Золотое правило этики.
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Дергачева Ирина Анатольевна

Конспект урока на тему: "Золотое правило этики"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

    Цель урока: дать представление о сути и Евангельском контексте золотого правила этики.

   

    Задачи урока:

1. Формирование познавательных УУД: познакомиться с формулировкой золотого правила этики, узнать о Евангельском контексте этого правила.

2. Формирование личностных УУД: уяснить связь неосуждения с памятью о своих ошибках, недостатках, поступках.

3. Формирование регулятивных УУД: научиться различать отношение к греху и отношение к согрешившему человеку.

4. Формирование коммуникативных УУД: научить детей общению с людьми, опираясь на золотое правило этики.

 

    Ключевые понятия урока: «Золотое правило этики», неосуждение, сплетня.

Этапы урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Мотивирование к учебной деятельности.

Личностные

Регулятивные

Коммуникативные

включение обучающихся в деятельность на личностно– значимом уровне.

Подготовка к работе

А знаешь, есть в мире хорошие люди:

Есть люди– улыбки и люди– сердца.

А значит, наверное, всё ещё будет

Нам надо лишь жить с любовью к людям, до конца.        (Слайд 1)

Я не случайно начала урок, с этого четверостишия, что вам захотелось сделать, прослушав его. (Улыбнуться друг другу, быть хорошими людьми, жить любовью к людям)

     

     Урок сегодня не простой,        (Слайд 2)

     Для нас он будет золотой.

     Он многому научит вас.

     Так за работу! В добрый час!

Ответы детей

2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Личностные

Коммуникативные

Регулятивные

Обеспечить повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»,                                         и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося.

Определите о каком самом красивом слове на свете я прочту вам стихотворение:

     

     Почему я так близко к сердцу всё принимаю?

     Почему равнодушной никогда не бываю?

     Тяжело мне смотреть на израненных болью.

     Если помощь нужна, сделай, всё что возможно,

     Руку ты протяни, кто подняться не может.

     Так давайте же, будем милосердны друг к другу,

     Не стесняйтесь подать даже нищему руку.  (О милосердии)                 (Слайд 3,4)

     Что подсказывает нам любовь?      (Любовь подсказывает нам: чужой беды не бывает)

     Какая любовь важнее всего?      (Любовь к Богу и человеку: «Люби ближнего, как самого себя»).

Выполнение заданий, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.

Ответы детей

3.Постановка учебной задачи.

Познавательные

Личностные

Выявить у детей затруднение «Чего мы ещё не знаем?»

Ребята, а хочется вам ещё узнать, правило, которое сделало бы жизнь людей друг с другом радостной?   (Да)

     Мы сегодня с ним на уроке познакомимся, этому правилу уже много тысяч лет.

     А чтобы узнать, как это правило называется, посмотрим мультфильм, и ответив на мои вопросы, мы сформулируем тему урока.

Ставят цели, формируют (уточняют) тему урока.

Ответы детей

4.Открытие нового знания.

Познавательные

Личностные

Коммуникативные

Регулятивные

Организует  деятельность детей по исследованию поставленной проблемы, помогает им открыть новые знания.

После просмотра ответьте на мой вопрос:

Какое впечатление на вас произвёл кот и мыши?

     (Просмотр мультфильма «Приключения кота Леопольда» серия 10)                    (Слайд 5)

     (Кот– положительный герой, а мыши– отрицательные персонажи)

     А почему вы так решили, что кот положительный герой, а мыши нет?

   

     Здесь кот Леопольд пользуется золотым правилом этики.        (Слайд 6)

    Вы мне можете сказать, в чём оно заключается?

   

    Вывод: Кот относится к мышам хорошо и ждёт такого же отношения к сёбе.

Всё, что вы назвали сейчас – это золотое правило этики, которому уже очень много тысяч лет. Именно о нём мы сегодня и поговорим.

    Тема нашего урока «Золотое правило этики»

    Какое слово является для вас новым, незнакомым. (Этика)

    Заглянем в толковый словарь «Живого Великорусского языка» В.И.Даля.      (Слайд 8)

    Этика– наука о законах или нормах человеческого поведения.        (Слайд 9)

 
   А как вы понимаете смысл понятия «Золотое правило», оно же не из золота?

   

    Вывод: «Золотое» значит «ценное».

   

    Это правило Иисус Христос произнёс в Нагорной проповеди.             (Слайд 10, 11)

    Ещё оно может звучать так:                                        (Слайд 12)

    Вначале урока мы с вами говорили о милосердии. Вы хотите, чтобы люди были к вам милосердны?          (Да)

    Но иногда люди могут обидеть друг друга, даже незначительными словами, говоря о человеке за его спиной.

    Вы знаете, как это называется?       (Сплетня)                      (Слайд 13-14)

   

    Подберите однокоренное слово к слову сплетня–глагол.       (Сплетничать)

   

    Чтение текста стр. 46  «Главное правило человеческих отношений».        

   

    Беседа по прочитанному:

1. Нужно ли сплетням доверять?     (Нет)

    2. Что для этого нужно знать?    (Сплетник, часто переносит на другого человека, ту грязь, которая живёт в нём самом. Он приписывает другим то, в чём грешен)

    Отдохнём немного (Физминутка)                             (Слайд 15)

(По гиперссылке переход на слайд с физминуткой. В содержании выбираем «Кот Леопольд»)

        

Получают знания из разных источников (видео, книга, монолог учителя), делают выводы, отвечают на вопросы.

Примерные ответы детей: урок о правильном добром общении, о дружбе.

Ответы детей

5.Первичное закрепление

Познавательные

Личностные

Коммуникативные

Чем раньше мы запомним «Золотое правило этики», начнём жить по его закону, тем меньше ошибок в жизни сделаем, а для этого задумаемся (Работа в карточках: Да–Нет)

 

–Смог ли я сегодня принести кому-то маленькую радость (Да–Нет)

–Не обидел, ли я кого-то своим поведением? (Да–Нет)

–Было ли такое, в вашей жизни чтобы вы осуждали других людей? (Да–Нет)

Ребята, вы задумались над 3 вопросом, он вызвал у вас затруднение. Почему? (Не знаем точно, о чём речь)

Я вам помогу. Осуждение, когда мы думаем и говорим о человеке плохо из-за его одного нехорошего поступка.

(Слайд 16 (Уберечься от осуждения помогает память о своих собственных ошибках и недостатках))

Картина В. Поленов «Христос и грешница»Слайд 17 (рассказ учителя)        (Слайд 16)

Почему люди сначала с лёгкостью хотели наказать женщину, потом задумались?   (Ответы детей)

В противовес осуждению существует такое понятие– неосуждение.      (Слайд 18)

Прочитаем на стр. 47 слова Христа из Нагорной проповеди– раздел «Это интересно».

Как вы понимаете цитату из Евангелия «И что ты смотришь на сучок в глазе…»  (Ответы детей)

У вас в книге написано: «Люби грешника и ненавидь его грех.»        (Слайд 18)

Как вы понимаете, как можно любить грешника, но ненавидеть его грех?  (Слайд 19) (Ответы детей)

А теперь вернёмся к последнему 3-ему вопросу карточки.   (Да–Нет)

Теперь я надеюсь, что вы будете задумываться, прежде чем осудить кого-то. Ведь в каждом из нас немало своих собственных недостатков. Я думаю, что за время нашего изучения золотого правила этики у вас появились размышления о том, как надо строить отношения с людьми.

Решают типовые задания, которые направлен на закрепление нового знания.

6.Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Коммуникативные

Регулятивные

Работа в группах. ( по 4 человека– 5 групп).

В каждой группе 3 фигуры человека, на доске рисунок земного шара.

В результате своего совместного обсуждения вы должны выявить 3 главных качества, которые должен нести в мир человек, чтобы сделать добрее себя и людей. (Работа детей)

Зачитываем, прикрепляем к земному шару.

Какой у нас шар земной! Здесь доброта, любовь, милосердие.

Какие вы молодцы!                        (Слайд 20)

Постарайтесь весь этот земной шар вместить в каждом из вас.

Мы хотим, чтоб нас всегда любили.

С нежностью, чтоб на руках носили.

Почему же, сами не даём.

То, что от других всегда так ждём!

Прав лишь тот, кто ясно понимает

Без усилья, счастья не бывает.

Поделись душевной теплотой.

Ею мир поделится с тобой.  

(Слайд 21-23)

                                               

Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

7.Рефлексия

Личностные

Организует рефлексию, обеспечивает осознание обучающимися своей учебной деятельности.                                                              

                                                                                             

Я сегодня узнал, что …                              (Слайд 24)

Я думаю, что жить на Земле было бы легче, если …

Я хочу, чтобы все люди …

Домашнее задание

1. Прочитать параграф стр. 46-47, вопросы

 2. Расскажите ситуацию, когда вам приходилось обижать человека   осуждением, представьте, если бы у вас появилась возможность вернуться в прошлое и всё исправить, как бы вы поступили?

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Золотое правило этики

Презентация к уроку Православная культура и этика...

Конспект урока по ОРКСЭ. Модуль "Православная культура". Тема "Золотое правило этики"

      Методическая  разработка урока по изучению темы "Золотое правило этики"....

Золотое правило этики

Усвоить «золотое правило этики», сделав его условием оценивания собственного поведения. Воспитать чувство любви к ближнему. Развивать логическое мышление, память, речь....

конспект-урока по ОРКСЭ ( модуль ОПК)- 4 класс. "Золотое правило этики"

Данный материал можно использовать при подготовке к уроку по ОРКСЭ в 4 классе ( модуль ОПК)...

Классный час «Урок вежливости. Золотое правило этики»

Вежливость порождает и вызывает вежливость. Эразм Роттердамский...

Сценарий урока ОРКСЭ (модуль "Основы православной культуры")№ 13 в 4 классе .Тема урока "Золотое правило этики"

В сценарии урока представлена технологическая карта. Прописаны личностные, предметные и метапредметные результаты, духовно-нравственное развитие.Имеется приложение. Сценарий составлен по учебнику ...