, бережное отношение к семье.

Семья,

род,  

фамилия, родословная.

Беседа, ком-ментирован-ное чтение, самостоятельная работа с источниками информации, работа в группах.

22-23

Семейные традиции.

2

УИПЗЗ

уточнить понятия:

традиция, ритуал, забота, любовь

Формирование семейных ценностей и традиций.

традиция, ритуал,

забота, любовь

Индивид. рассказы

24-25

Сердце матери

 

2

УИПЗЗ

Формирование внимательного и уважительного отношения к своим близким, маме.

Воспитание у учащихся чуткого, внимательного и уважительного отношения к своим близким, к маме

семья

любовь

счастье

забота

терпение

Учебный диалог, решение проблемной ситуации, поиск информации, работа в группах

26-27

Правила твоей жизни

2

УИПЗЗ

Сформировать у уча-щихся пред-ставления о моральных нормах как разновидности социальных норм, регулирующих поведение человека в обществе.

Формирование навыков выполнения основных

правил поведения учащихся на улице, дороге с целью

предупреждения детского дорожно- транспортного травматизма

знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

развитие этических чувств, доброжелательности

дисциплина

культура

беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

28-29

Праздники народов России

2

УИПЗЗ

Систематизировать

и обогатить знания детей о праздниках  и традициях, обрядах разных народов России. 

Развивать культуру поведения на праздниках

Презентации, сообщенния

30-31

ЗащитникиОтечества.

2

УИПЗЗ

Познакомить детей с легендарными личностями,

которые в разное

историческое время внесли свой героический вклад в

борьбу с врагом.

Воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа

Родина, Отечество

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с ис-точниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

32-34

Итоговое повторение

3

Выявление основных знаний и умений учащихся по курсу, проведение

их актуализации. Обобщение и систематизация знаний по курсу этики и этикета

Ответственное отношение к выполняемым заданиям

С.р.

7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Рабочая программа реализуется на основе учебно-методического комплекса:

- Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики: учебник М.Т. Студеникина для 4 класса. – 4-е изд. – Москва: ООО «Русское слово», 2014. (Начальная инновационная школа)

-  М.Т. Студеникин. Рабочая тетрадь к учебнику «Основы светской этики» 4 класс. - 2-е изд. – Москва: ООО «Русское слово», 2014. (Начальная инновационная школа)

- технические и электронные средства обучения:

        Мультимедийный  компьютер; проектор; экран; интернет; Интерактивная доска PROMETHEAN.

          Программное обеспечение: операционная система Windows 98/Me(2000/XP), текстовый редактор MS Word.

Учебно-методический комплекс:

  1. Программа курса к учебнику М.Т. Студеникина «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики», 4 класс / авт.-сост. М.Т. Студеникин. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2012. — 32 с. — (Начальная инновационная школа).

  1. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики: учебник М.Т. Студеникина для 4 класса. – 4-е изд. – Москва: ООО «Русское слово», 2014. (Начальная инновационная школа)

  1.  М.Т. Студеникин. Рабочая тетрадь к учебнику «Основы светской этики» 4 класс. - 2-е изд. – Москва: ООО «Русское слово», 2014. (Начальная инновационная школа)

        

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ  ПО СВЕТСКОЙ ЭТИКЕ

К КОНЦУ 4 КЛАССА

К результатам освоения курса следует отнести:

Личностные результаты

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
  • Формирование семейных ценностей;
  • Становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
  • формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Предметные результаты

  •  Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
  •  понимание значения нравственности в жизни человека и общества;
  •  формирование первоначальных представлений о народных традициях, их роли в культуре истории и современности России;
  •  первоначальные представления об исторической роли этики в Российской культуре;
  •  становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести, воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
  •  осознание ценности человеческой жизни.

Метапредметные результаты

  • Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность
  • признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий;
  • овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Приложение:

Темы творческих работ:

  1. Россия – Родина моя.
  2. Составление правил (кодекса) дружбы.
  3. Моя родословная.
  4. Мини-сочинение «Моя семья».
  5. Семейные традиции.
  6. Народные праздники.
  7. Защитники Отечества.
  8. Добро и зло в русских народных сказках.
  9. Вот что значит настоящий, верный друг.

Темы проектов:

  1. Семейные праздники.
  2. Мой прадедушка – участник Великой Отечественной войны.
  3. Правила поведения в школе (в общественных местах, в транспорте).
  4. Всюду добрые люди вокруг…

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по ОРКСЭ "Школа России" 4 класс

Рабочая программа по ОРКСЭ "Школа России" 4 класс...

рабочая программа по ОРКСЭ для 4 класса для коррекционной школы 5 вида

рабочая программа написана на основе учебника М. Т. Студеникина "Основы светской этики"....

Рабочая программа по ОРКСЭ модуль "ОПК" 4-5 классы

Рабочая программа по ОРКСЭ модуль "ОПК" Кураева 4-5 классы...

Рабочая программа по ОРКСЭ в 4 классе

Календарно-тематическое планирование курса Основы религиозных культур и светской этики для 4 класса....

Рабочая программа по ОРКСЭ Основы православной культуры 4 класс

Настоящая рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта начального  общего образования. А также на осн...

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс по программе УМК "Начальная школа 21 век"

Рабочая программа  по ОРКСЭ 4 класс по программе УМК "Начальная школа 21 век"...