Методическая разработка урока ОРКСЭ по теме "Священные сооружения"
методическая разработка по орксэ (4 класс) на тему
В материале представлен конспект урока и соответствующая ему презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_svyashchennye_sooruzheniya_avtor_-_moroz_e._b.doc | 52.5 КБ |
svyashchennye_sooruzheniya_avtor_-_moroz_e.b.pptx | 1.09 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок: 13
Предмет: ОРГСЭ.
Автор разработки – учитель начальных классов Мороз Елена Борисовна (г. Владимир).
Тема урока: «СВЯЩЕННЫЕ СООРУЖЕНИЯ. Мечети. Буддийские храмы».
Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока: формирование объёмной картины мира и мотивации к осознанному нравственному поведению через ознакомление со священными сооружениями мировых религий (Ислам, Буддизм).
Задачи урока:
- личностные: развивать эстетическое чувство, воспитывать уважительное и бережное отношение к священным сооружениям разных религиозных культур как к памятникам мировой культуры;
- метапредметные: продолжить работу над формированием навыка смыслового чтения текста, построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации;
- предметные: познакомить с характерными архитектурными особенностями священных сооружений Ислама и Буддизма (мечеть, минарет, ступа, пагода).
Оборудование урока: учебник, ПК, проектор, раздаточный материал, электронная презентация по теме урока, термометр и смайлики для рефлексии.
Основные понятия и термины: священное сооружение, церковь, синагога, мечеть, ступа, пагода.
План:
- Организационный момент.
- Актуализация опорных знаний.
- Формулировка проблемы. Постановка учебных задач.
- Планирование деятельности.
- Решение проблемы. Групповая работа с текстом.
- Применение знаний и умений.
- Подведение итогов.
- Рефлексия.
- Домашнее задание.
№ п/п | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результат | Примечания |
1 | Организационный момент | Организация деятельности уч-ся. Создание рабочего настроя. | Дети рассажены в 4 группы по 5 – 6 человек. | ||
2 | Актуализация опорных знаний | -Ребята, работу над какой темой мы начали на прошлом уроке? -Со священными сооружениями каких мировых религий мы уже познакомились? (иудаизм, православие) Как называется священное сооружение у христиан? (церковь) - А в иудаизме подобное сооружение как называется? (синагога) - По какому яркому признаку мы узнаем, что перед нами церковь? (купола) | Поиск изображений христианской церкви и синагоги среди 4-х предложенных. Подтверждение своего ответа знанием характерных признаков внутреннего убранства этих сооружений. | Остаются 2 изображения с незнакомыми сооружениями. | На доске слайд презентации с внутренним убранством священных сооружений 4-х мировых религий. |
3 | Формулировка проблемы. Постановка учебных задач. | Какие ещё религии народов мира вам известны? Как вы думаете существуют ли у них священные сооружения? Попробуйте соотнести два оставшихся сооружения с исламом и буддизмом. Что вам помогло в этом? Каких знаний не хватило? Откуда вы можете получить знания об особенностях новых для вас священных сооружений? | Ответы на вопросы учителя. Постановка учебных задач: узнать о священных сооружениях ислама и буддизма, научиться их распознавать. | Мотивация на работу с текстом и иллюстрациями учебника. | Учебник (стр. 32 – 33). |
4 | Планирование деятельности | Предлагаю вам поработать в группах. Каждая группа получает план-задание и таблицу, куда надо записать самое главное. | Окончательное формирование групп. Распределение ролей учащихся в группах (выбор ответственного за записи в таблице, ответственного за время, спикера). | Дети получают распечатанную таблицу. На экран выводится такая же таблица. | |
5 | Решение проблемы. Групповая работа с текстом. | Оказание индивидуальной помощи группам при работе с текстом учебника и заполнении таблицы. Координация деятельности выступающих и слушателей. Демонстрация заготовленной таблицы с правильными ответами. | Чтение текста учебника, работа с иллюстрациями. Заполнение таблицы. Осуществление коммуникативной деятельности внутри группы. Выступление представителей каждой группы. Дополнение и исправление неточностей в ответах учащихся из других групп. Сверка получившихся таблиц с таблицей, подготовленной учителем. | Заполненная таблица «Особенности священных сооружений». Формирование представления о внешнем и внутреннем убранстве священных сооружений ислама и буддизма. | Возврат с целью иллюстрации к слайду с внутренним убранством священных сооружений 4-х мировых религий. |
6 | Применение знаний и умений. | - Помогите сделать подписи к слайдам. Организация игры «Да или нет?», выдача жетонов за правильные ответы. Вопросы задаются командам по очереди. | Определение названия вида каждого из трёх представленных сооружений. Игровая деятельность. | Закрепление знаний основных особенностей архитектуры священных сооружений ислама и буддизма. | Слайды: 2. Пагода. Иволгинский дацан в Бурятии. 3. Ступа в древнем городе Коломбо (Шри-Ланка). Побеждает команда, набравшая большее количество жетонов. |
7 | Подведение итогов | - Какие священные сооружения религий мира мы знаем? - Какие прилагательные вы можете подобрать для характеристики внешнего вида этих сооружений? - Нужны ли человечеству такие архитектурные сооружения? Почему? - Как должны к ним относиться люди? - Зачем нам необходимо беречь подобные архитектурные сооружения? - Правильно, ребята, охрана и бережное отношение к памятникам культуры – это долг каждого человека перед самим собой и перед потомками. - А скажите, в нашем городе есть священные сооружения ислама или буддизма? В странах, где мирно соседствуют разные религии, их священные сооружения не мешают друг другу. Вот и во Владимире недавно построена новая мечеть на ул. Добросельской. | Ответы на вопросы учителя. Устные речевые высказывания. | Воспитание бережного отношения к священным сооружениям разных религий. | |
8 | Рефлексия | - Спасибо всем за работу. Оцените атмосферу нашей работы в классе с помощью смайлика, прикрепив его к модели термометра. На термометре слова: «дружелюбно», «тепло», «приятно», «ноль», «прохладно», «холодно», «отвратительно», а с другой стороны написано «Своей работой на уроке «я доволен», «не совсем доволен», «не доволен»). | Обозначение на термометре для рефлексии своего самоощущения на уроке. | Диагностика эмоционального состояния учащихся на уроке. | |
9 | Домашнее задание | Рассказать родителям о священных сооружениях ислама и буддизма. Ответить на вопрос: что объединяет все священные сооружения? | Запись домашнего задания в дневники. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Особенности священных сооружений Название священного сооружения Внешние отличительные признаки Внутреннее убранство Правила поведения Ислам Буддизм
Название священного сооружения Внешние отличительные признаки Внутреннее убранство Правила поведения Ислам Мечеть Минарет (башня, с которой верующих призывают на молитву), часто полумесяц на куполе. Ниша , обращённая в сторону Мекки ( михраб ), украшения из орнаментов и надписей, нет изображений людей и животных. Входить без обуви в закрытой одежде, совершив омовение. Мужчины и женщины молятся раздельно. Буддизм Ступа Пагода Ступенчатое основание, массивная центральная часть, крыша в виде многоярусного зонтика. Высокое многоярусное строение. Хранилище для реликвий. Изображения Будды, алтарь, свешивающиеся с потолка ленты, цилиндры, шары, фонари. Внутр ь ступы нельзя войти. Входить без головного убора. Можно сидеть на скамейках или на полу. Обход храма по ходу солнца. Не поворачиваться спиной к алтарю
________________?
_______________?
______________?
Да или нет? Мечеть – это священное сооружение мусульман? У пагоды есть колокола ? В церкви есть меноры ? Войдя в православный храм все должны снимать головные уборы? Прежде чем войти в мечеть нужно снять обувь? В синагоге прихожане сидят на полу? В мечети мы увидим иконы? Минарет похож на перевернутую чашу? В пагоде мы увидим алтарь? Синагога – это здание где молятся иудеи? Священное сооружение любой религии это шедевр архитектуры? У пагоды многоярусная крыша?
Проверим себя Мечеть – это священное сооружение мусульман ? – да У пагоды есть колокола? – нет В церкви есть меноры ? – нет Войдя в православный храм все должны снимать головные уборы? – нет Прежде чем войти в мечеть нужно снять обувь? – Да В синагоге прихожане сидят на полу? – нет В мечети мы увидим иконы? – нет Минарет похож на перевернутую чашу? – нет В пагоде мы увидим алтарь? – да Синагога – это здание где молятся иудеи? – да Священное сооружение любой религии это шедевр архитектуры? – да У пагоды многоярусная крыша? - да
Домашнее задание Рассказать родителям о священных сооружениях ислама и буддизма. Ответить на вопрос: что объединяет все священные сооружения? Задание по желанию: создать презентацию-путешествие к древнейшим священным сооружениям мировых религий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическая разработка урока ОРКСЭ «Паломничества и святыни»
«Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России» является основой для разработки и реализации программы духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся на сту...
Методическая разработка урока ОРКСЭ для 4 класса на тему «Как я понимаю буддизм»
Методическая разработка урока ОРКСЭ для 4 класса на тему «Как я понимаю буддизм»...
Методическая разработка урока ОРКСЭ "Чудо в жизни христианина".
Данная работа является методической разработкой к уроку ОРКСЭ № 22 по модулю "Основы православной культуры" в 4 классе на тему "Чудо в жизни христианина"....
Лаврова Н. В. Методическая разработка урока ОРКСЭ "Чудо в жизни христианина".
Данная работа является методической разработкой к уроку ОРКСЭ № 22 по модулю "Основы православной культуры" в 4 классе на тему "Чудо в жизни христианина"....
Методическая разработка урока ОРКСЭ (основы светской этики) по теме "Совесть" 4й класс
Данная разработка включает в себя полный конспект урока основы светской этики в 4 классе на тему "Совесть" и презентацию к нему. Целью урока является формирование представления о совести, как нр...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ОРКСЭ ПО ТЕМЕ «СЕМЬЯ» В 4-М КЛАССЕ ПО УЧЕБНИКУ «ОСНОВЫ МИРОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР» АВТОРЫ: А.Л. БЕГЛОВ, Е.В. САПЛИНА, Е.С. ТОКАРЕВА, А.А. ЯРЛЫКАПОВА
Данный урок по ОРКСЭ позволяет познакомить учащихся с тем, как в традиционных религиях России относятся к семье....
Методическая разработка урока ОРКСЭ по теме "Житие Ксении Блаженной"
Здесь представлена методическая разработка урока и презентация к нему. Урок ОРКСЭ в 4 классе ,модуль: православные святые....