ОРКСЭ модуль ОПК Учебник: А.В. Кураев «Основы православной культуры». Урок 7. Тема: «Христос и его крест».
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Быконя Инна Александровна

Тема: «Христос и его крест».

Цель урока: Раскрыть значение православного креста.

Тип урока – открытие новых знаний.

Обязательный минимум содержания: Боговоплощение, Голгофа, жертва Христа, распятие (Н),символика креста (П).

(Н – необходимый уровень, П – повышенный уровень.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opk_urok_7_hristos_i_ego_krest.docx49.95 КБ
Microsoft Office document icon kartochka_s_zadaniyami_urok_7.doc35 КБ
Файл samoanaliz.docx18.19 КБ

Предварительный просмотр:

ОРКСЭ модуль ОПК

Учебник: А.В. Кураев «Основы православной культуры».

Урок 7.

Тема: «Христос и его крест».

Цель урока: Раскрыть значение православного креста.

Тип урока – открытие новых знаний.

Обязательный минимум содержания: Боговоплощение, Голгофа, жертва Христа, распятие (Н),символика креста (П). (Н – необходимый уровень, П – повышенный уровень.)

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)

Ι. Актуализация знаний.

1 2 3

Задание 1.            1) Прочитайте стихотворение (про себя). Подчеркните ключевые слова в стихотворении, определите главную мысль.

Защитник наш и знак победы

Христа над смертью и грехом,

Крест отведет любые беды

В домах, в пути, в лесу глухом.

Пред ним трепещут силы ада,

С ним человек не победим!

Нам только не лениться надо

Почаще осеняться им.

                                                                   Е.Санин

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. 

3. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

4. Преобразовывать информацию из одной формы в другую. 

II.

Формулирование темы (проблемы) и цели (конечный результат) урока.

  1. 1

2)Сформулировать тему (проблему) урока (работа в парах):

«Христос и Его крест».

Цель урока (конечный результат):

«Раскрыть понятие православного креста».

                                                         

III.

Введение нового знания.

1 2  3 4   1 2  3 4   1 2 3 4  4 

1. Выполнить  задание в рабочей тетради.

Работа с учебником (с.24 – 27), составление плана урока (в парах).

1. Боговоплощение (с.24 – 25).

2. Голгофа (с.25).

3. Жертва Христа (с.25 – 26).

4. Распятие (с.26 – 27).

5. Символика креста (с.27).

2.1. Боговоплощение.

- Как называется книга, в которой есть всё; и в переводе с древнего греческого языка переводится, как «КНИГИ»? (БИБЛИЯ).

- Ветхий Завет – Бог обещал людям Божественного Спасителя и приготовлял их принять Его через пророчество о Нем, прообразы и законы.

- Новый Завет – Бог действительно даровал людям Божественного Спасителя, единственного сына своего Иисуса Христа.

- Когда при каких обстоятельствах Бог дает такое обещание?  (Грехопадение, изгнание из рая).

- В яслях спал на свежем сене Тихий крошечный Христос…

Рождество Христово – начало новой эры.

Лента времени:

                РХ

http://festival.1september.ru/articles/526801/2.gif

По преданию от Адама до Рождества Христова ~5 508 лет.

Икона «Рождество Иисуса Христа» - рассмотрите её и попробуйте ответить на вопросы:

1. О чем говорят тугие пелены Младенца Христа?
2. О чем говорит место Его рождения – простой хлев?
3. Почему Богородица не смотрит на Младенца?

Вывод: Боговоплощение  - это значит, что Бог воплотился в человеке

(принял человеческую плоть) и стал Богочеловеком.

2.2. Голгофа.        

Самостоятельная работа по карточкам.

Задание 2.       Выбери правильный ответ.

Что буквально означает слово «Голгофа»?

  • Гора на окраине Иерусалима
  • Одна из книг Библии
  • Имя человека

Проверь себя по учебнику, прочитав с.25.

- После распятия Христа, что стало означать слово «ГОЛГОФА»?

(Голгофа означает страдание, высшее и жертвенное служение правде.)

- Для чего Христос добровольно идет на крест?

(Жизнь – Смерть – Бессмертие. Христос хотел принести всем людям ДАР светлого БЕССМЕРТИЯ.)

Вывод: Голгофа - означает Страдание, высшее и жертвенное служение правде.

Физминутка для глаз «Космос».

В толковом словаре слово «космос» объясняется так: «Вселенная, мир».

А мы с вами сейчас говорим о том, что Бог, по учению православной церкви, создавший нашу вселенную, стал Человеком и для спасения человечества Он восходит на крест.

2.3.Жертва Христа.

Страстная седмица

  • Носит эта неделя особое название – Страстная, потому что именно в эти дни вспоминаются страсти – страдания Спасителя: то, как Он был предан и казнен жестокой казнью – распят на Кресте.
  • Церковь предлагает верующим богослужения Страстных дней, где они приобщаются к скорбному пути Христа, молитвенно в нем участвуя, чтобы потом вместе с Ним встретить Пасху, празднуя светлое Христово Воскресение.

Великая Среда: предательство Иуды.

(Жестокие, лицемерные старейшины решили убить Христа. Жадный и сребролюбивый Иуда, один из двенадцати учеников, предал им Учителя, получив за это тридцать сребреников.)

Великий четверг: Тайная вечеря. (Таинство Евхаристии.)

Поцелуй Иуды. Взятие Иисуса Христа под стражу.

Он был один.

Быть не могло другого,

Кто мог бы с Ним

ту чашу разделить:

Принявший плоть

Сын Божий,

Божье Слово,

Один лишь мог

мир грешный

искупить.

Допрос у Каиафы. Без боязни

Стоял Христос. Он знал все наперед:

Его распнут, и Он готов был к казни,

Которой будет требовать народ…

Задание 3 (на карточке).      

Богослужение Великого Четверга посвящено воспоминанию:

  1. Крестных страданий Спасителя
  2. Погребения Господа Иисуса Христа
  3. Последних бесед Спасителя с народом и учениками
  4. Совершения Тайной вечери

Вывод: Жертва Христа – заключается в том, что Христос добровольно идёт на казнь, позволяет распять Себя на кресте.

Он отдает Свою Жизнь, ради спасения Жизни других людей.

2.4. Распятие.

Великая Пятница.

Казнь распятия на кресте была самой позорной, самой мучительной и самой жестокой. Мучения распятого человека невозможно описать. Такой смертью казнили в те времена только самых отъявленных злодеев: разбойников, убийц, мятежников и преступных рабов.

Суд у Пилата.  

Чтение учителем отрывка из учебника (3 абзац с.26): «Пилат сказал Иисусу…».

- О чём этот отрывок? Какая главная мысль в этом тексте?

(Даже царь не может сделать ничего, если не будет дано  свыше.)

Распятие.

Лукаво выданный Своим учеником,

Он был жестокому подвергнут поруганью:

Увенчан тернием,

и предан бичеванью,

И осуждён на смерть неправедным судом,

И был Он на кресте позорно пригвождён.

Обагрена земля божественною кровью,

Но с высоты креста изрёк прощенье Он,

Учивший воздавать за зло любовью.  

                                          А.Круглов

Молитва Христа на Кресте:

«Отче! Прости им, ибо они не ведают, что творят!»

Крест Христов стал восприниматься христианами не только как орудие пытки и казни, но и как знак любви Бога к людям.

Вывод: Распятие - это самая страшная казнь.

Физминутка.

2.5. Символика креста.

Православный крест ставится на храмах, на Евангилии…

На православном кресте есть три поперечные перекладины.

Задание 4 (на карточке).      

Расшифруй надпись на верхней перекладине креста

(можно использовать материал учебника на с.27).

I_________________________

Н________________________

Ц________________________

I_________________________

- Как ты считаешь, можно ли носить крест ради украшения? Почему?

(Если у человека на груди крест, значит, сердце, бьющееся в этой груди, принадлежит Богу. Такой человек готов пойти за Христом и поступать, как Он. Знак креста: посвящение Богу ума, чувств и дел.)

Объяснение символики креста.

Работа в группе*.

Попробуйте объяснить, почему для православного человека игра в карты  – это грех?  Что означают масти игральных карт?

- Все четыре картежные «масти» подразумевают не что иное, как крест Христов («крести») вместе с другими равнопочитаемыми у христиан священными предметами: копьём («пики»), губкой («черви») и гвоздями («бубны»), то есть всё то, что было орудиями страданий и смерти Божественного искупителя.

   Распятый со Христом нераскаянный разбойник, подобно нынешним картежникам, хулил крестные страдания Сына Божия. А разбойник благоразумный, подавая всем пример, покаялся на кресте и тем наследовал вечную жизнь с Богом.

3 4

Проверка работы в группах по алгоритму самооценки.

Вопросы к ученикам, выполнявшим работу:

– Что вам нужно было сделать в задании?

– Удалось ли правильно решить поставленные задачи?

– Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты?

– Вы решили всё сами или с чьей-то помощью?

– Какого уровня сложности было задание?

– Оцените свою работу.

Личностные результаты

1. овладение начальными навыками адаптации в изменяющемся и развивающемся мире,

2. развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах в православной христианской традиции

3. развитие этических чувств, доброжелательности, эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей,  

4. развитие навыков сотрудничества, умение находить выходы из спорных ситуаций.

Регулятивные УУД

1. Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему (тему).

2. Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; совместно с классом.

3. Учиться работать по предложенному учителем плану. 

4. В диалоге с учителем и другими учащимися учиться определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Коммуникативные УУД

  1. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
  2. Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
  3. Развиваем умение слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
  4. Читать про себя тексты учебников и искать ответы, проверять себя, отделять новое от известного, выделять главное, составлять план.

ТОУУ

IV. Повторение и закрепление изученного.

3 2 4 1

Составьте «Синквейн» к слову: «Крест».

(Образец  уч-ся 4 класса, 2013г.)

V. Итог.

  1. 4  1 2

– Что вам показалось на уроке самым интересным?

- Достигли ли мы цели урока?

(Цель урока:«Раскрыть понятие православного креста».)

– Как бы вы оценили свою работу на уроке? 

В рабочей тетради поставьте цифры 1, 2, 3 и рядом символы, соответствующие вашей самооценке:

  1. Активность на уроке:

Высокая (       ), средняя (        ), низкая (       ).

  1. Было интересно:

всегда, часто           ,   иногда, редко           ,     никогда            .

  1. Как ты понял новую тему?

отлично         ,   хорошо (были затруднения)       , не понял        .

Можно изобразить лестницу из пяти ступенек и поставить себя на ту ступеньку, которая соответствует уровню усвоения новой темы.

 

ТОУУ

VΙ.  Домашнее задание.

1) Рассмотрите православный крест, нарисуйте его (Н); объясните каждую из составляющих его частей* (П).

2) *Самостоятельная творческая работа (П). 

Тема сообщения: «Жертва и воскресение», «Туринская плащаница»,



Предварительный просмотр:

Урок 7.

Задание 1.            1) Прочитайте стихотворение (про себя).

Подчеркните ключевые слова в стихотворении, определите главную мысль.

Защитник наш и знак победы

Христа над смертью и грехом,

Крест отведет любые беды

В домах, в пути, в лесу глухом.

Пред ним трепещут силы ада,

С ним человек не победим!

Нам только не лениться надо

Почаще осеняться им.

                                                                   Е.Санин

2) Сформулируйте тему (проблему) и цель (конечный результат) урока.

Задание 2.       Выбери правильный ответ.

Что буквально означает слово «Голгофа»?

  • Гора на окраине Иерусалима
  • Одна из книг Библии
  • Имя человека

Проверь себя по учебнику, прочитав с.25.

Задание 3.      Богослужение Великого Четверга посвящено воспоминанию

  1. Крестных страданий Спасителя
  2. Погребения Господа Иисуса Христа
  3. Последних бесед Спасителя с народом и учениками
  4. Совершения Тайной вечери

Задание 4.      

Расшифруй надпись на верхней перекладине креста

(можно использовать материал учебника на с.27).

I ________________________________

Н________________________________

Ц________________________________

I ________________________________



Предварительный просмотр:

Самоанализ

урока  ОРКСЭ модуль ОПК «Христос и Его крест».

Данный урок  является седьмым уроком в изучении данного курса, основной акцент делается на формирование основных понятий (Боговоплощение, Голгофа, Жертва Христа, Распятие, Символика креста).  

Процесс познания нового основан на организации самостоятельной работы практического характера, что стимулирует учебно-познавательную деятельность учащихся. Выполняя  исследование учебного материала, предложенного автором А.Кураевым, учащиеся приходят к самостоятельному выводу.  Кроме этого, они  становятся  активными участниками эвристической беседы, в которую их  вовлекает учитель.

Основными формами организации  учебной деятельности является фронтальная, групповая, парная  и индивидуальная формы работы. Активное включение детей в учебный процесс происходит за счет спланированного процесса целеполагания, постановки проблемного вопроса и составление плана работы на уроке.

Основные методы обучения: репродуктивные, развивающие, проблемно поисковые, словесно-дедуктивные, наглядно-дедуктивные, практические.

Выбранные средства обучения  способствуют  лучшему восприятию и усвоению материала.

При подготовке и проведении урока использовались следующие педагогические технологии: ИКТ, игровые, личностно-ориентированные, здоровьесберегающие, индивидуальный и дифференцированный подход к обучению, проблемное обучение.

При изучении новой темы дети в парах и в группах выполняют проблемно-поисковые задания, затем делают общий вывод.

Первичное закрепление материала проводится в форме анализа и обобщения после знакомства с каждым понятием.

Использование  мульдимедийных технологий  позволяет не только усилить наглядное представление  изучаемого материала, но и способствует более осмысленному его усвоению. Слайдовая презентация содержит весь необходимый  наглядный и практический  материал. Все это позволяет повысить плотность урока и оптимально увеличить его темп.  

Для предупреждения утомляемости  эффективно спланированы валеологические минутки, которые содержат упражнения для снятия мышечной усталости и психологической разгрузки.

Итоговая проверка знаний осуществляется при помощи составления Синквейна к слову «Крест», способствующего более глубокому усвоению темы.

Домашнее задание дифференцировано (необходимый и повышенный уровни).

Таким образом, на уроке формировались следующие компетенции:

Учебно-познавательные компетенции:     ставить проблему, цель и организовывать её достижение, организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности; отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;     формулировать выводы;     иметь опыт восприятия картины мира.

Информационные компетенции:     владеть навыками работы с учебниками, самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, уметь выделять в них главное и необходимое.

Коммуникативные компетенции:   корректно вести учебный диалог;     владеть разными видами речевой деятельности (диалог, чтение, письмо), владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы.   

Ценностно-смысловые компетенции:     формулировать собственные ценностные ориентиры по отношению к предмету;      владеть способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект урока по "Основам православной культуры"в 4 классе "Христос и Его Крест"

Данная разработка содержит  описание проекта урока по теме :"Христос и Его Крест" с подробным  изложением деятельности учителя и учеников,  а также формирование УУД на различных этапах ...

Основы православной культуры и светской этики. Модуль "Основы православной культуры" Урок "Монастыри"

Предмет "Основы православной культуры и светской этики" совсем недавно вошёл в нашу жизнь. Материалы к урокам очень обширны. Готовясь к открытому уроку я снова и снова открывала что-то новое и интерес...

Курс ОРКСЭ. Модуль Основы православной культуры. Урок "Храм".

Цель урока: создать представление о назначении православного храма и его устройстве....

Методическая разработка урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». Модуль «Основы православной культуры», урок № 26. Тема урока: «Отношение христианина к природе»

Еще совсем недавно в наших школах появился предмет «Основы религиозных культур и светской этики», а в рамках этого предмета – модуль «Основы православной культуры». Несмо...

ОРКСЭ модуль: "Основы православной культуры" Урок 24. Тема: "Таинство причастия"

ОРКСЭ модуль: "Основы православной культуры"Урок 24. Тема: "Таинство причастия"Цель урока: дать детям представление о таинстве Причастия и о значении его в жизни православных христ...