Рабочие материалы учителя по основам религиозных культур и светской этики. Модуль "Основы православной культуры".
рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему

Маркова Ольга Валерьевна

Рабочие материалы учителя составлены в соответствии с ФГОС. Календарно-тематическое планирование содержит характеристику деятельности учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4_a_osnovy_pravoslavnoy_kultury_markova_o.v.docx69.18 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

лицей № 2 имени  В. В. Тихонова

Павлово-Посадского муниципального района Московской области

                                            Утверждаю

Директор

________ (М. Б. Серова)

.               Пр. №____от  ________ 2017

Рабочие материалы учителя

по

основам религиозных культур и светской этики 

Модуль «Основы православной культуры»

4 класс

                                   Составитель:

Маркова Ольга Валерьевна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

2017 г.

 «Основы религиозных культур и светской этики»

Модуль «Основы православной культуры».

4  класс.

Рабочие материалы курса «Основы православной культуры» разработаны на основе рекомендаций Министерством образования и науки Российской Федерации для учащихся 4 класса.

Автор программы: А. Я. Данилюк «Просвещение», 2014. Рабочие материалы составлены  на основе Федерального  государственного образовательного стандарта начального  общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009 г.), примерной основной образовательной программы МОУ лицея № 2 имени В.В. Тихонова.

Модуль «Основы православной культуры» выбран по заявлению родителей (законных представителей) учащихся.  Рабочие материалы модуля «Основы православной культуры» рассчитаны на 35 часов. По  учебному плану МОУ лицея № 2 имени В.В. Тихонова  на 2017 – 2018 учебный год на изучение «Основ православной культуры» в 4 классе выделен 1 час в неделю. Согласно годовому календарному графику МОУ лицея

№ 2 имени В.В. Тихонова  и расписанию уроков на 2017 – 2018 учебный год календарно-тематическое планирование составлено на 34 часа.

Планируемые результаты учебного предмета.

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего и основного общего образования и положениями Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России преподавание предмета «Основы религиозных культур и светской этики» направлено на достижение обучающимися комплекса личностных, метапредметных и предметных результатов.

Воспитательные результаты деятельности школьников распределяются по трём уровням:

первый уровень –  приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни;

второй уровень – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;

третий уровень – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.

Достижение трёх уровней воспитательных результатов способствует формированию у школьников коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентностей и социокультурной идентичности в её национально-государственном, этническом, религиозном, гендерном и других аспектах.

Требования к личностным результатам:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, развитие чувства гордости за свою Родину;
  • формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; воспитание доверия и уважения к представителям разных народов и вероисповеданий, уважительного и бережного отношения к их культуре;
  • становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; осознание ценности человеческой жизни;
  • формирование национальной и гражданской самоидентичности, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
  • развитие самостоятельности и ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах и общечеловеческих ценностях, социальной справедливости и свободе;
  • развитие этических чувств как регулятора морального поведения;
  • воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания;
  • развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний и рефлексии;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов, искать компромиссы в спорных ситуациях и договариваться о конструктивном решении спорных вопросов;
  • развитие мотивации к продуктивной созидательной деятельности;
  • формирование бережного отношения к материальным и духовным ценностям.

Требования к метапредметным результатам:

  • овладение способностью понимания и сохранения целей и задач учебной деятельности, поиска оптимальных средств их достижения;
  • формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять и находить наиболее эффективные способы достижения результата, вносить соответствующие коррективы в процесс их реализации на основе оценки и учёта характера ошибок, понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
  • совершенствование умений в различных видах речевой деятельности и коммуникативных ситуациях; адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
  • совершенствование умений в области работы с информацией, осуществления информационного поиска для выполнения учебных заданий;
  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
  • овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • формирование готовности слушать собеседника и вести диалог, готовности признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную, умений излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

совершенствование организационных умений в области коллективной деятельности, умения определять общую цель и пути её достижения, умений договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Требования к предметным результатам:

  • знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия – как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;
  • знакомство с общечеловеческими нормами морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
  • понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
  • формирование первоначальных представлений о традиционных религиях, об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального и многоконфессионального народа России;
  • освоение основополагающих понятий учебного модуля «Основы буддийской культуры»; знакомство с историей возникновения и распространения буддийской культуры; знание и понимание основ духовной традиции буддизма;
  • формирование умений устанавливать связь между религиозной культурой и повседневным поведением людей, анализировать жизненные ситуации, нравственные проблемы и сопоставлять их с нормами религиозной культуры; формирование личностной и гражданской позиции по отношению к различным явлениям действительности;
  • знакомство с описанием содержания священных книг, с историей, описанием и архитектурно-художественными особенностями священных сооружений, с историей и традициями основных религиозных праздников;
  • осознание места и роли буддийской культуры в истории России;
  • формирование умения проводить параллели между различными религиозными культурами на основе понимания общечеловеческих духовных и этических ценностей;
  • развитие эстетической сферы, способности к эмоциональному отклику на произведения искусства, ценностного отношения к памятникам истории и культуры; формирование общекультурной эрудиции;
  • формирование умений устанавливать связь между культурой, моралью и повседневным поведением людей, анализировать жизненные ситуации, нравственные проблемы и сопоставлять их с нормами культуры и морали; формирование личностной и гражданской позиции по отношению к различным явлениям действительности.

Основное содержание учебного материала.

Модуль «Основы православной культуры»

Россия  наша Родина (1ч)

Россия — многонациональное государство. Духовный мир человека. Культурные традиции и вечные ценности. Семейные ценности. Внеурочная деятельность: экскурсия в исторический или краеведческий музей. Культурное многообразие России.

Культура и религия (1 ч)

Особенности восточного христианства. Культура и религия. Что такое культура? Что такое религия? Как человек создаёт культуру. Истоки русской культуры — в православной религии.

Человек и Бог в православии (1 ч)

Бог — Творец, который создал весь мир и человеческий род. Дары Бога человеку. Вера в Бога и её влияние на поступки людей.

Православная молитва (1 ч)

Что такое православие. Что значит молиться. Три вида православных молитв: молитва-просьба, молитва-благодарение,        молитва-славословие.

Кто такие святые. Священное Предание. Молитва «Отче наш». Искушение, испытания, трудности.

Библия и Евангелие (1 ч)

Кто такие христиане. Христианство. Священное Писание Ветхого Завета. Христос. Библия книга книг. Части Библии. Священное Писание Нового Завета. Апостолы. Притчи. Евангелие.

Проповедь Христа (1 ч)

Учение Христа. Нагорная проповедь. О мести. О богатстве. Духовные сокровища. «Царствие Божие внутри вас». Завет Христа.

Христос и Его крест (1 ч)

Как Бог стал человеком (Богочеловек Христос). Голгофа. Царство Божие, Царство Небесное. Жертва Христа. Распятие. Символика креста. Крест — символ любви к людям.

Пасха (1 ч)

Воскресение Христа. Пасха Христова. Встреча Пасхи. Пасхальный гимн. Празднование Пасхи.

Православное учение о человеке (1 ч)

Библия о происхождении души. Душа и тело. Внутренний мир человека. Образ Божий в человеке. «Подумай о душе». Болезни души.

Совесть и раскаяние (1 ч)

Добро. Зло. Грех. Работа совести. Раскаяние. Три шага в раскаянии.

Заповеди (1ч)

Десять заповедей, данных Моисею Богом. Почитай отца твоего и матерь твою. Не убий. Не укради. Не прелюбодействуй. Не лги. Не завидуй (как зависть гасит радость).

Милосердие и сострадание (1ч)

Милосердие  забота о слабых, взаимопомощь. Милосердие и дружба. Милосердие и плата. Ближний. Милостыня. Учение Христа о милосердии. Благотворительная деятельность христианской церкви.

Золотое правило этики (1 ч)

Главное правило человеческих отношений — не делай другим того, чего ты не хотел бы для себя. Неосуждение. Люби грешника и ненавидь грех.

Храм (1 ч)

Православный храм  его устройство и убранство. Иконы. Иконостас. Царские врата. Алтарь. Что люди делают в храме. Благословение. Правила поведения в различных общественных местах

Икона (1 ч)

Икона. Зачем изображают невидимое. Чем икона отличается от картины. Свет иконы. Нимб. Икона и молитва. О чём молятся православные христиане перед иконой.

Творческие работы учащихся (1 ч)

Содержание деятельности определяется выбранными учащимися темами и выбранными учителем организационными формами и жанрами (проект, сочинение и т. д.), форматом итогового мероприятия.

Подготовка к выполнению праздничного проекта.

Подведение итогов праздничного проекта (1ч)

Выполнение одного из заданий в рамках работы над праздничным проектом.

Презентации результатов работы и их обсуждение.

Как христианство пришло на Русь (1 ч)

Церковь. Крещение Руси. Князь Владимир. Крещение  это присоединение к Церкви. Вера в Единого Бога. Святая Русь. Как изменилась жизнь киевлян после их крещения.

Подвиг (1ч)

Что такое подвиг. Жертва ради другого человека. Жертва Богу. Подвижник.

Внешний и внутренний мир человека: какой труднее изменить?

Заповеди блаженств (1ч)

Заповеди блаженств. Нищие духом. Царство Небесное. «Царство Божие внутри нас». «Блаженны плачущие, ибо они утешатся». «Блаженны кроткие». «Блаженны милостивые». «Блаженны алчущие и жаждущие правды». «Блаженны чистые сердцем».

Зачем творить добро? (1ч)

Как подражают Христу. Самоотверженность. Святой. Почему христиане благодарны Христу.

Чудо в жизни христианина (1 ч)

Святая Троица. Добродетель. Главные христианские добродетели  вера, надежда, любовь.

Православие о Божием суде (1 ч)

Как видеть в людях Христа. Легенда о Христофоре. Вера христиан в бессмертие. Как вера в Божий суд влияет на поступки людей.

Таинство Причастия (1 ч)

Тайная вечеря. Христианские таинства Крещение и Причастие. Литургия. Главное назначение Церкви.

Монастырь (1ч)

Монастырь — образ Царствия Божия на земле.

Кто такие монахи. Кто такие иноки. Почему люди идут в монахи. Главное правило монашеской жизни: «Трудись и молись». Послушание. Монашество. Монашеские обеты. Постриг монаха.

Отношение христианина к природе (1 ч)

Что делает человека выше природы. Книга природы и Библия. Ответственность за мир. Христианское милосердие. Милосердие к животным.

Христианская семья (1 ч)

Семья — это маленький ковчег, призванный ограждать детей от беды. Венчание в храме. Тактичность и любовь в отношениях членов семьи. Взаимное прощение и терпение членов семьи. Какое поведение называется хамским. Семейные праздники и семейные традиции.

Защита Отечества (1 ч)

Война справедливая — оборонительная. Святые защитники Отечества. Дмитрий Донской. Александр Невский. Фёдор Ушаков.

Христианин в труде (1 ч)

Заповеди Творца первым людям. Нарушение четвёртой заповеди  заповеди о посте. ТРУД это лекарство, которое прописано человечеству Богом.

Любовь и уважение к Отечеству (1 ч)

Этапы становления духовных традиций России. Любовь — основа человеческой жизни. Служение человека обществу. Родине. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Консультация учителя, как готовиться к урокам 33, 34. Творческие работы (дома с родителями или законными представителями) на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т. д.)

Святыни православия, ислама, буддизма, иудаизма (1 ч)

Традиционные религии России. Понятие святыни в религиозной культуре. Святыни православия, иудаизма, ислама, буддизма: священные книги. Культовые предметы и сооружения. Культурные и духовные ценности.        Общечеловеческое значение культурных и духовных ценностей традиционных религий.

Внеурочная деятельность: посещение культового сооружения других религий (или заочная экскурсия «Религиозные святыни мира», «Религиозные святыни России»).

Основные нравственные заповеди православия, ислама, буддизма, иудаизма, светской этики (1 ч)

Нравственность и мораль. Заповеди иудаизма, заповеди христианства, нравственное учение ислама, нравственное учение буддизма. Этика о нравственных правилах жизни. Золотое правило нравственности как общечеловеческий моральный закон.

Российские православные, исламские, буддийские, иудейские, светские семьи (1ч)

Семья как основа жизни человека. Род и семья — истоки нравственных отношений. Ценности семейной жизни в иудейской традиции. Христианская семья. Семья в исламе. Семья в буддийской культуре. Семейные традиции. Родовое древо.

Отношение к труду и природе в православии, исламе, буддизме, иудаизме, светской этике (1 ч)

Труд в жизни человека и общества. Позитивное отношение к труду в религиозных культурах и светской этике. Бережное отношение к природе и ответственность человека за окружающий мир.


Календарно-тематическое планирование.

Дата урока

уро

ка

Наименование разделов и тем

Характеристика основных видов деятельности ученика

(на уровне учебных действий) по теме

по плану

коррек

тировка

1

Вводный инструктаж по т/б.

Россия – наша Родина.

Использовать систему условных обозначений при выполнении заданий, рассматривать иллюстративный материал, соотносить текст с иллюстрациями.

Читать и отвечать на вопросы по прочитанному.

Размышлять о роли духовных традиций народов России, о духовном мире человека, о культурных традициях и их значении в жизни человека, семьи, общества.

Использовать ключевые понятия урока в устной и письменной речи, применять их при анализе и оценке явлений и фактов действительности.

Осознавать ценность дружеских отношений между людьми.

2

Культура и религия.

Выделять тему и идею текста, формулировать вопросы к тексту и отвечать на них.

Рассказывать о том, как человек создаёт культуру; об истоках русской культуры в православной религии.

Рассуждать о необходимости соблюдения нравственных норм жизни (заботиться о других, любить друг друга, не лениться, не лгать).

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. 

3

.Человек  и Бог в православии.

Прогнозировать результаты работы на уроке.

Читать материалы урока вслух и про себя.

Использовать ключевые понятия урока в устной и письменной речи, применять их при анализе и оценке фактов действительности.

Пересказывать прочитанное, составлять рассказ с введением в него новых фактов; соотносить прочитанное с личным жизненным опытом.

Рассказывать о дарах, которые Бог дал человеку; о том, как вера в Бога влияет на поступки людей, на развитие их творческого потенциала.

Рассуждать о возможности и необходимости соблюдения нравственных норм жизни (свобода, разум, совесть, доброта, любовь).

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

4

Православная молитва.

Прогнозировать результаты работы на уроке.

Читать материалы урока вслух и про себя.

Изучить новые понятия: православие, благодать, святые, молитва  в контексте православной культуры; различные типы молитв, молитву «Отче наш»; жития святых.

Составлять рассказ по иллюстрации, выполнять выборочный пересказ текста.

Анализировать художественный текст с помощью вопросов и заданий к нему.

Использовать новые лексические единицы в устной и письменной речи.

Находить нужную информацию в учебнике.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

5

Библия и Евангелие.

 Прогнозировать результаты работы на уроке.

Читать материалы учебника.

Рассказывать о православии и христианстве, о Библии и Евангелии, о библейских притчах.

Использовать речевые средства, навыки смыслового чтения учебных текстов, построения рассуждений.

Использовать новые лексические единицы в устной и письменной речи.

Участвовать в рассуждении на заданную тему; аргументировать свою точку зрения; делать выводы и обобщения на основе полученной информации.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

6

Проповедь Христа.

Прогнозировать результаты работы на уроке. Читать материалы учебника.

Рассказывать о православии и христианстве, о Нагорной проповеди, о новизне отношений Бога и человека в Новом Завете.

Комментировать иллюстративный ряд и соотносить его с содержанием учебника.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

7

Христос и Его крест.

Прогнозировать результаты работы на уроке.

Читать материалы учебника.

Рассказывать о земной жизни, деяниях и сущности Иисуса Христа; о смысле смерти Иисуса на кресте; о символике православного креста.

Использовать новые лексические единицы в устной и письменной речи.

Работать в паре или группе и представлять результаты коллективной работы.

Комментировать иллюстративный ряд, соотносить текст с иллюстрациями.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

8

Пасха.

Прогнозировать результаты работы на уроке.

Самостоятельно читать учебный текст, отвечать на вопросы по прочитанному.

Рассказывать о роли Иисуса Христа в православии, о Его жертве ради спасения людей.

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий.

Использовать знакомые слова в другом мировоззренческом контексте (пост. Воскресение, Пасха).

Систематизировать свои знания; применять навыки смыслового чтения.

Работать в паре или группе и представлять результаты коллективной работы.

Комментировать иллюстративный ряд и соотносить его с текстом.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

9

Православное учение о человеке.

Прогнозировать результаты работы на уроке.

Рассказывать о православном учении о человеке; о том, чем Бог одарил человека; что такое внутренний мир человека; как Библия рассказывает о происхождении души.

Рассуждать о духовно-нравственных проблемах, обсуждать их в группе и представлять результаты коллективной работы.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

10

Совесть и раскаяние.

Прогнозировать результаты работы на уроке.

Изучить новые понятия: добро, зло, совесть, покаяние; рассказывать о значении покаяния в православии.

Размышлять и рассуждать на морально-этические темы.

Выполнять выборочный пересказ текста.

Соотносить содержание текста с иллюстративным рядом.

Создавать собственные тексты-рассуждения на морально-этические темы.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

11

Заповеди

Прогнозировать результаты работы на уроке.

Рассказывать о том, что такое заповеди, какие заповеди Бог дал Моисею. Анализировать содержание десяти заповедей с религиозной и нравственно-этической точки зрения.

Размышлять и рассуждать на морально-этические темы.

Работать в группе и представлять результаты коллективной работы.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

12

Милосердие и сострадание.

Прогнозировать результаты работы на уроке.

Изучить новые понятия: милосердие и сострадание; рассказывать о том, что одно из дел милосердия — милостыня; о библейских притчах.

Размышлять и рассуждать на морально-этические темы. 

Использовать знакомые слова в новом мировоззренческом контексте.

Пересказывать прочитанное, составлять рассказ с введением в него новых фактов.

Соотносить прочитанное с личным опытом.

Работать в паре или группе и представлять результаты коллективной работы.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

13

Золотое правило этики.

Прогнозировать результаты работы на уроке.

Использовать знакомые слова в новом мировоззренческом контексте.

Рассказывать о золотом правиле этики — главном правиле человеческих отношений; о неосуждении — проявлении милосердия к человеку.

Рассуждать, как правильно указать человеку на его ошибки.

Размышлять и рассуждать на морально-этические темы.

Использовать навыки смыслового чтения учебных текстов.

Осознавать необходимость соблюдения нравственных норм жизни.

Соотносить морально-нравственные проблемы с личным жизненным опытом.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

14

Храм.

Прогнозировать результаты работы на уроке.

Читать и воспринимать прочитанное.

Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на текст учебника или словаря.

Рассказывать об устройстве православного храма, особенностях службы в храме.

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий.

Работать в группе, выслушивая мнения друг друга, приходить к общему результату и представлять его.

Читать текст и соотносить содержание текста с иллюстративным рядом.

Выполнять выборочный пересказ текста.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

15

Икона.

Прогнозировать результаты работы на уроке.

Читать и воспринимать прочитанное.

Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на текст учебника или словаря.

Использовать речевые средства, навыки смыслового чтения учебных текстов.

Рассказывать о том, чем икона отличается от картины; почему человек в православии воспринимается как святыня.

Соотносить содержание текста с иллюстративным рядом учебника.

Участвовать в беседе.

Анализировать высказывания нравственного содержания и соотносить их с личным опытом.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

16

Инструктаж по т/б.

Творческие работы учащихся.

Прогнозировать результаты работы на уроке.

Читать и воспринимать прочитанное.

Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на текст учебника или словаря.

Рассказывать о материале, изученном на уроках по предмету «Основы православной культуры»; о содержании учебного проекта и способах его реализации.

Обобщать, закреплять и систематизировать представления о материале, изученном на уроках по предмету «Основы православной культуры».

Планировать и корректировать самостоятельную работу; работать в группе.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

17

Подведение итогов праздничного проекта.

Прогнозировать результаты работы на уроке.

Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на текст учебника или словаря.

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий.

Закреплять представления о содержании учебного проекта и способах его реализации.

Обобщать и систематизировать знания.

Планировать и корректировать самостоятельную работу; работать в группе.

Представлять результаты коллективной или индивидуальной работы; оценивать свою деятельность.

18

Как христианство пришло на Русь.

Прогнозировать результаты работы на уроке.

Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на текст учебника или словаря.

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий.

Иметь представление о том, как пришло христианство на Русь, почему Русь называют Святой.

Соотносить содержание текста с иллюстративным рядом.

Использовать речевые средства, навыки смыслового чтения учебных текстов.

Участвовать в беседе.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

19

Подвиг.

Прогнозировать результаты работы на уроке.

Читать и пересказывать прочитанное.

Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на текст учебника или словаря.

Рассказывать о том, что такое подвиг и жертвенность.

Размышлять и рассуждать на морально-этические темы.

Использовать речевые средства, навыки смыслового чтения учебных текстов.

Осознавать необходимость соблюдения нравственных норм жизни; соотносить морально-нравственные проблемы с личным опытом.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

20

Заповеди блаженств.

Прогнозировать результаты работы на уроке.

Читать и пересказывать прочитанное.

Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на текст учебника или словаря.

Рассказывать об учении Христа, о Нагорной проповеди Христа, о заповедях Христа, данных людям в Нагорной проповеди.

Размышлять и рассуждать на морально-этические темы.

Осознавать необходимость соблюдения нравственных норм жизни; соотносить морально-нравственные проблемы с личным опытом.

Читать текст и соотносить содержание текста с иллюстративным рядом.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

21

Зачем творить добро?

Прогнозировать результаты работы на уроке.

Читать и пересказывать прочитанное.

Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на текст учебника или словаря.

Рассказывать о том, какие причины есть у христиан, чтобы не быть эгоистами; о христианских легендах и притчах; об апостоле Андрее Первозванном.

Размышлять и рассуждать на морально-этические темы.

Осознавать необходимость соблюдения нравственных норм жизни.

Соотносить морально-нравственные проблемы с личным опытом.

Использовать знакомые слова в новом мировоззренческом контексте.

Использовать навыки смыслового чтения при чтении фрагментов духовной литературы.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

22

Чудо в жизни христианина.

Прогнозировать результаты работы на уроке.

Читать и пересказывать учебный текст.

Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на текст учебника или словаря.

Использовать знакомые слова в новом мировоззренческом контексте.

Рассказывать о том, что в христианстве в Боге Единственность и Троичность едины и совместимы; о том, что такое христианские добродетели.

Размышлять и рассуждать на морально-этические темы.

Делать выводы о необходимости соблюдения нравственных норм жизни; соотносить морально-нравственные проблемы с личным опытом.

Анализировать свои и чужие поступки с морально-нравственных позиций.

Работать в группах и представлять результаты своей работы.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. 

23

Православие о Божием суде.

Прогнозировать результаты работы на уроке.

Читать и пересказывать учебный текст.

Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на текст учебника или словаря.

Использовать знакомые слова в новом мировоззренческом контексте.

Рассказывать о евангельских притчах и христианских легендах; о том, как вера в Божий суд влияет на поступки христиан.

Размышлять и рассуждать на морально-этические темы.

Использовать навыки смыслового чтения при чтении фрагментов духовной литературы.

Работать в группе; представлять результаты коллективной или индивидуальной работы.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. 

24

Таинство Причастия.

Прогнозировать результаты работы на уроке.

Читать и пересказывать учебный текст.

Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на текст учебника или словаря.

Использовать знакомые слова в новом мировоззренческом контексте.

Рассказывать об одном из основных православных таинств; о Литургии; о жизни Церкви.

Использовать речевые средства, навыки смыслового чтения учебных текстов.

Соотносить содержание текста с иллюстративным рядом; участвовать в беседе.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

25

Монастырь.

Прогнозировать результаты работы на уроке.

Читать и пересказывать учебный текст.

Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на текст учебника или словаря.

Использовать знакомые слова в новом мировоззренческом контексте.

Рассказывать об истории возникновения монастырей, о повседневной монастырской жизни, о нравственных нормах монашества.

Использовать речевые средства, навыки смыслового чтения учебных текстов, построения рассуждений, лексические средства на новом содержательном и мировоззренческом уровне.

Соотносить духовно-нравственные проблемы с личным опытом. Писать сочинения на морально-этические темы.

Работать в парах или группах. Представлять результат этой работы.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

26

Отношение христианина к природе.

Прогнозировать результаты работы на уроке. Читать и пересказывать учебный текст.

Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на текст учебника или словаря.

Использовать знакомые слова в новом мировоззренческом контексте.

Соотносить содержание учебного текста с иллюстративными материалами.

Рассказывать о том, почему, познавая мир, христианин постигает и замысел его Творца; почему в мире нужно не только познавать, но и трудиться; как отношение к природе связано с милосердием.

Осуществлять поиск необходимой информации в тексте учебника и других источниках для выполнения учебных заданий.

Участвовать в подготовке проектов. Представлять

результаты коллективной работы.

Соотносить духовно-нравственные проблемы с реалиями жизни и личным опытом.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

27

Христианская семья.

Прогнозировать результаты работы на уроке.

Читать и пересказывать учебный текст.

Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на текст учебника или словаря.

Использовать знакомые слова в новом мировоззренческом контексте.

Рассказывать о традициях заключения брака, о том, что такое православная семья, что такое венчание; о взаимоотношениях членов православной семьи, о библейских текстах и произведениях древнерусской литературы о семье.

Размышлять и рассуждать на морально-этические темы.

Использовать навыки смыслового чтения при чтении фрагментов духовной литературы.

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий.

Применять навыки осознанного построения речевых высказываний в соответствии с коммуникативными задачами.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

28

Защита Отечества.

Прогнозировать результаты работы на уроке.

Читать и пересказывать учебный текст.

Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на текст учебника или словаря.

Использовать знакомые слова в новом мировоззренческом контексте.

Закреплять и систематизировать представление об основном содержании учебника, важнейших понятиях учебника; о духовных традициях многонационального народа России, о духовном мире человека, семьи, общества; о ценности любви в отношениях между людьми и по отношению к Родине. Размышлять о том, что войны бывают справедливыми (оборонительными); о том, какие поступки недопустимы даже на войне. Рассказывать со святых  защитниках Родины.

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий.

Применять навыки построения речевых высказываний в соответствии с коммуникативными задачами.

Соотносить содержание текста с иллюстративным рядом.

Участвовать в беседе.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

29

Христианин в труде.

Прогнозировать результаты работы на уроке. Читать и пересказывать учебный текст.

Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на текст учебника или словаря.

Использовать знакомые слова в новом мировоззренческом контексте.

Рассказывать о первом грехе людей, о заповедях, о роли труда в жизни православных христиан. Устанавливать логическую связь между фактами;

участвовать в беседе.

Анализировать прочитанное с точки зрения полученных ранее знаний.

Соотносить изученное с примерами из произведений фольклора и художественной литературы. Актуализировать и систематизировать полученные знания.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

30

Любовь и уважение к

Отечеству.

Прогнозировать результаты работы на уроке.

Закреплять и систематизировать представление об основном содержании учебника, важнейших понятиях курса; о духовных традициях многонационального народа России, о духовном мире человека, о культурных традициях и их значении в жизни человека, семьи, общества; о ценности любви в отношениях между людьми и по отношению к Родине; о ключевых понятиях урока «служение», «патриотизм».

Отвечать на вопросы, соотносить определения с понятиями, делать выводы.

Использовать основные понятия курса в устной и письменной речи.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

31

Святыни православия, ислама, буддизма, иудаизма.

Прогнозировать результаты работы на уроке.

Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на текст учебника или словаря. Использовать их при создании собственных текстов (устных и письменных). Рассказывать о важнейших понятиях курса ОРКСЭ.

Отвечать на вопросы по содержанию других модулей. Систематизировать и обобщать знания.

Анализировать и сопоставлять факты, находить аналогии.

Размышлять и рассуждать на морально-этические темы; соотносить морально-нравственные проблемы с личным опытом. Писать сочинение.

Представлять результаты индивидуальной учебной деятельности (доклады, выставки, творческие работы и др.).

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

32

Основные нравственные заповеди православия, ислама, буддизма, иудаизма, светской этики.

Прогнозировать результаты работы на уроке.

Осмыслять важнейшие нравственные понятия курса ОРКСЭ.

Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на текст учебника или словаря. Использовать их при создании собственных текстов (устных и письменных).

Систематизировать и обобщать знания, полученные на предыдущих уроках.

Анализировать и сопоставлять факты, находить аналогии в моральных законах разных народов России.

Размышлять и рассуждать на морально-этические темы; соотносить морально-нравственные проблемы с личным опытом. Представлять результаты индивидуальной учебной деятельности (доклады, выставки, творческие работы и др.).

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

33

Российские православные, исламские, буддийские, иудейские, светские семьи.

Прогнозировать результаты работы на уроке.

Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на текст учебника или словаря. Использовать их при создании собственных текстов (устных и письменных).

Рассказывать о важнейших семейных ценностях народов России.

Систематизировать и обобщать знания.

Анализировать и сопоставлять факты, находить аналогии.

Представлять результаты индивидуальной учебной деятельности (доклады, выставки, творческие работы и др.).

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

34

Отношение к труду и природе в православии, исламе, буддизме, иудаизме, светской этике.

Прогнозировать результаты работы на уроке.

Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на текст учебника или словаря. Использовать их при создании собственных текстов (устных и письменных).

Рассказывать об отношении к труду и природе в различных религиях и светской этике. Систематизировать и обобщать знания, полученные при изучении курса ОРКСЭ.

Анализировать и сопоставлять факты, находить аналогии.

Размышлять и рассуждать на морально-этические темы; соотносить морально-нравственные проблемы с личным опытом.

Представлять результаты индивидуальной учебной деятельности (доклады, выставки, творческие работы и др.).

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Согласовано                                                                                                                                Согласовано

Протокол заседания                                                                                                                  Зам. директора по УВР

начальных классов                                                                                                                   _______________(Паламарчук В.Н.)

_______ (Сальхина С.И.)                                                                                                         ________________   2017 год

    ________________   2017 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основы православной культуры и светской этики. Модуль "Основы православной культуры" Урок "Монастыри"

Предмет "Основы православной культуры и светской этики" совсем недавно вошёл в нашу жизнь. Материалы к урокам очень обширны. Готовясь к открытому уроку я снова и снова открывала что-то новое и интерес...

Рабочая программа модуля «Основы православной культуры» по учебному курсу «Основы православной культуры и светской этики» 4 класс

Название курсаОсновы православной культурыКласс4Количество часов33ч  (1 часа в неделю)СоставителиПороло Т.А.Автор УМК А.В. КураевЦель курсаформирование российской гражданской идентичности мл...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО КУРСУ «Основы православной культуры и светской этики» Модуль «Основы православной культуры» Тема урока: Милосердие и сострадание

Урок «Милосердие и сострадание» проводится в 4 классе по предмету «Основы православной  культуры», автор учебника А.В.Кураев, 12 уроком по счёту. Этот урок проходит после ...

План-конспект урока по теме "Пасха" по Основам православной культуры и светской этики (модуль «Основы православной культуры»)

Познакомить обучающихся с пасхальными традициями, обычаями, играми.Пробудить интерес к старинным русским обрядам.Воспитывать дружелюбие.Познакомить с основными терминами и понятиями: Воскресение, Пасх...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОСНОВАМ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ (МОДУЛЬ ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ) тема МОНАСТЫРЬ

Цель урока:  раскрыть понятие монастырь, дать представление  о монахах, послушании, монашеских обетах, постриге монаха; развивать умение самостоятельное формулирование темы и цели урока...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА В ПРЕДМЕТНЫХ ОБЛАСТЯХ «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» «ОНОВЫ ПРВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ» Тема урока: «Внутреннее строение и убранство храма»

В последние десятилетия произошли серьезные изменения в школьном образовании, появился новый предмет «Основы религиозных культур и светской этики», составленныйна основе федерального госуд...