Урок по учебному модулю «Основы религиозных культур и светской этики» Тема урока: « Россия наша Родина»
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Тема:

«Россия –наша Родина»

Цель урока:

 

__ Расширять представление о значении и ценности Родины в судьбе каждого человека. Определить отношение каждого ученика к Родине.
 

Задачи:

— Формировать представление о России как о многонациональной стране;
— Знакомить с понятием «патриот»;
— Развивать стремление быть патриотом своей страны;
— Воспитывать чувство гордости за свою страну, ее народ и историю; 
— Систематизировать знания о государственной символике РФ.

__  Воспитывать уважительное и бережное отношение к своей малой Родине.

Обучающиеся научатся:

- гордиться за свою страну, ее народ и историю.

- анализировать поступки и соотносить их с общечеловеческими ценностями.

-высказывать свою точку зрения, отстаивать собственное мнение, принимать чужое;

 

У учащихся будут сформированы:

 

Познавательные УУД: умение осуществлять информационный поиск для выполне­ния учебных заданий; овладение навыками смыслового чтения текстов; овладение логическими действиями анализа, построения рассуждений; формирование умений планировать, контролировать и оце­нивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

 Коммуникативные УУД: готовность слушать собеседника, вести диалог, аргумен­тировать свою точку зрения; умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; .

Личностные УУД: вызвать положительное отношение к уроку; формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстни­ками;  формирование основ российской гражданской идентичнос­ти, чувства гордости за свою Родину; формирование осознания своей принадлежности к народу, стране.

Планируемый результат:

Дети должны научиться уважительно относиться к своей Родине, своему народу.

Тип урока:

изучение нового

Основные понятия:

 Россия, Родина, столица, патриот, президент, государство, символы ,малая Родина.
 

 

Виды деятельности:

Беседа,  игра, работа с иллюстративным материалом, с текстом, с пословицами, работа в парах.
 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_rodina_-_rossiya.docx31.89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

 «Оссорская средняя  школа»

                                         

Урок по учебному модулю

«Основы религиозных культур и светской этики»

Тема урока: « Россия наша Родина»

                                                                                                             Составила:

учитель начальных классов

Самарина Ольга Николаевна

                                                                                             

                                                     

п. Оссора

2016год.

Тема:

«Россия –наша Родина»

Цель урока:

__ Расширять представление о значении и ценности Родины в судьбе каждого человека. Определить отношение каждого ученика к Родине.

Задачи:

— Формировать представление о России как о многонациональной стране;
— Знакомить с понятием «патриот»;
— Развивать стремление быть патриотом своей страны;
— Воспитывать чувство гордости за свою страну, ее народ и историю; 
— Систематизировать знания о государственной символике РФ.

__  Воспитывать уважительное и бережное отношение к своей малой Родине.

Обучающиеся научатся:

- гордиться за свою страну, ее народ и историю.

- анализировать поступки и соотносить их с общечеловеческими ценностями.

-высказывать свою точку зрения, отстаивать собственное мнение, принимать чужое;

 

У учащихся будут сформированы:

Познавательные УУД: умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; овладение навыками смыслового чтения текстов; овладение логическими действиями анализа, построения рассуждений; формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

 Коммуникативные УУД: готовность слушать собеседника, вести диалог, аргументировать свою точку зрения; умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; .

Личностные УУД: вызвать положительное отношение к уроку; формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;  формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину; формирование осознания своей принадлежности к народу, стране.

Планируемый результат:

Дети должны научиться уважительно относиться к своей Родине, своему народу.

Тип урока:

изучение нового

Основные понятия:

 Россия, Родина, столица, патриот, президент, государство, символы ,малая Родина.

Виды деятельности:

Беседа,  игра, работа с иллюстративным материалом, с текстом, с пословицами, работа в парах.

Ход урока.

I. Организационный момент. Мотивирование к учебной деятельности

  1. Проверьте готовность к уроку,
  2. Пожелайте друг другу удачи,
  3. Чтобы урок пошел каждому впрок, Активно в работу включайся, дружок!

Игра «Чем мы похожи».

Учитель  приглашает в круг одного из детей на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: «Ира, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос (или мы похожи тем, что мы жители Земли, или мы одного роста и т, д.)». Ира  выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом. Игра продолжается до тех пор, пока все члены, группы не окажутся в кругу.

- Посмотрите, ребята, мы все оказались в одном большом круге, а это значит, что мы все чем-то похожи друг на друга. А еще мы держимся за руки – мы друзья.

У детей вызывается положительное отношение к уроку.

4.Чтобы определить тему сегодняшнего урока, нужно догадаться, какое слово пропущено в пословицах.

 «Нет в мире краше _______ нашей»   «У народа один дом — _______»      «Для ________ своей ни сил, ни жизни не жалей»
Попробуйте сформулировать тему урока. (Наша Родина)
— Как вы понимаете, что такое Родина? (Место, где мы родились. Страна, в которой ты живешь.)
Итак, тема сегодняшнего урока: «Россия наша Родина».

II.Актуализация знаний
— Представьте, у вас есть друг, который живет заграницей, никогда не был в нашей стране, но хотел бы о ней узнать. Вы решили ему в этом помочь. Подумайте, что его могло интересовать, что вы бы хотели включить в свой рассказ. Вспомните, как мы знакомились с разными странами, по которым совершали заочное путешествие на уроках окружающего мира в 3 классе. (На основе высказываний учащихся составляется план работы по данной теме.)
(У детей на партах карточки с таким же планом, который по ходу обсуждения может быть исправлен или дополнен.)

План.

  1. Название страны.
  2. Столица.
  3. Глава государства.
  4. Государственный язык.
  5. Символы государства.
  6. Географическое положение.
  7. Достопримечательности.
  8. Выдающиеся люди страны.
  9. Моя малая Родина.
    — Какие пункты плана, вы смогли бы осветить сразу?
    (Высказывания учащихся.)
    III. Работа по основным вопросам урока

    1. Историческое и современное имя нашей Родины
    — Давайте знакомить иностранного друга с нашей страной по порядку.
    а) — Итак, название нашего государства прозвучало в формулировке темы. Назовите столицу России.
    — А как наша страна называлась в старину? (Русь.)
    — Откуда произошло это название?
    — Прочитайте, что об этом сообщается в нашем учебнике на стр. 9 в первом абзаце.
    (Учащиеся самостоятельно читают.)
    — Что вы узнали о происхождении слова «Русь»?
    — Существуют и другие объяснения происхождения этого слова. 
    Страница 11. (Коллективное чтение.)
    — Найдите дома сведения на эту тему в других источниках информации.
    б) — А вот что говорится о современном названии нашей страны. Прочитаем на с. 6. (Коллективное чтение)
    — Как называется наша страна?
    2. Россия — многонациональная страна. Конституция
    — Что вы еще узнали из этого отрывка о нашей стране?

    — Продолжите фразу: «Моя национальность — __________».
    Ребенок принадлежит к той национальности, к которой принадлежат его родители. 
    — Представьте такую ситуацию:
    В классе появилась новая девочка. Она приехала из Казахстана. Некоторые ребята в классе предлагают остальным ребятам не разговаривать с ней, объясняя это тем, что девочка «не русская». Как ты поступишь?
    — Люди каких еще национальностей проживают в нашей стране?
    — В нашей стране проживает более ста народов. У каждого народа своя культура, обычаи, свой язык. Мы все очень разные. Но важнейшие ценности у нас одни: семья, Родина, Бог, вера, любовь, свобода, справедливость, милосердие, честь, достоинство.
    — А что еще всех нас объединяет? Найдите ответ среди пословиц, которые вы читали в начале урока.
    (У народа один дом — Родина.)
    — Наш большой многонациональный дом живет по общему закону, который называется Конституцией.
    (На доске: Конституция — Основной закон государства.)
    Принят Основной закон, по которому мы с вами живем, 12 декабря 1993 года. В нем записаны одинаковые права и обязанности граждан нашей страны, независимо от их национальности.
    — Каждый народ, проживающий в нашей стране, говорит на своем языке. А как же понимают друг друга представители разных народов?
    — Государственным языком является русский язык.
    3. Государственные символы
    — Каждое государство имеет свои символы. Какие государственные символы вы знаете? 
    Работа в парах
    На партах у детей по две карточки с текстами (о гербе — для детей, сидящих на первом варианте, о флаге страны — на втором варианте).
    — Прочитайте свой текст, постарайтесь запомнить его содержание, а затем расскажите своему соседу.

1 вариант.

Герб

Первый государственный герб появился в конце XV в. На протяжении многих веков герб несколько раз видоизменялся.
Современный герб России появился 25 декабря 2000 года. Государственный Герб Российской Федерации представляет собой четырёхугольный, заострённый в оконечности красивый щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Над орлом три короны – две малые и одна большая. Все три короны соединены лентами. В правой лапе орла – скипетр (жезл), в левой – держава (золотой шар с крестом). Это символы государственной власти.
В центре герба еще один герб. Это герб Москвы. На нем изображен всадник, Святой Георгий Победоносец. Это покровитель воинов, защитник христианской веры, устроитель и просветитель русской земли. Он на белом коне, за его плечами развевается синий плащ, в правой руке у него серебряное копьё, которое помогло ему победить змея. Чёрный змей – это символ зла. Он повержен героем. Верный конь воина топчет дракона копытами.


2 вариант.

Флаг

Под флагом сражаются за независимость своей страны воины, его поднимают во время вручения наград за спортивные победы, вывешивают во время праздников.
Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос:
верхней — белого, средней — синего и нижней — красного цвета.
Впервые трехцветный флаг России (триколор) был использован российским императором Петром Первым в конце XVII века.
Белый цвет — это цвет мира.
Синий — это вера, верность.
Красный — цвет силы и цвет крови, пролитой за Родину и ее независимость.
Флаг так же , как и герб, на протяжении веков менял свой облик. А вновь Россия обрела свой исторический трёхцветный флаг в 1991 году, и с тех пор 22 августа мы отмечаем день Государственного флага РФ.
 


При проверке спросить:
— Что рассказал тебе сосед по парте о флаге/гербе?
— Какой еще государственный символ вы знаете? (Гимн.)
— Что вы знаете о гимне?
— Слово «гимн» греческого происхождения и означает «торжественная хвалебная песнь». Слова и музыка гимна на протяжении многих веков изменялись несколько раз. Последним вариантом является гимн на слова поэта С.В.Михалкова и композитора А.В.Александрова.
— В каких случаях он звучит?
— Каждый новый день наша страна встречает и провожает мелодией гимна. Звучит гимн и в новогоднюю ночь после того, как часы на Спасской башне Московского Кремля пробьют двенадцать раз. При официальном исполнении Государственного гимна РФ присутствующие слушают его стоя, мужчины — без головных уборов, военные отдают честь.
4. Глава государства
— Отметьте в нашем плане, какие вопросы мы уже осветили.
— О чем мы еще не говорили?
— В каждой стране есть глава государства. Кто возглавляет государственную власть в нашей стране? (Президент)
— С 2012 года президентом России является Владимир Владимирович Путин.
5. Географическое положение
— Как бы вы объяснили своему другу, где находится наша страна?
(Работа с картой) 
— Страна находится в восточной части Европы и северной части Азии. Омывается водами Северного Ледовитого, Тихого и Атлантического океанов.
— Назовите государства, которые граничат с Россией.
6. Достопримечательности 
— У нашей страны самая большая территория. В нашей стране находится самое глубокое озеро в мире. Назовите его.
— В нашей стране самая длинная река в Европе. Как она называется?
— В нашей стране самые богатые запасы газа, нефти.
— Можно и дальше продолжить рассказ о нашей стране, употребляя слово «самая». 
— Используя текст учебника и другие источники информации, дома составьте рассказ о природных богатствах и других достопримечательностях нашей страны.
7. Знакомство с понятием «патриот»
— С каким чувством мы будем об этом рассказывать?
— А как называют человека, который любит свою Родину? (Патриот)
— Вставьте пропущенные слова:
Патриот – это человек, который любит свою ______, гордится _______, бережет ______, уважает ______, стремится ______, защищает______ .
— Кто из вас может сказать иностранному другу, которому мы рассказываем о нашей стране: «Я патриот своей Родины.»

8.Беседа о малой Родине.

Ребята, послушайте стихотворение.

               Океаном рожденная бухта

        Создана здесь нарочно как – будто;

        Специально – от гнева его!

        Охранять и беречь пароходы –

        Редко, правда, сюда кто заходит;

        А зайдя,- благодарны за все!

Прочитайте выделенное слово. О какой же Родине сейчас пойдет речь?(Выслушиваются ответы детей)

Сейчас я приглашаю вас на экскурсию  в прекрасный уголок  нашего удивительного края - поселок Оссора.

        Вряд ли кто из нас сейчас может представить на месте нашего поселка бескрайнюю тундру, подступающую к  самому морю. А ведь 80 лет назад здесь были ягельники, и паслись большие стада оленей. А около озера стояли 3 юкольника и несколько землянок.

        Богатым рыбным было озеро, вдоль которого вырос поселок. Неглубокое, чистое, теплое оно каждый год становилось огромным нерестилищем лососей.

        Именно  рыбе - главному богатству  нашего Карагинского  района -

 обязан поселок своим названием "Оссора", которое восходит к корякскому АСОРАН - "Дом горбуши"

        Летом 1936 года было выбрано место для строительства нового административного центра под руководством участника Камчатской землеустроительной экспедиции Василия Степановича Шаталова.

        С 1937 года началось строительство поселка. В первую очередь были построены продовольственные склады, центральная усадьба Карагинского  оленесовхоза, рыбокомбинат.

                                     

ОССОРА: ЦИФРЫ И ФАКТЫ

        Поселок Оссора расположен на берегу одноименной бухты Карагинского залива Берингова моря.

        Основан в 1937 году по заказу правительства СССР для обоснования оплота обороны от японцев и других потенциальных интервентов на Востоке.        

        Население на 2009 год составило 2170 человек.

        Площадь около 5 кв. км.

        Основное занятие населения: рыбодобывающая промышленность, госслужба.

Море, горы и озера -  это все моя Оссора.

Здесь себе я господин, потому что не один.

Море, море - океан, не растет трава - бурьян,

Чайки вольные летят, кораблю пристать велят.

Где - то там,  за океаном все оставил позади,

Залечил мне ветер раны,

Счастье будет впереди.

Пусть родня моя не плачет, не жалейте вы меня.

Кораблей встречаю мачты,-

Дом в Оссоре и семья.

Здравствуй, друг,

Амто, мой брат, я тебя увидеть рад.

Знаю, тундра - это дом,

Если ты хозяин в нем.

Край оленный,  рыбный край,

Щедрый зреет урожай,

Если в нем одна семья,

Если все мы здесь друзья.

- Вам еще предстоит своими поступками, своими делами доказать, что вы патриоты нашей многонациональной великой Родины.
IV. Итог. Рефлексия
— Закончите одну из фраз. (Опоры на доске.)

Сегодня на уроке я узнал________

На этом уроке я похвалил бы себя за ________

После урока мне захотелось ________

Сегодня я сумел ________

V. Домашнее задание:
а) прочитать текст на стр. 6 – 10;
б) выполнить задания № 1, 2, 3, 6 к этому тексту;
в) составьте рассказ о природных богатствах или других достопримечательностях нашей страны или нашего края.(по выбору учащихся)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курс "Основы религиозных культур и светской этики" тема "С чего начинается Родина"

Урок по основам религиозных культур и светской этике" модуль "Светская этика"...

«Основы религиозных культур и светской этики» Тема урока: «Любовь и уважение к Отечеству».

Урок по курсу "Основы светской этики" в 4 классе с презентацией....

Методическая разработка урока по программе «Основы религиозных культур и светской этики» Тема урока: «Добро и зло». 4 класс

Цели и задачи:1.     познакомить с понятиями «добро и зло»;2.     воспитывать нравственные чувства и этическое сознание....

ПРОЕКТИРОВАНИЕ УРОКА ПО УЧЕБНОМУ КУРСУ «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ «РОССИЯ – НАША РОДИНА»

Духовно-нравственное становление личности патриота своей страны подразумевает систему целенаправленной учебно-воспитательной работы. Немалую роль в этом процессе приобретают уроки учебного курса &laqu...

Основы религиозных культур и светской этики Тема урока: «Дружба» Модуль «Основы светской этики»

Цель: развитие духовных ценностей у детей через формирование понятия-дружбана основе разбора рассказа В.Ю.Драгунского«Он живой и светится…»Задачи.Образовательные:  Углубить пре...

Урок по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» по теме: «Доброта. Быть милосердным.» 4-й класс

Тема: Доброта. Быть милосердным.Цели: Ознакомить детей с одной из высших форм гуманизма - милосердием. Воспитывать у учащихся доброту, чуткость и гуманность. Вырабатывать положительные привычки поведе...