РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы мировых религиозных культур» 4 класс на 2016 - 2017 учебный год, автор Корчагина Т.А.
рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему

Корчагина Татьяна Алексеевна

Рабочая программа по курсу ОРКСЭ модуль ОМРК для 4-х классов, реализуется в течение 4-х лет, претерпела видоизменения, удобна и понятна в работе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Администрация города Дзержинска Нижегородской области

Департамент образования Администрации города Дзержинска

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя  школа № 4»

(МБОУ СШ № 4)

«Согласовано»

Руководитель ШМО

___________/Р.Н. Закирова/

Протокол № _______

от «__»____________2016г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

МБОУ СШ №4    

_____________/О.Д. Дюжакова/

        

 «__»____________2016г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ СШ №4

_______________/Е.Н. Урусова/

Приказ № от «__»____2016г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу

«Основы религиозных культур и светской этики»

модуль

«Основы мировых религиозных культур»

4 класс

на 2016 - 2017  учебный год

                 

 

                                             

                                       Автор-составитель:

                             Т.А. Корчагина,

                                 учитель ОРКСЭ

г. Дзержинск, 2016

Пояснительная записка

        Нормативно-правовой основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» является:

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 74 от  1 февраля 2012г. о внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений Российской Федерации;
  • Поручение Президента Российской Федерации от     2 августа 2009г. (Пр-2009 ВП-П44-4632);
  • Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009г. (ВП-П44-4632).  

Одна из актуальнейших в настоящее время проблем, которые решает общество, - это проблема духовно - нравственного воспитания и, в частности, тема введения курса «Основы мировых религиозных культур» в общеобразовательных учебных заведениях. Очевидно, что повышенный интерес к этой теме возник не случайно. Значительно возросло внимание к духовной стороне бытия человека и мировых религиозных культур в России.

«Основы мировых религиозных культур» - это один из шести модулей учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» представляет собой единый комплекс структурно и содержательно связанных друг с другом шести учебных модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики». Каждый учебный модуль, являясь частью курса, имеет логическую завершённость по отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания и включает в себя такой объём материала по предмету, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент. Содержание каждого из шести модулей учебного курса организовано в рамках трёх основных тематических разделов. Два из них (уроки 1 и 30) являются общими для всех учебных модулей. Содержательные акценты первого тематического раздела - духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Третий тематический раздел представляет духовные традиции многонационального народа России. Второй тематический раздел (уроки 2-29) дифференцируют содержание учебного курса применительно к каждому из учебных модулей.

      В МБОУ СШ№4 на основе образовательных, культурных и религиозных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), а также возможностей организации образовательного процесса определёны модули учебного курса ОРКСЭ в 2015-2016 учебном году, предлагаемые для изучения: «Основы православной культуры» и «Основы мировых религиозных культур».

       УМК входит в Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации и  обеспечен учебником А.Л. Беглова  «Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур» 4-5 классы, Москва, «Просвещение» 2012г.

Программа курса составлена,  на основе  Программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы. Основы религиозных культур и светской этики. Данилюк А. Я. – М.: Просвещение, 2010.

Программа адресована учащимся 4-х классов; объём учебного времени, отводимого на изучение  – 1 час в неделю, всего 35 часов.

Общая характеристика учебного курса:

Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» — формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Основные задачи учебного курса:

•знакомство учащихся с основами мировых религиозных культур;

•развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

•обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных учащимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

•развитие способностей младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

       Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена Мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.

       Освоение школьниками учебного содержания  модуля «Основы мировых религиозных культур», должно обеспечить:

•понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;

•формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики;

•формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям;

•знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;

•укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.

Таким образом, задачей курса является ознакомление детей с основными религиозными понятиями, историей, праздниками и традициями мировых религиозных культур, раскрытие содержания и смысла мировых религиозных культур в нашем современном обществе.

     Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

 Основные культурологические понятия учебного курса - «культурная традиция», «мировоззрение»,  «духовность (душевность) и «нравственность» - являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную).

     Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль, как в расширении образовательного кругозора обучающегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.

Основной принцип, заложенный в содержании курса, - общность в многообразии, многоединство, поликультурность; отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира.

      Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:

•общая историческая судьба народов России;

•единое пространство современной общественной жизни, включающее развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально-политического пространства.

       При изучении комплексного учебного  курса «Основы религиозных культур и светской этики» предполагается  интеграция с предметами   «Литература», «Музыка», «История», «Изобразительное искусство».

Используемые методы, технологии, приёмы обучения и воспитания

  • Технологии диалогового взаимодействия:

-технология рефлексивного чтения;

-технология обсуждения проблем;

-технология взаимного обмена заданиями.

  • Познавательно-исследовательские методы:

-беседа-распознавание;

-диалог-сравнение;

-исследовательский проект.

  • Методы обратной связи:

-интерпретация;

-загадки-притчи;

-проблемная пресс-конференция;

- разговор с замещённым собеседником.

  • Игровые и деятельностные методы:

- игра-испытание;

- ролевая игра;

- продуктивный труд.

Формы обучения

  • Классно-урочные занятия.
  • Групповая форма обучения.
  • Внеурочные занятия.  
  • В ходе изучения курса предусмотрена презентация творческих работ учащихся на  основе изученного материала и освоение материала в деятельностный,  творческой форме.
  • Экскурсии.

Формы контроля

     Основной формой контроля обучающихся являются опросы, беседы, проверка рабочих тетрадей, тестирование, подготовка и презентация проекта. По предмету оценки не выставляются.

Формы контроля и возможные варианты его проведения:

Индивидуальный       контроль    (контроль   учителем):  

  • устный    опрос;
  • домашняя     работа (поисковая,  творческая);
  • самостоятельная    работа   (воспроизводящая, вариативная,  эвристическая).

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты:

  • формирование основ российской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
  • развитие этических чувств;
  • воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
  • развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

  • формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия;
  • адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий;
  • осуществлять информационный поиск;
  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров.

Предметные результаты:

  • знание, понимание и принятие ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие;
  • знакомство с основами религиозной морали;
  • формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и её роли в истории и современности России;
  • осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

Требования к  уровню подготовки учащихся

      На уроках по «Основам религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы мировых религиозных культур») должны быть объяснены следующие понятия: религия, культура, мировые религиозные культуры, высшие нравственные ценности: добро, совесть, справедливость, раскаяние, милосердие, сострадание.

      В результате обучения  в рамках этого модуля у учащихся должны сформироваться: мотивации к уважению своих собственных культурных и религиозных традиций, а также к уважительному диалогу с представителями других культур и мировоззрений, знания истории Отечества, истории мировых религиозных культур, адекватная оценка собственного поведения и поведения товарищей. К концу учебного года  учащиеся должны:

         Знать / понимать

             Уметь

          Применять

Знать историю возникновения и распространения мировых религиозных культур. Что такое духовный мир человека, культурные традиции и для чего они существуют. Знать основные содержательные составляющие священных книг. Знать строение храма. Что такое икона и чем она отличается от картины. Понятие  календарь его символы, святых, праздники  мировых религиозных культур.  Знать развитие мировых религиозных культур, их развитие в истории России.

Умение слушать собеседника, вести  диалог. Уметь описывать различные явления мировых духовных традиций и культур. Уметь приводить примеры явлений мировых религиозных традиций и светской культуры и сравнивать их.  Уметь владеть логическими действиями анализом, синтезом, сравнением, обобщением, классификацией. Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебной задачи.

Применять  полученные знания в повседневной жизни, в социокультурном обществе. Устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей. Излагать мнение по поводу значения мировых религиозных культур  в жизни людей и общества. Анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры.

Содержание тем учебного курса ОРКСЭ

 модуль «Основы мировых религиозных культур»

Количество часов на изучение программы           33

Количество часов в неделю                                      1

Основные содержательные линии рабочей программы представлены следующими разделами (темами):

Россия – наша Родина. Культура и религия. Древнейшие верования. Религии мира и их основатели. Священные книга религий мира. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Тематический план учебного курса                 Тематическое планирование

Период обучения

Количество часов

№ п/п

Наименование раздела

Кол-во часов

1 триместр

12

1

Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества

1

2 триместр

9

2

Основы  мировых религиозных культур

26

3 триместр

12

3

Духовные традиции многонационального народа России

6

Итого

33

Итого

33

Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час)

Блок 2. Основы мировых религиозных культур. (26 часов)

Блок 3. Духовные традиции многонационального народа России. (6 часов)

Блоки 1 и 3 посвящены патриотическим ценностям и нравственному смыслу межкультурного и межконфессионального диалога как фактора общественного согласия.

Блок 3 – итоговый, обобщающий и оценочный. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентацию проектов приглашаются родители. В ходе подготовки проекта обучающиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его еще раз, но уже в активной, творческой, деятельностной форме. В ходе презентации проектов обучающиеся получают возможность ознакомиться с основным содержание модулей, узнать о других духовных и культурных традициях России от своих одноклассников.

Учебно-тематическое планирование уроков курса ОРКСЭ

модуль «Основы мировых религиозных культур»

Учитель: Корчагина Татьяна Алексеевна.

Учебник: А.Л. Беглов. ОРКСЭ Основы мировых религиозных культур, 4-5 классы, Москва «Просвещение», 2012.

Программа: А.Я. Данилюк. Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы, (35ч, 1ч в неделю). М. «Просвещение», 2010.

Дополнительная литература:

  • Книга для учителя. Основы религиозных культур и светской этики. 4-5 классы. Справочные материалы для общеобразовательных учреждений. Под редакцией В.А. Тишкова, Т.Д. Шапошниковой. М. «Просвещение», 2010;
  • Книга для родителей. Основы религиозных культур и светской этики. А.Я. Данилюк. «Просвещение», 2010;
  • Поурочное планирование уроков ОРКСЭ модуль ОМРК;
  • С.Лагерлёф. Легенды о Христе. «Международная книга», Москва, 1991;
  • Учебник добра. «Знамя мир», Томск, 1996;
  • А.Лопатина, М. Скребцова. Книга  для занятий по духовному воспитанию. «Солид», Москва. 1 Книга, 1995. 2Книга, 1996.

Оснащенность уроков:

  • интерактивная доска;
  • компьютер;
  • презентации к урокам ОРКСЭ модуль ОМРК.
  • видео и аудио записи к урокам ОРКСЭ модуль ОМРК.

№ п/п

№ в теме

Тема урока

Средства наглядности. Использование ИКТ

Домашнее

задание

Дата проведения

Коррек

ция

план

4А,4Б

факт

1 триместр (12 часов)

Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1час)

1

Россия – наша Родина

Выставка книг о России, флаг, герб, карта, портреты государственных деятелей, героев России,  презентация «Россия – наша Родина», аудио песня  «С чего начинается Родина», гимн РФ

С.4-5,читать, синквейн «Родина»

07.09

Блок 2. Основы мировых религиозных  культур.  (26 часов)

1

Культура и религия

Фотографии и изображения храмов, репродукции картин:

К. Юон «Купола и ласточки», А.Рябушкин «Семнадцатый век»

С.6-7, читать, синквейн «Религия»

14.09

2

Культура и религия

Фотографии и изображения  храмов, репродукции картин: К. Юон «Купола и ласточки», А.Рябушкин «Семнадцатый век. Женщины в церкви»

С.8-9, читать, синквейн «Культура»

21.09

3

Возникновение религий. Иудаизм.

Презентация. «Возникновение религий»

С.10-11,читать, словарь новых слов

28.09

4

Возникновение религий. Ислам. Христианство.

Презентация. «Возникновение религий»

С.12-15, читать, таблица основатели мировых религий

05.10

5

Священные книги религий мира. Буддизм. Иудаизм.

Иллюстративный материал-фотография  священных книг, Презентация «Священные книги»

С. 16-18, читать, таблица  священные книги

12.10

6

Священные книги религий мира. Ислам. Христианство.

Иллюстративный материал-фотография  священных книг, Презентация «Священные книги»

С.18-21, читать, таблица священные книги

19.10

7

Хранители предания в религиях мира

Презентация «Хранители предания

в мировых религиях»

С.22-23, читать, таблица хранители мировых религий

26.10

8

Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Христианство

Презентация. «Добро

и зло» Интерактивная доска слайды со словарными определениями

С.24-25, читать, словарь  новых слов, сочинение «Добро»

09.11

9

Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Ислам. Иудаизм. Буддизм.

Презентация.

«Добро и зло»

С.26-27, читать, словарь  новых слов

16.11

10

Человек в религиозных традициях мира

Презентация «Человек в религиозных традициях мира»

С. 28-29, читать, синквейн «Молитва»

23.11

11

Священные сооружения. Иудаизм. Христианство

Презентация. «Священные сооружения»

С. 30-31, читать, таблица священные сооружения

30.11

2 триместр (9 часов)

12

Священные сооружения. Буддизм. Ислам

Презентация «Священные сооружения»

С. 32-33, читать, таблица священные сооружения

07.12

13

Искусство в религиозной культуре. Христианство. Ислам.

Презентация «Искусство в религиозной культуре»

С. 34-35, читать, словарь новых слов

14.12

14

Искусство в религиозной культуре. Иудаизм Буддизм

Презентация «Искусство в религиозной культуре»

С. 36-37, читать, словарь новых слов

21.12

15

История религий в России

Презентация «История религий в России»

С. 40-46, читать

11.01

16

История религий в России

Презентация «История религий в России»

С.46-51, читать, таблица виды христианства

18.01

17

Религиозные ритуалы.  Обычаи и обряды

Презентация «Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды»

С.52-55, читать, сочинение «Традиции нашей семьи»

25.02

18

Религиозные ритуалы.  Обычаи и обряды

Презентация «Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды»

С.55-57, читать,  словарь  новых слов

01.02

19

Паломничества и святыни

Презентация «Паломничества и святыни»

С.58-61, читать, таблица  паломничества

08.02

20

Праздники и календари

Презентация «Праздники и календари»

С.62-65, читать, таблица праздники

15.02

3 триместр(12 часов)

21

Праздники и календари

Презентация «Праздники и календари»

С.66-67, читать, таблица  праздники

22.02

22

Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира

Презентация «Религия и мораль»

С.68-69, читать, эссе «Заповеди в моей жизни»

01.03

23

Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира

Презентация «Религия и мораль»

С.70-71, читать, сочинение «Милосердие»

15.03

24

Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь

Интерактивная доска, Эл. пособие «Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур»

С.72-73, читать, синквейн  «Заповеди»

29.03

25

Семья

Интерактивная доска,

Эл. пособие, Семья

С.74-75, читать, эссе «Моя семья»

05.04

26

Долг, свобода, ответственность, труд

Интерактивная доска Презентация «Долг, свобода»

С.76-77, читать,  словарь новых слов

12.04

3. Духовные традиции многонационального народа России (6 часов)

1

Любовь и уважение к Отечеству

Эл. пособие, символика России, карта России, иллюстрация «Могила Неизвестного Солдата и Вечный Огонь», презентация

С.78-79, читать, синквейн  «Отечество»

19.04

2

Творческие работы учащихся

Интернет-ресурсы для подготовки творческих работ

http://lib.pstgu.ru/icons/,  http://pravolimp.ru 

http://zakonbozhiy.ru, http://azbyka.ru/tserkov/

Подготовить творческую работу по выбранной теме

26.04

3

Творческие работы учащихся

Интернет-ресурсы для подготовки творческих работ

http://lib.pstgu.ru/icons/,  http://pravolimp.ru 

http://zakonbozhiy.ru, http://azbyka.ru/tserkov/

Подготовить творческую работу по выбранной теме

03.05

31.

4

Итоговая презентация творческих проектов учащихся

Творческие работы детей

Подготовить сообщение по выбранной теме

10.05

32.

5

Итоговая презентация творческих проектов учащихся

Творческие работы детей

Подготовить сообщение по выбранной теме

17.05

33.

6

Подведение итогов

Итоговая презентация

С.38

24.05

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

     Реализация обозначенной цели курса ставит перед учителем задачи, решения которых можно добиться при соответствующем материально-техническом обеспечении. Для изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики» должны быть в наличии следующие  объекты и средства материально-технического обеспечения:

оборудование: ученические толы и стулья по количеству обучающихся, учительский стол, шкафы для хранения учебных пособий, дидактических материалов, настенные доски для вывешивания иллюстративного материала;

технические средства обучения (предметы и устройства, которые выполняют информационную, управляющую, тренирующую, контролирующие функции в учебно-воспитательном процессе):

-классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;

-демонстрационное оборудование, предназначенное для одновременной демонстрации изучаемых объектов и явлений группе обучаемых и обладающее свойствами, которые позволяют видеть предмет или явление (компьютер, интерактивная доска);

-вспомогательное оборудование и устройства, предназначенные для обеспечения эксплуатации учебной техники, удобства применения наглядных средств обучения, эффективной организации проектной деятельности, в том числе принтер, сканер, фото и видеотехника (по возможности);

экранно-звуковые пособия, передающие содержание образования через изображение, звук, анимацию и кинестику: электронное пособие к модулю курса «Основы религиозных культур и светской этики»;

дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, Интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса;

библиотечный фонд (книгопечатная продукция):

-учебно-методические комплекты, обеспечивающие преподавание учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»  (комплексная программа, учебные пособия для учащихся, методическая/справочная литература для учителя и — нормативные документы, регламентирующие взаимоотношения государства и религиозных организаций, а также отражающие правовые основы изучения в учреждениях системы общего образования основ религиозных культур и светской этики);

-специальные дополнительные пособия для учителей и литература, предназначенная для оказания им информационной и методической помощи (учебники по религиоведению, культурологии, книги для учителя по истории, обществознанию, мировой художественной культуре, истории религий, окружающему миру, литера туре);

-научно-популярные книги, содержащие дополнительный познавательный материал развивающего характера  по различным темам курса;

-хрестоматийные материалы, включающие тексты художественных произведений, тематически связанные с содержанием курса;

-документальные источники (фрагменты текстов исторических письменных источников, в том числе и религиозных, дающих целостное представление об историческом развитии религий мира);

-энциклопедическая и справочная литература (философские и религиоведческие словари, справочники по теории и истории религий, -биографии религиозных деятелей и значимых персоналий);

-религиозная литература (рассказы для детей о священных книгах);

-художественные альбомы, содержащие иллюстрации к  разделам курса;

печатные пособия, в том числе картографические издания, иллюстративные материалы.

Перечень учебно-методического обеспечения

1.Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы./ Данилюк А.Я. – М. .: Просвещение, 2010.

2.Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур. 4-5 классы: учебник  для общеобразовательных учреждений/ А.Л. Беглов.- М.: Просвещение, 2012.

3.Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы: справочные материалы для общеобразовательных учреждений /под редакцией В.А. Тишкова, Т.Д. Шапошниковой. /.- М.: Просвещение, 2010.

4.Электронное приложение к учебному пособию А.Л. Беглова. Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур. 4-5.

Список литературы

1.Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы: справочные материалы для общеобразовательных учреждений /под редакцией В.А. Тишкова, Т.Д.Шапошниковой. /.- М.:  Просвещение, 2010.

2.Электронное приложение к учебному пособию А.Л. Беглова. Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур. 4-5.

3.Дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, Интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса.

4.Энциклопедическая и справочная литература.

5.Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей/ Данилюк А.Я М.: Просвещение, 2010.

6.Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. [А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков] – М.Просвещение, 2010.

7.Ресурсы школьной библиотеки.

8.Интернет-ресурсы для подготовки творческих работ: http://lib.pstgu.ru/icons/,  http://pravolimp.ru          http://zakonbozhiy.ru, http://azbyka.ru/tserkov/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методологические приемы на уроках основ буддийской культуры в светской школе (модуль "Основы мировых религиозных культур")

Данный материал разработан мной и одобрен методистами курса ОРКСЭ для применеия в работе с учениками 4-5 классов...

Рабочая программа курса «Основы религиозной культуры и светской этики 4 класс»

   Рабочая программа составлена на основе государственной программы общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики. 4-5 классы»/А.Я.Данилюк.-2-е изд. - М....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики» 4 КЛАСС

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА  "ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ", МОДУЛЬ "ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ" 4 КЛАСС...

Рабочая программа курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы исламской культуры»), 4 класс

Рабочая программа  составлена с учётом образовательных запросов учащихся и их родителей (законных представителей), а также  выбора ими учебного предмета «Основы исламской культуры&raqu...