урок по курсу"Основы православной культуры " по теме- Милосердие и сострадание
план-конспект занятия по орксэ (4 класс) на тему

Разработка урока по Основам Духовно-нравственного культуры  народов России ,  блок Основы православной культуры, урок № 12.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_miloserdie_i_sostradanie.doc83 КБ

Предварительный просмотр:

                                                             

             Конспект  урока по «Основам православной культуры»

     

                              По теме: Милосердие и сострадание.

                                                            Выполнила:

                                                            Зарицкая Татьяна Николаевна

                                                            Учитель начальных классов , ОРКСЭ                            

                                                             1 категории МОУСОШ№17                                                  

                                                             г. Карталы Челябинской области

                                                                 

           

Тип учебного занятия - комбинированный с ИКТ.

         Форма занятия  – урок

Цель: 

1)-формировать осмысление понятия “милосердие и сострадание” как основу  отношений между людьми.

-учить детей выражать свои мысли, чувства, эмоции, создать условия для свободного общения и самовыражения в процессе  мыслительной деятельности детей на уроке.

2)-развивать воображение, память, устную речь детей, умение размышлять, задумываться над поступками людей.

3)-воспитывать уважительное, внимательное отношение к близким людям, развивать навыки  доброжелательного и добродетельного поведения, способность  к сопереживанию, и адекватному проявлению своих чувств.

Формирование УУД:

личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;

регулятивные: целеполагание, контроль, оценка;

познавательные : общеучебные (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели), постановка и решение проблемы (самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера); логические (анализ, классификация);

коммуникативные: управление поведением партнера, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение выражать свои мысли, быть терпимым, толерантным к чужому мнению.

Основные понятия: ближний, милосердие, сострадание,  милостыня, ответственность, добрый самарянин.

Формы и виды деятельности: беседа, участие в учебном диалоге, комментированное чтение, работа в парах, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источником информации.

Результат.

Знания:

1) понимание “милосердия и сострадания” как духовно ценностных понятий;

2) знает, что нужно делать человеку, чтобы стать милосердным.

Умения:

1) умеет определять поступки людей, которые можно отнести к милосердию;

2) умеет рассказать о милосердных поступках людей и своими делами помогает другим людям.

Отношение:

1) осознание ценности стремления к заботливому, сострадательному, милосердному отношению к людям.

Оборудование: ноутбук, проектор; презентация; раздаточный материал:

                                                 Ход урока

  1. Организационный этап. 

- Добрый день. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. С удовольствием начнем урок.

-Посмотрите, пожалуйста, в окно. Какой сегодня день?(Пасмурный, унылый..)

-А у нас в классе уютно и тепло. Сейчас на улице выглянуло солнышко. Какие у вас возникают ассоциации, когда вы видите солнышко?( Тепло, радость, покой, свет..).

-А у меня солнце ассоциируется с нашим уроком, потому что я хочу, чтобы он получился светлым, добрым, теплым.

- А каким видите наш урок вы? ( Интересным ,необычным, познавательным). -Что ждете вы от урока?

-Пусть тепло солнца сопровождает вас весь  урок  и  придаст вам силы работать. Займите свои места.

Эпиграфом нашего урока послужат слова : Милосердие и сострадание – это те главные ориентиры, соотнося с которыми свою жизнь, человек  сможет сохранить не только себя как личность, но воссоздать на земле Царствие Божие, мир добра, красоты и справедливости.

Св. Иоанн Кронштадский (слайд1)

2. Повторение (закрепление) ранее изученного материала. Проверка домашнего задания.

Беседа.

-О чем мы узнали на предыдущем занятии? ( О заповедях)

-Кто нам их дал?

- Вспомните как это было?(слайд2)

-(Бог дал Моисею заповеди, которые он вынес из огня к народу.)

-Вспомните что это за заповеди .Назовите их.

-Работа в парах. Задание :Соотнеси пословицу и заповедь.

Железо ржа съедает, а завистливый от зависти погибает

Не завидуй

Не ищи правды в других,  коли её в тебе нет.

Не укради

Вору потакать – что  самому воровать.

Не убивай

На свете всё найдёшь, кроме отца и матери.

Не лги

Насилие яд для души

Почитай отца твоего и матерь твою.

3. Подготовка к изучению нового материала (Актуализация знаний)

Сегодня мы поговорим с вами о качестве, без которого человек не может называться человеком.

- Послушайте стихотворение и попробуйте отгадать, какое  же это качество.

Слово это серьезное,

Главное, важное,

То, что значит оно,

Очень нужно для каждого.

В нем забота и ласка,

Тепло и любовь.

В нем стремленье

На помощь прийти вновь и вновь.

Это качество

В сердце у многих живет

И о боли других

Позабыть не дает.

И оно важней, чем лица красота.

Догадались, что это?

Милосердие! Сердец доброта!

Определите тему урока.-О чем мы сегодня поговорим?-(о милосердии)

-Тема сегодняшнего урока звучит так- Милосердие и сострадание.

Вы узнаете: чем милосердие отличается от дружбы, кого называют ближним человеком, как христианин должен относиться к людям.

4.Работа по теме урока

- Как вы понимаете слова «милосердие, сострадание»? С чем у вас ассоциируются эти слова? (высказывание мнений детей).(слайд3,4)

 На доске записывается  ответ каждого ребёнка, который не обсуждается и не критикуется.

Работа  над  смыслом слова  « милосердие».

 - Как получилось слово «милосердие»?

- Корень слова «милосердие».

- Назовите его (Здесь два корня  мил и серд)

- Молодцы! Итак, корень «мил»,  корень «серд»

                (слайд 2)

- Давайте подберем родственные слова с корнем «мил»  

- Назовите слова с корнем «мил» (милый)

- Значит милый – это приятный?

- С какой интонацией мы произносим «милый» (доброй, ласковой, нежной)

Мы с нежностью говорим: милый, милая. Милый тот, кто мил нашему сердцу, кому мы радуемся при встрече, кого любим, кого всегда хотим видеть, по кому скучаем, если его нет.

-Кто и что мило вашему сердцу?( ответы детей)

 - Ребята, назовите еще слово с корнем «мил»   (милость)

 - Что думаете о значении этого слова?

 ( Помощь, любовь, жалость, добро)

- Теперь посмотрим, как объясняется его значение в толковом словаре .     (слайд 5)

 «Милосердие – это готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия».

«Милосердие  - это готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается».

 (Милосердие – это поступок, поступок добрый, во благо, за который не ждут вознаграждения)

Скажите. Кто может быть милосердным? Может ли быть милосердным животное?  Животные могут быть добрыми или злыми. Милосердным  может быть только человек.

5. Работа по учебнику (комментированное чтение)

(слайд 6)

Откройте, пожалуйста, учебник на стр. 42.  Давайте прочитаем притчу о добром Самарянине и попытаемся понять. Что же такое доброта и милосердие в понимании христиан.

Работа с текстом. По ходу чтения ведется словарная работа, объясняются лексические значения слов «левит, самарянин, динарий , содержатель, издержать».

« о Добром самарянине»

«Некоторый человек шёл из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шёл тою дорогою и, увидев его, прошёл мимо. Также и левит, быв на том месте, подошёл посмотрел и прошёл мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашёл на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привёз его в гостиницу и позаботился о нём; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нём; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе»

Начало читает учитель( Слайд 7)

- А кто ближний?

- Какой вопрос был задан Христу?

-Что ответил Христос?

- А кто ближний?

- Кто шёл по такой же дороге, что и несчастный человек?

- Что сделал каждый из них?

- Кто оказался ближним пострадавшему человеку?

Этой притчей Господь показал , что свою милость мы должны оказывать любому человеку, который нуждается в нашей помощи.

Ребята, а если кто-то однажды поставил тебе подножку – ты упал, набил себе шишку, а он посмеялся. Это конечно неприятно. Но прошло время, и этот  кто-то сам растянулся на льду. Да так сильно, что повредил ногу и самостоятельно не смог подняться. Это беда. Ты сможешь забыть ту подножку? Сможешь не обрадоваться его беде? Сможешь подойти, помочь ему, позвать врача?

6. Милосердие в повседневной жизни.

-Нужно ли милосердие сегодня?

-А как вы думаете, ребята, нужно ли милосердие в наше время, кто нуждается в милосердии? Предположения детей и обсуждение названных вариантов:

-Старики и пожилые  люди. (слайд8)

-Дети.

-Люди, попавшие в трудные жизненные ситуации (пожар, наводнение, землетрясение, теракт и т.д.( Слайд 9)

-Животные.

-Больные люди, инвалиды. (слайд10)

Работа с иллюстрациями учебника на страницах 43-45.

 7. Физкультминутка . –А можем ли мы быть милосердными к друг другу?

Давайте мы поиграем в игру !

«Волшебный стул»

8.Работа по учебнику с текстом “Милостыня” стр. 44-45.

- Ребята, есть люди которые особенно нуждаются в нашем милосердии. Они остались без работы, без денег, без средств к существованию, без дома. Они оказались на улице.

- Вы видели таких людей?

- Как их называют?

- А что они просят на улице?(Милостыню)

А что такое милостыня? (Слайд11)

“Одно из дел милосердия – милостыня. Это помощь другому человеку из жалости к нему.

Христос говорил: “Всякому просящему у тебя - дай”.

Дети, а кто больше получает от милостыни тот кто дает или тот кто получает?( ответы детей).

Святой Дорофей пояснял: “Когда ты подал милостыню, ты умножил количество добра в мире. Но бедняк, которому ты помог, получил лишь десятую часть добра, произведённого твоим поступком. Остальное добро ты принёс самому себе. Ведь от этого твоя душа стала светлее”.

Чтение отрывка из учебника  с.44

8. Закрепление

Послушайте, что однажды увидел один мудрец…(притча о морских звездах).(слайд12)

-Почему мальчик так поступил? О чем он думал в тот момент? Можно ли назвать его поступок милосердным?

Беседа по вопросам.

-Какими качествами должен обладать человек, которого можно назвать милосердным?

-Какие дела милосердия ты совершал в своей жизни? Расскажи об этом.

( выступления детей). Обмен мнениями .

- Только ли с друзьями и знакомыми надо быть милосердным?

-Надо ли учиться  милосердию?

-Какую профессию ты считаешь милосердной и почему?

Проблемная ситуация.

Чтение учителем притчи

Притча о бабочке

Однажды в коконе появилась маленькая щель, случайно проходивший мимо человек долгие часы стоял и наблюдал, как через эту маленькую щель пытается выйти бабочка.

Прошло много времени, бабочка как будто оставила свои усилия, а щель оставалась такой же маленькой. Казалось, бабочка сделала все что могла, и что ни на что другое у нее не было больше сил.

Тогда человек решил помочь бабочке, он взял перочинный ножик и разрезал кокон. Бабочка тотчас вышла. Но ее тельце было слабым и немощным, ее крылья были прозрачными и едва двигались.

Человек продолжал наблюдать, думая, что вот-вот крылья бабочки расправятся и окрепнут и она улетит. Ничего не случилось!

Остаток жизни бабочка волочила по земле свое слабое тельце, свои не расправленные крылья. Она так и не смогла летать.

-Что скажите? Почему так получилось? (рассуждения детей, отстаивание своей точки зрения).Что можно посоветовать  этому человеку? Выводы по теме беседы .

  • Человек, желая помочь бабочке, не понимал того, что усилие, чтобы выйти через узкую щель кокона, необходимо ей, чтобы жидкость из тела перешла в крылья и чтобы бабочка смогла летать.
  • Жизнь заставляла бабочку с трудом покидать эту оболочку, чтобы она могла расти и развиваться.
  • Иногда именно усилие необходимо нам в жизни. Если бы нам позволено было бы жить, не встречаясь с трудностями, мы были бы обделены.
  • Мы не смогли бы быть такими сильными, как сейчас.
  • Мы никогда не смогли бы летать.

-Ребята, подумайте, почему эта притча рассказана именно здесь, ведь она останавливает человека в его порыве сделать доброе дело?

 Надо быть внимательным, от слова вниматьМилосердие милосердию рознь. Милосердие должно помогать, поднимать, но не наносить вред..

9. Рефлексия

В жизни по-разному можно жить-

Можно в беде, а можно - в радости,

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать гадости.

А можно так:

На рассвете встать,

И, помышляя о чуде,

Рукой, обнаженною солнце достать

И подарить его людям.  

   

Скоро Новый год  будет много дней, когда можно будет творить добро и спасать свою душу. Лишь путь добра спасение души!

Закончи предложения:

1) В сострадании и милосердии нуждаются____________________________.

2) Каждый человек обязан быть милосердным, потому что______________.

3) Близкими   мы можем назвать  _______________________

4) Милосердие не выбирает людей по__________________________________.

Ребята, понравился ли вам урок? Что нового вы узнали ? Было ли вам интересно? Кто из вас принял уже решение быть милосердным и внимательным к людям?

10. Итог урока.(слайд 13)

Домашнее задание.1) Приготовь к следующему уроку притчу о добром самаритянине.

2)Вычеркните  те утверждения, которые нельзя отнести к милосердию: подать  милостыню; прощать от сердца обиды; накормить  голодного; дать из-за боязни показаться жадным; предупредить об опасности; подарить то, что самому негоже; утешить печального, плачущего; не мстить за зло; напоить жаждущего; дать в обмен на что-то; одеть бедного; сделать доброе ради похвалы или благодарности; помочь немощному по хозяйству; отдать игрушку брата; поделиться последним куском хлеба; творить добро не на показ; посетить больного; дать добрый совет.

                                Литература и интернет ресурсы:

  • Кураев В.А. Основы религиозных культур и светской этики. Основы  православной культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010
  • электронное пособие к учебнику «Основы мировых религиозных культур»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по курсу" Основы православной культуры" на тему " Пасха"

Конспект открытого урока по курсу "Основы православной культуры" на тему " Пасха"...

Проект урока по курсу "Основы православной культуры" по теме "Икона"

Тема урока:           Икона Тип урока:            Урок изучения нового материала. Цель урока:    ...

Методическая разработка (модуль "Основы православной культуры") Тема "Милосердие и сострадание"

В современном мире обучение требует новаторских подходов. Урок с использованием современных компьютерных технологий позволяет объединить все эти элементы воедино и дает возможность вариативного и одно...

ОРКСЭ.Основы православной культуры.Тема "Милосердие и сострадание". Работа с притчей.По учебнику Кураева А.В.

Чтение и обсуждение Притчи о добром самарянине на уроке ОРКСЭ позволяет создать условия для ознакомления с понятиями «милосердие», «сострадание»; создать условия для  осмысления этих поняти...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО КУРСУ «Основы православной культуры и светской этики» Модуль «Основы православной культуры» Тема урока: Милосердие и сострадание

Урок «Милосердие и сострадание» проводится в 4 классе по предмету «Основы православной  культуры», автор учебника А.В.Кураев, 12 уроком по счёту. Этот урок проходит после ...

Конспект открытого урока в 4 классе по предмету «Основы православной культуры» Тема: Милосердие и сострадание.

Конспект открытого урока в 4 классе по предмету «Основы православной культуры»Тема: Милосердие и сострадание. Цель урока: познакомить учащихся с христианским пониманием милосердия, по...