«Экологическое краеведение как средство развития нравственного воспитания младших школьников»
проект по орксэ (4 класс) на тему

Тарарыкина Наталья Вячеславовна
Каждый человек любит то место, где он родился и живёт. Это место и есть его родной край. Никогда не забывается свой дом. Всегда помнится дорога в школу, родное селение и его незабываемые окрестности. Отсюда, от порога родного дома, начинается любовь к своей Родине. Знать свой край – его природу, историю – не менее важно, чем знать историю своего государства, зарубежных стран. Осознание уникальности, неповторимости своего края заставляет бережно относиться к своей Малой Родине, заботливо сохранять народные традиции. Знание прошлого своего края помогает лучше понять его настоящее, прогнозировать будущее. Необходимость активизировать процесс воспитания нравственности в младшем школьном возрасте нашла отражение и в содержании «Федерального государственного образовательного стандарта». Портрет выпускника начальной школы включает в себя такие личностные характеристики: любящий свой народ, свой край и свою Родину, уважающий и понимающий ценности семьи и общества, неравнодушное отношение к экологическим нарушениям. Цель работы – эколого-краеведческая деятельность как одна из форм развития личностных, метапредметных и познавательных результатов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования Московской области

Региональная система повышения квалификации

ГАОУ СПО МО «ГПК»

Итоговая практико-значимая  работа

Тема: «Экологическое краеведение как  средство развития нравственного   воспитания младших школьников»

по курсу кафедрального учебного модуля

«Краеведение как инновационное направление  внеурочной деятельности учащихся в соответствии ФГОС НОО нового поколения»

Выполнила: слушатель КПК

Тарарыкина Наталья Вячеславовна,

учитель начальных классов

МОУ СОШ №11 г. Серпухова

Научный руководитель

Хохлова Ю.Г.

Серпухов, 2016 г.


                                     Содержание

Введение ……………………………………………………………………           3

I. Основная часть. Теоретическое обоснование   развития   нравственного воспитания младшего школьника средством эколого-краеведческой деятельности 

  1. Теоретическая значимость развития нравственного воспитания    младших школьников средством  эколого-краеведческой деятельности…………………………………………………………..4 .
  2. Направления и формы  эколого-краеведческой деятельности в рамках внеурочной деятельности……………………………………………………………    5

II. Практическая часть.

 2.1  Исследовательская деятельность «Заповедные зоны Подмосковья» …………………………………………………………………………………………8

2.2    Экологический  проект «Заповедные зоны Подмосковья» 4 класс …………………. ………………………………………………………………20

Заключение ………………………………………………………………….     23

Литература …………………………………………………………………       24


                                                              Введение:

     «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь?

     Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству…»

                                                                                                            Д.С . Лихачев Актуальность. 

Каждый человек любит то место, где он родился и живёт.  Это место и есть его родной край. Никогда не забывается свой дом. Всегда помнится дорога в школу, родное селение и его незабываемые окрестности. Отсюда, от порога родного дома, начинается любовь к своей Родине. Знать свой край – его природу, историю – не менее важно, чем знать историю своего государства, зарубежных стран. Осознание уникальности, неповторимости своего края заставляет бережно относиться к своей Малой  Родине, заботливо сохранять народные традиции. Знание прошлого своего края помогает лучше понять его настоящее, прогнозировать будущее.

        Необходимость активизировать процесс воспитания нравственности   в младшем школьном возрасте нашла отражение и в содержании «Федерального государственного образовательного стандарта». Портрет выпускника начальной школы включает в себя такие личностные характеристики: любящий свой народ, свой край и свою Родину, уважающий и понимающий ценности семьи и общества, неравнодушное отношение к экологическим нарушениям.

 Цель работы – эколого-краеведческая деятельность как одна из форм  развития личностных, метапредметных и познавательных  результатов.  

В соответствии с целью  намечены следующие задачи:

  • изучение  и анализ научно-методической литературы по теме

работы;

  • определение оптимальных условий

развития личности младшего школьника

посредством эколого-краеведческой деятельности ;

  • показ места  и роли разных форм

эколого-краеведческой деятельности  

в развитии личности младшего школьника;

  • анализ, результативность.

      I.Основная часть. Теоретическое обоснование развития нравственного воспитания младших школьников средством эколого-краеведческой деятельности. 

« Краеведение – это радость подробного узнавания жизни, прирастание сердцем ко всему, что постоянно формирует у человека понятие «Отечество».
В. Песков.

     1.1Теоретическая значимость развития нравственного воспитания    младших школьников средством  эколого-краеведческой деятельности

     Экология и краеведение – две темы в образовательно-воспитательном процессе сегодня являются взаимодополняемыми и очень актуальными.     Краеведение и экология позволяют учителю решать вопросы нравственного воспитания. Они включаются в состав базисной культуры  человека, который учит ориентироваться человека в природе, требует бережного отношения к природе, помогает ориентироваться в явлениях общественной жизни и деятельности, в себе самом.

     Важность воспитания любви к  родному краю, бережное, разумное отношение к природным богатствам переоценить сегодня  невозможно. Учитель  видит своей задачей формирование человека, который в шкале ценностей ставит охрану жизни и среду обитания на первое место.

      Известно, что по своей природе ребенок – пытливый исследователь и открыватель мира. Пользуясь этими качествами, учитель стремится раскрыть перед ним  многообразие и богатство мира. Вместе с учителем  ему предстоит усваивать нормы  и правила экологически обоснованного взаимодействия с окружающим миром, трансформировать эти правила в привычки. Педагог  стремимся к тому, чтобы у  детей возникала потребность в экологических и краеведческих знаниях, а те в свою очередь останавливали бы  ребенка перед прекрасным и уже развивали потребность в самовыражении через творческую деятельность, через созидательную деятельность.

     Эколого-краеведческое образование  интересно тем , что и учитель, и ученик являются исследователями, наблюдателями, экспертами, участвуют в поисковой деятельности, цель которой – найти что-то новое в привычном, раскрыть тайны окружающего мира. .

      Близость к природе убеждает учащихся беречь ее богатства, сохранять и приумножать созданное усилиями поколений.  Школьники становятся ее добрыми друзьями и защитниками. Любовь к природе у людей, способных понимать ее живую красоту, постепенно сливается с чувством Родины, переходит в глубокие патриотические убеждения. Краеведческие занятия воспитывают жажду познания, формируют устойчивый интерес к поискам нового и тем самым способствуют развитию творческой мысли.

1.2.Направления и формы  эколого-краеведческой деятельности в рамках внеурочной деятельности.

     Начальная школа - важнейший этап интенсивного накопления знаний об окружающем мире, развития многогранных отношений младшего школьника к природному и социальному окружению, способствующий становлению личности, формированию экологической культуры.

     Экологическая грамотность школьников невозможна без глубокого знания природы родного края. Поэтому учителя максимально используют возможности краеведческого подхода в обучении.

     Эколого – краеведческое  образование  возможно лишь при условии, если содержание учебных  предметов  способствует  развитию экологически ценностных ориентаций,  т. е. позволяет   осознать  необходимость  сохранения всего многообразия жизни;  раскрывает сущность происходящих экологических катаклизмов; помогает понять современные проблемы экологии, осознать их актуальность и вызвать стремление к личному участию в преодолении экологического  кризиса, в решении экологических проблем.

     В решении задач эколого - краеведческого образования учащихся начальной школы важное место занимает краеведческий подход, предполагающий комплексное изучение природы родного края. Выяснение роли школьной краеведческой работы в общей системе воспитания, в практике учебно-воспитательной работы образовательного учреждения позволяет рассматривать школьное краеведение как систему, представляющую комплекс элементов, находящихся в определенных организационно-методических взаимосвязях и взаимоотношениях. Школьная краеведческая работа активизирует весь учебный процесс в школе, а сам характер краеведческой деятельности дисциплинирует учащихся, сплачивает их в дружный коллектив и позволяет удовлетворить индивидуальные запросы и интересы каждого школьника, а также помогает учителям осуществить системный личностно-ориентированный подход в воспитании.

     Для получения наилучших результатов по экологическому образованию учащихся начальной школы целесообразно включать их в разнообразные виды эколого-краеведческой деятельности: познавательную, коммуникативную, ценностно-ориентационную, художественно-эстетическую, трудовую природоохранную.

     Основными формами работы по эколого - краеведческому образованию младших школьников с использованием краеведческого материала являются: урок, факультатив, экскурсии, туристические походы, беседы, игры, исследовательские проекты, индивидуальные учебные задания, конкурсы,  праздники, викторины и др.

     Среди разнообразных методов обучения успешно могут быть использованы такие, как наблюдение, «мозговой штурм», ролевые игры, обсуждение, педагогические ситуации, пример, упражнение, рефлексия, эмпатия и др.

     К наиболее результативным средствам эколого - краеведческого образования учащихся следует отнести, прежде всего, этнопедагогические средства (сказки, мифы, народные приметы, пословицы, и т.д.), окружающую природную среду, наглядный и дидактический материал, оборудование для исследовательских работ, краеведческую и учебную литературу, произведения изобразительного искусства и др.

     Основными и достаточными для совершенствования экологического образования младших школьников на основе краеведческой работы являются следующие педагогические условия:

  • - четкая организация и сплочение детского коллектива на основе совместной деятельности учащихся;
  • - сочетание учебной и внеклассной работы по экологическому воспитанию школьников;
  • - экологическая культура учителя;
  • - использование возможностей семьи в формировании у детей бережного отношения к природе;
  • - усиление практической направленности природоохранной деятельности младших школьников;
  • - совокупность учебных заданий краеведческого характера;
  • -  оптимальное сочетание традиционных и нетрадиционных форм и методов обучения.

     Результатом краеведческого подхода в эколого-краеведческом образовании младших школьников является осознание детьми разнообразия связей между живой и неживой природой, между живыми организмами, обитающими в своем крае, многопланового значения природы, потребность общения с родной природой, бережное отношение к живому.

     Школьное краеведение имеет две взаимосвязанные стороны -- краепознание и краестроительство. При проведении эколого-краеведческой работы необходимо помнить оба эти условия, так как только в процессе практической деятельности по сохранению и улучшению окружающей среды формируется бережное отношение, а затем и ответственное отношение к природе.

     Взаимосвязь двух сторон краеведения осуществляется при организации различных видов деятельности учащихся -- познавательной, ценностно-ориентационной, коммуникативной, художественно-эстетитечской, трудовой -- в их совокупности.

     Ценностно-ориентационная деятельность направлена на осознание учениками многостороннего значения природы для населения края и необходимости в связи с этим сохранения и улучшения природной среды. При этом природные объекты оцениваются с точки зрения для природы человека. Данный вид деятельности связан с анализом значения (оценкой) изучаемых объектов и обоснованием своей точки зрения.

     Художественно-эстетическая деятельность заключается в восприятии эстетических свойств природных объектов и произведений искусства (изобразительного, музыкального, литературного, декоративно-прикладного, зодчества, устного народного творчества: выполнение рисунков, плакатов, сочинений, посвященных природе родного края и отдельным ее объектам; сочинение и оформление экологических сказок; участие в подготовке спектаклей экологического содержания; изготовление поделок из природного материала и др.

     Трудовая природоохранная деятельность связана с сохранением и улучшением окружающей среды, благоустройством: озеленение класса и разведение комнатных растений, уход за ними, уборка территории школы, перекопка газонов, посев семян цветочных и древесно-кустарниковых пород, уход за растениями на пришкольном участке (полив, прополка, сбор насекомых-вредителей), очистка родников и т.п.

     Включение учеников в различные виды деятельности в процессе эколого-краеведческой работы соответствует деятельностно - личностному подходу в образовании и воспитании.

     Осознание специфики каждого вида деятельности и их взаимосвязи позволяют учителю более эффективно осуществлять эколого-краеведческую работу с учащимися.

     Эколого - краеведческое образование школьников может быть высокоэффективным только тогда, когда различные аспекты его содержания раскрываются во взаимодействии всех школьных дисциплин - как естественно - научных, так и гуманитарных.

     Школа, использующая в своей работе региональный компонент, является естественной лабораторией для экологического образования. Места, в которых мы живем, богаты историческими и этнографическими памятниками, флора и фауна помогают развернуть с детьми внеурочную краеведческую и экологическую работу, провести наблюдения. Задача учителей начальных классов донести до ума и сердец младших школьников то, что от состояния окружающей среды зависит состояние здоровья природы и человека.

                                II. Практическая часть

2.1. Исследовательская деятельность «Заповедные зоны Подмосковья»

Цель:1.Познакомит детей с заповедными зонами Подмосковья.

         2.Развитие интереса к уникальной природе своего края.

         3.Воспитывать ценностное отношение и любовь к окружающему миру.

Этапы проекта:

Первый этап. Разработка проекта.

Детям предлагается задание.

1)Подготовить экологические стихи о природе.

2)Подготовить загадки о растениях и животных.

Второй этап. Поиск информации.

Одна группа ребят собирает материал о редких животных и растениях Подмосковья.

Другая группа  собирает информацию о  биосферном  Приокско- Террасном заповеднике.

Третий этап. Защита проекта.

Подведение итогов.(Демонстрация презентации)

     Начинать работу по экологическому  краеведению учителю следует со сбора следующих сведений:

  • Какие заповедники находятся на территории Подмосковья.
  • Чем уникальна флора и фауна Подмосковья
  • О каких животных в прошлом свидетельствуют палеонтологические находки в Серпуховском районе
  • Какие растения  Подмосковья занесены в Красную книгу
  • Какие животные Подмосковья занесены в Красную книгу
  • Какой заповедник вошел в мировую сеть биосферных заповедников и признан эталоном природы Центральной России

     Палеонтологические находки межледниковых эпох свидетельствуют о существовании на территории Серпуховского района в прошлом таких животных, как холодный шерстистый носорог, северный олень и других, которые были приспособлены к климату.

    В послеледниковый период территорию стали заселять другие животные. Огромное влияние на безлесные пространства и населенные пункты, возделывая сельскохозяйственные культуры, оказали люди. Тем самым они благоприятствовали нынешнему состоянию животного мира. Вырубая леса, создавая открытые пространства, они, вольно или невольно, распространяли и увеличивали численности одних видов животных и угнетали других.

За последние столетия это обусловило сокращение лесных животных и увеличение степных видов. Образовалась группа животных, которые в непосредственном соседстве с человеком нашли весьма благоприятные условия для своего существования: серая крыса, домовая мышь, сизый голубь, домовый и полевой воробей, синички, ласточки и другие.

     Сегодня в Подмосковье обитает около 50 видов млекопитающих, гнездится и бывает пролетом около 300 видов птиц. Встречаются много пресмыкающихся и земноводных (более 15 видов) и особенно беспозвоночных. Повсеместно живут кроты, ежи, белки, несколько видов летучих мышей, кукушки, соловьи, дятлы. Менее многочисленные животные — заяц, лиса, лось, куница. Иногда с более южных областей заходит волк. По долинам рек встречается выдра.

    Значение диких животных в жизни людей достаточно важно и многообразно. Прежде они имели большое значение как источник мяса, пушнины, пуха, ценного сырья для изготовления лекарственных препаратов. Всего столетие назад добываемого количества рыбы, птицы, животных хватало не только для удовлетворения собственных запросов жителей, но и позволяло значительную часть полученного охотой и рыбной ловлей везти в Москву. Однако в конце XIX века в Подмосковье из-за неумеренного промысла, сведения лесов, произошло резкое уменьшение численности диких животных как источника пищевых и других продуктов. А из-за прогрессирующего загрязнения окружающей среды, браконьерства численность животных еще более сокращается. В то же время некоторые животные без защиты и помощи людей могут совсем исчезнуть с территории Московской области. Поэтому они занесены в Красную книгу. В ней насчитываются около 20 видов животных Подмосковья. Это насекомые: восковник-отшельник, степной шмель, бабочка-мнемозина, обыкновенный аполлон; рыбы: обыкновенный подкаменщик; птицы: черный аист, беркут, кречет, балобан; млекопитающие: выхухоль и зубр.
     И, наверное, не случайно, что в 12 километрах от Серпухова на левом берегу реки Оки находится Приокско-Террасный заповедник, который был основан в 1945 году. Площадь заповедника 4945 гектаров. Леса занимают 92,6% его территории.

    В 1979 году на международном форуме ЮНЕСКО в Париже заповеднику был присвоен статус биосферного. Он вошел в мировую сеть биосферных заповедников и является признанным эталоном природы Центральной России. Откуда это название у заповедника?
Дело в том, что южная сторона заповедника выходит к реке Ока, поэтому и носит название Приокского. Она спускается к левому берегу Оки огромными пологими ступенями-террасами, от которых заповедник получил еще одно название — Террасный.
Этот заповедник особый и является «перекрестком» природы. Здесь приветливые прозрачные дубравы соседствуют с угрюмыми хвойными лесами, на лугах и полянах буйствуют степные травы — ковыль и типчак. А в глухих чащах притаилась росянка круглолистная — растение-хищник.
    От ее корневища отходит розетка прикорневых листьев. Длинные черешки оканчиваются округлыми, несколько вогнутыми пластинками, которые по краям и на верхней части усажены красными волосками, а они выделяют клейкую бесцветную жидкость. Блестя на солнце, жидкость производит впечатление капелек нектара и является приманкой для насекомых. Отклеиться от листьев росянки им уже не удается.
    На небольшой территории заповедника сосредоточилась львиная доля живого богатства Подмосковья.Здесь обитает до 130 видов птиц: глухарь, птица-пешеход коростель, тетерев, перепел, птица-осоед.
Многочисленны копытные: лось, косуля, пятнистый и благородный олень, кабан.Из хищников встречаются лисицы, барсуки, куницы. Из грызунов — белки, зайцы.

     В реке Таденка водятся бобры.Это удивительные животные-строители. Они возводят свои сооружения в несколько этажей. И когда случается весеннее половодье, они спокойно поднимаются в верхние «апартаменты», где сухо и уютно.Чем ценны бобры? Многие ответят — мехом. Но дороже мехов — плотины, которые бобры строят на малых реках. Плотины позволяют создавать озерца, регулировать водосток. А ведь именно от малых речек зависит питание больших.

     Жемчужиной заповедника не зря считается зубровый питомник, который был организован на территории заповедника в 1947 году. Начало этому питомнику положили две пары зубров, завезенных из Польши в 1948 году. Здесь выращивают зубров. Зверь этот древний — ученые считают зубров современниками мамонтов.Взрослый самец в холке достигает 2-х метров, а вес его доходит до 1200 кг! Люди содержат зубров в неволе, чтобы возродить их популяцию.В 2000 году, при поддержке глобального экологического фонда с целью расширения генофонда, в Приокско-Террасный заповедник завезли группу зубров из питомников Германии. Сейчас в зубровом питомнике содержатся 38 животных.Сотрудники питомника говорят, что зубры, несмотря на грозный вид, очень мирные и смышленые животные.

     Нам, людям, нужно помнить, что заповедник — это не только прибежище для животных.Основное его значение — сохранение типичных природных ландшафтов. Ведь в каждом уголке мира должен быть островок естественной, чистой природы. Таковым и является Приокско-Террасный заповедник — наша национальная гордость.

Заключение

Слово «Экология» дословно переводится как «наука о доме», то есть о том, что окружает человека в биосфере. Изучение окружающего мира и его составляющих – растений и животных – помогает ученику по–новому взглянуть на природу. Знание закономерностей её развития поможет бережнее относиться к окружающему миру. Ученик  душой чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней, всё воспринимает с любовью. Испытывает восторг, наблюдая за тем или иным явлением или животным. Непосредственно в соприкосновении с природой у него развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира.

     Экологическое краеведение  имеет огромное значение в жизни каждого человека. Как «учебник жизни» оно решает идейные и моральные проблемы, поставленные действительностью.

     Ценность экологического  краеведения заключается в том, что оно, расширяя и обогащая знания школьников о родных местах, всесторонне развивает  личность учащихся, прививает им любовь и уважение к  родному краю, помогает полнее ощутить и осознать связь человека с природой

      Материалы данной работы могут быть использованы в практической деятельности учителей начальных общеобразовательных школ при проведении занятий во внеурочной деятельности учащихся.

                         

 Приложение.

Окружающая среда

Всё – от старой сосны у забора
До большого тёмного бора
И от озера до пруда –
Окружающая среда.

А ещё и медведь, и лось,

И котёнок Васька небось?
Даже муха – вот это да! –
Окружающая среда.

Я люблю на озере тишь,
И в пруду отраженья крыш,
Рвать чернику люблю в лесу,
Барсука люблю и лису...
Я люблю тебя навсегда,
Окружающая среда!

Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных,

Лишь на ней одной цветут,
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо.

Береги свою планету –
Ведь другой, похожей, нету!

Нас в любое время года
Учит мудрая природа:
Птицы учат пению.

Паучок терпению.
Пчелы в поле и в саду
Обучают нас труду.
И к тому же в их труде
Все по справедливости.
Отражение в воде
Учит нас правдивости.
Учит снег нас чистоте.
Солнце учит доброте:
Каждый день, зимой и летом,
Дарит нас теплом и светом.
И взамен ни у кого
Не попросит ничего!
У природы круглый год
Обучаться нужно.
Нас деревья всех пород,
Весь большой лесной народ
Учат крепкой дружбе.

В природе столько красоты!

В природе столько красоты –
Вглядись, и ты поймешь,
Зачем росистые кусты
Окутывает дрожь.

Куда, журча, ручей бежит,
Прозрачнее стекла,
О чем под вечер, в поле ржи,
Поют перепела...

Пусть станет сердцу твоему
Понятна птичья речь –
И ты научишься тому,
Как это все беречь.

(В. Чижов)

Берегите землю!

Берегите землю. Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинках солнечные блики.
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите землю! Берегите!

(М. Дудин)

Давайте вместе Землю украшать

Давайте вместе Землю украшать,
Сажать сады, цветы сажать повсюду.
Давайте вместе Землю уважать
И относиться с нежностью, как к чуду!


Мы забываем, что она у нас одна –
Неповторимая, ранимая, живая.
Прекрасная: хоть лето, хоть зима…
Она у нас одна, одна такая!

(Е. Смирнова)

Хоть трава не расти

Всё меньше нетронутых мест на планете.
По тундре разлиты озёра из нефти.
И вихри враждебные вьются из труб...
Живая природа – уже полутруп.

Поставил её человек на колени.
Всё дальше на север уходят олени...
Мы денег побольше хотим огрести.
А что после нас?
ХОТЬ ТРАВА НЕ РАСТИ.
(А. Усачёв)

Экологическое

Земля дымила дымом,
Земля пыхтела паром,
Земля травилась ядом
И взрывами тряслась.

Земля леса рубила,
Земля леса сжигала,
Земля леса топила,
Ну, словом, зарвалась.

Потом она спросила:
- А где же атмосфера?
Мне что-то стало душно,
Ах, мне нехорошо!

Ах, дайте кислороду
И чистенькую воду!
Нормальную погоду!
Но поезд-то ушел.

(Р. Алдонина

Недалекое будущее

Человек идет скучает
В одиночестве в лесу,
По дороге не встречает
Ни оленя, ни лису...

Не летит пчела на клевер,
Уток нету в камышах...
Вместо птиц китайский плеер
Заливается в ушах.

Не цветет в траве фиалка.
Рыбы нет в глубинах рек.
Слева – свалка, справа – свалка,
Посредине – человек.

Что стоишь – глядишь уныло?
Раньше думать надо было!

(А. Игнатова

Благодарность

Приехала как-то семья на пикник –
В реке поплескаться, пожарить шашлык.
Лес встретил их щедро, как добрых друзей:
Малиной попотчевал, пел соловей.

И как благодарность, на месте стоянки...
Остались пакеты, бутылки и банки.
Ох, лесом сейчас быть совсем нелегко.
Ему бы за вредность давать молоко!

(А. Сметанин

ЗАГАДКИ О РАСТЕНИЯХ

1. Она под осень умирает

И вновь весною оживает.

Коровкам без нее беда,

Она им главная еда. (Трава.)

2. Его весной и летом Мы видели одетым,

А осенью с бедняжки Сорвали все рубашки. (Лес.)

3. Все лето под нами О чем-то шептали.

К зиме под ногами

Они зашуршали. (Листья.)

4. У меня длинней иголки,

Чем у елки.

Очень прямо я расту в высоту.

Если я не на опушке,

Ветки только на макушке. (Сосна.)

5. Не балует дуб детей,

Одевает без затей.

Все в его семейке

Носят тюбетейки. (Желудь.)

6. В землю теплую уйду,

К солнцу колосом взойду,

В нем тогда таких, как я,

Будет целая семья. (Зерно.)

7. Кто любит меня,

Тот и рад поклониться,

А имя дала мне

Родная землица. (Земляника.)

8.Растет зеленый кустик,

Дотронешься - укусит. (Крапина.)

ЗАГАДКИ О ЖИВОТНЫХ

1. Домовитая хозяйка

Полетает над лужком,

Похлопочет над цветком -

Он поделится медком. (Пчела.)

2. На ромашку у ворот

Опустился вертолет,

Золотистые глаза.

Кто же это? (Стрекоза.)

3. Восемь ног, как восемь рук,

Вышивает шелком круг. (Паук.)

4. В воде она живет,

Нет клюва, а клюет. (Рыба.)

5. У родителей и деток

Вся одежда из монеток. (Рыба)

6 Что за камень у дороги?

Есть у камня хвост и ноги,

Не похож он на птенца,

А родился из яйца. (Черепаха )

7. Над водой-водицей - царевна круглолица,

Поет царевна, да так напевно,

Что все на суше затыкают уши. (Лягушка.)

8. Что за коняшки -

На всех тельняшки? (Зебра)

9. Прыг-скок трусишка,

Хвост - коротышка.

Одежда - в два цвета:

На зиму и лето. (Заяц.)

10. Землекоп почти слепой Строит город под землей. (Крот)

11. Ходит-бродит злой разбойник Без дубинок и ножа,

Все в лесу его боятся,

Кроме дядюшки Ежа. (Волк.)

12. Великан в бору живет.

Он сладкоежка, любит мед.

Когда испортится погода,

Ложится спать - да на полгода. (Медведь.)

13. Лесной «портной» не шьет сорочек,

На иглах он несет грибочек. (Ёж.)

14. Глазки изумрудные,

Шубка пуховая,

Песенки любезные,

Коготки железные. (Кот.)

15. На сене лежит,

Сама не ест

И другим не дает. (Собака.)

16. Не пахарь, не столяр,

Не плотник,

А первый на селе работник. (Лошадь.)

17. Озорной мальчишка

В сером армячишке

По двору шныряет,

Крошки собирает. (Воробей.)

18. Проживает в странах жарких,

А в нежарких - в зоопарках.

И спесив он, и хвастлив,

Потому что хвост красив.

Им любуется он сам

И показывает нам. (Павлин.)

19. По лужку он важно бродит,

Из воды сухим выходит,

Носит красные ботинки,

Дарит мягкие перинки. (Гусь.)

Тест:» Растения и животные  вокруг нас»4 класс

1.Какое из этих растений внесено в Красную книгу?

А) медуница

Б)колокольчик

В)ландыш

2. О каком растении идет речь?

Это ценнейшее лекарственное растение ,корень которого по форме напоминает человеческую фигуру.

А) венерин башмачок

Б)лотос

В)женьшень

3.Узнай животное по описанию?

Это крупный зверь тяжёлого сложения. Длина его тела достигаеттрёх метров,а высота-двух метров.

А)дровосек реликтовый

Б)зубр

В)стерх

4.Какое название биосферного заповедника Подмосковья.?

А) Приокско –Террасный

Б)Завидовский заповедник

В)Ландшафтный заказник «Теплый стан»

5.Что больше вредит сохранению памятников культуры?

а)ветер

Б)растения

В)деятельность человека

6.Какое дерево не относится к хвойным?

А)кедровая сосна

Б)лиственница

В)ясень

7.Какого лесного зверька можно легко узнать по пяти темным полоскам вдоль спины?

А)рысь

Б)бурундук

В)соболь

8.Какое растение лишнее?

А)осина

Б)вяз

В)ясень

Г)липа

9.Какие лесные животные занесены в Красную книгу?

А)лось
Б)
филин
В)жук-олень

Список литературы

1.Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя. [Текст] / А.Г.Асмолов. - М.,2010г.  

2.Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. [Текст] / Д.В. Григорьев.  - М., 2014г.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Министерство образования и науки Российской Федерации. - М., 2011.

4. Александрова Ю.Н. Юный эколог[Текст ] / Ю.Н.Александрова, Л.Д . Ласкина  Н.В.Николаева.-Волгоград:Учитель,2010-331с.

5. Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А.Я.Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещение, 2012.

6БезруковА .Занимательная география [Текст]/А.Безруков,Г.Пивоваров,-М.:АСТПРЕСС,2001

7. Мытарев А.А.Наш край родной.[текст]/А.А Мытарев.-Кемерево,1977

8. ПлешаковА.А.Экологические проблемы и наальная школа[Текст]/ А.А.Плешаков//Начальная школа-1991№5 С.2-8

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гражданско-патриотическое воспитание на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности как основное направление духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников

Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников составляет основу учебно-воспитательного процесса.  В формировании духовно-нравственного развития личности приоритетным направлением ...

Конкурс "Самый классый классный", Изучение краеведения как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников

При определении воспитательной системы класса у меня не было ни капли сомнения, что воспитывать в моих учениках буду такие качества как «нравственность», «духовность», «патриотизм», «гражданственность...

Статья по чтению по теме: Гражданско-патриотическое воспитание на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности как основное направление духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников

Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников составляет основу учебно-воспитательного процесса.  В формировании духовно-нравственного развития личности приоритетным направлением ...

Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников (воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека)

Теоретический материал. План-сетка работы классного руководителя по воспитанию гражданственности и патриотизма....

Духовно-нравственное воспитание младших школьников. Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Программа духовно - нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования должна быть направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве ...

Роль краеведения в духовно-нравственном воспитании младших школьников

Статья "Роль краеведения в духовно-нравственном воспитании младших школьников" расскажет о роли краеведения в воспитании младших школьников...

Духовно-нравственное воспитание младших школьников через краеведение

Презентация "Духовно-нравственное воспитание младших школьников через краеведение" отправлена в трех частях....