конспект урока ОРКСЭ " Милосердие и сострадание"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) по теме

Данный материал  содержит  разработку  урока ОРКСЭ в 4классе  по теме : " Милосердие и сострадание" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_miloserdie_i_sostradanie.docx34.78 КБ

Предварительный просмотр:

Цель урока: углубление представлений о милосердии и сострадании. Освоение данных понятий на новом для учащихся уровне.

Задачи урока:

  • Формировать у детей понимание сути милосердия как умения человека сострадать, сочувствовать, воспринимать чужое несчастье и горе как свое собственное.
  • Создать ситуацию для осознания личностного опыта. На примере притчи – о добром самарянине.
  • Раскрыть перед учащимися мысль о том, что сострадание и милосердие связаны между собой как свет и тепло весной. Когда они объединены, то все на земле расцветает.

Ожидаемые результаты:

  • Учащиеся задумаются над понятиями милосердие и сострадание;
  • Узнают, что одно из дел милосердия – милостыня;
  • Познакомятся с притчами о добром самарянине.
  • Обогатят свой лексический запас (на новом для них содержательном и миролвоззренческом уровне).

Основные термины и понятия: Долг. Ответственность. Милосердие. Близкий. Любовь к врагам. Милостыня.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.

Слайд№1

Учитель: Вот уже третий месяц мы с вами изучаем новый для нас предмет «Основы православной культуры».   Предмет этот учит нас доброму отношению друг к другу, учит отличать хорошее от плохого, рассказывает о вечных ценностях. А это все очень серьезно.

Сегодняшний урок мне хочется начать с хорошо знакомой вам сказки, которая тоже учит добру. Послушайте.

Слайд№2

Учитель: «Лети, лети, лепесток,/ Через запад на восток,/ Через север, через юг,/ Возвращайся, сделав круг./ Лишь коснешься ты земли - / Быть по-моему вели!»

- Узнали, откуда эти строчки?

- Кто автор этой сказки?

 Слайд№3

Это сказка одной из любимых сказок моего детства сказкой моего детства.

 А как интересно было фантазировать на тему: что бы ты сделал с лепестками волшебного цветка.

Слайд №4

-Кто главная героиня?

- Вспомните, а на какие желания Женя израсходовала лепестки цветика-семицветика?

- Принесли ли ей радость игрушки, путешествие на Северный полюс, баранки, вазочка для цветов?

- А что ей принесло радость по-настоящему?

(Самая большая радость для человека – это протянуть руку помощи нуждающемуся, поэтому из всех чудес, которые свершились в сказке о цветике-семицветике,  самую большую радость его обладательнице принесло исцеление хромого мальчика).

Слайд№5,6

- Посмотрите внимательно на эту иллюстрацию.

 Почему таким грустным изображен мальчик?

- А почему такою грустной изображена девочка?

(Она сочувствует, сострадает этому мальчику, ведь он из-за травмы ноги лишен в жизни многого.)

Слайд№7

Я хочу вам зачитать строки поэта Дмитрия Быкова:

«Хоть немодным прослыть рискую, 

К милосердию всех зову, 

Чтоб сумели, смогли боль чужую

Вы прочувствовать, будто свою.                                                    

- Скажите, пожалуйста, к  чему призывает поэт в этих строках? (Милосердие)

III. Самоопределение к деятельности.

Сформулируйте тему урока.

Слайд№8

- Тема нашего урока: Милосердие и сострадание.

IV. Работа по теме урока.

Одно из самых красивых слов на свете – слово милосердие. Вслушайтесь в слово. Подумайте, как могло возникнуть в языке слово «милосердие»? (МИЛОСЕРДИЕ – милое сердце)

- Подберите еще слова, близкие по значению слову «милосердие».

Слайд№9

Доброта,

Сострадание,

Любовь,

Забота

- Обратите внимание на слово «со - страдание». Вспомните, что обозначает приставка со-? (Соединение с чем или кем-либо) Объясните значение слова. (Это совместное страдание, способность переживать  боль другого человека, как собственную.)

- Подберите еще слова с приставкой со-, близкие по значению слову «сострадание». (Сочувствие, сопереживание, соболезнование.)

Слайд №10 

Слайд№11

В толковом словаре В. И. Даля дано толкование слова «милосердие». Давайте прочитаем.

«Милосердие – сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро, жалостливость».

- Слово милосердие говорит о сердце, которое милует, любит и жалеет.

Любовь бывает разной.

Она бывает радостной. При встрече с любимым родным человеком лицо озаряется улыбкой и счастьем.

Но бывает любовь с заплаканным лицом. Такой она бывает при встрече с чужой бедой. Точнее сказать, любовь подсказывает тебе: чужой беды не бывает! Еще минуту назад этот человек был тебе даже незнаком. Но ты узнал о его горе — и не смог остаться равнодушным

V. Работа с евангельской притчей:

Слайд №12

- Однажды Иисуса Христа спросили: какая самая главная среди множества заповедей.

Он сказал: важнее всего любовь к Богу и любовь к человеку. Прочитаем, что ответил Христос. 

 «Люби ближнего как самого себя»

- И тогда Ему задали непростой вопрос: «а кто мой ближний?»

А как бы вы ответили на этот вопрос?

- В ответ на вопрос Христос рассказал притчу о добром самарянине (т.е. человеке неместном, приезжем).

Давайте познакомимся с этой притчей и постараемся понять, о чем хотел сказать Иисус Христос?

Слайд №13 Видео «Притча о добром самарянине».

- Чему хотел научить Христос, рассказывая эту притчу?

Слайд №14- Подумайте, кого христиане называют ближним?

- Вы согласны с утверждением: «Как ты ко мне (относишься), так и я к тебе?»

- Иногда мы видим в нашей жизни, что люди поступают по принципу «Как ты ко мне (относишься), так и я к тебе» или «Так тебе и надо! Получай по заслугам!». Это очень трудные вопросы не только для детей, но и для взрослых. Над ними нужно думать может быть в течение всей жизни.         

 Ты сможешь не обрадоваться чужой беде? Сможешь подойти помочь тому,  кто тебя обидел?

- Но Христос учил, даже если человек виноват перед тобой, был не прав, все  равно в минуту беды надо забыть свои обиды и протянуть ему руку помощи.

Это не просто – переступить через свои давние и вроде бы справедливые обиды. Но это один из самых высоких призывов Иисуса Христа. Давайте его прочитаем.

Слайд №15

«Любите врагов ваших».

- Может ли человек научиться милосердию?

Милосердие означает, что при встрече с чужой бедой и горем надо отложить свои дела, забыть  обо всем, кроме того, что сейчас ты должен помочь!

Даже если этот человек виноват лично перед тобой, был не прав, все  равно в минуту беды надо забыть свои обиды и протянуть ему руку помощи.

Нельзя поступать по принципу: «Как ты ко мне, так и я к тебе!» или «Так тебе и надо! Получай по заслугам!»

Милосердное прощение выше и благороднее, чем справедливое возмездие.

Милосердие напоминает, что есть мелкие неприятности, а есть настоящие несчастья. Кто-то однажды подставил тебе подножку – и вот тебе досталась новая шишка и порция насмешек. Это неприятно. Но прошло время - и этот кто-то сам смешно растянулся на брошенной кем-то банановой шкурке. Да так сильно, что повредил ногу и самостоятельно не смог подняться. Это беда. Ты сможешь забыть ту подножку? Сможешь не обрадоваться его беде? Сможешь подойти, помочь ему, позвать врача?

 Слайд №15 Песня притча « ОКНО»

Это очень непросто, уметь не завидовать, уметь радоваться чужому счастью, уметь помочь в трудную минуту другому человеку. Но милосердию нужно учиться, иногда даже всю жизнь.

 Слайд №16, 17, 18, 19, 20 Какие милосердные дела можем совершать мы с вами?

 (Человек может научиться милосердию. Если вы будете совершать дела милосердия (ухаживать за больными или младшими, пожилыми, бескорыстно предлагать свою помощь), то эти дела со временем изменят сердце каждого из вас, сделают его более человечным.)

 Выступление детей

Я как-то в дом принёс щенка,
Бездомного бродягу,
Чтоб подкормить его слегка,
Голодного беднягу.

Ну что ж, - сказала мама, - пусть
Он поживёт немножко,
В глазах его такая грусть!
Найдётся супа ложка...

Я во дворе нашёл потом
Котёнка чуть живого,
Его принёс я тоже в дом,
Сказала мама снова

 Ну, что ж, - она сказала, - пусть
Он поживёт немножко,
В глазах его такая грусть!
Найдётся каши ложка...

Я под гнездом нашёл птенца,
Над ним вороны вились,
Я спрятал в шапку сорванца,
Мы с ним домой явились.

Ну, что ж, - сказала мама, - пусть
Он поживёт немножко,
В глазах его такая грусть!
Найдётся хлеба крошка...

Однажды я принёс ежа,
Ужа и черепаху,
И заяц в нашу дверь вбежал,
Наверное, со страху.

Сказала мама: - Пусть живут
В квартире так чудесно,
Если потесниться, тут
И нам найдётся место

 Когда животным плохо,
На помощь им приди!
Не бойся, будь смелее
На праведном пути!
Живым щитом мы встанем,
Сомкнем тесней ряды,
Им вряд ли кто поможет -
Ну кто, если не ты!

Слайд №22

А кто знает, кого называют сестрой милосердия?

(Так называют людей, которые оказывают ближним бескорыстную помощь.)

Они помогают больным, слабым, обездоленным и не просят взамен ни денег ни благодарности.

Среди сестер милосердия мы видим великую княгиню Елизавету Федоровну, которая после гибели мужа целиком посвятила себя делам милосердия и основала Марфо-Мариинскую обитель.

Слайд №23,24,25,26

VI. Выступление учащихся.

 Рассказ о Елизавете Фёдоровне  ( ДЕТИ)

Великая княгиня Елизавета родилась 20 октября 1864 года в протестантской семье Великого герцога Людвига IV и принцессы Алисы, дочери английской королевы Виктории. В 1884 году она вышла замуж за Великого князя Сергея Александровича, брата Императора Российского Александра III.

Посещая храмы, больницы, детские приюты, дома для престарелых и тюрьмы, Великая княгиня видела много страданий. И везде она старалась сделать что-либо для их облегчения.

После начала в 1904 году русско-японской войны Елизавета Федоровна во многом помогала фронту, русским воинам. Трудилась она до полного изнеможения.

5 февраля 1905 года произошло страшное событие, изменившее всю жизнь Елизаветы Федоровны. От взрыва бомбы революционера-террориста погиб Великий князь Сергей Александрович. Бросившаяся к месту взрыва Елизавета Федоровна увидела картину, по своему ужасу превосходившую человеческое воображение. Молча, без крика и слез, стоя на коленях в снегу, она начала собирать и класть на носилки части тела горячо любимого и живого еще несколько минут назад мужа. В час тяжелого испытания Елизавета Федоровна просила помощи и утешения у Бога. На следующий день она причастилась  в храме Чудова монастыря, где стоял гроб супруга. На третий день после гибели мужа Елизавета Федоровна поехала в тюрьму к убийце. Она не испытывала к нему ненависти. Великая княгиня хотела, чтобы он раскаялся в своем ужасном преступлении и молил Господа о прощении. Она даже подала Государю прошение о помиловании убийцы.

Елизавета Федоровна решила посвятить свою жизнь Господу через служение людям и создать в Москве обитель труда, милосердия и молитвы. Она купила на улице Большая Ордынка участок земли с четырьмя домами и обширным садом. В обители, которая была названа Марфо-Мариинской в честь святых сестер Марфы и Марии, были созданы два храма - Марфо-Мариинский и Покровский, больница, считавшаяся впоследствии лучшей в Москве, и аптека, в которой лекарства отпускались бедным бесплатно, детский приют и школа. Вне стен обители был устроен дом-больница для женщин, больных туберкулезом.

С начала первой мировой войны Великая княгиня организовала помощь фронту. Под ее руководством формировались санитарные поезда, устраивались склады лекарств и снаряжения, отправлялись на фронт походные церкви.

Отрывок из стихотворения «Матушка Великая Княгиня» А. Логвинова:

Разве не сестра императрицы?

Как же это – без обиняков

Деньги все – на нищих и больницы,

Силы – на больных и стариков?

Были ведь богаты в самом деле.

Что же не в шелках, не в соболях?..

Руки от работы огрубели,

Ночи напролет в госпиталях.

Где же ваши слуги и кареты?

Отчего не в злате-серебре?

...Но не все бездомные согреты,

И толпа голодных на дворе…

Примеров милосердия  история знает  немало.

Слайд№27

Одно из дел милосердия - милостыня. Это помощь другому человеку из жалости к нему.

Христос говорил: «всякому просящему у тебя – дай».

 А святой Дорофей пояснял: когда ты подал милостыню, ты умножил количество добра в мире. Но бедняк, которому ты помог, получил лишь десятую часть добра, произведенного твоим добрым поступком. Остальное добро ты причинил самому себе. Ведь от этого твоя душа стала светлее.

 Слайд № 28

Великий русский историк В. Ключевский описывал милостыню как встречу двух рук. Одна выражает просьбу Христа ради, другая же подаёт во имя Христово. Историк говорит, что непросто решить, какая из этих рук несла больше добра.

( Дети)

Ты просящему подай, если он в беде,

Тем количество добра умножив на земле.

Милосердию учись, это встреча добрых рук.

На любовь ты не скупись, верный друг.

Слайд №29

В конце 16 века в Муроме в знатной дворянской семье жила святая Иулиания (Ульяна). Когда она была девочкой, она шила из лоскутков платья и другую одежду и раздавала нищим. Когда Ульяна вышла замуж, она не брала денег от мужа или его богатых родителей. Она по прежнему помогала всей округе тем, что бесплатно шила для бедняков. Пришли голодные времена на Русь. И Ульяна, которая прежде питалась очень умеренно,  вдруг стала просить себе все больше еды. Свекровь недоумевала: «раньше ты ела совсем не много, а что же сейчас ешь в три горла?». А на самом деле святая Иулиания тайком уносила пищу и раздавала голодным. В конце конца Ульяна раздала все запасы. И когда в доме не осталось хлеба, святая Ульяна Муромская стала его печь из коры деревьев. Странно, но нищие, которым она его раздавала, говорили, что более вкусного хлеба они не ели никогда в жизни.

У лягушки очень необычно устроены глаза: они видят только движение и не замечают неподвижные предметы. Лягушка видит полет комара. И она видит траву и камни, если движется сама. Так устроена и наша совесть: если человек не трудится, никому не помогает, то совесть все более слепнет. Человек перестает видеть смысл в своей жизни.

 Милосердие - это не вялое отдавание лишнего. Это проявление человечности. Поэтому мир милосердного человека светел. Он всегда может найти повод для проявления любви, а потому жизнь его души очень богата.

Слайд №30

VII ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

- О чем же мы с вами говорили на уроке? 

- Кого называют ближним? (Ближний тот – кто не оставит тебя в беде; кто нуждается в твоей помощи.)

- Как христианин должен относиться к людям?

«Люби ближнего как самого себя»

«Любите врагов ваших».

«Всякому просящему у тебя – дай»

VII. Рефлексия.

Слайд №31 В начале урока мы с вами вспоминали сказку  Валентина Катаева    

« Цветик – семицветик». Перед вами лежит такой цветок. Я прошу вас сейчас на лепестках этого волшебного цветка написать те добрые и милосердные дела, которые вы можете,   а главное хотите сделать.

Святой Иоанн Златоуст часто напоминал, что Христос не требовал от Своих учеников никаких великих подвигов и чудес. Бог ждал и ждет от людей прежде всего любви, милосердия и прощения по отношению к ближним.

Сердце милующее – это сердце, которое умеет принять чужую боль как свою собственную. Такой человек всюду видит людей, а не врагов. А в каждом человеке « Искру Божью»

Подарки гостям.( Солнышки –улыбки)

Дарите добрые слова
От сердца чистого дарите!
Ведь наша жизнь так коротка…
Вы дальше жить всем помогите!
Дарите тем, кто одинок
И тем, кто счастлив, жизнь проходит...
А вечной ДОБРОТЫ урок
Всегда признание находит.
Дарите добрые слова…
Что наша жизнь? Одно мгновенье!
И точно, кто-то ждет всегда
Когда на нас найдет прозрение.
Дарите добрые слова…
Прошу дарите без стеснения.
Любому доброта нужна,
Любому нужно окрыление!
А мы стесняемся порой
От всей души дарить признания
И остаемся за стеной
Обид, забот и ожидания.
Дарите добрые слова
Всем — незнакомым и любимым.
Дарите добрые слова,
Чтоб сделать этот мир красивым!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Милосердие и сострадание. План-конспект урока ОРКСЭ, модуль "Основы православной культуры"

С 01.09.2012 года во всех общеобразовательных школах России введен новый предмет "Основы религиозных культур и светской этики" (ОРКСЭ). Педагоги нашей школы совместно с обучающимися овладевают новыми ...

Конспект урока по ОРКСЭ "Милосердие и сострадание"

КОнспект урока по ОРКСЭ модулю "ОПК" по теме "Милосердие и сострадание" 4 класс...

Урок ОРКСЭ "Милосердие и сострадание." 4 класс

Урок "Милосердие и сострадание." подготовлен для работы по модулю "Основы светской этики" 4 класс....

Открытый урок ОРКСЭ "Милосердие и сострадание"

Цели:1. Формировать у учащихся нравственные ценностные ориентации.2. Развивать у учащихся способность к размышлению, умению аргументировать свою точку зрения, способность формирования нравственного су...

Урок ОРКСЭ Милосердие и сострадание.

Цель урока: 1. Формировать у учащихся нравственные ценностные ориентации.2. Развивать способность к размышлению, умению аргументировать свою точку зрения, способность формирования нравственного сужден...

Конспект урока ОПК «Милосердие и сострадание»

Учебник  «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры» 4 класс: учебное пособие для общеобразовательных учреждений / А.В. Кураев. — М. Просвещение...

Конспект урока ОРКСЭ "Милосердие и сострадание"

Сейчас, когда мы переживаем сложный период нестабильности и социальных конфликтов во многих сферах нашей жизни, особенно остро ощущается необходимость восстановления утраченных общечеловеческих ценнос...