Конспект урока-викторины"Православные праздники. Пасха"
методическая разработка по орксэ (4 класс) на тему

Обучаясь на курсах в Московском институте открытого образования на курсах "Научно-методические основы преподавания учебных курсов и модулей православной культуры в общеобразовательной школе» мной был подготовлен  и проведен урок по ОРКСЕ в 4 классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Курсовая работа

слушательницы курса «Научно-методические основы преподавания учебных курсов и модулей православной культуры в общеобразовательной школе»

       

         Конспект к уроку - викторине по теме:

                                            «Православные праздники. Пасха»

                 Выполнила:

   Овсепян Л.С.–учитель начальных классов,

                                                                МАОУ «СОШ № 6» г. Москва г. Троицк

г. Троицк - 2013

Тема урока: «Православные праздники. Пасха»

Цель урока:

  • сформировать понимание что такое – Пасха.
  • развить интерес к традициям и обычаям празднования Пасхи.
  • воспитать уважительное отношение к русской культуре.

Задачи урока:

  • Воспитательные: воспитание любви к своей земле, к своему народу; приобщение к истокам культурных традиций русского народа; пробуждение интереса к русскому фольклору, старинным русским обрядам.
  • Образовательные: знакомство с пасхальными традициями русского народа, отраженными в народном календаре.
  • Развивающие: формирование художественно-эстетического вкуса; развитие творческих способностей каждого ребенка; активизация творческой фантазии и воображения.

Ход урока:

Вступительная беседа:

Учитель:

Вот просыпается земля,
И одеваются поля.
Весна идет, полна чудес!
Христос воскрес! 
Христос воскрес!

     Пасху христиане называют Светлым Христовым Воскресением, праздником праздников и Торжеством их торжеств, Царем дней или Великим днем. Пасха – праздник победы вечной жизни над смертью.

-вспомните, какие события Священной истории послужили прообразом христианской Пасхи?

Ученики:

- Прообразом воскресения Христова является ветхозаветная пасха, то есть освобождение народа израильского из состояния рабства (исход из Египта).

Учитель:

- Празднику Пасхи предшествует сорокадневный пост Великий пост. Это время усиленного обращения верующих к Богу с покаянной молитвой. Постящимся в эти дни необходимо особенно следить за своей духовной жизнью – не допускать дурных поступков, слов и мыслей. В Великий пост принято не употреблять мясо, рыбу, молочные продукты, яйца, но это не самое главное. Пост для христиан – это воздержание от того, что отвлекает верующих от духовной жизни. Время поста надо использовать для очищения своей души, тогда будет достигнута его главная цель, т.е.– вырасти духовно. ( слайд № 6)

Ученики:

-Праздник Пасхи продолжается 40 дней, ровно столько, сколько Христос являлся Своим ученикам после Воскресения.

-Апостол Петр трижды отрекся от Христа.

Учитель:

-Какое событие произошло на 40-й день после Пасхи? (слайд № 7)

Ученики:

-Вознесение. Вознесение Иисуса Христа произошло через сорок дней после Воскресения, в окрестностях Иерусалима — к востоку от города, на склоне горы Елеон после прощальной беседы с апостолами.

Учитель:

- Ребята, что вы знаете о Пасхе? (слайд № 8)

Ученики отвечают на заданные вопросы.

Слайд № 9 позволяет провести словарную работу и закрепить основные понятия по данной теме.

Учитель:

- Объясните значения слов: Пасха, апостол, Голгофа, претория, багряница, артос,

Плащаница?

Ученики:

- Пасха (евр. прохождение, переход)- праздник у иудеев и христиан. Иудеи празднуют избавление от египетского рабства и спасение первородных детей от руки ангела-губителя. Христиане празднуют избавление от рабства греху и диаволу через воскресение Иисуса Христа из мертвых.

-апостол (от греч. "посланный")- ученик Христа (один из 12 или 70 ближайших учеников)

-Голгофа - место распятия Христа, холм, расположенный к северо-востоку от Иерусалима за городской стеной в районе пригородных садов и могил. Христианское предание утверждает, что в Голгофском холме был погребен Адам, кровь Христа стекала на череп Адама и в его лице омывала все человечество от скверны греха, отсюда изображение черепа в подножии креста.

-претория - в Римской империи дворец, в котором жил правитель провинции и где он производил суд.

-багряница - одежда багряного (ярко красного) цвета, в древности являлась знаком царского достоинства.

-артос (греч. - квасной хлеб)- большая просфора, освящаемая в первый день Пасхи и раздаваемая верующим в субботу светлой седмицы.

-плащаница - льняное полотно, которым обернули тело Иисуса перед положением в гробницу в скале. Сейчас в христианской церкви это плат большого размера с вышитым или живописным изображением лежащего во гробе Иисуса Христа или усопшей Богородицы.

Учитель:

-На Пасху принято готовить традиционные пасхальные угощения, которые символизируют новую жизнь, возрождение. Пекут куличи – сдобный хлеб с изюмом и цукатами, с которого начинается торжественная трапеза после сорокадневного Великого поста. Из творога делают сладкую пасху, рецепты и оформление которой могут быть разными, но смысл сохраняется в самой форме этого «вкусного воспоминания» - она изготавливается в форме усеченной пирамиды, напоминающей ту гробницу, в которой совершилось чудо Христова Воскресения. И, конечно, символом Пасхи, символом жизни являются крашеные яйца. В Великую субботу все эти угощения праздничного стола освящаются в храмах. (Слайд № 10)

Ученики:

- в берёзовых листьях;

-чернилами;

 -в луковой шелухе;

-в лоскутках;

-в пестрых тонах;

-в стиле ретро;

-покупными 'Пасхальными наборами;

Ученики:

- называются «крашенки», а расписанные узорами – «писанками».

Учитель: Испокон веков на Руси светлый праздник Христового Воскресения ждали с огромной радостью, и радовались его приходу не только взрослые, но и детишки. Светлый праздник Пасхи на Руси издавна славился различными забавами и веселыми играми. Веками любимой пасхальной игрой на Руси было катанье яиц. Устраивали эту игру так: устанавливали деревянный или картонный «каток» и вокруг него освобождали ровное место, на котором раскладывали крашеные яйца, игрушечки, незамысловатые сувениры. Играющие дети подходили по очереди к «катку» и катили каждый свое яйцо. Выигрышем становился тот предмет, которого яичко коснулось.

     Дети любили и «чокаться» яйцами друг с другом, ударяя тупым или острым концом крашеного крутого яйца яйцо соперника. Выигрывал тот, чье яйцо не треснуло. (Слайд № 11 и слайд №12)

Закрепление пройденного. Рефлексия.

  • Как ты думаешь, почему Пасха считается главным христианским праздником?
  • Как ты думаешь, по какой причине Иуда  предал Христа?
  • Как ты думаешь, почему Пилат, несмотря на то, что был уверен в невиновности Иисуса, все-таки отдал Его на распятие?
  • Как отмечают Пасху в твоей семье? Какое участие принимаешь ты в подготовке к празднику?

Итоги урока:

  • Пасха – светлый праздник, который входит в души людей задолго до своего наступления.
  • На Руси праздник Пасхи сопровождается православными традициями, всех их объединяют самые чистые и светлые порывы души.
  • Пасхальными символами являются крашеные яйца, творожная пасха  и куличи.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Курсовая работа слушательницы курса « Научно-методические основы преподавания учебных курсов и модулей православной культуры в общеобразовательной школе» Презентация к уроку –викторине по теме « Пасха ». Автор работы: Овсепян Л.С.–учитель начальных классов, МАОУ «СОШ № 6» г. Москва г. Троицк

Слайд 2

Урок-викторина по теме «Пасха» Вот просыпается земля, И одеваются поля. Весна идет, полна чудес! Христос воскрес! Христос воскрес!

Слайд 3

- сформировать понимание что такое – Пасха. Цель урока - развить интерес к традициям и обычаям празднования Пасхи - воспитать уважительное отношение к русской культуре.

Слайд 4

Образовательные : знакомство с пасхальными традициями русского народа, отраженными в народном календаре Развивающие : формирование художественно-эстетического вкуса; развитие творческих способностей каждого ребенка; активизация творческой фантазии и воображения. Задачи: Воспитательные : воспитание любви к своей земле, к своему народу; приобщение к истокам культурных традиций русского народа; пробуждение интереса к русскому фольклору, старинным русским обрядам.

Слайд 5

Содержание 1 2 3 Задания викторины по теме Повторение. Жизнь Иисуса. Пасхальные традиции. Вопросы-размышления Выводы. Ответы

Слайд 6

Сколько дней продолжается праздник Пасхи ? 40 ; 50; 7. Кто из апостолов трижды отрекся от Христа ? Апостол Павел Апостол Петр Апостол Иуда 1. Выбери правильный ответ

Слайд 7

Вознесение Преображение Сошествие Св. Духа на апостолов 2.Какое событие произошло на 40-й день после Пасхи?

Слайд 8

Как называется пост перед Пасхой и какова его продолжительность? Как называется последняя неделя перед праздником Пасхи? За какое вознаграждение Иуда предал Христа? Где и кем был схвачен Иисус? Кто судил Иисуса? Что сделал этот человек после того, как осудил Иисуса на распятие? Кто нес крест Иисуса? Кто был распят вместе с Иисусом? Как называется место, где был распят Иисус? Кто не оставил Иисуса во время казни и был рядом с Ним до конца? На какой день после смерти на кресте воскрес Иисус? Кто из учеников не сразу поверил в воскресение Иисуса? Какие пасхальные традиции ты знаешь? 3.Что ты знаешь о Пасхе?

Слайд 9

Пасха ; апостол; Голгофа ; претория ; багряница; артос ; плащаница. 4.Объясни значение слов:

Слайд 10

6.Как называют яйца, окрашенные любым способом, а как расписными узорами ? 5.Чем можно красить яйца?

Слайд 11

Николай Андреевич Кошелев (1840-1918). Дети , катающие пасхальные яйца. Веками любимой пасхальной игрой на Руси было ка­танье яиц. Устраивали эту игру так: устанавливали деревянный или картонный «каток» и вокруг него освобождали ровное место, на котором раскладывали крашеные яйца, игрушечки, незамысловатые сувениры. Играющие дети подходили по очере­ди к «катку» и катили каждый свое яйцо. Выигрышем становился тот предмет, которого яичко коснулось. Дети любили и «чокаться» яйцами друг с другом, ударяя тупым или острым концом крашеного крутого яйца яйцо соперника. Выигрывал тот, чье яйцо не треснуло. Пасхальные игры и забавы- как часть традиционной культуры Подобный обычай описывал русский писатель Иван Шмелёв : «Собравшиеся у нас на Пасху внуки очень любили искать яйца в саду. Кто-нибудь из старших заранее прятал в саду яйца с сюрпризами»

Слайд 12

Пасхальная неделя – время первого весеннего гулянья на вольном воздухе: молодежь затевала игры на лужайках, на лесных полянах. В традициях русского народа были музыкальные игры-пляски – веселые и задорные, под гармошку. Пасхи в старину не бывало без качелей. Загодя вкапывали в землю столбы, навешивали на них веревки, прикрепляли доски. Качались все желающие. Качели, или качули , были чрезвычайно любимы и популярны в пасхальных народных гуляньях. Вот и Пасха пришла, Кто нас покачает? Как у нонешних ребят Веревок не хватает!

Слайд 13

Как ты думаешь, почему Пасха считается главным христианским праздником ? Как ты думаешь, по какой причине Иуда предал Христа? Как ты думаешь, почему Пилат, несмотря на то, что был уверен в невиновности Иисуса, все-таки отдал Его на распятие ? Как отмечают Пасху в твоей семье? Какое участие принимаешь ты в подготовке к празднику? 7.Вопросы - размышления.

Слайд 14

Выводы: Пасха – светлый праздник, который входит в души людей задолго до своего наступления . На Руси праздник Пасхи сопровождается православными традициями, всех их объединяют самые чистые и светлые порывы души. Пасхальными символами являются крашеные яйца, творожная пасха и куличи.

Слайд 15

Ответы. 1. Сколько дней продолжается праздник Пасхи ? - 40 Кто из апостолов трижды отрекся от Христа ? - Петр Какое событие произошло на 40-й день после Пасхи ? - Вознесение 3.Что ты знаешь о Пасхе? 1.Великий Пост, 6 недель 2.Страстная неделя 3.За 30 сребренников 4 .В Гефсиманском саду у подножия Елеонской горы в предместье Иерусалима отрядом храмовой стражи. 5.Римский наместник Понтий Пилат. После осуждения Иисуса он умыл руки в знак непричастности к этой казни 6.Сначала Он сам, а потом Симон Киринейский 7.Два разбойника: один справа, другой слева от Иисуса 8.Голгофа , или Лобное место 9.Его мать Мария, Иоанн Богослов, Мария Магдалина, Мария Клеопова 10.На 3-й день 11.Фома 12.Можно назвать: крашение яиц, приготовление куличей и творожной пасхи, освящение пасхальной пищи, христосование с возгласом "Христос воскресе!" и ответом "Воистину воскресе!", праздничные пасхальные службы в церкви, крестные ходы, пасхальный колокольный звон - благовест (после молчания колоколов во время Страстной седмицы), пасхальная трапеза, пасхальные игры: катание яиц и т.д.

Слайд 16

4. Объясни значение слов: Пасха (евр. прохождение, переход)- праздник у иудеев и христиан. Иудеи празднуют избавление от египетского рабства и спасение первородных детей от руки ангела- губителя.Христиане празднуют избавление от рабства греху и диаволу через воскресение Иисуса Христа из мертвых. апостол (от греч. "посланный")- ученик Христа (один из 12 или 70 ближайших учеников) Голгофа - место распятия Христа, холм, расположенный к северо-востоку от Иерусалима за городской стеной в районе пригородных садов и могил. Христианское предание утверждает, что в Голгофском холме был погребен Адам, кровь Христа стекала на череп Адама и в его лице омывала все человечество от скверны греха, отсюда изображение черепа в подножии креста. претория - в Римской империи дворец, в котором жил правитель провинции и где он производил суд. багряница - одежда багряного (ярко красного) цвета, в древности являлась знаком царского достоинства. артос (греч. - квасной хлеб)- большая просфора, освящаемая в первый день Пасхи и раздаваемая верующим в субботу светлой седмицы. плащаница - льняное полотно, которым обернули тело Иисуса перед положением в гробницу в скале. Сейчас в христианской церкви это плат большого размера с вышитым или живописным изображением лежащего во гробе Иисуса Христа или усопшей Богородицы .

Слайд 17

5.Чем можно красить яйца? в берёзовых листьях; чернилами; в луковой шелухе ; в лоскутках; в пестрых тонах ; в стиле ретро ; покупными 'Пасхальными наборами' 6.Как называют яйца, окрашенные любым способом, а как расписными узорами ? « крашенки », а расписанные узорами - ' писанками '.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Православный праздник "Пасха"

Целью проведения праздника является ознакомление детей с православным праздником,  народными традициями,  а также объяснение значения  Пасхи для всех православных христиан. ...

Православный праздник Пасха Христова

сценарий православного праздника Пасхи для учащихся 2-3 классов...

Сценарий школьного православного праздника "Пасха "

Сценарий школьного православного праздника "Пасха ". Сценарий включает в себя православные сказки и отдельные небольшие литературно-музыкальные постановки, связанные воедино; которые предста...

Православный праздник "Пасха - праздник праздников!"

Праздник православного праздника - Пасха....

Методическая разработка по теме: «Православный праздник – Пасха»

В данная разработка поможет в проведении урока по ОРКСЭ 4 класс, по теме "Православный праздник  - Пасха". В разработке есть задания, которые помогут сделать урок  интересным, позн...

конспект урока по ОРКСЭ "История появления православного праздника Пасха"

Педагогические задачи: развитие духовных качеств личности учащегося, прививать интерес к изучению истории православной культуры, приобщать младших школьников к истокам русской культуры....

Технологическая карта курса «Основы православной культуры» по теме: «Православный праздник Пасха»

Внедрение направления ОРКСЭ соответствует абсолютно всем прогрессивным условиям. Предназначается в поддержку преподавателю с целью обучения высоконравственного отечественного ученика, на базе классиче...