Методическая разработка урока ОРКСЭ по теме "Священные сооружения"
методическая разработка по орксэ (4 класс) на тему

В материале представлен конспект урока и соответствующая ему презентация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок: 13

Предмет: ОРГСЭ.

Автор разработки – учитель начальных классов Мороз Елена Борисовна (г. Владимир).

Тема урока: «СВЯЩЕННЫЕ СООРУЖЕНИЯ. Мечети. Буддийские храмы».

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: формирование объёмной картины мира и мотивации к осознанному нравственному поведению через ознакомление со священными сооружениями мировых религий (Ислам, Буддизм).

Задачи урока:

- личностные: развивать эстетическое чувство, воспитывать уважительное и бережное отношение к священным сооружениям разных религиозных культур как к памятникам мировой культуры;

- метапредметные: продолжить работу над формированием навыка смыслового чтения текста, построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации;

- предметные: познакомить с характерными архитектурными особенностями священных сооружений Ислама и Буддизма (мечеть, минарет, ступа, пагода).

Оборудование урока: учебник, ПК, проектор, раздаточный материал, электронная презентация по теме урока, термометр и смайлики для рефлексии.

Основные понятия и термины: священное сооружение, церковь, синагога, мечеть, ступа, пагода.

План:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация опорных знаний.
  3. Формулировка проблемы. Постановка учебных задач.
  4. Планирование деятельности.
  5. Решение проблемы. Групповая работа с текстом.
  6. Применение знаний и умений.
  7. Подведение итогов.
  8. Рефлексия.
  9. Домашнее  задание.

№ п/п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результат

Примечания

1

Организационный момент

Организация деятельности уч-ся. Создание рабочего настроя.

Дети рассажены в 4 группы по 5 – 6 человек.

2

Актуализация опорных знаний

-Ребята, работу над какой темой мы начали на прошлом уроке?

-Со священными сооружениями каких мировых религий мы уже познакомились? (иудаизм, православие)

Как называется священное сооружение у христиан? (церковь)

- А в иудаизме подобное сооружение как называется? (синагога)

- По какому яркому признаку мы узнаем, что перед нами церковь?

(купола)

Поиск изображений христианской церкви и синагоги среди 4-х предложенных. Подтверждение своего ответа знанием характерных признаков внутреннего убранства этих сооружений.

Остаются 2 изображения с незнакомыми сооружениями.

На доске слайд презентации с внутренним убранством священных сооружений 4-х мировых религий.

3

Формулировка проблемы. Постановка учебных задач.

Какие ещё религии народов мира вам известны?

Как вы думаете существуют ли у них священные сооружения?

Попробуйте соотнести два оставшихся сооружения с исламом и буддизмом.

Что вам помогло в этом?

Каких знаний не хватило?

Откуда вы можете получить знания об особенностях новых для вас священных сооружений?

Ответы на вопросы учителя.

Постановка учебных задач: узнать о священных сооружениях ислама и буддизма, научиться их распознавать.

Мотивация на работу с текстом и иллюстрациями учебника.

Учебник (стр. 32 – 33).

4

Планирование деятельности

Предлагаю вам поработать в группах. Каждая группа получает план-задание и таблицу, куда надо записать самое главное.

Окончательное формирование групп. Распределение ролей учащихся в группах (выбор ответственного за записи в таблице, ответственного за время, спикера).

Дети получают распечатанную таблицу. На экран выводится такая же таблица.

5

Решение проблемы. Групповая работа с текстом.

Оказание индивидуальной помощи группам при работе с текстом учебника и заполнении таблицы.

Координация деятельности выступающих и слушателей.

Демонстрация заготовленной таблицы с правильными ответами.

Чтение текста учебника, работа с иллюстрациями. Заполнение таблицы. Осуществление коммуникативной деятельности внутри группы.

Выступление представителей каждой группы. Дополнение и исправление неточностей в ответах учащихся из других групп.

Сверка получившихся таблиц с таблицей, подготовленной учителем.

Заполненная таблица «Особенности священных сооружений».

Формирование представления о внешнем и внутреннем убранстве священных сооружений ислама и буддизма.

Возврат с целью иллюстрации к слайду с внутренним убранством священных сооружений 4-х мировых религий.

6

Применение знаний и умений.

- Помогите сделать подписи к слайдам.

Организация игры «Да или нет?», выдача жетонов за правильные ответы. Вопросы задаются командам по очереди.

Определение названия вида каждого из трёх представленных сооружений.

Игровая деятельность.

Закрепление знаний основных особенностей архитектуры священных сооружений ислама и буддизма.

Слайды:
1. Мечеть шейха Зайда (Абу-Даби, ОАЭ).

2. Пагода. Иволгинский дацан в Бурятии.

3. Ступа в древнем городе Коломбо (Шри-Ланка).

Побеждает команда, набравшая большее количество жетонов.

7

Подведение итогов

- Какие священные сооружения религий мира мы знаем?

- Какие прилагательные вы можете подобрать для характеристики внешнего вида этих сооружений?

- Нужны ли человечеству такие архитектурные сооружения? Почему?

- Как должны к ним относиться люди?

- Зачем нам необходимо беречь подобные архитектурные сооружения?

- Правильно, ребята, охрана и бережное отношение к памятникам культуры – это долг каждого человека перед самим собой и перед потомками.

- А скажите, в нашем городе есть священные сооружения ислама или буддизма?

В странах, где мирно соседствуют разные религии, их священные сооружения не мешают друг другу. Вот и во Владимире недавно построена новая мечеть на ул. Добросельской.

Ответы на вопросы учителя. Устные речевые высказывания.

Воспитание бережного отношения к священным сооружениям разных религий.

8

Рефлексия

- Спасибо всем за работу. Оцените атмосферу нашей работы в классе с помощью смайлика, прикрепив его к модели термометра. На термометре слова: «дружелюбно», «тепло», «приятно», «ноль», «прохладно», «холодно», «отвратительно», а с другой стороны написано «Своей работой на уроке «я доволен», «не совсем доволен», «не доволен»).

Обозначение на термометре для рефлексии своего самоощущения на уроке.

Диагностика эмоционального состояния учащихся на уроке.

9

Домашнее задание

Рассказать родителям о священных сооружениях ислама и буддизма. Ответить на вопрос: что объединяет все священные сооружения?
Задание по желанию: создать презентацию-путешествие к древнейшим священным сооружениям мировых религий.

Запись домашнего задания в дневники.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация к уроку ОРКСЭ по теме «Священные сооружения» Автор разработки – учитель начальных классов Мороз Елена Борисовна (г. Владимир)

Слайд 4

Особенности священных сооружений Название священного сооружения Внешние отличительные признаки Внутреннее убранство Правила поведения Ислам Буддизм

Слайд 5

Название священного сооружения Внешние отличительные признаки Внутреннее убранство Правила поведения Ислам Мечеть Минарет (башня, с которой верующих призывают на молитву), часто полумесяц на куполе. Ниша , обращённая в сторону Мекки ( михраб ), украшения из орнаментов и надписей, нет изображений людей и животных. Входить без обуви в закрытой одежде, совершив омовение. Мужчины и женщины молятся раздельно. Буддизм Ступа Пагода Ступенчатое основание, массивная центральная часть, крыша в виде многоярусного зонтика. Высокое многоярусное строение. Хранилище для реликвий. Изображения Будды, алтарь, свешивающиеся с потолка ленты, цилиндры, шары, фонари. Внутр ь ступы нельзя войти. Входить без головного убора. Можно сидеть на скамейках или на полу. Обход храма по ходу солнца. Не поворачиваться спиной к алтарю

Слайд 6

________________?

Слайд 7

_______________?

Слайд 8

______________?

Слайд 9

Да или нет? Мечеть – это священное сооружение мусульман? У пагоды есть колокола ? В церкви есть меноры ? Войдя в православный храм все должны снимать головные уборы? Прежде чем войти в мечеть нужно снять обувь? В синагоге прихожане сидят на полу? В мечети мы увидим иконы? Минарет похож на перевернутую чашу? В пагоде мы увидим алтарь? Синагога – это здание где молятся иудеи? Священное сооружение любой религии это шедевр архитектуры? У пагоды многоярусная крыша?

Слайд 10

Проверим себя Мечеть – это священное сооружение мусульман ? – да У пагоды есть колокола? – нет В церкви есть меноры ? – нет Войдя в православный храм все должны снимать головные уборы? – нет Прежде чем войти в мечеть нужно снять обувь? – Да В синагоге прихожане сидят на полу? – нет В мечети мы увидим иконы? – нет Минарет похож на перевернутую чашу? – нет В пагоде мы увидим алтарь? – да Синагога – это здание где молятся иудеи? – да Священное сооружение любой религии это шедевр архитектуры? – да У пагоды многоярусная крыша? - да

Слайд 11

Домашнее задание Рассказать родителям о священных сооружениях ислама и буддизма. Ответить на вопрос: что объединяет все священные сооружения? Задание по желанию: создать презентацию-путешествие к древнейшим священным сооружениям мировых религий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическая разработка урока ОРКСЭ «Паломничества и святыни»

«Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России» является основой для разработки и реализации программы духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся на сту...

Методическая разработка урока ОРКСЭ для 4 класса на тему «Как я понимаю буддизм»

Методическая разработка урока ОРКСЭ для 4 класса на тему «Как я понимаю буддизм»...

Методическая разработка урока ОРКСЭ "Чудо в жизни христианина".

Данная работа является методической разработкой к уроку ОРКСЭ № 22 по модулю "Основы православной культуры" в 4 классе на тему "Чудо в жизни христианина"....

Лаврова Н. В. Методическая разработка урока ОРКСЭ "Чудо в жизни христианина".

Данная работа является методической разработкой к уроку ОРКСЭ № 22 по модулю "Основы православной культуры" в 4 классе на тему "Чудо в жизни христианина"....

Методическая разработка урока ОРКСЭ (основы светской этики) по теме "Совесть" 4й класс

Данная разработка включает в себя полный конспект урока основы светской этики в 4 классе на тему "Совесть" и презентацию к нему. Целью урока является формирование представления о  совести, как нр...

Методическая разработка урока ОРКСЭ по теме "Житие Ксении Блаженной"

Здесь представлена методическая разработка урока и презентация к нему. Урок ОРКСЭ в 4 классе ,модуль: православные святые....