Урок по ОРКСЭ модуль «Светская этика» «Семья. Семейные ценности.»
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Булатова Надежда Ильинична

Формирование представлений о семье, как важнейшей нравственной ценности.

Познакомить с понятиями: «род», «семья», «родословная»; познакомить с терминами ближайшего родства; представить образ семьи, как великую духовную    ценность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_orkse_semya_semeynye_tsennosti.docx35.26 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство общего и профессионального образования

Свердловской области

МКУ «Управление образованием» Туринского городского округа

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Коркинская средняя общеобразовательная школа

Урок по ОРКСЭ модуль «Светская этика»

«Семья. Семейные ценности.»

Составитель: Булатова Надежда  Ильинична

учитель начальных классов

с. Коркинское, 2017 г.

Тема урока: Семья. Семейные ценности.

Класс: 4

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Цель:  формирование представлений о семье, как важнейшей нравственной ценности.

Задачи:

1.Познакомить с понятиями: «род», «семья», «родословная»; познакомить с терминами ближайшего родства; представить образ семьи, как великую духовную    ценность.

2.Обучать ведению учебного диалога на основе личного опыта учащихся в области рассматриваемых  категорий, развитие речевых и социально- коммуникативных навыков.

3.Обучать приемам рефлексии собственных впечатлений и чувств.

Планируемые образовательные результаты:

Личностные

Формирование представления учащихся о роде, семье, нравственных отношениях и расширение  знаний об этих понятиях; Воспитание уважительного отношения к истории семьи, семейным ценностям, формирование позитивного опыта семейных отношений.

Предметные

Формировать у учащихся ценностное отношения к семье, познакомить с представлением о семейных ценностях; познакомить учащихся с ключевыми понятиями урока; создать условия для размышлений учащихся о роли семьи в их жизни. Осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

Метапредметные

Познавательные

Самостоятельное выделение и формулирование цели, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной или письменной форме; извлечение необходимой информации, построение логических рассуждений. 

Регулятивные.

Способность понимать и проявлять свои чувства посредством слова; умение структурировать знания.

Коммуникативные.

Изложение своего мнения; способность работать в команде; готовность слушать собеседника и вести диалог.

Основные термины и понятия: род, семья,  родословная, нравственные качества.

Методы: частично-поисковый, наглядный, АМО.

Формы работы: индивидуальная, парная, групповая.

Средства обучения: учебник, рабочая тетрадь, мультимедийная презентация, карточки.

ТСО: мультимедиапроектор,  ПК.

Методические рекомендации: Освоение школьниками учебного содержания  темы  «Семья. Семейные ценности.» в модуле «Основы светской этики»  должно обеспечить  эмоционально-нравственное понимание и отношение к семье, семейным ценностям. . Данный урок является уроком «открытия» нового знания. Цель его – создание условий для формирования представления о семейных ценностей, семье, традициях, роде;

В ходе урока используются ИК-технологии,  социо/игровая технология, технология сотрудничества при работе в группах. Вокруг обучаемых начинают возникать по-человечески благоприятные и эмоционально само собой разумеющиеся условия для позитивного сравнения своих знаний–умений–возможностей с возможностями–умениями–знаниями своих партнёров. Поэтому работа обучаемых во временных парах оказывается весьма плодотворной почвой для деловой помощи друг другу и стимулирует передачу обучаемыми своих знаний сверстникам. А это неизбежно сказывается на повышении эффективности обучения. Кроме этого, активная работа в парах, перемещение ребят по классу снимает необходимость проведения физминуток.

Этап «Самостоятельная работа» проходит в форме групповой работы. Учитель может разделить ребят по рядам, по жребию (цветам). Я использую игры В.М.Букатова. Это снимает психологическое и физическое напряжение на уроке.

В целях здоровьесбережения  и в связи с требованиями СанПиНов экран проектора, когда не используется, выключается. Таким образом, время просмотра статических изображений на экране не превышает 10 минут.

Ход урока:

  1. Организационный момент.  Проверка готовности к уроку.

Прозвенел давно звонок,

Начинается урок!

-Давайте проверим свою готовность к уроку:

-Руки? (на месте!)

-Ноги? (на месте!)

-Локти? (у края!)

-Спина? (прямая!)

2.Мотивация и самоопределение к деятельности.

Личностные: самоопределение к деятельности.

Коммуникативные: установление взаимодействия учитель - ученик, ученик-ученик (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками).

Регулятивные: внесение корректив в своё действие, умение выдвигать версии.

Чтение стихотворения

- Прослушайте стихотворение и ответьте, о чем идет речь?

Что может быть семьи дороже?

Теплом встречает отчий дом,

Здесь ждут тебя всегда с любовью

И провожают в путь с добром!

Любите! И цените счастье!

Оно рождается в семье,

Что может быть ее дороже

На это милой всем земле.

- Понравилось вам это стихотворение?

- Чем? Я надеюсь, что оно помогло вам настроиться на урок.

3. Актуализация знаний учащихся.

Познавательные: анализ с целью выделения признаков.

Коммуникативные: регулирование поведением партнера, умение высказывать свою точку зрения.

Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, оценка качества и уровня усвоения.

- Сегодня  поговорим мы с вами о семье и семейных традициях, ценностях.

- Сформулируйте тему и цели урока.

- Давайте вспомним, что мы знаем о семье?

4. Постановка проблемы.

Регулятивные: целеполагание, прогнозирование.

Коммуникативные: постановка вопросов.

Познавательные: общеучебные-формулирование познавательной цели, решения проблемы; планировать свою учебную деятельность.

- Зачем человеку семья?                  

- Попробуем найти ответ на данный вопрос.

Работа с учебником.

- Найдите данную тему в учебнике.

- Что вы узнаете на уроке?

* Что такое род, семья.

* Как возникли некоторые фамилии.

* Что такое родословная.  

- Составьте вопросы, на которые вы хотели бы получить ответ? Запишите их в тетрадь.

Вопросы могут быть такими:

1.Что такое семья?

2.Какие бывают семьи?

3.Ценности и традиции семей разных национальностей?

- Совпали ли ваши вопросы с вопросами автора?                                                       Высказывания детей.

5. Построение выхода из проблемной ситуации

Познавательные: поиск и выделение информации, умение перерабатывать полученную информацию, установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные: формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, умение оформлять свою мысль в устной и письменной  форме; слушать и понимать речь других.

Личностные:  понимание и сопереживание чувствам других людей.

Регулятивные: определять средства решения проблемы; планировать свою учебную деятельность.

Работа в парах. Работа с новым понятием. Работа со словарями.

-Где мы добываем новую информацию?

-У вас на столах лежат толковые словари. Найдите в словаре толкование слова "семья". (Обращаются к словарям.) (Приложение 1 )

- Все живое на земле имеет свои истоки, свое начало. Начало дерева - его корни, начало реки - ручеек. Как вы думаете, что является  истоками человека?         (Это семья, где он родился, его род.)

-Правильно, самое дорогое у человека – это его семья. Что такое семья? Слово это понятно всем, как слова «хлеб», и «вода».   Семья – это дом, это мама и папа, дедушка и бабушка, это любовь и забота, труд и радость, несчастья и печали, привычки и традиции. Когда люди по-настоящему ценят, уважают и любят друг друга, то в их семье интересная совместная жизнь. Им приятно доставлять своим близким удовольствие, дарить им подарки, устраивать для них праздники.
- Я расскажу вам одну легенду.

Чтение легенды. (Приложение 2.)

-Какое это слово?            Ребята отвечают на вопрос: ПОНИМАНИЕ

- В нашем классе обучается 11 детей (4  девочки и 7 мальчиков), а это 11 семей. Каждая семья уникальна, у нее свои традиции, таланты. У нас в классе есть дети разных национальностей это русские, Адонис и его родители – башкиры. У Насти мама по национальности мордвинка, а папа русский

- Семьи все разные. А чем они отличаются?  (Cвоими привычками, укладом, обычаями, традициями.)

- Можем мы дать ответ на вопрос – отчего зависит мир и согласие в семье? ( Взаимопонимание, любовь, поддержка в трудную минуту, уважение.)

– И действительно в семьях царит любовь и мир, когда есть взаимопонимание

6. Физминутка.        Показывают движениями

На земле у каждого

Есть родимый дом.
Хорошо и весело,
И уютно в нем.            
(дети отгадывают)
У собаки –….                                      Конура

У лисы –…                                              нора
У малиновки – …                                гнездо
У совы –…                                            дупло

А у маленьких детей

Всех на свете им милей

Свой родимый дом…                           дом!!!

7. Первичное закрепление.

Регулятивные: умение планировать и организовывать свою работу.

Коммуникативные: умение управлять поведением партнера.

Познавательные: выделение качеств милосердной личности.

Личностные: соотнесение  поступков других людей со своими

Работа в группах с текстом. Самостоятельная работа с проверкой.

-Используя текст, объясни, как связаны друг с другом слова: род, семья, любовь. (Приложение 3)

-Какой вывод можно сделать из ваших выступлений? 

Вывод: От древних родов семьи унаследовали главную ценность любого человеческого общества – готовность помогать друг другу и поддерживать своих близких.

8. Включение в систему знаний. Работа на карточках (Приложение 4)

Регулятивные: умение планировать и организовывать свою деятельность, осуществлять самоконтроль.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, понимание позиции автора;

Личностные:  понимание   смысла пословиц о семье;

Познавательные: умение извлекать информацию.

Работа в группах.

Игра «Составь  пословицы»

9. Рефлексия.

Коммуникативные:  умение с достаточной точностью выражать свои мысли.

Познавательные: рефлексия.

Личностные: смыслообразование

Урок сегодня был удачный,

Не прошёл для вас он зря.

Вы все очень постарались.

Вам понравилось, друзья?

Пусть каждый из вас поделится своими впечатлениями об уроке.

Не забывайте использовать слов.

Сегодня я узнал…..

Мне было интересно…

-Получили ли ответы на свои вопросы?

-Что узнали?

-Что понравилось на уроке?

9. Домашнее задание:

Личностные: самоопределение.

 -Расскажите родителям, что нового вы сегодня узнали на уроке.

- Расспросить о ценностях вашей семьи.

Урок    прочитать

По выбору:

Приготовить презентацию «Семейные ценности нашей семье».

Нарисовать свою семью.

Приложение  1

Семья- это союз близких родственников, которые живут вместе, дарят друг другу свою любовь и заботу и через семейные традиции воспитывают в детях лучшие человеческие качества.

Приложение 2

В далеком прошлом, еще до того, как появились семьи, люди жили родами. Эти союзы родственников помнили о происхождении от одного предка. Но объединяло их не только родство, а еще и помощь друг другу в борьбе с за жизнь  в дикой природе. В человеческих родовых союзах действовали правила морали, разъясняющие каждому, что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо. Мужчине –охотнику нельзя было утаивать добытую еду от своих сородичей. О детях заботились сообща, всем родом и жили все вместе в одной пещере или большом шалаше, греясь у общего костра.

Со временем люди научились лучше обеспечивать себя пропитанием- они стали выращивать растения и животных, а не искать их в дикой природе. Чтобы выжить уже не требовалось объединять усилия многих людей, и внутри родов появились семьи. Понравившиеся друг другу мужчина и женщина уже не расставались, а жили вместе, добывая себе пропитание, Но главное в семье- рождение детей, которых воспитывают мама и папа. Между ними возникает самое сильное из всех человеческих чувств- чувство любви, основанное на сильной привязанности, невозможности жить друг без друга и на желании делать друг другу только хорошее.

Выступления представителей групп.

Приложение 3

Легенда

В давние времена жила одна семья, и в ней царили любовь и согласие. Молва об этом долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи: «Как вам удаётся жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?» Старец взял бумагу и написал на ней что-то. Правитель посмотрел и удивился: на листе было написано сто раз одно и то же слово – «ПОНИМАНИЕ»

Приложение 4

Семья –печка:

коли в семье лад.

В семье любовь да совет,

как холодно, все к ней собираются.

Не надобен и клад,

и сердце на месте.

Когда семья вместе,

когда над ней крыша одна.

Семья сильна,

так и нужды нет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по орксэ модуль "светская этика" "Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества"

Урок разработан  для 4 класса. В материале презентация и разработка урока....

Конспект урока по ОРКСЭ, модуль "Светская этика" по теме "ДРУЖБА".

Конспект урока по ОРКСЭ, модуль "Светская этика" по теме "ДРУЖБА"....

Нравственные идеалы. Богатыри. Урок по ОРКСЭ, модуль "Светская этика"

Урок по ОРКСЭ, модуль "Светская этика" предназначен для учащихся 4 классов. Конспект урока содержит презентацию с музыкальным сопровождением....

Урок по ОРКСЭ модуль "Светская этика"

Свобода и моральный выбор человека....

Конспект урока по ОРКСЭ модуль светская этика "Нравственные идеалы" Урок 24

Цель урока: раскрытие понятия  духовного мира личности на примере образов русских богатырей. Главным зерном данного урока является работа с понятиями, на которые учащиеся выходят через...

Урок по ОРКСЭ, Модуль "Светская этика" на тему:"Справедливость"

Формирование нравственных качеств младшего школьника через развитие понятия  справедливости....

Презентация урока по ОРКСЭ (модуль "Светская этика") 4 класс

Часто человек должен выбирать между своими интересами и интересами других людей.Однако не все люди добродетельные, и порой их интнресы могут противоречить нормам морали....