Рабочая программа курса ОРКСЭ модуль "Основы светской этики"
рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему

Колобова Ирина Дмитриевна
Рабочая программа курса ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" включает в себя следующие структурные компоненты: 1.Общая характеристика учебного предмета. 2.Цели и задачи курса. 3.Описание места учебного предмета. 4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета. 5.Результаты изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики». 6.Содержание учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики». 7.Инструментарий для оценки планируемых личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы начального образования. 8.Формы и критерии оценки планируемых личностных, метапредметных и предметных результатов обучающихся в процессе освоения программы начального образования. 9.Материально-техническое обеспечение образовательного процесса, осуществляемого по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». 10.Учебно-тематическое планирование. Материал может быть использован в практической деятельности учителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon orkse.doc220.5 КБ
Microsoft Office document icon uchebno-temat.orkse_.doc84 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» № 373 от 6 октября 2009 .
  2. Концепции  духовно-нравственного  развития  и  воспитания  личности гражданина России. Авторы: А.Я.Данилюк,  А.М.Кондаков,  В.А.Тишков  –                                                      М.Просвещение,  2010.
  3. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации.

  1. Программы общеобразовательных учреждений. 4-5 классы. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур.М. Просвещение, 2012. 

Рабочая программа по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики»  соответствует учебному плану школы в  4 классах.

Общая характеристика учебного предмета

 Учебный  курс  ОРКСЭ  является  единой  комплексной  учебно-воспитательной

системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам,

требованиям  к  результатам  освоения  учебного  содержания,  достижение  которых

обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а

также  в  системе  содержательных,  понятийных,  ценностно-смысловых  связей  учебного

предмета  с  другими  гуманитарными  предметами  начальной  и  основной  школы.  

Учебный  курс  ОРКСЭ  является  культурологическим  и  направлен  на  развитие  у

школьников   10-11  лет  представлений  о  нравственных  идеалах  и  ценностях,

составляющих  основу  религиозных  и  светских  традиций  многонациональной  культуры России,  на  понимание  их  значения  в  жизни  современного  общества,  а  также  своей сопричастности к ним. Преподавание  знаний об  основах  религиозных  культур  и  светской  этики  призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора обучающегося, но и  в  воспитательном  процессе  формирования  порядочного,  честного,  достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.  

Цели и задачи курса

Цель учебного курса ОРКСЭ:

  • Формирование  у  младшего  школьника  мотиваций  к  осознанному  нравственному поведению,  основанному  на  знании  и  уважении  культурных  и  религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.  

Задачи учебного курса ОРКСЭ:

  • знакомство обучающихся с  основами мировых религиозных культур и светской этики;
  • развитие  представлений  младшего  школьника  о  значении  нравственных  норм  и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
  • обобщение  знаний,  понятий  и  представлений  о  духовной  культуре  и  морали,

             полученных  обучающимися  в  начальной  школе,  и  формирование  у  них

             ценностно-смысловых  мировоззренческих  основ,  обеспечивающих  целостное

             восприятие  отечественной  истории  и  культуры  при  изучении  гуманитарных

             предметов на ступени основной школы;

  • развитие  способностей  младших  школьников  к  общению  в  полиэтнической  и

            многоконфессиональной  среде  на  основе  взаимного  уважения  и  диалога  во  

            имя общественного мира и согласия.

Описание места учебного предмета

«Основы религиозных культур и светской этики» в учебном плане

В  учебном  плане  на  изучения  курса  «Основы  религиозных  культур  и  светской

этики» отводится  34 часа в 4 классе (по 1 ч в неделю).

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Включение курса «Основы религиозных культур и светской этики» в основной вид  

деятельности обучающихся  - в урочную деятельность -интегрирует духовно-нравственное развитие  и  воспитание  детей  в  образовательном   процессе,  способствуя  концентрации содержания воспитания вокруг базовых национальных ценностей:

•  Патриотизм

•  Социальная солидарность

•  Гражданственность

•  Семья

•  Труд и творчество

•  Наука

•  Традиционные российские религии

•  Искусство и литература

•  Природа

•  Человечество

Система базовых национальных ценностей лежит в основе представления о единой

нации  и  готовности  основных  социальных  сил  к  гражданской  консолидации  на

основе общих  ценностей  и  социальных  смыслов  в  решении  общенациональных  

задач,  среди которых воспитание детей и молодёжи.  Достижение гражданского согласия

по базовым национальным ценностям позволит укрепить единство  российского

образовательного пространства, придать ему открытость, диалогичность, культурный и

социальный динамизм.

Гражданское  согласие  по  базовым  национальным  ценностям  не  имеет  ничего

общего  с  единообразием  ценностей  нации  и  самой  нации,  духовной  и  социальной

унификацией.  Единство  нации  достигается  через  базовый  ценностный  консенсус  в

диалоге различных политических и социальных сил, этнических и религиозных сообществ

и  поддерживается  их  открытостью  друг  другу,  готовностью  сообща  решать

общенациональные проблемы, в числе которых духовно-нравственное воспитание детей и

молодёжи как основа развития нашей страны.

Результаты изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики»

Личностными результатами изучения предмета «Основы религиозных культур и светской этики» являются следующие умения:

– формирование  основ  российской  гражданской  идентичности,  чувства  гордости  за

свою  Родину,  российский  народ  и  историю  России;

– осознание  своей  этнической  и национальной  принадлежности;

– формирование  ценностей  многонационального российского  общества,   целостного,  социально  ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

– формирование  уважительного  отношения  к  иному  мнению,  истории  и  культуре

других народов.

Метапредметными результатами изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

проговаривать последовательность действий на уроке;

– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

– учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

-  осуществлять  поиск  и  обработку информации  (в  том  числе  с использованием

компьютера);

преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

слушать и понимать речь других;

выразительно читать и пересказывать текст;

договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

-  высказывать суждения  на  основе  сравнения функциональных, эстетических качеств,

конструктивных особенностей объектов, процессов и явлений  действительности;

– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли(лидера, исполнителя).

Предметными результатами изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики» является сформированность следующих умений:

– готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;                                                        – знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их

значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;                                                                       – отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;                                               – подробно пересказывать текст;                                                                                                  – составлять устный рассказ по заданной проблеме;

- понимание  значения  нравственности,  веры  и  религии  в  жизни  человека  и

общества;                                              

 – формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных

религиях, их роли в культуре, истории и современности России;                                                                                                                                – первоначальные  представления  об  исторической  роли  традиционных  религий  в

становлении российской государственности;                                                                                – становление  внутренней  установки  личности  поступать  согласно  своей  совести;

воспитание  нравственности,  основанной  на  свободе  совести  и  вероисповедания,

духовных традициях народов России;                                                                                          – осознание ценности человеческой жизни.  

                                 

               

Результаты освоения выпускниками начальной школы программы

 по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»

Современный  национальный  воспитательный  идеал  –  это  высоконравственный,

творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою

личную,  осознающий  ответственность  за  настоящее  и  будущее  своей  страны,

укоренённый  в  духовных  и  культурных  традициях  многонационального  народа Российской Федерации.  

Личностные  результаты обучения:

  • способность использовать приобретенные знания в повседневной жизни;
  • умение осуществлять перенос накопленного опыта   в коммуникативной деятельности;
  • осознание основ базовых общенациональных ценностей российского общества, российской гражданской, этнической и культурной идентичности в соответствии с культурными особенностями семьи, российского народа.

Метапредметные результаты обучения :

  • освоение  обучающимися  универсальных  способов  деятельности,  применяемых  как  в рамках образовательного  процесса,  так  и  в  реальных  жизненных  ситуациях;
  • умение выделять признаки  и  свойства,  особенности  объектов,  процессов  и  явлений  действительности (в  т.ч. социальных  и  культурных);
  • высказывать суждения  на  основе  сравнения функциональных, эстетических качеств, конструктивных особенностей объектов, процессов и явлений действительности;
  • осуществлять  поиск  и  обработку информации  (в  том  числе  с использованием компьютера).

Предметные результаты обучения:

  • готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
  • знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их

значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

  • понимание  значения  нравственности,  веры  и  религии  в  жизни  человека  и

       общества;

  • формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных

       религиях, их роли в культуре, истории и современности России;

  • первоначальные  представления  об  исторической  роли  традиционных  религий  в становлении российской государственности;
  • становление  внутренней  установки  личности  поступать  согласно  своей совести;
  • воспитание  нравственности,  основанной  на  свободе  совести  и вероисповедания, духовных традициях народов России;
  • осознание ценности человеческой жизни.

Содержание учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики»

 Учебный курс ОРКСЭ представляет собой единый комплекс структурно и содержательно связанных друг с другом шести  модулей:

1.  Основы православной культуры.

2.  Основы исламской культуры.

3.  Основы буддийской культуры.

4.  Основы иудейской культуры.

5.  Основы мировых религиозных культур.

6.  Основы светской этики.

Каждый учебный модуль, являясь частью курса, имеет логическую завершённость по отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания и включает в себя такой объём материала по предмету, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент.

 Обучающимся  изучается  один  из  модулей  с  его  согласия  и   по  выбору  его

родителей (законных представителей).

Содержание каждого из шести модулей учебного курса организовано в рамках четырёх основных тематических разделов (уроков). Два из них (уроки 1 и 30) являются общими для всех учебных модулей. Содержательные акценты первого тематического раздела — духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Четвёртый тематический раздел представляет духовные традиции многонационального народа России. Второй и третий тематические разделы (уроки 2-29), дифференцируют содержание учебного курса применительно к каждому из учебных модулей.

 Учебный модуль «Основы православной культуры».

Россия — наша Родина.

Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык  православной культуры: христианское искусство(иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и много- конфессионального народа России.

Учебный модуль «Основы исламской культуры».

Россия — наша Родина.

Введение в исламскую духовную традицию. Культура и религия. Пророк Мухаммад- образец человека и учитель нравственности в исламской традиции. Столпы ислама и исламской этики. Обязанности мусульман. Для чего построена и как устроена мечеть. Мусульманское летоисчисление и календарь. Ислам в России. Семья в исламе. Нравственные ценности ислама. Праздники исламских народов в России: их происхождение  и особенности проведения. Искусство ислама.

Любовь  и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и много- конфессионального народа России.

Учебный модуль «Основы буддийской культуры».

Россия — наша Родина.

Введение в буддийскую духовную традицию. Культура и религия. Будда и его учение. Буддийские святые. Будды.  Семья в буддийской культуре и её ценности. Буддизм в России. Человек в буддийской картине мира. Буддийские символы. Буддийские ритуалы. Буддийские святыни. Буддийские священные сооружения. Буддийский храм. Буддийский календарь. Праздники в буддийской культуре.  Искусство буддизма.

Любовь  и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и много- конфессионального народа России.

Учебный модуль «Основы иудейской культуры».

Россия — наша Родина.

Введение в иудейскую духовную традицию. Культура и религия. Тора- главная книга иудаизма. Классические тексты иудаизма. Патриархи еврейского народа. Пророки и праведники в иудейской культуре. Храм в жизни иудеев. Назначение синагоги и её устройство. Суббота (Шабат) в иудейской традиции. Иудаизм в России. Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев. Ответственное принятие заповедей. Еврейский дом. Знакомство с еврейским календарём: его устройство и особенности. Еврейские праздники: их история и традиции. Ценности семейной жизни в иудейской традиции.

Любовь  и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и много- конфессионального народа России.

Учебный модуль «Основы мировых религиозных культур».

Россия — наша Родина.

Культура и религия. Древнейшие верования. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий.

Любовь  и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и много- конфессионального народа России.

Учебный модуль «Основы  светской этики».

Россия — наша Родина.

Культура и мораль. Этика и её значение в жизни человека. Праздник  как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит быть нравственным в наше время? Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Образование как нравственная норма. Методы нравственного самосовершенствования.

Любовь  и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и много- конфессионального народа России.

Инструментарий для оценки планируемых личностных, метапредметных и

предметных результатов освоения программы начального образования

Инструментарий планируемых личностных результатов освоения программы начального образования:

1. Типовые задания по оценке личностных результатов (представленные в книге: Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли/ под ред. А.Г.Асмолова.- М.:Просвещение,2008.)

2. Методики для изучения процесса и результатов развития личности учащегося, представленных в книге: Воспитательный процесс изучение эффективности

/ под редакцией Е.Н.Степанова.- М.: Творческий центр ,2003.

3. Методики изучения уровня адаптации для 1 и 4 классов: 

проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций «Домик» - О.А. Орехова, пиктографический тест «Школа» -  Баркан А.И. ,Полуянов Ю.А., психолого-педагогический прогностический скрининг Е. Егжаковой (в 1-х классах),

4.Методика исследования эмоционально-психологического климата Карповой Г.Н. (4 класс)

5. Социометрия Дж. Морена.

6. Цветовой тест отношений. (изучение эмоционально-психологического климата в коллективе)   Эткинд

Методы оценки: фронтальный, устный,  письменный опрос, индивидуальная беседа, анкетирование,  возрастно-психологическое консультирование.

Инструментарий планируемых метапредметных результатов освоения программы начального образования:

1. Диагностика метапредметных и личностных результатов в 1-2 классов, 3-4 классов (по А.Г Асмолову) Москва, Баласс, 2011г

2. Итоговые проверочные работы по предметам УУД как инструментальная основа, (по методике Г.С.Ковалевой, О.Б. Логиновой)

3. Комплексные работы на межпредметной основе и  работе с информацией (по Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой).

4. Олимпиадные и творческие задания, проекты (внеурочная деятельность).

Методы оценки: фронтальный, устный, письменный опрос, индивидуальная беседа, анкетирование, наблюдение.

Инструментарий планируемых предметных результатов освоения программы начального образования:

В рамках текущего контроля:

уровневые самостоятельные, проверочные, тестовые,  контрольные работы, включающие проверку сформировнности базового уровня и повышенного уровня.

Методы оценки: стандартизированные письменные и устные работы, самостоятельные, проверочные работы, тесты, проекты, практические работы, творческие работы, (самоанализ и самооценка, наблюдения, листы достижений и др.).

Формы и критерии оценки

планируемых личностных, метапредметных и  предметных результатов

обучающихся в процессе освоения программы начального образования

Система оценки достижений планируемых результатов освоения курса ОРКСЭ должна ориентировать образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривать использование разнообразных методов и форм. Формализированные требования (отметка) по оценке успеваемости по результатам освоения курса не предусматривается. Уроки по курсу ОРКСЭ — уроки безотметочные, объектом оценивания становится нравственная и культурологическая компетентность обучающегося, рассматриваемые как универсальная способность человека понимать значение нравственных норм, правил морали, веры, и религии в жизни человека, семьи, общества, воспитание потребности к духовному развитию. Но  это не означает, что нет необходимости и возможности в контроле усвоения знаний обучающимися. Так как этот процесс индивидуален, поэтому необходимы формы контроля, позволяющие предусмотреть проверку, во-первых, достижения каждым учеником уровня обязательной подготовки по предмету, во-вторых, глубину сформированности учебных умений.   Оценка решает как минимум две основные задачи:

  • подведение итогов работы
  • сравнение (с самим собой и другим)

для оперативного контроля по курсу используются систематизированные упражнения, тестовые задания разных типов.

Подходы к оцениванию могут быть представлены следующим образом:

  • оценивание по системе «зачёт-незачёт»
  • вербальное поощрение, похвала, одобрение, интерес одноклассников, членов семьи к результатам собственной деятельности
  • технология портфолио (составления портфеля творческих работ и достижений ученика)
  • самооценка своей деятельности
  • уровневое оценивание

Оценивание работ проводится по уровням:

НБ (ниже базового) – выполнено верно менее 50 %  объёма работы базового уровня.

Б (базовый) – выполнено верно от 50 % до 65 % объёма  работы  базового уровня.

ВБ (выше базового) – выполнено верно от 65% до 100 % объёма работы базового уровня.

П (повышенный) – выполнено верно от 65% до 100 % объёма работы базового уровня и не менее 50 % объёма работы повышенного уровня.

Материально-техническое обеспечение

 образовательного процесса, осуществляемого по курсу

«Основы религиозных культур и светской этики»

Информационно-методическое обеспечение

Для реализации цели и задач обучения учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» по данной программе используется УМК  издательства «Просвещение».

1. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. Учебник. Издательство «Просвещение». Москва, 2012г.

2.  А.Я.Данилюк. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Программы  общеобразовательных учреждений. 4-5классы.

3. А.Я.Данилюк А.А.Логинова. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общегообразования.

4. Сайт « Начальная школа» http:// 1-4. Prosv. Ru

5. Электронное приложение к учебнику CD-диск к курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. 4-5 классы. Москва. Просвещение,

Материально-техническое обеспечение

  1. Мультимедиа проектор.
  2. Многофункциональное устройство.
  3. Мебель для обучающихся.
  4. Маркер-меловая доска.
  5. Интерактивная доска.
  6. Ноутбук.


Предварительный просмотр:

Учебно-тематическое планирование

по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»

модуль «Основы светской этики»

4 класс (34ч)

п/п

урока в теме

Тема

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Предметные

Метапредметные, личностные

1

Россия - наша Родина.

 Учиться понимать, осознавать основные термины и понятия: Россия. Родина. Патриот. Отечество. Столица.

Президент. Государственные символы.

Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях)

Коммуникативные: высказывать суждения; учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли(лидера, исполнителя).

Личностные: формирование  основ  российской  гражданской  идентичности,  чувства  гордости  за

свою  Родину,  российский  народ  и  историю  России.

2

Что такое светская этика?

Учиться понимать, осознавать основные термины и понятия:

Культура. Мораль. Этика.

Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Познавательные:  делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста).

Личностные: формирование  ценностей.

3

Мораль и культура.

Учиться понимать, осознавать основные термины и понятия:

Мораль. Культура.

Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Познавательные:  делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста).

Личностные: формирование  ценностей.

4

Особенности морали.

Учиться понимать, осознавать основные термины и понятия:

Культура. Материальная культура. Духовная культура.

Мораль.

Регулятивные:  учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника.

Познавательные:  находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Коммуникативные: договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

Личностные:  формирование  уважительного  отношения  к  иному  мнению,  истории  и  культуре

других народов.

5

Добро и зло.

Учиться понимать, осознавать основные термины и понятия:

добро и зло.

Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Познавательные:  делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста).

Личностные: формирование  ценностей.

6

Добро и зло.

Учиться понимать, осознавать основные термины и понятия:

Добро. Зло. Гуманность.

Регулятивные: проговаривать последовательность действий на уроке.

Познавательные:  делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Коммуникативные: высказывать суждения  на  основе  сравнения функциональных, эстетических качеств, конструктивных особенностей объектов, процессов и явлений  действительности.

Личностные: формирование  ценностей  многонационального российского  общества,   целостного,  социально  ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

7

Добродетель и порок.

Учиться понимать, осознавать основные термины и понятия:

Добро. Зло. Добродетель. Порок.

Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Познавательные:  делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста).

Личностные: формирование  ценностей.

8

Добродетель и порок.

Учиться понимать, осознавать основные термины и понятия:

Добродетель. Порок. Чувство собственного достоинства.

Регулятивные: проговаривать последовательность действий на уроке.

Познавательные:  делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Коммуникативные: высказывать суждения  на  основе  сравнения функциональных, эстетических качеств, конструктивных особенностей объектов, процессов и явлений  действительности.

Личностные: формирование  ценностей  многонационального российского  общества,   целостного,  социально  ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

9

Свобода и моральный

выбор человека.

Учиться понимать, осознавать основные термины и понятия:

Свобода. Моральный выбор. Ситуация морального выбора. Моральный конфликт.

Регулятивные:  учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника.

Познавательные:  находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Коммуникативные: договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

Личностные:  формирование  уважительного  отношения  к  иному  мнению,  истории  и  культуре

других народов.

10

Свобода и

Ответственность.

Учиться понимать, осознавать основные термины и понятия:

Ответственное поведение. Свободный выбор

личности. Отношения ответственности.

Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Познавательные:  делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста).

Личностные: формирование  ценностей.

11

Моральный долг.

Учиться понимать, осознавать основные термины и понятия:

Моральный долг. Моральная обязанность.

Регулятивные:  учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника.

Познавательные:  находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Коммуникативные: договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

Личностные:  формирование  уважительного  отношения  к  иному  мнению,  истории  и  культуре

других народов.

12

Справедливость.

Учиться понимать, осознавать основные термины и понятия:

Справедливость. Моральные правила справедливого человека.

Регулятивные: проговаривать последовательность действий на уроке.

Познавательные:  делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Коммуникативные: высказывать суждения  на  основе  сравнения функциональных, эстетических качеств, конструктивных особенностей объектов, процессов и явлений  действительности.

Личностные: формирование  ценностей  многонационального российского  общества,   целостного,  социально  ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

13

Альтруизм и эгоизм.

Учиться понимать, осознавать основные термины и понятия:

Альтруизм. Эгоизм. Здоровый эгоизм.  

Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Познавательные:  делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста).

Личностные: формирование  ценностей.

14

Дружба.

Учиться понимать, осознавать основные термины и понятия:

Добродетельные отношения. Дружба.

Регулятивные: проговаривать последовательность действий на уроке.

Познавательные:  делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Коммуникативные: высказывать суждения  на  основе  сравнения функциональных, эстетических качеств, конструктивных особенностей объектов, процессов и явлений  действительности.

Личностные: формирование  ценностей  многонационального российского  общества,   целостного,  социально  ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

15

Что значит быть

моральным.

Учиться понимать, осознавать основные термины и понятия:

Добро и зло. Добродетель. Свобода. Моральный

выбор. Моральные нормы.

Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Познавательные:  делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста).

Личностные: формирование  ценностей.

16

Подведение предварительных итогов изучения курса «Основы светской этики».

Творческие работы

учащихся.

Учиться понимать, осознавать основные термины и понятия.

Применять полученные знания в повседневной жизни.

Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные: преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста).

Личностные: формирование  уважительного  отношения  к  иному  мнению,  истории  и  культуре

других народов.

17

Презентация творческих

работ.

Учиться понимать, осознавать основные термины и понятия.

Применять полученные знания в повседневной жизни.

Уметь представлять работу аудитории.

Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные: преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста).

Личностные: формирование  уважительного  отношения  к  иному  мнению,  истории  и  культуре

других народов.

18

Род и семья –

исток нравственных отношений в истории

человечеств.

Учиться понимать, осознавать основные термины и понятия:

Род. Семья. Фамилия. Родословная.

Регулятивные: проговаривать последовательность действий на уроке.Познавательные:  делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Коммуникативные: высказывать суждения  на  основе  сравнения функциональных, эстетических качеств, конструктивных особенностей объектов, процессов и явлений  действительности.

Личностные: формирование  ценностей  многонационального российского  общества,   целостного,  социально  ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

19

Нравственный поступок.

Учиться понимать, осознавать основные термины и понятия:

Поступок. Нравственный поступок. Мотив. Цель поступка. Средства достижения цели. Действие. Результат.

Регулятивные:  учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника. Познавательные:  находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. Коммуникативные: договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

Личностные:  формирование  уважительного  отношения  к  иному  мнению,  истории  и  культуре

других народов.

20

Золотое

правило нравственности.

Учиться понимать, осознавать основные термины и понятия:

Золотое правило нравственности.

Учиться использовать правило в жизни.

Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану. Познавательные:  делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Коммуникативные: учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли(лидера, исполнителя).Личностные:  формирование  ценностей  многонационального российского  общества,   целостного,  социально  ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

21

Стыд, вина и извинение.

Учиться понимать, осознавать основные термины и понятия:

Стыд. «Ложный стыд». Вина. Раскаяние.

Регулятивные:  учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника.

Познавательные:  находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Коммуникативные: договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

Личностные:  формирование  уважительного  отношения  к  иному  мнению,  истории  и  культуре

других народов.

22

Честь и достоинство.

Учиться понимать, осознавать основные термины и понятия:

Честь. Достоинство. Кодекс чести.

Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Познавательные:  делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста).

Личностные: формирование  ценностей.

23

Совесть.

Учиться понимать, осознавать основные термины и понятия:

Совесть. Стыд. Размышления. Чувства. Воля.

Регулятивные:  учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника.

Познавательные:  находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Коммуникативные: договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

Личностные:  формирование  уважительного  отношения  к  иному  мнению,  истории  и  культуре

других народов.

24

Богатырь и

рыцарь как

нравственные идеалы.

Учиться понимать, осознавать основные термины и понятия:

Богатырь. Рыцарь. Правила честного поединка.

Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану. Познавательные: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях)

Коммуникативные: высказывать суждения; учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли(лидера, исполнителя). Личностные: формирование  основ  российской  гражданской  идентичности,  чувства  гордости  за

свою  Родину,  российский  народ  и  историю  России.

25

Джентльмен и леди.  

Учиться понимать, осознавать основные термины и понятия:

Джентльмен.  Леди.  

Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану. Познавательные:  делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Коммуникативные: учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли(лидера, исполнителя). Личностные:  формирование  ценностей  многонационального российского  общества,   целостного,  социально  ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

26

Образцы

нравственности в культуре Отечества

Учиться понимать, осознавать основные термины и понятия:

Нравственность. Культура. Культура России. Патриот.

Защитник Отечества. Коллективист.

Регулятивные: проговаривать последовательность действий на уроке. Познавательные:  делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. Коммуникативные: высказывать суждения  на  основе  сравнения функциональных, эстетических качеств, конструктивных особенностей объектов, процессов и явлений  действительности.

Личностные: формирование  ценностей  многонационального российского  общества,   целостного,  социально  ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

27

Этикет.

Учиться понимать, осознавать основные термины и понятия:

Этикет. Образец. Правила этикета.

Пользоваться правилами этика в жизни.

Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Познавательные:  делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста).

Личностные: формирование  ценностей.

28

Этикет.

Учиться понимать, осознавать основные термины и понятия:

Этикет. Образец. Правила этикета.

Пользоваться правилами этика в жизни.

Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные:  делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Коммуникативные: учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли(лидера, исполнителя).

Личностные:  формирование  ценностей  многонационального российского  общества,   целостного,  социально  ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

29

Семейные праздники.

Учиться понимать, осознавать основные термины и понятия:

Праздник. Подарок. Праздничный ритуал.

Учиться организовывать семейные праздники.

Регулятивные:  учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника.

Познавательные:  находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Коммуникативные: договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

Личностные:  формирование  уважительного  отношения  к  иному  мнению,  истории  и  культуре

других народов.

30

Жизнь

человека – высшая

нравственная ценность.

Учиться понимать, осознавать основные термины и понятия:

Ценности. Жизнь человека. Уникальность,

неповторимость жизни.

Регулятивные: проговаривать последовательность действий на уроке.

Познавательные:  делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Коммуникативные: высказывать суждения  на  основе  сравнения функциональных, эстетических качеств, конструктивных особенностей объектов, процессов и явлений  действительности.

Личностные: формирование  ценностей  многонационального российского  общества,   целостного,  социально  ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

31

Любовь и

уважение к Отечеству.

Учиться понимать, осознавать основные термины и понятия:

Государство. Гражданин. Мораль. Патриотизм. Народ.

Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях)

Коммуникативные: высказывать суждения; учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли(лидера, исполнителя).

Личностные: формирование  основ  российской  гражданской  идентичности,  чувства  гордости  за

свою  Родину,  российский  народ  и  историю  России.

32

Подготовка

творческих

проектов.

Учиться понимать, осознавать основные термины и понятия.

Применять полученные знания в повседневной жизни.

Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану. Познавательные: преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста).

Личностные: формирование  уважительного  отношения  к  иному  мнению,  истории  и  культуре

других народов.

33

Презентации

творческих

проектов.

Учиться понимать, осознавать основные термины и понятия.

Применять полученные знания в повседневной жизни.

Уметь представлять работу аудитории.

Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные: преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста).

Личностные: формирование  уважительного  отношения  к  иному  мнению,  истории  и  культуре

других народов.

34

Презентации

творческих

проектов.

Учиться понимать, осознавать основные термины и понятия.

Применять полученные знания в повседневной жизни.

Уметь представлять работу аудитории.

Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные: преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста).

Личностные: формирование  уважительного  отношения  к  иному  мнению,  истории  и  культуре

других народов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по ОРКСЭ модуль светская этика

рабочая учебная программа разработана на основе  программы А Я Данилюка...

Рабочая программа по ОРКСЭ. Модуль "Светская этика"

Рабочая программа по ОРКСЭ. Модуль "Светская этика"...

Рабочая программа по ОРКСЭ.Модуль "Светская этика"

Рабочая программа по ОРКСЭ.Модуль "Светская этика"...

Рабочая программа по ОРКСЭ (модуль "Светская этика") 4 класс учебник издательства "Просвещение"

Рабочая программа по ОРКСЭ (модуль "Светская этика") 4 класс учебник "Светская этика" издательство "Просвещение" соответствует требованиям ФГОС...

Рабочая программа по ОРКСЭ модуль "Светская этика" 4 класс

Рабочая программа по ОРКСЭ модуль "Светская этика" 4 класс...

Рабочая программа по ОРКСЭ (модуль "Светская этика") 4 класс.

Рабочая программа по ОРКСЭ (модуль "Светская этика") 4 класс....