Урок ОРКСЭ (модуль «Основы мировых религиозных культур») по теме «Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь»
методическая разработка по орксэ (4 класс) на тему


Данная методическая разработка урока поможет училелям 4 классов провести урок ОРКСЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл miloserdie.docx29.82 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

дополнительного педагогического профессионального образования

Центр повышения квалификации специалистов

Красносельского района Санкт-Петербурга

«Информационно-методический центр»

Выпускная работа

по курсу «Актуальные вопросы преподавания курса по ОРКСиЭ»

Разработка урока в 4 классе по теме «Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь»

Учитель: Соловьёва Татьяна Юрьевна

Категория: высшая

ГБОУ гимназия № 399

Санкт-Петербург

2014

Урок № 27 по предмету «Основы религиозных культур и светской этики»

Модуль «Основы мировых религиозных культур»

Тип урока: изучение нового материала

Цель: формирование духовных ценностей и нравственного выбора человека через проявление милосердия, заботы о слабых.

Задачи:

личностные

• воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

•  развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

метапредметные

•    умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

• овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникаций;

•   готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную;

предметные

• познакомить с ценностями человеческой жизни, развивать установку личности поступать по совести;

•  познакомить с духовными традициями народов России.

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информациями, работа в малых группах, выполнение творческой работы.

Основные термины и понятия: милосердие, взаимопомощь, сострадание, милостыня.

Методы: проблемно-поисковый, словесный, наглядный, практический, дедуктивный.

Оборудование: толковые словари русского языка авт. С.И. Ожегова, Большой Энциклопедический словарь, энциклопедия социологии; карточки для групповой работы; мультимедийный проектор; презентация; видео и аудио материалы.

Ход урока 

Этапы  

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Средства

Предполагае-мый

результат

Вызов

Здравствуйте!  Мы собрались поговорить о том, что волнует всех людей, живущих на нашей планете.

Настраиваются на работу.

Слайд 7

Вызвать положительное

отношение к уроку.

(Звучит песня “Вера” Н.Добронравова и А.Пахмутовой).

- Какие чувства проснулись в вашей душе?

- Приставка со- обозначает вашу причастность к чему-то. Тема урока…

Слушают музыку, читают слова с экрана, подбирают ответ на вопрос учителя (сочувствие, сопереживание, сострадание).

Слайд 7

Пока мы боль чужую чувствуем,

Пока живет в нас сострадание,

Пока мечтаем мы и буйствуем,

Есть в нашей жизни оправдание.

А. Дементьев

Слайд 8

Формулирование выводов о том,

что такое сочувствие,

сопереживание, сострадание, воспринимать поэтическое произведение.

- Как вы думаете, какова цель нашего урока?

- ВЫ    УЗНАЕТЕ,

как разные религии учат милосердию, состраданию, помощи людям.

Отвечают на вопрос (понять, что такое милосердие и сострадание, определить, есть ли этим понятиям место в жизни каждого ученика).

Слайд 9, 10

Построение рассуждений; готовность слушать собеседника, вести диалог, аргументировать свою точку зрения.

Осмысление

Осмысление

3. Совместное “открытие” знаний

-  Что такое милосердие?

- К кому мы проявляем милосердие?

- Можно ли научиться милосердию?

- Как стать милосердным?

Делают вывод о том, что такое милосердие.

 Слайд 11

Построение рассуждений; готовность слушать собеседника, вести диалог, аргументировать свою точку зрения.

Предлагает групповую работу со словарем С.И. Ожегова, В.И. Даля, словарем синонимов, этимологическим словарем.

Находят в разных источниках понятие «милосердие», делают короткие сообщения о результатах работы в группах.

Слайд 12

Умение осуществлять инф. поиск для выполнения учебных заданий; построение рассуждений; готовность слушать собеседника, вести диалог, аргументировать свою точку

зрения; умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

- Кого мы называем милосердным человеком?

- К кому мы должны относиться с особым милосердием?

-  Можно ли

презирать бездомных, опустившихся людей?

Ответы учеников.

 

Физминутка.

Выполняют упражнения под музыку.

Слайд 13 (видеофильм)

Расслабление мышц

- А теперь давайте узнаем, как разные религии учат милосердию. Как это происходит в христианстве?

Читают “Притча о страшном суде” c. 72 учебника самостоятельно.

 

Вызвать положительное отношение к

уроку; формировать понятие “милоседия”

с точки зрения христианства,

воспринимать текст.

- Как вы поняли смысл притчи?

Ответы учащихся.

Слайд 14

 На последнем всеобщем Страшном суде все люди будут судиться Богом только по их делам милосердия, или по отсутствию у них добрых дел.

Иисус Христос учил своих приверженцев тому, что они должны отдавать людям всё, что имеют.

Иисус учил своих последователей, что всякий добрый или дурной поступок, который мы совершаем в отношении другого человека, обращён к Богу.

Овладение навыками смыслового чтения

текстов, готовность слушать собеседника, вести диалог, аргументировать свою точку зрения; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную.

- Ислам уделяет много внимания вопросам милосердия. Считается, что сердце мусульманина должно быть таким (слова на экране).

- Что же такое милосердие мусульманина?

Читают текст самостоятельно. Обсуждают ответы на вопрос учителя. Высказывают свою точку зрения.

Слайд 15

Сердце мусульманина должно быть переполнено милосердием, поскольку Аллах тоже требует от мусульманина милосердия. Отсутствие милосердия в сердце – это беда и несчастье. 

Овладение навыками смыслового чтения

текста, готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную.

- Милосердие мусульманина – это закят и милостыня.

- Какое понятие для вас новое?

Ответы учащихся.

Слайд 16

Закят – материальная помощь ближнему, милостыня – подаяние нищему.

Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий.

- Но вот пророк Мухаммад толкует понятие милостыни гораздо шире.

Слушают учителя.

Слайд 17

 «Справедливо рассудить двух людей – милостыня;

доброе слово – это милостыня;

каждый шаг по направлению к мечети – это тоже милостыня».

Воспринимать текст, овладение навыками

смыслового чтения текстов, овладение логическими действиями анализа.

- Как вы думаете, что значит быть мусульманином?

- А вот как об этом говорят сами мусульмане.

Отвечают.

Читают текст с экрана.

Слайд 18

 «Быть мусульманином – значит заботиться о родителях, муже или жене, детях, всех близких, соседях, помогать тем, кто нуждается в милосердии, у кого нет крова, одежды или еды. Мусульманин должен чувствовать свою ответственность за природу, все живое, каждую травинку и живое существо».

Слушать собеседника, вести диалог, аргументировать свою точку зрения.

Овладение навыками смыслового чтения текстов.

- А вот милосердие в буддизме – это сострадание ко всем живым существам. Буддист должен молиться за все живые существа и стремиться не допустить никакого вреда ни одной живой душе в этом мире. Богиня Милосердия – богиня Гуаньинь.

В буддизме Гуаньинь почитают как сострадательную спасительницу.

Слушают учителя.

Слайд 19

Богиня Гуаньинь.

Слушать учителя, воспринимать информацию.

- А владыкой мира в буддизме считается Авалокитешвара, которого часто изображают с 11 лицами. Об этом существует такой рассказ.

- Как проявляется милосердие в буддизме?

Текст на карточках. Согласно легенде, однажды он спустился в ад и увидел страдания его обитателей. От ужаса голова Авалокитешвары раскололась на 10 частей. Будда Амитабха собрал эти части, превратил их в отдельные головы – девять мирных и одну гневную, для решительных действий. Сверху он скрепил их своей головой.

Каждая голова имеет три глаза, что указывает на способность Авалокитешвары охватывать взглядом все сферы мироздания, тысяча рук, а в ладони каждой из них есть глаз. Благодаря этому он обладает даром всевидения и всегда готов прийти на помощь.

Заслушивает ответы, выбирает наиболее точные.

Слайд 19

Авалокитешвара, Будда Амитабха.

Вызвать положительное отношение к

уроку, воспринимать

произведение.

Слушать собеседника, вести диалог, аргументировать свою точку зрения.

- В иудаизме же благотворительность  – одно из основных предписаний иудаизма. Необходимо не забывать о нуждающихся в праздничные дни и всегда иметь в виду нужды бедняков.

В этом отношении очень интересен праздник Пурим. Во время него принято приносить друг другу сладости и сладкую выпечку («посылка яств») и давать деньги нуждающимся. 

Слушают учителя.

Слушают учителя.

Слайд 20

Слайд 21

Праздник Пурим.

Слушать учителя, воспринимать информацию.

Рефлексия.

- Чему учат религии разных народов?

- Велико значение милосердия и в наши дни. Всем известны Движение сестер милосердия. Императрица Александра Федоровна. Мать Тереза. Красный крест.

Ответы учеников.

Слушают.

Слайд 22

Вывод: религии разных народов учат милосердию, состраданию ко всему живому, к тем, кто попал в беду, к бездомным, больным.

Слайд 23

Движение сестер милосердия. Императрица Александра Федоровна. Мать Тереза. Красный крест.

Овладение логическими действиями анализа, построения рассуждений; готовность слушать собеседника, вести диалог, аргументировать свою точку зрения.

Слушать учителя, воспринимать информацию.

- Давайте вместе выработаем правила милосердия.

Слушают ответы.

Слайд 24

Правила милосердия:

1. Люби мир и все живое в нем.

2. Вноси свой вклад в дело милосердия.

3. Совершай добрые поступки.

Готовность слушать собеседника, вести диалог, аргументировать свою точку зрения.

Итог урока.

- Над чем заставил задуматься урок?

- Какие добрые дела можете сделать вы?

- Как вы можете проявлять свое милосердие?

Ответы учеников.

Милосердие в моем понимании –
Это ласка, любовь, сострадание.
Это - маме усталой помочь.
Это - бабушку навестить.
И обиду свою превозмочь,
И того, кто обидел - простить.
Это - птичек и кошек кормить.
И цветы на окне поливать.
Всё живое на свете любить,
И жалеть, и ценить, и прощать.

Готовность слушать собеседника, вести диалог, аргументировать свою точку зрения; воспринимать

художественное произведение,

знание и понимание учащимися жизненных

ценностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по курсу ОРКСЭ (модуль "Основы мировых религиозных культур") на тему "Семья" (4 класс)

Конспект урока по курсу ОРКСЭ (модуль "Основы мировых религиозных культур") на тему "Семья" (4 класс)...

Конспект урока ОРКСЭ. Модуль Основы мировых религиозных культур. Тема урока "Возникновение религий. Древние верования славян"

В данной работе представлен конспект урока ОРКСЭ. Модуль Основы мировых религиозных культур. Тема урока "Возникновение религий. Древние верования славян"...

Конспект урока по предмету ОРКСЭ ( модуль" Основы мировых религиозных культур") на тему:« Священные книги религий мира» 4 класс

Урок по предмету ОРКСЭ в 4 классе  на тему"Священные книги религий мира" напрвлен на выполнение  обобщения знаний учащихся о священных книгах буддизма, христианства, ислама и содержащихся в ...

Открытый урок по ОРКСЭ (модуль Основы мировых религиозных культур) на тему "Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды".

На этом уроке происходит знакомство учащихся с понятиями  "ритуал", "обряд" и знакомство с самыми распространёнными из них в разных религиозных культурах....

Разработка урока ОРКСЭ Модуль: Основы мировых религиозных культур Урок 14 : «Искусство в религиозной культуре (первый урок по теме)» автор: учитель начальных классов Резаева Т.М,

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕСРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛАС УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ № 103   Курс ОКРСЭМодуль: Основы мировых религиозных культ...

конспект и презентация к уроку ОРКСЭ модуль "Основы мировых религиозных культур" по теме ««Праздники и календари (ислам, буддизм)» . Урок 24.

Гомелевская В.В.Учитель начальных классов Технологическая карта урока ОРКиСЭМодуль «Основы мировых религиозных культур и светской этики»«Праздники и календари (ислам, будд...

Технологическая карта к уроку ОРКСЭ модуль: «Основы мировых религиозных культур» по теме «Праздники и календари»

Цель данной методической разработки, как и всего курса ОРКСЭ модуля «Основы мировых религиозных культур» -  это формирование у школьников представления о религии, как о важнейшей сост...