Рабочая программа по курсу ОРКСЭ. Модуль «Основы мировых религиозных культур» 4 класс.
рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему

Порошина Ольга Алексеевна

Материалы включают рабочую программу, календарно-тематическое планирование и контрольно-измерительные материалы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_orkse_14-15g.rar125.6 КБ

Предварительный просмотр:

Тест по теме: «Россия — наша Родина» (к уроку 1)

  1. Полное название нашей страны:

а) Москва

б) Российская Федерация

в) Россия

  1. Почему нашу страну мы называем отечеством:

а) это наш родной дом

б) наши отцы, деды и прадеды и их предки учились, работали и  защищали свою землю

в)

  1. Дай толкование слову «отечество»

а) страна наших пап, мам

б) родная страна отцов и предков

в) Россия

  1. Дай толкование слову «Родина»

а) родная сторона

б) любимая сторона

в) великая страна

  1. Материальный мир — это

а) информация из книг, журналов, СМИ

б) вещи, предметы, явления природы, которые нас окружают

в) явления природы, которые нас окружают

  1. Духовный мир — это

а) знания и информация из различных источников, которые мы видим

б) знания и информация из различных источников, отношения между людьми

в) вещи и предметы

  1. С духовным миром вы знакомитесь в школе на уроках при чтении учебников и дополнительной литературы — это называется:

а) миров знаний

б) миром умений и навыков

в) миром культуры

  1. Духовный мир отражается в человеке и образует:

а) состояние души

б) внутренний мир человека

в) интересы человека

  1. Религия определяет внутренний мир человека как:

а) познания человека

б) душу человека

в) увлечения человека

  1.  Человек в зависимости от состояния своего внутреннего мира может радоваться или огорчаться, быть спокойным или тревожным, создавать что-то нужное и новое. Это зависит от:

а) как ты наполняешь свой внутренний мир

б) как ты наполняешь свой внутренний мир и как строишь отношения с другими людьми

в) как ты относишься к окружающей тебя природе и людям

  1. Во внутреннем и внешнем мире есть:

а) только добро, красота, тепло, уют, любовь

б) только зло, ненависть, опасность

в) есть добро и зло, любовь и ненависть, красивое и безобразное

  1.  Культурные традиции — это

а) народные праздники

б) богатство нашей многонациональной страны

в) морально — этические нормы

  1.  Особое место среди культурных традиций занимают:

а) народные праздники и ритуалы

б) мораль общества

в) религиозные культуры и морально-этические нормы

  1. Если человек следует культурным традициям своей страны, то:

а) может сделать свой внутренний мир чистым, светлым, радостным

б) будет востребован со своими знаниями в обществе

в) его будут все любить и прислушиваться к советам

  1.  Что вы вносите в понятие «народы России»:

а) все люди на Земле

б) люди всех национальностей, живущих в Москве

в) люди, живущие в России

  1.  Как мы должны относиться к традициям своей Родины:

а) соблюдать все традиции

б) уважать, гордиться и беречь

в) кто как хочет

  1. Приведи примеры традиций, принятых в обществе__________________

_____________________________________________________________

_______________________________________________________________

  1. Приведи примеры традиций, принятых в вашей семье_____________

____________________________________________________________

         _______________________________________________________________

  1. Какие ценности лежат в основе традиций вашей семьи_______________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

Тест № 2 «Культура и религия» (к уроку 2)

1. Что такое религия:

а) одна из форм народных традиций народа

б) необходимая часть для всех людей

в) важнейшая часть большинства духовных традиций

2. Сегодня религией называют:

а) различные верования людей, поведение людей в повседневной жизни, участие в религиозных действиях

б) участие в религиозных действиях

в) посещение храмов и церквей

3. Ритуалы — это

а) действия, которые должны связывать, соединять людей с миром богов и духов

б) праздники, на которых люди общаются друг с другом

в) действия, направленные на познание нового и интересного

4. Ритуалы - это

а) участие в праздниках

б) участие в современных шествиях и гуляньях

в) участие людей в религиозных действиях

5. Первобытные верования - это

а) верования людей, основанные на старых понятиях

б) верования самых древних людей

в) верования, которые нам уже не интересны

6. Древние религии — это

а) верования, которые возникли в Египте, Индии, Греции. Риме

б) верования, которые возникли в Древнем Китае

в) верования, которые возникли в Древней Руси

7. Традиционные верования — это

а) верования, в которые веруют все люди

б) верования, которые возникли в ХХ веке

в) верования, которые сохранились с древности до наших дней

8. Национальные религии — это

а) религии, которые создали народы и принадлежат одному народу

б) религии, которые создали несколько групп национальностей

в) религии, которые относятся к людям нескольких национальностей

9. Мировые религии — это

а) религии, в которых верующие живут в разных странах и принадлежат к разным народам

б) все религии  мира вместе

в) это любая религия мира

  1. Перечисли мировые религии мира

___________________________________________________________________

11. В России с незапамятных времен существуют разные религии, но большинство___________________________________________________

  1.  Индуизм — это верование

а) индейцев

б) индусов

в) евреев

13.  Иудаизм — это верование

а) евреев

б) индусов

в) русских

14. Какие религии мира считаются традиционными религиями России?_____________________________________________________________

-------------------------------------------------------------------------------------------------------

15.Что значит вести религиозный образ жизни:

а) верить в Бога

б)  верить в Бога и выполнять религиозные обряды

в) выполнять религиозные обряды, которые нравятся

16. Почему одни религии называются мировыми, а другие национальными?

______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

______________________________________________________________

17.Где проживают крупнейшие народы нашей страны? _______________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

18. Какие религии они исповедуют?__________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

19.Какая религия преобладает в вашей семье?_________________________

Тест № 3 «Культура и религия» (к уроку 3)

  1. Внесла ли религия свой вклад в культуру?

а) да

б) нет

  1. Что такое культура?

а) это материальные ценности, которые создает человек на протяжении всей истории

б) это материальные и духовные ценности, которые создает человек на протяжении всей истории

в) это духовные ценности, которые создает человек на протяжении всей истории

  1. Приведите конкретные примеры материальных ценностей культуры_______________________________________________________

_______________________________________________________________

______________________________________________________________

  1. Приведите конкретные примеры духовных ценностей культуры________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

______________________________________________________________

  1. К памятникам духовной культуры мы относим:

а) идеи и образы, которые создали художники, писатели, зодчие..., а также понятия, нравственные нормы поведения человека, религии

б) памятники известным людям страны, которые украшают скверы и площади нашей страны

в) только те идеи, образы и нормы поведения людей, которые имеют конкретное отношений к поведению во время религиозных обрядов

  1. Почему многие памятники материальной и духовной культуры возникли в связи с религией и необходимы для ее существования?

а) в каждой религии так захотелось верующим людям

б) в каждой религии необходимо было иметь специальное место для совершения ритуалов

в) в каждой религии верующим захотелось построить самые красивые и запоминающиеся здания

  1. Влияние религии на культуру. Как религия нашла отражение в музыке, живописи, повседневном поведении и речи? Приведи примеры по всем четырем направлениям:__________

_______________________________________________________________

______________________________________________________________

_______________________________________________________________

Тест № 4 «Возникновение религий» (к уроку 4 )

  1. Когда возникли у человека религиозные чувства?

а) в современное время

б) на самом раннем этапе истории развития человечества

в) когда человек научился читать и писать

  1. Во что изначально верили люди:

а) в духов

б) в богов и духов

в)в единого Бога

  1. В древних государствах — Египте, Греции, Риме, Индии, Китае, Японии — люди верили в то, что богов много. Все эти боги назывались________

______________________.

  1. Как называется религия, в которой почитается много богов?

а) многобожием

б) пантеон

в) верование

  1. Какой народ поверил в Единого Бога?

а) еврейский

б) русский

в) индусы

  1. Кто по преданиям является родоначальником евреев?

а) патриарх Гавриил

б) патриарх Авраам

в) патриарх Алексий

  1. Как называется современное государство, куда по преданию ушел и там поселился родоначальник еврейского народа?

а) Россия

б) Пакистан

в) Израиль, Палестинская автономия, частично территории Сирии и Ливана

  1. Как иудеи зовут землю?

а) Землей предков

б) Святой землей

в) Землей Обетованной

  1. Почему через некоторое время потомки Авраама со своими семьями переселились в Египет?

а) не было работы

б) наступил голод

в) захотели пожить в другом месте

  1.  Со временем евреи оказались на положении рабов, подвергались жестокому обращению. В это время в одной еврейской семье родился мальчик, которого назвали

а) Моисей

б) Авраам

в) Иисус

11. Что повелел ему сделать Бог

а) всех спасти от голода

б) вызволить из рабства народ

в) всем дать достойную работу

12. Что такое «скрижали»?

а) каменные таблички, на которых записано как построить храм

б) каменные таблички, на которых был рисунок, как дойти из пустыни в Землю Обетованную

в) каменные таблички данные Богом, на которых были записаны заповеди Бога еврейскому народу

  1. Получив от Бога таблички, Моисей тем самым заключил договор с Богом. Согласно этому договору Бог оберегает народ, а народ должен быть верен Богу и соблюдать его заповеди. Это договор стал называться:

а) Библией

б) Заветом

в) Законом

  1.  Чтобы почитать своего Бога иудеи на Земле Обетованной построили Храм. В каком городе стоял Храм?

а) в Палестине

б) в Израиле

в) в Иерусалиме

  1.  Почему древние люди заботились о душах своих предков?

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

Тест № 5 «Возникновение религий. Религии мира и их основатели» ( к уроку 5)

  1. Почему иудеи последовали за проповедником Иисусом?

а)  считали, что это и есть обещанный Мессия - Христос

б) считали, что он проповедует правильные идеи

в) считали, что он избавит их от всех бед и несчастий

  1. Почему по преданию Мария родила своего сына Иисуса в пещере, которую использовали для содержания скота

а) из-за бедности и нищеты они там жили

б) его родителям не хватило места в доме-гостинице

в) в давние времена все рожали детей именно там, так как считали, что надо быть ближе к природе

  1. Что проповедовал Иисус, когда вырос:

а) не давать себя в обиду и всегда учить тех, кто обижает тебя и других

б) учил, что люди должны любить Бога и своих ближних

в) учил, что надо правильно пользоваться дарами природы во благо своего здоровья и других

  1. Почему возник конфликт между проповедником Иисусом и начальниками иудейского народа:

а) народ ждал чудо — избавления их от голода и нужды

б) многие люди ждали от Иисуса не проповедей, а избавления иудеев от всех врагов и притеснителей

в) начальники иудейского народа испугались, что Иисус займет их место

  1. Почему в момент казни большая часть учеников Иисуса покинула его:

а) решили, что он не прав в своих проповедях

б) испугались

в) захотели выслужиться перед начальниками

  1. Некоторые женщины пришли на третий день после казни Иисуса к его гробу, но увидели, что гроб пуст. Почему Иисуса не оказалось в гробу? Каково объяснение этого чуда верующими:

а) ученики сняли Иисуса с креста и спрятали, чтобы иудейские начальники не выбросили тело

б) Иисуса  еще не сняли с креста— места казни

в) Иисус как Сын Божий не был подвластен смерти и воскрес из мертвых

  1. Как стало называться учение о жизни и воскресении Иисуса Христа

а) религия

б) христианство

в) верование

  1. Как назвали мальчика, который родился в далекой Аравии в городе Мекка:

а) Мухаммад

б) Махамед

в) Ахмед

  1. Он стал халифом — это

а) так в Аравии называли людей, которые верили в Единого Бога и жили благочестивой жизнью

б) так в Аравии называли людей, которые верили в Иисуса Христа

в) так в Аравии называли людей, которые верили в нескольких богов

  1.  Посланник Бога Мухаммад призывал людей уверовать в Единого Бога. Он считал, что Бог (Аллах) давно отправлял людям своих посланников и Моисея, и Иисуса. Он сумел объединить разрозненные племена Аравии. Как стала называться эта религия?

а) ислам

б) буддизм

в) христианство

  1. Халифы — это:

а) правители страны

б) приемники пророка Мухаммада

в) наследники трона

  1.  Религия, возникшая в далекой Индии:

а) ислам

б) буддизм

в) иудаизм

  1.  Мальчик Сиддхартха Гаутама родился в давние времена в семье правителя небольшого государства на севере (какого государства?)__________________________
  2.  Царевич жил в роскоши и без забот. Был мальчиком очень способным и обгонял всех своих сверстников в науках и спорте. Но, несмотря на все блага, он осознал мимолетность и призрачность богатства и знатности. Почему?

а) заболел и понял, что может умереть

б) семья разорилась, и стал он бедным

в) встретил похоронную процессию, тяжело больного, нищего, просящего подаяния

  1.   Сиддхартха Гаутама понял, увидев мудреца, погруженного в созерцание, что путь самопознания — единственный к постижению причин страдания и _____________________________________________

______________________________________________________________

  1. Зачем царевич покинул свой дом:

а) начал скитаться в поисках истины

б) чтобы помочь своему народу

в) надоело дома

  1. Как к царевичу пришло просветление, он постиг четыре благородные истины и стал Буддой:

а) ходил, спрашивал у людей и постиг истину

б) сел под дерево и постиг истину

в) спросил у старших и постиг истину

  1. Перечисли четыре истины, которые пришли царевичу Сиддхартха Гаутаме:

1.______________________________________________

2. _____________________________________________

3. ____________________________________________

4. ______________________________________________

  1. Как переводится Будда

а) Озаренный

б) Просветленный

в) Прозревший

  1. Как назвали учение, проповедуемое Буддой

а) христианством

б) исламом

в) буддизмом

  1. Нирвана — это

а) состояние сна

б) освобождение от страдания

в) комната в Храме, в которой нет людей

  1. Что означают слова «Через много лет Будда стал стареть. Тогда он простился со своими учениками, погрузился в созерцание и вступил в великую и вечную нирвану»: он_______________________________________
  2. Ступы — это

а) специальное сооружение

б) специальная комната

в) ваза

  1. В каком городе родился Иисус:

а) в Вифлееме

б) в Израиле

в) в Вавилоне

  1. Какой город для мусульман считается священным? Почему?

_____________________________________________________________

____________________________________________________________

  1. К чему призывал Мухаммад?__________________________________

_____________________________________________________________

  1. Назови основные мировые религии и их основателей

____________________________________________________________

______________________________________________________

______________________________________________________

  1. Назови места возникновения мировых религий

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

____________________________________________________________

Тесты № 6  - 7 «Священные книги религий мира» (к уроку 6, 7)

  1. В какой стране написаны одни из древнейших текстов, которые считаются священными:

а) в Китае

б) в Индии

в) в России

  1. Что такое «веды»:

а) книги, рассказывающие о древних религиях

б) книги по религии

в) древнейшие священные тексты

  1. Слово «веды» означает:

а) «правило», «умения»

б) «вера», «религия»

в) «знание», «учение»

  1. Как называется буддийское священное писание?_____________________
  2. Трипитака — это_______________________________________________

______________________________________________________________

_____________________________________________________________

  1. На каком языке были записаны сведения о жизни Будды, и о том как он учил людей

а) на еврейском

б) на индийском

в) на санскрите

  1. Из Священной книги буддизма, кто является беспечным и ленивым?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Как иудеи называют Священное писание?________________________
  2. Кто, как считают иудеи, открыл людям истину:

а) познали сами

б) Бог

в) прорицатель

  1. Как называют Священное писание люди, которые преимущественно говорили на греческом языке:

а) Библией

б) Танахом

в) Трипитакой

  1. Что означает «Библия»?

а) «слова»

б) «писание»

в) «книги»

  1.  Как в современной религии называется Священное писание и иудеев, и христиан?

а) Библия

б) Танах

в) Веды

  1.  Почему и иудеи, и христиане  стали называть Священную книгу одинаково?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1.  Что включает Новый Завет?___________________________________

______________________________________________________________

  1.  Что включает Ветхий Завет?_____________________________________________________________________________________________________________________________
  2.  Какая книга входит в Ветхий Завет?_____________________________
  3. Пятикнижие (Тора) -это  

а) первая часть Библии

б) пятая часть Библии

в) все части Библии

  1.  Почему часть Библии называется Пятикнижие?___________________
  2.  О чем рассказывается в «Бытие»?_____________________________________________________________________________________________________________________________
  3.   О чем рассказывается в «Исходе»?_______________________________

______________________________________________________________

  1. Что записано в других книгах Пятикнижия?______________________________________________________________
  2. Что содержит третья часть Пятикнижия?______________________________________________________________
  3.  Как называется книга Нового Завета?____________________________
  4. Какое слово переводится «Благая весть»?________________________
  5. Почему христиане считают эту книгу Нового Завета Богодухновенной?____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  6. Как называли ближайших учеников Христа?________________________
  7.  В какой книге рассказывается об их путешествиях и приключениях, в которых они проповедовали учение Христа в разных странах и частях света?________________________________________________________
  8.  Как называют письма, которые первые ученики писали христианским общинам?______________________________________________________
  9.  Как называется последняя книга Библии?__________________________
  10.  От какого греческого слова произошло это слово?_______________________________________________________
  11.  Как называется главная книга мусульман?_________________________
  12.  Кто получил от Бога Коран?___________________________________
  13. В понимании мусульман Коран это_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  14. Что в переводе с арабского означает «Коран»?_____________________
  15.  Суры — это_________________________________________________
  16.  Бог мусульман________________________
  17.  Из каких книг состоит Новый Завет______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  18. Почему Священное писание буддистов в переводе на русский язык называется «Три корзины мудрости__________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тест № 8 «Хранители предания в религиях мира» (к уроку 8)

  1. Жрецы — это

а) посланники Бога

б) монахи

в) хранители (служители)религиозных традиций,ритуалов, преданий

  1. Раввины — это

а) мудрецы, которые четко выполняли все заповеди и законы

б) мудрецы, которые объясняли народу Священное писание, растолковывали заповеди и предписания законов

в) верующие иудеи

  1. Церковь это__________________________________________

_____________________________________________________________

  1. Кто согласно христианскому учению основал церковь?

а)  Иисус Христос

б) верующие христиане

в) апостолы

  1. В тех городах, где появлялись новые общины христиан, апостолы оставляли_________________________.  Позднее при помощи них появились________________________________ и ____________________.
  2. Нарисуй ступени иерархии в Христианской церкви

  1. В какой вере нет церковной иерархии?

а) христианской

б) мусульманской

в) буддистской

  1. Умма - ______________________________________________________
  2. Кому мусульмане доверяют возглавлять молитвы?_________________
  3.  Как в буквальном переводе звучит это слов______________________
  4. Хафизы это___________________________________________

           _____________________________________________________________

12.  Сангха — это_______________________________________________

13.Кем по преданию была образована первая буддийская община?___________

14. Авторитетные учителя, ведущие верующих по пути, указанному Буддой

- это __________________

15.Каковы особенности буддийской  сангхи?______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тест № 9-10 «Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния» (к уроку 9-10)

  1. Как трактовали появление добра и зла? Сопоставь и соедини стрелками.

Древний Восток

Зло — это страдание, которым пронизана вся человеческая жизнь

Древние греки

Добро и зло равные силы и появились одновременно

Христиане

Зло пришло в мир, вырвавшись из ларца

Ислам

Непослушание человека Богу

Буддизм

Добро и зло существуют по воле Бога

  1. В какой книге Нового Завета описано отношение Бога к грешному человеку?_________________________________________________
  2. Как называется притча, в которой  Иисус Христос рассказывает своим ученикам о том, что сын потребовал у отца часть своего имущества, растратил все деньги, жил в нищете, вспомнил об отце и вернулся к нему?

_________________________________________________________________

  1. Главное условие спасения в христианстве- это _________________________________________________________________
  2. Кто, согласно христианскому учению, восстановил связь между человеком и Богом, утраченную во время грехопадения?_________________________________________________
  3. В какой вере путь к божественному прощению понимается как последовательное исполнение предписанием Бога, его заповедей?

__________________________________________________________________

  1. Что в иудаизме является важнейшим средством для исправления совершенного греха, как отдельным человеком, так и всем народом__________

________________________________________________

  1. В какой Священной книге четко прописано, что такое добро, а что есть зло? А так же заповедь людям следовать путем добра и справедливости.

__________________________________________________

  1. Что станет концом человеческой истории в разных религиях? Сопоставь и соедини стрелками.

Христиане

В завершении истории народом будет править Мессия, который принесет ему избавление от всех бед, а всему человечеству — мир и благоденствие

Иудаизм

Бог окончательно решит судьбу людей в Судный день в зависимости от того, как они вели себя в земной жизни. Верующим — вечное блаженство, неверующим — вечные муки ада.

Ислам

 Освобождение от страдания

Буддизм

Победа над грехом, окончательное

восстановление связи человека и Бога

  1. Состояние непроходящего покоя и удовлетворенности в буддизме именуется_________________________
  2. Какую заповедь, согласно Библии, нарушил человек?___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  1. Христиане верят, что концом человеческой истории станет_________________________________________________, окончательное восстановление связи человека и Бога. Это произойдет во время ______________________________________________________________________________________________________________________________________

В этот момент человека ждет_______ и _______________________ за его дела, добрые или злые. Тот, кто совершал ___________________________________

не сможет быть с Богом.

Тест № 11«Человек в религиозных традициях мира» (к 11 уроку)

1. Религия — это_______________________________________________

  1. В Библии говорится, что человек призван восстановить_________________________________________________________________________________________________________________
  2. Центральное действие верующего человека — это_________________
  3. Подчеркни правильный ответ

Для верующего христианина молитва — это потребность или обязанность?

  1. Важная часть жизни христианина — это___________Библии и особенно Евангелия.
  2. Особые священные действия в Христианской церкви, через которые верующие могут духовно прикоснуться к Христу — это______________
  3. Со времен проповеди апостолов известны два из них — это

_________________________ и Евхаристия.

  1. Этот обряд обычно совершается через троекратное погружение в воду

это___________________________

  1. В таинстве Евхаристии_________________________________________

_____________________________________________________________

  1.  В иудаизме большое значение уделяется________________________,

_________Священного писания и строгому соблюдению___________

______________________

  1.  Одной из главных заповедей у иудаизмов  - это__________________________________________________
  2.  Намаз  (вера___________)- _________________________________
  3.  Пост в месяц (вера______)-______________________________
  4. Раз в год выделение закята (вера_____________) - это_________________
  5. Мантра (вера_________) - это______________________________
  6.  Для чего служит мантра?____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тест № 12-13 «Священные сооружения» (к уроку № 12, 13)

  1. Какие сооружения верующие считают священными:

а) это постройки, в которые ходят люди

б) это сооружения, в которых верующие совершают ритуальные действия

в) это сооружения, в которых люди объединяются для каких-либо целей

  1. Каково назначение священных сооружений верующих:

а) для совместного участия в ритуалах

б) для совместного проведения досугов

в) для совместного празднования значимых событий

  1. Скиния — это:

а) здание у древних племен для проведения ритуальных обрядов

б) место у древних индусов для общения с Буддой

в) переносной шатер у древних евреев для молитв и принесения жертв богу

  1. Стоунхендж  - это:

а) самое крупное древнее сооружение из камней для молитв

б) самое крупное сооружение для молитв в Англии

в) собранные вместе и поставленные в определенном порядке сооружения из камней

  1. Как называется знаменитое сооружение, которое построили древние иудеи в Иерусалиме?______________________________________

  1. Синагоги — это

а)  «дома свиданий» для совместного чтения книг

б) «дома собраний» для совместных молитв и чтение Священного писания

в)  «сооружения древних иудеев для молитв

  1. Различаются синагоги по своему внутреннему устройству:

а) да

б) нет

8. Сколько фитилей всегда должно быть в меноре:

а) 7

б) 8

в) 5

  1. Катакомбы — это

а) каменные коридоры

б) подземные гробницы

в) захоронения древних иудеев

  1.  Как называются христианские храмы?__________________
  2.  Алтарь — это__________________________________________________
  3.  Иконостас — это_______________________________________________
  4. Иконы — это____________________________________________________
  1.  Фрески — это___________________________________________________
  1. Что венчает кровлю почти всех христианских храмов?_______________

15. Какое сооружение часто примыкает к храму?_______________________

16. Мечеть - это____________________________________________________

  1.  Минарет — это_______________________________________________
  2.  Мекка — это_________________________________________________
  3.  Ниша (михраб) — это__________________________________________
  4.  Кто руководит молитвой в мечети?_______________________________

  1.  Есть ли в мечети картины, скульптуры и изображения живых существ?

а) да

б) нет

  1.  Какие условия должен соблюдать верующий мусульманин, когда заходит в мечеть для молитвы?__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  2.  Как был похоронен Будда?

а) забальзамирован

б) захоронен в земле

в) сожжен на погребальном костре

  1.  Пагода — это___________________________________________________

Тест № 14-15 «Искусство в религиозной культуре» (к уроку 14-15)

1. Какая идея лежит в основе христианства?_______________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Иконы — это_______________________________________________

  1. Почему у мусульман большое развитие получило искусство каллиграфии?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1.  Мусульмане считают Коран прямой  ______________________

  1. Какое искусство стало популярно у мусульман в силу особенностей религии?_____________________________________________________

  1. Арабеска — это_____________________________________________

____________________________________________________________

  1. Центр иудейской религиозной жизни — это______________________,

а главная святыня любой синагоги________________________________

  1. Сколько существует видов изображения Будды?

а) 3

б) 5

в) 8

  1. Во время одного из обрядов монахи — буддисты в Тибете тщательно изображают мандалу ( в переводе «круг») - символический вид буддийской Вселенной. Что означает разрушение мандалы из окрашенного песка в конце ритуала?

а) конечность бытия

б) отрешенность монахов от всего земного и от сотворенной ими самими красотами.

в) отречение от всего земного

  1. Чем отличается искусство в религиозной культуре христиан и ислама?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тест № 16-17

  1. Дополни ряды слов:

а) Авраам, Земля Обетованная________________

б) волхвы, Вифлеем_____________________

в) Аравия, Мекка________________________

г) дворец, Гаутама_________________________

  1. Что объединяет слова каждого ряда?

а) Коран, хафизы, мечеть - ________________________________

б) алтарь, икона, фреска - _________________________________

в) Тора, менора, кипа - ____________________________________

  1. Определите и скажите, что из перечисленного относится к иудаизму, христианству, буддизму, исламу.

Тора, апостол, ступа, раввин, мечеть, икона, мантра, кипа, лама, семисвечник, имам, диакон, хафиз, скрижали, Иерусалим, Храм Единого Бога, Иисус Христос, Мессия, распяли на кресте, Мухаммад, Аллах, Сиддхартха Гаутама, нирвана, веды, Трипитака, пали, Танах, Библия, Коран, сурами, епископ, священник, грехопадение, имам, грех, покаяние, суд, воздаяние, освобождение, Адам, Ева, Крещение, Храм Единого Бога, синагога, менора, фреска, алтарь, минарет, пагода, искусство арабесок, Коран, Тора, мандала.

Тест по теме: «История религий России» (к урокам 18, 19)

  1. Знали ли люди в древней Руси при правлении князя Владимира о разных религиях?

а) да

б) нет

  1. В какой древней летописи есть рассказ о выборе новой веры?

а) «Древние летописи»

б) «Повесть временных лет»

в) «О прошлом и великом»

  1. В пользу какой религии князь Владимир сделал выбор?

а) иудаизма

б) ислама

в) христианства

  1. От какой страны была принята вера?

а) от Руси

б) от Византии

в) от Булгарии

  1. Соедини стрелками соответствия.

мусульмане

Хазария

иудеи

Страна Булгария

христиане

Византия

Греческий философ

Страны Западной Европы

  1.  Кто на Руси был крещен первым?

а) киевляне

б) князь Владимир

в) люди других русских городов

  1. В каком году произошло Крещение Руси?

а) в 988 году до нашей эры

б) в 988 году

в) не знаю

  1. Самая могущественная и культурно развитая страна того времени?

а) Израиль

б) Русь

в) Византия

  1. Внесла ли церковь вклад в культуру, самосознание и процветание России?

а) да

б) нет

в) не знаю

  1.  При ком утвердилась церковная иерархия?

а) при Петре I

б) при князе Владимире и его сыне Ярославе

в) не знаю

  1.  Когда на Руси были созданы первые школы?

а) когда изобрели чернила

б) когда создали первую азбуку Кирилл и Мефодий

в) с приходом христианства

  1.  В каком веке произошло нашествие иноземных завоевателей — монголов?

а) в XIII веке

б) в XII веке

в) в XIV веке

  1.  До конца какого века продолжалось нашествие татаро—монгол?

а) XV века

б) XIV века

в) XIII  века

  1. Митрополит — это

а) епископ

б) глава христианской церкви

в) глава иудаизма

  1.  Как возник Троице — Сергиев монастырь — духовный центр всей Руси?

а) собралась группа учеников Сергия Радонежского

б) построили монастырь верующие христиане и стали там молиться Богу

в) был необходим духовный центр

  1. Какой князь приехал к Сергию Радонежскому, чтобы получить благословение пере знаменитой битвой на Куликовом поле?

а) князь Ярослав Мудрый

б) князь Владимир

в) Дмитрий Донской

  1.  Какие важные события для развития Руси произошли в 1542 — 1563г, когда во главе церкви стоял митрополит Макарий?

а)_____________________________

б)__________________________

  1.  Кто встал во главе Православной церкви в 1589 году?

а) Митрополит

б) Патриарх

в) Епископ

  1.  Какой государственный праздник отмечается 4 ноября?

а) День победы

б) День народного единства

в) День окончания национально-освободительной войны

  1.  Под предводительством_______________________________________

________________________________________________________

в 1612г ополчение освободило Москву от иноверных захватчиков.

  1.  Какой собор построен на  Красной площади в честь освобождения ополчением Москвы от иноверных захватчиков?_____________________
  2.  Почему произошел церковный раскол  в Русской церкви во второй половине XVII века?

а) принятие верующими других условий богослужения

б) проведение реформ

в) отказ подчиняться законам

  1.  При правлении какого царя было упразднено патриаршество и церковью стал управлять государственный орган Синод?____________________
  2.  В каком году было восстановлено патриаршество?

а) 1917

б) 1941

в) 1918

  1. Какое событие произошло в России в 1917 году

а) свергнут царь

б) революционный переворот,

в) власть захватила партия большевиков

  1.  В XI в. произошло разделение Христианской церкви на _____________

___________________________________________________________

  1.  Восточная церковь (какая?)____________________________
  2.  Западная церковь (какая?)______________________________
  3. Протестанты — это верующие___________________церкви, которые

_________________________________________________________

Тест по теме: «Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды» (урок 20-21)

  1. Зачем древние люди рисовали изображения животных, а потом поражали их копьями?

а) проведение таких действий притягивает удачу на охоте

б) тренировались в меткости и ловкости для успехов на охоте

в) проведение досуга

  1. Ритуалы — это

а) различные действия и движения человека во время молитвы

б) поведение человека, различные действия, которые связывают его с потусторонним миром

  1. Зачем древние египтяне приносили богам подношения, подарки и молились им?

а) хотели показаться хорошими

б) дома было всего много и приносили поделиться

в) стремились умилостивить богов

  1. Кто ведал молитвами и подношениями в храмах древних египтян?

а) верующие

б) жрецы

в) старшие

  1. Какой обряд во всех религиях является главным ежедневным?

а) молитва

б) жертвоприношение

в) посещение церкви

  1. Таинство Евхаристии в христианской церкви — это____________________________

_________________________________________________________________________

  1. Таинства в церквах- это___________________________________________________
  2. Как называются освященные в ходе Евхаристии хлеб и вино______________________
  3. Крещение — это___________________________________________________________
  4. Брак (венчание) — это____________________________________________________
  5. В честь какого события в христианстве дали название дню «воскресенье»______

______________________________________________________________________

  1. В какой день обычно верующие христиане посещают церковь?____________________
  2. Ежедневная молитва у мусульман?______________________________
  3. Сколько раз в день мусульманин должен молиться?

а) пять

б) три

в) семь

  1. Свидетельством чего у мусульман является произношение взрослыми слова шахады?

а) свидетельство ежедневных молитв

б) свидетельство веры

в) чтобы стать мусульманином

  1. В какой вере соблюдается шаббат?

а) в христианстве

б) в иудаизме

в) в исламе

  1. Шаббат — это соблюдение

а) воскресенья

б) молитва в любой день

в) субботы

  1. Соблюдение шаббата распространяется на многие сферы иудеев. Одна из традиций не только разрешает, но и требует нарушить шаббат, если_______________________

_____________________________________________________________________

  1. Какие события у иудеев широко празднуют и радостно отмечают в иудейской общине?

_______________________________________________________________________

  1. Что символизирует особый навес во время церемонии бракосочетания?

а) защита от дождя

б) шатер древних евреев

в) красоту  и таинство бракосочетания

  1. В какой вере ежедневная молитва называется мантра?

а) в буддизме

б) в иудаизме

в) в исламе

г) в христианстве

  1. Лама —  (астролог в буддизме)

а) составляет гороскоп

б) советует, чего следует опасаться

в) с кем можно связать себя узами брака

  1. В течение какого срока после смерти буддисты совершаю обряды, которые должны подготовить душу к ее новому перерождению?

а) сорок дней

б) три дня

в) семь недель

  1. Как возникли обряды?____________________________________________________

________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

  1. Как назывались в древности люди, которые выполняли религиозные обряды?   
  2. Как называется ежедневная молитва у мусульман?___________________________
  3. Какой день недели является праздничным у мусульман?

а) пятница

б) воскресенье

в) суббота

  1. Какой день недели является праздничным у иудеев?

а) пятница

б) воскресенье

в) суббота

  1. Какой день недели является праздничным у православных христиан?

а) пятница

б) воскресенье

в) суббота

Тест № 22 по теме: «Паломничество и святыни» (урок 22)

  1. Как называется путешествие с целью поклонения какому-то предмету или месту, являющегося особенным для верующих данной религии

а) туризм

б) вояж

в) паломничество

  1. Главный объект паломничества в христианстве_________________________________

_______________________________________________________________________

  1. Какие города стали священными для христиан?

а)_____________________

б) _______________________

  1. Какое название носит территория, которая связана с жизнью и смертью Иисуса Христа?________________________________________
  2. Реликвия — это

а) разные предметы

б) религиозный обычай

в) особо хранимая и почитаемая верующими святыня

  1. Останки тел умерших людей - это

а) мощи

б) скелет

в) тело

  1. Могут ли паломничества совершаться верующими  к иконам?

а) нет

б) да

  1. В какой город важно паломничество у мусульман?__________________
  2. Почему?_____________________________________________________
  3. Хадж — это______________________________________________________
  4. Какая главная святыня у мусульман?_________________________________
  5. В каком городе захоронен пророк Мухаммад?_________________________________
  6. Перечисли по степени значимости святыни ислама:

1)_______________________________________________________________

2)_____________________________________________________________

3) ___________________________________________________________

  1. Главная святыня иудеев — это_________________________________________
  2. Накхор — это

а) паломничество в буддизме

б) паломничество в исламе

в) паломничество в иудаизме

г) паломничество в христианстве

  1. С какой целью в буддизме совершаются паломничества?

а) это необходимый религиозный ритуал

б) с целью очищения от мирской скверны

в)  путь просветления, получение благословения святого подвижника,

в) приобщиться к святости священного предмета или святого места

  1. Назови четыре наиболее священных места в буддизме:

1)_____________________________________________________________

2)_____________________________________________________________

3)_______________________________________________________________

4)________________________________________________________________

  1. В какой религии паломничество играет наименьшую роль в жизни верующих?

а) в христианстве

б) в иудаизме

в) в исламе

г) в буддизме

Тест № 23 — 24 по теме: «Праздники и календари» (урок 23-24)

  1. Религиозные ритуалы можно разделить на:

а)_______________________________

б)______________________________

в)______________________________

г)______________________________

  1. Песах — это главный праздник

а) иудаизма

б) ислам

в) христианства

г) буддизма

  1. В какой праздник верующие вспоминают об освобождении народа из египетского рабства и бегство в Землю Обетованную?

а) Пасха

б) Песах

в) Рождество

г) Ханука

д) Суккот

е) Шавуот

  1. Сколько дней продолжается праздник Песах?

а) семь

б) шесть

в) пять

  1. Какую пищу запрещается есть в течение  Песаха?

а) мацу

б) хлебный квас

в) хлеб

  1. Маца — это

а) каша

б) хлебцы

в) квас

  1. Что едят во время праздника Песах?

а) квас

б) мацу

в) нет запретов

  1. С какой историей связано, что именно этот продукт едят иудеи во время праздника Песах?

а) в магазинах не продают другие продукты

б) не хотят готовить другую пищу

в) бежали в спешке из Египта и не успели заквасить тесто

  1. Имеют ли символическое значение те блюда, которые выставляют на стол во время праздника Песах?

а) да

б) нет

  1. Какой  праздник отмечают иудеи через 50 дней после празднования  Песаха?

а) Суккот

б) Пасху

в) Шавуот

  1. Укажи название горы, на которой Бог даровал Моисею десять заповедей?

а) Эльбрус

б) Казбек

в) Синай

  1. В какой религиозный праздник иудеи начинают обучение своих детей?

а) Шавуот

б) Суккот

в) Песах

  1. От какой пищи принято воздерживаться во время праздника Шавуот?

а) от молочных продуктов

б) от рыбы

в) от мяса

  1. Какие блюда традиционно подаются на праздничный стол во время Шавуота?

а) творожные ватрушки

б) мясные блюда

в) рыбные блюда

г) из молока и мёда

  1. В чем жили евреи во время сороколетнего странствия по Синайской пустыне?

а) в гостиницах

б) в шалаше

в) в домах из кирпича

  1. Какой праздник отмечают иудеи в память чуда, произошедшего после победы евреев в восстании против иноземного царя Антиоха, некогда властвовавшего в Палестине?

а) Суккот

б) Ханука

в) Шавуот

  1. Почему праздник Хануки празднуется 8 дней?

а) требуется многодневный очистительный ритуал

б) совершилось чудо, и светильник, заправленный оливковым маслом, горел 8 дней

в) должна пройти полная неделя, чтобы очиститься

  1. С какими событиями связаны основные религиозные праздники христиан?

а) с разными событиями в жизни верующих

б) со всеми событиями, которые объединили людей в эту веру

в) с жизнью Иисуса Христа

  1. Как называется праздник Воскресение Христово?

а) Рождество

б) Пасха

в) Новый год

  1. Как называется праздник — день рождение Иисуса?

а) Новый год

б) Пасха

в) Рождество

  1. Как называется пост перед Рождеством.

а) Новый

б) Рождественский

в) Великий

  1. Как называется ритуал, в который верующие отказываются от некоторой пищи и ведут духовный образ жизни, воздерживаются от развлечений?_____________________
  2. Какова основная цель воздержания от некоторой пищи и развлечений при подготовке к главным религиозным праздникам?

а) сесть на диету и похудеть

б) оздоровить свои организм

в) стать лучше, обогатиться духовно, провести работу над собой и своими поступками

  1. Как называется неделя перед Пасхой?________________________________________
  2. В какой день недели всегда происходит Пасха?

а) на пятницу

б) на воскресенье

в) на субботу

  1. В какое время суток совершается богослужение в Пасху?

а) днем

б) ночью

в) утром

  1. Как называется вся последующая неделя после прихода Пасхи?

а) пасхальная

б) светлая

в) великая

  1. Каким ритуалом открывается богослужение в Пасхе?

а) утреней

б) литургией

в) торжественным крестным ходом

  1. Вознесение празднуется на

а) 40 день после Пасхи

б) 40 день после Рождества

в) сразу после окончание Пасхи

  1. Что произошло по православному толкованию с Иисусом Христом после Вознесения?

а) не знаю

б) взошёл на небо и сел по правую сторону Бога Отца

в) его похоронили

  1. Что произошло через 50 дней после Пасхи в день Пятидесятницы согласно Евангелиям?

а) на апостолов сошел Дух Святой в виде языков пламени, и они получили дары чудотворения и исцеления, проповедовать Евангелие

б) стали святыми

  1. Какой день стали считать рождением Христианской церкви?

а) Рождество

б) Вознесения Иисуса Христа

в) на апостолов сошёл Святой дух

  1. Как на Руси стали называть праздник рождения Христовой церкви?

а) Рождество

б) Пасха

в) Троица

  1. Древнее название двух праздников Рождества Христова и Крещения______________
  2. В какой день христиане празднуют Рождество Христово?

а) 1 января

б) 31 декабря

в) 7 января

  1.  Католики — это христиане?

а) нет

б) да

  1. Главный праздник мусульман?

а) Курбан - байрам

б) Шавуот

в) Суккот

  1. В память о каком событии празднуется главный великий праздник мусульман?

а) рождение Мухаммада

б) Авраам готов был принести в жертву Богу своего сына

в) принесение  в жертву Аллаху барана

39. Что принято делать верующим мусульманам в три праздничных дня?

а) принято просить у своих близких прощение за плохие поступки

б) посещать могилы предков и родственников

в) надевать новую одежду

г) наносить визиты друзьям

д) устраивать угощения, дарить подарки

е) сидеть дома и молиться

40.Какой малый мусульманский праздник Вы знаете?

а) Ураза - байрам

б) Курбан - байрам

в) Пасха

  1. В честь какого события празднуется малый праздник?

а) в честь окончания 30-дневного поста в месяц рамадан

б) в честь начала поста

  1. Рамадан — девятый месяц исламского календаря. Мусульмане соблюдают пост. Им запрещено употребление пищи и жидкости в _______________________________
  2. В России это пост называется____________
  3. Как следует мусульманину провести ночь на Ураз-байраме?

а) без сна, в молитве Аллаху

б) накрыть стол с разными угощениями и яствами

в) идти раздавать милостыню

  1. Мавлид — это

а) праздник, день рождения пророка Мухаммада

б) день молитв

в) торжественная процессия

  1. В какой религии отмечается праздник Дончод?

а) исламе

б) буддизме

в) христианстве

  1. В честь какого события отмечается праздник Дончод?

а) день рождения пророка Муххамада

б) рождение Иисуса Христа

в)  день рождения, просветления и ухода из земного мира Будды

  1. В каком месяце празднуется Дончод и сколько дней?

а) в мае в течение трех дней

б) в апреле в течение семи дней

в) в мае в течение семи дней

  1. Какое действие является характерным обрядом праздника Дончод?

а) пост

б) омовение статуй Будды подслащённой водой (чаем) и осыпание их цветами

б) омовение статуй Будды подслащённой водой (чаем) и осыпание друг друга цветами

  1. Какой обет дают многие буддисты во время Дончода?

а) соблюдать строгий пост

б) пребывать в молчании в течении 7 дней

в) посетить святые места

  1. Сагаалган — это

а) европейский Новый год

б) буддийский Новый год

в) исламский Новый год

  1. Причина появления 12-летнего «цикла животных»

а) 12 животных выбрал Будда перед уходом в нирвану

б) только 12 животных пришли перед уходом Будды в нирвану попрощаться  с ним

в) число 12 священное в буддизме

  1. Основные праздники иудеев:

1)_________________

2)_________________

3)_____________________

4)___________________

  1. Назови, какие большие христианские праздники Вы знаете?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Укажи основные праздники мусульман:

1)__________________________

2) _______________________

3) ______________________

  1. Назови праздники буддистов:

1)_______________

2)_________________________

Тест № 25 — 26 по теме: «Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира»

  1. Важный принцип всех религий:

а) ценности и сохранения человеческой жизни

б) соблюдение всех религиозных обрядов

в) отказ от общественной социальной жизни

  1. Как называются самые известные предписания в Ветхом завете о том, как должен жить и вести себя человек?

а) Библия

б) Десять заповедей

в) Танах

  1. Кому были дарованы эти предписания Богом на горе Синай?

а) Моисею

б) Аврааму

в) Иисусу Христу

  1. Мусульмане считают, что основой творения, конечной его целью и высшей ценностью является___________________________.
  2. Пророк Мухаммад любил говорить: «Рай находится под ногами наших матерей». Тем самым он подчеркивал _________________________________________.
  3. Что является основой поведения человека в буддизме?

а) любовь к себе и окружающим

б) ответственность за других

в) любовь к родным и близким

  1. Что говорит учение буддизма о том, что должен сделать человек, чтобы достичь счастья:

а) он должен быть послушен

б) должен много молиться

в) он должен сделать счастливыми других людей

  1. Бодхисаттв — это

а) божество

б) служитель храма

в) любой человек

  1. Перечисли заповеди буддистов:

1)______________________________________________________________

2)____________________________________________________________

3)____________________________________________________

4)__________________________________________________________

5)_________________________________________________________

  1. На что делается особый упор в буддизме?

а) необходимость сострадания всем живым существам

б) любовь  и примирение

в) на молитву

  1. Основное нравственное правило в буддийской религии?

а) непричинение вреда не только людям, но и животным

б) непричинение вреда людям

в) непричинение вреда животным


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу ОРКСЭ модуль"Основы светской этики" 4 класс

На этой странице вы найдёте рабочую программу,календарно-тематическое планирование по новому курсу ОРКСЭ модуль"Основы светской этики" 4 класс...

Тесты по курсу ОРКиСЭ (модуль "Основы мировых религиозных культур")

В 4 классе введён курс "Основы религиозных культур и светской этики". Предлагаю тесты по модулю "Основы мировых религиозных культур"....

Рабочая программа по курсу "ОРКСЭ", модуль "Основы православной культуры"

Рабочая программа предназначена для учителей, ведущих занятия по модулю "Основы православной культуры" в 4 классе общеобразовательной школы....

Рабочая программа по Основам религиозной культуры и светской этики - Модуль «Основы мировых религиозных культур» Класс 4

Рабочая программа по Основам религиозной культуры и светской этики - Модуль «Основы мировых религиозных культур» Класс 4...

Рабочая программа по курсу ОРКСЭ (модуль "Основы светской этики"

Рабочая программа составлена в соответсвии с требованиями ФГОС....

Технологическая карта урока ОРКСЭ ( модуль «Основы мировых религиозных культур»), класс - 4

Технологическая карта урока ОРКСЭ ( модуль «Основы мировых религиозных культур») по теме "Семейные традиции", 4 класс....