урок по ОПК "Зачем творить добро"
методическая разработка по орксэ (4 класс) по теме

Ифутина Татьяна Евгеньевна

Урок о добре, честности, справедливости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_urok_po_opk.doc352.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Русско-Найманская основная

общеобразовательная школа»

Большеберезниковского района

Республики Мордовия

Урок   курса
 «Основы религиозной культуры и светской этики»

«Зачем творить добро?»

Номинация

«Лучший урок по Основам православной культуры для образовательных организаций»

                                                      Подготовила:

Ифутина Татьяна Евгеньевна-

 учитель начальных классов

2017 год

Урок №21

Тема: Зачем творить добро?

Тип урока: Урок открытия нового знания.

Цель урока: помочь учащимся осмыслить нравственные христианские основы - основы добра; сформировать понимание того, что творить добро –  духовная радость.

Задачи урока:

Образовательные: формировать представления обучающихся о причинах, побуждающих христиан совершать добро.
Развивающие: понять, почему отказ от своих желаний (самоотверженность) может приносить духовную радость.
Воспитывающие: воспитывать стремление детей совершать добрые поступки, жить в ладу со своей совестью.

Планируемые результаты:
Личностные:
Умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения христианских ценностей; самостоятельно объяснять свои чувства, возникающие в результате просмотра видеосюжетов, обсуждения, наблюдения.
Регулятивные:
Умение определять тему, цель урока, ориентироваться в учебнике, работать со словарем, работать по плану, делать выводы.
Познавательные:
Умение перерабатывать информацию, находить ответы на вопросы, самостоятельно определять значение новых слов, готовить сообщения к уроку.
Коммуникативные:
Умение оформлять свою мысль устно и письменно, слушать и понимать речь других, умение работать в паре, договариваться, общаться.

Предварительная подготовка к уроку учащихся, их родителей :

Подобрать пословицы о добре, изготовить буклеты, выучить с детьми стихотворение «Добро творить спеши»
Два ученика готовят сообщения об  апостоле Петре, апостоле Андрее.

Перечень  используемых на уроке ЭОР:

  1. Презентация к уроку.
  2. Музыкальный файл (песня «Добрым быть совсем не просто»)

План урока:

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности – 1 мин.                                                        

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии -  3 мин

3. Выявление места и причины затруднения -4 мин.                                                                               

4. Построение проекта выхода из затруднения – 7 мин.                                                                            

5.Реализация построенного проекта -7 мин.                                                                                              

6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи - 6 мин.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону  -8 мин.                                                             

8. Включение в систему знаний и повторение- 5 мин.

9.Рефлексия учебной деятельности  - 4 мин.                                                                                                             

Ход урока:

1.Мотивация к учебной деятельности

Учитель:

Человеческая доброта удивительна,  (слайд 1-3)

А улыбка от души восхитительна,

Вы друг другу, дети, улыбнитесь,

И тихонечко за парты садитесь.

-Ребята, сегодня мы отправимся в удивительный мир православной культуры. Нас ждет встреча с новыми понятиями и открытиями.

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии

 На прошлом уроке мы беседовали о Заповедях Блаженств. Вспомните, чему учил Иисус Христос  на Нагорной проповеди?  (слайд 4)

   ( Д: Не  отвечайте злом на зло. Любите врагов  ваших. Не собирайте себе сокровищ на земле, но собирайте себе сокровища на небе.  Не судите, да не судимы будете.)

Учитель: Вспомните Золотое правило этики (слайд 5)

(Д: «Во всем,  как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними.»)  

Учитель:

Чем христиане отличаются просто от добрых людей?

(Ничем, кроме того, что почитают Христа своим Богом и Спасителем. У христиан есть особые причины, чтобы не быть эгоистами. Первая из них – это благодарность за подвиг Христа.)

-  Учитель: Итак, живя с Богом в душе, живя по его заветам, христианин обретает счастье.

3. Выявление места и причины затруднения

А сейчас я предлагаю вам послушать стихотворение, которое называется «Вишня» , написал его М. Исаковский.

В ясный полдень, на исходе лета,

 Шел старик дорогой полевой;

 Вырыл вишню молодую где-то

И, довольный, нес ее домой.

Он глядел веселыми глазами

На поля, на дальнюю межу

 И подумал: «Дай-ка я на память

У дороги вишню посажу.

 Пусть растет большая-пребольшая,

 Пусть идет и вширь и в высоту

И, дорогу нашу украшая,

 Каждый год купается в цвету.

Путники в тени ее прилягут,

 Отдохнут в прохладе, в тишине,

 И, отведав сочных, спелых ягод,

 Может статься, вспомнят обо мне.

А не вспомнят — экая досада,

— Я об этом вовсе не тужу:

Не хотят — не вспоминай, не надо,

— Все равно я вишню посажу!»

1940г.

- О чем это стихотворение?

 ( автор  в этом стихотворении рассказывает о том, как старик нес вишню домой, и о том, что он подумал и решил посадить вишню не дома, а у дороги.

Учитель: Почему у дороги старик решил посадить вишню? 

(Д: Во-первых - для красоты:

«Пусть растет большая-пребольшая,

Пусть идет и вширь и в высоту

И, дорогу нашу украшая,

Каждый год купается в цвету» .

Во-вторых - для отдыха:

«Путники в тени ее прилягут,

Отдохнут в прохладе, в тишине» .

В-третьих:

«Может статься, вспомнят обо мне.

А не вспомнят - экая досада, -

Я об этом вовсе не тужу:

Не хотят - не вспоминай, не надо, -

Все равно я вишню посажу! » )

Учитель: Какая же главная мысль этого стихотворения?

 Что хотел нам сказать Исаковский, рассказав эту историю?

Чем симпатичен ему его герой?

(Старик не думает о себе, он хочет позаботиться о других людях. Конечно, он был бы рад, если бы люди, сидя под вишней, вспоминали его. Но и это для него не главное:

«Не хотят - не вспоминай, не надо, -

Все равно я вишню посажу!»)

Учитель: А как вы оцениваете поступок пожилого  человека, посадившего вишню не в саду около дома, а возле дороги?

(Д: Проявил милосердие, поступил по -христиански, совершил добрый пос-

тупок, исполнил заповедь Божью.)

4. Построение проекта выхода из затруднения

Учитель:- Как вы думаете, о  чём  мы будем говорить на уроке?  

 (Д: О добре, добрых поступках)

Учитель: А зачем нужно творить  добро?(слайд 6)

(:Потому, что доброта, милосердия, любовь к людям – это огромное чудо,  на языке которого с нами разговаривает Бог )

Учитель:А легко ли творить добро?

-Что заставляло вас совершать добрые дела?

-Можно ли творить добро и любить врагов , не преследуя выгоды?

(можно)

- А как на этот вопрос отвечают христиане, мы узнаем, прочитав текст учебника  ( стр.68 до слова самоотверженность) (слайд 7)

Учитель:

Отречение Петра и его покаяние - частый сюжет в литературе и  в живописи. Людей поражает любовь Христа - прощающая, отеческая: он знал о предательстве Петра заранее и простил его, не переставая любить. В христианстве считается, что все люди порой отрекаются от Христа, когда совершают дурной поступок из страха, трусости или лени, но у них есть возможность исправиться и быть прощенными. Очень  непросто было быть христианином в Римской империи. Только за одно это можно было поплатиться жизнью. Но христиане проявляли необычайное мужество.

(Еще раз прочитываю детям легенду о Петре, потому что хочу выделить голосом те слова, которые необходимы для понимания поступка Петра.)

Решение покинуть Рим далось апостолу Петру нелегко - об этом попросили его ученики. Они хотели, чтобы Петр сохранил свою жизнь и продолжал проповедовать христианство. (слайд 8)

5.Реализация построенного проекта

-Давайте на время почувствуем себя учениками и попробуем ответить :

- почему Петр «содрогнулся», какие чувства он испытал? (страх перед возможностью снова совершить предательство);

- Почему? Ведь он знает - Христос милосердный, он простит (нельзя так беззастенчиво пользоваться любовью тех, кого любишь);

- Почему же вернулся апостол Петр? Он не спас своих учеников и погиб сам. Может, это не подвиг, а ошибка?

(Его поступок детям может показаться странным,  непонятным, но я поясню,  что с точки зрения православных христиан он сделал очень много. Ведь христианину совсем не безразлично, как умирает человек, с каким лицом он предстает перед вечностью, шагнет в бессмертие.)

Петр понимает, что умереть его ученики должны, оставаясь на высоте души, а не падая от страха на самое её дно. Он идет поддержать их, укрепить духовно. И, конечно, он подражает Христу, потому что любит его. Подражает, но не гордится этим и просит перед смертью быть распятым вниз головой, не так, как его Учитель, как бы подчёркивая, что жертва Христа неизмеримо выше.

-Кто такие Апостолы?

(сообщение детей)

 Апостол Петр  (слайд 9)

Апостол — в переводе с греческого “посол, посланник”. Апостол Петр — ученик и последователь Иисуса Христа. Когда Петра распинали, он упросил палачей : «Я не достоин принимать смерть так, как мой учитель. Если уж хотите меня распять - распните головой вниз».

Апостол Андрей  (слайд 10)

Брат Петра - апостол Андрей проповедовал на северных границах Римской империи. Его распяли на косом кресте (х). В русском народе жило убеждение, что апостол Андрей по реке Днепр дошел до Киевских гор и предсказал появление великого христианского города. Имя апостола Андрея всегда почиталось на Руси, а косой  Андреевский крест изображен на Военно-морском флаге РФ.(слайд 11)

Учитель:

 Эти люди делали добро бескорыстно, во благо людей и ради Бога, испытывая при этом особую духовную радость (мотив, побуждающий православных творить добро). Эта радость жила в их душах, отражалась в глазах, сквозила в речи, пронизывала все дела и поступки. Потому так тянулись к ним за помощью и поддержкой люди, обретая новый смысл жизни.

Апостолы подражали Христу. И не только они. Мы знаем немало примеров, когда человек жертвовал своей жизнью во благо другим.

- Как называют таких людей?

(смелыми, мудрыми, самоотверженными)

История хранит немало примеров самоотверженности.

(Обращаюсь  к ребятам назвать имена самоотверженных людей, и затем  привожу  свои примеры). 

Так известный польский педагог Януш Корчак, шагнувший вместе со своими учениками в газовую камеру. Он так же, как и апостол Петр, мог сохранить свою жизнь, но предпочел умереть вместе со своими воспитанниками.

 Или пример из недавних трагических событий в Осетии, когда первого сентября была захвачена школа в Беслане, а учителя оставались с детьми до конца. (слайд 12-13)
Подражать Христу можно не только в смерти, но и в жизни. Примером этого могут служить жизнь и деяния святых.

-Имена каких святых вам  известны?

(Выслушаю их ответы, привожу свои примеры.) Вспомним Сергия Радонежского, благословившего Дмитрия Донского на Куликовскую битву. Петра и Февронию Муромских, которые за всю свою жизнь не сказали друг другу ни одного недоброго  слова.

Эти люди делали добро бескорыстно, во благо людей и ради Бога, испытывая при этом особую духовную радость (мотив, побуждающий православных творить добро). Эта радость жила в их душах, отражалась в глазах, сквозила в речи, пронизывала все дела и поступки. Потому так тянулись к ним за помощью и поддержкой люди, обретая новый смысл жизни.

Жизнь человеческая исчисляется не днями и годами, а добрыми делами и полезными трудами, — говорит народная мудрость.

6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

-  Великий русский писатель  Л.Н. Толстой писал: (прочитаем вслух со слайда) «Доброта – это отзывчивость, сочувствие, сопереживание, внимание к людям; всё положительное, хорошее, полезное».  (слайд 14)

Ребята, а как вы думаете, мы можем добро  потрогать руками, «подержать, погладить…» . (нет)

 А какие слова ассоциируются со словом добро?

 Давайте составим кластер к слову «добро».

Сейчас я запишу это слово на доске, а вы по очереди будете выходить и записывать слова, которые, как вы думаете, подходят к слову добро.

( Под руководством учителя  дети составляют кластер «добро»)

( Кластер –мир, хорошие поступки, свет ,мама ,солнце, радость, счастье, любовь.)

Учитель: Если бы вам задали нарисовать портрет добра, какие бы цвета красок вы выбрали ? (слайд 15)

.( Светлые, яркие тона красок)

Игра «Цветок Добра»
Учитель:

Приходилось ли вам совершать добрые дела?

- Да.
- Перед вами на партах лежат лепестки. Предлагаю каждому из вас написать, какие добрые поступки вам приходилось совершать и приклейте их к сердцевине нашего цветка Добра.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону  

-А сейчас вернемся к учебнику на странице 69 , зачитаем текст и найдем понятие слова «самоотверженность».

-Какое состояние человека называют самоотверженностью?(слайд 16)

Задание 1.

На карточках подчеркните , какое определение можно дать слову «САМООТВЕРЖЕННОСТЬ»

1) Самоотверженность – это….. (предмет, поступок, явление, свойство, качество)

2)Что свойственно человеку, обладающему таким качеством?

 Готовность прийти на помощь за хорошую плату?

 За награду, медаль, портрет в газете?

За похвалу родителей?

Готовность творить добро и приходить на помощь бескорыстно?

Готовность пожертвовать собственными интересами ради добра, бескорыстно , без награды?

Задание 2.Работа в парах.

 Прочитайте пословицы на слайде. О чем они? (слайд 17)

Перед вами на столе другие пословицы. Соедини  их стрелками :

Худо тому, кто______________ добра не делает никому.

Жизнь дана на______________ добрые дела.

Злой плачет от зависти, ______________добрый от радости.

Не одежда красит человека, ____________а его добрые дела.

Кто добро творит,_____________ того Бог отблагодарит.

8.Включение в систему знаний и повторение

Учитель:

Мы с вами говорим о доброте, милосердии. А что обозначают эти слова?

Давайте, обратимся к толковому словарю Сергея Ивановича Ожегова .

(слайд 18)

Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим - все положительное, хорошее, полезное.

Милосердие - готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.

Как вы думаете, ребята, эти качества сразу рождаются в человеке развитыми и совершенными?

(Д.: Нет, их нужно   растить и развивать в течение всей жизни.)

Милосердие и доброта подвигают нас на доброделание. Помогая другим, ты помогаешь себе, потому что творение добра приносит благо и радость для тебя самого. Творить добро – значит жить в радости.

Можно искать радости во внешнем – играть в футбол, ходить в кино, лакомиться сладостями... Но, как вы думаете, надолго ли такая радость остается в нашем сердце?

Такая внешняя радость быстро проходит, она не поселяется в нашем сердце. А когда бескорыстно помогаешь другому человеку, душа озаряется светом и этот свет остается в твоем сердце навсегда. И чем больше ты совершаешь добра, тем светлее у тебя на сердце.(слайд 19)

-Назовите вторую причину, по которой христиане  стремятся  творить  добро?

(Д: Переживание духовной радости)

Жизнь святых может служить ярким примером доброделания  ( Сергий Радонежский, Серафим Саровский)

-   Всегда ли по внешнему виду человека и его действиям можно определить его сущность?  К сожалению, мы привыкли не только встречать,  но и судить человека по одёжке. Посмотрите внимательно на доску и скажите, что увидели?

(Д:Чёрную точку)

Учитель:  Все увидели только маленькую чёрную точку, и никто не увидел большого белого листа. Так и в жизни, мы часто судим о человеке по его малым недостаткам, не пытаясь разглядеть его достоинства.

Ребята, в наше время доброта утратила свою нравственную силу, наблюдается дефицит милосердия. Порой мы нетерпимы и даже озлоблены по отношению друг к другу. Не стремимся к овладению умением слушать, чтобы слышать чужую боль и страдания. Поэтому, очень хочется, чтобы сегодня на уроке вы поняли значимость приобретения в жизни этих качеств, которые всегда подчёркивают и указывают только добрую сущность человека. Я хочу, чтобы вы обратили внимание на нашу дорогу доброты, которую мы вместе с вами прокладывали, а состоит она из ваших хороших поступков.

- Что реально должны делать люди, чтобы можно было сказать о себе и своих близких – да, мы идем дорогою добра?

-Мы должны уметь по капельке, по кирпичику строить мир доброты.

(слайд 20)

-Давайте подойдём к столу и возьмём тот материал, который нужен для такого мира и построим его. Дети делают выбор. ( Называют необходимые качества: быть милосердными, добрыми, отзывчивыми, скромными, уметь сострадать, сопереживать и др.)

По капле, по кирпичику – медленно строится мир доброты. Он хрупкий и его надо защищать.

- Пусть же все хорошее, что есть в каждом из нас, только растет, развивается и разрастается. Не пускайте зло в ваши сердца и души.

А сейчас давайте попробуем ответить на вопрос, поставленный в начале урока:

-Зачем творить добро?

(Д.Чтобы люди вокруг были счастливы, чтобы все любили друг друга. Чтобы самому становится лучше. Даря добро, человек приобретает гораздо больше, чем отдает. Он получает духовную радость.)

Учитель.: Потому, что доброта, милосердия, любовь к людям - это огромное чудо, на языке которого с нами разговаривает Бог.

9.Рефлексия
-  Ребята, у нас состоялся очень серьезный разговор, наверняка он затронул ваши души, возможно, вы измените свое отношение к некоторым своим поступкам. Мне хотелось бы, чтобы ваша душа была светлой, радостной, а для этого надо творить добро людям.
Отметьте в оценочной таблице ваши впечатления:

Самооценка:

 1.

На уроке я работал

активно / пассивно

2.

Своей работой на уроке я

доволен / не доволен

3.

Урок для меня показался

коротким / длинным

4.

За урок я

не устал / устал

5.

Мое настроение

стало лучше / стало хуже

6.

Материал урока мне был

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

легким / трудным

Эстафета добра в мире не прекращается. Давайте символически изобразим эту эстафету в виде игры, встанем, возьмемся за руки и по одной строчке прочитаем стихотворение  (слайд 21)

«Добро творить спеши, мой друг» Г.Гладкий

Добро творить спеши, мой друг,

И для друзей и для подруг,

Порою им бывает худо,

Добро твое им будет чудом.

Добро, как Божья благодать,

Спасеньем в жизни может стать,

Друг, не жалей огня души,

Дарить добро всегда спеши.

И слово доброе, и дело

Ты применить сумей умело,

Их не жалей любому дать,

Добром их души исцелять.

С обидой в сердце трудно жить,

Добром за зло умей платить.

Тот, кто добро творить умеет,

Зла сотворить уже не смеет,

Дари, дружок, добро дари,

          За все добром благодари.

Д/З
Написать мини-сочинение «Что меня побуждает творить добро?»

 или «Почему я делаю добро».

И закончить наш урок мне бы хотелось замечательной песней «Добрым быть совсем не просто».  (слайд22)

- Я благодарю вас за урок. Надеюсь, что он останется в вашем сердце и верю, что еще много добрых дел вы совершите в своей жизни.

Литература

1. Книга для учителя «Основы религиозных культур и светской этики» М.Просвещение, 2010г.

2. Учебник «Основы православной культуры» 4-5 кл. А.В.Кураев ,М.Просвещение, 2013г.

3. Классные часы и беседы по воспитанию гражданственности. М.ТЦ Сфера 2005г.

4. Детская библия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час «Твори добро! Поговорим о милосердии»

 Тема: «Твори добро! Поговорим о милосердии»...

Твори добро!

Анализ воспитательной работы по  духовно- нравственной  программе " Твори Добро!" Полезно будет учителям начальнах классов....

Классный час "Твори добро"

Разработка классного часа в форме устного журнала для 3 класса...

Занятие "Спеши творить добро людям"

Цель: привитие уважения к окружающим людям. Задачи:          - дать понятие слова « добро»;- мотивировать детей на добрые по­ступки,...

Презентация к классному часу "Твори добро"

Презентация к  классному часу "Твори добро"...

Твори добро другим на благо

Много славных дел ждёт наших детей в будущем, но прежде всего они должны вырасти настоящими людьми: добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми. Этому нужно учиться  с детства. Вежливость, честность...