Конспект урока по ОРКСЭ модуль «Основы православной культуры». Тема: "Заповеди"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Цветкова Ольга Юрьевна

Учащиеся на уроке знакомятся с тем, что такое «заповедь», «скрижали», какие заповеди были даны людям через пророка Моисея, что такое «Десять заповедей» или «Закон Моисея», что общего у воровства и убийства, как зависть гасит радость. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_zapovedi.docx97.12 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока  по ОРКСЭ модуль «Основы православной культуры».

Тема:   Заповеди

Тип урока: урок получения новых знаний

Цель: осмысление моральных и этических норм, записанных в заповедях и предъявляемых к человеку в православной культуре.

Задачи: 

образовательные:

знакомство учащихся с десятью заповедями Моисея;

воспитательные:

формирование у учащихся представлений о законах и ценностях христианской морали;

развивающие: 

расширение кругозора учащихся;

способствование развитию у детей речи, живого образного мышления, самостоятельности суждений;

содействие развитию волевой сферы ребёнка: осознанности поведения и самоконтроля.

Оборудование: А.В. Кураев «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры». 4-5 классы: учебное пособие для общеобраз. учреждений  /А.В. Кураев.- М: Просвещение, 2016; карточки для работы в группах «Тексты заповедей»; карточки для работы в паре «Пословицы»,  индивидуальное задание на листах «Кроссворд», мультимедийный проектор, ноутбук, звуковые колонки.

Презентация «Заповеди» https://docs.google.com/presentation/d/1DNJXrSMuNwr8jHZGgWWb8o8wwLMirYQia6P1DhHb07E/edit#slide=id.p3

УУД:

Личностные: объяснять положительные и отрицательные оценки, в том числе неоднозначных поступков, с позиции общечеловеческих ценностей; вырабатывать правила  поведения; понимать смысл выполнения самоконтроля и самооценки результатов учебной деятельности.

Регулятивные: самоорганизовывать свое рабочее место; определять и формулировать учебную задачу, цель деятельности на уроке в диалоге с учителем и одноклассниками; фиксировать индивидуальное затруднение; составлять план действия по работе.

Познавательные: ориентироваться в учебнике; сравнивать, анализировать, обобщать; отличать неизвестное от уже известного в диалоге с учителем и одноклассниками; выделять главное в тексте, отделять от второстепенного; выполнять действия по алгоритму; понимать текст, извлекать необходимую информацию; использовать знаково-символические средства; делать выводы.

Коммуникативные: оформлять свою мысль в устной речи, устно давать ответ на вопрос, слушать и понимать речь других; работать в парах, группах, распределять роли; уметь вести диалог в паре, стараться договориться, уметь уступать, находить общее решение, вступать в диалог; выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Предметные результаты

Знать: что такое «заповедь», «скрижали». Какие заповеди были даны людям через пророка Моисея.

Уметь: рассказать, что такое «Десять заповедей» или «Закон Моисея». Рассказать, что общего у воровства и убийства. Рассказать, как зависть гасит радость.

Основные термины и понятия: заповедь, Заповеди Божии, Пророк, Моисей, Десять заповедей.

Ход урока:

1.Оргмомент.

 Звучит аудиозапись отрывка из песни «Дорога добра» сл. Юрий  Энтин, муз. Марк Минков (последний куплет).

-Ребята, улыбнитесь друг другу, настроимся на путешествие на уроке дорогою добра.

 2.Проверка домашнего задания.

- Почему покаяние называют лекарством для души?

- Какие шаги в покаянии вы можете назвать?

Зачитывание мини-рассказов «Как исправлять ошибки?», «Лекарство для души», «Спешить делать добро».

3. Актуализация знаний.

- Ребята, вы все хорошо знаете стихотворение В.В.Маяковского  «Что такое хорошо и что такое плохо?».  

Крошка сын
 к отцу пришёл,
и спросила кроха:
— Что такое
 хорошо
и что такое
 плохо?

- Сегодня на уроке мы познакомимся с ответом на этот вопрос.

- Выясним, какое у вас понимание ответа на этот вопрос. Продолжите мою фразу.

Учитель поочерёдно зачитывает фразы. Ученики высказывают свои предположения.

- Человек поступает плохо, если…                - Человек поступает хорошо, если…

- обманывает                                        - не врет

- ворует                                                - не берет чужое

- не уважает старших                                - уважает старших

- убивает                                                - уверен, что убивать нельзя

 - завидует                                                - не завидует другим

4. Определение цели урока – постановка основополагающего вопроса.

- Эти правила помогают людям в повседневной жизни не совершать плохих поступков. Сегодня на уроке мы познакомимся с такими правилами, а точнее духовными законами, которые оберегают нас от беды и учат, как жить и строить отношения с Богом и людьми. Такие духовные законы называются заповеди.

- Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

(Заповеди.)

5. Первичное усвоение новых знаний.

Работа в тетради. Запись темы урока и новых слов.

Заповеди Божии — нравственные правила, данные Богом.

- А каким образом люди узнали об этих заповедях?

Просмотр мультфильма «Моисей. Дарование Закона. Православные мультфильмы»  https://www.youtube.com/watch?v=GbY2hI2OvcM

Словарная работа. Запись новых слов в тетрадь.

Пророк — человек, призванный Богом для передачи людям повелений Бога, заповедей, предсказаний будущего.

Моисей — великий пророк, по преданию, автор книг Библии (Пятикнижия Моисея в составе Ветхого Завета). На Синайской горе принял от Бога Десять заповедей.

Скрижали - две каменные плиты, на которых выбито было  десять заповедей.

Работа с учебником. Стр 40.

- Прочитайте 1-ый и 2-ой абзац параграфа.

- О чём мы узнали в прочитанном отрывке?

(Мы узнали, как люди получили от Бога закон через пророка Моисея.)

- Как вы считаете, а зачем нужен закон?

(Законы устанавливают порядок в жизни людей.)

- Как могут быть полезны христианские заповеди в наше время современному человеку?

(Чем лучше мы будем соблюдать законы человеческой жизни, тем больше будет добра и любви на земле. Если вы будете правильно себя вести, может быть,  глядя на вас,  будут также вести себя ваши друзья, знакомые, братья, сёстры и даже взрослые, а потом и ваши дети. Чем больше будет хороших людей, тем прекраснее будет мир.)

Физкультминутка

- Первые четыре заповеди говорят об отношениях человека с Богом.  

- Главное содержание первых четырех заповедей — это сохранение верности людей истинному Богу, нашему Творцу, недопустимость подмены поклонения Богу поклонением Его Творению — т.е. камням, горам, лесам, идолам разного рода, разным материальным предметам.

- Познакомимся с ними.  

1-я заповедь:

 «Я Господь, Бог твой... Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим».

 Бог не претендует на первенство среди неких богов. Он не желает, чтобы Ему оказывали больше внимания, чем каким-то другим богам. Он говорит, чтобы поклонялись Ему Одному, потому что других богов просто не существует.

2-я заповедь:

 «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им»

 Бог вечности не может быть ограничен образом из дерева или камня. Попытка сделать это унижает Его, извращает истину.

 3-я заповедь: 

 «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно»

 Эта заповедь не только запрещает ложные клятвы и те обычные слова, которыми люди божатся, но она также препятствует небрежно или с легкомыслием произносить имя Господа, не думая о Его святом значении.

 4-я заповедь:

 «Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя...»

 Суббота представлена здесь не как новое установление, но как день, утверждённый при творении. Мы должны помнить о нём и соблюдать его в память о делах Творца.

- Познакомимся с основными заповедями, которые регулируют отношения между людьми.

Работа в группах.

Обсуждение каждой заповеди. Карточки для работы в группах «Тексты заповедей». Приложение №1.

- Обсудите в группе, как вы понимаете предложенную вам заповедь? Подготовьте мини-сообщение.

После каждого ответа группы, учащиеся читают ответ в учебнике. Стр.40.

- Найдите отрывок в учебнике, поясняющий эту заповедь, зачитайте. Правильно ли объяснили учащиеся?

- В ходе каждого выступления учитель дополняет, конкретизирует, приводя свои примеры с опорой на презентацию.

Группа №1.

заповедь

от чего предостерегает заповедь

как требует поступать заповедь

Почитай отца твоего

и матерь твою

Предполагаемый ответ учащихся:

от неуважения к родителям и вообще к старшим людям в обществе

Предполагаемый ответ учащихся:

слушаться родителей, уважать и беречь их; ухаживать за ними в старости

- Заповедь пятая: Слайд №6.

Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо, и чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе.

Тем, кто любит, почитает своих родителей, обещается не только награда в Царстве Небесном, но даже в земной жизни благословение, благополучие и многолетие. Чтить родителей это значит уважать их, проявлять послушание им, помогать им, заботится о них в старости, молится о их здравии и спасении, а когда они умрут, молится о упокоении их души.

Группа №2.

заповедь

от чего предостерегает заповедь

как требует поступать заповедь

Не убий

Предполагаемый ответ учащихся:

От неуважительного отношения к жизни человека и других живых существ, от опасности стать убийцей

Предполагаемый ответ учащихся:

Не прерывать жизнь при любой возможности, сохранять жизнь, которую всю создал Бог

Заповедь шестая:  Слайд №6.

Не убивай.

Убийство, отнятие жизни у другого человека и самоубийство, то есть самовольный уход из жизни – одни из самых тяжелых грехов.

Самоубийство – самый страшный грех. Это есть бунт против Бога, который дал нам драгоценный дар жизни. Но наша жизни в руках Божиих, мы не имеем права уходить из нее, когда нам вздумается. Совершая самоубийство, человек уходит из жизни в страшном помрачении отчаяния и уныния. Он уже не может покаяться в этом грехе, также он не может принести покаяние в грехе убийства, который он совершает по отношению к самому себе, за гробом покаяния нет.

Человек, лишивший другого жизни по неосторожности, также повинен в убийстве, но вина его меньше, чем у того, кто убивает сознательно. Также повинен в убийстве тот, кто способствовал убийству.

Группа №3.

заповедь

от чего предостерегает заповедь

как требует поступать заповедь

Не кради

Предполагаемый ответ учащихся:

От воровства, незаконного присвоения имущества других людей, государственного имущества.

Предполагаемый ответ учащихся:

Не брать без разрешения чужую вещь; всегда возвращать чужое.

Заповедь седьмая: Слайд №6.

Не кради.

Нарушением этой заповеди является присвоение чужой собственности, как государственной, так и частной. Виды воровства могут быть разнообразны: грабеж, кража, обман в торговых делах, подкуп, взяточничество, уклонение от налогов, тунеядство, святотатство (то есть присвоение церковного имущества), всевозможные аферы, махинации и мошенничества. Кроме этого к грехам против этой заповеди можно отнести всякую нечестность: ложь, обман, лицемерие, лесть, подхалимство, человекоугодие, так как в этом случае люди пытаются также приобрести что-то, например, расположение ближнего, нечестным, воровским путем.

Группа №4.

Заповедь

от чего предостерегает заповедь

как требует поступать заповедь

Не прелюбодействуй

Предполагаемый ответ учащихся:

Храни верность тому, кто тебя любит  и любим тобою.

Залог сохранения семьи.

Предполагаемый ответ учащихся:

Сохранять тёплые отношения в семье.

Заповедь восьмая: Слайд №7.

Группа №5.

Заповедь

от чего предостерегает заповедь

как требует поступать заповедь

Не лги

Предполагаемый ответ учащихся:

от всякой неправды, обмана, перекладывания своей вины на другого человека.

Предполагаемый ответ учащихся:

Не говорить никому неправды, не обманывать, не вводить человека в заблуждение в своих интересах.

Заповедь девятая: Слайд №8.

Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

Этой заповедью Господь запрещает не только прямое лжесвидетельство против ближнего своего, например в суде, но и всякую ложь, сказанную в адрес других людей, как то: клевета, поклеп, ложные доносы. «Не судите, да не судимы будете» (Мф.7:1),- предупреждает Спаситель. 

Группа №6

заповедь

от чего предостерегает заповедь

как требует поступать заповедь

Не завидуй

Предполагаемый ответ учащихся:

От недоброго чувства к людям, которые имеют вещи, качества, способности, которых нет у тебя.

Предполагаемый ответ учащихся:

уметь радоваться чужому доброму событию; не хвастаться, делиться с другими людьми своей радостью.

Заповедь десятая: Слайд №9.

Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего.

Заповедь эта запрещает зависть и ропот. Нельзя не только делать плохое людям, но даже иметь греховные, завистливые мысли против них. Любой грех начинается с мысли, с помысла о нем. В начале человек начинает завидовать деньгам и имуществу ближних, потом в его сердце зарождается помысел украсть это добро у своего брата, и вскоре он воплощает свои греховные мечты в действие. 

Физкультминутка

  1. Первичная проверка понимания.

Самостоятельная работа в парах. Карточки для индивидуальной работы. Приложение 2.

- Прочитайте пословицы и заповеди. Соедините пословицу с заповедью.

                                                 

Совместная проверка. Зачитывание ответов.

  1. Первичное закрепление.

Прослушивание аудиозаписей рассказов и басен для детей Л.Н.Толстого.

- Подберите, какая из заповедей отражена в главной мысли произведения?

(«Черепаха и орёл» - Не завидуй.

«Лгун» - Не лги.

«Галка и голуби» - Не завидуй.

«Старый дед и внучек» - Почитай отца твоего и мать твою.

«Два купца» - Не укради.

«Собака и её тень» - Не завидуй.)

Самостоятельная работа. Индивидуальное задание на листах «Кроссворд».

1Д

2М

Е

О

3З

4С

5С

К

Р

И

Ж

А

Л

И

Я

С

П

Н

Т

Е

О

А

Ь

Й

В

Й

Е

Д

6Б

И

Б

Л

И

Я

По вертикали:

  1. Сколько всего заповедей дал Бог человеку?
  2. Имя пророка, получившего заповеди
  3. Правила, данные Богом, помогающие различать добро и зло
  4. Гора, на которой Моисею были даны заповеди

По горизонтали:

  1. Каменные доски, на которых были записаны заповеди
  2. Книга, в которой записаны заповеди.

8. Подведение итогов. Рефлексия.

- Удалось ли нам раскрыть тему сегодняшнего урока?

- Сможете ли вы теперь ответить на вопрос: «Что такое хорошо, а что такое плохо?» Перечислите десять заповедей.

- Для чего же служат заповеди людям?

- Можем ли мы сказать, что заповеди Моисея не утратили своего значения и сегодня? Нужны ли сейчас современному человеку данные Богом заповеди?

(Да, потому что нравственные законы важны для любого времени.)

Домашнее задание:

 1. Выписать из учебника в рабочую тетрадь пять заповедей.

2. Для тех, кто хочет знать больше.

Церковнославянский текст десяти заповедей в Русской Православной церкви выглядит следующим образом:

  1. А́зъ є́смь гсдь бг҃ъ тво́й, изведы́й тѧ̀ ѿ землѝ єгѵ́петскїѧ, ѿ до́му рабо́ты: ¦ Да не бу́дутъ тебѣ̀ бо́зи ині́и ра́звѣ Менє̀.
  2. Не сотворѝ себѣ̀ кумі́ра, и всѧ́кагѡ подо́бїѧ, єли͂ка на небесѝ горѣ̀, и єли͂ка на землѝ ни́зу, и єли͂ка въ вода́хъ подъ земле́ю: ¦ да не поклони́шисѧ ѝмъ, ни послу́жиши ѝмъ.
  3. Не во́змеши и́мене гсда бг҃а твоегѡ̀ всу́е.
  4. Помни день суббѡ́тный, є́же свѧти́ти єго̀: ¦ ше́сть дні̀й дѣ́лай и сотвори́ши (въ ни́хъ) всѧ͂ дѣла̀ твоѧ͂. Въ де́нь же седьмы́й — суббѡ́та гсду бг҃у твоему̀.
  5. Чтѝ отца̀ твоего̀ и ма́терь твою̀, да бла́го ти́ бу́детъ, и да долголѣ́тенъ бу́деши на землѝ бла́зѣ, ю́же гсдь бг҃ъ тво́й дае́тъ тебѣ̀.
  6. Не ѹбі́й.
  7. Не прелюбы̀ сотворѝ.
  8. Не ѹкра́ди.
  9. Не послу́шествуй на дру́га своего̀ свидѣ́тельства ло́жна.
  10. Не пожела́й не позе́́́̀̀̀̀єгѡ̀, ни рабы́ни єгѡ̀, ни вола̀ єгѡ̀, ни осла̀ єгѡ̀, ни всѧ́когѡ скота̀ єгѡ̀, ни всего̀ єли͂ка су́ть ближнѧгѡ твоегѡ̀.

- Попробуйте прочитать текст.

-  Спасибо за урок!

Литература, источники.

1. Данилюк А. Я., Емельянова Т. В. и др. Основы религиозных культур и светской этики. Сборник рабочих программ. 4 класс/ - М.: Просвещение , 2014.

2. Кураев А.В. Учебник  для общеобразовательных учреждений. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4 класс/ - М.: Просвещение , 2016.

3. Аудиозаписи рассказов и басен для детей Л.Н.Толстого https://audioknigi.club/lev-nikolaevich-tolstoy-basni-i-rasskazy-dlya-detey

4. Православная энциклопедия «Азбука веры» https://azbyka.ru/zapovedi-bozhii-gumerov

5. Русские пословицы как иносказательное выражение христианских заповедей http://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2012/03/25/russkie-poslovitsy-kak-inoskazatelnoe-vyrazhenie-khristianskikh-zapovedey

  1. Методическое обеспечение экспериментальных уроков по Основам православной культуры для 4-5 классов http://experiment-opk.pravolimp.ru/lessons/11

Приложение №1. Карточки для работы в группах «Тексты заповедей».

Группа №1.

заповедь

от чего предостерегает заповедь

как требует поступать заповедь

Почитай отца твоего

и матерь твою

Группа №2.

заповедь

от чего предостерегает заповедь

как требует поступать заповедь

Не убий

Группа №3.

заповедь

от чего предостерегает заповедь

как требует поступать заповедь

Не кради

Группа №4.

заповедь

от чего предостерегает заповедь

как требует поступать заповедь

Не лги

Группа №5.

заповедь

от чего предостерегает заповедь

как требует поступать заповедь

Не завидуй

Приложение №2. Карточки для работы в паре «Пословицы».

 

 Соотнесите пословицу и заповедь.

                                                 

Приложение №3. Индивидуальное задание на листах «Кроссворд».

1

2

3

4

5

6

По вертикали:

  1. Сколько всего заповедей дал Бог человеку?
  2. Имя пророка, получившего заповеди.
  3. Правила, данные Богом, помогающие различать добро и зло.
  4. Гора, на которой Моисею были даны заповеди

По горизонтали:

  1. Каменные доски, на которых были записаны заповеди
  2. Книга, в которой записаны заповеди.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Милосердие и сострадание. План-конспект урока ОРКСЭ, модуль "Основы православной культуры"

С 01.09.2012 года во всех общеобразовательных школах России введен новый предмет "Основы религиозных культур и светской этики" (ОРКСЭ). Педагоги нашей школы совместно с обучающимися овладевают новыми ...

Конспект урока по курсу ОРКСЭ. Модуль Основы православной культуры.Тема: "Православное учение о человеке"

Методическая разработка урока по учебнику А. Кураева "Основы православной культуры"....

Конспект урока по ОРКСЭ модуль Основы православной культуры с презентацией.Тема "Заповеди"

Данный урок был мной проведен на районном семенаре по ОРКСЭ и заслужил высокую оценку присутствующих на нем гостей....

Конспект урока по ОРКСЭ. Модуль "Основы православной культуры" Тема "Культура и религия"

Данный урок относится к курсу "ОРКСЭ" в 4 классе, модуль "Основы православной культуры", тема "Культура и религия". На этом уроке учащиеся познакомятся с понятиями "...

Технологическая карта по ОРКСЭ(модуль "Основы православной культуры") 4 класс на тему "Заповеди"

Технологическая карта по ОРКСЭ (модуль "Основы православной культуры") 4 класс на тему "Заповеди"...