Конспект урока с презентацией по теме "Золотое правило нравственности"
методическая разработка по орксэ (4 класс) на тему

Крентовская Ирина Сергеевна

Разработка урока содержит материал по теме "Золотое правило нравственности". На уроке ученики работают над текстом притчи: учатся анализировать и интерпретировать содержание текста; восстанавливают деформированный алгоритм прменения плана; работают над пословицами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект урока55.5 КБ
Файл Презентация к уроку345.03 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока

 Тема урока: Золотое правило нравственности

 Цель урока: Создать условия для формирования понятия «золотое правило нравственности»

 Задачи урока:

 Образовательные:

  • ввести понятие «золотое правило нравственности»;
  • подвести учеников к осознанию значения данного правила в выстраивании межличностных отношений в обществе;
  • продолжить знакомство учеников с нравственными нормами поведения с ориентацией на их соблюдение.

 Развивающие:

  • развивать речевые умения, необходимые для участия в диалоге;
  • развивать умения осуществлять поиск необходимой (заданной) информации при работе с учебником;
  • развивать мыслительные операции анализа, сравнения, обобщения.

 Воспитательные:

  • воспитывать чувство ответственности за свои поступки по отношению к другим людям через осмысление нравственных ценностей;
  • воспитывать чувства сопричастности своему народу.

 Виды деятельности обучающихся на уроке: поиск заданной информации в тексте, интерпретация и обобщение информации, работа с пословицами, восстановление деформированного алгоритма применения плана, творческая работа (распространение незаконченных предложений).

 Программно-методическое обеспечение урока: учебник «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики.

4-5 классы» -М.: Просвещение, 2012; электронное приложение к учебнику.

 Оборудование урока: мультимедийный проектор, презентация, компьютер учителя, персональный компьютер у каждого ученика (целесообразнее данный урок проводить в компьютерном классе).

 Структура урока:

  1. Организационный момент. Эмоциональный настрой на урок.
  2. Создание проблемной ситуации.
  3. Сообщение темы урока.
  4. Работа над новым понятием.

1) Почему появилось золотое правило нравственности.

2) Как формулируется золотое правило нравственности.

3) Как применять золотое правило нравственности в жизни.

  1. Физкультминутка.
  2. Осмысление и закрепление материала.
  3. Подведение итогов урока.

                                            Ход урока

 I.Организационный момент. Эмоциональный настрой на урок.

 - Ребята, ответьте мне, пожалуйста, на вопрос: без чего человек не может жить на Земле как человек? (Слайд 2.)

 (Возможные варианты ответов учеников: без любви, без дружбы, без добра, без поддержки родных людей и др.)

 - Верно. Всё, что вы назвали необходимо именно человеку и несвойственно другим представителям живого мира. Я желаю вам быть добрыми, чуткими, отзывчивыми по отношению друг к другу.

II. Создание проблемной ситуации.

  1. Работа над притчей «Мальчик и зеркало».

 - Послушайте внимательно одну историю. (Слайды 3-8)

     (Текст притчи читает один из учеников).

  «Мальчик, выросший у кормилицы в деревне, вернулся в город и очень удивился, увидев зеркало.

    Сперва мальчик в зеркале ему понравился, потом по ребяческой привычке захотел он обидеть того, кто нравится, и скорчил ему рожу, а зеркало- тоже. Мальчик, разобидевшись, грозит ему кулаком, а зеркало грозит в ответ. Наш кривляка, озлясь, бросается с криком поколотить этого нахала и ушибает руки. Гнев его растёт. В отчаянии и ярости он мечется перед зеркалом, плача, крича и колотя по стеклу.

      Приходит мама, утешает его, ласкает, унимает слёзы и нежно говорит:

«Не ты ли первый стал корчить рожи этому негоднику, который тебя огорчил?»

   - Я.

   - А теперь посмотри: ты улыбнулся- и он улыбнулся, ты к нему тянешь руки- и он тоже, ты не сердишься- и он не дуется: вот так-то и люди друг с другом живут- и добро, и зло возвращаются к нам же.»

 - Какие слова в притче, на ваш взгляд, главные?

 - Как вы их понимаете?

        (Выслушиваются варианты ответов учеников)

 - Слова, прозвучавшие из уст мамы, поучительны и представляют собой определённое жизненное правило, которое учёные-философы назвали золотым правилом нравственности.

     2. Работа по выявлению признака многозначности слова «золотой».

 - Давайте порассуждаем: что может быть золотым?

          (Выслушиваются варианты ответов детей, среди которых могут быть: кольцо, серёжки, брошка- признак по материалу; поле-признак-сравнение по цвету; сердце-признак-сравнение по отношению к другому человеку.

Слайд 10)

 - Подумайте, почему люди решили использовать слово «золотой» в сочетании со словом «правило». Обсудите вопрос в парах.

          (Ученики высказывают свою точку зрения)

 - Верно, золотое правило- значит дорогое, ценное, очень важное в жизни человека.

 III. Сообщение темы урока.

 - Попробуйте сформулировать тему нашего урока. (Если ученики затрудняются определить тему урока, это делает учитель. Слайд 11)

 IV. Работа над новым понятием.

       1. Осмысление плана, по которому вводится новое понятие.

 - В ходе нашего урока мы постараемся найти ответы на следующие вопросы:

  • Почему появилось золотое правило нравственности
  • Как формулируется золотое правило нравственности
  • Как применять золотое правило нравственности в жизни (Слайд 12
  1. Работа по первому пункту плана.

 - Когда возникло правило? (Слайд 13)

 - Почему возникла необходимость регулирования человеческих отношений?

            (Выслушиваются варианты ответов учеников)

 - На данном этапе развития человечества правило не было сформулировано, люди пользовались им интуитивно. С развитием межличностных отношений человек стал задумываться над вопросами: как поступить в той или иной ситуации, правильно ли я поступаю? Человечество искало способы правильного выбора и объяснения поступка. Одним из таких способов и стало золотое правило нравственности.

       3. Работа по второму пункту плана.

        А) Работа с электронным приложением (Раздел «Интерактивные модели»).

 - Когда, как и кем было сформулировано золотое правило нравственности вы узнаете, поработав с ЭП.

              (Самостоятельная работа учеников с ЭП)

 - Как сформулировано самое древнее правило?

 - Как древнекитайский философ Конфуций трактует слово «снисхождение»?

 - Что древнегреческие мудрецы отвечают на вопрос: «Какая жизнь самая лучшая и справедливая»?

 - Мы проанализировали несколько высказываний-размышлений древних мудрецов. Что их объединяет?

 - Попробуйте сами вывести формулировку золотого правила нравственности.

        (Выслушиваются варианты ответов учеников. Учитель обращает внимание учеников на две трактовки правила.)

- Сверим наши  формулировки правила с формулировками, предложенными в учебнике (стр. 42).

        4. Работа по третьему пункту плана.

           А) Работа с учебником.

 - Вернёмся к нашему плану. Какой вопрос остаётся для нас загадкой?

 - Ответ на этот вопрос мы найдём в статье учебника. Найдите в тексте фрагмент, в котором говорится о том, как применять золотое правило в жизни.

           Б) Работа с деформированным алгоритмом действий (Слайд 14)

 -Проанализируйте алгоритм применения правила в жизни. Соответствует ли последовательность действий человека при выборе того, как поступить в ситуации?

            В) Восстановление верной последовательности действий.

 -Восстановим правильную последовательность. Сверим с образцом.

 (Слайд 15)

 V. Физкультминутка.

 VI. Осмысление и закрепление материала.

       А) Выбор пословиц на заданную тему.

 - Из ряда предложенных пословиц выберите пословицы, выражающие суть

золотого правила нравственности.

         (Самостоятельная работа с раздаточным материалом- карточкой с текстом пословиц на разные темы с последующей коллективной проверкой)

  Пословицы

  Не рой другому яму – сам в неё попадёшь.

  Нет друга – ищи, а нашёл – береги.

  Не спеши языком, торопись делом.

  Сделаешь худо – не жди добра.

  Ласковое слово рубля дороже.

        Б) Работа над притчей «Сила слов».

- Посмотрите видеоролик и послушайте одну историю (Слайд 16)

            (На фоне просмотра видеоролика учитель рассказывает притчу)

 «Однажды слепой человек сидел на ступенях одного здания. Возле его ног стояла жестяная банка, а на груди была табличка с надписью «Я слепой. Пожалуйста, помогите!».

  Люди пробегали мимо по своим делам, монеты редко падали в банку. Одна девушка сначала тоже прошла мимо, но вдруг вернулась. Нет, она не бросила денег в банку, она взяла табличку и что-то написала на ней. Слепой наощупь пытался понять, кто перед ним. Девушка ушла. В банку щедро посыпались монеты. Почему?!

 Вечером девушка возвращалась той же дорогой и опять остановилась около

старика. Он узнал её.

   - Что вы написали на моей табличке?

   - Ничего такого, что было бы неправдой.

  На табличке была надпись «Сегодня такой замечательный день, но я его не вижу».

- Попробуем рассмотреть ситуацию с точки зрения алгоритма выбора поступка.

- Почему девушка сначала прошла мимо, но вскоре вернулась?

- Как вы думаете, почему именно эти слова написала она на табличке?

- Ребята, эта девушка не только сама встала на место этого слепого человека, но своей записью она подтолкнула и других людей задуматься над своими поступками.

         В) Творческая работа «Доскажи словечко…».

 - У каждого из вас на парте лежит карточка с заданием (карточка №2), на которой написаны незаконченные предложения. Продолжите предложения, опираясь на знание золотого правила нравственности, стараясь предвидеть последствия действий.

              Если бы я был ветром, то …

              Если бы я был звездой, то …

              Если бы я был волшебником, то…

       (После выполнения работы высказывания учеников анализируются)

 VII. Подведение итогов.

  - Наш урок подходит к концу.

  - Что узнали на уроке?

 - В чём заключается суть золотого правила нравственности?

 - Как применять правило в жизни?

 - Прочитайте рассказ Н.Г.Гарина-Михайловского «Тёма и Жучка». Оцените поступок главного героя с точки зрения золотого правила нравственности.

 

   

 

 

 

 

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Золотое правило нравственности

Слайд 2

Без чего человек не может ж ить на З емле как человек?

Слайд 3

Мальчик , выросши у кормилицы в деревне, вернулся в город и очень удивился, увидев зеркало. Сперва мальчик в зеркале ему понравился.

Слайд 4

П отом по ребяческой привычке захотел он обидеть того, кто нравится, и скорчил ему рожу, а зеркало — тоже. Мальчик, разобидевшись, грозит ему кулаком, а зеркало грозится в ответ.

Слайд 5

Наш кривляка, озлясь , бросается с криком поколотить этого нахала и ушибает руки. Гнев его растёт. В отчаянии и ярости он мечется перед зеркалом, плача, крича и колотя по стеклу.

Слайд 6

Приходит мать, утешает его, ласкает, унимает слёзы и нежно говорит: «Не ты ли первый стал корчить рожи этому негоднику, который тебя огорчил?» — «Я».

Слайд 7

А теперь посмотри: ты улыбнулся — и он улыбнулся, ты к нему тянешь руки — и он к тебе тоже, ты не сердишься — и он не дуется .

Слайд 8

В от так-то люди друг с другом и живут — и добро и зло наше возвращается к нам же.

Слайд 9

Золотое правило нравственности

Слайд 10

золотое кольцо поле сердце

Слайд 11

Золотое правило нравственности

Слайд 12

Вы узнаете: Когда и почему появилось золотое правило нравственности. Как оно формулируется. Как его применять в жизни.

Слайд 14

Сделать выбор: поступать так или нет. Встать на место объекта, на которого направлено действие. Подумать, каково было бы мне, если бы так поступили со мной.

Слайд 15

Встать на место объекта действия. Подумать, каково было бы мне, если бы так поступили со мной. Сделать выбор: поступать так или нет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по основам православной культуры и нравственности

Тема: Защитники Отечества.Цели:1.  Углубить знания детей о святых защитниках Отечества.2. Развивать у школьников речь, мышление, воображение, способность выбирать средства языка в соответст...

Конспект урока ОРКСЭ "Род и семья - источник нравственных отношений" 4 класс

Конспет урока ОРКСЭ модуль "Основы светской этики"  в 4 классе по теме "Род и семья - источник нравственных отношений" с приложением песни "Гимн семьи"...

Конспект урока на тему "Жизнь человека - высшая нравственная ценность"

Цель: Способствовать формированию уважительного отношения детей друг к другу; влиять на формирование нравственных ценностей.Задачи:Дать понятие:  ценность,  высшая ценность, воспитывать толе...

Самоанализ урока по светской этике «Золотое правило нравственности» (4 класс)

Самоанализ урока по светской этике «Золотое правило нравственности» (4 класс)Курс «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Светская этика»Задача уроков ОРКСЭ – создание условий для духов...

Конспект урока по ОРКСЭ модуль светская этика "Нравственные идеалы" Урок 24

Цель урока: раскрытие понятия  духовного мира личности на примере образов русских богатырей. Главным зерном данного урока является работа с понятиями, на которые учащиеся выходят через...

План – конспект урока по курсу ОРКСЭ «Золотое правило нравственности».

 Создать условия для усвоения понятия «Золотое правило нравственности» как необходимого условия в выстраивании межличностных отношений,  воспитание уважительного отношения...

Конспект урока и презентация по ОРКСЭ на тему "Следовать нравственной установке"

Конспект урока по ОРКСЭ на тему "Следовать нравственной установке" 4 класс...