Урок ОРКСЭ по теме "Христианская семья"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Павельева Юлия Николаевна

Тема

 Христианская  семья

Цель

формирование у учащихся представлений  о христианском браке, о нормах взаимоотношений в семье.

Задачи

 

1.Раскрыть сущность православного брака через христианские ценности.

2.Сформировать представления о духовных составляющих христианской семьи.

3.Показать важность семейных традиций через ежедневную семейную молитву; через ежевечерние сказки на ночь; через регулярные семейные обеды или другую семейную активность.

4.Формирование понимания важности сохранения добрых отношений с близкими людьми.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hristianskaya_semya.docx40.39 КБ

Предварительный просмотр:

Тема

 Христианская  семья

Цель

формирование у учащихся представлений  о христианском браке, о нормах взаимоотношений в семье.

Задачи

1.Раскрыть сущность православного брака через христианские ценности.

2.Сформировать представления о духовных составляющих христианской семьи.

3.Показать важность семейных традиций через ежедневную семейную молитву; через ежевечерние сказки на ночь; через регулярные семейные обеды или другую семейную активность.

4.Формирование понимания важности сохранения добрых отношений с близкими людьми.

Планируемый результат

Формировать УУД:

- Личностные:  

 - испытывать чувства доброжелательности, понимания и сопереживания своим родным; 

-осознавать свою роль в семье  и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах христианской семьи.

-  Регулятивные: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

меть слушать и понимать речь других;  

-оформлять свои мысли в устной форме

Коммуникативные УУД:

-уметь ориентироваться в своей системе знаний;

-осуществлять анализ содержания;

-находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;  

-преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы , слушать и понимать речь других; -оформлять свои мысли в устной форме;  

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний;

-осуществлять анализ содержания, находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

-преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

Предметные – понимать смысл обряда «Венчание»,  особенности семейных традиций в православной культуре.

Метапредметные - исследовательские навыки, уметь работать с различными источниками, рассуждать, делать выводы, анализировать, проводить исследовательскую деятельность.

Формы работы на уроке

Фронтальная работа, работа в группах, индивидуальная работа.

Тип урока

Изучение нового материала

Оборудование

компьютер, экран, электронная презентация, учебник А. В. Кураева «Основы православной культуры», тетрадь, рисунки на тему «Моя семья»

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организация урока

Говорят, что хорошее настроение всегда помогает справиться с любой задачей и добиться хороших результатов. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь.

«На части не делится солнце лучистое
И вечную землю нельзя поделить,
Но искорку счастья луча золотистого
Ты можешь, ты в силах друзьям подарить».

Входят в пространство учебной деятельности.

Актуализация опорных знаний

Ребята, отгадайте загадки

– Кто на свете для ребёнка
Всех мудрее и добрее?
Руки чьи всегда в работе?
Седина в чьих волосах?
Кто, забыв дела, заботы,
Приходила к нам на днях? (Бабушка)

– Кто в очках сидит с газетой,
Всё читает: то и это?
Кто в субботу спозаранку
Уезжает на рыбалку?
Домино кто обожает?
А политиков ругает?
Кто не в шутку, а всерьёз 
Нас забить научит гвоздь? (Дедушка)

Кто научит смелым быть? 
С велика упав, не ныть, 
И коленку расцарапав, 
Не реветь? Конечно, … (Папа)

– Кто всегда с утра пораньше
Гладит, вяжет, моет, шьёт?
Кто в окно рукой помашет?
Кто от радости поёт?
В парикмахерскую мчится
Этот кто-то иногда.
А в родных глазах лучится
Нежность и любовь всегда. (Мама)

Любят маму, любят папу,
Любят бабушку и деда.
Говорят про всё на свете.
Кто же это? Это… (Дети)

Отгадывают загадки, обосновывая  выбор ответа

Формулирование темы и цели урока

1. работа с пословицами

- закройте глаза, протяните ладошку. Что это такое?  На что похожи эти горошины?  А ещё горошины похожи на нашу планету Земля, именно такой она видится из космоса. Найдите место для горошины, чтобы она не укатилась.

- Ребята, сегодня на уроке мы поговорим о чем-то приятном, светлом, согревающем душу каждого человека. А вот о чем, вы узнаете, прочитав пословицы и поговорки.

В дружной семье и в холод тепло.

В семье согласно, так и дело идет прекрасно.

В семью, где лад, счастье дорогу не забывает.

Дерево держится корнями, а человек семьёй.

Жизнь родителей в детях.

В семье, где нет согласия, добра не бывает.

Семье, где помогают друг другу, беды не страшны.

Семья без детей, что цветок без запаха.

- Каким словом можно объединить эти мудрые изречения? (Семья)

Эпиграф нашего урока: «Семья – есть Божий Храм». Запишем его в тетради. Ответ на вопрос, что означает наш эпиграф, мы будем искать в течение всего урока, и в конце занятия еще раз вернёмся к нему.

- Сегодня мы должны будем выяснить: Что такое семья в православном мире? Что объединяет членов такой семьи?

Входят в тему урока.

Формулируют тему урока , ставят задачи

Анализируют пословицы, объясняют их понимание

Работа в тетрадях

Изучение нового материала

1.Работа с пословицами – «Строим дом»

2. Работа с учебником

3. Беседа

В одном городе в маленькой квартирке жили муж и жена. Хорошо жили. Но чего - то им не хватало для полного счастья. И решили они построить свой дом. Давайте поможем им это сделать.

- Выберите из пословиц ключевые слова, объясните свой выбор. Это будут кирпичики для нового дома. (Учитель показывает выбранные кирпичики)

Дерево держится корнями, а человек семьёй. (Семья)

В дружной семье и в холод тепло. (Дружба)

В семье, где нет согласия, добра не бывает. (Согласие)

В семье любовь да совет, так и нужды нет. (Любовь)

В мире жить — с миром жить. (Мир)

-Постройте из этих слов – кирпичиков свой дом и объясните свой выбор.

- Семья – это основа, фундамент нашего дома. Дружба и согласие – стены. Любовь – крыша. Мир – окно, именно через него мы можем увидеть, что происходит вокруг.

- Дом готов, тепло и чисто в нём, а полного счастья всё нет.

Выберите пословицу – совет для наших героев. Что принесёт им полное счастье в жизни?

Семья без детей, что цветок без запаха.

- К какой же мысли привела нас русская пословица?

- Рождение ребенка и чудо его роста – вот что наполняет семейную жизнь светом и смыслом. Нас любят в семье не за что-то, а за то, что мы родились, за то, что мы есть.

- Вы – дочери и сыновья, вы – внуки, племенники и племянницы. Любят вас уже за это.

Итак, что же такое семья? А что понимается под этим словом в православном мире? Найдите и прочитайте это объяснение в учебнике (стр. 86).

«Семья – это маленький ковчег (прибежище), призванный ограждать детей от беды. Семья основана на радости и создана ради неё. Семью создают два человека, полюбившие друг друга. Чувство любви в этом случае совсем не равно чувству «ты мне нравишься».  Конечно, встреча с любимым и воспоминание о нём радуют. Но порой любовь включает в себя также и боль. Если другой радуется, и я счастлив. Но если он болеет, и мне плохо»

Учитель: На чем и ради чего семья основана?
Учитель: Что значит любить?
Учитель: Как называется вступление в брак в православии?
Учитель: Семейная жизнь – очень не простое соединение двух жизней. На головы жениху и невесте возлагают венцы.. Что означает венец над головами молодоженов?

Учитель: Что символизируют обручальные кольца?

Учитель: Как понимать слова из Нового Завета: «носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов»?

Анализируют пословица, выбирают ключевые слова

Объясняют свой выбор, «строят дом»

Работают с учебником. Анализируют текст.

Ученик: Семья основана на радости и ради нее.

Ученик: Любить – всю жизнь другого человека сделать своей. А всю свою жизнь

отдать другому.

Ученик: Вступление в брак в православии называется венчание.
Ученик: Это знак того, что в этот день они – «князь» и «княгиня», самые почитаемые люди в округе. Венец – это еще и награда за их решимость подарить себя друг другу. Также во время венчания молодые обмениваются кольцами.

Ученик. Кольцо не имеет конца. Это означает, что вот так же, до смерти, жених и невеста должны быть верны друг другу, когда станут мужем и женой. Даже если будут в их жизни болезни и несчастья – все равно они должны оставаться вместе

Ученик. Бремена – от слова бремя: тяжесть, тягота. Это значит – нужно во всем помогать друг другу.

Закрепление изученного материала

1. Просмотр видеофрагмента «Церковные таинства. Венчание»

2. Анализ рассказа Л.Н. Толстого «Старый дед и внучек»

3.Работа в группах

- Венцы, которые надевают на молодоженов при совершении таинства венчания, означают одновременно и награду и мученичество. В самых бедных храмах, где нет специальных венцов, на голову жениха и невесты иногда надевали венки из полевых цветов.

- Давайте, попробуем «сплести» такой венок из добродетелей. Какие «цветы» вплести туда, чтобы брак был счастливым?

БОГ ПУСТОТА ВЕРА ЗЛО ОДИНОЧЕСТВО НАДЕЖДА РАВНОДУШИЕ ЛЮБОВЬ ЛОЖЬ ЛАСКА ТЕРПЕНИЕ ОБИДА СТРАХ ЭГОИЗМ ПОЧИТАНИЕ ПЕЧАЛЬ НЕЖНОСТЬ УВАЖЕНИЕ
ОТВЕРЖЕННОСТЬ СОВЕТ МОЛИТВА ССОРА БЛАГОДАРНОСТЬ ОТРИЦАНИЕ ГРУБОСТЬ ЕДИНСТВО ОТЧУЖДЕНИЕ СКВЕРНОСЛОВИЕ МИЛОСЕРДИЕ ДОВЕРИЕ РАДОСТЬ ГОРЕ

Учитель. Семья – это не только любящие друг друга супруги, но и их дети, их родители. Сохранить добрые отношения в семье не всегда просто. Но в семейных отношениях, как и в отношениях с другими людьми, главное соблюдать золотое правило этики. Давайте вспомним, как оно сформулировано.

Учитель: Каково главное условие долголетия?  Это одно из главных правил для каждого человека. Проявляй заботу о родителях. Семья – мир самых близких людей. Любовь, забота, согласие и почитание родителей – основа семьи. Мне хочется, чтобы в вашей жизни вы научились очень важному делу – научились благодарить тех, кто для вас делает много добра,– близких и родных людей

Учитель: Как вы думаете, ребята, что почувствовали при этом родители мальчика?

- А как они, по-вашему, стали потом относиться к старому деду?

Учитель: А вот как закончил свой рассказ Лев Николаевич Толстой: «Муж с женой посмотрели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним».

Учитель. Это очень назидательная история, она нас многому учит.

1группа: ответьте на вопросы

Что любит делать ваша семья?

Можно ли отнести воскресное чаепитие к семейным традициям?

Какие традиции соблюдаются в ваших семьях?

2группа: В вашем учебнике есть библейская история, из которой вы узнаете, откуда пошло слово «хам» и понятие «хамство», «хамское поведение». Давайте прочтем текст врезки. (Ученики работают с текстом врезки.)
- Кто такой Хам?

- Как братья отреагировали на его поступок?

- Как вы понимаете словосочетание «Хамское поведение»?

Просмотр фильма. Выявление ключевых моментов

Отвечают на вопросы учителя по фильму

Стараются понять смысл венчания

Выбирают из набора слов человеческие добродетели и объясняют свой выбор

Ученик. «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

Дети отвечают

Самостоятельная работа групп

Публичное выступление групп

Итог урока

1.Рефлексия

2.Домашнее задание

– Семейная жизнь – это необыкновенный труд, и чтобы этот труд не был тягостным нужно соблюдать некоторые правила. Пусть ваши семьи охраняют святые, защитники семейного благополучия

– Скажите, ребята, о чем мы сегодня вели разговор?

- Почему же, ребята, семью называют Божий Храм. (Дети отвечают).

Учитель. Да, семья угодна Богу. Без крепкой, нравственной семьи невозможно ни одно государство. Семья – основа духовности общества.

– Я прошу вас построиться в круг. Возьмитесь за руки. Произнесите сейчас всего лишь одну ценность необходимую для семейного счастья (по кругу).

  • А можно ли обойтись одним из этих понятий для того, чтобы семья была счастливая, крепкая, дружная? Конечно, нет!
  • А сейчас посмотрите на свою горошину. Сумели ли вы её сохранить? Это было сложно. Она могла потеряться, разломиться на части. А вот мир в семье сохранить ещё труднее. Хочу пожелать вам, вашим родителям и представителям старшего поколения здоровья, успехов. Пусть в ваших семьях чаще улыбаются. Дарите свое тепло и заботу родителям, бабушкам и дедушкам, всем близким. Умейте прощать и не помните зла.

Есть и другие святые,  которые заботятся о благополучии семей. Дома вы можете подготовить рассказ о святых покровителях семьи. Те, кто пожелает, могут подобрать высказывания о семье выдающихся людей, русских писателей.

И есть д/з общее для всех: нарисуйте свою семью. А будет ли это рисунок карандашом, красками или гуашью не имеет значения. Главное, чтобы он был от души.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока ОРКСЭ "Род и семья - источник нравственных отношений" 4 класс

Конспет урока ОРКСЭ модуль "Основы светской этики"  в 4 классе по теме "Род и семья - источник нравственных отношений" с приложением песни "Гимн семьи"...

Урок ОРКСЭ по теме "Семья" 4 класс

конспект урока и презентация...

Урок ОРКСЭ "Род и семья - исток нравственных отношений" 4 класс

Урок  светской этики на тему: "Род и семья-исток нравственных отношений". Цель: формирование представлений о семье, как важнейшей нравственной ценности....

Конспект урока ОРКСЭ по теме: "Семья, семейные ценности"

Конспект урока ОРКСЭ по теме: "Семья, семейные ценности"...

Презентация к уроку ОРКСЭ на тему" Семья - семейные ценности"

Документ содержит презентацию к уроку Основы светской этики по теме "Семья-семейные ценности"...

Конспект урока ОРКСЭ "Род и семья - источник нравственных отношений".

Конспект занятия в ГПД " Род и семья - источник нравственных отношений....