Методическая разработка по предмету "Основы религиозных культур и светской этики"
методическая разработка по орксэ (4 класс) на тему

Демиденко Анна Ивановна

В современном обществе стало довольно сложно воспитывать детей. Навязывание средствами массовой информации распущенности, вседозволенности, эгоизма, агрессивности,  «новых» стандартов нравственности, подталкивание подростков интернет сайтами к суициду вызывает протест у родителей и прежде всего у учителей. Невозможно остаться в тени и  своим бездействием и равнодушием, не пытаться изменить ситуацию.

          Кто, как не учитель, который является авторитетом для ребят, должен своим нравственным примером показать детям, что добро и честность, нравственность и человеколюбие никогда не могут выйти «из моды», всегда будут основополагающими компонентами нашей жизни.

          Учебный курс «Основы религиозной  культуры и светской этики», а именно учебный модуль «Основы православной культуры» в современной школе - целенаправленная деятельность, ориентированная на создание условий для развития общечеловеческих ценностей; оказание помощи детям в жизненном самоопределении, создание условий для самореализации личности.

Урок православной культуры несет добро, способность обретения учащимися положенного нравственного опыта, побуждает желание различать и пытаться победить в себе плохое, научиться любить окружающий нас мир, своих близких, раскаиваться, просить прощение и уметь прощать.

В связи с вышеизложенным данная тема является актуальной и значимой. Таким образом, тема нашего исследования определила научный аппарат.

Цель работы: популяризация педагогического опыта в преподавании «Основ православной культуры» в условиях современной школы.

Проблема исследования состоит в том, каким образом православная культура в начальной школе влияет на формирование духовно-нравственных ценностей.

Объект исследования: формирование у младших школьников духовно- нравственных ценностей.

Предметом исследования является православная культура в начальной школе.

          В ходе исследования были поставлены следующие задачи:                

- изучать и анализировать литературу по данной теме;

- изучать опыт учителей начальной школы;

- апробировать цикл уроков «Православная молитва. Храм. Икона. Монастырь»;

- разработать методические рекомендации к урокам.

          В связи с этим выдвигается гипотеза: процесс формирования духовно-нравственного воспитания у младших школьников будет успешным, если осуществлять целенаправленную работу по православной культуре с использованием цикла уроков «Православная молитва. Храм. Икона. Монастырь».

Работа носит практический характер, результаты теоретических исследований были применены на практике в школе.

          В исследовании  были использованы следующие методы:

- анализ методической и популярной литературы;

- обобщение и анализ опыта работы;

- наблюдения;

- педагогический эксперимент.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_sayt.docx46.63 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

Введение………………………………………….…………………………………..3

Теоретические аспекты, особенности и специфика духовно-нравственного воспитания в условиях современной школы………………………………………5

Система работы по  усвоению православных понятий. Методические рекомендации………………………………………………………………..………7

Заключение…………………………..……………………………………………...15

Список литературы…………………………………………………………………17

Введение

В современном обществе стало довольно сложно воспитывать детей. Навязывание средствами массовой информации распущенности, вседозволенности, эгоизма, агрессивности,  «новых» стандартов нравственности, подталкивание подростков интернет сайтами к суициду вызывает протест у родителей и прежде всего у учителей. Невозможно остаться в тени и  своим бездействием и равнодушием, не пытаться изменить ситуацию.

        Кто, как не учитель, который является авторитетом для ребят, должен своим нравственным примером показать детям, что добро и честность, нравственность и человеколюбие никогда не могут выйти «из моды», всегда будут основополагающими компонентами нашей жизни.

        Учебный курс «Основы религиозной  культуры и светской этики», а именно учебный модуль «Основы православной культуры» в современной школе - целенаправленная деятельность, ориентированная на создание условий для развития общечеловеческих ценностей; оказание помощи детям в жизненном самоопределении, создание условий для самореализации личности.

Урок православной культуры несет добро, способность обретения учащимися положенного нравственного опыта, побуждает желание различать и пытаться победить в себе плохое, научиться любить окружающий нас мир, своих близких, раскаиваться, просить прощение и уметь прощать.

В связи с вышеизложенным данная тема является актуальной и значимой. Таким образом, тема нашего исследования определила научный аппарат.

Цель работы: популяризация педагогического опыта в преподавании «Основ православной культуры» в условиях современной школы.

Проблема исследования состоит в том, каким образом православная культура в начальной школе влияет на формирование духовно-нравственных ценностей.

Объект исследования: формирование у младших школьников духовно- нравственных ценностей.

Предметом исследования является православная культура в начальной школе.

        В ходе исследования были поставлены следующие задачи:                

- изучать и анализировать литературу по данной теме;

- изучать опыт учителей начальной школы;

- апробировать цикл уроков «Православная молитва. Храм. Икона. Монастырь»;

- разработать методические рекомендации к урокам.

        В связи с этим выдвигается гипотеза: процесс формирования духовно-нравственного воспитания у младших школьников будет успешным, если осуществлять целенаправленную работу по православной культуре с использованием цикла уроков «Православная молитва. Храм. Икона. Монастырь».

Работа носит практический характер, результаты теоретических исследований были применены на практике в школе.

        В исследовании  были использованы следующие методы: 

- анализ методической и популярной литературы;

- обобщение и анализ опыта работы;

- наблюдения;

- педагогический эксперимент.

Теоретические аспекты, особенности и специфика духовно-нравственного воспитания в условиях современной школы

Для современного человека религия перестала быть значимой частью внутреннего духовного опыта, основой мировосприятия. В сознании и жизни большинства наших современников она вытеснена в сферу внешних элементов архаичной, в лучшем случае традиционной, социальной культуры. В личном отношении, с религией порой связаны лишь смутные представления или воспоминания.

Под "духовно-нравственным воспитанием" понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека,  формированию у него:

- нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма);

- нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости);

- нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);

- нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

Средствами православного воспитания являются: участие в жизни Церкви, совершение церковных таинств (покаяние, причащение), личное молитвенное делание, чтение Слова Божия и творений святых отцов, пост, дисциплина, христианское отношение к окружающим людям и внешнему миру, внешней природе, соблюдение христианских норм нравственности.

Вседозволенность и безнравственность  достигло таких пределов, что без православия нам не справиться. Сейчас, в более трудных условиях, чем 100 лет назад, мы пытаемся возродить христианское воспитание и духовное просвещение.

Духовность и нравственность являются важнейшими, базисными характеристиками личности. Духовность определяется как устремленность личности к избранным целям, ценностная характеристика сознания.

Духовно-нравственное воспитание направлено на "возвышение сердца" ребенка как центра духовной жизни. Оно представляет собой процесс организованного, целенаправленного как внешнего, так и внутреннего (эмоционально-сердечного) воздействия педагога на духовно-нравственную сферу личности, являющуюся системообразующей ее внутреннего мира. Это воздействие носит комплексный, интегрированный характер относительно чувств, желаний, мнений личности. Оно опирается на определенную систему ценностей, заложенную в содержании образования и актуализируемую определенной позицией педагога.

Осуществление духовно-нравственного воспитания в условиях общеобразовательной школы возможно, если осуществлять целенаправленную работу по православной культуре.

Система работы по  усвоению православных понятий. Методические рекомендации

Модуль «Основы православной культуры» реализуется по программе «Основы православной культуры» Обернихиной Галины Аркадьевны (учебное пособие Андрея Вячеславовича Кураева). Темы: «Молитва», «Храм», «Икона», «Монастырь» рассматриваются в разделе «Основы православной культуры» в большом временном промежутке. На наш взгляд целесообразно объединить их  в цикл уроков, которые включают в себя 3 теоретических занятия (в классе)  и одно практическое (в монастыре, храме). По нашему мнению эти темы в учебном пособии предлагаются отстранённо друг от друга, хотя по своей сущности, вытекают одна из другой. Невозможно рассказывать о молитве, не говоря об иконе, православных храмах и о монастырях и наоборот.

На первом уроке "Православная молитва" дети, на примере химического опыта, получают возможность понять и осмыслить всю силу и значимость православной молитвы, которая может изменить структуру воды. Таким образом, учитель уже вначале беседы заинтересовывает детей, что значительно помогает поддерживать активность и желание узнать как можно больше, на протяжении всего урока. Содержание занятия будет более насыщенным, если основные православные понятия, такие как  молитва-просьба, молитва-благодарение, молитва-славословие, Священное предание, святые  будут сопровождаться примерами, образами, интересными историями. Учитель рассказывает,  что православная молитва – это таинственная беседа человека с Богом. Христиане знают, что молитва – это духовная потребность человека. Кто верит в Бога, надеется на Него и любит Его, тот непременно будет искать общения с Ним. Молитва может содержать прошение о помощи или выражать раскаяние о совершённых грехах, может быть исполнена благодарности за получение просимого и воспевать хвалу Небесному Царю за Его милость. Главное в православии – нужно молиться искренне, сосредоточенно и усердно. Молитва очень благотворно влияет на душу человека: его разум, волю и чувства. Молитва изменяет во благо судьбы людей. Без молитвы верующему человеку жить невозможно, так же, как невозможно жить без Бога и без Его церкви. Молитва – это свет, который проливается на все наши дела

У каждого православного христианина дома есть иконы. Иконы могут быть написаны от руки на дереве, или на холсте, могут быть напечатаны на бумаге и наклеены на картон, могут быть выгравированы или вырезаны из дерева. Это не имеет значения. Ведь молятся православные не самому предмету с изображением, а образу, который изображен. К примеру, фотография с изображением кошечки очень мила и приятна, но к фотографии с изображением мамы люди относятся с особым чувством, как говорится, с благоговением. Тем более, к изображению Господа, Его Пречистой Матери Марии, святых Угодников и событий из их жизни, которые изображены на иконах, христиане относятся с благоговением, то есть с любовью и чрезвычайно уважительно.

Образы Господа Иисуса Христа, Божией Матери, распятие, лики Святых Угодников Божиих – все это дано в помощь молитве и как напоминание о том, что молящийся предстоит перед Богом. Тот, кто молится, смотрит на святой лик, но и изображенный на иконе Господь или святой, смотрит на молящегося человека. Православные говорят, что как будто окошко открывается в небо, когда человек начинает молиться всем сердцем.

    Тема «Православная молитва» плавно перетекает в не менее интересную тему «Икона». В любой религии люди,  исповедующие какую-нибудь веру, заметны и не стесняются этого, а иногда даже подчеркивают. Во многих странах государство, хоть и имеет светский, то есть не религиозный строй, особо поддерживает, как правило, какую-то одну религию, к которой привержены правители государства (видеоматериалы посещение Афона В.В. Путиным). Россия – страна особенная, в ней живет множество людей, которые молятся по-разному. Православие никогда не навязывало себя, никогда православные люди не заставляли никого молиться, не нужно путать православное христианство с католичеством или протестантизмом, или с другими направлениями в религиозных конфессиях, называющими себя христианами, которые допускали крестовые походы, инквизицию, и использовали другие жестокие и неприемлемые для православных людей методы принуждения к молитве. Молитва не может совершаться без искреннего и честного  состояния духа. Православные христиане веруют, что Бог видит сердце человека, и ждет, что молящийся обратится к Нему всем сердцем.    

Знакомство  учащихся с особенностями и красотой храмов и монастырей невозможно только в стенах кабинета. На уроке учитель лишь даёт краткую информацию: что такое храм для православного, как ведут себя христиане в церкви, как необходимо одеться.

Храм – это место, где собираются православные христиане для общей, говоря церковнославянским языком – соборной - молитвы. Поэтому большие церкви называют соборами. Богу особенно угодна совместная молитва. В Евангелии сказано так: «Где двое или трое собрались во имя Мое, там и Я среди них». Поэтому православные часто приветствуют друг друга так: «Христос посреди нас!»

Молиться Богу и его Святым угодникам православным людям  помогают священники. Они служат Господу в алтаре. Самая главная служба – Божественная литургия (приводится пример того, о чем просят священники во время службы).

Пример молений из службы показывает, что молятся верующие  не только о себе, но и о других, не только о родственниках и близких, но и о врагах. Молятся Богу не как эгоисты, думающие только о своих нуждах, но как люди, представляющие каждый собой частицу человечества, обращаться к Богу не только от своего имени, но и от лица единой человеческой семьи, ибо для каждого  Бог – Отец  Небесный.

Дети узнают, что в каждом Российском храме, каждую службу возносится молитва Богу за многострадальный братский украинский народ, о прекращении междоусобной брани, то есть гражданской войны.

В православии существует  молитва за врагов. «Спаси, Господи и помилуй ненавидящих и обидящих меня, и творящих мне напасти, и не наказывай их меня ради, грешного».

В этой молитве - вся красота и чистота православной веры. Самый лучший способ помириться с недоброжелателями – это помолиться о них Богу. Помимо того,  что православные христиане молятся за родителей, за друзей, молятся они ещё и за недругов.  Предположим, есть кто-то, кто все время задевает человека, говорит неприятные вещи, насмешничает над ним. Христианин дома или в храме перед иконой помолится всем сердцем так: «Спаси, Господи, помилуй раба твоего … называет  имя и его святыми молитвами помилуй меня, грешного», или  молится   своими словами.         Только не мести и не наказания обидчику просить нельзя. Наоборот, просить, чтоб Господь простил обидчику его грех, и не наказывал за это. Очень часто после таких молитв между люди мирятся и забывают всё плохое.

Почему же христиане стараются молиться перед иконами святых или Господа? Так легче настроиться на сердечную, искреннюю молитву. Разумеется, молятся не доске и не бумаге с изображением, а молятся тому, чей образ на иконе. Икона – как окно, через которое на нас смотрит Господь, Богородица или святой. Подошли к иконе, поклонились, перекрестились – как будто открыли окошко. Перед некоторыми иконами, которые написаны иконописцами с молитвою и с благоговением, особенно легко и благодатно молиться. Молитва перед такими иконами бывает горячая, искренняя, с глубокой верою, смирением и упованием на Господа. И тогда Господь слышит и скоро исполняет просимое. А люди называют такие иконы чудотворными. Но дело не столько в иконе самой по себе, а в молитве, которую мы возносим.

Выражая веру в Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, во время молитвы православные христиане изображают на себе крестное знамение (крестятся). Для этого три пальца правой руки – большой, указательный и средний - складывают вместе, а два последних – безымянный и мизинец – пригибают к ладони. Сложенные вместе три первых пальца выражают веру во Святую Троицу – Отца, Сына и Святого Духа, а два пальца, прижатые к ладони, означают, что Сын Божий, воплотившись, будучи Богом, стал человеком, то есть выражают нашу веру в то, что Иисус Христос – истинный Бог и истинный Человек и имеет в себе две природы – Божественную и человеческую. Крестное знамение – знак Креста. Знамение – символ, образ, свидетельство о распятии Христовом. Показ распятья.

Оно во всех обстоятельствах жизни употреблялось еще первыми христианами. Этот священный и страшный знак исполнен великой силы и употребляют его четко, внимательно, без малейшей небрежности.

Осеняя себя крестным знамением, кладут сложенные так пальцы на лоб - для освящение ума, со словами «Во имя Отца…», затем со словами «… и Сына…» на живот (чуть выше пупка) – для освящения  сердца и  внутренних чувств, потом со словами «…и Святого Духа» на правое и левое плечи – для освящения дел  рук и всех телесных сил. Затем, опустив руку и поклонившись, говорят: «Аминь», что в переводе с древнееврейского означает «истинно». Этим словом заканчивается большинство христианских молитв. Показ крестного знамения.

Для выражения благоговение перед Богом обычно стоят во время молитвы, а не сидят: только больным и старым людям разрешается молиться сидя. Сознавая свою греховность и недостоинство перед Богом, православные христиане в знак смирения сопровождают молитву поклонами. Они бывают поясные, когда, не преклоняя колена, наклоняются до пояса, и земные, когда кланяются, касаясь головой земли.

Каждый православный христианин молится ежедневно, утром и вечером, перед вкушением и после вкушения пищи, перед началом и по окончании всякого важного дела. Есть молитва перед учением, которая просто необходима каждому школьнику.

Ещё очень важно молиться за усопших. Господь положил закон любви между живыми и мертвыми. С окончанием земной жизни, не прерывается связь между людьми. Православные христиане сохранили правило посещать могилки наших близких и дорогих нам людей. Но нужно знать, что главное – не цветы на могиле, а молитва за тех, чья душа раньше нас отправилась в мир иной, в вечную жизнь. Оттого, что наши бабушки или дедушки, а у кого-то мама или папа умерли, мы же не перестали их любить. Тем, кто находится по ту сторону нашей жизни, очень, очень нужна молитва близких. Их души ждут молитвенного поминовения.  Все, что может сделать человек для души усопшего, любимого человека, это помолиться Богу о прощении его грехов, об упокоении его души и о даровании ей Царства Небесного.

Православным христианам важно не только молиться самим, но и просить священника помолиться. Его молитва во время службы в храме имеет особую силу. Еще в храме принято зажигать и ставить на подсвечник восковые свечи как символ горящей молитвы Господу, Божией Матери или Святым угодникам Божиим. Свеча –посильная жертва. Когда зажигается свеча, молитва становится горячее. Не стоит просто так, с молчанием в сердце втыкать свечки, каждая свеча – это особое прошение наше о ком-то или о себе, это простой способ сделать молитву более искренней, а, значит, угодной  Богу. Поэтому в храмах принято подавать на службу записки с перечнем имен тех людей, за кого просят священника помолиться.

Для молитвы принято одеваться в простую, удобную одежду, женщины покрывают голову платком, даже во время домашней молитвы. Некоторые горячо верующие православные женщины стараются постоянно носить на голове платок, чтоб всегда быть готовой помолиться. Так принято у православных: считается, что платок на голове – символ покрова Пресвятой Богородицы - и что молящаяся женщина не должна думать о том, как она выглядит, насколько красиво у неё уложены волосы, как смотрят на неё окружающие. И в храм они входят в платках, чтоб не привлекать к себе излишнее внимание, чтоб приобрести смирение и в подражание Святым женщинам, которые на иконах всегда изображены с покрытой головой.

Мужчины напротив, снимают головные уборы, чтоб проявить уважение, благоговение. Даже по правилам хорошего тона мужчины снимают шляпы при входе в дом, снимают шляпы и кланяются для приветствия высокопоставленных людей. Тем более, в храме Божием, среди мужчин в головном уборе может быть только священник, который снимает его в особенных случаях во время богослужения.

Для того, чтобы не отвлекать от молитвы внимание других людей на рассматривание Вашей одежды, чтобы не вызывать осуждения или зависти, не следует хвалиться особо модными и привлекающими внимание нарядами. Во время посещения храма следует надеть скромную и неяркую одежду. Не принято пользоваться духами, не следует употреблять косметические средства, особенно губную помаду, потому что в храме православные люди прикладываются к иконам, к руке священника, которая их благословляет. Помада не должна оставлять следов. И запах ладана из кадильницы не должен смешиваться с ароматами разных духов и одеколонов, которыми надушились предстоящие в храме люди.

Люди, к сожалению, часто забывают о Боге, но есть те, которые так горячо возлюбили Господа и так явно почувствовали Божие присутствие в своей жизни, что решили оставить всю мирскую суету и посвятить всю свою жизнь молитве Богу за всех людей. Это монахи.

 Бывает, что человек принимает решение отречься от всех излишеств, от семейной жизни, от мирских удовольствий и развлечений ради того, чтобы посвятить свою жизнь трудам и молитве ради духовного совершенства, чтобы тем угодить Богу. В таком случае человек вступает на путь монашества. Большинство монахов собираются и живут общим хозяйством в монастырях, вместе трудятся, чтоб было пропитание и одежда. В монастырях особенно строго постятся, совершают много богослужений,  усердно молятся соборно и в одиночестве. У каждого монаха есть свое послушание, то есть поручение трудиться в конкретном месте – на огороде, в трапезной, в храме на богослужениях, или по хозяйству, что-то строить или мастерить. И каждый еще несет труд молитвенного правила. При принятии монашеского пострига человеку могут дать новое имя в честь еще одного небесного покровителя. Ему благословляют носить особую одежду. Монашество называют ангельским чином. Если человек предстал пред Господом после смерти в монашеском чине, его ждёт особая участь и особенная близость к Богу.

Конечно, награда ждет монаха, если монах был настоящим, честно трудящимся, исполняющим свои обеты, данные Богу при постриге, если он усердно и всем сердцем молился Богу. Некоторые монахи, особенно угодившие Богу своей праведной жизнью, стали святыми и получили дерзновение (то есть право и возможность) молиться о нас и быть нашими ходатаями перед Богом. Например, все знают преподобного Сергия Радонежского, или преподобного Серафима Саровского.

Были святые угодники Божии, которые не были монахами, но так горячо молились Богу при жизни, что их молитву слышал Господь и исполнял их просьбы о людях. Например, Блаженная Матрона Московская или Ксения Петербургская.

Многие священники так ревностно и усердно служили в церквях и молились за свою паству, что Господь их прославил во святых и теперь они служат пред престолом Божиим на небесах, например, Святитель Димитрий Ростовский, Святитель Тихон Задонский.

Некоторые люди приняли мученическую кончину из-за того, что их заставляли отречься от православной веры в Господа нашего Иисуса Христа, но они отказались и предпочли умереть в жестоких муках, но не предать Бога. Например, великомученик Пантелеймон, великомученица Варвара.

Были и люди, которые не были монахами, не были юродивыми чудотворцами, но так праведно прожили свою жизнь, что прославлены как святые. Например, святые праведные Иоаким и Анна – родители Богородицы - Девы Марии, или праведный священник Иоанн Крондштадский.

Угодили Богу и некоторые правители, цари, князья, которые правили своим народом честно, милосердно, старались жить по заповедям Божиим. Пример Благоверных князей  - Александр Невский, святые Петр и Феврония.     После окончания жизни на земле, святые угодники Божии находятся рядом с Господом и имеют великую силу молитвы за нас. Православные люди обращаются за помощью к ним в своих нуждах, бедах и болезнях, как к друзьям и заступникам. И они помогают  своей молитвой, чтоб человек не ошибался и не совершал дурных дел, они невидимо присутствуют рядом.

Третье занятие из цикла «Православная молитва. Храм. Икона. Монастырь» лучше всего провести, как внеклассное мероприятие с  посещением храмов, монастырей. В нашем случае мы посетили Свято-Донской Старочеркасский мужской монастырь. Проводилась экскурсия при участии монаха.  Ребята непосредственно познакомились с:  укладом, устройством монастыря. Увидели, как совершается крестное знамение, как православные ведут себя в храме, ставят свечи, прикладываются к иконам, берут благословение у священника. Этот урок - экскурсия произвел на детей неизгладимое впечатление и нашел отклик в душах ребят.

Заключение

Искренняя любовь сможет помочь в воспитании наших детей помочь им встать на добрый путь, лишенный зла и беззакония. В силу возраста и иных обстоятельств не все дети понимают, что хорошо, а что плохо. Из этого вытекает главная задача учителя - научить их видеть границы между добром и злом, любовью и ненавистью, которые в настоящее время размыты.

В учебнике «Основы православной культуры» имеется очень скудный материал. Кроме того, разделы, которые лучше было бы осветить по нашему мнению в одном цикле, находятся в разных местах учебника, и преподаются разрозненно, из-за чего теряются тематические связи.

Необходимо в цикле «Православная молитва. Храм. Икона. Монастырь» освятить следующие темы: «Что такое молитва? Кому мы молимся? Какая бывает молитва? Что мы просим в молитвах? Почему не всегда исполняется просимое? Что помогает и что мешает молиться? Сила и благотворное влияние молитвы. Совместная и соборная молитва. Храм – место где возносится соборная молитва. Священники - люди, которым дано право и привилегия совершать молитвы в храме, а также исполнять требы. Молитва в повседневной жизни православного христианина. Монашество – это чин, в котором люди посвящают себя молитве Богу».

В предложенном нами цикле один раздел вытекает из другого, ответы на все вышеизложенные вопросы создают цельную картину и правильное общее восприятие сути предмета изучения. Без такой единой концепции невозможно осветить тему. Понимание сути темы – православная молитва – дает базу, основу для дальнейшего самоопределения человека: интересно ли ему изучение религии, или нет. Если упустить из логической цепи приведенных вопросов какую-то часть, то потеряется общее понимание, что православия без молитвы не бывает, и что православная молитва отличается от любой другой. Если данная тема раскрыта и преподаватель подготовлен и может сам ответить на часто встречающиеся вопросы по этой теме или знает, где найти ответ (в литературе, в проповедях, в Священном писании), это вызовет заинтересованность учащихся и желание узнать о религии более глубоко и подробно. Дальнейшее изучение любой другой темы по предмету «Основы православной культуры» неизбежно будет проистекать из этой, на наш взгляд, основополагающей темы.

Благодаря нашим занятиям, ребята получили более полное представление о православии. Многие ребята начали посещать воскресную школу. В классе отношения стали более доброжелательными, искренними, дружественными.  Таким образом, нашу деятельность по духовно-нравственному воспитанию у младших школьников считаем успешной, при осуществлении целенаправленной работы по православной культуре с использованием цикла уроков «Православная молитва. Храм. Икона. Монастырь».

Список литературы

1. Баранов  А. «Что такое христианская молитва?». Издательство «Образ», г. Москва, 2006.

2. Божественная литургия святителя Иоанна Златоуста. Издательство: «Живоносный источник». Москва, 2014.

3. Духанин В. «Сокровенный мир православия». Издательство Московской Патриархии, 2009.

4. Закон Божий издание 2-е, переработанное и дополненное, по благословению Блаженнейшего митрополита Владимира. Издательство «Издательский отдел Украинской Православной церкви», Киев, 2011.

5. Иеромонах Иов (Гумеров).  «Тысяча вопросов священнику», по благословению святейшего патриарха Кирилла. Издательство «Сретенский монастырь».  Москва, 2009.

6. Иеромонах Лонгин (Чернуха). «О православии начинающим». Издательство «Киево-Печерская Успенская Лавра», 2015.

7. Кураев А.В. Основы православной культуры. Издательство: Просвещение. Москва, 2016.

8. Леонтьева Н. «Детская энциклопедия. Святые земли Русской». Москва, 2011.

9. Новый завет. Издательство «Сибирская Благозвонница». Москва, 2015.

10. Обернихина Г.А. Основы православной культуры. Методическое пособие. Издательство: Просвещение. Москва, 2014.

11. Православный календарь со святцами. 2016.

12. Православный молитвослов. Издательство «Фаворь».Москва, 2015.

13.  Тростникова Е.В. «Как научиться понимать молитвы?». Издательство: «Отчий дом». Москва, 2011.

14. Ушаков Д.Н. «Большой толковый словарь русского языка». Издательство: «Славянский дом книги». Москва, 2014.

Страница


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль Основы светской этики) 4-й класс, 2-е полугодие, урок №23 Тема урока: Совесть

Данная разработка включает в себя полный конспект урока основы светской этики в 4 классе на тему "Совесть" и презентацию к нему. Целью урока является формирование представления о  совести, как нр...

Методическая разработка урока основы религиозных культур и светской этики по теме "Добро и зло" с презентацией.

Методическая разработка урока основы религиозных культур и светской этики по теме "Добро и зло" с презентацией для учащихся 4 класса....

Методическая разработка урока «Основы религиозных культур и светской этики» для 4 класса с использованием современных образовательных технологий. Тема: «Мой класс – мои друзья!»

Цель урока: создание условий для формирования представления о дружбе, взаимопомощи, взаимопонимании, как о важнейшей нравственной ценности.Задачи урока:– формировать навыки конст...

Методическая разработка по Основам религиозных культур и светской этики. Модуль: "Основы православия". Тема: "Благовещение Пресвятой Богородицы".

Тема занятия: «Благовещение Пресвятой Богородицы» Тип занятия: интегрированное  Образовательная цель: знакомство с понятием «Благовещение».Познакомить ...