урок по ОПК "Зачем творить добро"
методическая разработка по орксэ (4 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Русско-Найманская основная
общеобразовательная школа»
Большеберезниковского района
Республики Мордовия
Урок курса
«Основы религиозной культуры и светской этики»
«Зачем творить добро?»
Номинация
«Лучший урок по Основам православной культуры для образовательных организаций»
Подготовила:
Ифутина Татьяна Евгеньевна-
учитель начальных классов
2017 год
Урок №21
Тема: Зачем творить добро?
Тип урока: Урок открытия нового знания.
Цель урока: помочь учащимся осмыслить нравственные христианские основы - основы добра; сформировать понимание того, что творить добро – духовная радость.
Задачи урока:
Образовательные: формировать представления обучающихся о причинах, побуждающих христиан совершать добро.
Развивающие: понять, почему отказ от своих желаний (самоотверженность) может приносить духовную радость.
Воспитывающие: воспитывать стремление детей совершать добрые поступки, жить в ладу со своей совестью.
Планируемые результаты:
Личностные:
Умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения христианских ценностей; самостоятельно объяснять свои чувства, возникающие в результате просмотра видеосюжетов, обсуждения, наблюдения.
Регулятивные:
Умение определять тему, цель урока, ориентироваться в учебнике, работать со словарем, работать по плану, делать выводы.
Познавательные:
Умение перерабатывать информацию, находить ответы на вопросы, самостоятельно определять значение новых слов, готовить сообщения к уроку.
Коммуникативные:
Умение оформлять свою мысль устно и письменно, слушать и понимать речь других, умение работать в паре, договариваться, общаться.
Предварительная подготовка к уроку учащихся, их родителей :
Подобрать пословицы о добре, изготовить буклеты, выучить с детьми стихотворение «Добро творить спеши»
Два ученика готовят сообщения об апостоле Петре, апостоле Андрее.
Перечень используемых на уроке ЭОР:
- Презентация к уроку.
- Музыкальный файл (песня «Добрым быть совсем не просто»)
План урока:
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности – 1 мин.
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии - 3 мин
3. Выявление места и причины затруднения -4 мин.
4. Построение проекта выхода из затруднения – 7 мин.
5.Реализация построенного проекта -7 мин.
6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи - 6 мин.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону -8 мин.
8. Включение в систему знаний и повторение- 5 мин.
9.Рефлексия учебной деятельности - 4 мин.
Ход урока:
1.Мотивация к учебной деятельности
Учитель:
Человеческая доброта удивительна, (слайд 1-3)
А улыбка от души восхитительна,
Вы друг другу, дети, улыбнитесь,
И тихонечко за парты садитесь.
-Ребята, сегодня мы отправимся в удивительный мир православной культуры. Нас ждет встреча с новыми понятиями и открытиями.
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии
На прошлом уроке мы беседовали о Заповедях Блаженств. Вспомните, чему учил Иисус Христос на Нагорной проповеди? (слайд 4)
( Д: Не отвечайте злом на зло. Любите врагов ваших. Не собирайте себе сокровищ на земле, но собирайте себе сокровища на небе. Не судите, да не судимы будете.)
Учитель: Вспомните Золотое правило этики (слайд 5)
(Д: «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними.»)
Учитель:
Чем христиане отличаются просто от добрых людей?
(Ничем, кроме того, что почитают Христа своим Богом и Спасителем. У христиан есть особые причины, чтобы не быть эгоистами. Первая из них – это благодарность за подвиг Христа.)
- Учитель: Итак, живя с Богом в душе, живя по его заветам, христианин обретает счастье.
3. Выявление места и причины затруднения
А сейчас я предлагаю вам послушать стихотворение, которое называется «Вишня» , написал его М. Исаковский.
В ясный полдень, на исходе лета,
Шел старик дорогой полевой;
Вырыл вишню молодую где-то
И, довольный, нес ее домой.
Он глядел веселыми глазами
На поля, на дальнюю межу
И подумал: «Дай-ка я на память
У дороги вишню посажу.
Пусть растет большая-пребольшая,
Пусть идет и вширь и в высоту
И, дорогу нашу украшая,
Каждый год купается в цвету.
Путники в тени ее прилягут,
Отдохнут в прохладе, в тишине,
И, отведав сочных, спелых ягод,
Может статься, вспомнят обо мне.
А не вспомнят — экая досада,
— Я об этом вовсе не тужу:
Не хотят — не вспоминай, не надо,
— Все равно я вишню посажу!»
1940г.
- О чем это стихотворение?
( автор в этом стихотворении рассказывает о том, как старик нес вишню домой, и о том, что он подумал и решил посадить вишню не дома, а у дороги.
Учитель: Почему у дороги старик решил посадить вишню?
(Д: Во-первых - для красоты:
«Пусть растет большая-пребольшая,
Пусть идет и вширь и в высоту
И, дорогу нашу украшая,
Каждый год купается в цвету» .
Во-вторых - для отдыха:
«Путники в тени ее прилягут,
Отдохнут в прохладе, в тишине» .
В-третьих:
«Может статься, вспомнят обо мне.
А не вспомнят - экая досада, -
Я об этом вовсе не тужу:
Не хотят - не вспоминай, не надо, -
Все равно я вишню посажу! » )
Учитель: Какая же главная мысль этого стихотворения?
Что хотел нам сказать Исаковский, рассказав эту историю?
Чем симпатичен ему его герой?
(Старик не думает о себе, он хочет позаботиться о других людях. Конечно, он был бы рад, если бы люди, сидя под вишней, вспоминали его. Но и это для него не главное:
«Не хотят - не вспоминай, не надо, -
Все равно я вишню посажу!»)
Учитель: А как вы оцениваете поступок пожилого человека, посадившего вишню не в саду около дома, а возле дороги?
(Д: Проявил милосердие, поступил по -христиански, совершил добрый пос-
тупок, исполнил заповедь Божью.)
4. Построение проекта выхода из затруднения
Учитель:- Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке?
(Д: О добре, добрых поступках)
Учитель: А зачем нужно творить добро?(слайд 6)
(:Потому, что доброта, милосердия, любовь к людям – это огромное чудо, на языке которого с нами разговаривает Бог )
Учитель:А легко ли творить добро?
-Что заставляло вас совершать добрые дела?
-Можно ли творить добро и любить врагов , не преследуя выгоды?
(можно)
- А как на этот вопрос отвечают христиане, мы узнаем, прочитав текст учебника ( стр.68 до слова самоотверженность) (слайд 7)
Учитель:
Отречение Петра и его покаяние - частый сюжет в литературе и в живописи. Людей поражает любовь Христа - прощающая, отеческая: он знал о предательстве Петра заранее и простил его, не переставая любить. В христианстве считается, что все люди порой отрекаются от Христа, когда совершают дурной поступок из страха, трусости или лени, но у них есть возможность исправиться и быть прощенными. Очень непросто было быть христианином в Римской империи. Только за одно это можно было поплатиться жизнью. Но христиане проявляли необычайное мужество.
(Еще раз прочитываю детям легенду о Петре, потому что хочу выделить голосом те слова, которые необходимы для понимания поступка Петра.)
Решение покинуть Рим далось апостолу Петру нелегко - об этом попросили его ученики. Они хотели, чтобы Петр сохранил свою жизнь и продолжал проповедовать христианство. (слайд 8)
5.Реализация построенного проекта
-Давайте на время почувствуем себя учениками и попробуем ответить :
- почему Петр «содрогнулся», какие чувства он испытал? (страх перед возможностью снова совершить предательство);
- Почему? Ведь он знает - Христос милосердный, он простит (нельзя так беззастенчиво пользоваться любовью тех, кого любишь);
- Почему же вернулся апостол Петр? Он не спас своих учеников и погиб сам. Может, это не подвиг, а ошибка?
(Его поступок детям может показаться странным, непонятным, но я поясню, что с точки зрения православных христиан он сделал очень много. Ведь христианину совсем не безразлично, как умирает человек, с каким лицом он предстает перед вечностью, шагнет в бессмертие.)
Петр понимает, что умереть его ученики должны, оставаясь на высоте души, а не падая от страха на самое её дно. Он идет поддержать их, укрепить духовно. И, конечно, он подражает Христу, потому что любит его. Подражает, но не гордится этим и просит перед смертью быть распятым вниз головой, не так, как его Учитель, как бы подчёркивая, что жертва Христа неизмеримо выше.
-Кто такие Апостолы?
(сообщение детей)
Апостол Петр (слайд 9)
Апостол — в переводе с греческого “посол, посланник”. Апостол Петр — ученик и последователь Иисуса Христа. Когда Петра распинали, он упросил палачей : «Я не достоин принимать смерть так, как мой учитель. Если уж хотите меня распять - распните головой вниз».
Апостол Андрей (слайд 10)
Брат Петра - апостол Андрей проповедовал на северных границах Римской империи. Его распяли на косом кресте (х). В русском народе жило убеждение, что апостол Андрей по реке Днепр дошел до Киевских гор и предсказал появление великого христианского города. Имя апостола Андрея всегда почиталось на Руси, а косой Андреевский крест изображен на Военно-морском флаге РФ.(слайд 11)
Учитель:
Эти люди делали добро бескорыстно, во благо людей и ради Бога, испытывая при этом особую духовную радость (мотив, побуждающий православных творить добро). Эта радость жила в их душах, отражалась в глазах, сквозила в речи, пронизывала все дела и поступки. Потому так тянулись к ним за помощью и поддержкой люди, обретая новый смысл жизни.
Апостолы подражали Христу. И не только они. Мы знаем немало примеров, когда человек жертвовал своей жизнью во благо другим.
- Как называют таких людей?
(смелыми, мудрыми, самоотверженными)
История хранит немало примеров самоотверженности.
(Обращаюсь к ребятам назвать имена самоотверженных людей, и затем привожу свои примеры).
Так известный польский педагог Януш Корчак, шагнувший вместе со своими учениками в газовую камеру. Он так же, как и апостол Петр, мог сохранить свою жизнь, но предпочел умереть вместе со своими воспитанниками.
Или пример из недавних трагических событий в Осетии, когда первого сентября была захвачена школа в Беслане, а учителя оставались с детьми до конца. (слайд 12-13)
Подражать Христу можно не только в смерти, но и в жизни. Примером этого могут служить жизнь и деяния святых.
-Имена каких святых вам известны?
(Выслушаю их ответы, привожу свои примеры.) Вспомним Сергия Радонежского, благословившего Дмитрия Донского на Куликовскую битву. Петра и Февронию Муромских, которые за всю свою жизнь не сказали друг другу ни одного недоброго слова.
Эти люди делали добро бескорыстно, во благо людей и ради Бога, испытывая при этом особую духовную радость (мотив, побуждающий православных творить добро). Эта радость жила в их душах, отражалась в глазах, сквозила в речи, пронизывала все дела и поступки. Потому так тянулись к ним за помощью и поддержкой люди, обретая новый смысл жизни.
Жизнь человеческая исчисляется не днями и годами, а добрыми делами и полезными трудами, — говорит народная мудрость.
6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
- Великий русский писатель Л.Н. Толстой писал: (прочитаем вслух со слайда) «Доброта – это отзывчивость, сочувствие, сопереживание, внимание к людям; всё положительное, хорошее, полезное». (слайд 14)
Ребята, а как вы думаете, мы можем добро потрогать руками, «подержать, погладить…» . (нет)
А какие слова ассоциируются со словом добро?
Давайте составим кластер к слову «добро».
Сейчас я запишу это слово на доске, а вы по очереди будете выходить и записывать слова, которые, как вы думаете, подходят к слову добро.
( Под руководством учителя дети составляют кластер «добро»)
( Кластер –мир, хорошие поступки, свет ,мама ,солнце, радость, счастье, любовь.)
Учитель: Если бы вам задали нарисовать портрет добра, какие бы цвета красок вы выбрали ? (слайд 15)
.( Светлые, яркие тона красок)
Игра «Цветок Добра»
Учитель:
Приходилось ли вам совершать добрые дела?
- Да.
- Перед вами на партах лежат лепестки. Предлагаю каждому из вас написать, какие добрые поступки вам приходилось совершать и приклейте их к сердцевине нашего цветка Добра.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
-А сейчас вернемся к учебнику на странице 69 , зачитаем текст и найдем понятие слова «самоотверженность».
-Какое состояние человека называют самоотверженностью?(слайд 16)
Задание 1.
На карточках подчеркните , какое определение можно дать слову «САМООТВЕРЖЕННОСТЬ»
1) Самоотверженность – это….. (предмет, поступок, явление, свойство, качество)
2)Что свойственно человеку, обладающему таким качеством?
Готовность прийти на помощь за хорошую плату?
За награду, медаль, портрет в газете?
За похвалу родителей?
Готовность творить добро и приходить на помощь бескорыстно?
Готовность пожертвовать собственными интересами ради добра, бескорыстно , без награды?
Задание 2.Работа в парах.
Прочитайте пословицы на слайде. О чем они? (слайд 17)
Перед вами на столе другие пословицы. Соедини их стрелками :
Худо тому, кто______________ добра не делает никому.
Жизнь дана на______________ добрые дела.
Злой плачет от зависти, ______________добрый от радости.
Не одежда красит человека, ____________а его добрые дела.
Кто добро творит,_____________ того Бог отблагодарит.
8.Включение в систему знаний и повторение
Учитель:
Мы с вами говорим о доброте, милосердии. А что обозначают эти слова?
Давайте, обратимся к толковому словарю Сергея Ивановича Ожегова .
(слайд 18)
Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим - все положительное, хорошее, полезное.
Милосердие - готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.
Как вы думаете, ребята, эти качества сразу рождаются в человеке развитыми и совершенными?
(Д.: Нет, их нужно растить и развивать в течение всей жизни.)
Милосердие и доброта подвигают нас на доброделание. Помогая другим, ты помогаешь себе, потому что творение добра приносит благо и радость для тебя самого. Творить добро – значит жить в радости.
Можно искать радости во внешнем – играть в футбол, ходить в кино, лакомиться сладостями... Но, как вы думаете, надолго ли такая радость остается в нашем сердце?
Такая внешняя радость быстро проходит, она не поселяется в нашем сердце. А когда бескорыстно помогаешь другому человеку, душа озаряется светом и этот свет остается в твоем сердце навсегда. И чем больше ты совершаешь добра, тем светлее у тебя на сердце.(слайд 19)
-Назовите вторую причину, по которой христиане стремятся творить добро?
(Д: Переживание духовной радости)
Жизнь святых может служить ярким примером доброделания ( Сергий Радонежский, Серафим Саровский)
- Всегда ли по внешнему виду человека и его действиям можно определить его сущность? К сожалению, мы привыкли не только встречать, но и судить человека по одёжке. Посмотрите внимательно на доску и скажите, что увидели?
(Д:Чёрную точку)
Учитель: Все увидели только маленькую чёрную точку, и никто не увидел большого белого листа. Так и в жизни, мы часто судим о человеке по его малым недостаткам, не пытаясь разглядеть его достоинства.
Ребята, в наше время доброта утратила свою нравственную силу, наблюдается дефицит милосердия. Порой мы нетерпимы и даже озлоблены по отношению друг к другу. Не стремимся к овладению умением слушать, чтобы слышать чужую боль и страдания. Поэтому, очень хочется, чтобы сегодня на уроке вы поняли значимость приобретения в жизни этих качеств, которые всегда подчёркивают и указывают только добрую сущность человека. Я хочу, чтобы вы обратили внимание на нашу дорогу доброты, которую мы вместе с вами прокладывали, а состоит она из ваших хороших поступков.
- Что реально должны делать люди, чтобы можно было сказать о себе и своих близких – да, мы идем дорогою добра?
-Мы должны уметь по капельке, по кирпичику строить мир доброты.
(слайд 20)
-Давайте подойдём к столу и возьмём тот материал, который нужен для такого мира и построим его. Дети делают выбор. ( Называют необходимые качества: быть милосердными, добрыми, отзывчивыми, скромными, уметь сострадать, сопереживать и др.)
По капле, по кирпичику – медленно строится мир доброты. Он хрупкий и его надо защищать.
- Пусть же все хорошее, что есть в каждом из нас, только растет, развивается и разрастается. Не пускайте зло в ваши сердца и души.
А сейчас давайте попробуем ответить на вопрос, поставленный в начале урока:
-Зачем творить добро?
(Д.: Чтобы люди вокруг были счастливы, чтобы все любили друг друга. Чтобы самому становится лучше. Даря добро, человек приобретает гораздо больше, чем отдает. Он получает духовную радость.)
Учитель.: Потому, что доброта, милосердия, любовь к людям - это огромное чудо, на языке которого с нами разговаривает Бог.
9.Рефлексия
- Ребята, у нас состоялся очень серьезный разговор, наверняка он затронул ваши души, возможно, вы измените свое отношение к некоторым своим поступкам. Мне хотелось бы, чтобы ваша душа была светлой, радостной, а для этого надо творить добро людям.
Отметьте в оценочной таблице ваши впечатления:
Самооценка:
1. | На уроке я работал | активно / пассивно |
2. | Своей работой на уроке я | доволен / не доволен |
3. | Урок для меня показался | коротким / длинным |
4. | За урок я | не устал / устал |
5. | Мое настроение | стало лучше / стало хуже |
6. | Материал урока мне был | понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен легким / трудным |
Эстафета добра в мире не прекращается. Давайте символически изобразим эту эстафету в виде игры, встанем, возьмемся за руки и по одной строчке прочитаем стихотворение (слайд 21)
«Добро творить спеши, мой друг» Г.Гладкий
Добро творить спеши, мой друг,
И для друзей и для подруг,
Порою им бывает худо,
Добро твое им будет чудом.
Добро, как Божья благодать,
Спасеньем в жизни может стать,
Друг, не жалей огня души,
Дарить добро всегда спеши.
И слово доброе, и дело
Ты применить сумей умело,
Их не жалей любому дать,
Добром их души исцелять.
С обидой в сердце трудно жить,
Добром за зло умей платить.
Тот, кто добро творить умеет,
Зла сотворить уже не смеет,
Дари, дружок, добро дари,
За все добром благодари.
Д/З
Написать мини-сочинение «Что меня побуждает творить добро?»
или «Почему я делаю добро».
И закончить наш урок мне бы хотелось замечательной песней «Добрым быть совсем не просто». (слайд22)
- Я благодарю вас за урок. Надеюсь, что он останется в вашем сердце и верю, что еще много добрых дел вы совершите в своей жизни.
Литература
1. Книга для учителя «Основы религиозных культур и светской этики» М.Просвещение, 2010г.
2. Учебник «Основы православной культуры» 4-5 кл. А.В.Кураев ,М.Просвещение, 2013г.
3. Классные часы и беседы по воспитанию гражданственности. М.ТЦ Сфера 2005г.
4. Детская библия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час «Твори добро! Поговорим о милосердии»
Тема: «Твори добро! Поговорим о милосердии»...
Твори добро (презентация к классному часу)
презентация...
Твори добро!
Анализ воспитательной работы по духовно- нравственной программе " Твори Добро!" Полезно будет учителям начальнах классов....
Классный час "Твори добро"
Разработка классного часа в форме устного журнала для 3 класса...
Занятие "Спеши творить добро людям"
Цель: привитие уважения к окружающим людям. Задачи: - дать понятие слова « добро»;- мотивировать детей на добрые поступки,...
Презентация к классному часу "Твори добро"
Презентация к классному часу "Твори добро"...
Твори добро другим на благо
Много славных дел ждёт наших детей в будущем, но прежде всего они должны вырасти настоящими людьми: добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми. Этому нужно учиться с детства. Вежливость, честность...