Формирование компетентности младших школьников в проектировании деятельности на уроке по теме "Подвиг" учебного курса ОРКСЭ
методическая разработка по орксэ (4 класс) на тему

Петрикеева Елена Германовна

разработка по теме "Подвиг"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока "Подвиг"26.78 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  Подвиг

Цель урока:

  • формировать общеучебные умения  работать с текстами, извлекать из него всю необходимую информацию в рамках заявленного предмета,
  • создать условия для ознакомления с православным пониманием подвига и жертвы;
  • построить мотивацию, изучение нового материала и рефлексию таким образом, чтобы детям стала ясна жертвенная, бескорыстная сторона подвига, появилось желание быть внимательным к людям, преодолевая эгоизм.

Формируемые  УУД:

Личностные:

действие смыслообразования, ориентирование в нравственном содержании прочитанного, осознание  сущности  поведения героев, умение самостоятельно делать выводы,

соотносить поступки  героев с нравственными нормами;  эмоциональное «проживание» текста,

выражение  своих  эмоций; понимание  эмоции других людей, сочувствие, сопереживание.

Познавательные:      

поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

Регулятивные:      

целеполагание как постановка учебной задачи, контроль, коррекция; прогнозирование (при анализе пробного действия  перед  его  выполнением); умение работать по предложенному учителем плану.

 Коммуникативные: 

планирование учебного сотрудничества  с  учителем  и со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера;

 умение выражать свои мысли.

Методы:

словесные, наглядные, проблемно - поисковые.

Формы организации познавательной деятельности учащихся:

групповая,  индивидуальная.

Оборудование:  

компьютер, интерактивная доска;

учебник - Кураев А. Основы религиозных культур и светской этики. Модуль «Основы православной культуры», 4-5 класс;

напечатанные задания для групп; 

словари  Ушакова, Ожегова,  "Православной церковной культуры" Г.Н. Скляревской;

словарь синонимов

Ход урока:

Организационный момент.

Парты расставлены по группам – 4 группы по 6 человек.

I. Ориентировочно-мотивационный этап (подготовительный)

1)  Актуализация знаний   (на экране коллаж на тему «Подвиг»)

- Мы продолжаем знакомиться с Основами православной культуры.  

- Посмотрите на эти изображения. Подумайте, что их объединяет?   Сможете ли вы догадаться,

 о чём мы будем говорить сегодня?       ( - спасение людей)

2) Создание проблемной ситуации  (на экране текст  стр.63 и у каждого)

 - Если вы затрудняетесь, давайте обратимся к тексту.  Подумайте, какая основная мысль этого текста.    (читают учебник в группах)

- Как вы оцениваете поступок женщины?    ( + она совершила подвиг)

3) Постановка учебной задачи

- Да, сегодня мы будем говорить о подвиге.  В современном сознании, благодаря воздействию массовой культуры, героизм, подвиг считаются чем-то ярким, эффектным, герой воспринимается как человек особый, как некий супермен. Но так ли это с точки зрения христианства?

- Наша  задача – понять, что такое подвиг? К концу урока мы должны сформулировать ответ на этот вопрос.  

II.  Операционно-исполнительский этап (проектирование)

1)  Работа со словарями в группах.

- Можем ли мы самостоятельно найти ответ? Что такое «подвиг»?

           (Ответы детей: подвиг – это когда человек совершает хороший поступок.)

- Конечно, мы можем дать свой вариант ответа, но есть ли у нас уверенность в том, что он верный? Как проверить его истинность?

- В словарях, которые лежат на партах, найдите определение слова «подвиг».

- Прочитайте, что вы нашли.

           (на слайде появляются 4 определения)

- Посмотрите, в определениях есть что-то общее.

-- Мне кажется, что  понятие «подвига»  как только  героического поступка -  это очень узкое определение. Давайте попробуем его расширить.

- Подвиг – это слово, однокоренное словам «двигаться» и «движение».

- А куда движется человек, совершающий подвиг?

             (Дети высказывают своё мнение: к добру, к добрым делам и поступкам,

             движение от своей корысти, от эгоизма)

- Подвиг – это жертва. Жертва – там, где что-то дорогое отдают навсегда. Отдают без принуждения и без сожаления. Любой подвиг всегда связан с какой-то личной жертвой во имя поставленной цели.  Добиваясь этой  цели, мы  каждый раз жертвуем своими желаниями, порой эгоистичными, своими потребностями.

- А ради кого может быть жертва?  (ради себя, ради  другого, ради  Бога)

               (на слайде – эти же слова) 

2). Работа в группах. Объяснение слова «подвиг» на примерах из жизни.

- Ребята, давайте докажем, что подвиг бывает  ради себя, ради другого,  ради Бога.

- Прочитайте тексты ,  в которых объясняется значения слов «подвиг», «жертва» на примерах из жизни и обсудите ответы на вопросы после текста. Последовательно отвечайте на вопросы к тексту. Это план вашего ответа. Один из вас будет выступать.

3) Послетекстовая  работа.

а) - Ради кого совершались подвиги в ваших текстах? Расскажите.

(выступление 1 человека от группы)

- Грань между подвигом ради себя и других тонка. Жертвуя ради других, делаешь лучше себе. Совершая подвиги ради себя, проявляешь любовь и милосердие к другим. «Возлюби ближнего своего» - говорится в Библии. Подвиг – это движение к добру, любви и милосердию.

- Приходилось ли вам чем-нибудь жертвовать?

- Ради чего или кого была эта жертва?

- А ради вас кто-нибудь чем-то жертвовал?

б) – Как называют человека, который совершает героический поступок?  (герой)

- Какими качествами должен обладать настоящий герой?

- На карточках прочитайте качества и выберите только 5, которыми должен обладать герой.

         артистичность, беспощадность, бесстрашие, вежливость, вспыльчивость, жадность,

         ловкость, мстительность, жертвенность,  сила, красота, сверхспособности, скромность,

         милосердие, отважность, терпеливость, аккуратность, щедрость

                 (каждая группа одновременно вывешивает свои выбранные качества на доску,

           обсудить какие-то отличия, если кто-то выбрал «жертвенность» - похвалить)

III. Рефлексивно-оценочный этап 

  1. Обобщение темы урока

- Прежде чем подвести итог нашего занятия, пользуясь текстом учебника, закончите предложения:

Подвиг – это …

Жертва – это …

Жертва Богу – это …

(карточка каждой группе)

- Подведем итог нашего занятия.

- Сравним  определения понятия «ПОДВИГ» в начале урока и конце.

                         (на слайде определение из словаря)

- Почему оно стало другим в вашем понимании?

- Итак, сделаем вывод.

- Что можно назвать подвигом?

(самоотверженный поступок, принесение жертвы, движение от своих слабостей, это движение к добру, любви и милосердию. готовность пожертвовать ради себя, ради других, ради Бога) 

                          (на слайде новое определение)

- Прочитайте стихотворение о подвиге Филатовой  (на слайде)

Подвиг – это вечное движение

От корысти, зависти и зла.

Подвиг – это путь преображения,

Что душа преодолеть смогла.

Подвиг – это жертвоприношение

Идеалам доброты и чести.

Подвиг – это твердое решение

Жить в любви и не стоять на месте!

2) Итоговая самооценка

- Вы замечательно сегодня поработали. А сейчас поделитесь своими впечатлениями от урока как обычно - на пробковой доске с помощью наклеек.

На выбор:

- мне было интересно  (Почему?  Потому что узнал что-то новое)

- мне было скучно    (Почему? Ничего нового я не узнал)

-Ребята, а что нового мы сегодня узнали на уроке? Какие новые определения и понятия нам встретились?

Ответы детей:

Мы познакомились с понятиями  «подвиг», «жертва»

 Мы не должны быть эгоистами, жадными

Мы должны жертвовать собой ради других

Мы узнали, что подвиги совершаются и в наше время

В жизни всегда есть место подвигам

           

3) Домашнее задание.

- Ребята, домашнее задание вы получаете на выбор:

1. Нарисовать рисунок на тему «Подвиг»

2. Рассказать о подвиге в мирное время.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование ключевых компетентностей младших школьников через проектную деятельность.

Материалы к научно – практической конференции «Проектная деятельность учителя и учащихся как условие достижения планируемых результатов образования в школе первой ступени»...

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

    Современное общество ставит перед школой задачу подготовки школьника знающего, мыслящего, умеющего самостоятельно добывать и применять знания. Среди разнообразных направлений новы...

Формирование читательской компетентности младших школьников через внеурочную деятельность

Консультация для учителей начальных классов по формированию читательской компетентности у обучающихся через внеурочную деятельность...

Развитие лингвистической компетентности младших школьников через исследовательскую деятельность на уроках русского языка.

Для полноценного существования в стремительно меняющейся среде сoвременному человеку все чаще прихoдится прoявлять исследoвательское поведение и рассчитывать на свои исследовательские способности. Поэ...

Формирование исследовательских умений и ИКТ – компетентности младших школьников через проектную деятельность

Всякое знание остаётся мёртвым, еслив учащихся не развивается инициативаи самодеятельность: учащихся нужноприучать не только к мышлению, но и кхотению.Н. А. Умов      ...

Развитие лингвистической компетентности младших школьников через исследовательскую деятельность на уроках русского языка.

Подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского пoиска становится важнейшей задачей современного образования. Именно поэтому oпыт работы по ...