Работа с притчей. Тема урока: «Зачем творить добро?»
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Хохлова Ирина Евгеньевна

Работа с притчей.

 

Тема урока: «Зачем творить добро?»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hohlova_rabota_s_pritchey.docx20.57 КБ

Предварительный просмотр:

Работа с притчей.

Тема урока: «Зачем творить добро?»

Тип урока: урок сообщения новых знаний.

Цель урока: формирование у учащихся представления о нравственных категориях добра и зла и осознания свершения добрых дел как духовной радости.

Задачи:

  • сформировать у учащихся представление о нравственных категориях добра и зла;
  • подвести к осознанию необходимости свершения добрых дел;
  • разъяснить важность добрых поступков для жизни православного человека.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения христианских ценностей;
  • воспитание доброжелательности, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Предметные:

  • знание и понимание нравственных категорий – «добро» и «зло»;
  • осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

Метапредметные:

  • овладение навыками осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
  • умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.

Формы и методы работы: словесный метод – беседа по тексту притчи, практический метод – создание образного рисунка к притче по ходу чтения; и символического рисунка после прочтения притчи.

Оборудование урока: мультимедийная презентация, компьютер, экран, учебник (А.В.Кураев. Основыдуховно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы. – М.: Просвещение, 2014), карандаши, краски, листы бумаги формата А4.

Этап урока: 1. Мотивация  к учебной деятельности.

- Послушайте, пожалуйста, притчу и создайте образный рисунок по ходу чтения (чтение притчи учителем).

Притча «Зачем человеку руки?»

— Тебе даны две руки не для того, чтобы хулиганить, — сердито сказала мама сыну.

 — А для чего они даны мне? — поинтересовался мальчик.

— Чтобы учиться старательно, — ответила мама.

— И чтобы работать, — добавил отец.

— Чтобы поиграть, тоже две руки нужны, — вставила бабушка, заступаясь за внука.  Вечером в кровати мальчик посмотрел на свои руки и пробормотал, засыпая:

— Спасибо, ручки. Вы сегодня поиграли, потрудились и даже поучились.

— Мы нужны не только для этого, — вдруг услышал мальчик. — Человеку даны две руки, чтобы он, принимая левою, отдавал правою.

Мальчик долго размышлял над этими словами, прежде чем заснуть.

На следующий день мама разбудила сына рано:

— Беги в сад, на твоей яблоньке три первых яблока созрели.

— Не зря трудился, — заметил отец.  — Яблоки со своей яблоньки всегда самые вкусные, — добавила бабушка.  Мальчик выбежал в сад. Все яблони были усыпаны спелыми яблоками, но он подбежал к ограде сада, где росла молоденькая яблонька, которую он посадил сам.  Три крупных красных яблока висели на дереве, как яркие игрушки.

— Бабушка, пить, — послышался жалобный голос. — Сорви мне одно красное яблочко.  Мальчик выглянул за ограду и увидел на дороге бабушку с двумя внучками.

— Не капризничай. Это не наши яблоки, — сказала бабушка.

В этот момент мальчик вспомнил слова ручек. Он сорвал яблоко и протянул его малышке. Прижав яблоко к груди, она прошептала: «Спасибо». Старшая девочка облизнула пересохшие губы. Тогда мальчик сорвал два последних яблока: одно — для бабушки, а второе — для старшей девочки.

 — Сладкие были яблоки, сынок? — спросила мама позже.

— Самые сладкие, — ответил мальчик.

(после окончания чтения притчи дети демонстрируют свои рисунки и объясняют свой выбор (что нарисовали и почему), далее беседа по содержанию притчи).

- Скажите, пожалуйста, над какими словами долго размышлял мальчик? Предполагаемый ответ: над словами рук: «Человеку даны две руки, чтобы он, принимая левою, отдавал правою».

- А как вы понимаете эти слова? Предполагаемый ответ: человеку даны две руки, чтобы он не только брал, но и отдавал, то есть совершал добрые дела.

- Как вы считаете, почему мальчик сказал маме, что яблоки были самыми сладкими, хотя он их не ел? Для кого на самом деле яблоки оказались самыми сладкими? Предполагаемый ответ: сладкими яблоки были для девочек и бабушки, потому что они очень хотели пить; мальчик получил большое удовлетворение, радость, оттого что именно его яблочки помогли людям, спасли их от жажды.

- Скажите, как притча соотносится с темой нашего занятия? Предполагаемый ответ: тема занятия – «Зачем творить добро?» и в притче мальчик совершает добро, а взамен получает  радость. Человек создан для того, чтобы дарить другим добро.

- Ребята, давайте подарим радость друг другу, частичку своего добра. Для этого соедините ладони, повернитесь к соседу по парте и с улыбкой коснитесь рук друг друга (дети поворачиваются друг к другу лицом и касаются рук соседа).

- Запомните, пожалуйста, важные для православного человека слова: «Кто берет – наполняет ладони, кто отдает- наполняет сердце».        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока «Зачем творить добро»

Данный  урок  был  разработан  и  проведен  в  рамках  районного  семинара  учителей  ОРКСЭ  и  ОПК....

Тема урока: Зачем творить добро?

Тема урока: Зачем творить добро? Цель урока: помочь учащимся осмыслить нравственные христианские основы отказа от эгоистической позиции и  понимание того, что творить добро –  духовная ...

Тема сегодняшнего урока «Зачем творить добро?» (с. 68 учебника) Мы узнаем, как подражают Христу? Чему радуются святые?

         Цели: помочь обучающимся понять причины, по которой христиане стремятся творить добро; осмыслить понятия «добро»,  «самоотверженность»,  «святой»...

Конспект урока "Зачем творить добро" ОПК 4 класс

Данный урок раскрывает для детей нравственные категории нашего мира, помогает определить для себя важное и необходимое, научиться чувствовать себя счастливым...

Технологическая карта урока. Основы православной культуры, 4 класс. Тема урока: «Зачем творить добро?»

Цель урока: помочь учащимся осмыслить нравственные христианские основы добра....

Подборка материала к уроку "Зачем творить добро?"

Собранный материал поможет учителю  выстроить  свой урок по теме "Зачем творить добро?". Здесь вы найдёте пословицы, стихи, синквейны, притчи, рассказы и сказки, мудрые высказывани...