Урок ОРКСЭ Тема урока: Род и семья – истоки нравственных отношений в истории человечества
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Усвоение  понятий: семья.воспитание, род, традиции, научить анализировать нравственные понятия, связанные с семейным воспитанием

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл annotatsiya.docx13.75 КБ
Файл volhvy.docx25.46 КБ
Файл della_i_dzhim.docx13.98 КБ
Файл spisok_ispolzovannoy_literatury.docx13.28 КБ
Файл tema_uroka.docx54.5 КБ
Файл urok.docx28.75 КБ
Файл uchebno.docx20.56 КБ
Файл rod_i_semya.pptx1.37 МБ

Предварительный просмотр:

Региональный этап ежегодного Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодёжью до 20 лет

«За нравственный подвиг учителя»

Автор работы:

Голубева Виолетта Федоровна, учитель русского языка и литературы

МАОУ СОШ № 3 г. Гулькевичи

Название работы: 

Разработка урока по светской этике в четвертом классе «Род и семья – истоки нравственных отношений в истории человечества»

Номинация:

Лучшая методическая разработка по предмету Основы религиозных культур и светской этики.

Краткая аннотация работы

Данная работа представляет собой сценарий урока по теме «Род и семья – нравственные истоки в истории человечества». Цель данного урока заключается в усвоении учащимися таких понятий, как  семья, воспитание, род, традиция, являющиеся основой семейных ценностей; в том, чтобы сформировать у четвероклассников познавательные УУД (умение работать с текстом, извлекать нужную информацию и представлять её в преобразованном виде, выделять ключевые слова), коммуникативные УУД (умение выступать перед аудиторией сверстников, родителей с сообщениями, слушать и понимать других), личностные УУД (оценивать и понимать смысл своих и чужих поступков). Материал урока, формы и методы его подачи, коллективная работа всей семьи помогают создать познавательную  учебную  ситуацию с учетом возраста, специфики учебного предмета,  затронуть вопросы духовно-нравственного воспитания детей. На уроке используется  исследовательский метод, при котором ученики самостоятельно выделяют гипотезу о роли семейных ценностей в воспитании, подтверждают ее, исходя из известных данных, делают выводы и обобщения, постигают ведущие понятия и идеи, а не получают их в готовом виде. Также используется  проектирование – особый вид деятельности, сочетающий индивидуальную самостоятельную работу с групповыми занятиями, в результате которых  школьники создают конечный продукт их собственного творчества, учатся анализировать ситуацию, выделять проблему, связанную  с изучением истоков представлений о морали и нравственности в контексте отечественной культурной традиции.

Темами творческо-исследовательских работ учащихся, представленными на уроке,  стали   семейные традиции,  рассказы о своих предках. Такая  работа выполнялась  при помощи родителей. Они были приглашены на данный урок и являлись полноценными его участниками. Материал урока может стать своеобразной  помощью семьям в вопросах воспитания и обучения детей, содействовать  сохранению и упрочению семьи.



Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                        Приложение 3

Кто такие волхвы?

В Рождественский сочельник христиане вспоминают евангельский рассказ о поклонении новорождённому Христу волхвов, которых привела к Нему чудесная звезда над Вифлеемом. Волхвы преподнесли дары младенцу  — золото, ладан и смирну.

В Евангелии слово «волхвы» означает звездочёт и мудрец. Наблюдая за небесными светилами, они увидели неизвестное доселе явление и, зная о древнем пророчестве, отправились в Вифлеем, чтобы увидеть родившегося Царя Славы. Согласно традиции, волхвов изображают людьми трёх возрастов (Бальтазара — юношей африканцем, Мельхиора — зрелым мужчиной европейцем, Каспара — седым старцем из Азии). По преданию, позже волхвы были крещены апостолом Фомой и приняли мученичество в восточных странах. А их мощи были найдены императрицей Еленой Константинопольской и положены сначала в Константинополе, а затем перенесены в Западную Европу, где сейчас хранятся в Кёльнском соборе.

Каждый из даров волхвов имел своё символическое значение:  смирна - благовонная смола от дерева, растущего в Аравии и Эфиопии. Это символ жертвы Христа, дар тому, кто должен умереть; золото — дар Младенцу как царю, указывающий на то, что Иисус родился, чтобы быть Царём; ладан — дар Ему как Богу;

Именно эти дары положили начало возникшей в христианском мире традиции дарить подарки на Рождество и вообще новорождённым.

По преданию, Дары волхвов Пресвятая Богородица передала христианской общине Иерусалима, после чего они были перенесены в Константинополь в храм Святой Софии. После завоевания Константинополя турками в XV веке дочь сербского князя Мария Бранкович перевезла Дары волхвов на Афон, где они хранятся уже более 500 лет в Афонском монастыре Святого Павла. Реликвия представляет собой 28 треугольных и квадратных золотых пластин, к ним на серебряной нити прикреплены 60 бусин, состоящих из смеси ладана и смирны. Сегодня части реликвии хранятся в десяти особых ковчегах — и несколько из них были доступны в дни рождественских праздников в Москве в храме Христа Спасителя.             C:\Documents and Settings\Глеб\Мои документы\09ba85925a91a95ff7b9fd93a9b8156e.jpg



Предварительный просмотр:

                                                                                                                                            Приложение 2

Делла и Джим – муж и жена. Живут в бедности. Завтра рождество, а у Деллы только один доллар восемьдесят семь центов на подарок Джиму! Сколько радостных часов она провела, придумывая, что бы такое ему подарить  рождеству.   В их семье было два сокровища. Одно - золотые часы Джима, принадлежавшие его отцу и деду, другое - волосы Деллщие, точно струи каштанового водопада. Они спускались ниже колен и плащом окутывали почти всю ее фигуру. Делла решительно  вышла из дома и отправилась в парикмахерскую.
     - Не купите ли вы мои волосы? - спросила она у мадам. 
     - Двадцать долларов, - сказала мадам, привычно взвешивая на руке густую массу. 
     - Давайте скорее, - сказала Делла.  Следующие два часа Делла рыскала по магазинам в поисках подарка для Джима.  Наконец, она нашла. Это была платиновая цепочка для карманных часов. При такой цепочке Джиму в любом обществе не зазорно будет поинтересоваться, который час.  В семь часов кофе был сварен, раскаленная сковорода стояла на газовой плите, дожидаясь бараньих котлеток  Делла зажала платиновую цепочку в руке и уселась на краешек стола поближе к входной двери.  Дверь отворилась, Джим вошел и закрыл ее за собой. Его глаза остановились на Делле с выражением, которого она не могла понять, и ей стало страшно.
     - Джим, милый, - закричала она, - не смотри на меня так. Я остригла волосы и продала их, потому что я не пережила бы, если б мне нечего было подарить тебе к рождеству. Они опять отрастут. Ты ведь не сердишься, правда? Джим, давай радоваться празднику. Если б ты знал, какой я тебе подарок приготовила, какой замечательный, чудесный подарок! 
     - Ты остригла волосы? - спросил Джим с напряжением.
     - Да, остригла и продала, - сказала Делла. - Но ведь ты меня все равно будешь любить?
     - Так, значит, твоих кос уже нет? - спросил он с    бессмысленной настойчивостью. 
    - Я же тебе говорю: я их продала - остригла и продала. Сегодня сочельник, Джим. Будь со мной поласковее, потому что я это сделала для тебя.  Муж достал из кармана пальто сверток и бросил его на стол.    В нем лежали гребни, тот самый набор гребней - один задний и два боковых, - которым Делла давно уже благоговейно любовалась в одной витрине Бродвея. Чудесные гребни, настоящие черепаховые, с вделанными в края блестящими камешками, и как раз под цвет ее каштановых волос. Они стоили дорого... Делла знала это, - и сердце ее долго изнывало и томилось от несбыточного желания обладать ими. И вот теперь они принадлежали ей, но нет уже прекрасных кос, которые украсил бы их вожделенный блеск.  Все же она прижала гребни к груди и, когда, наконец, нашла в себе силы поднять голову и улыбнуться сквозь слезы, сказала: 
     - У меня очень быстро растут волосы, Джим!  Тут она вдруг подскочила, как ошпаренный котенок, и воскликнула: 
     - Ах, боже мой!     Ведь Джим еще не видел ее замечательного подарка. Она поспешно протянула ему цепочку на раскрытой ладони. Матовый драгоценный металл, казалось, заиграл в лучах ее бурной и искренней радости. 
     - Разве не прелесть, Джим? Теперь можешь хоть сто раз в день смотреть, который час. Дай-ка мне часы. Я хочу посмотреть, как это будет выглядеть все вместе. 
     - Делла, - сказал он, - придется нам пока спрятать наши подарки, пусть полежат немножко. Они для нас сейчас слишком хороши. Часы я продал, чтобы купить тебе гребни.
     Волхвы, те, что принесли дары младенцу в яслях, были, как известно, мудрые, удивительно мудрые люди. Они то и завели моду делать рождественские подарки. А я тут рассказал вам ничем не примечательную историю про двух глупых детей из восьмидолларовой квартирки, которые самым немудрым образом пожертвовали друг для друга своими величайшими сокровищами. Но да будет сказано в назидание мудрецам наших дней, что из всех дарителей эти двое были мудрейшими. Из всех, кто подносит и принимает дары, истинно мудры лишь подобные им.



Предварительный просмотр:

                                                                                            Приложение 4

Список использованной литературы

1. Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А. и др.; под ред.А. Г. Асмолова. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя  – М., 2008.

     2. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.

     3. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников.  Начальная  школа. –  2005. - № 9.

4. Косачёва И.П. Нравственное развитие младшего школьника в процессе обучения и воспитания. – М., 2005.

5.  Лакоценина Т.П. Современный урок. – Ростов- на- Дону:  Учитель, 2007

6. Метлик И.В. Религия и образование в светской школе. – М., 2004.

7. Чепикова Л.В. О преемственности в воспитании нравственной культуры у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста / Л.В. Чепикова // Воспитание школьников. - 2007.



Предварительный просмотр:

Тема урока: ____________________________________________                  Приложение 1                                                                                                             C:\Documents and Settings\Глеб\Мои документы\светская\110530930_semya.jpg

1. Словарик

Род – это___________________________________________________________________________

Семья – это_________________________________________________________________________

Воспитание - это____________________________________________________________________

Семейные ценности – это _____________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

2. Ценности моей семьи  C:\Documents and Settings\Глеб\Мои документы\светская\images (1).jpg

                     

____________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

3. Синквейн «Семья» 

                                                                                                     

C:\Documents and Settings\Глеб\Мои документы\светская\images.jpg                 Пожелание моим близким и родным

МИНИ - ПРОЕКТ ПО ТЕМЕ УРОКА

Тема:

        D:\Вета\Вета3\внеклассная\детки\m_69651554.jpg



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 3 г. Гулькевичи

Конспект урока № 18

ОРКиСЭ модуль «Светская этика»

4 класс

Тема урока: Род и семья – истоки нравственных отношений в истории человечества

Цели и задачи: объяснить такие  понятия, как  семья, воспитание, род, традиция; научить анализировать нравственные понятия, являющиеся основой семейных ценностей; продолжить знакомство с основными нормами морали,   формировать познавательные УУД (умение работать с текстом, извлекать нужную информацию и представлять её в преобразованном виде, выделять ключевые слова), развивать познавательный интерес к изучаемому предмету, закрепить регулятивные УУД  (планировать свои действия на основе поставленной задачи), коммуникативные УУД (умение выступать перед аудиторией сверстников, родителей с сообщениями, слушать и понимать других), личностные УУД (оценивать и понимать смысл своих и чужих поступков).

Оборудование: учебное пособие, выставка книг русских и зарубежных писателей по теме урока, толковый словарь Ожегова, мультимедийная установка, семейные фотографии.

Виды деятельности: комментированное чтение, беседа и обсуждение проблемных вопросов, защита проектов по теме урока, самостоятельная творческая работа учеников.

Эпиграф урока:          Любовь к родине начинается с семьи.              Ф. Бэкон

                 Лучшее, что отец может сделать для своих детей, - это любить их мать.                                                                                  Теодор Хесберг

Урок проводится с участием родителей и учащихся 10 класса – шефами четвероклассников.

Ход урока

1. Организационный момент. Часть класса перед доской представляет комнату. В кресле-качалке сидит прабабушка (одного из учеников) с вязанием в руках, рядом расположилась внучка (десятиклассница). Внучка перебирает семейные фотографии.

- Бабуля, посмотри на эту пару. Какие они красивые и молодые! А как смотрят друг на друга, сразу видно, что их объединяет любовь (передает снимок бабушке).

- Это я и твой прадед, сразу после свадьбы снимок делали, 21 июня. А на другой день он на фронт ушел. Его семья для меня родной стала. Не было бы их поддержки, как бы я пережила похоронку на Пашеньку (бабушка задумалась).

- А, правда, бабушка, наша семья самая лучшая?

- Семья наша обыкновенная, просто имеет  два качества, что помогают нам в самые трудные времена.

- Какие, бабушка?

- А это мы у ребят спросим, что пришли к нам сегодня в гости. А заодно и про их семьи истории послушаем. Без семьи, внученька, как и без Родины, человек- сирота бесприютная.

2. Вступительная беседа, помогающая учащимся определить тему урока и его задачи. 

Учитель: Дорогие ребята, посмотрите на эпиграфы к нашему уроку. Как вы думаете, о чем сегодня у нас пойдет разговор?   (ответы детей) Слайд 2

-  Совершенно верно, тема нашего урока «Семья, её ценности и традиции». Обращается к внучке: А что такое семья?

Внучка: Ну, что такое семья, мы можем узнать из толкового словаря (открывает толковый словарь Ожегова и читает статью «Семья»).

Бабушка обращается к четвероклассникам:

- Ну, дорогие мои внучата, а как вы думаете, что  же такое «семья»? (ответы учащихся). А вот как о семье говорит поэтесса М. Тахистова.  Слайд 3

Ученик:

 Мне бабушка сказку расскажет, И сделает сладкий пирог,

 И даст мне немножечко пряжи, Чтоб с кошкой побегать я мог!

 А дед мне подарит рубанок,  Гвоздей принесёт, молоток,

 И будет готов спозаранок  Скворечник у нас и совок!

 А папа возьмёт на рыбалку,  Расскажет о травах лесных

 Мы рядом, немного вразвалку  пойдём мимо елей грибных.

 Грибов наберём на опушке, Затейливый корень найдём,

 В забытой лесничей избушке  Мы чаю с малиной попьём.

 А мама, склоняясь над кроваткой, Спокойную песню споёт,

 На цыпочках выйдет украдкой   И добрые сны позовёт!

 А в окна врывается ветер, Я думаю, долго не сплю:

 Ну чем мне на это ответить? Я просто их очень люблю!    

Учитель: Все правильно вы говорите, давайте подумаем, как вообще появилась семья. А поможет нам в этом наш учебник. Откроем его на странице 38. Определите ключевые слова первых  трех абзацев, они помогут вам ответить на мой вопрос. И выпишите их в свои семейные открытки, что лежат на столах.

3. Работа с текстом учебника.  Формирование проблемной ситуации. Учащиеся работают в парах, заносят ответы в рабочую тетрадь.  Выписывают ключевые слова и их определения (смотри  рабочая тетрадь - Приложение 1). Слайд 4

- что такое род, что объединяло людей в этом сообществе?

- какие отношения стали складываться в родовом сообществе?

-как появились фамилии?

- чем семья отличается от рода? (в семье люди не только заботятся о пропитании и защите, они помогают близким и любят  друг друга, соблюдают правила морали, уважают старших, воспитывают младших)

- а что такое воспитание?

4. Работа с художественным текстом. Бабушка: 

-Дорогие ребята и взрослые, прочитаю я вам отрывок из рассказа О. Генри «Дары волхвов» (берет книгу из выставки). А вы мне ответите, как рассказ связан с нашим разговором о настоящей семье (рассказ – Приложение 2).

- в рассказе упоминаются волхвы, знаете ли вы, ребята, кто они такие?

5. Получение новых знаний. Решение проблемных ситуаций.

Представляется мини-проект «Рассказ о волхвах», подготовленный заранее одним из  родителей. (Приложение 3) Слайд 5

Внучка: На одном из сайтов я нашла такой комментарий к этому рассказу: «Какой маленький, но дивный, удивительный и сильный рассказ! В одном десятке страниц, передано столько любви к ближнему... Этот крошечный рассказ способен вызвать слезы и радость одновременно! Неважно, что пальтишко старенькое, квартирка маленькая, а обстановка бедная. Важно, какие отношения в семье. Магия, которой можно назвать искренние чувства любящих людей, доверие и поддержка - вот истинное богатство!»

- согласны ли вы с этим отзывом? (ответы детей и родителей)

- что можно сказать о взаимоотношениях в этой семье?

- о каких настоящих семейных ценностях говорит автор рассказа?

- почему автор назвал героев самыми мудрыми дарителями?

- можно ли хорошую семью назвать ценностью?

- какие пословицы о семье подтверждают наши ответы? (ответ ученика, заранее получившего это задание). Поиграем в игру «Собери пословицы о семье»

Слайд 6                              Например:

Брат с братом на медведя ходят.

Братская любовь крепче каменной стены.

В дружной семье и в холод тепло.

В семью, где лад, счастье дорогу не забывает.

В хорошей семье хорошие дети растут.

Дерево держится корнями, а человек семьей.

Дружная семья не знает печали.

Материнская молитва со дна моря достает.

На что и клад, когда в семье лад.

При солнышке тепло, при матери добро.

Родителей чти — не собьешься с истинного пути.

-запишем в наши семейные открытки, какие семейные ценности существуют в ваших  семьях (совместная работа детей и родителей с последующим представлением ответов по желанию).

Учитель: Ребята, действие рассказа происходит в канун Рождества, в наших кубанских семьях тоже всегда с радостью встречали этот чудесный семейный праздник. Давайте послушаем выступление семьи (называется фамилия), они расскажут, как принято встречать Рождество в их большом семействе.

Представляется проект «Рождество в нашей семье» с демонстрацией фото и видео материалов.    Слайд 7

Мама: Особенно почитается в нашей семье Рождество Христово. Мы, как и вся православная Кубань, готовимся к принятию благостной вести о рождении Спаса- Христа, несущего на землю светлое благоволение.

Сын: Всеми приготовлениями к этому празднику заведует моя прабабушка. Она помнит, как в её родной станице казаки и казачки провожали старый год, сбрасывали с плеч «чёрную тяготу» забот. И, затаив дыхание, ждали появления на небе первой вечерней звезды, что когда- то возвестила волхвам о рождении Сына Божьего. В рождественский сочельник, как вспоминает бабушка, казаки не принимали никакой пищи. Но вот вспыхивает на востоке Вифлеемская звезда, и в храмах раздается радостное песнопение.

Отец: Мы готовим праздничную одежду, ставим на стол лишний прибор для тех, кто заглянет на огонек. Ведь казачья душа приветлива и щедра.

 Сын: затем бабушка вносит сухую траву и стелит её в «красном углу» на столе. Сено покрывают праздничной скатертью и ставят кутью (каша из риса с медом) и компот. Только после этого у нас начинается ужин – вечеря.  Раньше за вечерею гадали о будущем урожае. Вытаскивали из-под скатерти стебельки сена и по длине судили о росте хлебов. До четырнадцатого января сор из дома выметать нельзя. Его потом собираем и сжигаем во дворе. Этим, по народным поверьям, охранялся сад и огород от гусениц. А потом мы садимся с бабушкой на диван, она смотрит на зажженную свечу и рассказывает, как в самую полночь накануне Рождества открываются небесные врата, и на землю сходит Сын Божий. «Пресветлый рай» открывает праведным людям свои сокровища. И если молиться в полночь, ваши молитвы будут услышаны.

Мама: А дальше коляда (поет):  «Уродилась Коляда накануне Рождества, на Коляду прибыло дню на куриную ступню». На Кубани раньше колядой называли Рождество и все Святки. Молодежь, отстояв всенощную или заутреню шла веселой гурьбой по улице и собирала у белых хат кольца колбасы, сладости, орехи.

Сын: Я сегодня с ребятами, как моя бабушка в детстве, мастерю звезду из фольги и хожу по знакомым, славлю Христа, добрых хозяев. Желаю им добра и счастья (поет): «Пришла Коляда накануне Рождества. Мы ходили, мы искали Коляду святую по всем дворам, по проулочкам. Нашли Коляду у петрова двора. Петров-то двор – железный тын, среди двора три терема стоят: во первом терему – светел месяц, в другом терему – красно солнце, а в третьем – часты звезды. Здравствуй, хозяин с хозяюшкой, на долгие года, на многие лета».  

Отец: Под месяцем славят хозяина, под солнышком хозяюшку, а под звездами – детей. Рождество – наш семейный праздник, который мы отмечаем по традиции, это встреча самых близких и родных людей. За мирной беседой, радуясь приходу нашего Спасителя, мы можем ощутить наше родство, любовь друг к другу, к нашим вековым традициям, без которых не было бы нашей истории, нашей Кубани, нашей Родины.

(После представления проекта выступающие одаривают присутствующих небольшими подарками)

Учитель: Дорогие гости, понравилась вам такая семейная традиция? А что такое традиции, зачем они нужны? (ответы учащихся). Все приходят к выводу, что традиции помогают воспитывать лучшие нравственные качества в детях. Слайд 8

- а какая роль в семье отводится старшим?

-  какая роль  - детям?

- как в этом стихотворении показаны семейные традиции взрослых и детей?

Ученик: ИЗ МАГАЗИНА

Продуктов набрали – наверное, тонну!

И по пути говорим     оживлённо,

И сумки несём мы  легко, не натужно,

Недаром мы с папой  с гантелями дружим.

А мама тащила бы их  еле-еле –

Она по утрам не подходит к гантелям.

Зачем ей железные эти друзья,

Когда есть у мамы и папа, и я!

Бабушка: Ну что, дорогие ребята, нашли мы с вами ответ на вопрос: «Какие качества должна иметь настоящая семья?» (любовь к ближнему  и забота друг о друге). Думаю, что здесь собрались самые дружные и самые счастливые семьи, которые придерживаются тех нравственных позиций, что когда – то определил Аввакум.  «Почитай братьев своих и сестер, не говори им ничего досадного и грубого, тем более не возносись перед ними, ибо рождены все вы одною утробою и вскормлены единою грудью; одна мать воспитала вас, и одни руки носили вас, и одинаково скорбела она сердцем своим обо всех вас и равно любила каждого из вас».

Учитель: А теперь продолжим оформлять нашу семейную открытку. Придумаем и запишем синквейн на тему «Семья» Слайд 9

Например:

Семья

Любящая, дружная

Спасает, охраняет, прощает

Человек без семьи  несчастен

Мир

- Запишите, ребята,  в открытках пожелания для своих родных и подарите открытки своим родителям (Приложение 2).

- А теперь давайте послушаем, как живут семьи нашего класса, какие семейные традиции имеют, какие ценности поддерживают.

6. Представление семейных проектов по следующим темам:

Наша родословная.        Секрет происхождения нашей фамилии.

Где мы отдыхали летом.          Герои войны в нашей семье.

Как мы отмечаем праздники: «День семьи» 15 мая и «День семьи, любви и верности» 8 июля.                                              Слайд 10

Выступающие дети и родители называют тему и цель своего проекта. Какой вклад в создание проекта внес каждый член семьи. Показывают архивный и фото материалы, презентации, знакомят со своими кулинарными традициями, рукоделием.   Затем в рабочих тетрадях за 5-7 минут все члены семей создают свои мини- проекты: «Наш семейный герб», «Наше родовое дерево», «Советы членов семьи друг другу»  (Приложение 1)  и оформляют выставку из полученных работ.

7. Рефлексия.  Итоги урока.

- дорогие ребята и взрослые, давайте подведем итоги нашей встречи и попробуем составить несколько вопросов, при ответе на которые можно было бы восстановить полученные нами знания.

- какой вывод мы можем теперь сделать?

Вывод: Семья – это объединение близких родственников, которые любят  и заботятся друг о друге  и через семейные традиции воспитывают  в детях нравственные  качества.

- почему важно знать историю своей семьи?

- закончите мое предложение «Я и не подозревал (а)…»

Учитель: Наш семейный урок подошел  к концу.  Во все времена, независимо от религий,  политических установок, люди бережно относились к новым поколениям, к семейным ценностям. Семьёй возродится Россия.  Именно крепкими семейными узами всегда была связана не только высокая духовная и нравственная основа общества, но и сила российского воинства, российской культуры, российской истории. Думаю, мы продолжим с вами эти прекрасные традиции и постараемся сделать так, чтобы каждая наша семья стала счастливой и процветающей и выполнила свой долг перед обществом.   Мир вашему дому. Желаю вам крепкого здоровья, долгих лет жизни и нежной заботы родных!



Предварительный просмотр:

Отзыв

на урок «Род и семья – нравственные истоки в истории человечества» в 4 классе, проведенный Голубевой В. Ф., учителем МАОУ СОШ № 3 г. Гулькевичи

Использование современных образовательных технологий в практике обучения является обязательным условием интеллектуального, творческого и нравственного развития учащихся.

Современный урок ценен не столько получаемой на нем информацией, сколько обучением в ходе его приёмам работы с информацией: добывания, систематизации, обмена, эстетического оформления результатов, а также духовно-нравственным воспитанием, которое получают ученики. Этого и добивается на своем занятии Виолетта Федоровна.  Учитель удачно использует педагогические технологии, учитывая возраст и психологические особенности младших школьников. В начале деятельности с помощью приемов учебно-исследовательской технологии педагог проводит работу по развитию исследовательских навыков своих учеников в процессе определения ими темы и задач урока, при работе с текстом учебника.   Это позволяет формировать у учеников творческий потенциал, целеустремлённость, мобильность, коммуникабельность. Обобщение полученных знаний ведется через игровые приемы, что повышает интерес учеников к изучаемому предмету. За урок ученики сменяют и виды деятельности (исследование,  проектирование, прогнозирование, сценирование); и формы работы (фронтальная, в парах, продуктивное чтение при работе с учебником).

Составление словаря терминов способствует систематизации и усвоению материала курса светской этики,  происходит накопление фактов, выделяются ключевые понятия и определяется их смысл; понятия закрепляются через использование их в собственной речи, и таким образом входят в активный лексический запас учащихся. Учитель организует   творческие формы работы, развивает навыки публичного выступления и  информационно-коммуникативные. 

Замысел занятия реализован полностью и способствует  формированию ключевых компетенций: в предметной области,  в проектно-аналитической и в исследовательской деятельности. На уроке поддерживался благоприятный климат, сохранялось личностно-гуманное отношение к обучающимся. К подготовке и проведению урока учитель использовал помощь родителей, что привело к более тесному сотрудничеству семьи и школы в области воспитания.

__________________________/ Синянская В. А., методист МКУ «РИМЦ»/


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока: Род и семья – истоки нравственных отношений в истории человечества Автор – Голубева В. Ф., учитель русского языка МАОУ СОШ № 3 г. Гулькевичи

Слайд 2

Любовь к родине начинается с семьи. Ф. Бэкон Лучшее, что отец может сделать для своих детей, - это любить их мать. Теодор Хесберг

Слайд 3

Настоящая семья Мне бабушка сказку расскажет, И сделает сладкий пирог, И даст мне немножечко пряжи, Чтоб с кошкой побегать я мог! А дед мне подарит рубанок, Гвоздей принесёт, молоток, И будет готов спозаранок Скворечник у нас и совок! А папа возьмёт на рыбалку, Расскажет о травах лесных Мы рядом, немного вразвалку пойдём мимо елей грибных. Грибов наберём на опушке, Затейливый корень найдём, В забытой лесничей избушке Мы чаю с малиной попьём А мама, склоняясь над кроваткой, Спокойную песню споёт, На цыпочках выйдет украдкой И добрые сны позовёт! А в окна врывается ветер, Я думаю, долго не сплю: Ну чем мне на это ответить? Я просто их очень люблю!

Слайд 4

Основные понятия Род - это это группа людей, имеющая общего предка — основателя рода по одной линии. Семья – это ячейка общества, союз мужчины и женщины, связанных бытом, любовью, воспитанием детей Воспитание – это подготовка личности к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с нормами морали Семейные ценности – это цели и способы организации жизни и взаимодействия членов семьи.

Слайд 5

Дары волхвов В Евангелии слово «волхвы» означает звездочёт и мудрец.

Слайд 6

Собери пословицу Брат с братом Не знает печали В дружной семье Когда в семье лад Дружная семья На медведя ходят На что клад, Хорошие дети растут В хорошей семье И в холод тепло

Слайд 7

Рождество в кубанской семье Рождество –традиционный семейный праздник, это встреча близких людей. За мирной беседой, радуясь приходу Спасителя, мы ощущаем наше родство, любовь друг к другу, к нашим вековым традициям, без которых не было бы нашей истории, нашей Кубани, нашей Родины.

Слайд 8

Семейные традиции Семейные традиции — это принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение.

Слайд 9

Синквейн «Семья» семья Любящая дружная Спасает хранит прощает Человек без семьи несчастен мир

Слайд 10

Наши семейные проекты Семья – это объединение близких родственников, которые любят близких, заботятся друг о друге и через семейные традиции воспитывают в детях нравственные качества.

Слайд 11

Использованные ресурсы http://4put.ru/pictures/max/222/684941.gif http://4put.ru/pictures/max/222/684830.gif https://www.google.ru/search?tbs=sbi:AMhZZisPAZWL9vt478pjUyDIeGRIgUETsHK2HS1h4mQClhk0Gdo8WWEEavG0wYI7TgxdjX2Jb6Jd1LSuDR_1_1JLfDd0rhqMM5WIK_1HYaxasVp http://olpictures.ru/kartinki-semeyynyie-tradiytsii.html https:// www.google.ru/search?tbs=sbi:AMhZZitP-d_1bG6VF12BirOrpcHf-wmEfM0HZxlbz0TUGJGjvUtjDRlcBnETYff82vX8VT-sLe4zXhnc1mThfXVsGBs-uZ4nfkqS62jr8N1PnfXWwTMeHv htpp ://orkse.org


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«РОД И СЕМЬЯ – ИСТОК НРАВСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА».

Конспект урока по курсу "Основы светской этики"....

урок по орксэ модуль "светская этика" "Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества"

Урок разработан  для 4 класса. В материале презентация и разработка урока....

« Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества»

Углубить у детей  сущность понятий род, семья, нравственные отношения и расширить знания об этих понятиях....

Конспект занятия «Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества»

Конспект внеурочного занятия по духовно-нравственному направлению «Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества»...