Открытый урок по ОПК в 4 классе "Заповеди блаженств" часть 1.
план-конспект урока по орксэ (4 класс) по теме

Садовникова Ольга Викторовна

Урок дан на конкурсе муниципального уровня "Учитель года 2017" в 4 Б классе МБОУ СОШ №2 г.Лермонтова. В рамках модуля ОРКСЭ Основы православной культуры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2

Заповеди блаженств

(часть 1)

Разработка урока по Основам православной культуры

Садовникова Ольга Викторовна,

учитель начальных классов

г. Лермонтов, Ставропольский край

2017


Тема урока: Заповеди блаженств

Цели урока: познакомить детей с Заповедями блаженств

Задачи:

a) обучающие: объяснить смысл Заповедей;

б) воспитательные: воспитывать должное поведение христианина, христианское мировоззрение, знакомство с христианской истиной, пониманием основных нравственных истин;

в) развивающие: развивать внимание при слушании рассказов, мышления.

Цели урока:

Деятельностная: научить детей новым способам нахождения знания, ввести новые понятия, термины.

Содержательная: 

 сформировать систему новых понятий, расширить знания учеников за счет включения новых определений, терминов, описаний;

 формировать у четвероклассников мотивации к осознанному нравственному поведению, основанной на знании православных культурных и религиозных традиций, уважении к ним, любви к вере и истории своего народа.

Задачи:

  • Формировать целостное восприятие мира, представления о культурном и историческом единстве России и российского народа и важности сохранения культурно-национального единства;
  • Способствовать целенаправленному включению обучающихся в обсуждение вопросов, связанных с изучением истоков представлений о морали и нравственности в контексте отечественной культурной традиции.
  • Создавать условия для познавательной активности школьников и способствовать формированию позитивного восприятия мира;
  • Способствовать нравственному, моральному и патриотическому воспитанию школьников.
  • Знакомить с особенностями церковного искусства, основными сюжетами Ветхого Завета и Нового Завета, содержанием Евангелия.

Ожидаемый результат определяется достижением личностных результатов освоения основной образовательной программы, которые при изучении основ православной культуры должны отражать:

  • Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование православных ценностных ориентаций;
  • Формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  • Формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов;
  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе в православном понимании;
  • Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов  и находить выходы из спорных ситуаций;
  • Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Оборудование и инструменты:

  • Интерактивная доска;
  • Компьютер;
  • Видеосюжет «Заповеди блаженства».
  • Раздаточный материал. Карточки, для работы в группах;
  • Ангелочки со звёздочками для рефлексии

I. Организация начала урока. 

Приветствие гостей. Начало урока.

II.Мотивация к учебной деятельности

Презентация по теме: Заповеди блаженств.

1.Видеосюжет.(1 мин.48 сек.)

2.Беседа после просмотра видеосюжета.

- О чём рассказывается в просмотренном нами видеосюжете?

- Как вы думаете, о чём мы будем говорить с вами на уроке?

- Как можно сформулировать тему сегодняшнего урока? (Предложения учащихся).

III. Сообщение темы и цели урока. Выявление места и причин затруднения.

Тема нашего урока: «Заповеди блаженств».

Слайд.

 Другими словами – заповеди любви. Они раскрывают основу нравственной жизни человека.

- А что означает слово блаженный?

 (Блаженство – это высшая степень счастья).

IV. Открытие  новых знаний.

1.Мотивационный этап

На слайде  записано слово- ОБРАЗОВАНИЕ.

-  Ребята,  назовите корень слова. (Образ).

 - Верно, корень этого слова образ. А что такое образ?

 (Образ  - это икона, образ Божий).

Сегодня мы будем учиться с вами осознавать  слова по-новому, видеть в них особый смысл. И мы поймём, что эти слова заблистают как дивной красоты алмаз – многоцветием граней.

Слайд.

Слева на слайде вы видите Икону Иисуса Христа с плащаницы.

- Сегодня на уроке мы будем образовываться и получать знания через икону ,образ Божий и через слово.

Я вам расскажу, как это было в те далёкие времена.

2.Рассказ учителя.

Однажды Иисус с учениками взошёл на невысокую гору. Они всю ночь провели там в молитве. Вокруг собралось множество людей.

 (Слайд. Нагорная проповедь – справа от иконы Спасителя).

Спустившись с горы и расположившись на ровном месте перед собравшейся толпой, Христос говорил о законе любви, которым должны руководствоваться люди.

Эти события описываются в Евангелии в Новом Завете.(10 заповедей ветхого завета вы уже изучили ранее).

Народ старался подойти к Иисусу как можно ближе, прикоснуться к Нему, чтобы получить исцеление. И вот тогда Господь дал людям закон Божественной  любви и благодати, которая даёт людям возможность исполнять Божий закон. «…не нарушить пришёл Я, но исполнить», - говорил Христос (Мф.5:17).

Содержание Нагорной проповеди передаёт Евангелие от Луки (Лк.6:20-49).

Напомню ещё раз. В этот день Иисус Христос  дал людям краткие правила благочестивой жизни – заповеди. Они называются заповедями блаженства.

Этих заповедей 9. Сегодня мы начнём знакомство только с некоторыми из них.

Слайд .

3.Изучение нового.

1-я заповедь: Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.

- Как вы думаете, что означает быть нищим духом? Какой ответ правильный?

Слайд.

  1. Нищие духом это те, кто обделён Духовной Мудростью Божией.
  2. Нищие духом  - это те, кто сознаёт своё несовершенство и недостоинство перед Богом и всё хорошее, что имеют в себе, приписывают только действию Божией благодати.

(Верное высказывание обозначим на слайде галочкой).

Учитель

- Смотрите, как важно быть «нищим духом», т.е всё хорошее, что мы имеем в себе, приписывать только действию Божьей благодати, а своё несовершенство и недостоинство перед Богом – осознавать.

4.Работа с учебником.

-  Давайте теперь прочитаем в учебнике о первой заповеди

на стр.64-65. Найдите 3 абзац.(Дети по-очереди читают).

V. Творческая работа с самоконтролем.

- Ребята, на прошлой неделе, я дала вам творческое задание: познакомиться со сказками, стихами, притчами православной писательницы Полины Дзюбы.

Каждая группа должна была выбрать для себя либо сказку, либо стихи, либо притчу; нарисовать рисунок к своему произведению и внимательно прочитать текст.

- Посмотрите на замечательную выставку рисунков, подготовленную вами. Как здорово вы передали своё видение христианских добродетелей.

Поднимите руку, задание какой группы может относиться к первой заповеди. Что у вас за произведение? О чём оно? Почему вы считаете, что оно относится именно к заповеди «Блаженны нищие духом»..?

Покажите свой рисунок. Расскажите о нём в двух словах.

VI. Актуализация и пробное действие.

Продолжим наш урок.

Следующая заповедь, которую мы рассмотрим сегодня на уроке,звучит так: «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю». 

Откройте учебник на странице 66. Давайте прочтём, как толкуется эта заповедь(2,3,4 абзацы).

- Как вы поняли из отрывка, кто такие кроткие?

- Почему им обещано Господом наследовать землю?

Святитель Игнатий Брянчанинов говорил так: « Состояние души, при котором устранены из неё гнев, ненависть, памятозлобие и осуждение, - есть новое блаженство, оно называется КРОТОСТЬ».

 Кротость  - это не слабохарактерность, а великодушие, это способность простить обидчика, не отвечать злом на зло.

Давайте попробуем выполнить кластер. В схемах-овальчиках вам необходимо выбрать и записать, какими качествами должен обладать кроткий человек. Вам помогут слова-помощники.

Слайд

IV. Первичное закрепление с проговариванием вслух.

Слайд.

Слова-помощники: беззлобный, безропотный, незлобивый, миролюбивый, спокойный, великодушный, безгневный, безобидный, добродушный, добросердечный, мирный, мягкий, смиренный, терпеливый, тихий, непревозносящийся.

- Дети, задания какой группы рассказывает нам именно об этом блаженстве. Почему?(Группа детей защищает свой творческий выбор).

Обратимся к следующей заповеди. В вашем учебнике ей отведён всего лишь абзац. Давайте прочтём, что же это за заповедь? Стр.66  5 абзац.

Слайд

 «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут».

Словарь С.И.Ожегова
Милость – благодеяния; доброе человеколюбивое отношение; благосклонность, полное доверие и расположение.

Слайд

- Переверните страничку назад и рассмотрите фотографию внизу. Что вы видите? Как это понимаете?

- Творческое задание какой группы подходит к этой заповеди? Докажите.(Дети зачитывают, объясняют и показывают картинку).

И снова вернёмся к учебнику. Последняя заповедь, которую мы сегодня рассмотрим, звучит так:

 « Блаженны чистые сердцем, ибо они увидят Бога».

 Стр.67.(Три последних абзаца).

И снова вернёмся к последней группе и её творческому заданию. Что вы сегодня приготовили нам?

V. Итог урока:

 - Итак, подведём итог.

Сегодня мы начали знакомство с 4-х заповедей блаженств. Давайте вспомним, какие именно заповеди мы сегодня узнали?

Ответы детей:

Блаженны нищие духом;

Блаженны кроткие;

Блаженны милостивые;

Блаженны чистые сердцем.

- Молодцы. Но вы должны знать, что заповедей блаженств всего 9. С пятью оставшимися мы познакомимся с вами на следующем уроке. А сейчас дайте их хором прочтём.

Слайд.

VI.Рефлексия учебной деятельности.

- Давайте подведём небольшой итог.

С какими понятиями мы сегодня познакомились.? Вспомните тему нашего урока.

Сколько всего заповедей блаженств дал Иисус людям?(9).

С какими заповедями блаженств мы сегодня познакомились?

Перед вами лежат ангелочки. На груди у них вы видите православную восьмиконечную звезду.

  • Раскрасьте эту звезду зелёным цветом те дети, кому сегодня было интересно, кто понял тему и хотел бы узнать больше.
  • Раскрасьте звезду жёлтым те, кому было интересно, но кое-что

осталось непонятно.

  • Красным цветом раскрасьте звезду те, кто с этим не согласен.
  • А серым цветом те, кому было скучно

- Покажите мне своих ангелочков. Я посмотрю картину класса.

_ Спасибо! Повернитесь к гостям и покажите ангелочков им.

VII. Домашнее задание. 

Учебник. Урок 20.стр.64-67

Урок окончен. Спасибо за работу ,вы молодцы!



Предварительный просмотр:

Самоанализ урока по Основам православной культуры.

Учителя начальных классов МБОУ СОШ №2 г.Лермонтова

Садовниковой Ольги Викторовны.

Тема: «Заповеди блаженств»

Направление: духовно-нравственное воспитание

Тип урока: открытие новых знаний.

Задачи:

a) обучающие: объяснить смысл Заповедей;

б) воспитательные: воспитывать должное поведение христианина, христианское мировоззрение, знакомство с христианской истиной, пониманием основных нравственных представлений;

в) развивающие: развивать внимание при слушании рассказов, мышление.

Считаю, что на уроке была обеспечена их комплексность.

Цели урока:,

Основная: познакомить детей с Заповедями блаженств ;

Деятельностная: научить детей новым способам нахождения знания, ввести новые понятия, термины.

Содержательная: 

 сформировать систему новых понятий, расширить знания учеников за счет включения новых определений, терминов, описаний;

 формировать у четвероклассников мотивации к осознанному нравственному поведению, основанной на знании православных культурных и религиозных традиций, уважении к ним, любви к вере и истории своего народа.

Задачи:

  • Формировать целостное восприятие мира, представления о культурном и историческом единстве России и российского народа и важности сохранения культурно-национального единства;
  • Способствовать целенаправленному включению обучающихся в обсуждение вопросов, связанных с изучением истоков представлений о морали и нравственности в контексте отечественной культурной традиции.
  • Создавать условия для познавательной активности школьников и способствовать формированию позитивного восприятия мира;
  • Способствовать нравственному, моральному и патриотическому воспитанию школьников.
  • Знакомить с особенностями церковного искусства, основными сюжетами Ветхого Завета и Нового Завета, содержанием Евангелия.

Оборудование и инструменты:

  • Интерактивная доска;
  • Компьютер;
  • Видеосюжет «Заповеди блаженства».
  • Раздаточный материал. Карточки, для работы в группах;
  • Ангелочки со звёздочками для рефлексии

Урок тесно связан с предыдущими уроками, которые проводятся в системе. Данный урок работает на последующие уроки, раскрывая начальные представления о Заповедях блаженств, с последующим их изучением. Специфика урока – введение новых нравственных понятий и категорий, так называемых, заповедей любви Нового Завета. Материал сложный для восприятия, поэтому даётся на нескольких уроках.

Я выбрала именно эти 4 заповеди, т.к.считаю, что данные понятия подготовят детей к более чёткому восприятию следующих 5 Заповедей блаженств.

Виды деятельности учащихся: познавательная, нравственная беседа, выполнение творческого домашнего задания.

Уровень воспитательного результата: воспитание духовной и нравственной культуры школьников, расширение и обогащение их коммуникативного  и жизненного опыта в новом контексте общения, с точки зрения православного христианина.

Соответствие цели занятия содержанию и результатам деятельности: приобщение школьников к духовно-нравственной культуре посредством нравственной беседы, анализа поступков героев творческого домашнего задания, видеоролика «Нагорная проповедь», составление кластера по теме «Кротость»,применение педтехнологии – развитие критического мышления, рефлексия.

Ожидаемые результаты:

  • Расширение возможностей обучающихся 4 класса использовать приобретённый нравственный и духовный опыт для :
  • Совершенствование навыков нравственного этического поведения и развитие умений общения;
  • Преодоление  психологических барьеров в разговоре о духовности, милосердии, добре и зле;
  • Развитие доброжелательного отношения к  окружающим, людям с ограниченными возможностями.

Формирование УУД:

Личностные:

  • Умение соотносить поступки и события с принятыми этическими и духовными принципами, знание моральных норм и ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях;
  • Формирование мотивации изучения православной культуры;
  • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов  и находить выходы из спорных ситуаций;
  • Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
  • Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

Познавательные:

  • Знакомство с элементами мировой культуры посредством изучения Библейских сюжетов;
  • Изучение Заповедей блаженств(урок 1 – начальный этап);

Регулятивные:

  • Формирование умения самостоятельно оценивать поведение и поступки людей и свои собственные с точки зрения православной морали;
  • Умение корректировать свои действия в процессе знакомства с понятиями  «нищие духом», « кроткие», «милостивые», «чистые сердцем», «заповеди блаженств».

Коммуникативные:

  • Умение работать в сотрудничестве с учителем, сверстниками;
  • Умение работать в группах.

Обучающая цель  достигнута:

  • дети познакомились с основными понятиями духовности, рассматриваемые на 1 уроке по теме «Заповеди блаженств», познакомились с 4 заповедями блаженств из 9:

Блаженны нищие духом;

Блаженны кроткие;

Блаженны милостивые;

Блаженны чистые сердцем.

  • Составили кластер «Кроткий человек»;
  • Работали с текстом, применяя технологию критического мышления;
  • Работали в группах, выполняя творческое домашнее задание;
  • Прививался интерес к мировому культурному наследию;
  • Провели рефлексию – позиционирование себя на уроке;


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Русский народ глубоко усвоил евангельские заповеди, и они живут в устной народной речи, в поговорках, поучениях, присказках.

Блаженны нищие духом… Что воздух для тела, то Дух Божий для души.

Блаженны плачущие… Душа может получить утешение только от Пресвятого Духа.

Блаженны кроткие… Жалеть надо всякого злого человека, а не злиться на него.

Блаженны алчущие и жаждущие правды… Правого Бог правит.

Блаженны милостивые… Милость — это свойство человека любящего. Богат Бог милостью.

Блаженны чистые сердцем… От чистого сердца чисто зрят очи. Чистому всё чисто.

Блаженны миротворцы… Мирись наперёд всего со своей совестью.

Блаженны изгнанные за правду… Сравните слово «изгнанные» со старинным словом «гонажати» — освобождать, «гонезение» — избавление, исцеление. Изгнанные за правду исцелятся.

Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать за Меня… Любовь изгоняет всякий страх.

(В.И. Даль.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок, проведённый в рамках «Дня открытых дверей» для родителей по теме «Урок здоровья» «Be healthy, wealthy and wise!» Советы, как быть здоровым и успешным.

Тип урока:Закрепление знаний(рекомендация, советы  по режиму дня)Цели:       - развитие коммуникативных умений   в говорении,   чтении,  ау...

Открытый урок по чтению "Умейте делать открытия" 2 класс

Сегодня на уроке чтения мы будем работать над содержанием рассказа Михаила Пришвина «Золотой луг», узнаем, какие названия существуют у известного вам растения. Девизом урока я предлагаю слова: «...

Конспект открытого урока на районный конкурс-фестиваль « Открытый урок».

Конспект открытого урока по окружающему миру во 2 классе на тему " Вокруг света с фотоаппаратом" с использованием передовых педагогических технологий....

Открытый урок во 2 классе по теме " Clothes" УМК" Forward",открытый урок в 1 классе по теме " Моя семья"

Певый урок апробировался на экспериментальной площадке с 2010-2013...

Конспект открытого урока русского языка. 4 класс. Конспект открытого урока русского языка. 3 класс.

Тема «Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже». Тема «Упражнения в правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне»...