РОЛЬ ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ СТАНОВЛЕНИИ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
статья по орксэ (4 класс) на тему

Бредихина Елена Викторовна

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предполагает обязательным для изучения в 4 классе курс «Основы религиозных культур и светской этики». Каждая школа, в соответствии с желанием родителей и обучающихся, определяет один из шести модулей изучения этого предмета. В МАОУ «СОШ №2 с УИОП» по результатам анкетирования родителей был выбран модуль «Основы православной культуры».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bredihina_e.v.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Бредихина Е.В.,

учитель начальных классов

МАОУ «СОШ № 2 с УИОП»

г. Губкин

Белгородская область

РОЛЬ ПРЕДМЕТА

«ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»

В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ СТАНОВЛЕНИИ ЛИЧНОСТИ

МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

 Формирование всесторонне развитой, духовно богатой, гармоничной личности всегда было главной задачей в образовании. Возрождение духовности, обращение к национально-нравственным и культурно-эстетическим традициям является одной их важнейших задач современного общества. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предполагает обязательным для изучения в 4 классе курс «Основы религиозных культур и светской этики». Каждая школа, в соответствии с желанием родителей и обучающихся, определяет один из шести модулей изучения этого предмета. В МАОУ «СОШ №2 с УИОП» по результатам анкетирования родителей был выбран модуль «Основы православной культуры». 

К одним из важнейших задач предмета «ОРКСЭ» относятся: знакомство обучающихся с основами православной культуры; развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей в жизни личности, семьи, общества; обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе; формирование у школьников ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов; развитие способностей учащихся к общению в полиэтнической и многокон-фессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия. Российским законодательством подчеркивается «особая роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры» [1]; признается вклад в культурно- историческое развитие России и других традиционных религий, помогающих всем народам нашей страны жить в братской дружбе.

Детство - время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, время приобретения знаний об окружающем мире, время формирования нравственных навыков и привычек. В начальной школе идет активное накопление нравственного опыта, и обращение к духовной жизни начинается также в младшем школьном возрасте с нравственного самоопределения и становления самосознания. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.

Целью уроков по предмету «ОРКСЭ» в начальной школе является содействие целостному духовно-нравственному и социальному развитию личности ребенка, формирование мировоззрения, обеспечение его духовного, психического и телесного здоровья посредством приобщения к высшим ценностям православной культуры [2].

Воспитание  детей без духовно-нравственной основы неполноценно. Более того, такое воспитание вредно как для детей, так и для взрослых, ибо мы совершаем большой грех, не радея о самом важном в развитии ребенка - питании его души. Основы православной культуры закладываются с самого раннего возраста. У детей следует формировать на ценностях православной культуры отношение к своим родителям, близким, родному краю, родной природе, к своему Отечеству. Православное воспитание не противоречит задачам светского воспитания, установленным государственным стандартом, а обогащает и дополняет педагогический процесс уникальными традициями российской педагогики и вносит в жизнь школы особую одухотворенность.

Обучение ребёнка основам православной культуры, учитывающее становление структуры его самосознания позволит решить проблему интериоризации духовного опыта человечества в соответствии с индивидуальной траекторией развития личности. Православие сыграло исключительную роль в жизнеустройстве нашего государства и общества. Современный русский человек, даже если он исповедует принципиальный атеизм или абсолютно равнодушен к религии, со всеми своими достижениями или недостатками остается номинально православным человеком по своему менталитету. Не учитывать это в процессе воспитания и обучения нельзя. Любое начинание, предпринятое без учета этого обстоятельства, обречено на неудачу.

Православная культура - это и литература, включающая тысячи томов, написанных сотнями авторов,  и иконы, в том числе и Андрея Рублева и фрески Дионисия, и богатейшие архитектурные традиции, и удивительная литургическая музыка, и поэзия, это, наконец, прикладное искусство - богослужебные сосуды, оклады икон, церковные облачения, - традиции которого живы до сих пор. Самым актуальным обстоятельством, характеризующим православную культуру, является то, что вся она, даже в мельчайших своих компонентах, была и остается духовно, нравственно, эстетически значимой, и одно это определяет необходимость ее изучения в наш прагматический век [3].

Жажда духовного познания заложена в человеке изначально, к 6–7-летнему возрасту, эта жажда усиливается, она уже осознаваема ребенком и стоит очень остро в силу яркого в этом возрасте эмоционального восприятия и переживания жизненных противоречий. Уроки «ОРКСЭ» (модуль «Основы православной культуры») в начальной школе закладывают фундамент для дальнейшего обучения в старших классах. Очень важно ввести ребенка в мир высших нравственных ценностей, заложить основы нравственного поведения.

Необходимо знакомить детей с примерами жизни русских святых. Излагать о них материал так, чтобы дети могли сделать вывод, что эти люди жили не так уж давно. Чтобы создавался эффект реальности событий, необходимо ощутить обстановку жизни людей того времени, демонстрируя фотографии, иллюстрации, иконы, дополняя этот показ живым образным рассказом.

Учитель несёт в душе незримый луч добра и света. Он воплощается в слове педагога, в его знаниях, дерзаниях и мечтах, он служит путеводной звездой для детей, вступивших на великую дорогу образования, то есть очеловечивания по божественному образцу. Ведь тепло этого луча и крупинки света впитывают детские души, чтобы продолжалась на нашей земле эстафета людской доброты. И в этом огромную роль играем предмет «Основы религиозных культур и светской этики». Без понимания сущности православия и идеалов Святой Руси, несводимых к чистой церковности и образцам древней русской святости, нельзя понять всю духовно-нравственную сферу русского народа.

Список использованной литературы

  1. Закон РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях» 1997 г.
  2. Шевченко Л.Л. Программа  «Основы православной культуры». М.:Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2012.-175с.
  3. Власова Т.И. Теоретико-методологические основы и практика воспитания духовности современных школьников: Автореф. дис. докт. пед. наук. Ростов-н/Д.,1999.,-с. 28.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предмет «Основы религиозных культур и светской этики». МОДУЛЬ «Основы светской этики» Тема урока: Дружба 4 класс

Современная школа осуществляет решительный поворот к личности школьника, он становится действительно субъектом своего развития, а не средством, с помощью которого педагоги реализуют отчуждённые от дан...

Рабочая программа по предмету "Основы религиозных культур и светской этики" ( модуль "Основы светской этики") 4 класс

Рабочая программа по предмету "Основы религиозных культур и светской этики" для 4 класса составлена на основе учебной программы курса "Основы религиозных культур и светской этики" (автор А.Я. Данилюк)...

Рабочая программа по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы светской этики»)

Рабочая программа:пояснительная записка,календарно-тематическое планирование...

Рабочая программа по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы светской этики»)

Рабочая программапо предмету «Основы религиозных культур и светской этики»(модуль «Основы светской этики»)...

Рабочая программа по предмету "Основы религиозных культур и светской этики. Модуль"Основы светской этики"

Рабочая программа по ОРКСЭ. Модуль "Основы светской этики". УМК "Школа 2100"...

Рабочая программа по предмету "Основы религиозных культур и светской этики". Модуль "Основы светской этики"

Курс долженн сыграть важную роль как в расширении кругозора учащихся, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» для обучающихся 4 классов Образовательная область «Основы религиозных культур и светской этики»

Программа курса «Основы религиозных культур и светской этики» А.Я. Данилюка, в частности модуль «Светская этика» соответствует ФГОС, который подробно описан в приказе Минобрнау...