Технологическая карта урока ОРКСЭ или внеклассного мероприятия по теме"Правда и ложь"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Полятыкина  Людмила Николаевна

Познакомить учащихся с ценностью "правда" и понятием ложь. Ориентироваться в определении своего отношения к понятиям на основе общечеловеческих правил поведения, культурных традиций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_orkse.docx30.98 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Тема урока: «Правда и ложь»

Цель/цели урока

  • Познакомить учащихся с ценностью «правда» и понятием «ложь»

1-я линия развития личности:

        Анализировать понятия правда и ложь.

2-я линия развития личности:

        Ориентировать в определении своего отношения к происходящему в  окружающем мире на основе общечеловеческих правил поведения и традиций культуры народов России: учить оценивать свои и чужие поступки, делать выбор.

Задачи урока

  • обучающие

- учить видеть и анализировать поступки окружающих;

-формировать умения распознавать понятия «правда» и «ложь», проводить между ними различия;

  • развивающие

-развивать речь и мышление, умения анализировать различные нравственные проблемы, умение отстаивать свою точку зрения

  • воспитательные.

-воспитывать коллективизм и умение работать в группе;

-закрепить коммуникативные навыки.

- формировать нравственную позицию учащихся;

--воспитывать нравственные качества – честность, справедливость

Предполагаемые результаты урока:

Предметные умения:

  • Мысленно прогнозировать трудности, которые могут встретиться в жизни, и анализировать их.
  • Обсуждать разные точки зрения.
  • Решать модели жизненных задач.
  • Приводить примеры жизненных ситуаций, в которых есть моральная дилемма.

Познавательные УУД

  • 1. Извлекать информацию из текста.
  •  2. Работать с информацией, представленной в разных формах (текст, таблица, схема).
  • 3. Строить речевое высказывание в устной форме.
  • 4. Объяснять понятия: правда, ложь

Регулятивные УУД

  • 1. Принимать и сохранять учебную задачу.
  • 2. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД

  • 1. Слушать и понимать других.
  • 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
  • 3. Оформлять свои мысли в устной форме.
  • 4. Договариваться о правилах общения и поведения.
  • 5. Формулировать своё мнение, свою позицию.

Личностные результаты

  • 1. Сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей.
  • 2. Делать выводы, анализировать свои и чужие поступки с точки зрения общечеловеческих норм.

Оборудование урока: словари, книга В.Драгунского «Тайное всегда становится явным».

Технологии, методы и приемы используемые на уроке:

Технология: «Проблемный диалог».  Метод: беседа.

Формы организации деятельности обучающихся на уроке:

работа в парах, в группах

План урока:

Этапы урока, время

Действия учителя (наиболее типичные действия, фразы диалога с учениками)

Действия обучающихся (ожидаемые действия в ходе диалога с учителем)

Доска и оборудование

Организационный момент

Итак, друзья, внимание –
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее, 
Начнём скорей урок!

-Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, подарите друг другу капельку тепла и хорошего настроения.

Создание проблемной ситуации

/В классе выключить свет/

-Посмотрите,  как ярко светят в нашем классе лампы, звучит бодрый торжественный марш, под который вы дружно шагаете. Вы наверно уже устали шагать?

-Почему вы смотрите на меня с таким удивлением? Что случилось?

-Слова мои вы запомнили, а можете ли вы вспомнить, что чувствовал каждый из вас, когда я говорила.

Вывод: все вы чувствовали  примерно одно и тоже. Это неудобство, неловкость, удивление, волнение, тревогу, возмущение, сомнение.

-Почему было неловко вам, ведь неправду говорила я? Что с вами происходило?

Вывод: мы  испытываем неловкость не только когда говорим неправду, но и когда слышим неправду от других людей. Чем дороже и ближе тебе человек, тем больнее неприятнее  звучат слова неправды.

-Какие слова мне нужно было сказать, чтобы они соответствовали действительности?

-Что еще моно было бы сделать, чтобы слова были правдивыми?

-Что чувствовали, когда говорили и слышали правду?

-Учитель сказал неправду: не горит свет, не играет музыка.

/Дети называют те чувства, которые  испытывали./

/Ответы детей/

-В классе не горит свет и не звучит музыка. Все  сидят за партами.

-Включите свет.

-Мы чувствовали облегчение, радость, удовольствие.

Формулирование темы урока

-Определите тему нашего урока. О чем мы сегодня будем говорить?

-О правде и лжи.

Правда и ложь

Подводящий диалог к  осознанию, формулированию и разрешению  проблемы

 -Подберите  синонимы к слову «правда».

/Работа в группах по готовому плану:

  1. Объяснение лексического значения слова.
  2. Для чего люди говорят правду?
  3. Что бывает, когда говоришь правду?

1.Объяснение лексического значения слова.

2.Для чего люди говорят правду?

-Что значит «горькая правда»?

-Всегда ли нужно говорить правду?

-Вспомните, что случилось с героем рассказа Виктора Драгунского, который начинается словами: «Я услышал, как мама сказала кому-то  в коридоре :

-Тайное всегда становится явным».

-Что значит «чистая правда», «полуправда»?

3.Что бывает, когда говоришь правду?

-Сказать правду бывает очень трудно. Человек очень переживал. Но никто не оценил его мужества. Просто промолчали. Как быть?

-Человек совершил проступок, его мучает совесть, он переживает. Как он себя ощущает?

-Он рассказал о проступке, ему ничего не сказали. Изменятся ли его ощущения?

Вывод: правду мы говорим, прежде всего,  для себя.

-Чем правда отличается от истины?

-А поможет нам разобраться отрывок из сказки Григория Остера «Зарядка  для хвоста». Посмотрим отрывок из мультипликационного фильма.

-Каким делом занимались герои сказки?

Чему же равна длина удава?

-Герои дали разные ответы. Кто из них прав, а кто неправ?

-Неслучайно говорят, что у каждого «своя»  правда, а истина одна для всех.

-Как узнать истинную длину удава?  

Вывод: правда – то, что соответствует действительности. Истина- это то, что точно, верно, подлинно.

-Подберите  синонимы к слову неправда.

-Что должны знать о неправде?

/Работа в группах по готовому плану:

  1. Объяснение лексического значения слова.
  2. Почему  люди говорят неправду, лгут?

  1. Что бывает, когда говоришь неправду, лжешь?

-Синонимы: истина, то что верно, подлинно.

-Правда – это то, что соответствует действительности, точно, верно, истинно.

-Люди говорят правду:

  • очистить совесть
  • похвалили
  • выгодно
  • для справедливости.

- «Горькая правда» - это правда, которую неприятно, обидно слышать.

/Ответы детей могут быть неоднозначными: да – обманывать плохо; нет - не говорить правду тяжелобольному/

Когда говоришь правду, то тебя могут:

  • наказать
  • похвалить
  • лишить удовольствий(игр, прогулки и т.п.)
  • ничего не будет (могут просто  выслушать и промолчать)

/Ответы детей/

-Мы затрудняемся ответить.

-Измеряли длину удава.

-38 попугаев, 5 мартышек, 2 слона.

-Все. Каждый  по-своему.

-Измерить линейкой.

Синоним к слову неправда: ложь, обман.

/Проговаривание плана работы в группах/

-Неправда – это то, что не соответствует действительности.

-люди говорят неправду, когда:

  • боятся
  • не хотят огорчить
  • из трусости

Когда говоришь неправду, то тебя могут:

  • наказать
  • похвалить
  • лишить удовольствий(игр, прогулки и т.п.)
  • ничего не будет (могут просто  выслушать и промолчать)

/Далее  результаты ответов записываются на доске в соответствующий столбик  или вставляются в презентацию./

Книга В.Драгунского «Тайное всегда становится явным».

Запись ответов в таблицу.

Запись ответов в таблицу

Отрывок из м\ф  по произведению Григория Остера «Зарядка  для хвоста».

/Ответы записываются на доске иди  в презентацию/

Формулирование проблемы

-Сравните причины, по которым люди говорят правду и по которым лгут.

-Сравните, что бывает за ложь и что бывает за правду.

-Определите проблему.

-Как же поступить? От кого или чего это зависит?

-Что значит выражение «сладкая ложь»?

-Чем неправда отличается от лжи?

-Почему говорим о правде и лжи, а не только о лжи или правде.

-Правда и ложь проверяются друг другом.

-Почему одни люди говорят правду, а другие нет?

-Как поступить выбирай сам. Ведь ты человек.

-Люди говорят правду и ложь по  одинаковым причинам.

-За ложь  и за правду бывает почти одно и то же.

-Как поступать?

-Каждый сам выбирает, как поступить.

-Это ложь, которую приятно слушать.

-Неправда – искажение действительности.

-Ложь – намеренное искажение действительности.

-Правда и ложь  « связаны»  между собой.

/Ответы детей/

-Каждый сам делает свой выбор и несет за него ответственность.

«Как поступить выбирай сам. Ведь ты человек.»

Физкульт-минутка

Дети выполняют движения под музыку к из м\ф  по произведению Григория Остера

Применение знаний

- О правде и лжи есть много интересных  пословиц. Предлагаю вам составить две пословицы и объяснить их смысл.

/Работа с  пословицами в группах. Каждой группе даются две одинаковые пословицы/

- Какие пословицы у вас получились? Прочитайте. Объясните их смысл.

- А вы знаете пословицы о правде и лжи?

-Каждый из вас слышал и от родителей, от воспитателей, от учителей, что лгать плохо.

Но объясняли ли они вам, почему это делать нехорошо? Пытались ли с вами разобраться, почему люди начинают лгать?

/Ситуации из школьной жизни./

- Поговорим о ситуациях из школьной жизни.

Как вы поступаете, если:

- получили двойку;

- потеряли сменную обувь;

- гуляли, не успели до прихода мамы убрать в комнате?

- А с вами были ситуации, когда вы пользовались обманом?

- Но у русского народа есть ещё одна мудрость: «Ложь во спасение». Как же объяснить такую фразу? Когда человек может прибегнуть к такому?

Правда в огне не горит и в воде не тонет.

Красива ложь, да от правды не уйдёшь.

Выполнение продуктивных заданий по теме.

/Составление правил честного поведения./

- Предлагаю вам помочь составить правила честного поведения.

1) Сказал – сделай.

2) Не уверен – не обещай.

3) Ошибся – признайся.

4) Говори только то, что думаешь.

5) Не можешь сказать правду – объясни почему.

-Если вы будите соблюдать правила, которые мы составили, в общении с другими людьми, тогда вам, действительно, не придется говорить неправду.

Рефлексия

«Правда — точно горькое питье, неприятное на вкус, но зато восстанавливающее здоровье», -считал французский писатель Оноре́ де Бальза́к

 – Как эта мудрость созвучна с темой нашего урока?

– Вам интересно было работать на уроке?

– Как вы считаете, проблема, над которой мы работали, важна для нас?

– Какие выводы вы сделали для себя?

/ Написание синквейна на тему «Правда и ложь»/

Правила построения синквейна.

1 строка – 1 ключевое слово (существительное) – тема синквейна.

2 строка – 2 прилагательных, описывающих тему.

3 строка – 3 глагола, характеризующие действия, которые производит существительное.

4 строка – короткое предложение из 4 слов, показывающее отношение автора к теме.

5 строка – синоним или ассоциации из одного слова, которое повторяет суть темы

Пример синквейна:                

1.Правда.

2.Чистая,искренняя.                  

 3.Возвышает, очищает, побеждает.

4.Правда очищает душу человека.

5.Свобода.

«Правда — точно горькое питье, неприятное на вкус, но зато восстанавливающее здоровье», -считал французский писатель Оноре́ де Бальза́к

Рекомендации по оцениванию достижений учащихся

* Отметить учеников, представивших  решение проблемы, открытие новых знаний.

* Отметить учеников, которые отвечали на вопросы, представляли работу группы, верно сформулировали пункты памятки.

Выражение решения проблемы.

* Отметить учеников, точно сформулировавших ответ на ключевой вопрос урока.

Домашнее задание

– Выберите один из вариантов домашнего задания или составьте своё по теме урока:

-Подберите пословицы о правде и лжи.

-Найдите и прочитайте литературные произведения по теме урока.

-Для активных учащихся: сочинить сказку, которая начиналась бы со слов: «Жили-были правда и ложь……»

Ложь во спасение.

Ложь стоит на одной ноге, а правда – на двух.

Чем неправду говорить, лучше молчать.

Лжецу и в правде не верят.

Лжи много, а правда одна

Лучше сказать правду, чем ходить вокруг да около.

Правда дороже золота.

Лживый хоть и правду скажет, никто не поверит


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие на тему "Правда и ложь". Урок провела Янгулова Татьяна Борисовна учитель начальных классов МБОУ "Копьевская ССОШ"

Внеклассное меропрятиеТема: Правда и ложьЦель: Сформировать у учащихся представление о том, что такое лживый и правдивый человек; понимание того, что человек, ставший рабом наркотиков, всегда лжив.Вос...

Технологическая карта урока ОРКСЭ. Курс "Основы мировых религиозных культур". Тема урока "Семья".

Представлена технологическая карта урока ОРКСЭ. Курс "Основы мировых религиозных культур" 4 класс. Тема урока "Семья". По программе "Школа России"....

Технологическая карта урока ОРКСЭ модуль ОМРК тема "Семья"

Технологическая карта урока ОРКСЭ модуль ОМРК тема "Семья"...

Технологическая карта урока ОРКСЭ по теме "Стыд, вина, извинение"

Технологическая карта урока по теме !Стыд, вина, извинение". Прописанна деятельность учащихся и учителя, а также УУД....

Презентация к уроку ОРКСЭ или внеклассному мероприятию по теме: "Правда и ложь" 4 класс

Презентация к уроку ОРКСЭ или внклассному мероприятию  по теме: "Правда и ложь"...

Технологическая карта урока ОРКСЭ. Тема урока: «Совесть и раскаяние» , УМК «Перспектива» (4 класс)

Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: Формирование представление о совести и роли покаяния в духовной жизни человека.Задачи урокаДидактические:Научить различать добро и зло ...

Технологическая карта урока по информатике УМК "Школа 2100". Тема: "Понятия "истина" и "ложь"" (2 класс)

Цель урока: создание условий для осознанного восприятия понятий «истина» и «ложь».Задачи урока Дидактические:— Способствовать развитию навыка работы с понятиями «ис...